Мойра богиня судьбы

Мойры

О коммуне в Германии см. Мойра.

Мойры Мифология

древнегреческая мифология

Отец

Крон

Мать

В иных культурах

рожаницы и род, норны и парки

Медиафайлы на Викискладе

Три мойры (Парки). Марко Биджо. Ок. 1525. Национальная галерея старинного искусства Палаццо Барберини (Рим)

Мо́йры (др.-греч. Μοῖραι от μοῖρα, мойра, букв. «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении) — в древнегреческой мифологии богини судьбы. У древних римлян Мойрам соответствовали Парки.

Мойра, обыкновенно в единственном числе, упоминается уже в гомеровских поэмах «Илиаде» и «Одиссее», как безличная необходимость, неподвластная даже богам.

Описание

Первоначально считалось, что своя Мойра есть у каждого человека. С развитием олимпийской религии число Мойр свелось к одной-двум-трём, наиболее распространённо — три сестры:

  • Клото (греч. Κλωθώ, «Пряха») — прядущая (нить жизни). Клото вернула к жизни Пелопа, предрекла Афине девственность.
  • Ла́хесис, также Лахеса (греч. Λάχεσις, «Судьба», «дающая жребий») — определяющая судьбу. Лахесис наблюдала за родами Лето.
  • А́тропос, также Атропа (греч. Ἄτροπος, «Неотвратимая») или Айса — неумолимая, неотвратимая участь (смерть). Перерезающая нить. Согласно «Гимну Мойрам» Софокла, дочь Ночи (в варианте «Айса», в котором её также упоминает Алкман). Упоминается как Айса в оракулах Сивиллы.

По Гесиоду их было три дочери Нюкты (Ночи). Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — её случайности, третья — неотвратимость её решений.

По другой распространённой версии (поздней транскрипции Гесиода) они дочери Зевса и Фемиды, сёстры Гор. По орфикам и Платону — дочери Ананке, есть также версия, что они дочери Кроноса.

В диалоге Платона «Государство» Мойры изображены сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах, все они прядут на веретене Ананки (необходимости), сопровождая небесную музыку сфер своим пением: Клото поёт о настоящем, Лахесис — о прошедшем, Атропос — о будущем.

Представления о мойрах

В архаике этим именем обозначался высший закон природы, боги же являлись его исполнителями; наряду с древнегреческим выражением Διός αἶσα, «божественное предопределение», часто встречается выражение μοῖρα θέων. На основе этого возник отдельный от других божеств культ мойр.

По Гомеру, сам Зевс зачастую подчинялся воле мойр, позднее же они сами рассматривались как орудие богов. А. Ф. Лосев указывает, что в эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня случая Тиха, характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни.

Рождение и смерть стоят под особым покровительством мойр. Они определяют срок жизни человека и момент его смерти и заботятся, чтобы он не прожил дольше положенного ему срока. Как дочери Ночи, мойры — сёстры и союзницы Эриний, которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары и отсюда — смерти. Представляясь как дочери Фемиды, мойры выступают богинями закономерности и порядка. Их отец Зевс, верховный устроитель порядка, покоящегося на его законах (греч. θέμιστες), называется Мойрагетом (греч. Μοιραγέτης, водитель Мойр), этот эпитет носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса.

Клото сплетает нить судьбы из всего, что попадёт ей в руки. Лахесис не глядя сплетает нити судеб разных людей между собой. А третья – Отропос, расстригает нити судьбы, таким образом убивая их.

Мойрам возносили моленья в дни свадеб.

Храм Мойр был в Коринфе.

В литературе и искусстве

Мойры за работой

Им посвящён LIX орфический гимн. Ахей Эретрийский был автором трагедии «Мойры».

В античном искусстве мойры изображались редко и по-разному. На греческой вазе Франсуа в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды четыре мойры помещены возле колесницы Гермеса и Майи, по наружности они ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные художественные изображения относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены атрибуты мойр — прялка, свиток, весы. Изображались они обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе старух.

В немецком Словаре античности отмечается, что в послеантичный период в литературе и искусстве мойры в основном именовались по древнеримскому варианту, то есть парками.

Гёте в «Фаусте» ошибочно наделил Атропос функциями Клото, и наоборот.

Герой книг Рафаэля Сабатини пиратский капитан Блад с иронией назвал свои корабли Клото, Лахезис и Атропос в знак того, что они будут вершителями судеб встретившихся на их пути мореходов.

Упоминает их Ариосто в поэме «Неистовый Роланд» (песни 34-35).

В романе Стивена Кинга «Бессонница» именами мойр называются «маленькие лысые врачи» — существа, ответственные за судьбу человека.

Мойры упоминались и в другом романе Стивена Кинга — «Долорес Клейборн». Упоминалось, что Долорес всегда трепетала от имени Атропос.

В астрономии

  • В честь Клото назван астероид (97) Клото, открытый в 1868 году
  • В честь Лахесис назван астероид (120) Лахесис, открытый в 1872 году
  • В честь Атропы назван астероид (273) Атропа, открытый в 1888 году
  • В честь мойр назван астероид (638) Мойра, открытый в 1907 году

> См. также

  • Судженицы — аналогия мойр в славянской мифологии
  • Норны — аналогия мойр в германо-скандинавской мифологии

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Мифы народов мира, 1988.
  2. Любкер, 1885.
  3. Гомер
  4. Мифологический словарь. Л.: Госучпедиздат, 1961.
  5. Мойры
  6. Пигулевская И. С. Мойры // Словарь греческой мифологии, 2010 г.
  7. Пиндар. Олимпийские песни I 26
  8. Телест, фр.1а Пейдж
  9. Пиндар. Пеан 12, ст. 17.
  10. См. Нонн. Деяния Диониса XII 142.
  11. Софокл, фр.1018b
  12. Алкман, фр.16, 15 Бергк // Примечания А. А. Тахо-Годи // Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т. 2. С. 452.
  13. Флегонт. Удивительные истории, фр. 10.
  14. Гесиод. Теогония 217—222
  15. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ЭСБЕ, 1896.
  16. Образ Великой Матери в мировой культуре (единично-бинарно-троично-четверичная проекция)
  17. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1.
  18. 1 2 Мойры
  19. Орфика, фр.126 Керн
  20. Платон. Государство X 617с.
  21. Эпименид, фр.7 Якоби.
  22. Мойры // Многоножки — Мятлик. — М. : Советская энциклопедия, 1954. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 28).
  23. МОЙРЫ
  24. 1 2 3 Мойры
  25. Павсаний. Описание Эллады II 4, 7
  26. Напр., Catull., LXIV, 305

Литература

  • Мойры / Лосев А. Ф. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 169.
  • Мойра // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  • Н. П. Обнорский. Мойры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XIXa. — С. 612.

(Μοίραι, мойра, букв. «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении), в греческой мифологии богини судьбы. В первоначальных представлениях мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете — фетише, носителе жизненных потенций. Так, мойра Мелеагра заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной матерью героя. Желая погубить сына, мать вынула головню и бросила её в огонь, где та сгорела, вызвав тем самым мучительную смерть Мелеагра (Apollod. I 8, 2-3). Когда возобладали анимистические представления, магическая сила, заключённая в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, которое наделяет той или иной участью человека, изрекает ему свою волю, определяет его дальнейшую жизнь. М. понимаются теперь как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»), хотя для этих понятий в греческом языке вырабатываются специальные термины, наряду с названием «М.». М.- это тёмная невидимая сила, она не имеет отчётливого антропоморфного облика, изображение М. в античном искусстве редко. С развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной (Нот. II. V 613), или двух (Paus. X 24, 4), или трёх М. Наиболее распространённый миф — о трёх сёстрах-М. Архаические М.- дочери ночи, также породившей смерть, сон, Немесиду, Эриду и Гесперид (Неs. Theog. 211-225). Их имена — Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая»), Атропос («неотвратимая»). Лахесис назначает жребий ещё до рождения человека, Клото прядёт нить его жизни, Атропос неотвратимо приближает будущее. Платон считает, что эти три М.- дочери богини Ананке («необходимости»), вращающей мировое веретено (Plat. R. Р. Х 617 b-e). Отношения между М. и олимпийскими богами сложные. Как результат архаики — зависимость богов от М. и незнание ими предназначенного. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, взвешивает жребии человеческих жизней на золотых весах (Нот. II. XXII 209-214). Однако существует вариант мифа, согласно которому олимпийский Зевс был отцом М., рождённых Фемидой (Hes. Theog. 901-906).
М. сопричастны Зевсу (Pind. 01. VIII 22), он именуется Морием (Soph. О. С. 705). Зевс и Аполлон называются также Мойрагетами («водителями М.»). Эпитет Зевса «вершитель судеб» (надпись на жертвеннике в Олимпии) означает (по словам Павсания), что бог «знает человеческие дела и всё то, что назначили М., и всё, в чём они отказали» (Paus. V 15, 5). В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Зевса находилось изображение М., и всем было очевидно, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу» (Paus. I 40, 4). В эллинистическую эпоху с М. конкурирует богиня Тиха (богиня случая), характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни. М. соответствуют римские парки..
Лит.: Лосев А. Ф., Гомер, М., I960, с. 270-342; Lеitzkе Е., Moira und Gottheit im alten griechischen Epos, Gott., 1930 (Diss);
Stelnbach Е., Der Faden der Schlcksalsgot-theiten, Lpz., 1931; Krauae W., Zeus und Moira bei Homer, «Wiener Studien, 1949, Bd 64, S. 10-52.
A. Ф. Лосев.