Нравственные поступки в литературе
Жизненный путь человека – это процесс долгого развития, перемещения в пространстве и времени. Путеводная звезда, дорога жизни, встать на перепутье, перекресток трех дорог. Слова русского языка указывают, что цель жизни и судьба личности так или иначе связаны с осознанным выбором направления движения по жизненному пути. Куда идешь – туда и попадешь. Но что может повлиять на человека, на его нравственный выбор – примеры из литературы, поступки окружающих или собственный жизненный опыт? Попробуем найти ответ на этот вопрос в литературных источниках.
Содержание
- Истоки нравственности
- Как показан нравственный выбор в древнерусских литературных произведениях
- Человек с большой буквы
- Любовь и нравственность
- Аргументы для сочинения 15.3 на тему: нравственный выбор (ОГЭ по русскому языку)
- Примеры безнравственных поступков в литературе, какие произведения?
- Что такое мораль? Проблема морали. Примеры в литературе (ЕГЭ по литературе)
- Что такое мораль?
- Воспитание морали
- Что значит быть моральным человеком: примеры из литературы
- Интересные материалы:
Истоки нравственности
Слово «нравственность» происходит от древнерусского слова «нрав» – характер, обычай, привычка. Внешние события или природные задатки, влияющие на формирование душевных свойств или качеств личности – это основа нравственности человека.
Как передает литература, древнегреческий философ Аристотель рассматривал нравственную деятельность, как основу этики – учения о добре и зле. Этический или моральный выбор – это осознанное поведение человека, совершаемое под влиянием «впитанных с молоком матери» внедренных в сознание норм и правил общества.
Моральные принципы – это свод объективных духовных правил, различающих добро и зло, регулирующих поведение человека по отношению к окружающей природе, людям, самому себе. К ним относятся:
- христианские заповеди-запреты: «не убий», «не воруй», «не лги», «не лжесвидетельствуй»;
- общечеловеческие образцы-ценности: мудрость, честность, справедливость, мужество, благоразумие, ответственность, милосердие.
Альтруизм, гуманизм, коллективизм, разумный эгоизм и толерантность – принципы, помогающие выбрать образец идеального поведения.
Следующее видео – песня про дорогу, развилку, выбор:
Этические принципы всегда имеют два противоположных оценочных полюса, влияющих на выбор: добро или зло, положительный – отрицательный, смелость – трусость, симпатия – антипатия, любовь – ненависть, скромность – тщеславие, требовательность – снисходительность, патриотизм – космополитизм. Выбор осуществляется с учетом полярных свойств:
- объективность морального требования, не имеющего персонального заявителя, но субъективность позиции личности;
- усредненность социальных ценностей, но высокие индивидуальные принципы;
- универсальность общечеловеческих норм, но уникальность требований отдельной группы;
- практическая целесообразность поведения, но бескорыстная добродетель, которая часто бывает наказуема;
- логичность поведения в стандартной ситуации, но личная свобода действий.
Личность делает выбор, руководствуясь положительными ценностями конкретного социума, где происходило ее взросление. Несовпадение уникальных этических норм приводит к столкновению интересов групп.
Положительное поведение индивида с точки зрения одной группы, для другой может оказаться безнравственным. На этой почве возникают межличностные, межэтнические или религиозные конфликты. Например, одежда на теле человека, жителями племен, живущих первобытной общиной, воспринимается негативно – как желание обмануть, скрыть что-то от окружающих. И наоборот.
Папуас в юбке из пальмовых листьев на фоне небоскребов воспринимается, как инородное тело.
Жизненный путь – это движение личности по вектору этических представлений.
Как показан нравственный выбор в древнерусских литературных произведениях
Мудрость народа передавалась из поколения в поколение с помощью сказок, былин, пословиц, поговорок. Путешествующие по городам селам сказители-гусляры или старшее поколение, как правило бабушка или дедушка, рассказывали малым детям поучительные были или повести, передавали старинные знания о законах природы, общественных нормах поведения. Сказочные персонажи иносказательно или личным примером показывают выбор модели поведения в бытовой ситуации, межличностном конфликте или на войне.
Все русские сказки передают глубинные знания. При своей внешней простоте и незамысловатости прививают народу высокие моральные ценности. Например, жители сказочного Теремка, выбирают совместное проживание, учат терпению, взаимопониманию и умению жить в многонациональной среде. Когда громадный медведь, не вписавшись в габариты, разваливает старый дом, жильцы не отчаиваются, а все вместе отстраивают новый терем.
А какие моральные качества воспитываются сказкой «Репка»? В ней показана важность взаимодействия внутри ячейки общества. Дружная семья – это великая сила: только собравшись вместе разные поколения, могут сделать большое дело, вытянуть репку. Таким образом выбор склоняется к семейным ценностям, трудолюбию и терпению.
Герои русских былин – богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович – своими поступками показывают, что убить врага и спасти народ русский от многоголовых змеев – это самый высокодуховный выбор. На таких примерах воспитывается сила духа, патриотизм и душевная мощь:
«Кто откуль вы да унесены,
Всяк ступайте в свою сторону,
И не троне вас змея боле проклятая,
Не унесет нунь боле полону да русского
И народу христианского».
Еще один источник формирования нравственности – это пословицы, поговорки, в которых сконцентрирована многовековая мудрость русского народа: «Береги платье снову, а честь смолоду», «Не верь речам, верь своим очам», «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь», «Плох тот солдат, который не надеется быть генералом», «Поспешишь – людей насмешишь». Они всегда всплывают в памяти в трудные минуты, являются руководством к праведному выбору.
Выступление искусствоведа Михаила Казиника в Совете Федерации РФ 14 июня 2017 года.
Человек с большой буквы
Нравственные искания героев – основная задача, которую стремятся описать в своих произведениях русские писатели. Авторы показывали, насколько сложно человеку сделать правильный выбор. Душа мечется между добром и злом, между честью и бесчестьем, между горестью настоящего и неизвестностью будущего. Желание в любой ситуации оставаться Человеком с большой буквы — это отличительная особенность личности. При этом основными чертами характера русского человека всегда были: жертвенность, стремление жить «по совести», чувство собственного достоинства.
Стоит вспомнить крылатую фразу Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Герой готов беззаветно служить Отечеству, но ему отвратна сама мысль лебезить перед «покровителями», среди которых «тот и славился, чья чаще гнулась шея», они и «в мире брали лбом; стучали об пол, не жалея!»
Юный Петр Гринев из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» во всех жизненных ситуациях делает выбор, руководствуясь принципами добра и справедливости. Это дважды едва не стоит ему жизни: первый раз, когда он получил ранение на дуэли, вступившись за честь девушки; второй, когда молодой офицер отказался присягнуть Пугачеву, как новоявленному царю. Однако именно нравственность стала его спасением. Разве мог предугадать добрый Гринев, пожалев крестьянина, пропившего зимой одежду, что старый заячий тулупчик, однажды подаренный выпивохе, избавит его самого от виселицы. Воистину: Transire Benefaciendo (лат. Идти, творя добро).
Для сравнения, как антипод Гринева, Пушкин выводит образ безнравственного антигероя Швабрина. Этот человек «поливает грязью» невинную девушку, на дуэли хочет убить неопытного соперника. При первой угрозе жизни предает Отечество, присягнув на верность самозванцу. Он вызывает неприязнь, с ним не стоит общаться. Как говорит героиня Маша, отвергая сватовство Швабрина: «Ни за что! ни за какие благополучия!»
Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» описывает непростую ситуацию, в которую поставлена главная героиня Наташа Ростова. Во время войны с французами ей приходится выбирать: увезти подальше от наступающих врагов домашний скарб или отдать подводы для перевозки раненых. К чести Наташи, жизни раненых оказались важнее. Она передала подводы для их спасения.
Еще одну грань нравственности, как личную смелость, показал В.П.Астафьев в своем рассказе «Конь с розовой гривой». Главный герой – ребенок собирает в лесу землянику на продажу и отдает бабушке, не предупредив, что съел часть ягод. Бабушка попадает в неловкую ситуацию на рынке, куда привезла ягоды. Продав товар, она хочет пересыпать их покупателю, но обнаруживает в корзине траву вместо сладких ягод. Ребенку очень стыдно, он раскаивается, несмотря на страх, просит прощения. Конечно, бабушка простила юного «героя», он вернулся на тропу добродетели.
Трудно простому человеку совершить правильный выбор. Особенно в первый раз. Приходится преодолевать собственный страх, лень. Но зато он надолго избавляется от страданий и мук совести.
Любовь и нравственность
200-300 лет назад русские героини, благодаря этическим нормам общества, превыше всего ставили семейные или религиозные ценности. Поэтому женщины отвергали любовь, не освященную церковью, считая ее безнравственной. Крепость русского общества поверяется крепостью семейных отношений. И это нашло отражение в литературе.
Главный герой А.С. Пушкина Евгений Онегин, несмотря на ветреность, проявляет порядочность по отношению к влюбленной Татьяне. Он честно говорит: «Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой». Страдания молодой женщины его не трогают. Более того, опытный повеса читает проповедь смиренной девушке: «Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет».
Ирония автора в том, что Онегин оказывается перед выбором в противоположных ситуациях: отвергающего и отверженного. Он страстно влюбляется в Татьяну, вышедшую замуж к этому времени. Но теперь уже героиня делает выбор не в его пользу: «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна».
В романе Пушкина «Дубровский» мы видим, как героиня делает выбор, основанный на моральных принципах. Мария Троекурова полюбила сына человека, которого ее отец разорил, довел до сумасшествия и смерти. Любовь взаимна, но у нее нет будущего. Влюбленный Дубровский не успевает похитить девушку до того, как властный отец насильно выдает ее замуж за богатого старика. После венчания в церкви Мария отказывается следовать за молодым человеком, выбирая узы брака. Дубровский благородно уходит, уважая выбор любимой женщины. Герои, оказавшись в сложной ситуации, проявляют высокодуховные качества.
Грустную судьбу женщины, выбравшей любовь наперекор мнению толпы, описывает в своей пьесе «Гроза» А.Н. Островский. Катерина – чистая, светлая душа, – оставшись без поддержки любимого человека, бросается в речной омут.
Добродетельное поведение женщины в семейной жизни – это основа здоровой нации. Именно поэтому мужчины, как более стойкие, мужественные, должны всячески поддерживать, охранять своих женщин, не давая повода для разочарования.
Время идет, меняются люди, меняются нормы, законы, правила. Но общечеловеческие ценности, опирающиеся на понятия добра, чести и справедливости никуда не исчезают. Человек ежедневно стоит перед нравственным выбором. Задача общества задать его развитию положительное направление.
Возможно, Вам также будет интересно прочитать, про дизайн коридора в доме.
Сохраняйте и делитесь — пригодится! Alexandra Druzhinina
Аргументы для сочинения 15.3 на тему: нравственный выбор (ОГЭ по русскому языку)
Каждый из нас сталкивается с необходимостью нравственного выбора ежедневно: уступить ли место в автобусе, предложить ли помощь нуждающемуся, помочь ли родителям по дому? Даже эти обыденные ситуации заставляют нас задаваться вопросом: как правильно поступить? Чтобы ответить на него, необходимо понять, что же такое нравственный выбор. В этом Вам поможет Многомудрый Литрекон, который нашел литературные примеры для сочинения-рассуждения 15.3 на ОГЭ по русскому языку.
- Евгений Онегин, герой одноименного произведения А. С. Пушкина, был вызван на дуэль. Его приятель, который бросил вызов, обиделся из-за того, что тот флиртовал с его невестой. Один лишь Евгений понимал, что его общение с Ольгой – неудачная шутка, и в поединке нет никакого смысла. Однако молодой дворянин струсил и не пошел мириться, чтобы не уронить свой статус в обществе. Судьба поставила его перед выбором, но он поступил безнравственно, убив друга только из-за того, что побоялся ропота окружения.
- В пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» героиня являет собой образец нравственности. Она усердно учится и вежливо ко всем обращается, хотя ее окружают невежественные и глупые люди. Даже когда нашелся ее дядя и объявил, что нашел жениха для племянницы, она покорно приняла его волю, хоть и была уже влюблена в Милона. Поведение и моральные качества Софьи говорят о том, что она делает правильный выбор каждый день, и это выбор в пользу нравственности.
- В произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Андрий оказался перед выбором между любовью и родиной. Он воспылал страстью к прекрасной полячке, но его народ воевал в «ляхами». Герой не смог побороть свои чувства и предал родину. Его решение было безнравственным, ведь он изменил не только отечеству, но и всей своей семье.
- В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главная героиня вынуждена была выбирать между долгом и чувствами. Она все еще любила Евгения, но уже была замужем за генералом. Женщина с благодарностью и уважением относилась к супругу и не хотела рушить семью, поэтому сделала по-настоящему нравственный выбор – осталась верной женой.
- В романе А. С. Пушкина «Дубровский» главная героиня полюбила врага своего отца, но была вынуждена выйти замуж по расчету за богатого старика Верейского. Возлюбленный хотел похитить ее, но опоздал: Марья обвенчалась со своим женихом и ехала из церкви. Владимир остановил карету и захватил ее, но героиня отказалась последовать за ним, ведь она уже была чужой женой и свято чтила закон религии. Она сделала выбор в пользу нравственного долга, и ее принципиальность достойна уважения.
- В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» герой оказался на распутье между браком по обещанию и женитьбой по расчету. Эраст соблазнил крестьянку, но дал слово, что женится на ней. Однако в армии он влез в долги и был вынужден поправить свое материальное состояние за счет выгодной партии. Богатая вдова стала его единственным спасением от бедности. Но обманутая им Лиза не смогла смириться с утратой и свела счеты с жизнью. Герой жалел об этом все оставшиеся годы, ведь его выбор в пользу денег был безнравственным и аморальным.
- В книге В. Быкова «Сотников» герой мужественно терпит издевательства нацистов, истязающих его, только бы не подставить других партизан. Он берет всю вину на себя, пытаясь спасти Рыбака и Демчиху. Сотников мог бы спасти себя, став полицаем и рассказав о том, что ему известно о местоположении других ополченцев, но он этого не сделал и пал жертвой войны. Его выбор можно назвать высоконравственным, ведь он ценой своей жизни спас товарищей и внес вклад в победу.
- В прозаическом стихотворении И. С. Тургенева «Два богача» автор рассказывает о крестьянской семье, где супруги решали, принять ли в дом сироту. В ответ на сетования женщины о бедности мужчина сказал, что согласен есть несоленую похлебку, лишь бы не бросать ребенка в беде. Выбор этого героя можно назвать нравственным, ведь он согласен отдать последнее, что у него есть, лишь бы вырастить Катьку.
- В книге В. Быкова «Обелиск» учитель оказывается перед выбором: сохранить свою жизнь или же сдаться немцам, чтобы попытаться спасти попавших под арест учеников. Партизаны уговаривали его остаться и не ходить, ведь ребят все равно бы не отпустили, но Алесь Мороз пошел на смерть ради попавших в беду школьников. Только благодаря ему одному из пленников представилась возможность бежать. Выбор героя – показатель высочайшей нравственности, ведь он пожертвовал собой ради спасения детей.
- В повести И. С. Тургенева «Ася» герой узнал, что у него есть незаконнорожденная сестра. Перед смертью его отец просил позаботиться о ней. Гагин поступил честно и порядочно: дал девушке образование, всячески опекал ее и не жалел денег на ее содержание. Выбор героя говорит о наличии у него строгих нравственных принципов, которым полностью соответствует его отношение к сестре.
Примеры безнравственных поступков в литературе, какие произведения?
Начать перечислять — и до конца жизни не закончить. В литературных произведениях постоянно присутствуют некие бессовестные злодеи, отравляющие жизнь добродетельным персонажам. Сколь бы длинным ни был предложенный мною список, его всегда можно будет содержательно дополнить.
«Война и мир» — попытка Анатоля Курагина соблазнить Наташу Ростову. Анатоль давно женат, но помалкивает об этом обстоятельстве, подбивая Наташу на совершенно бессмысленный с логической точки зрения поступок. Будь он свободным человеком, ничто не мешало бы ему явиться в дом к Ростовым и начать ухаживания так, как это было принято, а затем испросить руку девушки у её родителей. Впрочем, размытые нравственные представления свойственны этой семье.
Сестра Анатоля — Элен, которую столь удачно выдали замуж за деньги Пьера Безухова, образцовым поведением не отличалась и в целом вела не тот образ жизни, которые одобряло дворянское общество и автор. Мы, двести лет спустя после описываемых событий, при всей разнице во взглядах на многое, гламурную цацу, не считавшую мужа за человека, тоже не одобряем. У Элен Безуховой (урождённой Курагиной) нет какого-то одного громкого безнравственного поступка, но вся её жизнь — какая-то постоянно текущая в фоновом режиме безнравственность, ибо её существование бесцельно и посвящено лишь развлечениям за чужой счёт.
Для Толстого это характерно — проливать особый свет на поступки героев через поведение их братьев и сестёр. Не зря «Анна Каренина» начинается с несчастья в семье её брата Стивы Облонского, причиной которого является он сам. Измена жене с гувернанткой — это не просто аморально, но собственно подход к жизни у героя гаденький, ибо можно ли считать нравственным требование от жизни бесконечных удовольствий для себя и отношение к другому человеку, как к салфетке «Клинекс», которой можно попользоваться и выбросить, истощённая ли это родами и похоронами жена или гувернантка, которая просто подвернулась под руку?
Швабрин из пушкинской «Капитанской дочки» даёт нам целую россыпь подлых поступков:
- очерняет практически всех жителей Белогорской крепости, представляя их Гринёву;
- пытается втоптать в грязь репутацию девушки лишь за то, что та не ответила на его интере взаимностью — как ещё назвать утверждение, что девица готова пойти с любым за пару серёжек?
- нарушает присягу, совершает перебежку в лагерь заговорщиков;
- использует своё положение, чтобы насильно овладеть Машей, точно зная, что он ей противен. Волею автора замысел не удался, но стремление как таковое попирает все понятия о порядочности и нравственности;
- совершает предательство уже Пугачёва и становится источником мерзких инсинуаций, ведущих Гринёва на эшафот. События заканчиваются благополучно для Гринёва лишь благодаря героическому поступку Маши Мироновой, дошедшей до императрицы.
Безнравственность — это не попрание условностей света, не просто шаги против принятой морали. Мораль бывает глубоко безнравственной, когда, например, позволяет рабовладение или неограниченную власть переходящую в самодурство. Барыня из «Муму» Тургенева, которая не только собачку бедную утопить велела, но и сознательно не позволила двум своим крепостным создать семью, не сделала ничего аморального или незаконного, но её стремление упиваться собственной вседозволенностью любой ценой глубоко безнравственно.
Что такое мораль? Проблема морали. Примеры в литературе (ЕГЭ по литературе)
Что такое мораль? Существует ли моральный закон? Попробуем ответить на эти вопросы в сочинении.
Что мы знаем о морали? Мораль, подобно кувшину, получает наполнение того исторического периода и людей, в котором она используется. Это то, за что постоянно борются. И пытаются определить законодательно. Но степень соответствия морали закону не устанавливается ни семейным, ни гражданским, ни административным кодексами. Но кем?
Учебники говорят нам, что мораль – это совокупность, принятых в социуме, норм, правил и обязанностей поведения.
А может ли быть у такого неопределенного слова как «мораль» конкретный автор? И должны ли мы разделять мнение этого «автора»? Ведь, например, те же правила дорожного движения определены законодательно, а вот моральные нормы ввиду их бессистемности и размытости потрогать гораздо сложнее. Поэтому того, кто врезался в нашу машину, еще можно как-то привлечь к ответственности, то друга, который оставил нас в трудную минуту уже не так просто. Ибо моральная сторона людских взаимоотношений не определяется ни одним документом, не занесена ни в один кодекс.
Да, существуют Библия, Коран и прочие священные писания. Но их все сложнее пристроить к современными жизненными реалиями. «Не убий» — гласит заповедь. Но тут же появляются правки по поводу убийства во время службы, военных действий. И теперь мы имеем возможность наблюдать как представители веры, окропляют святой водой ядерные боеголовки, цель которых уничтожения сотен тысяч людей. Так к нормам морали приклеиваются двойные стандарты, субъективность.
Мораль – это непостоянная величина. Она зависит от жизненных факторов, от социального и культурного окружения, а также от уровня интеллекта человека. Мы не появляемся в этом мире с заготовленными представлениями о том, что хорошо, а что плохо. Мы учимся этому у тех, кто находился здесь до нас. По своей же изначальной природе человек аморален. Вспомним случаи, когда команда корабля попавшего в штиль съедала своего товарища. А ведь в повседневной жизни они могла быть добропорядочными семьянинами и даже благочестивыми христианами, посещающими церковь по воскресеньям.
В литературе вопросы морали затрагиваются едва ли не чаще остальных. Так в рассказе Бунина И.А. «Господин из Сан-Франциско» поднимается вопрос морального состояния людей в отношении присутствующего рядом богатства.
Таким образом, мораль широкое понятие, которое достойно изучения.
В статье вы найдете пример сочинения-размышления на тему морали, нравственности, морального долга человека.
Услышать фразу «это моральный долг» или «мораль сей басни такова» можно довольно часто. Но что же вкладывается в понятие морали в современном обществе? Что означает быть моральным человеком?
Что такое мораль?
Основное определение морали – соблюдение заведенных в обществе привил поведения, этических норм и нравственных принципов. Но ведь для каждого общества существуют свои правила и запреты – получается, что моральные принципы могут быть разными.
Мораль – это общепринятый кодекс, руководящий жизнью людей. При этом не существует написанных где-либо правил для таких понятий как добро и зло, хорошо и плохо, правильно или стыдно. Такие представления закладываются, как правило, в семейном воспитании, детских и образовательных группах, формируются на основе полученного опыта в определенных жизненных ситуациях.
- Христиане и иудеи придерживаются учения, что мораль, посланная Всевышним, заключена в 10 заповедях.
- С точки зрения ислама моральный человек – тот, кто исполняет законы шариата. Основной мерой нравственности считается подлинная мотивация его действий – искренняя, эгоистичная или лицемерная.
- Таким образом, представители разных религий имеют различные взгляды на принципы морали.
- Общим является то, что человек в культурном обществе должен придерживаться принятых правил, гражданских и нравственных законов. Но и такое понимание морали является достаточно узким.
Соблюдение всех правил не всегда делает человека моральным
В мире существуют общечеловеческие ценности, не зависящие от законов той или иной культуры. Они необходимы для мирного сосуществования людей, отличающихся вероисповеданием, образом жизни и этическими нормами. К таким ценностям можно отнести доброту, терпимость, милосердие, помощь нуждающимся.
- Допустим, человек придерживается законов общества – не сквернословит, не мусорит на улице, не ворует и не убивает. Такого человека можно считать моральным? Ведь при этом в душе он может быть злым, эгоистичным, лицемерным. Внутренние убеждения человека, скрытые от общества, относятся к понятиям нравственности и порядочности.
- В основе таких качеств лежит не порядок, установленный кем-то, а внутреннее убеждение человека оставаться собой в любой ситуации. Это те нравственные устои, которые не позволяют поступить нечестно, даже если этого никто не увидит – не осудит и не похвалит.
Желание делать добро — внутренняя потребность человека
Воспитание морали
Моральные качества человека формируются с раннего детства. Наблюдая за действиями взрослых, а затем сверстников, ребенок учится пониманию жизненных правил, может различить добро и зло, правду и ложь, верность и подлость, поддержка и предательство.
- Нравственности нельзя научиться во взрослом возрасте – это внутренняя сложившаяся система взглядов и ценностей, которая определяет каждый поступок человека.
- Вся жизнь человека – это необходимость постоянного выбора, от которого будет зависеть собственное благополучие и мнение окружающих. Очень часто сделать правильный выбор бывает сложно, потому что нужно выбирать между выгодным и честным вариантом.
- В наши дни о законах чести можно узнать только из исторических романов и фильмов – многие человеческие ценности заменены законами денег, успешности и власти над другими людьми.
- Не важно, проявляются ли моральные качества в мелочах или серьезных поступках, зависит ли от этого выбора ваша или чужая жизнь. Главное, сохранить в душе чувство собственного достоинства и верность своим убеждениям – не подстраиваться, не прогибаться, не искать легкого пути.
Если не знаешь, как поступить – поступай по-человечески.
Эта фраза – не просто статус из социальных сетей. Смысл этого выражения – оставаться человеком не для того, чтобы выглядеть лучше в глазах окружающих или доказать что-либо, а просто потому, что по-другому нельзя.
Воспитание морали начинается с детства
Что значит быть моральным человеком: примеры из литературы
- В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” перед Наташей Ростовой встает необходимость нравственного выбора, который не будет осужден в обществе, а является только вопросом морали. Когда жители покидали осажденную Москву, семейство Ростовых имело возможность увезти свои вещи. Героиня должна быть решить – забрать ценные вещи или отдать повозки для помощи раненым солдатам. Героиня выбирает бескорыстную помощь посторонним людям. Ситуация исполнения морального долга показала, что помощь оказавшимся в беде людям гораздо важнее материальных благ.
- В произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» одной из основных идей является потеря духовных ценностей. Герой, лишившийся духовных устоев, не может найти душевный покой и счастье. Если человек не осознает значимости добрых дел, любви, дружбы, он не может испытать радость жизни. Так, Печорин, стремясь получить от жизни все, отверг любовь, дружбу, тем самым лишив себя счастья. Его поиски безрезультатны, потому что кратковременные эмоции — яркие романы и захватывающие приключения не могут дать человеку ощущения полноты и смысла жизни. В итоге жизненные ресурсы героя исчерпаны, он не видит ничего светлого впереди и покидает этот мир, так и осознав своей ошибки.
Так происходит и в наши дни, когда нравственные принципы подменяются меркантильными интересами и желанием возвыситься над другими любым способом.
Добавить комментарий