Культура в Китае

Содержание

Культура Китая

Глазурованный сосуд из царства У (222—280 CE) Период трех династий.Китайский трехцветный глазурованный конь. Династия Тан. (ca. 700 CE)Китайская каллиграфия, созданная сунским поэтом Ми Фу (1051—1108 CE). В течение веков китайские ученые-литераторы были замечательными каллиграфами.

Китай является родиной одной из самых древних цивилизаций мира, и возможно, единственной, где физический тип населения не менялся в течение 5 тысячелетий. Китай имеет историю, насчитывающую 5 000 лет художественного, философского и политического развития. Хотя региональные различия создают ощущение разнообразия, общность языка и религиозно-этических взглядов объединяют культуру Китая, в рамках которой были созданы такие значимые во всемирном масштабе явления, как конфуцианство и даосизм.

Китайская философия

Конфуцианство

Основная статья: Конфуцианство Основная статья: Конфуций

Даосизм

Основная статья: Даосизм Основная статья: Дао

Основателем даосизма был Лао Цзы (кит. 老子). Его настоящее имя — Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э..

Основное понятие даосизма — дао, кит. «путь» или «противоположность». Дао — это невидимый вездесущий закон природы, путь, по которому идет человек и человечество, безликая, бескачественная субстанция. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. Из него все вышло и в него все возвратится. Бездеятельность порождает бездеятельность, поэтому необходимо к минимуму свести человеческую активность. Возникает принцип у-вэй, принцип недеяния, «созерцательная пассивность»: человек изучает мир, но не изменяет, делает только то, что необходимо.

Концепция Инь-ян

В даосизме взаимодействуют два противоположных начала — инь и ян, которые перетекают одно в другое и не могут существовать друг без друга. Инь — отрицательное, пассивное, женское начало; ян — положительное, активное, мужское.

Во II в. даосизм оформляется организационно. Начало ему положила школа «Путь небесных наставников», основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются ритуал и вероучение, даосизм становится государственной религией, появляется пантеон божеств, учение о богине Сиванму (прародительнице всех людей), затем даосизм распадается на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления — недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.

Моизм в Китае

Основная статья: Буддизм в Китае Основная статья: Моизм Основная статья: Мо-цзы

Буддизм в Китае

Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников еще в III веке до н. э., однако они не могут считаться достоверными.

Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шёлковому пути из центральноазиатских государств. Монахи-миссионеры, вначале из Центральной Азии, а позднее — из Индии, появляются в Китае до II-III веков.

Уже к середине II века с буддизмом знакомится императорский двор, о чём свидетельствуют жертвоприношения Лао-цзы (основателю даосизма) и Будде, совершенные императором Хуань-ди в 165. По преданию, первые буддийские сутры были привезены на белой лошади в Лоян, столицу империи Восточная Хань, в царствование императора Мин-ди (58-76); здесь же позднее появился первый в Китае буддийский монастырь — Байма-сы (Храм Белой лошади).

В конце I века зарегистрирована деятельность буддистов ещё в одном городе восточноханьской империи — Пэнчэне. В начале II века была составлена «Сутра 42 статей» — первая попытка изложения на китайском языке основ буддийского.

Язык и письмо

Иероглифы

Основная статья: Китайские иероглифы

Каллиграфия

Основная статья: Китайская литература

Изобразительное искусство

Живопись

Основная статья: Китайская живопись

Театр и опера

Основная статья: Пекинская опера Основная статья: Китайский театр

Музыка

Основная статья: Музыка Китая

Специфическое звучание китайской музыки объяснятся тем что у инструментов не 7 привычных нот, а 5 или 13. Их инструменты как и европейские делятся на 4 типа: ударные , духовые, струнные и смычковые. Самые популярные это смычково-струнные и струнные. Смычково-струнные инструменты это: эрху, чжунху, даху, баньху … Самый распространённый это баньху. Баньху пятиструнный инструмент на котором играют с помощью смычка длиной в человеческую руку. Звучание баньху можно сравнить со скрипкой.

Чистых струнных инструментов в китайской культуре не наблюдается. Существуют щипково-молотковые инструменты.

Среди щипково-молотковых инструментов выделяются: гучжен и янцинь. Эти инструменты относятся к семейству цитры. Играют на них с помощью специальных молоточков. Но существует второй способ с помощью щипков пальцами.

Веками музыка служила для увеселения богачей и аристократии. Но без музыки не обходилась ни одна свадьба, а к тому же музыка играла роль в богослужениях.

Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Юго-восточной Азии. Она также впитала элементы музыки народов, входивших в состав китайского государства (уйгуров, тибетцев, монголов, чжурчженей, маньчжуров и т. д.), и в свою очередь оказала значительное влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-восточной Азии и бассейна Тихого океана. Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религиозных и философско-идеологических доктрин.

В конфуцианских трактатах разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчёркивалась её общественная и политическая роль. Музыка в конфуцианстве рассматривалась как одно из средств управления государством, а также как существенный фактор воспитания людей и достижения общественной гармонии.

Согласно представлениям даосизма, музыка должна была содействовать проявлению естественных психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой.

Буддийское мировоззрение подчеркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека.

Понятие юэ в китайской культуре означало не только музыку, но и другие виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации. Многоуровневое символическое мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отдельных музыкальных тонов, музыкальных инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания и социально-политическими системами. Так в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На основе этой системы был создан пентатонический звукоряд, ступени которого связывались с пятью типами семантического интонирования в китайском языке, и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, с рангами социальной иерархии и т. д. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой звуковых высот. Китайцы были убеждены, что её нарушение могло иметь катастрофические космологические и социально-политические последствия.

В V—III веках до н. э. к пентатоническому звукоряду были добавлены два дополнительных звука. Таким образом была создана 7-ступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу. Ладовая концепция китайской музыки наиболее активно разрабатывалась в период Сун (X—XIII вв.) учёными-музыкантами Шэнь Куа, Цай Юаньдином, Шан Янем, Шэнь Юаньцином. Структура лада (тяо) определялась тем, какой из 12 тонов был выбран в композиции в качестве опорного. Теоретически количество ладов составило 84, на практике применялось значительно меньше. Сформированная в древности китайская музыкальная нотная система, созданная на основе иероглифов, существует и поныне в нескольких разновидностях (люй-люй, 5- и 7-тоновая, гунчэпу (工尺譜), и другие). Этническая музыка ханьцев основана нагетерофонии, где музыканты исполняют версии одной и той же мелодической линии. Исполнение музыки, танцев и оперы обычно сопровождается ударными инструментами.

Архитектура

Основная статья: Традиционная архитектура Китая

Резьба по камню, дереву, слоновой кости

Основная статья: Камнерезные ремёсла Китая

Привычки и обычаи

Китайская кухня

Основная статья: Китайская кухня

Традиционным блюдом является рис.

Китайская кухня имеет древнюю историю и богатые традиции. В каждом районе страны у неё свои особенности. Южная кантонская кухня славится рыбными блюдами и блюдами из морепродуктов, хуайянская — очень острыми и экзотичными блюдами. Пекинская кухня известна уткой по-пекински и тушеным мясом с овощами.

Китайцы уверены, что пища должна быть не только вкусной и полезной, но и красиво оформленной. А наслаждаться едой невозможно, если есть второпях, на ходу или перед телевизором.

Религиозные верования

Китайский новый год

Поведение и этикет

> См. также

  • Всекитайская ассоциация работников литературы и искусства

Литература

  • Духовная культура Китая / гл. ред. М. Л. Титаренко, Ин-т Дал. Востока РАН. — М.: Восточная литература, 2006. — Т. 6: Искусство. — 1031 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-02-036382-3.
  • Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. — М.: Дизайн. Информация. Картография, Астрель, АСТ, 2003. — 448 с. — 5000 экз. — ISBN 5-287-00092-8.

Революционная опера

Китай имеет крайне богатую и разнообразную культуру. Китайская традиционная культура формировалась тысячелетиями практически в изоляции. После 1949 года культура значительно обогатилась коммунистическим влиянием. С 1966 по 1976 года в стране проходила Культурная революция, в ходе которой традиционная китайская культура запрещалась и уничтожалась. С 1980-хх годов китайское правительство отказалось от этой политики, и приступило к возрождению традиционной культуры. Современная китайская культура является смешением традиционной культуры, коммунистических идей и пост-модернистского влияния, связанного с процессами глобализации.

Архитектура

Китайская архитектура так же стара, как вся китайская цивилизация. Со времём династии Тан китайская архитектура оказывала значительное влияние на строительные технологии Вьетнама, Кореи и Японии. В XX веке в Китае распространились западные строительные технологии, особенно в городах. Традиционные китайские здания редко превышают три этажа, и требования урбанизации привели к тому, что современные китайские города имеют западный вид. Однако в пригородах и деревнях зачастую до сих пор строят по традиционным технологиям.

Дворец Высшей Чистоты

Для традиционных китайских зданий характерна двусторонняя симметрия, которая символизирует баланс и равновесие.Китайские здания занимают максимум отведённой для них территории, свободное пространство оказывается внутри здания в виде внутренних двориков. Внутри здания размещаются отдельные корпуса, соединённые крытыми галереями. Система внутренних двориков и крытых галерей имеет практическое значение — защищает от жары. Для китайских зданий характерна протяжённость по ширине, в отличие от европейцев, предпочитающих строить ввысь. Корпуса внутри здания размещены иерархично: самые важные находятся по центральной оси, менее важные по краям, старшие члены семьи живут на дальней стороне, младшие и слуги — в передней, у входа. Для китайцев характерна геомантия, или фэн-шуй. В соответствии с этим сводом правил, здание строят задней частью к возвышенности, а передней к воде, за входной дверью стоит препятствие, так как китайцы верят, что зло путешествует только по прямой линии, по зданию развешиваются талисманы и иероглифы, привлекающие счастье, удачу и богатство.

Традиционно в Китае строят из дерева, каменные постройки всегда были редкостью. Также редко встречаются несущие стены, вес крыши обычно несут деревянные колонны. Число колонн обычно чётное, оно позволяет создать нечётное количество отсеков, а вход разместить ровно по центру. Деревянные конструкции с минимумом несущих частей значительно устойчевее к землетрясениям. Крыши бывают трёх типов: плоские наклонные встречаются на домах простолюдинов, со ступенчато меняющимся наклоном используются для более дорогих зданий, а плавные крыши с приподнятыми углами являются привелегией храмов и дворцов, хотя встречаются и на домах богачей. Конёк крыши обычно украшается резными фигурами из керамики или дерева, сама крыша покрыта черепицей. Стены и фундаменты строились из утрамбованной земли или кирпича, реже — из камня.

Живопись и каллиграфия

«Зимнее озеро»

Традиционная китайская живопись называется Гохуа (национальная живопись). В императорские времена практически не было профессиональных художников, живописью занимались на досуге аристократы и чиновники. Писали чёрной краской и кистью из шерсти живатных по шёлку или бумаге. Картины являлись свитками, которые вешали на стенах или хранили свёрнутыми. Зачастую на картине писались стихи, сочинённые художником, и относящиеся к изображению. Основным жанром был пейзаж, который называется Шаньшуй (горы и вода). Главным был не реализм, а передача эмоционального состояния от созерцания ландшафта. Живопись расцвела во время династии Тан, и совершенствовалась при династии Сун. Сунские художники начали писать размыто удалённые объекты для создания эффекта перспективы, а также исчезание контуров в тумане. При династии Мин в моду вошли картины-повествования. С приходом к власти коммунистов в живописи воцарился жанр социалистического реализма, изображающий жизнь рабочих и крестьян. В современном Китае традиционная живопись сосуществует с современными западными стилями.

Каллиграфия (Шуфа, законы письма) считается в Китае высшей формой живописи. Каллиграфия включает в себя умение правильно держать кисть, с умом выбирать чернила и материал письма. На занятиях каллиграфией стараются скопировать почерк известных художников.

Литература

Страница «Путешествия на запад»

Китайская литература имеет более, чем трёхтысячелетнюю историю. Первыми расшифронанными текстами являются гадательные надписи на панцырях черепах при династии Шан. Художественная литература традиционно имела второстепенное значение. Классическим литературным каноном считаются сборники конфуцианских этико-философских книг: Пятикнижие, Четверокнижие и Тринадцатикнижие. Отличное знание конфуцианского канона было необходимым условием для сдачи экзаменов на государственные должности. Большое значение имеют традиционные династийные хроники. После прихода к власти новой династии, начиная с Хань, учёными составлялась подробнейшая летопись правления предыдущей династии. Двадцать четыре истории являются сборником таких хроник. Существует также Семикнижие — сборник трудов о военном искусстве, самым известным из которых является «Искусство войны» Сунь Цзы.

Во время династии Мин популярность обрели развлекательные романы. Образцом китайской прозы являются Четыре классических романа: «Троецарствие», «Речные заводи», «Путешествие на Запад» и «Сон в красном тереме». В 1917-1923 годах появилось Новое Культурное движение. Его писатели и поэты, для того, чтобы быть более понятными, стали писать на разговорном китайском, байхуа, вместо вэньяна, или древнекитайского. Основоположником современной китайской литературы является Лу Синь.

Музыка

Музыканты с традиционными инструментами

В Древнем Китае социальный статус музыкантов был ниже, чем у художников, однако музыка играла важное значение. Одной из книг конфуцианского канона является Ши Цзин — сборник народных песен. С приходом к власти коммунистов появились такие жанры, как революционные песни, марши и гимны.

Традиционная китайская музыкальная гамма состоит из пять тонов, существуют также 7-ми и 12-ти тоновые гаммы. По китайской традиции музыкальные инструменты делятся по материалу звучащего элемента: бамбуковые, глиняные, деревянные, каменные, кожаные, шёлковые, металлические.

Театр

Пекинская опера

Классический китайский театр называется Сицюй, который соединяет в себе пение, танец, сценические речь и движение, а также элементы цирковых и боевых искусств. В зачаточном виде театр Сицюй появился во время династии Тан (VII в. н. э.). В разных провинциях развивались свои варианты традиционного театра. Наиболее известной из них является Пекинская опера — Цзинцзю. Театр Сицюй продолжал развиваться и изменяться и в Китайской республике, и после прихода к власти коммунистов.

Кинематограф

Первый киносеанс в Китае прошёл в 1898 году, первый китайский фильм снят в 1905 году. До 1940-хх годов Шанхай оставался главным кинематографическим центром страны, киноиндустрия развивалась с помощью США и испытывала сильное американское влияние.

С провозглашением КНР в 1949 году киноиндустрия бурно развивалась. До начала Культурной революции было выпущено 603 полнометражных и 8 342 документальных фильмов. Для развлечения и обучения детей снималось большое разнообразие анимационных фильмов. Во время Культурной революции кинематограф был сильно ограничен, множество старых фильмов запрещено, новых снималось мало.

В новом тысячелетии китайский кинематограф испытывает влияние традиции Гонконга и Макао, после их присоединения к Китаю. Снимается большое количество совместных картин. В 2011 году объём кинорынка Китая составил 2 миллиарда долларов и, опередив Индию и Великобританию, вышел на третье место в мире после США и Японии.

Боевые искусства

Статуя в Шаолине

Китайские боевые искусства являются не приёмами боя с оружием или без оружия, но комплексом различных культурных явлений. Помимо приёмов рукопашного и вооружённого боя китайские боевые искусства включают в себя различные оздоровительные практики, виды спорта, акробатику, способы самосовершенствования и психофизического тренинга, элементы философии и ритуал как способ гармонизации отношений человека и окружающего мира.

Китайские боевые искусства называются У-шу, или Кунг-фу. Главными центрами развития У-шу являются монастыри Шаолинь и Уданшань. Бой ведётся в рукопашную, либо одним из 18-ти традиционных видов оружия.

Кухня

В Китае имеется множество кулинарных школ и направлений. Каждая провинция имеет свою кухню, почти каждый город или посёлок — свои фирменные блюда. Самыми известными и влиятельными кулинарными школами являются Кантонская, Цзянсусская, Шаньдунская и Сычуаньская.

Праздники

В Китае существует множество праздников и фестивалей, как традиционных, так и современных. Главным праздником в Китае является Новый год по традиционному лунному календарю. Он наступает от 21 января до 21 февраля, в зависимости от фаз луны. Китайский новый год официально отмечают три дня, фактически — две недели и больше. Важный государственный праздник — день образования КНР, 1 октября, его также отмечают три дня. Так как эти два праздника сливаются с выходными, фактически их отмечают до семи дней, эти ва празника называют «Золотыми неделями». Другими официальными праздниками являются Новый год, Фестиваль Цинмин, Праздник труда, Праздник драконьих лодок и Праздник середины осени. Существуют праздники для отдельных социальных групп: Женский день, дни детей, молодёжи и военнослужащих. Рабочий день для этих групп сокращается на половину. Традиционные праздники национальных меньшинств являются нерабочими днями в национальных автономиях.

Традиции Китая

Как известно Китай – это страна церемоний и этикета.Древние традиции Китая — неотъемлемая часть жизни современных китайцев. К примеру, одни из самых известных традиций древнего Китая (которым более 2000 лет) — располагать перед грудью одну руку в другой или кланяться в качестве приветствия, используются некоторыми жителями Поднебесной и в настоящее время.

Философские традиции Древнего Китая

Философские традиции Древнего Китая зарождались ещё задолго до наступления нашей эры.

Самым ранним литературным памятником Древнего Китая принято считать «Книгу перемен», в которой отражены глубокие философские идеи. Этот источник – попытка отобразить все процессы, которые происходят в природе, включая небо и находящиеся на нём звезды.

Огромное влияние на древнекитайскую философию имела религия, благодаря которой в стране зародилось немало философских школ.

Религиозные традиции Китая

Среди жителей Древнего Китая был распространён культ Неба, духов природы и умерших предков. Было принято считать, что все беды происходили из-за плохих поступков, которые совершал человек, а также из-за неправильного государственного устроя.

Уважение к природе и её явлениям было принято практически во всех древних религиях, но именно в Китае основой гармонически развитого общества считалось подчинение и следование законам вселенной. Глубокое изучение таких законов в последствие вылилось в одну из самых популярных в нынешнее время национальных традиции Китая,получившей широкое распространение во многих странах мира – законы Фэн-шуй.

Начиная с 5 века до нашей эры, господствующей религией на китайских землях становится конфуцианство. Цель его заключалась в том, чтобы при помощи добродетельного человека (обладающим чувством долга, высокими моральными качествами, почитающим старших и т.д.) добиться построения гармонически развивающегося общества.

В это же время в стране возник даосизм, который основан на интуитивном познании бытия. Данное учение призывало жителей Китая стать одним целым с природой, уходить от всего искусственного. По мнению даосов, это могло помочь не только прожить долгую жизнь, но и даже приблизиться к бессмертию.

Именно даосы, опираясь на основы философии буддизма, выделили дерево, огонь, землю, воду и металл – как 5 главных природных элементов, а также разработали до сих пор широко известную систему инь-ян.

Перечисленные выше два религиозных течения наложили большой отпечаток на культуру и традиции Китая и роль их в истории страны огромна.

Среди другихобычаев и традиций Древнего Китаявыделяют гигиенические традиции. Гигиенические традиции в древнем Китае соблюдались довольно строго. Например, большинство жителей не позволяли себе есть из грязной посуды или не вымыть руки. Профилактикой от вшивости было состригание волос наголо. Всё это свидетельствовало о высоком и привальном развитии древнего китайского общества.

Традиции средневекового Китая

Культурные традиции Китаяв эпоху Средневековья столь же самобытны как и индийская культура. Однако они обладают присущими только этой стране особенностями. К примеру, искусство, по сравнению с тем же индийским, в те времена выглядело более строго и сдержано. В нём четко прослеживалась поэтическая задумчивость. Архитектура средневекового Китая привлекала своей чёткостью пропорций, лёгкостью, нарядностью, а живопись имела оттенок лиризма.

Именно этот период предопределил большой вклад Китая в мировую культуру.

Свадебные традиции и обряды Китая. Семейные традиции Китая

Свадебные традиции Китая довольно своеобразны.Конечно, в современном обществе всё несколько иначе, но стоит отметить, что китайская система брака и любви никогда не ставила на первое место романтическую любовь.

Китайский мужчина во все времена не преклонялся перед женщиной, не считался с её капризами.

Молодые люди заключали брак в основном из чувства долга и обязанности перед родителями.

Гармоничными в Китае считались такие семейные отношения, в которых присутствовала забота и любовь родителей, сыновья почтительность, братская солидарность и согласие, особое отношение к почившим предкам.

Праздники и традиции Китая

Китайские традиции в современности– это, прежде всего, отлично организованные, яркие праздники. В особенности необходимо выделить самый популярный народный праздник в стране – Новый год (китайский) или Праздник Весны.

Традиции Нового года в Китаесвязывают в первую очередь с началом полевых работ.

Новый год в Китае – это традиции, которыеежегодно привлекают тысячи туристов, которые своими глазами хотят увидеть как каждый дом, в канун Нового года, украшаются разнообразными рисунками. После окончание Нового года в стране сразу отмечают праздник фонарей.

Какие традиции в Китае есть ещё?

Чайные традиции Китая

Чай – это напиток, который ежедневно употребляют миллионы китайцев. Самая настоящая народная традиция Китая – ежедневное семейное чаепитие.

Как правило, китайцы пьют зелёный чай, который заваривается в глиняном, фарфоровом или фаянсовом чайнике сразу на всех членов семьи. Пьют его из пиал или чашек. Традиция чаепития в Китае также распространена и по другим более веским причинам, чем обычное домашнее времяпровождение. Среди них выделяют: выпить чая в знак уважения к старшим (это одна из самых распространённых традиции Китая (и Японии)) в одном из ресторанов, и при этом заплатить за них; на семейном празднике в день свадьбы; в качестве примирения и т.д.

Традиция вешать замочки в Китае

Одной из самых необычных традиций Китая, которая зародилась именно в этой стране, является традиция вешать и закрывать в знак вечной любви замочки. Особенно символично в стране считается повесить такой замочек в день свадьбы в специальном месте на Великой Китайской Стене.

Столь интересная традиция Китая в последнее время приобрела широкую популярность во многих странах мира.

Садово-парковые традиции Китая

История садово-парковых традиций Китая началась более 3000 лет назад. Уже в это время в стране возводили пышные дворцы, гробницы и возводили возле них сады. По характеру влияния на человека существовали такие типы садов: идиллический, угрожающий и смеющийся.

Китай — традиции против модернизации

Во второй половине 20 века Китай стал на путь реформ, которые затронули практически все стороны общественной жизни. Это поставило под угрозу сохранение многих обычаев и традиций Китая.

Переход к рыночным отношениям серьёзно затронул традиции современного Китая, а также пошатнул традиционные представления о нормах поведения в обществе. Новый тип морально-нравственных отношений постепенно становится нормой для многих китайцев. Однако как показывает опыт многих европейских стран, ни к чему хорошему это не приводит. Утрата духа гуманности, корыстность, осложнение отношений между членами семьи – всё это следствие произошедших перемен. Поэтому многие жители Китая подвергают резкой критике модернизацию и изо всех сил стараются хотя бы частично сохранить традиции народов Китая.

Рассказ о традициях Китая – это реферат о жизни современного китайского общества, которое соблюдает и ценит старинные обычаи своих предков. И за это китайцев, нельзя не уважать.

Конечно, если вас заинтересует более полная информация по данной теме, то посоветуем прочитать о традициях Китая в Википедии.

>Китай под властью маньчжурской династии. Синьхайская революция в Китае> Введение

На данном уроке речь идет о новой истории Китая. Это древнейшее в мире государство в XIX веке переживало далеко не лучшие времена.

Китай под властью династии Цин

В 1644 году Китай был захвачен племенами маньчжуров, которые обитали на северо-востоке страны. Эти территории до сегодняшнего дня так и называются – Маньчжурия. Эти племена поставили под свой контроль всю территорию Китая, а в XVIII веке подчинили себе Тибет, присоединили государство Джунгария (на западе современного Китая). К концу XVIII века территория китайского государства была значительно больше, чем территория Китая сегодня. Она включала в себя почти всю современную Киргизию, восточный Казахстан и часть территории современной России (Амурскую область, Приморский край и южную часть Хабаровского края). В зависимость от Китая попали Корея, Вьетнам, Бирма, а также Непал и Бутан.

Династия маньчжуров, правившая в Китае с 1644 по 1911 год, получила название династии Цин. Поэтому само государство часто называется империей Цин. Своего наивысшего расцвета цинский Китай достигает в XVIII веке. В это время страна практически самодостаточна с экономической точки зрения. Китаю было нечем торговать с Европой, потому что Китай производил только то, что нужно было китайскому государству. Власти активно боролись с проявлениями местной оппозиции. Любые попытки ограничить власть императора жестоко пресекались. Китайские власти следили и за тем, чтобы в стране выпускались только те книги, которые соответствовали государственной политике. Массовые сожжения книг, которые проводились в некоторых европейских странах в середине XX века, в Китае в эпоху Нового времени были обычным явлением.

В эпоху правления императора Цяньлуна (1736–1795) Китай перешел к политике самоизоляции. В это же время подобную политику проводило еще одно государство – Япония. Китайская политика по самоизоляции была направлена на пресечение ввоза иностранных товаров в страну. Официально это объяснялось необходимостью борьбы с пиратством. На самом же деле политика самоизоляции была направлена на недопущение проникновения либеральных европейских идей в Китай.

Отношения с иностранными государствами у Китая в эту эпоху не складывались. Обязательным условием для того, чтобы посол или государственный деятель был принят китайским императором, было прохождение обряда коутоу (рис. 1). Это означало 3-кратный земной поклон и 9-кратное битье лбом об пол при виде императора. Послы государств не собирались проходить такой унизительный обряд перед лицом китайского императора. Поэтому все посольства высылались из страны. Даже те послы, которым удавалось получить какую-то информацию от китайских властей и донести ее до своих правителей, скептически относились к сотрудничеству между Европой и Китаем.

Рис. 1. Прохождение обряда коутоу (Источник)

В 1793 году Китай посетила британская делегация во главе с Виконтом Макартни. Он получил от китайского императора письмо для английского монарха Георга III. В этом письме китайский правитель называл европейцев варварами, а также заявлял о том, что выдал Георгу III разрешение на правление, то есть китайский император считал себя властелином всего мира, а английский король, как, впрочем, и все другие короли, правят только потому, что китайский император разрешал им это делать. Соответственно, после такого грубого обращения, речи о международных и дипломатических связях между Европой и Китаем быть не могло. Таким образом, Китай отказывался от сотрудничества с европейцами и получения европейских товаров. Однако китайский император разрешил открыть торговую факторию в Кантоне (современный город Гуанчжоу), для того чтобы получать какую-то европейскую продукцию. Это означало, что экономическая блокада Китая постепенно начинала расшатываться.

Первая опиумная война

Для европейцев существовала проблема: у них не было товара, который мог бы заинтересовать Китай. Поэтому такой товар нужно было найти. В конечном итоге, таким товаром стал опиум (рис. 2). Это наркотик, который англичане производили в своих индийских колониях. Английские и индийские торговцы ввозили опиум в Китай, несмотря на то что в самой Британии наркоторговля являлась преступлением и жестоко каралась. Но Англия достигла своих целей: Китай стал нуждаться в этом товаре. Население очень быстро привыкло к опиуму и стало требовать его еще и еще.

Рис. 2. Опиум в Китае (Источник)

В экономике начался процесс утекания серебра из Китая. За опиум китайцы платили серебром. Китайские власти обратили внимания на такой промысел английских и индийских торговцев. Поставки опиума в Китай были запрещены. Участились проверки и в случае нахождения наркотиков, они изымались. Однако все это не способствовало тому, чтобы поставки опиума прекращались. В результате китайским властям пришлось пойти на крайние меры: в 1839 году в городе Кантоне была конфискована и уничтожена огромная партия опиума. Это стало поводом для войны между Англией и Китаем. Разразилась первая опиумная война (1840–1842). Эта война поставила Китай в полную зависимость от европейских держав. Победить англичан было очень сложно. В 1842 году англичане осадили город Нанкин (южную столицу империи Цин). В итоге китайцы были вынуждены капитулировать и подписать с Англией унизительный мирный договор.

В 1842 году был подписан Нанкинский мирный договор (рис. 3). По условиям этого договора Китай платил огромную контрибуцию (платежи, налагаемые на проигравшее государство в пользу государства-победителя). Контрибуция составляла 21 млн долларов. Кроме того, Китай должен был выплатить компенсацию за опиум, который был уничтожен в 1839 году в Кантоне, что составляло 6 млн долларов.

Рис. 3. Подписание Нанкинского мирного договора (Источник)

Самым страшным для Китая стало открытие портов для европейской торговли, а порт Гонконг полностью переходил под контроль Англии. Обратно в состав Китая Гонконг вернулся лишь в 1997 году.

На фоне первой опиумной войны другие страны тоже пожелали от Китая экономических уступок. В результате была подписана целая серия договоров, которые в истории известны как неравноправные договоры. Это были соглашения с Францией, США, Германией. В результате Китай надолго попал в зону влияния различных европейских государств.

В Китае неравноправные договоры и факт торговли опиумом вызывал огромный общественный протест. На территории страны начались восстания: самое крупное – восстание тайпинов – продолжалось почти 20 лет (1850–1868). Тайпины протестовали не только против европейского присутствия на территории Китая, но и против того, чтобы население продолжало подвергаться воздействию наркотиков. Это восстание было подавлено, причем не без помощи европейских держав. Любые попытки китайских властей ограничить европейский произвол вызывали резкое неприятие со стороны европейских держав.

Вторая опиумная война

Очередная попытка китайских властей ограничить наркоторговлю привела ко второй опиумной войне (1856–1860). В этой войне Китаю противостояли не только англичане, но и французы, а также представители других держав, имевших свои экономические интересы.

В ходе второй опиумной войны европейцам удалось взять порт Тяньцзинь недалеко от Пекина, а также подвергнуть бомбардировке сам Пекин.

В 1860 году был подписан Пекинский мир. Китайские власти согласились открыть свой рынок для европейских товаров изо всех стран. Больше всего от этого выиграли торговцы опиумом. Но такая наркоторговля была и в интересах правительств тех держав, которые оказывали свое влияние на Китай.

Попытки реформирования Китая

После второй опиумной войны власти Китая попытались провести серию реформ. В 1861 году в Китае был создан первый военный арсенал по европейскому образцу. Были проведены усовершенствования в плане комплектования армии. Но все эти решения были половинчатыми. О проведение крупномасштабных реформ, как, например, в Японии, речь не шла.

Причиной отказа от проведения серьезных реформ было то, что в Китае, в отличие от Японии, экономические преобразования не сопровождались преобразованиями политическими. Китай продолжал оставаться абсолютной монархией. Китайские императоры часто были слабыми политическими фигурами. Очень часто вместо них правили фавориты. Например, с 1861 по 1908 год Китаем управляла императрица Цыси (рис. 4). При этом официально императорского трона она не занимала. Цыси была олицетворением традиционного Китая, который отказывается от любых европейских преобразований.

Рис. 4. Императрица Цыси (Источник)

Когда император Гуансюй в 1898 году попытался провести целый ряд реформ, вошедшие в историю как «100 дней императора Гуансюя», эти реформы были сразу же остановлены по приказу Цыси.

После подписания в 1895 года Симоносекского мирного договора (этот договор завершал японо-китайскую войну 1894–1895 гг. и передавал Японии остров Тайвань и Пескадорские острова) император понял, что в Китае должны быть проведены реформы. Реформы были необходимы, чтобы в своем экономическом и политическом развитии догнать другие страны (хотя бы Японию, которая ушла далеко вперед). Император Гуансюй выступил с широким проектом преобразований: он настаивал на строительстве железных дорог, на модернизации системы образования, считал возможным созыв парламента. Такие идеи принадлежали не только самому императору. Его приближенным был просветитель Кан Ювэй. Он и был автором этого проекта реформ. Если бы эти реформы удались, то Китаю удалось быть войти на серьезные позиции в восточной Азии и, возможно, сравняться с Японией.

Но императрица Цыси не хотела реформ. 21 сентября 1898 года она осуществила в Китае государственный переворот. Император был отстранен от власти: у него отобрали государственную печать и заставили подписать указ о передаче всех полномочий Цыси. Все книги, написанные Кан Ювэем по приказу императрицы были сожжены, а ему удалось бежать. Таким образом, реформам в Китае не суждено было осуществиться.

В 1899–1901 гг. в Китае произошло еще одно мощное восстание, вошедшее в историю под названием восстание ихэтуаней (рис. 5). Это слово было трудно выговариваемое и поэтому это восстание часто называют «боксерским восстанием». Связано это с тем, что его участники применяли методы рукопашного боя, сходные с английским боксом. Это восстание принято считать реакционным. Боксеры и их сторонники возражали против европейского присутствия в Китае. Они считали европейцев виновными в том, что их традиционное государство так сильно изменилось на протяжении XIX века. Восставшим удалось захватить посольский квартал в Пекине и устроить там резню. При этом погиб германский посол. Это восстание вызвало негодование в Европе. Ярую неприязнь выразил германский кайзер Вильгельм II. Восстание ихэтуаней было подавлено практически всеми европейскими странами, включая Россию.

Рис. 5. Восстание ихэтуаней (Источник)

В результате этого восстания Китай полностью попал под европейский контроль.

На популярной карикатуре того времени «Раздел Китая» (рис. 6) его территории делят королева Виктория (Англия), Вильгельм II (Германия), Николай II (Россия), а также Япония и Франция. Вся территория страны была разделена на сферы влияния. Северо-восточный Китай (Маньчжурия) отошла под контроль Российской империи. Дни монархии были сочтены.

Рис. 6. Карикатура «Раздел Китая» (Источник)

Синьхайская революция и превращение Китая в республику

В 1911 году в Китае произошла Синьхайская революция. Такое название она получила от названия года синьхай, который по китайскому календарю продолжался с 30 января 1911 года по 17 февраля 1912 года.

Последний китайский император Пу был свергнут. В стране была установлена республика. Так кончилось многовековое правление империи Цин.

Временным президентом китайской республики стал Сунь Ятсен (рис. 7). Именно он в 1905 году создал в Китае революционную организацию Тунмэнхой. Сунь Ятсена считают «отцом китайской нации», хотя он не был президентом Китая на протяжении длительного времени. В Китае в это время была принята конституция, провозглашавшая многочисленные демократические свободы. Однако республика в Китае простояла сравнительно недолго. Многие реакционные круги и европейские страны считали Сунь Ятсена, мягкого и демократичного, не лучшим главой Китая. Они настаивали на том, чтобы президентом страны стал генерал Юань Шикай (рис. 8). Так и произошло. Сунь Ятсен отказался от власти, и Юань Шикай занял президентский пост. Он отменил Конституцию и попытался возложить на себя монархические регалии. Но когда он объявил о том, что хочет короноваться в качестве императора, он получил сильную волну народного протеста, и ему пришлось от этой идеи отказаться. Через 2,5 месяца Юань Шикай скончался.

Рис. 7. Сунь Ятсен (Источник)

Рис. 8. Юань Шикай (Источник)

Подводя итог, можно сказать, что Синьхайская революция превратила страну в тот Китай, который нам известен сегодня. С монархической властью было покончено, и Китай стал республикой.

Список литературы

1. Бутаков А.М., Тизенгаузен А.Е., Опиумные войны. – М.: 2002.

2. Васильев Л.С. История Востока. – М.: 1993.

3. Илюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов. – М.: 1967.

4. Непомнин О.Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII – начало XX века. – М.: Восточная литература, 2005.

5. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс. – М.: 2013.

6. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800–1900, 8 класс. – М.: 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Интернет портал «Historic.Ru» (Источник)

2. Интернет портал «Библиотекарь.Ру» (Источник)

3. Интернет портал «Рот Фронт» (Источник)

4. Интернет портал «Fb.ru» (Источник)

Домашнее задание

1. Расскажите, почему Китай проводил политику самоизоляции.

2. Расскажите о первой и второй опиумных войнах. Что послужило им причиной и каковы были итоги войн?

3. Расскажите о восстании тайпинов, ихэтуаней и Синьхайскую революцию. Чем были недовольны восставшие и чем завершилась Синьхайская революция?

4. Как Китай стал республикой? Расскажите о политике Сунь Ятсена и Юаня Шикая.

Традиционная культура Китая – от древности до наших дней

Китай тысячи лет не допускал к своей территории иностранных гостей, что позволило создать здесь особую атмосферу, жизнь и идеологию, которая была характерна исключительно для китайцев.

Общая характеристика культуры Китая

В меру возможности современных технологий и развития культуры, многие европейцы и американцы считают, что культурное развитие китайцев отстает от современного мира. Все из-за того, что Китай долго оставался закрытым для других народов и изолированным государством.

Но, наверное, именно изоляция от мира и общего развития помогла сохранить здесь своеобразную культуру и поддерживать давние традиции в том виде, в котором они зарождались.

Чужестранцев не пускали сюда до 1949 года (кроме случаев, связанных с торговой сферой). После того, как допуск в страну получили другие страны, в Китае были запрещены некоторые традиции, решили вводить прогрессивные европейские виденья. Это внесло свой отпечаток на духовную культуру китайцев.

Только в 1980 гг. власти Китая начали осознавать, что такие действия далеко не положительно отражаются на развитии китайцев, внедренный прогресс мог вовсе погубить все культурное наследие и традиции, которые копились тысячами лет. С этого времени старые культурные традиции и идеологию начали опять пробуждать. Сегодня китайская культура – уникальное явление, в котором соединяются современный модерн и старые традиции.

Особенности китайской культуры

Если не говорить о каждой из сфер культуры, а характеризировать в общем, то получиться выделить такие особенности:

  • Для нее характерна неповторимость и самобытность. Она нацелена на реалистичное существование на Земле. Важным этапом их жизни является участие в традиционных ритуалах и обычаях.
  • Природа неразрывно связана с китайской религией. Практически все силы природы обожествляют. Природа также является «музой» для архитекторов, лириков, художников.
  • Китайцы, как в жизни, так и в науке не любят сложных конструкций, привыкли довольствоваться тем, что у них есть, проявлять эмоции по минимуму.
  • Они бережливы и предприимчивы в своих действиях.

Наибольшее влияние на формирование их своеобразного менталитета, письменности и культуры сыграла замкнутая политика.

Характерные черты и ценности культуры Китая

Китайская культура имеет свои ценности. Она формировалась под влиянием определенных религиозных, мифологических и философских знаний.

Самыми выраженными характерными чертами китайской культуры являются:

  • Представления о расположении Китая в космосе и на Земле являют собой понятие о том, что государство является центром мира, уникальной Поднебесной.
  • Особое внимание уделяется числовым символикам. Они используются практически во всех сферах культуры и традициях.
  • Четко прослеживается иерархия. Императора почитают и уважают как «Сына Неба» и главного правителя. Он, по мнению китайцев, является своеобразным посланником между божественными существами и простыми людьми. Почитание императора проявляется в политической идеологии, археологии и даже живописи.
  • Доминирует и культ солнца в местной культуре.
  • Любые явления природы и все, что с ней связано, должно уважаться, ведь только от природы зависит мировая гармония.

Культура Древнего Китая

Древний Китай был страной, которая поразила своими изобретениями и их количеством. Уже тогда в Китае были одни из лучших астрономов в мире. Они умели определять дату солнечного и месячного затемнения. Они могли распознавать пятна на солнце и появление комет. Именно в Древнем мире китайцы стали изобретателями бумаги, компаса.

Еще в 3 тыс. до н.э. китайцы закладывают основы письменности и начинают пользоваться иероглифами. Особое внимание уделяется философским учениям. Одним из главных философов и ученых того времени стал Конфуций, который ввел конфуцианство – учение, главным заданием которого было достижение человеком совершенства и гармонии.

Особое внимание уделялось и образованию. Образованный человек до совершеннолетия должен постигнуть 6 главных наук: арифметику, музыку, вождение колесницы, письмо, стрельбу из лука, этикет. Дети должны в обязательном порядке знать и свою историю.

Уже в то время в Китае изготовляли одни из лучших шелковых тканей, начинали заниматься живописью, архитектурой, резьбой по дереву и камню.

Современная культура в Китае

Современная китайская культура и её особенности:

  • Архитектура. Для сооружений характерна симметрия с двух сторон – это признак гармонии, баланса и равновесия. Большие помещения обязательно имеют внутренние дворики и большую протяженность в ширину. Отделка стен и крыш у китайцев также особенная, что вносит свою изюминку и узнаваемость в архитектуре. По фен шую строения должны находиться задней частью к возвышенной местности и передней к водным объектам.
  • Картины китайских художников. Особое внимание уделяется живописи. И сегодня выполняются работы на шелковой ткани, бамбуковых пластинах. Практически каждая картина дополняется авторской надписью. В основном изображается природа или портреты. Для живописных рисунков также популярна тематика повседневной жизни китайцев, улицы городов и маленьких селений. И сегодня китайцы изображают мифических существ – демонов и драконов.
  • Настоящим искусством здесь считается и каллиграфия. Чтобы им овладеть, мало только изучить иероглифы и знать правильность их написания. Важно знать и скорость нанесения каждой линии, и силу надавливания кисти. Каллиграфия – не только искусство, это как способ медитации. В момент нанесения символов человек должен находиться в хорошем настроении, избавившись от плохих мыслей и суеты.
  • Фен-шуй – особая наука, познание которой помогает жить в уравновешенном и систематизированном мире. Чтобы изучить её, нужно познать правильное расположение предметов в своем доме, офисе. Дома строятся не только с учетом правил фен шуя, но и учитывая технику безопасности (например, здесь не редкость землетрясения).
  • Музыка китайцев может показаться не обычной. Вся причина в том, что у них не 7 обычных нот, а 5 или 13. Больше всего местные музыканты играют на струнных и смычково-струнных инструментах. Самый популярный – баньху, музыка которого сравнивается со скрипкой.
  • Виды китайской литературы в современном мире не особенно изменились. Из поэзии популярными так и остались любовная лирика, поэзия на религиозную и философскую тематику, стихи-притчи и пейзажная лирика. Менее популярной является литература о конфуцианстве и панегирики (слова поэзии, которые славят правителя и государство).
  • Особая часть китайской культуры – кулинария. Развиваться она начала в период неолита. Со временем блюда начали разделять в зависимости от того, кто их будет есть: простое население, император или приближенные к нему люди. Кухня здесь своеобразная, а для некоторых туристов покажется и странной, ведь они употребляют в пищу жуков, животных (в том числе собак и кошек). Всего на территории современного Китая 8 видов современной кухни, но есть еще и кухни китайских диаспор. Продукты, которые чаще всего используют для приготовления китайских блюд: рис, лапша, соя и блюда или специи из нее, овощи (пекинская капуста, бобовые, сельдерей, салат). Они очень любят экспериментировать со специями и соусами. Из мяса употребляют уток, куриц, свинину, говядину, морепродукты.

На протяжении многих веков Китай оставался непонятной и загадочной для западного человека страной. Долгое время местные жители ревностно оберегали свою культуру от посягательств «белых варваров». В XIX веке европейские колонизаторы разрушили самоизоляцию Китая. Бесценные знания, накопленные в течение тысячелетий, удивительные изделия китайских мастеров и литература стали достоянием всего мира. Однако Поднебесная хранит ещё немало тайн и духовных сокровищ.

Особенности формирования китайской культуры

Китайская культура складывалась под влиянием целого ряда факторов, сделавших её уникальной и отличной от привычных европейцу культурных форм и традиций. К таким факторам относятся:

  • Долгая самоизоляция Китая и защита культуры от внешнего влияния;
  • Консерватизм китайцев и их глубокое уважение к традициям предков;
  • Влияние на культуру таких религий как буддизм и даосизм;
  • Конфуцианские идеалы;
  • Смешение культурных традиций множества народностей, проживающих на территории Китая;
  • Отношения с соседними государствами и географическое положение.

Философские и религиозные установки, доминирующие в китайской культуре

Китайская культура зиждется на ряде мифологических, религиозных и философских концепций, нашедших отражение в художественном творчестве и духовной жизни китайцев. Наиболее ярко в китайской культуре проявляются:

  • Космологические представления, согласно которым Китай является центром мира, исключительной Поднебесной страной среди варварства народов.
  • Развитая числовая символика, выразившаяся в архитектурных, живописных и даже литературных традициях.
  • Чёткая общественная иерархия, почитание императора как сына Неба и посредника между людьми и богами. Идеи государственности и культа императора пронизывают не только общественную мысль и политическую философию древнего Китая, но и выражаются в особенностях дворцовой и храмовой архитектуры, а также живописи.
  • Культ солнца, солярные мотивы в живописи и архитектуре.
  • Подражание природе как главному источнику гармонии в мире.

Наука

Древний Китай быстро стал одним из главных мировых центров науки и философии. Высокому развитию науки в Китае способствовала её плотная связь с практикой. Научные трактаты носили прикладной характер и были руководствами для агрономов, моряков, чиновников, лекарей и т. д.

Основной упор делался на точные и естественные науки. Помимо практической необходимости, этому способствовали религиозные и философские воззрения китайцев, вдохновлявшихся природой и уделявших большое внимание числовой символике.

В Китае была весьма высоко развита астрономия, сформировавшаяся на основе простых наблюдений за небесными светилами. Результаты наблюдений позволили создать календарь и разработать правила морской навигации. Китайские мыслители создали одну из первых геоцентрических систем в мире. Они полагали, что вселенная подобна яйцу, где желтком является земля, а скорлупой — небосвод. Китайские астрономы выделили 28 созвездий, а также ещё в I в. до н. э. начали изучать пятна на солнце.

Для изучения окружающего мира, строительства и навигации древнекитайским исследователям требовались некоторые устройства. Так были созданы компас, первый небесный глобус и первый сейсмограф.

Особенности конструирования старинных дворцов, акведуков и храмов свидетельствуют о высочайшем уровне инженерного дела в Китае. Местные строители были хорошо знакомы с основами физики, геометрии и алгебры. Также в Китае была хорошо развита металлургия. Здесь очень рано были получены железо и бронза. Кроме того, китайские мастера одними из первых в мире сумели получить чугун и сталь.

Также в Китае зародилась такая наука как почвоведение. Китайские агрономы ввели классификацию почв и определили оптимальные сроки основных агрокультурных мероприятий. Для того чтобы добиться наибольшей урожайности с древнейших времён в Китае создавались сложные ирригационные каналы и системы орошения.

Китайцы считались и одними из лучших врачей древнего мира. До наших дней дошло множество трактатов, описывающих различные болезни, способы их лечения, свойства некоторых трав и правила создания лекарств. Местные лекари часто рекомендовали больным соблюдение диеты, лечебную гимнастику и могли применять иглоукалывание. Наиболее талантливые врачи уже в III веке могли успешно проводить полостные операции.

Как и у большинства других народов, одними из первых литературных жанров в Китае стали эпические поэмы, оды, культовые песни, а также подвергшиеся переработке народные песни. Долгое время авторы этих произведений не соблюдали каких-либо правил стихосложения. Но к VII веку сформировалась классическая китайская поэзия, требовавшая соблюдения определённых стихотворных форм и рифмы. Одновременно изменилась и тематика произведений, авторы всё чаще обращались к собственным эмоциям и переживаниям.

Поэтическое наследие древнего и средневекового Китая очень велико. Для удобства исследователи поделили китайскую поэзию на несколько групп:

  • Панегирики — официальная поэзия, прославлявшая государство и императора;
  • Поэзия, в которой излагались основные устои конфуцианства. Авторы, работавшие в данном ключе, часто рассуждали о социально-политической обстановке в стране, войнах и истории. Часто такая поэзия выражала оппозиционные идеи;
  • Любовная лирика;
  • Поэзия на философские и религиозные темы;
  • Пейзажная лирика;
  • Стихи-иносказания, рассказывающие какие-либо притчи.

Китайская художественная проза была представлена преимущественно сочинениями философов конфуцианской школы. Литература, представляющая собой аналог современной беллетристики, не пользовалась почётом среди представителей высших слоёв общества. По их мнению, она должна была удовлетворять запросам самых невзыскательных читателей или играть роль простого досуга. Беллетристика той эпохи включала в себя фольклорные сказания, притчи, авантюрные или комические истории, исторические рассказы.

Живопись

Наиболее популярным жанром в китайской живописи является пейзаж. Природа почиталась во многих древнекитайских философских и религиозных учениях. Бег волн, величественные горы, растения, умирающие осенью и возрождающиеся весной, были для китайцев воплощениями бесконечного круговорота жизни и вечности. Кроме того, природа стала неким эстетическим идеалом и примером для подражания. Ключевыми художественными образами в китайском искусстве стали вода, гора и дерево. Эти объекты, так или иначе, встречаются практически на всех образцах древнекитайской живописи. Вода символизировала космический поток Дао; гора — незыблемость; а дерево олицетворяло мифическое Древо жизни и постоянное обновление природы.

Природа выступает главным персонажем на многих древнекитайских картинах. Изображения людей, животных, построек или каких-либо предметов, как правило, несколько теряются на фоне величественных пейзажей и играют вспомогательную роль.

Другими распространёнными сюжетами китайской живописи были бытовые зарисовки (жизнь буддийского монастыря, крестьяне за работой, придворные дамы, городские улицы и их обитатели), а также изображения божеств и демонов.

Около VII века в Китае развился новый живописный жанр — парадный портрет. Такие портреты были довольно условны и не передавали каких-либо индивидуальных или психологических черт изображённого человека. Лица персонажей вырисовывались нарочито беспристрастными, а основной акцент делался на символах, передающих информацию о должности и положении героя картины, — одежде, головном уборе, письменных принадлежностях и т. д.

Сам стиль рисования в Китае резко отличался от европейских художественных традиций. Изображения наносились на шёлк или тонко выделанную кожу. Большая часть изображений выполнялась тонкими, аккуратными линиями, что придавало законченному рисунку некоторую воздушность и хрупкость.

Готовые картины не вставляли в рамы, а хранили в виде свитков или вешали на стены без обрамления.

Художественная роспись часто использовалась для украшения фарфоровых изделий. Обычно на посуде изображались растения, птицы и животные. Краски для росписи фарфора готовили из минералов, а для того, чтобы рисунок не стирался со временем, его наносили до момента покрытия изделия глазурью.

Особым живописным жанром в Китае считается каллиграфия. Человек, желающий овладеть этим искусством, должен научиться не просто различать и воспроизводить иероглифы, но и контролировать силу и скорость движений кистью. Занятие каллиграфией — это своеобразная форма медитации. Считалось, что наносящий на бумагу иероглифы художник должен прибывать в особом состоянии сознания, очистив свои мысли от суеты и дурных помыслов.

Зодчество

Согласно представлениям древних китайцев, строительство — это один из способов противостоять хаосу и злым духам, желающим навредить человеку. Возведение любого здания, будь то дворец, храм или хозяйственная постройка, воссоздаёт в миниатюре процесс сотворения мира.

Строительство императорских дворцов должно было отражать идею главенства императора и его связь с небесным божеством. Кроме того, дворцы показывали могущество и власть своего обитателя. Поэтому каждая новая династия старалась создать как можно больше роскошных зданий. В этом плане даже Великая китайская стена имела не только практическую (защита от кочевников), но и репрезентативную функцию, показывая богатство и величие своего заказчика.

Несмотря на то, что в Китае не так много земли, подходящей под постройки, здесь долгое время почти не строили многоэтажных зданий. Исключение составляли лишь дозорные или надвратные башни, а также пагоды. Это связано с сейсмической активностью в данном регионе: чем больше этажей, тем менее устойчиво и небезопасно здание.

Подавляющее большинство китайских архитектурных комплексов имеет квадратную или прямоугольную форму и ориентировано по сторонам света. Древнекитайский зодчий во время проектирования ориентировался на числовую символику. Поэтому в китайских храмах и дворцах всегда чётко определённое количество колонн, окон, дверных проёмов и т. д.

Основные традиции китайского зодчества были заложены в XV-X вв. до н. э. Здания строились на небольшом глиняном возвышении, на котором устанавливался каркас из колонн. Крыши были преимущественно двускатными с загнутыми углами. Такая крыша обеспечивала хорошую вентиляцию и позволяла стекать дождевой воде. Немного позже придавать углам изогнутую форму стали не из практических, а из магических соображений. По представлениям местных жителей, злых духи перемещаются только по прямой линии и поэтому не смогут попасть в дом с такой причудливой крышей. В качестве строительного материала китайцы, как правило, использовали дерево.

Наиболее распространённой разновидностью храмовой постройки в Китае является пагода — многоярусное, вытянутое вверх здание. Форма этих строений была позаимствована китайцами из соседней Индии. Пагоды возводились представителями самых разных конфессий — буддистами, даосами, индуистами. Архитектура пагоды символизирует бесконечное повторение цикла «смерть-возрождение», а также космологическую триаду — Земля, Небо, Мировая Ось.

Свои строения китайские зодчие, как правило, украшали зооморфными фигурами — преимущественно, драконами и птицами. При этом каждое изображение занимало своё место в зависимости от стороны света.

К наиболее известным образцам китайского зодчества, помимо Великой китайской стены, относятся:

  • Запретный город — дворцовый комплекс в центре Пекина;
  • Горное убежище от летнего зноя — летняя резиденция китайских императоров;
  • Дворец Потала в Тибетском автономном районе;
  • Храм Неба в Пекине;
  • Пагода Баочу.

Музыкальная культура Китая начала оформляться в иньскую эпоху (1600-1027 гг. до н. э.). Тогда особой популярностью пользовалась «музыка-юэ» — комплекс, сочетающий пение, музицирование и танец. Танцоры, певцы и музыканты неизменно присутствовали на религиозных церемониях и на светских мероприятиях в императорском дворце. Музыка Древнего Китая строилась на пяти основных нотах, каждая из которых соответствовала определённой стихии, небесному светилу, числу и т. д.

К числу традиционных китайских музыкальных инструментов относят:

  • Каменные барабаны;
  • Металлические колокольчики, у которых в отличие от европейских колоколов нет язычка. Музыкант извлекает звуки из таких колокольчиков, ударяя по ним палочкой.
  • Различные духовые инструменты: например, свирели и флейты. Также сюда относится шэн — губной органчик, отдалённо напоминающий волынку.
  • Струнные инструменты: гусли и лютня.

В древнекитайской традиции искусство сочетать звуки приобщает человека к небесной гармонии и позволяет ему общаться с божествами и духами.

Китайский театр вырос из религиозных мистерий-карнавалов. Карнавальные традиции существовали не только в Китае, но и по всему миру. Во время религиозных праздников люди надевали костюмы и маски, превращаясь в животных, богов или демонов. На карнавалах часто разыгрывались сценки, изображающие какие-либо мифологические сюжеты. Со временем небольшие театрализованные постановки стали устраиваться во дворцах.

Первые светские театры в Китае стали появляться ещё при династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). На специальных аренах разыгрывались представления с участием шутов, акробатов и фокусников. Однако полноценная драматургия, позволившая разыгрывать настоящие театральные постановки, возникла только в XIII веке. Исследователи выделяют в традиционном китайском театральном искусстве две разновидности:

  • «Южную драму», включающую исконно китайские культурные элементы. Она могла иметь самую разную структуру, а вокальные партии во время постановки могли исполнять все персонажи пьесы.
  • «Северную драму», элементы которой были позаимствованы из Индии и Персии. Пьесы, созданные в рамках данной традиции, всегда имели чёткую структуру, а вокальные партии во время спектакля могли исполнять только главные персонажи.

Традиционный китайский театр — синтетический вид искусства, сочетающий музыку, пение, танец и поэзию.

>Культура Китая

Описание китайской культуры

Культура Китая – одна из самых старейших и загадочных культур в мире. Именно Китай стал родиной таких философских учений как даосизм и конфуцианство. Конфуцианское мировоззрение на протяжении столетий оставалось официальной идеологией Китая.

Влияние на культуру Китая оказали и многочисленные соседи, например, из Индии в Китай попал буддизм.

Китайская культура долгое время была эталоном для подражания среди соседних государств. Япония, Корея, Вьетнам и многие другие государства переняли китайские традиции и обычаи.

Китайская живопись и поэзия наполнены глубоким смыслом. Живописные полотна китайских мастеров поражают техникой исполнения и красками.

Китайцы трудолюбивы и упорны, исполнительны и находчивы. Китай стал местом великих открытий, именно в Китае были изобретены компас и порох. Китайские путешественники открыли «Великий шелковый путь», достигли берегов Африки, плавали в Индию, Тайланд, Японию.

Китай фото – китайский театр Китай фото – азиатский дракон

Искусство Китая

Искусство Китая – это удивительное переплетение верований, традиций и эпох. Даже если взглянуть на работы современных китайских художников, в них можно разглядеть мотивы древних пагод, каллиграфии, чайной культуры. Подробнее о чайной церемонии можно узнать в разделе Китайская кухня.

Искусство Китая – Каллиграфия

Китай фото – мастер каллиграфии Китай фото – каллиграфия

Одним из ярчайших символов Китая стала каллиграфия. Это ярчайшее проявление культуры Китая зародилось еще в древности и стало уникальным направлением в искусстве. По своей наполненности китайская каллиграфия сопоставима с живописью и музыкой, передавая через написание иероглифов гармонию и ритм Востока. В древнем Китае каллиграфию называли «первой среди художеств», ведь настоящий Мастер каллиграфии вкладывал в свое творение частичку своей души и все свое мастерство.

Для того чтобы воспринимать каллиграфию как искусство, очень важно умение чувствовать, видеть и, конечно, сопереживать. Все иероглифы, используемые в каллиграфии, имеют глубокий философский подтекст. Большое влияние каллиграфия оказала на китайскую поэзию.

Особое значение имеют смысл написанного и манера письма, линии, их направленность и динамичность.

Боевые искусства в Китае

Китай фото – представление с ушу Китай фото – бойцы ушу

Боевые искусства Китая занимают важное место в китайской культуре. Традиционные единоборства в современном Китае стали отличной заменой гимнастике, а наиболее знаменитые вошли в разряд китайских культурных ценностей.

Наибольшую известность среди китайских боевых искусств приобрело ушу. Ушу – это собирательное название боевых искусств, распространенных в Китае.

Зародилось ушу в монастыре Шаолинь. По легенде отцом-основателем ушу стал индийский монах Бодхихарма, просидевший в пещере 9 лет и использовавший особый комплекс занятий, состоявший из молчаливого созерцания и физических упражнений.

Современное ушу стало видом единоборств, на основе которого появились различные виды гимнастики и физических упражнений. На основе ушу разработаны различные виды спортивных единоборств, ставшие популярными не только в Китае, но и за рубежом.

Танец льва и танец дракона

Танец льва и танец дракона – традиционные китайские танцы. Исполняются они во время фестивалей и праздников, ключевым из которых является Китайский Новый год.

Танец льва – видео

Танец дракона – видео

Мао Цзэдун и культура Китая

Большое влияние на культуру Китая оказал приход к власти коммунистического правительства. Были проведены многие важные реформы, например, реформа языка, что позволило еще больше сплотить китайский народ.

Весомый вклад в построение нового общества в Китае внес Мао Цзэдун – политический лидер Китая, привнесший дух единства, осознания себя нацией. Несмотря на определенные просчеты и ошибки, допущенные в период правления Мао Цзэдуна, он и по сей день остается почитаемым в Китае человеком.

В музеях Китая, на улицах, в небольших магазинчиках вы сможете увидеть китайские национальные костюмы, которые продолжают пользоваться популярностью среди населения.

Национальные особенности Китая

Китайцы – один из самых сложных для понимания народов, который строго чтит свои традиции, обычаи, обряды. Однако если соблюдать основные правила поведения, можно почувствовать, что жизнь в Китае гораздо приятнее и легче, чем во многих других странах мира.

Жителей Китая характеризуют такие качества как трудолюбие, терпение, патриотизм, вежливость, идеальное знание этикета.

Национальные особенности Китая выражаются в поведении и поступках его жителей. Для китайцев характерна учтивость и вежливость, они не слишком проявляют эмоции и умеют сдержанно реагировать на события.

При встрече с китайцем достаточно легкого рукопожатия и кивка. Однако китайцы отнюдь не замкнуты, а весьма общительны и удовольствием вступят в диалог.

Считается, что скромность – одно из ключевых качеств жителя Китая. Им очень приятна похвала, однако отреагировать на нее китайцы могут сдержанно и даже сухо.

Национальные особенности Китая также выражаются в местной кухне. В каждом из китайских провинций есть свои особенные блюда, однако главным продуктом в Китае традиционно служит рис. Любая трапеза обязательно начинается с чашечки зеленого чая.

>Культура Китая. Традиционная культура Китая

Китай – страна новых технологий и старых традиций. Каждая историческая эпоха обогатила своими ценностями культуру этой страны.

Своеобразие Китая

Многие представители западного мира представляют КНР замкнутым и отсталым государством, где до сих пор бытуют традиции Средневековья.

Однако приехавшие в Поднебесную остаются в восторге от того, насколько разнообразна современная культура Китая. Быть может, именно изоляция спасла его традиции и сохранила их по сегодняшний день. Целыми тысячелетиями государство не впускало к себе никаких чужестранцев, исключение делали разве во благо ведения торговли.

А в 1949 году, когда в стране произошла революция, история культуры Китая сделала новый виток. Теперь многое зависело от коммунистической идеологии.

Пришедшие к власти реформаторы решили дать дорогу прогрессу и насильно запретить все традиции. Начиная с 1966 года и по 1976-й так называемая культурная революция заменяла новыми ценностями старые. Что, конечно же, оставило свой отпечаток. Духовная культура Китая была сильно изменена.

Но, увидев всю безрезультатность своих действий, правители КНР в 80-х годах прошлого века отказались от такой политики. И снова принялись пробуждать интерес народа к своему богатейшему наследию, и, следует заметить, не безуспешно.

На сегодняшний день культура Китая являет собой весьма странный симбиоз старых традиций и коммунистических парадигм, а также европейского модернизма.

Строительство в Поднебесной началось с зарождения и формирования всей цивилизации. Еще при древней династии императоров Тан китайцы настолько преуспели в своем мастерстве, что ближайшие соседи — Япония, Вьетнам и Корея — стали заимствовать их технологии.

Только в двадцатом веке в Китае начали активно пользоваться идеями европейской архитектуры, дабы максимально задействовать все свободное место в маленьких городах. Традиционно же высота домов в государстве не превышала трех этажей. Такие постройки можно найти во многих деревнях современной КНР.

Рассматривая особенности культуры Китая, нельзя не упомянуть о символизме. Он присутствует даже в архитектуре. Так, здание обязательно должно быть симметричным с двух сторон. Такая постройка символизирует баланс во всем, а также жизненное равновесие. Дома по традиции получаются широкими, а внутри разбиваются дворы. Также там могут быть крытые галереи, которые должны спасать от летнего зноя.

Китайцы не любят строить в высоту, а предпочитают расширять свои жилища. Даже внутри помещения действуют свои законы архитектуры. Важные комнаты обычно располагают в центре, а от них в стороны расходятся второстепенные. Подальше от дверей проживают старые люди, ближе – дети и прислуга.

Фэн-шуй

Жители Республики любят уравновешивать и систематизировать все. Они руководствуются системой Фэн-шуй – правилами по расположению предметов в доме. Данное искусство является философским течением, которое взрастила культура Китая, а распространяется оно на все сферы жизнедеятельности.

Так, строить дом необходимо фасадом к воде, а задней стеной к холму. Внутри помещения обязательно развешиваются талисманы и обереги.

В качестве строительных материалов используют дерево. Несущих стен нет, вся нагрузка приходится на колонны, подпирающие крышу. Это делается в целях безопасности, поскольку такие дома устойчивее к толчкам землетрясения.

Художественная культура Китая

Традиционное рисование в Поднебесной называется Гохуа. Во времена правления Императоров в Китае не существовало такой профессии, как художник. Рисовали на досуге богатые аристократы и не слишком занятые работой чиновники.

Основным цветом был черный. Люди выводили затейливые орнаменты, вооружившись кисточками из шерсти белки или другого животного. Изображения наносились либо на бумагу, либо на шелковую ткань. Помимо этого автор мог написать стихотворение, которое он посчитал идеальным дополнением к рисунку. После окончания работы картина сворачивалась, как свиток. Его украшали и вешали на стену.

Культура Китая сделала любимым направлением пейзаж. Китайцы называют его шань-шуй, что в переводе дословно значит «вода и горы». Рисовать реалистично не требовалось. Художник лишь отображал собственные эмоции от увиденного.

При императорах Тан живописью активно заинтересовались, а правители из династии Сун сделали из неё культ. Художники научились новым приемам. В то время они начали наносить размытые контуры при изображении дальних объектов на картинке.

Династия Мин ввела моду на изображения с историями, которые впитала в себя художественная культура Китая.

После становления КНР все традиционные стили были забыты, и началась эра реализма. Художники принялись рисовать крестьянскую и рабочую будничную жизнь.

Современные живописцы ориентируются на западные культурные ценности.

Еще одним видом изобразительного искусства в Китае стала каллиграфия, или Шуфа. Художник должен уметь правильно водить кистью и знать, какие чернила лучше использовать.

Особенности китайской литературы

Истории о жизни богов и людей начали слагать три тысячи лет назад. Самыми первыми рассказами, которые сохранились и по сей день, считаются написанные на черепашьих панцирях гадания для императоров Шан.

Культура Китая немыслима без мифологии, равно как и без произведений мыслителей и духовных учителей. Популярная литература не включала в себя разделы художественной. В основном создавались философские трактаты или же сводки этических законов. Книги эти печатались при Конфуции. Они назывались “Тринадцатикнижие”, “Пятикнижие” и “Четверокнижие”.

Без обучения конфуцианству мужчина не мог занять никакую приличную должность в Китае.

Начиная со времен императоров Хань велись записи о деятельности династий предков. На сегодняшний день их существует двадцать четыре. Одной из самых популярных книг считают «Искусство войны» мудреца Сунь Цзы.

Основателем современной литературы является Лу Синь.

Музыкальные традиции

Если в императорском Китае художников не ставили ни во что, то к музыкантам отношение было еще хуже. При этом, как ни парадоксально, музыка всегда являлась неотъемлемой частью культуры Республики.

В конфуцианстве даже существует специальный сборник песен китайского народа, который называется “Ши Цзин”. Культура средневекового Китая хранила множество народных мотивов. А с приходом коммунистической власти в КНР появились гимны и марши.

Обычная классическая гамма насчитывает пять тонов, но бывают и семи-, и двенадцатитоновые.

Что касается классификации инструментов, то здесь все просто. Китайцы выделяют несколько их групп, в зависимости от того, из чего они делалются. Так, существуют глиняные, бамбуковые, шелковые, кожаные, металлические, каменные музыкальные инструменты.

Театральное искусство

В Китае любят посещать театры. Классикой называют Сицюй. Это такой национальный храм. В нем артисты и танцуют, и декламируют произведения, и поют, а также демонстрируют технику боевых движений и выполняют акробатические трюки. Физическая культура Китая очень развита.

Этот театр впервые возник во времена правления императоров Тан — в седьмом веке нашей эры. Каждая провинция Китая обладала своими специфическими отличиями Сицюй.

Популярностью по сей день пользуется главная опера в Пекине.

Как видите, традиционная культура Китая весьма разнообразна, многогранна и чрезвычайно богата.

Кино

Первый сеанс состоялся в 1898 году. Но собственная лента появилась в 1905-м. До начала Второй мировой войны центром кинематографа был Шанхай. В то время на него влияла американская поп-культура. С приходом коммунистов количество выпускаемых фильмов увеличилось в десятки раз.

К китайскому кино отношение у нас специфическое, число его поклонников очень скромное, остальные же судят о нем по разудалым фильмам Джеки Чана, Джета Ли, Дэнни Йена. А зря. Кинематограф Поднебесной не менее разнообразен, чем литература, мифология, воинское искусство и т. д.