Неосознаваемые психические процессы

Неосознаваемые психические процессы

Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека — неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным.

Первые исследования неосознаваемых процессов, проводимые в начале двадцатого века, показали, что проблема бессознательного очень обширна. Оказалось, что осознаваемая человеком информация — лишь «верхушка айсберга». Количество неосознаваемой информации во много раз превосходит количество осознаваемой.

В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

— неосознаваемые механизмы сознательных действий,

— неосознаваемые побудители сознательных действий,

— надсознательные процессы.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на три подкласса:

— неосознаваемые автоматизмы,

— неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Неосознаваемые автоматизмы

Неосознаваемые автоматизмы — действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Совершая такую работу, люди говорят о «механической работе», «о работе, при которой голова остаётся свободной». Это состояние «свободной головы» и означает отсутствие сознательного контроля.

Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:

— никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),

— когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).

Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.

Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:

— фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),

— периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),

— граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),

— бессознательное.

Развитые навыки обычно «балансируют» на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они «блуждают».

Разные примеры автоматизмов:

— бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но «сразу» воспринимаем смысл прочитанного,

— радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,

— заходя в тёмную комнату, рука «сама» тянется к выключателю.

Неосознаваемое сопровождение сознательных действий

Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые сопровождают действие без видимой причины: человек, слушающий музыку, может в такт покачивать головой или ногой; человек, работающий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями; если человек проявляет эмпатию, то его лицо приобретает выражение лица другого человека.

К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относится:

— непроизвольные движения,

— тоническое напряжение,

— мимику,

— пантомимику,

— большой класс вегетативных проявлений.

В экспериментальной психологии такого рода проявления рассматриваются как объективные индикаторы состояния человека. А. Р. Лурия, например, установил, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее — мышечный тонус (позу, мимику, интонацию).

На сегодняшний день разработан большой ряд разного рода устройств, помогающих психологам-экспериментаторам и психофизиологам объективно оценивать состояние человека по таким параметрам, как:

— пульс,

— частота дыхания,

— артериальное давление,

— электрическая активность мозга,

— микродвижения глаз,

— зрачковая реакция.

Существуют аппараты, называемые «детекторами лжи». Поскольку они фиксируют неосознаваемые процессы, поэтому считается, что их довольно сложно обмануть.

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Существовала целая психологическая школа, занимавшаяся исследованием проблем установки. Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) создал так называемую грузинскую школу психологии, в которой он со своими учениками исследовал феномены установки. Он определил установку как готовность организма или субъекта деятельности к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении.

Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Виды установки:

— моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),

— умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),

— перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).

Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. В результате целой серии экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.

Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого «странного» поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки.

Надсознательные процессы

С детства человек впитывает разного рода ценности: что такое хорошо и что такое плохо. Со временем к этим ценностям добавляются собственные стратегические соображения, которые тоже становятся для человека морально-этическими нормами. Школьник, например, может решить сам для себя, что должен учиться на одни пятёрки. Спортсмен может решить, что ему надо стать чемпионом страны. Всякое нарушение терминальных ценностей сопровождается неприятными, болезненными ощущениями.

Морально-этические ценности могут напрямую проявляться в сознании, но могут и косвенно управлять этим сознанием человека. Субъективно это выглядит так: сознанием, рациональным человек приходит к такому-то выводу, ставит перед собой такие-то цели, совершает такие-то действия, но «душа его не на месте», он испытывает волнение и при этом не рефлексирует источник этого волнения.

>Литература Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.>Diplom Consult.ru

Лекции № 23 Тема: «Психические процессы. Характеристика неосознаваемых психических процессов».

План:

  1. Виды психических процессов (осознаваемые и неосознаваемые)

  2. Разновидности осознаваемых процессов: познавательные, эмоциональные, волевые.

  3. Неосознаваемые механизмы и действия.

  4. Неосознаваемые побудители сознательных действий

  5. «Надсознательные» процессы.

Психические процессы могут быть как осознаваемые, так и неосознаваемые. В табл.1, приведена классификация психических процессов на основании их осознаваемости человеком.

Таблица 1

Виды психических процессов

Осознаваемые психические процессы

Неосознаваемые психические процессы

Познавательные

Неосознаваемые механизмы и действия

Сенсорно-перцептивные

Когнитивные

Эмоциональные

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Волевые

«Надсознательные» процессы

По мнению А.В. Петровского, низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса (См. таблицу 2): (1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) «надсознательные» процессы.

Таблица 2

Неосознаваемые психические процессы

Класс неосознаваемых психических процессов

Форма проявления

Отношение к сознанию

Исследователи

Неосознаваемые механизмы сознательных действий

неосознаваемые автоматизмы

первичные автомотизмы или автоматические действия (дыхание,сосание, мигание, хождение и т.д.)

никогда не осознавались

Б.Ф. Скиннер

Н. А. Бернштейн

вторичные автомотизмы или автоматизированные действия (навыки)

прошли через сознание и перестали осознаваться

явления неосознаваемой установки

Формирование и реализация ее влияний происходит на неосознаваемом уровне

Д.Н. Узнадзе

неосознаваемые сопровождения сознательных действий (непроизвольные движения, тонические напряжения, ми­мика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций)

бессознательны

А. Р. Лурия

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Проявляются в виде сновидений, ошибочных действий (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротических симптомов.

бессознательны

З. Фрейд, К.Г. Юнг, С. Гроф и др.

«Надсознательные» процессы

творческий акт

бессознательны

В. Джемс

Э. Линдеман

Ф. Е. Василюк

П.В. Симонов

Неосознаваемые механизмы сознательных действий можно разделить на три раз­личных подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Рассмотрим каждый из названных подклассов.

а) Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о «механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает от­сутствие сознательного контроля.

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через со­знание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые — группу вторичных автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые — автоматизированными действиями, или навыками.

В группу автоматических действий входят либо врож­денные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.

Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей. Так, путем продвижения от простых действий к слож­ным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни дей­ствий уже освоенных, человек приобретает мастерство.

Говоря об освобождении действий от сознательного контроля, конечно, не надо думать, что это освобождение абсолютно, т. е. что человек совсем не знает, что он делает. Это не так. Контроль, конечно, остается, но он осуществляется следующим интересным образом.

Поле сознания, как вы уже знаете, неоднородно: оно имеет фокус, периферию и, наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. И вот эта неодно­родная картина сознания как бы накладывается на ие­рархическую систему сложного действия. При этом самые высокие этажи системы — наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия — оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию со­знания; наконец, самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Надо сказать, что отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно. В поле сознания происходит постоянное изменение содержании: представ­ленным в нем оказывается то один, то другой «слой» иерархической системы актов, составляющих данное действие.

Движение в одну сторону, повторим, это уход вы­ученного компонента из фокуса сознания на его пери­ферию и с периферии — за его границу, в область не­осознаваемого. Движение в противоположную сторону означает возвращение каких-то компонентов навыка в сознание. Обычно оно происходит при возникновении трудностей или ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении. Это возвращение в сознание может быть и результатом произвольного намерения. Свойство любого компонента навыка вновь стать осознанным очень важно, поскольку оно обеспечивает гибкость навыка, возмож­ность его дополнительного совершенствования или пере­делки.

Этим свойством навыки отличаются от автоматических действий. Первичные автоматизмы не осознаются и не поддаются осознанию. Более того, по­пытки их осознать обычно расстраивают действие.

Явления неосознаваемой установки.

Установка, это — готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в опреде­ленном направлении.

Замечу, что речь идет именно о готовности к пред­стоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка — к периоду, ко­торый ему предшествует.

Фактов, демонстрирующих готовность, или предвари­тельную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они очень разнообразны. Например, спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку — это моторная установка.

Если вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чегo-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи. Поговорка «у страха глаза велики» отражает явления перцептивной установки.

Состояние готовности, или установка, имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовлен­ный к определенному действию, имеет возможность осу­ществить его быстро и точно, т. е. более эффективно.

Но иногда механизмы установки вводят человека в заблуждение (пример необоснованного страха). Именно «ошибки установки», которые проявляются в ошибочных действиях, восприятиях или оценках, от­носятся к наиболее выразительным ее проявлениям и раньше всего привлекли внимание психологов.

Надо сказать, что не всякая установка неосознаваема. Можно сознательно ждать страшного — и действительно видеть страшное, можно осознанно подозревать человека в краже топора — и действительно видеть, что он ходит, «как укравший топор».

Но наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе .

Основные опыты, которые явились отправной точкой для дальнейшего развития концепции Д. Н. Узнадзе, про­ходили следующим образом. Испытуемому давали в руки два шара разного объема и просили оценить, в какой руке шар больше. Больший шар, предположим, давался в левую руку, меньший — в правую. Испытуемый пра­вильно оценивал объемы шаров, и проба повторялась: снова в левую руку давали больший шар, а в правую — меньший, и испытуемый снова правильно оценивал объе­мы. Снова повторялась проба, и так раз пятнадцать подряд. Повторение проб служило цели укрепления, или фиксации, установки, соответственно описываемые опыты получили название экспериментов с фиксированной установкой.

Наконец, в очередной, шестнадцатой, пробе неожи­данно для испытуемого давались два одинаковых шара с той же самой инструкцией: «сравнить их объемы». И вот оказалось, что испытуемый в этой последней, кон­трольной пробе оценивал шары ошибочно: он восприни­мал их снова как разные по объему. Зафиксировавшаяся установка на то, что в левую руку будет дан больший шар, определяла, или направляла, перцептивный про­цесс: испытуемые, как правило, говорили, что в левой руке шар меньше. Правда, иногда ответы были такие же, как и в установочных пробах, т. е. что в левой руке шар больше. Ошибки первого типа были названы конт­растными иллюзиями установки, ошибки второго ти­па — ассимилятивными иллюзиями установки.

Д. Н. Узнадзе и его сотрудники подробно изучили условия возникновения иллюзий каждого типа, но я не буду на них сейчас останавливаться. Важно другое — убедиться, что установка в данном случае была дейст­вительно неосознаваемой.

Непосредственно это не очевидно. Более того, можно предположить, что в подготовительных пробах испытуе­мые вполне осознавали, что идут однотипные предъяв­ления, и начинали сознательно ждать такой же пробы в очередной раз.

Предположение это абсолютно справедливо, и для того, чтобы его проверить, Д. Н. Узнадзе проводит кон­трольный эксперимент с гипнозом.

Испытуемого усыпляют и в состоянии гипноза про­водят предварительные установочные пробы. Затем ис­пытуемый пробуждается, но перед тем ему внушается, что он ничего не будет помнить. Вслед за пробуждением ему дается всего одна, контрольная проба. И вот ока­зывается, что в ней испытуемый дает ошибочный ответ, хотя он не знает, что до того ему много раз предъявлялись, шары разного размера. Установка у него образовалась и теперь проявилась типичным для нее образом.

Итак, описанными опытами было доказано, что про­цессы образования и действия установки изучаемого типа не осознаются.

Д. Н. Узнадзе, а за ним и его последователи придали принципиальное значение этим результатам. Они увидели в явлениях неосознаваемой установки свидетельство существования особой, «досознательной», формы психики. По их мнению, это ранняя (в генетическом и функцио­нальном смысле) ступень развития любого сознательного процесса.

Можно различным образом относиться к той или иной теоретической интерпретации явлений неосознаваемой ус­тановки, но безусловный факт состоит в том, что эти яв­ления, как и рассмотренные выше автоматизмы, обнару­живают многоуровневую природу психических процессов.

Перейдем к третьему подклассу неосознаваемых ме­ханизмов — в) неосознаваемым сопровождениям со­знательных действий.

Не все неосознаваемые компоненты действий имеют одинаковую функциональную нагрузку. Некоторые из них реализуют сознательные действия — и они отнесены к первому подклассу; другие подготавливают действия — и они описаны во втором подклассе.

Наконец, существуют неосознаваемые процессы, ко­торые просто сопровождают действия, и они выделены нами в третий подкласс. Этих процессов большое коли­чество, и они чрезвычайно интересны для психологии. Приведу примеры.

Вам, наверное, приходилось наблюдать, как человек, орудующий ножницами, двигает челюстями в ритме этих движений. Что это за движения? Можно ли отнести их к двигательным навыкам? Нет, потому что движения челюстями не реализуют действие; они также никак не подготавливают его, они лишь сопровождают его.

Другой пример. Студенты на экзаменах часто очень сильно зажимают ручку или ломают карандаш, когда их просишь, напри­мер, нарисовать график, особенно если они в этом гра­фике не очень уверены.

Человек, который смотрит на другого, порезавшего, например, палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.

Итак, в группу процессов третьего подкласса входят непроизвольные движения, тонические напряжения, ми­мика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека.

(4) Неосознаваемые побудтели сознательных действий исследовались в ситуациях так называемых постгипнотических состояний. Загипнотизированно­му человеку в экспериментальных целях внушалось, что он после выхода из гипноза должен выполнить некоторые действия; например, подойти к одному из сотрудников и развязать его галстук. Испытуемый, испытывая явную неловкость, выполнил указание, хотя и не мог объяснить, почему ему пришло в голову совершить столь странный поступок. Попытки оправдать свое действие тем, что галстук был плохо завязан, не только для окру­жающих, но и для него самого выглядели явно неубедительными.

Тем не менее, в связи с тем, что все происходившее во время гипнотического сеанса выпало из его памяти, побуждение функ­ционировало на уровне бессознательного, и он был уверен в том, что действовал в какой-то мере целенаправленно и правильно.

Явления бессознательного получают различные объяснения у представителей разных научных школ. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я». «ОНО» – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» насыщено сексуальной энергией – «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека – постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень «Я» сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты. Фрейд выделял семь защитных механизмов:

1) подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его «нельзя» удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере реальности;

2) отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» – человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;

3) рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний;

4) инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

5) проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т.е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему.

6) изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;

7) регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).

Вытесненные из сознания в сферу бессознательного вле­чения, желания, представления, эмоционально неприятные пережи­вания, по 3. Фрейду, становятся мощным источником психической активности человека. Эту форму бессознательного называют подсо­знательной психической функцией.

Существуют и другие объяснения бессознатель­ных проявлений человеческой психики. Однако очевидно, что многообразные феномены бессознательного в силу их неодно­родности, очевидно, не могут быть сведены к одним и тем же причинам.

К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом. Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание – ЭГО – «Я»; 2) индивидуальное бессознательное – «ОНО»; 3) «коллективное бессознательное», состоящее из психических первообразов, или «архетипов». Коллективное бессознательное – в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) – идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное – наиболее глубинный уровень психики. Таким образом, К. Юнг явился родоначальником трансперсонального направления в психологии.

Эмпирическое подтверждение трансперсонального подхода к пониманию человека дали 30-летние исследования Станислава Грофа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее, полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания: сенсорный барьер; индивидуальное бессознательное; уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы); трансперсональная область.

По мнению С. Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом, что когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства (например, при холотропном дыхании), каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью. Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т.е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Для того, чтобы описать человека всесторонне, мы должны признать парадоксальный факт, что человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта. Первый из них можно назвать хилотропическим сознанием: он подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном времени в мире материальных объектов. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Жизненный опыт, ограниченный хилотропическим модусом, в конечном счете, лишен завершенности и чреват потерей смысла, хотя может обходиться без больших эмоциональных невзгод. А выборочный и исключительный фокус на холотропическом модусе несовместим (в то время, пока такое переживание длится) с адекватным функционированием в материальном мире.

В определенной степени близок к трансперсональной психологии подход доктора Чампиона Курта Тойча. Его концепция, гласящая, что генетический код до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения, постепенно получает признание в научных кругах. Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к определенным болезням, но несут и генетический код, определяющий основные паттерны поведения, предрасположенность к тем или иным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) – соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет роли независимо от своих сознательных реакций и интерпретаций. «Излучение» ОВН притягивает взаимодополняющих людей. Жертва не может существовать без Преследователя, образ которого могут принимать люди, болезни, несчастный случай или смерть. Невысказанные команды, бессознательные ожидания, спрятанная враждебность, вина, страх или желание смерти «включают» потенциальных партнеров. Бесполезно решать конкретный конфликт – он будет проигрываться снова и снова в биографии Жертвы и ее потомков, определяя историю семьи до тех пор, пока ОВН Жертвы остается прежним. Таким образом, конфликты могут передаваться «по наследству», они могут переходить из родительской генетической семьи в семью собственную, передаваться из поколения в поколение. Реальность наличия подобных унаследованных конфликтов и проблем все более признается психологами и медиками. Генетический подход Ч. К. Тойча позволяет выявить и осознать подобные унаследованные конфликты и проблемы, анализируя реальные факты биографии как самого человека с его раннего детства и особенностей его воспитания, так и факты биографии его родителей, его бабушек и дедушек, дядей и тетей, выявляя устойчивые, ненаследуемые, повторяемые стереотипы поведения, повторяемые семейные проблемы и конфликты своеобразный «генетический код». Доктор Тойч, один из основателей виктимологии (англ. victum – «жертва») утверждает, что человек – во многом жертва генетического кода и проблем своих предков, невольно повторяет ошибки и нерешенные проблемы своих предков. И если эти проблемы не будут решены данным человеком в его жизни, они неминуемо передадутся его детям, внукам и далее до тех пор, пока повторяющаяся проблема не будет решена кем-то из потомков. Осознание генетического кода, нежелательных семейных повторяемых паттернов поведения (например, повторяющийся алкоголизм – дед, отец, сын, внук склонны к алкоголизму; или из поколения в поколение все женщины в роду выходили замуж по расчету и были очень несчастливы в замужестве) в сочетании с выработкой и реализацией четкого плана практических действий по преодолению этих паттернов позволяет человеку изменить свою жизнь к лучшему в различных аспектах. Тойч доказал своей терапевтической практикой на протяжении 30 лет, что ОВН, а следовательно, и судьба человека может быть изменена путем понимания и сознательно направляемой систематической деятельностью по реализации Программы Усовершенствования – точного пошагового плана преодоления нежелательного семейно-генетического кода, повышения продуктивности жизни, работы, улучшения здоровья.

(5) Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и о надсознательном в поведении и дея­тельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного. В данном случае речь идет об еще одной форме бессознательного — о так называемом озарении в творчестве. Бытует представление, будто творческий акт совершается в неведомых глубинах личности, результатом чего решение научной или художественной задачи выглядит как «случайный успех», озарение (инсайт), интуитивная догадка («ага»), т. е. итог работы подсознания, особенно во сне («проснулся с готовым решением»). По гипотезе П. В. Симонова (1975), творческое начало в деятель­ности мозга представлено механизмами сверхсознания. Сверхсозна­ние это неосознаваемое рекомбинирование ранее накопленного опыта, которое побуждается и направляется доминирующей потреб­ностью в поиске средств ее удовлетворения. Коренное отличие от подсознательного состоит в том, что сверхсознательное создает различные, никогда прежде не существовавшие проекты познания предмета. При этом оно в отличие от «подсознательных» сновидений не сводится к случайному рекомбинированию хранящихся в памяти следов. Деятельность сверхсознания определяется ранее накопленным опытом, задачей, которую ставит сознание, натолкнувшееся на проблемную ситуацию, и доминирующей потребностью субъекта. За сознанием остаются функции формулировки проблемы, ее постановки перед познающим умом, а также отбор порождаемых сверхсознанием гипотез путем их логической оценки. По П. В. Симонову, сверхсознание (творческая интуиция) связано не столько с логикой науки, сколько с доминирующим чувством в иерархии мотивов личности, что позволяет противостоять консерватизму прочно усвоенных догм.

Из всего вышесказанного следует, что бессознательное — это столь же специфически челове­ческое психическое проявление, как и сознание, оно детермини­ровано общественными условиями существования человека, вы­ступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Ака­демия», 1996. — 496 с.

 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М. 1996 г

Понятие и классификация неосознаваемых процессов.

Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу, потому что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному.

Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучаться в начале XX в. Этой проблемой занимались различные ученые, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация – это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя.

Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

— неосознаваемые механизмы сознательных действий,

— неосознаваемые побудители сознательных действий,

— «надсознательные» процессы.

Рис.1. Классификация неосознаваемых процессов

Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

В первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий – входят три подкласса:

— неосознаваемые автоматизмы;

— явления неосознаваемой установки;

— неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». В этих случаях часто говорят о «механической работе», о работе, «при которой голова остается свободной». Вот это состояние – состояние «свободной головы» – и означает отсутствие сознательного контроля. Следует отметить, что процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу.

Одни процессы никогда не осознавались, а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании. Первые процессы составляют группу первичных автоматизмов. Эту группу процессов еще иногда называют автоматическими действиями. В данную группу входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка. К их числу относятся: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое.

Вторая группа явлений, входящих в подкласс неосознаваемых автоматизмов, называется автоматизированными действиями, или навыками. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Процесс формирования навыков имеет фундаментальное значение для каждого индивида, поскольку он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.

Например, обучение игре на музыкальных инструментах. (Этот пример приводят многие исследователи проблемы неосознаваемых процессов.) Все начинается с простого обучения правильной посадке, правильному положению рук. Затем отрабатывается аппликатура пальцев и формируется техника исполнения. Постоянные тренировки со временем позволяют перейти на более высокий уровень исполнения музыкального произведения, которое начинает звучать выразительно и чувственно. Так, путем продвижения от простых движений к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни уже освоенных действий, человек приобретает мастерство исполнения.

Конечно, не надо думать, что в процессе освобождения действий от сознательного контроля человек совсем не знает, что он делает, – контроль за деятельностью остается. Дело в том, что поле сознания (поле – эта та область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно. Можно выделить фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении какой-либо деятельности часть действии, являющихся наиболее сложными и требующих постоянного контроля, находятся в фокусе нашего сознания. Более отработанные или более простые действия оттесняются на периферию нашего сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия уходят за границу нашего сознания в область бессознательного. Таким образом, контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраняется.

Соотношение отдельных компонентов деятельности и сознания не стабильно. Это происходит потому, что действия, находящиеся в фокусе нашего сознания, постоянно меняются. При достижении уровня навыков отдельные выполняемые человеком действия оттесняются на периферию, а затем и в область бессознательного, но когда человек начинает совершать много ошибок, например при усталости или плохом самочувствии, то вновь начинает контролировать свои простейшие действия. Подобное явление можно наблюдать и после длительного перерыва в выполнении какой-либо деятельности.

Следует отметить, что именно в изменении степени представленности действий в сознании состоит отличие навыков от автоматических действий, которые при любых обстоятельствах не могут быть осознанными. Необходимо также подчеркнуть, что, рассматривая неосознаваемые механизмы сознательных действий, мы соприкасаемся с проблемой формирования навыка. В психологии проблема формирования навыка всегда привлекала пристальное внимание ввиду ее высокой практической значимости. Этой проблеме большое внимание уделяли представители бихевиоризма, утверждавшие, что навык вырабатывается за счет «проторения» путей в мозговых центрах в результате механического заучивания, или «зазубривания», одного и того же действия.

В советской психологии этой проблеме также уделяли самое пристальное внимание. Большой вклад в ее разработку внес известный отечественный ученый Н. А. Бернштейн, полагавший, что выработка навыков – это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма. Если говорить в обобщенной форме о соотношении субъекта и сознания в рамках проблемы механизмов формирования навыков, необходимо отметить следующее: прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия.

Рассматривая проблему автоматизмов, мы должны поставить перед собой вопрос: существуют ли автоматизмы в других, не связанных с движением тела, сферах психической жизни и деятельности человека? Да, существуют, и с многими из них вы хорошо знакомы. Например, бегло читая какой-либо текст, мы, не задумываясь над значением отдельных букв, сразу воспринимаем смысл прочитанного. Трансформация графических символов (в данном случае — букв) в логические понятия проходит для нас совершенно незаметно. Аналогичным образом радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов. Однако все это становится возможным лишь в результате длительной тренировки.

Теперь мы перейдем ко второму подклассу неосознаваемых механизмов сознательных действий – явлениям неосознаваемой установки. Понятие «установка» занимает в психологии очень важное место, потому что стоящие за ним явления пронизывают практически все сферы психологической жизни человека. В отечественной психологии существовало целое направление, разрабатывающее проблему установки в очень широких масштабах. Данное направление было создано основателем грузинской школы психологов Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950), который многие годы разрабатывал его со своими учениками.

По мнению Д. Н. Узнадзе, установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. В этом определении делается упор на готовность к действию или реагированию. Можно предположить, что скорость и точность реагирования человека на какой-то раздражитель зависит от навыка совершать определенные действия, поэтому навык и установка — это одно и то же. Однако следует подчеркнуть, что понятия «навык» и «установка» абсолютно не тождественны. Если навык проявляется во время осуществления действия, то готовность относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Существуют различные виды установки: моторная установка – готовность к выполнению конкретного действия; умственная установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных вам способов; перцептивная установка – готовность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть, и т. д.

Установка очень важна для человека, поскольку обеспечивает в случае внезапной необходимости выполнение заранее спланированного действия. Такая готовность даже при воздействии другого, не ожидаемого раздражителя может вызвать выполнение заранее предполагаемого действия, что, конечно, очень часто является ошибкой. Такое явление получило название «ошибки установки».

Например, широко известен проводимый среди детей дошкольного возраста опыт по определению вкуса каши. Сладкая каша с одной стороны тарелки обильно посыпается солью. Детям дают ее пробовать, причем, первым шести-семи испытуемым предлагают сладкую кашу, а последнему – соленую. Под воздействием мнения первых испытуемых о том, что каша сладкая, последний уверен, что каша будет сладкой, и даже почувствовав во рту соль, все равно говорит, что каша сладкая. Чем это объяснить?

С одной стороны, боязнью выглядеть не так, как все, а с другой – тем, что в процессе проведения эксперимента, пока испытуемый ждал своей очереди попробовать кашу, в его сознании сформировалась установка, что каша сладкая (поскольку все это говорят), и когда его спросят о том, какая каша, он должен будет ответить, что каша сладкая. Поэтому, даже попробовав соленую кашу, он, следуя групповой установке, все равно говорит, что каша сладкая. В этом примере мы сталкиваемся с явлением осознаваемой установки. Испытуемый, в определенной степени осознанно, дает неверный ответ.

Но бывают явления другого рода, когда установка оказывается неосознаваемой, что для нас представляет сейчас наибольший интерес в контексте рассматриваемой проблемы. Например, при проведении одного эксперимента испытуемому предлагалось оценить объемы шаров. Шары разных объемов испытуемому давали одновременно — один шар в правую руку, другой – в левую. Предположим, что 15 раз подряд в левую руку испытуемому давали шар большего объема, а в правую меньшего. Затем в шестнадцатый раз ему предлагают оценить шары одинакового объема, но он не может этого заметить и по-прежнему утверждает, что объем у шаров различен.

При этом разные испытуемые давали один из двух вариантов ответов: а) в левой руке шар меньше, а в правой больше; б) продолжали утверждать, что в левой руке шар больше. Здесь мы сталкиваемся с явлением иллюзии установки. В первом случае – это контрастная иллюзия установки, заключающаяся в том, что испытуемый ожидал, что рано или поздно в левую руку будет предложено взять шар меньшего объема. Поэтому, ощутив изменение объема шара, он, не задумываясь, начинал утверждать, что в левой руке оказался шар меньших размеров. Во втором случае мы сталкиваемся с ассимилятивной иллюзией установки, которая заключается в том, что испытуемый после пятнадцати одинаковых экспериментов ожидает повторения опыта.

В результате целой серии подобных экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема. Подтверждением этого является один из вариантов эксперимента по оцениванию объемов шаров. Этот эксперимент проводился с использованием гипноза. Предварительно испытуемого вводили в гипнотическое состояние и в этом состоянии ему предлагали проделать первые пятнадцать установочных проб. Затем ему внушалось, что необходимо забыть все, что он делал. После выхода из гипнотического состояния испытуемый не помнил, что он делал, но когда ему предложили оценить объем шаров уже в состоянии бодрствования, он совершал ошибку, утверждая, что шары разные по объему, хотя на самом деле их объем был одинаковым.

Таким образом, неосознаваемые установки действительно существуют и имеют огромное значение для формирования осознаваемых действий.

Теперь перейдем к третьему классу неосознаваемых механизмов – неосознаваемым сопровождениям сознательных действий. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие. Например, вы могли видеть, как человек, слушающий музыку, в такт покачивает ногой. Или человек, орудующий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями. Лицо человека, который смотрит на другого, порезавшего руку, часто приобретает сочувствующее выражение, при этом сам человек этого не замечает. И таких примеров очень много. Все эти явления и есть неосознаваемое сопровождение сознательных действий. Следовательно, к неосознаваемым сопровождениям сознательных действий мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.

Многие из этих процессов, особенно вегетативные компоненты, являются классическим объектом изучения физиологии. Однако все они чрезвычайно важны и для психологии. Во-первых, эти неосознаваемые процессы могут рассматриваться как дополнительные средства коммуникации между людьми. В некоторых случаях такие средства не только придают речи эмоциональную окраску, но и заменяют саму речь. Во-вторых, они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека.

Приведем пример, взятый из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию». В нем описывается выступление известного эстрадного артиста В. Мессинга, который был способен «читать мысли». Артист предлагал любому присутствующему в зале человеку спрятать куда-нибудь какой-либо предмет или задумать какое-либо действие, которое необходимо совершить артисту. После чего В. Мессинг брал человека за руку и предлагал мысленно приказывать ему двигаться в направлении спрятанного предмета или совершать задуманное действие.

В большинстве случаев В. Мессинг безошибочно выполнял все задуманные зрителем действия или находил спрятанный предмет, что всегда приводило публику в восторг. В реальности его номер основывался на хорошо развитой способности улавливать различные идеомоторные акты, т. е. тончайшие мышечные напряжения и микродвижения, которые сопровождают усиленное представление какого-либо действия. Данную информацию артист получал при контакте своей руки с рукой «индуктора» — зрителя, который мысленно давал ему команды.

В качестве иллюстрации значения неосознаваемого сопровождения сознательных действий для изучения психологических характеристик человека воспользуемся еще одним примером из той же книги. А. Р. Лурия в 1920-х гг. проводил опыты, в которых изучались феномены, сходные с теми, которые проявляются при использовании современных «детекторов лжи». Для этого он использовал применявшийся для выявления скрытых аффективных комплексов ассоциативный эксперимент К. Юнга. Этот эксперимент основывался на предъявлении испытуемому перечня слов, на каждое из которых испытуемый должен был ответить первым пришедшим в голову словом. А. Р. Лурия внес изменение в данную методику, предложив испытуемому вместе с называнием ответного слова нажимать на очень чувствительный датчик — мембрану пневматического барабанчика.

В результате словесный ответ сочетался, или сопрягался, с моторной ручной реакцией, что позволяло учитывать не только произнесенное слово, но и то, как оно было произнесено. Этот эксперимент показал, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее — мышечный тонус (позу, мимику, интонацию). Так, на различные по значимости для испытуемого слова, произносимые исследователем в качестве стимула, фиксировалась разная моторная реакция при сохранении нейтральной внешней реакции. Подобную методику А. Р. Лурия назвал сопряженной моторной методикой. Ее валидность и надежность была успешно подтверждена при работе с лицами, находящимися под следствием и подозреваемыми в совершении преступлений.

Современная техника позволяет проводить подобные эксперименты на еще более высоком уровне, с учетом объективных индикаторов, практически не поддающихся контролю со стороны сознания. К таким индикаторам относятся пульс, частота дыхания, артериальное давление, электрическая активность мозга, микродвижения глаз, зрачковая реакция и др. Таким образом, малоосознаваемые реакции могут быть весьма информативными и наиболее действенными как при общении и передаче информации, так и при изучении человека.

Неосознаваемые побудители сознательных действий.

Следующий большой класс неосознаваемых процессов – неосознаваемые побудители сознательных действий. Исследования процессов, входящих в этот класс, прежде всего связаны с именем одного из самых известных психологов XX в., современником В. Вундта, У. Джемса, Э. Титчепера, – Зигмундом Фрейдом.

После окончания медицинского факультета Венского университета Фрейд некоторое время работал в клинике известного парижского психиатра Ж. Шарко, а затем вернулся в Вену и стал работать в качестве практикующего врача. Специализируясь на лечении неврозов, Фрейд увлекся теоретическими проблемами личности, в результате чего разработал особый метод лечения психических заболеваний, названный им психоаналитическим.

Следует отметить, что, несмотря на популярность, которую приобрел психоанализ, отношение к этому методу всегда было и остается двойственным. Это вызвано тем, что Фрейд, предлагая детально изучать и анализировать любые факты, связанные с жизнью пациента, многие свои теоретические положения ничем не обосновывает. Подобное отношение к фактам со стороны Фрейда, по мнению людей достаточно хорошо знавших его, объясняется тем, что многие рассматриваемые им проблемы были свойственны лично ему. Между тем Фрейд внес большой вклад в изучение неосознаваемых причин некоторых действий человека и психических явлений.

Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на одном из сеансов гипноза, когда пациентке, находящейся в гипнотическом состоянии, было произведено внушение, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежащий одному из присутствующих. Причем перед пробуждением ей была дана установка на то, чтобы она забыла о том, что это внушение было проведено. После побуждения пациентка встала, подошла и взяла зонтик, а затем раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить, исправен зонтик или нет. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.

Этот эксперимент привлек внимание Фрейда, которого заинтересовал ряд феноменов. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то, что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. В-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия. Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов, Фрейд создал свою теорию бессознательного.

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула. Например, все вы прекрасно знаете теорему Пифагора. Но до того момента, пока я не упомянул ее, она не присутствовала в вашем сознании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что психика значительно шире сознания. Сознание – это лишь видимая часть айсберга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытесненияи сопротивления. Что же за знания, или феномены, находятся в области бессознательного и при этом оказывают огромное влияние на поведение человека?

По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное (либидо). Оно есть уже у младенца, но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они (влечения) имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

Фрейд Зигмунд (1856-1939) австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.

Однако некоторые моменты в теории Фрейда вызывали отрицание даже у его учеников. В том числе чрезмерное увлечение Фрейда проблемой сексуальности в жизни человека вызывало очень много нареканий и служило поводом для критики.

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения — метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов.

Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.

Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов – потребность в продолжении рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Однако подобные расстройства могут быть вызваны и другими причинами, не связанными с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь.

В результате вытеснения в сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых «ошибочных действиях». К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

Заканчивая разговор о неосознаваемых побудителях действий, следует отметить, что теория Фрейда, несмотря на свою противоречивость, все же позволяет понять многие механизмы неосознаваемых действий человека.

Осознаваемые и несознательные психические процессы

Под понятием «психические процессы» понимают явления психики, которые по своей структуре являются однородными, кратковременными. Как и любой процесс психические процессы имеют начало, течение и завершение.

Осознаваемые психические процессы

Определение 1

Осознаваемые психические процессы — это те процессы, которые имеют сове отражение в сознание.

Сознание — это переживание личностью событий, которые происходят во внешнем мире. Сознание — это функция человеческого мозга. Благодаря сознанию человек может получать представления не только об окружающем мире, но и о самом себе. Эта функция сформировалась у людей в результате эволюции, но каким обозом эта функция была сформирована ученые до конца не выяснили.

Осознаваемые психологические процессы делятся на три основные группы:

  • познавательные процессы
  • эмоциональные процессы
  • волевые процессы

К познавательным относят:

  • ощущения (это психическое отражение характеристик окружающего мира)
  • представление (это воспроизведение образа некоторое предмета или явления из прошлого опыта)
  • восприятие (субъективное восприятие человеком окружающей действительности)
  • память (накопление, сохранение и последующее воспроизведение знаний)
  • воображение (умение человека строить в своем сознании образы, которые не воспринимались ранее)
  • мышление (моделирование законов, окружающее действительности, высшая ступень человеческого познания)
  • внимание (направленность восприятия на какой-то объект или явление, за внимание отвечают интересы, потребности, установки, внимание помогает человеку ориентироваться в окружающем мире)
  • речь (форма общения людей, строится на основе языка, с одной стороны это процесс воспроизведения мыслей, с другой стороны это процесс восприятия мыслей другого человека)
  • рефлексия (процесс в ходе, которого человек концентрируется на себе и своем создании, на своих интересах, мотивах, ценностях. Иными словами, под рефлексией понимают процесс, когда человек знает свои знания, осознает их.)

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В группу осознаваемых психологических процессов входят также и эмоциональные психологические процессы:

  • эмоции (имеют среднюю продолжительность, отражают оценку человека к ситуациям объективного мира, имеют три главные характеристика: отражаются в психике, отражаются на системах всего организма, отражаются в мимике, движениях)
  • чувства (отражают оценку человека к реальным и абстрактам объектам)
  • аффекты (эмоциональный интенсивный процесс, кратковременный по продолжительности, отражается в действиях человека, а так же на всем организме в целом)
  • стресс (реакция организма на неблагоприятные факторы, по характеру может быть нервно-психическим и физическим.

Осознаваемые психологические процессы включают волевые процессы, такие как:

  • борьба мотивов (этот процесс связан с процессом выбора и решительностью)
  • принятия решения (включает в себя математические, статистические аспекты, изучение закономерности человеческого выбора)
  • целеполагание (осмысление человеком своей деятельности с точи зрения последующего результата)

Бессознательные психические процессы

Существует множество психические процессов, которые не осознаются личностью. Эти процессы относятся к группе бессознательных процессов.

Замечание 1

Бессознательные психологические процессы отличаются от осознанных, тем что человек не в состоянии самостоятельно их контролировать.

Темой бессознательности занимаются не только психологи, но представители других дисциплин, например, философия, юриспруденция, психиатрия. Но на данный момент, не смотря на большое количество исследованный проведенных в разных областях, ученым доступна лишь малая доля информации.

Неосознанные психические процессы делятся на три группы:

  • неосознаваемые механизмы сознательных действий
  • неосознаваемые побудители сознательных действий
  • «надсознательные» процессы

Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают три подкласса:

  • неосознаваемые автоматизмы
  • явления неосознаваемой установки
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий

Под неосознанными автоматизмами подразумевают действия, которые совершаются как бы «сами собой». Например, механическая работа, при которой не требуется нагружать мозг. Когда наш мозг не испытывает нагрузки при выполнении работы, это означает что при этом действии отстукает контроль сознания над этим действием.

Эта группа так же делится на:

  • первичные автоматизмы
  • автоматизированные действия или навыки

Первичные автоматизмы — это действия, которые сформированы у человека при рождении или были сформированы на первом году жизни.

Во вторую группу относятся процессы, которые сначала были осознанными, но в результате многократного повторения, стали механическими и неосознанными.

Замечание 2

Но следует отметить что когда мы выполняет неосознанные автоматизмы, мы все же понимаем, что мы делаем, это говорит о том, что сознание не однородно.

Явления неосознаваемой установки очень важное понятие в психологи. Установка — это готовность человека совершить какое-либо действие. Психологи считают, что навык и установка это одно и тоже. Но навык появляется во время того как человек осуществляет действия, то установка предшествует действию. Установки бывают разные:

  • моторная установка
  • умственная установка
  • перцептивная установка

Неосознанные установки имеют важное значение для осознанных действий.

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие.

К непроизвольным сопровождениям осознанных действия мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений.

Другой большей класс неосознаваемых процессов – это неосознаваемые побудители сознательных действий. Те действия, который человек осуществляет бессознательно имеют осмысленный характер. Человеческое поведение управляется влечениями и желаниями. Эти влечения и желания могут быть спрятаны глубоко в подсознании, но все же могут управлять поведением человека.

В третью группу входят процессы «надсознательные». В этот класс ученые относят то, что образуется в результате сильной сознательной работы, например, когда человек занимается решением поставленной перед ним сложной задачи. Человек сначала анализирует, подбирает возможные варианты решения этой задачи, а затем человек приходит к решению поставленной перед ним задачи. Сам процесс появления решения остается для нас неосознанным. Иными словами, это называется интуицией.