Любите родную природу
Содержание
- Экология
- LiveInternetLiveInternet
- Окружающая среда
- Живой Букварь
- Благодарность
- Храм природы
- В природе столько красоты!
- Берегите землю!
- Давайте вместе Землю украшать
- Не надо мусорить в лесу!
- Недалекое будущее
- Лес – наш друг!
- Здравствуй, лес!
- Я лес люблю
- Пришла беда
- Природа-наш дом
- Сценарий праздника «Сбережем родную природу»
- Ход праздника:
- Творческая работа «Любите родную природу»
- Урок «Будь природе другом!»
- Интересные материалы:
Экология
Чтобы сохранить многообразие живых существ, которые стали редкими на нашей планете Международный союз охраны природы и природных ресурсов создал «Комиссию службы выживания», которая в 1966 году выпустила Международную Красную книгу. Красная книга – это одна из форм охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Она имеет статус справочного и юридического документа. Выделяют несколько уровней Красных книг:
международные – в масштабах планеты;
национальные – в рамках государств;
региональные – в рамках конкретной территории.
Каждая страна имеет свою Красную книгу. В неё заносят редкие, исчезающие или сокращающиеся виды животных и растений, обитающие на территории этой страны. Есть такая книга и в нашей стране. Она появилась в 1978 году и в нее входило 154 вида животных, затем этот список был дополнен до 463 видов. Красная книга – это документ временного действия, её переиздают 1 раз в 10 лет, потому что с каждым годом появляются новые виды животных и растений, нуждающиеся в охране и защите
В Красной книге Российской Федерации приняты шесть категорий редкости:
Черные страницы — вероятно исчезнувшие виды
Красные страницы — виды, находящиеся под угрозой исчезновения
Желтые страницы — виды, сокращающиеся в численности
Белые страницы — редкие виды
Серые страницы — неопределенные по статусу, малоизвестные виды
Зеленые — восстанавливаемые или восстанавливающиеся виды
Красная Книга Ростовской области является региональным вариантом Красной книги России. Издана в двух томах: 1 том — Животные, 2 том — Растения.
Животное заносится в книгу в том случае, если на территории области осталось не более 1000 особей данного вида. Над созданием книги работали биологи, зоологи и специалисты Комитета по охране окружающей среды. Красная книга Ростовской области была учреждена в августе 2003 года.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Галина_Бикмуллина ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ Экологические стихи о природе для ДЕТЕЙ )
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ Экологические стихи о природе для ДЕТЕЙ )
Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису…
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
Л. Фадеева
Живой Букварь
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
В. Орлов
Благодарность
Однажды на дачный порожек
Зашёл любознательный ёжик.
Навстречу ему потянулась рука,
Другая рука налила молока.
Крошили печенье в глубокое блюдце
И ёж, уходя, обещал им вернуться.
А вечером думал, гуляя в лесу:
– Я завтра рукам червяков принесу.
Ю. Симбирская
Храм природы
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
А. Смирнов
В природе столько красоты!
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела…
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
В. Чижов
Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Е. Смирнова
Не надо мусорить в лесу!
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
М. Крюков
Недалекое будущее
Человек идет скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису…
Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах…
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.
Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!
А. Игнатова
Приехала как-то семья на пикник –
В реке поплескаться, пожарить шашлык.
Лес встретил их щедро, как добрых друзей:
Малиной попотчевал, пел соловей.
И как благодарность, на месте стоянки…
Остались пакеты, бутылки и банки.
Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко.
Ему бы за вредность давать молоко!
А. Сметанин
Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
Н. Филимоненко
Здравствуй, лес!
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
С. Погореловский
Я лес люблю
Я лес люблю. Сосновый лес,
Чтоб сосны были до небес.
Чтобы кололи облака
Об иглы белые бока,
Чтоб солнце пряталось в ветвях,
Чтоб хвоей воздух крепко пах,
Чтоб, если лечь, закрыв глаза,
Казалось: это паруса
Полощет ветер над тобой
Или шумит морской прибой,
И ты плывёшь на корабле
Вперёд, к неведомой земле.
А. Стариков
Пришла беда
Под высокою сосной,
Защищая лес родной,
Муравейник жил без бед
Двадцать зим и двадцать лет.
А потом пришла беда:
Ни потоп, ни холода,
Ни лесной пожар, ни свалка.
А пришёл… Кирюша с палкой.
Природа-наш дом
Внеклассное мероприятие
Природа-наш дом
Ученица: (К)
Люби родную природу –
Озёра леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля!
Ученик: (Е)
Здесь мы с тобою родились,
Живём мы с тобой на ней.
Так будем же, люди все вместе
К земле относиться добрей!
(Танец в исполнение ребят младшего школьного возраста «Танец цветов»)
(Выходят взрослый и двое ведущих)
Ведущий:
Добрый день дети, уважаемые взрослые. Я рада вас видеть в этом
замечательном зале, на нашем празднике.
Сегодня мы с вами будем не просто читать стихи, отгадывать кроссворды, отвечать на вопросы, а мы будем говорить о том, как необходимо беречь окружающую нас природу. А праздник наш называется «Как прекрасен этот мир».
Ученица: (К)Действительно, мир прекрасен. И чтобы он был ещё
прекрасен, мы должны его беречь.
Ученица: (Е)
Берегите, ребята, природу,
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа – надежный наш друг.
Ведущая: Дети, вы знаете что, каждую весну отмечаются три международных
праздника, которые утверждены Организацией Объединенных Наций. Это
международный День Птиц – отмечается 1 апреля, 22 марта –всемирный день
Воды, и день Земли -22 апреля. Эти праздники напоминают нам о том, что и землю, и воду, и птиц, конечно же нужно беречь.
Ребята, вы, наверное, знаете, что есть такая наука — экология? Это слово означает — изучение дома. А дом для человека чаще всего — четыре стены и крыша, для зверя — лес, поле, горы, для рыб — море, озеро, река. Значит, у всего живого – свой дом, а для всех вместе — наша планета Земля.
Ученица: (К)
Природа — это дом, в котором мы живем.
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под сводом голубым, под светом золотым.
Хотим мы в этом доме жить вовеки.
Ведущая:
Да действительно природа это дом.
И вот поэтому, мне бы хотела с вами по путешествовать, по страницам
нашей замечательной Земли. Но для этого мне нужны, добровольцы
экологи. Вам нужно назвать свою команду и девиз. А ещё нам нужно
выбрать жюри. Ответы будут оцениваться по пяти бальной системе.
Кто из команд первый поднимет руку и ответит на вопрос, тот получит
бал.
Сценка
(Влетает сорока и каркает.)
Сорока: Везде летаю. Всё знаю.
Письмо-3р, срочно- 2р.
Ведущий: Кто –то бросил мне в окошко
Посмотрите письмецо
Может это лучик солнца, что
Щекочет мне в лицо.
Может это воробьишко, пролетая, обронил.
Может кот письмо как мышку на окошко заманил
Письмо (открывает)
К вам на праздник, дорогие
Так хотелось мне попасть
Но пришлось мне задержаться
Нужно землю украшать.
Но зато пришлю вам гостью,
Будете довольны вы,
А узнать её не трудно –
Это — фея чистоты.
Встречи будьте вы готовы
Всё проверьте не спеша
Ну, а я прощаюсь с вами
Всем привет весна – весна!
Ведущий: Ребята, давайте приведём себя в порядок. Фея чистоты, видно очень строгая.
(выходит Фея чистоты, ребята хлопают).
Фея: Здравствуйте ребята!
Здравствуйте друзья!
В день весенний рада
Видеть вас всех я.
Только что на улице
Встретилась с весной –
Очень, много всяких дел
У неё самой.
Вот и попросила
Матушка – Весна
Чтобы к вам на праздник
Раньше я пришла.
Ведущий: Здравствуй Фея мы рады видеть тебя на нашем празднике.
Фея:
В лес весенний приглашаю.
Соком вешним угощаю.
Рада видеть я гостей,
Моим маленьким друзьям!
Сегодня я узнаю : «Знаете ли вы природу, умеете вы с ней правильно обращаться
или нет, сможете вы ее защитить и от кого?»
И так, первая страница нашего путешествия «Приветствие команд»
Команда «Поиск»
— Ответим на вопросы как надо жить на свете,
В своих руках мы держим экологию планеты,
Наш любимый лозунг сейчас произнесем:
Спасем от риска наш Полтавский район!
Команда «Искорка»
— Пусть фестиваль — игра для сильнейших,
Мы не относимся к разряду глупейших,
На этой сцене мы всех покорим,
Ведь ярче звезд мы сегодня горим!
Вторая страница нашего путешествия «Лесная».
Вам необходимо ответить на вопросы.
Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов, для чего?
- Для красоты.
- Для очищения воздуха
- Для того, чтобы селились птицы и животные
- Для дров
Какое дерево живёт дольше?
1.Сосна
2.Осина
3. Дуб
4.Ель
На вырубках раньше всех вырастает?
1. Берёза
2. Клён
3. Сосна
Какие птицы прилетают весной раньше?
- Стрижи
- Вороны
- Ласточки
Молодцы ребята, с первым заданием вы справились.
Ученик: (Е)
Бежит тропинка через лес,
Ныряет вправо, влево.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы
Третья страница нашего путешествия «Ромашка».
( Речь пойдёт о цветах)
Ученик: (К)
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
(Команды по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.)
Вот эта ромашка – не просто цветок
А ну – кА скорей оторви лепесток!
А на ней прочитаешь задание
И проверишь свои знания!
1)В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, т.к. уколола шипами этого цветка пальчик. ( Шиповник. )
2)Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов. ( Пион. )
3)Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. ( Ромашки. )
4)Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. ( Василёк.)
5)Легенда гласит, что этот цветок ночью беседует со звёздами, не случайно и его название переводится как «звезда». (Астра)
6) Название этого красивого крупного цветка переводится с латинского как «меч». По легенде, он вырос на месте гибели двух друзей – гладиаторов. (Гладиолус)
Ведущая:
— Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом цветов становится всё меньше и меньше.
Ребята, надо ли рвать цветы? ( Ответы детей.)
Чтение стихотворения азербайджанского поэта Самуа Вергуна:
Я должен над цветами поклониться
Не для того, чтоб рвать, или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
— Помните это, дети!
Сценарий праздника «Сбережем родную природу»
ЮЛИЯ ЮРТАНОВА
Сценарий праздника «Сбережем родную природу»
Цель: воспитание у детей гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на земле.
Задачи:
— расширить знания детей о лесе и его обитателях, закрепить знания о правилах поведения в лесу; систематизировать знания об одной из стихий Земли – Воде, ее значении;
— развивать познавательную активность, речь, мышление, умение анализировать, слуховое внимание, физическую активность, умение отгадывать загадки;
— воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности, бережное отношение и любовь к природе.
Действующие лица:
Ведущая
Дети
Озорной мальчишка – Гришка.
Ход праздника:
Видеоролик «Не уроните шарик».
Охранять природу — значит охранять Родину.
М. М. Пришвин
Ведущий (слайд № 1) Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! Мы рады видеть вас на нашем празднике, празднике Природы. Охрана природы очень актуальна на сегодняшний день. Следует отметить, что 2017 год объявлен годом Экологии – годом борьбы за охрану нашей природы и планеты в целом.
Ребенок 1: (слайд № 2) Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться как друзья.
Ребенок 2: Давайте люди беречь планету
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной на всех одна
Что будет делать без нас она?
Песня «Разноцветная планета». (слайд № 3)
Ведущая: (слайд № 4)У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить!
Лишь на нашей планете увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Давайте улыбнемся!
Как хорошо вокруг!
Природа – наш хороший,
Наш добрый верный друг. Ребята, а кто из вас знает, что же такое природа?
Ответы детей.
Ведущая: Хорошо. Ребята, а ещё я вам скажу, что одной из самых красивых частей природы является лес. (слайд № 5) Давайте же с вами узнаем, что же это за царство такое, что в нем находится. Для этого нужно будет отгадать загадки. Слушайте внимательно.
1. Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт,
Заходя в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем (лес) (слайд № 6.)
2. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох) (слайд № 7).
3. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник) (слайд № 8).
4. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (Ель) (слайд № 9).
5. Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит. (Колокольчик) (слайд № 10)
6. Эту травку ты не тронь:
Жжется больно, как огонь. (Крапива) (слайд № 11).
7. Мы вчера в лесок зашли,
И чего мы там нашли?
Он стоял на толстой ножке,
В крепкой шляпе у дорожки. (Гриб) (слайд № 12).
8. Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет и душистая
Попадает в кружки. (ягода) (слайд № 13).
Молодцы! А ещё каких обитателей леса мы не назвали? (слайды № 14 и № 15).
Ответы детей.
Ой, ребята, а посмотрите-ка, кто к нам идет. (слайд № 16)
Входит мальчишка Гришка и разбрасывает бумажки. Видит ребят и удивляется.
Гришка: Ой, как у вас здесь намусорено!
Ведущая: Здравствуй, Гриша!
Гришка: Здрасти, я чего-то и поздороваться забыл…
Ведущая: Гриша, зачем ты намусорил?
Гришка: А мне нравится. Я везде мусорю: и на улице, и в парке, и даже в лесу.
Ведущая: Гриша! Ведь этого нельзя делать! Ребята, вы поможете мне собрать весь этот мусор? Давайте поиграем в игру «Собери мусор!». А ты, Гриша, нам тоже помогай.
Игра. (слайд № 17).
Ведущая: А теперь, Гриша, садись, ребята тебя научат, как нужно вести себя в лесу.
Выходят 3 ребенка.
1-й ребенок: (слайд № 19) Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и скакать, то не надо забывать,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
2-й ребенок: (слайд № 20) Ветки дуба не ломать,
Никогда не забывать:
Мусор с травки убирать,
Зря цветов не надо рвать!
3-й ребенок (слайд № 21) Из рогатки не стрелять, на грибы не наступать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить!
Ведущая: Ты запомнил, Гриша? А вы, ребята. Сейчас мы посмотрим как вы запомнили и поиграем в игру «Какие правила в лесу».
Игра.
Ведущая: Хорошо! А сейчас я предлагаю стать на минуточку муравьями. Они самые трудолюбивые в лесу.
Разминка «Муравьи проснулись рано» (слайд № 22).
Муравьи проснулись рано,
Потянулись, встали прямо (Сидя на карточках встать поднять руки вверх, затем опустить 5-6раз)
Прыг да скок, прыг да скок,
Новый начался денёк!
Вместе весело живём
Хорошо быть муравьём! (собраться в круг и шагать на месте).
Молодцы! А теперь послушаем песню «Солнечная планета».
Песня «Солнечная планета» (слайд № 23).
Ведущая: (слайд № 24) Ребята, а знаете ли вы, что самая обильная из земных стихий – это ода. Она покрывает более 70% земной поверхности. Наша планета – планета океанов. (слайд № 25)Три четверти поверхности её заняты морями и океанами. Больше всего воды — около 97% находится в морях и океанах, но для многих целей она не годится из-за слишком высокого содержания соли. (слайд №26) Пресная вода составляет менее 3% от объемов земной гидросферы, из них более 2% заключено в полярных льдах Арктики и Антарктики. (слайд № 27) Вода – голубая, нежная, чистая. Что может быть лучше её? Вода дает жизнь всему живому. Послушайте интересные факты о воде:
• Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.
• В природе существует около 1330 видов воды.
• Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека.
• За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги.
• В озерах сосредоточено более 26 тысяч км3 пресных вод.
• Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.
Знаете ли вы, что:
За последние 60 лет водопотребление в мире увеличилось в 5 раз.
114-230 литров воды уходит во время приема 5-минутного душа.
На чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытьё посуды – 91 литр.
Человек ежедневно использует 230 л воды.
При неисправности крана с самой тоненькой струйкой воды за сутки может уйти в канализацию до 150 литров чистейшей питьевой воды.
Знаете ли вы, что после 10-минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200 детям каждый день?
(слайд № 28) К сожалению, не всегда человек бережёт воду.
Некоторые цифры:
• Ежегодно все реки земного шара сносят в Мировой океан слой почвы толщиной более 6 миллиметров, что составляет 19 миллиардов тонн.
• В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 миллионов тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.
• При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 миллиграмм на литр рыба гибнет, при концентрации 1,2 миллиграмм на литр не выдерживает планктон и бентос.
• Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.
• Каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 литров хорошей воды.
• Как считает Всемирная организация здравоохранения, половина всех больничных коек в мире занято людьми, заболевшими из-за грязной воды.
(слайд № 29) Природа ничего не прощает! А потому: не вреди и береги её! Так давайте же беречь наши водоемы и природу в целом. А сейчас поиграем в игру «Капельки дождя».
Игра. (слайд № 30).
Ведущая: Молодцы! Вот, ребята, и подошел к концу наш праздник. (слайд № 31) Запомните, пожалуйста, самоё главное правило для людей нашей планеты: Не загрязняйте природу! Будущее зависит от нас, людей!
Ребенок 1: (слайд № 32) Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Ребенок 2: (слайд № 33) Давайте будем беречь планету
Другой такой на свете нету
Развеем над нею и тучи и дым
В обиду ее никому не дадим.
Ребенок 3: (слайд № 34) Беречь будем, птиц,
Насекомых, зверей
От этого станем мы
Только добрей,
Украсим всю землю
Садами, цветами.
Вместе: Такая планета нужна нам с вами!
Песня «С нами друг!». (слайд № 35).
Творческая работа «Любите родную природу»
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Песчанская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Конкурс «Зелёная планета-2015»
Литературный конкурс «Жизнь леса и судьбы людей»
Работа ученицы Перепелкиной Дианы Юрьевны
Руководитель: Великодская Е.Н.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, вместе
Мы к ней относиться добрей.
И. Мазнин
Посмотрите, как прекрасна наша Земля, как чудесен наш Зеленый дом! И чтобы сохранить эту красоту всем людям нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А свой дом нужно всегда беречь, защищать, содержать в чистоте и порядке. Я думаю, что любовь к природе, к Родине начинается с любви к своему родному дому, саду, к своему огороду, к клумбам цветов, которые я посадила перед своим окном вместе с мамой.
Я живу в селе Песчаное Беловского района Курской области. Наш район — это удивительный край, богатый лесами, садами, озёрами. Лес кормит нас, дарит красоту и жизнь. Как местные жители, так и приезжие пользуются дарами природы: собирают ягоды, грибы, ловят рыбу, охотятся. Красота этих мест привлекает множество людей. Горожане, жители северных регионов страны покупают дома в селе и близлежащих деревнях и приезжают летом отдыхать, а некоторые переселяются жить навсегда.
Мое родное село расположено в живописном уголке. Вдоль правого берега реки растянулся смешанный лес, а слева — небольшой сосновый лес. Мы часто с учителями, родителями, друзьями ходим в «сосны» в поход на берег реки Псел. Там легко дышать чистым свежим воздухом и играть в тени деревьев. А какая рыбалка, уха! А как вкусна картошка в золе! После себя мы все вместе убираем мусор, тушим костёр. Радостные и счастливые возвращаемся пешком под вечер домой.
С родителями мы выезжаем отдыхать в смешанный лес, у нас есть своя любимая полянка, она сказочно красива в любое время года.
Чудесно в лесу летом. Деревья залиты солнечным светом, все лесные жители радуются солнышку и теплу. Солнечные лучи проникают сквозь кроны деревьев, согревая землю и всё живое, что есть на земле.
Осень – грустная пора. Жалко провожать лето, а до весны так далеко. Но как же хорошо осенью в лесу, когда желтыми и красными огоньками становятся листья берёзы, осины и клёна, бурыми пятнышками – рябины и дуба. Только чудные ёлочки и величественные сосны не меняют цвета своих нарядов, стоят зелёные круглый год.
Зимой лес как будто спит. Пушистый снег укрыл всё вокруг: надели белые шубки деревья, нахлобучили белые шапки кустарники. Метель замела все дороги, перепутала все пути. Затихли все звери: спят зубастые барсуки и колючие ежи, спрятались в норках плутовки лисицы, прячутся под деревьями зайцы от серых голодных волков. Не зря волшебница природа окрасила шубку зайцев в белый цвет зимы .
Чудесен лес весной. На деревьях набухают почки, вот-вот появятся первые листочки, поют птицы, рождаются новые цветы и деревья, новые звери и птицы.
Мне кажется, что лес – главное чудо природы. Леса украшают землю, учат человека понимать прекрасное и улучшают настроение. Лес – место жизни зверей и птиц, многочисленных насекомых и растений. Летом деревья очищают воздух от пыли. Прогулка по лесу – лучшее лекарство от душевных ран. Леса нашей страны – это богатство нашего Отечества. Большинство людей – друзья леса. Они ценят то богатство, которое дала нам природа, заботятся о нем. Многие люди посвящают свою жизнь охране леса, борьбе с браконьерами, заботе обо всех лесных жителях. Благодаря их труду, их ответственности, любви к своей нелёгкой профессии, к лесу, жизнь продолжается – жизнь леса и жизнь людей.
Урок «Будь природе другом!»
Тип урока: закрепление изученного материала.
Вид урока: урок-конференция.
Цели урока:
Образовательные:
- способствовать осуществлению межпредметных связей на уроке окружающего мира;
Развивающие:
- содействовать развитию познавательного интереса и творческой активности учащихся;
- познакомить учащихся с экологическими проблемами региона;
- учить детей решать проблемы, исходя из собственного опыта;
Воспитательные:
- способствовать формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации;
- закрепить навыки бережного отношения к природе;
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный; практический.
Средства обучения: технические, доска, мел.
Оборудование:
- Магнитофон и кассеты (диски) с записями звуков природы, голосов птиц.
- Выставка лекарственных растений “Зеленая аптека”
- Выставка книг о животных, птиц, насекомых и растениях.
- Выставка детских рисунков о природе.
- Красная книга Республики Татарстан.
- Сувениры для награждения.
- Персонажи в костюмах (бабочка, лесная фея, лиса, ворона)
- Карточки с заданиями, альбомные листы, цветные карандаши, таблички с названиями отделов, рабочая тетрадь №1.
Класс разделен на 4 группы. На каждом столе стоит карточка с надписью “Отдел охраны зверей”, “Отдел охраны птиц”, “Отдел охраны насекомых”, “Отдел охраны растений”.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Под музыку выходит учитель в одежде “Земли”).
Все народы, все люди,
Все, кто верит и любит.
Все, в ком совесть жива,
К вам Земли обращаю слова!
Дорогие мои гости! Я планета – Земля! Мне нужна ваша любовь! Только любите меня так, как я люблю каждого из вас. Если вы любите меня, то будете и заботиться обо мне и защищать меня. И таким образом вы будете спасать ваш Дом и Дом ваших братьев меньших. Все мы – одна большая семья. Помните обо мне, а я буду заботиться о вас и всегда буду вашим Домом.
II. Постановка учебной задачи
Дом – это не только то место, где мы живем. Дом – это наш город, страна, планета. А в доме все должно быть всегда тепло, светло, чисто, уютно; каждый должен чувствовать себя в доме защищенным.
На доске написаны стихи :
Люби родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относиться добрей.
Есть храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Сегодня мы еще раз вспомним о том, как важно внимательно относится к нашей планете. Начинается же доброе отношение к планете с небольшого уголка – двора, поселка, города. Что же мы можем сделать для природы?
Задания группам.
– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками
Задание № 1. “Представление своего отдела по охране”
Слово предоставляется группе “Отдел по охране птиц” (Звучит запись с голосами птиц)
Выступает ученик в образе птицы:
Не разоряйте птичьего гнезда –
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
Представитель отдела : Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперением.
Слово предоставляется группе “Отдел по охране зверей”
Выходят ученики переодетые в костюмы животных (лисы, волка):
На шарике нашем земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса и голубые небеса
Где море, горы, степи, лес,
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит,
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Слово предоставляется группе “Отдел по охране насекомых”
Выходит бабочка и читает стихотворение:
Все в природе мы важны
Белки, мыши и олени,
Дуб, осина и рябина,
Клест и бурундук,
Мухомор, паук и мошка –
Каждый важен в нашей жизни.
Мы зависим друг от друга,
Если кто-нибудь из вас
Лес покинет иль исчезнет,
То в сообществе у нас
Все в разлад пойдет,
И погибнет чаща.
Слово предоставляется группе “Отдел по охране растений”
Выходят дети с искусственными цветочками в руках.
Ученик 1.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все – и я и ты
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны,
И не станет красоты.
Ученик 2.
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью,
Мята, ландыш, зверобой.
Ученик 3.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляют нам каждое лето.
Ученик 4.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
III. Физкультминутка.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
IV. Закрепление изученного материала.
Задание № 2. “Блиц-турнир” . Каждой группе задается по 5 вопросов:
“Отдел по охране зверей”
- Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива)
- Какая ягода похожа на малину, но черного цвета? (Ежевика)
- 3. Правда ли, что совы не могут вращать глазами? (Да)
- Серовато, дубовато –
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк) - Пестрая крякуша ловит лягушек. (Утка)
“Отдел по охране насекомых”
- Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)
- Не птичка, а с пестрыми крыльями (Бабочка)
- Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зеленом полушалке. (Береза)
- Летать летаю, птиц всех забиваю. (Орел)
- Какое из этих животных является рыбой: дельфин, морская звезда, щука? (Щука)
“Отдел по охране птиц”
- Какие птицы не умеют летать? (Страус, пингвин)
- Чье яйцо больше: утиное или куриное? (Утиное)
- Правда ли, что медведь за день может съесть до 20000 ягод? (Да)
- Какое из этих животных при спасении от опасности может пожертвовать частью своего тела? (Ящерица, бабочка, паук)
- правда ли, что если пчела ужалит кого-либо, то она погибает? (Да)
“Отдел по охране растений”
- Правда ли , что пауки питаются собственной паутиной? (Да)
- Где кроты устраивают свои жилища? (Под землей)
- Какая птица откладывает свои яйца в чужих гнездах? (Кукушка)
- Какое из этих животных живет только в Африке : Зебра, волк, медведь? (Зебра)
- Почему люди охотятся на рысь? (Из-за ценного меха)
Задание № 3. Расшифровать на каждую букву слова – ПРИРОДА.
Каждый отдел расшифровывает по своей группе.
Например, Звери – п – пантера, р – рысь, и – ишак, р – рыба, о – олень, д – дикобраз, а – антилопа.
Задание № 4. Выслушаем жалобы, поступившие от обитателей садов и огородов, лесов и вод и постараемся разрешить данные ситуации с вашей помощью.
“Рассмотрим жалобы”
Жалоба 1. “Ох не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы людям жить без хлеба. Так вот и подумайте хорошенько – обижать или любить меня надо?” От кого эта жалоба?
Отвечают представители отдела по охране птиц: Да, это сова. С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова убивает за лето тысячи мышей-полевок, которые способны уничтожить тонну зерна!
Жалоба 2. “ На земном шаре нет, пожалуй такого существа, о котором бы рассказывали сколько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится людям, что мы темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими создала нас природа”
Отвечают представители отдела по охране зверей: Это летучая мышь. Но разве можем мы выбрать себе друзей по внешнему виду. А польза от летучих мышей человеку большая: они уничтожают многих ночных насекомых, в том числе массовых вредителей сельского и лесного хозяйства, а также кровососущих двукрылых. Летучие мыши подлежат охране!
Жалоба 3: “Нас чем только не травят и удобрением и ядохимикатами. Мы не можем насытиться чистым воздухом, употребить чистую воду. А ведь мы так необходимы всем. Но к сожалению мы становимся не только полезными, но и очень ядовитыми. Одумайтесь люди!”
Отвечают представители отдела по охране растений: Лекарственные растения не только гибнут от всего этого, но и впитывают в себя вредные растворенные в воде и воздухе вещества, порой становятся самым настоящим ядом для живых организмов. Ведь в природе все взаимосвязано, и сбой в одной части приводит к нарушению всей цепочки.
Жалоба 4: “Нас очень многие дети и даже иногда животные проходя мимо разрушают наши города, дома. С нами часто экспериментируют, забирают нас в лаборатории и отбирают полезные свойства. Этим самым они отделяют нас от любимой семьи. Если нас не трогать, не разрушать, то сколько мы можем принести пользу окружающим. Берегите нас!”
Отвечают представители отдела по охране насекомых: Муравейник-это настоящий город с улицами, переулками. В нем идеально налажены все “коммунально-бытовые службы”. Польза муравьев очевидна. Муравьи, живущие в лесу (в земле) перемещаясь, производят “вспашку”, обогащая почву кислородом. Однако главная польза муравьев в уничтожении вредных насекомых. Рыжие муравьи-обитатели среднего муравейника в день уничтожают 15–20 тысяч вредных насекомых. Синица, чтобы уничтожить такое количество насекомых, должна трудиться 2 месяца, а пестрый дятел – 20 дней. Это 2–3 млн за лето. Обитатели четырех муравейников могут полностью контролировать положение на 1 га леса. Муравьи находятся под защитой.
– Куда же мы все эти жалобы все зафиксируем? Как называется книга, в которую записывают исчезающие виды растений и живых организмов? (Красная книга)
(Показ Красной книги Республики Татарстан )
Красная книга – это документ, который содержит сведения о распространении, численности и состоянии, о необходимых мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.
Красная книга России впервые учреждена в 1978 году, а Красная книга Республики Татарстан издана в 1995 году. В перечень редких видов вошли: 102 вида животных, 85 видов птиц, 398 видов цветковых растений, 57 видов насекомых.
Красная книга будет содействовать сохранению живой природы региона во всем ее разнообразии, пониманию необходимости и актуальности рекомендованных мер охраны и восстановление редких и исчезающих видов, активному участию широких кругов населения в их реализации.
А еще у нас в Республике Татарстан созданы специально охраняемые территории для животного мира, которые называются заповедниками. В нем охраняются исчезающие и редкие виды животных, птиц, насекомых и растений.
– Какие виды животных, птиц, насекомых и растений вам известны?
– Сможет ли Красная книга помочь человеку осознать современное положение в природе?
(Выслушиваются ответы детей)
Послушайте об этом стихи.
Охраняются Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются птицы, охраняются звери,
Охраняются даже цветы.
“Заповедник” это слово
Всем и каждому знакомо.
В нем животных охраняют
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту,
проявляют здесь заботу
о растениях лесных, луговых и полевых
водоемов и болот.
Вся природа здесь живет
под охраной человека
много лет, от века к веку
Мы хотим, чтоб птицы пели,
чтоб леса вокруг шумели,
чтобы были голубые небеса.
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.
Задание № 5. “Как бы вы поступили в данной ситуации?”
Ситуации:
- Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?
- На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
- После отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступите с накопившимся мусором? Почему?
- Подумайте, что произойдет, если вырубить большое количество деревьев в лесу?
V. Работа в рабочей тетради стр.
VI. Итог урока:
Итак, подведем итог нашей сегодняшней встречи. Ребята, вы хозяева нашей планеты, нашей природы. Природа – это наша жизнь и жизнь будущих поколений! Это великие сокровища, которыми мы должны поделиться с нашими потомками!
Человеку нужна рыба, а рыбе нужна чистая вода – так будем охранять и беречь водоемы!
Человеку нужны животные, а животным нужны чистые леса и поля – так будем охранять наши леса и поля, наш воздух, нашу природу!
А охранять природу значит – охранять Родину! Человек не может без Родины, как животные не могут без лесов и полей, а птицы – без неба!
Чтец.
Я люблю тебя, Земля, и хочу, чтоб ты жила,
Хорошела с каждым годом, плодоносила, цвела.
Берегите, люди, Землю, ведь она у нас одна.
Защитим ее все вместе мы как дружная семья.
Будем мусор убирать, не сорить, не обижать!
Всем спасибо, до новых встреч!
Добавить комментарий