Образная память это в психологии

ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ

Смотреть что такое «ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ» в других словарях:

  • ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы; бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной… … Профессиональное образование. Словарь

  • Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы и т. д … Психология человека: словарь терминов

  • образная память — способность запоминать воспринятую информацию посредством образов, представлений, переживаний … Толковый переводоведческий словарь

  • Образная память — способность запоминать воспринятую информацию посредством образов, представлений, переживаний … Краткий словарь переводческих терминов

  • ПАМЯТЬ ОБРАЗНАЯ — ПАМЯТЬ ОБРАЗНАЯ. См. образная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПАМЯТЬ — способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта; одно из осн. свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и… … Биологический энциклопедический словарь

  • память — у всех различна. Это связано с индивидуально психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти. Так, возраст 18 25 лет отличается высоким… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • Память — У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия

  • память наглядно-образная — проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия

Что такое образная память?

К ЖЕЛАЮЩИМ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ

У Вас появилось желание развить свои творческие возможности, выучить иностранный язык за два-три месяца. Это очень хорошо! Важно регулярно заниматься 1,5-2 часа в день и уже на третьем-четвертом занятии Вы заметите, что после занятий голова становится, свежей, ясной, возникает ощущение, будто Вы погуляли в лесу и хорошо отдохнули. Эффект достигается за счет уменьшения «мозговых шумов», т.е. беспорядочно роящихся мыслей, которые и создают этот шум. Методика занятий — «игр» проста. Важно с большим интересом играть в предложенные игры. Осваивать методику можно так:

1. Идти по программе, строго выполняя все рекомендации.

2. Идти по программе, осваивая упражнение до минимального, с Вашей точки зрения, уровня. После этого в случае, если есть желание совершенствоваться далее, тестируйте себя и, исходя из данных теста, работайте над каждым разделом.

3. Начинайте занятия прямо с раздела «Запоминание иностранных слов», параллельно проходя курс по первому или второму варианту.

Учтите, что в рекламе мы называем приблизительный результат. Не устанавливайте себе барьер из какого-то определенного результата. Гораздо чаще в те же сроки занимающиеся показывают результат значительно выше. Чем чаще, продолжительнее, с большим желанием будут проходить занятия, тем выше результат.

Выполнение рекомендаций по переходу к следующему разделу желательно, но не обязательно. Важно, чтобы Вы ощутили смысл тренировки запоминания и ее динамику (запоминание производится всеми пятью органами чувств в состоянии безмыслия).

Занимаясь по данной методике, Вы будете пробуждать способности, которые имеют дети от рождения, а потом утрачивают, и будете учиться пользоваться ими. Соответственно, чем старше человек, тем сложнее и дольше будут проходить тренировки.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 4

1. Что такое образная память?……………………………………………………………………………………………………………………………………. 4


2. Что дает нам образная память?……………………………………………………………………………………………………………………………….. 4

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 6

Тестирование памяти…………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 6

Тест 1. Попросите, чтобы вам прочитали 20 слов с паузой в 10-15 сек……………………………………………………………………… 6

Тест 2. Аналогично, только вместо слов — цифры:…………………………………………………………………………………………………… 6

Тест 3. Тестирование уровня яркости образов…………………………………………………………………………………………………………. 6

РАЗДЕЛ 1. Развитие зрительного воображения………………………………………………………………………………………………………….. 6

Упражнение 1.1. Тренировка ритма внимания…………………………………………………………………………………………………………. 6

Упражнение 1.2. Запечатление — стирание………………………………………………………………………………………………………………… 7

Упражнение 1.3. Запечатление — удержание……………………………………………………………………………………………………………… 7

Упражнение 1.4. Остановись мгновение………………………………………………………………………………………………………………….. 7

Упражнение 1.5. Мгновенное фото…………………………………………………………………………………………………………………………. 8

Упражнение 1.6. Живая фотография………………………………………………………………………………………………………………………. 8

Упражнение 1.7. Манипуляция «фотографией»……………………………………………………………………………………………………….. 8

Упражнение 1.8. Фигуры……………………………………………………………………………………………………………………………………….. 8

Упражнение 1.9. Умение видеть главное и особенности…………………………………………………………………………………………… 8

Упражнение 1.10. Обработка состояния «пустоты» в голове и яркости воображения………………………………………………… 8

Упражнение 1.11. Запоминание слов……………………………………………………………………………………………………………………….. 9

Упражнение 1.12. Связка слов через сокращение образов (метод запоминания)……………………………………………………….. 9

Упражнение 1.13. Оживление (метод запоминания)……………………………………………………………………………………………….. 10

Упражнение 1.14. Взаимодействие с образами (метод запоминания)………………………………………………………………………. 10

Упражнение 1.15. «Перетекание»…………………………………………………………………………………………………………………………… 10

Упражнение 1.16. Метод Цицерона……………………………………………………………………………………………………………………….. 10

РАЗДЕЛ 2. Развитие тактильного воображения………………………………………………………………………………………………………… 10

Упражнение 2.1. Движение…………………………………………………………………………………………………………………………………… 11

Упражнение 2.2. Прикосновение…………………………………………………………………………………………………………………………… 11

Упражнение 2.3. Письмо………………………………………………………………………………………………………………………………………. 11

Упражнение 2.4. Удары………………………………………………………………………………………………………………………………………… 11

Упражнение 2.5. Синхронизация тактильного и зрительного восприятия……………………………………………………………….. 11

Упражнение 2.6. Изменение тактильных ощущений………………………………………………………………………………………………. 12

РАЗДЕЛ 3. Развитие слухового воображения……………………………………………………………………………………………………………. 12

Упражнение 3.1. Тренировка слуховых ощущений………………………………………………………………………………………………… 12

Упражнение 3.2. Изменение слуховых ощущений………………………………………………………………………………………………….. 12

Упражнение 3.3. Соощущения………………………………………………………………………………………………………………………………. 12

РАЗДЕЛ 4. Развитие вкусового воображения……………………………………………………………………………………………………………. 13

Упражнение 4.1. Тренировка вкусовых ощущений………………………………………………………………………………………………… 13

Упражнение 4.2. Изменение вкуса………………………………………………………………………………………………………………………… 13

РАЗДЕЛ 5. Развитие обонятельного воображения…………………………………………………………………………………………………….. 13

Упражнение 5.1. Тренировка обанятельных ощущений………………………………………………………………………………………….. 13

Упражнение 5.2. Усовершенстование обанятельных ощущений……………………………………………………………………………… 14

РАЗДЕЛ 6. Запоминание цифровой информации……………………………………………………………………………………………………….. 14

РАЗДЕЛ 7. Запоминание текстовой информации……………………………………………………………………………………………………….. 16

Упражнение 7.1. Запоминание текстовой информации……………………………………………………………………………………………. 16

РАЗДЕЛ 8. Совершенствование……………………………………………………………………………………………………………………………….. 16

Упражнение 8.1. Яркость воображения…………………………………………………………………………………………………………………. 16

Упражнение 8.2. Предвосхищение ситуаций………………………………………………………………………………………………………….. 16

РАЗДЕЛ 9. Развитие непроизвольных навыков запоминания…………………………………………………………………………………….. 16

Упражнение 9.1. Тренировка непроизвольных навыков запоминания…………………………………………………………………….. 17

Упражнение 9.2. “Растворение” в информации………………………………………………………………………………………………………. 17

РАЗДЕЛ 10. Работа с подсознанием………………………………………………………………………………………………………………………….. 17

Упражнение 10.1. Руки…………………………………………………………………………………………………………………………………………. 17

Упражнение 10.2. Тело…………………………………………………………………………………………………………………………………………. 17

Упражнение 10.3. Пальцы…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 17

Упражнение 10.4. «Трактор» для пальцев………………………………………………………………………………………………………………. 18

Упражнение 10.5. Замок……………………………………………………………………………………………………………………………………….. 18

Упражнение 10.6. Проработка век………………………………………………………………………………………………………………………… 18

РАЗДЕЛ 11. Сброс внутренних зажимов…………………………………………………………………………………………………………………… 18

Упражнение 11.1. Динамическое расслабление………………………………………………………………………………………………………. 18

Упражнение 11.2. Идеальное состояние для запоминания………………………………………………………………………………………. 19

РАЗДЕЛ 12. Запоминание иностранных слов…………………………………………………………………………………………………………….. 19

ОБЩИЕ ПРАВИЛА:…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 19

Техника запоминания…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 20

ПОВТОРЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 21

ВВЕДЕНИЕ

Что такое образная память?

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовывало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая — человек жил этим. Таким образом, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть, и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает. «Ну, допустим, — скажут скептики, — хорошая вещь ваша образная память. Но она развита и у животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти — абстрактной, словесной. В совсем иных условиях. В словах можно выразить все то же и многое другое, чего не передашь в образах конкретного мира. Как передать без слов сложнейшие философские, моральные и другие категории? Зачем ворошить в человеке ожившее звериное, когда есть целая наука о словесной памяти — мнемотехника?»

Ну что можно на это ответить? Древние говорили: «Мысль изреченная есть ложь». Каждому знакомо состояние озарения, когда кажется, что понимаешь все до таких глубин…, твоей мысли доступно все…, такая резкость и ясность воображения… И как бледно и тускло выглядит все это, когда переводишь это в слова. Вообразить вилку легко, а попробуй описать ее словами. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять, потом — подобрать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны. Сны всем снятся, а это ведь внутреннее произведение искусства. А уже к описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то, что не совсем понятно. Поэтому мнемонисты внедряют элементы образной памяти, говоря, что сначала необходимо понять смысл. Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучшилась память — надо все время специально учиться и тренироваться: для того чтобы учиться — нужна память. Учтите, что вся эта нагрузка падает на три процента мозга. Стоит ли удивляться, что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией — большей частью ненужной — и возможность запоминать новое резко падает. А вместе с ней уходят все бесполезные без памяти способности. Человек прекращает учиться. А безделье добивает даже то, что у него осталось.

Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, буквы, слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный малым запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление — это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и т.д.

Виды памяти

Человеческая память является, по сути, взаимосвязанным процессом, состоящим из трёх компонентов: ввод информации (запоминание), её удержание (сохранение) и, наконец, воспроизведение. Их взаимосвязь выражена в том, что от того, как организовано запоминание, зависит сохранение информации, а от него – и качество воспроизведения.

По характеру психической активности различают образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную память.

Образная память

Образная память – это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Наглядно-образная память сохраняет материал в форме зрительных, слуховых и других образов. Поэтому выделяют несколько отдельных видов образной памяти, таких как слуховая (попробуйте вспомнить мурчание котёнка или потрескивание хвороста в костре), зрительная образная память (лицо близкого человека или любимая ваза – помните?), обонятельная (запах знакомого парфюма или просто свежесрезанной травы), тактильная (прикосновение тёплой руки или боль от укола), вкусовая (кислота ломтика лимона или сладость банана). Наглядно-образная память особенно важна в творческой деятельности.

Наш мозг предпочитает воспринимать мир, обрабатывая информацию обоими полушариями: правое воспринимает образ, а левое подбирает для него слова. Развивая образную память, мы восполняем пробел, вызванный дефицитом образов: в современном мире много информации, но основной её массив не задействует в работу правое полушарие, возникает дисбаланс, в результате которого нам все труднее запоминать, удерживать внимание, концентрироваться. Развитие образной памяти помогает включить в работу правое полушарие, задействуя воображение. Воображая, мы легко запоминаем. Поняв материал, мы создаём образ, закрепляющий понимание, и получаем знание.

Различают зрительную, слуховую, моторно-слуховую память, зрительно-моторно-слуховую память. Это виды так называемой сенсорной памяти, которая играет наиболее важную роль в обучении. Зная, какой тип памяти преобладает у ученика, можно дифференцированно подходить к процессу его обучения, достигая лучших результатов запоминания. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы в процессе усвоения материала принимало участие как можно больше органов чувств. В своё время на это обращал внимание известный педагог К.Д. Ушинский.

Зрительная память

Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная образная память предполагает использование зрительного анализатора для обработки информации. У многих людей зрительная образная память представляет основной тип запоминания.

Особенно актуально развитие зрительной памяти для художников, но широко используем её мы все. Развивая воображение, мы также помогаем развитию зрительной памяти, ведь то, что мы представляем, нам легче запомнить и воспроизвести.

Слуховая память

Слуховой памятью называют способность к запоминанию и точному воспроизведению звуков, будь то музыка, речь или какие-то другие звуки. Особенно она важна для музыкантов, но активно её задействуем все мы. Слуховую память легко выявить у ребёнка: если ему легко даётся материал, рассказанный учителем (и дома параграф уже можно не читать, так как он и так все помнит), значит, ребёнок – аудиал.

Двигательная память

Моторная память удерживает все, что связано с двигательной активностью. Руки и ноги словно сами «помнят», что им делать.

Двигательная память помогает нам запоминать движения и затем воспроизводить их. Благодаря ей мы разучиваем танцы, работаем с инструментами, ездим на велосипеде и т.д. Подробнее об этом виде памяти Вы можете прочитать :

Развитие двигательной памяти способствует не только отточенность движений, меткости, ловкости. Без неё просто невозможно достичь успехов в любом деле, за какое бы мы ни взялись. Она лежит в основе навыков ходьбы, езды, письма, всех трудовых и практических навыков. Если бы мы не имели этой памяти, то вынуждены были бы учиться повторять то или иное действие. Чем более знакомы условия, тем точнее и вывереннее движения, тем лучше результат.

Обычно преобладает какой-то один тип памяти, но встречаются и смешанные, комбинированные. Так, моторно-слуховая память и зрительно-моторно-слуховая память относятся к комбинированным видам памяти.

Словесно-логическая память

Словесно-логический вид памяти хранит информацию в виде словесных понятий и чисел. Он отвечает за смысл, логику, взаимодействие между элементами словесной информации. В процессе обучения широко задействуются и образная, и словесно-логическая память. Образная память неразрывно связана с воображением и востребована во многих областях человеческой жизни.

Словесно-логический вид памяти мы используем постоянно. Когда мы изучаем новый материал, работает преимущественно именно она. От развития словесно-логической памяти зависит и развитие всех других видов памяти у человека: она опирается на них и играет ведущую роль в усвоении новых знаний.

Очень важно развивать словесно-логическую память младших школьников, ведь, как показывает практика, если ребёнок не овладеет приемами мыслительной деятельности и не научится учиться (простите за тавтологию) в младших классах, то он будет неуспевающим в средних и старших, отставая в обучении.

Развитие словесно-логической памяти способствует улучшению эрудиции, повышению образованности. Особенность словесно-логической памяти заключается в том, что мысли не существуют без участия языка, без слов, и их воспроизведение – тоже. Мы всегда работаем с мыслями, выраженными в словах, отсюда и название – словесно-логическая память.

Эмоциональная память

Эмоциональная память содержит все воспоминания о пережитых эмоциях и чувствах. Особенностью эмоциональной памяти является её яркость даже по прошествии многих лет после полученного эмоционального всплеска. Обычно она, подкреплённая эмоциональным импульсом, долго и прочно хранит информацию. Возможно, это связано с тем, что под влиянием сильных эмоций в механизм запоминания включаются гормоны надпочечников, не задействующиеся при обычном запоминании.

Иногда первичные эмоции замещаются вторичными, иногда противоположными, и тогда мы переоцениваем отношение к происходившим когда-то событиям.

Развитие эмоционального типа памяти способствует повышению интеллектуального потенциала человека. От развития эмоциональной памяти зависит и успех, и комфортность эмоционального состояния в семье и обществе. Произведения искусства, живая природа, художественная литература стимулируют развитие образного мышления, что способствует и развитию эмоциональной памяти.

Функции эмоциональной памяти:

• Накапливание и воспроизведение эмоционального опыта, связанного с событием, вызвавшим эмоцию.

• Формирование эмоционального интеллекта.

• Влияние на развитие личности и её творческих способностей.

Через память на эмоциональные состояния мы принимаем решения о своих последующих шагах, имеем возможность учиться на своих ошибках и повторять успешный опыт. Функции эмоциональной памяти делают её вклад в формирование личности очень весомым.

Благодаря эмоциональному типу памяти мы умеем страдать, радоваться, сочувствовать. Однажды пережитые чувства от чего-то нас удерживают, к чему-то побуждают. Эмоции задействованы в том механизме, который побуждает нас к действию. Не мышление, а эмоции заряжают нас энергией.

Долговременная, кратковременная и оперативная память

По времени сохранения информации различают мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память способна хранить информацию совсем недолго, около 40 секунд, и объём её невелик, он составляет 7 плюс-минус 2 единицы информации. Этот объём можно увеличить путём объединения информации в блоки.

Большая часть информации из кратковременной памяти затем стирается, а меньшая переходит в так называемую оперативную память. Этому способствуют некоторые факторы, такие как эмоциональность подачи, яркость, неожиданность, необычность материала, многократность повторения, важность для конкретного человека. В оперативной памяти информация сохраняется до суток (максимум), затем менее важная её часть стирается, а более важная переходит в долговременную память. Здесь информация сберегается в течение всей жизни, и для этого организмом задействуются специальные нуклеиновые кислоты и белки памяти.

Интересно, что в фазе медленного сна происходит логическая обработка информации, а в фазе быстрого – перевод отобранной информации в долговременную память. Более подробно об этих процессах и о развитии долговременной памяти, а также о развитии кратковременной памяти Вы можете прочитать в нашем блоге.

Непроизвольная память и произвольная память

По степени волевой регуляции различают произвольную и непроизвольную память.

Непроизвольная память – это процесс, происходящий без усилий, «сам по себе», непроизвольно. Но, как правило, запечатление в этом случае связано с сильными эмоциями, вызывая, например, удивление, интерес. Материал, усвоенный с использованием непроизвольной памяти, запечатлевается лучше, чем с использованием произвольной, ведь непроизвольно мы запоминаем то, что находится в центре внимания, что интересно, что точно пригодится, и особенно – если с этим был связан умственный труд. А ведь именно такую информацию мозг и предпочитает отправлять в хранилище долговременной памяти.

Развитие непроизвольной памяти у дошкольников связано с вовлечением их в активное взаимодействие с предметами, с обучением пониманию их важности и умению разделять их на группы. Расширение интересов ребёнка также способствует развитию непроизвольной памяти.

Произвольная память – это процесс, при котором человек прилагает волевые усилия для достижения запоминания. В этом случае, когда «не хочется, а надо», мы используем «хитрости»: мнемотехнику, концентрацию внимания, мотивацию; стимулируем и награждаем себя за усилия и успехи.

Развитие произвольной памяти играет огромную роль в обучении, позволяя усваивать программу занятий младшим школьникам и способствуя общему интеллектуальному развитию, в том числе навыку мыслить логически и делать выводы, так необходимому старшеклассникам. Об упражнениях для развития произвольной памяти можно прочитать :

По способу заучивания разделяют два вида произвольной памяти: механическую и смысловую.

• При запоминании материала путем механического заучивания, без использования при этом анализа и преобразований, речь идёт об использовании механической памяти.

• При запоминании смысла, а не формы информации, когда материал связывается с уже имеющимся и структурируется, мы говорим об использовании смысловой памяти.

Но, каким из видов произвольной памяти мы бы ни воспользовались, результат запоминания зависит от того, сумеем ли мы обеспечить прочное, длительное внимание к предмету запоминания.

Можно говорить о том, что произвольная память имеет особенности, отражающие её специфику.

Особенности произвольной памяти:

• Наличие намерения сохранить информацию в памяти.

• Приложение определенных усилий для запоминания информации.

• Использование мнемонических приемов или иных способов запоминания.

• Организованное повторение с целью лучшего запоминания.

Память – одна из важнейших когнитивных функций мозга, необходимая для полноценной жизни и развития человека, и её можно и нужно тренировать.

Развивать память можно с помощью специальных упражнений. В увлекательной форме игры для этой цели можно заниматься на развивающих тренажёрах для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Когда мой крёстный сын Илья учился во втором классе, ему задали выучить стихотворение Блока «Летний вечер». Стих простой, но при рассказе мы столкнулись с проблемой. После чтения наизусть первой строчки, Илья сразу перескакивал на третью. Я безрезультатно провозился с ним около получаса и стал искать причины, по которым тяжело даются литературные произведения.

В поисках ответа я наткнулся на статью о том, что такое образная память. Понятие знакомое, но я не понимал, что сложного во второй строчке:

«Лежат на поле сжатой ржи»

А мой крестник, похоже, не мог сообразить, что такое «сжатой ржи». Рожь – слово, часто употребляемое в произведениях. Вот только для Ильи – это просто слово и ничего больше. Он никогда не видел это растение. Тогда, я попросил его раскрыть смысл этого стиха, и мы выявили другие сложные слова: межа и жница.

Я показал крестнику рожь на картинке. Он прекрасно знал, что зёрна этой культуры перемалывают в муку. Но ему было тяжело представить её на поле.

Мы постепенно разобрали с ним остальные слова, пока всё стихотворение не сложилось в единое целое. Уложились за 1,5 часа с учётом трёх 10-минутных перерывов. С тех пор мы всегда разбирали домашнее задание по литературе, используя визуализацию.

Определение и виды

Образная память в психологии – это запоминание, сохранение и воспроизведение явлений и предметов. Образы возникают в результате действия различных систем восприятия. В связи с этим образное усвоение и воспроизведение подразделяется на следующие группы:

  • тактильное – хранилище ощущений (горячая плита, мягкий плед, острый нож);
  • вкусовое – копит всё, что когда-либо попадало на язык (сладость сахара, острота перца, вкусы блюд);
  • зрительное – откладывается картинка (дорога к дому, расположение предметов на рабочем столе, внешность человека);
  • слуховое – отпечатываются звуки (рёв льва, материнский голос, любимая мелодия);
  • обонятельное – удерживает знания, полученные путём вдыхания (аромат хвойного леса, духов, запах костра).

Чем больше органов задействовано, тем выше эффект. Примером служит процесс усвоения лекции. После разового прослушивания студент способен воспроизвести только 10% информации. Если доклад нацелен на зрительное восприятие, то откладывается 30%. Совмещение визуальных образов и рассказа увеличивает эффективность до 50%. 90% обеспечивается практической работой, вызывающей ощущения.

Следовательно, данный вид усвоения материала нацелен на восприятие и последующее воспроизведение картины целиком. Суметь создать в голове образ, который возможно увидеть, услышать, почувствовать, попробовать на вкус, значит запомнить.

Особенности

Чаще всего дети и подростки воспринимают мир с помощью перечисленных систем. С возрастом среднестатистический человек меньше задействован в творческих процессах. Это приводит к регрессу образного и развитию словесно-логического мышления.

Пример образной памяти среди взрослых преподносят люди творческих профессий – музыканты, художники. Также, она свойственна профессионалам в приготовлении блюд, напитков и их дегустации.

Считается, что на качество воспроизведения образов влияет:

  1. Особенности объекта и вызываемые им эмоции, а также состояние человека в момент запоминания.
  2. Состояние человека во время воспоминания. Яркие точные картинки возникают непосредственно перед сном и в моменты релаксации после тяжёлого труда.

При задействовании систем восприятия, запоминание объекта происходит лишь в общих чертах. Откладываются бледные фрагменты, которые со временем забываются или смешиваются со схожими образами.

Но возможен и другой путь – обособление картинки, в результате чего она становится очень яркой и отчётливой. В этом случае мозг сразу отличает подобное от настоящего.

Развитие образной памяти

Основоположник теории о памяти Блонский П.П. говорил, что все 4 её вида проявляются последовательно. Эффективнее всего образное мышление развивается у детей 3 – 7 лет. Малышам легче запомнить именно образы, а не слова. Для старших дошкольников (5 – 7 лет) уже характерно произвольное запоминание.

К методам развития образного мышления относят:

  • обучение самоконтролю и способам запоминания;
  • упражнения;
  • дидактические игры;
  • формирование эмоционального настроя;
  • определение наклонностей и интересов.

Задача любого из этих методов – вызвать интерес. От степени заинтересованности в происходящем зависит качество восприятия и, как следствие, запоминания. Это достигается с помощью привлечения эмоций: восхищение, удивление, сомнение и т.д. В связи с этим эффективнее использовать объекты сложных форм, ярких цветов, различных оттенков. Контурные модели не подойдут.

Упражнения и игры

Детство – лучшее время для развития образного мышления. Однако доказано, что чётких границ между видами памяти не существует. Способность запоминать образы у не натренированного взрослого намного слабее. Но существуют упражнения для различных возрастов.

Групповые занятия для детей 3-7 лет

Большинство упражнений целесообразно проводить в группе. Так поступают воспитатели детских садов и начальных классов. Группу может создать и семья, и просто знакомые дети со двора.

Популярные игры и упражнения:

  1. «Бросай-лови». Дети разбиваются по парам. Каждый получает мячик. Задача: бросить свой мячик и поймать мячик напарника, когда прозвучит слово или цифра (например, «стол» или «один»).
  2. «Придумай слово». Ведущий (педагог, родитель) называет букву, на которую необходимо назвать слово. В игре участвует один, но он может попросить подсказку коллектива при возникновении сложностей.
  3. «Минное поле». Ведущий рисует на асфальте клетки, по которым в дальнейшем будут прыгать дети. Подразумевается, что это поле, где зарыты мины. Обозначается вход и выход. На листе бумаги продумывается, какие участки будут заминированы. Дети поочерёдно прыгают по клеткам, и если кто-то нарывается на боеприпас, то сходит с дистанции и встаёт в конец очереди. Дети узнают об опасности, только ошибившись. Методом проб и ошибок вычисляются все участки. В конце игры все дети должны беспрепятственно пройти от входа к выходу.

Индивидуальные занятия

Наиболее простое упражнение для маленького – перечислять одежду, прежде чем одеваться. Задача состоит в том, чтобы он, не видя вещей, назвал их наименования и цвета. При перечислении должен соблюдаться порядок одевания.

Наедине с ребёнком можно предложить одну из следующих игр:

  1. «Найди объекту пару». Чаду демонстрируют предмет (например, наушники). После запоминания объект убирается и вместо него демонстрируется 15 пар выбранных предметов. Все они должны отличаться размерами, формой, цветом, оттенками.
  2. «Небылицы». Демонстрируется ряд изображений с различными ситуациями. Одни картинки рассказывают о реальных событиях, другие содержат явные признаки вымысла. Ребёнок определяет и перечисляет придуманные события.
  3. «Составь предложение». Диктуются 10 – 12 слов, которые необходимо преобразовать в осмысленный рассказ.

Тесты для старших детей и взрослых

Уже отмечалось, что с возрастом прогрессируют другие виды усвоения и воспроизведения знаний. В старших классах эффективно заниматься творчеством, чаще рисовать. Взрослому необходимо выяснить, какой тип памяти образной преобладает у него, и развивать самое перспективное направление.

Попросите кого-нибудь написать для вас 20 слов или возьмите из данной статьи. Для начала эти слова должен прочитать кто-то другой. Запомните максимальное количество вместе с порядковым номером за 40 секунд:

  1. Откос. 2. Преамбула. 3. Лаванда. 4. Атмосфера. 5. Экономика.
  2. Жираф. 7. Прогноз. 8. Шизофрения. 9. Обучение. 10. Спортсмен.
  3. Река. 12. Комета. 13. История. 14. Шкаф. 15. Пельмень.
  4. Икона. 17. Мегаполис. 18. Компьютер. 19. Банк. 20. Равенство.

Запишите на листке запомнившиеся слова вместе с номерами. Количество правильных ответов нужно разделить на 20 и умножить на 100. Например, 15/20*100 = 75% – это эффективность слухового усвоения. Теперь возьмите другой аналогичный список сами, прочтите и запомните слова за то же время. Рассчитайте эффективность визуального усвоения материала по той же формуле.

Тренируется любое направление образной памяти:

  • зрительная – запоминайте черты лиц людей, оформление блюд в ресторанах, обложки книг;
  • слуховая – слушайте музыку, записи стихов
  • обонятельная – наслаждайтесь ароматами цветов, посещайте парфюмерные магазины и старайтесь отличать один запах от другого;
  • тактильная – трогайте предметы и ловите себя на эмоциях во время ощупывания;
  • вкусовая – старайтесь распробовать каждое блюдо, улавливайте вкус каждого ингредиента (лучше начать с простых).

Итого

Образная память – это первый уровень процесса запоминания. Чтобы перейти на следующий, нужно сначала отложить в голове значительное количество образов. Натренировать её можно в любом возрасте, воздействуя на один из органов восприятия.

Как говорил Джон Локк: «Память — это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом».

Воспоминания – взгляд назад, без которого невозможно саморазвитие. Стремитесь к восстановлению образа, и остальные уровни усвоения подключаться сами.