Крупные религиозные центры

Назовите главные религиозные центры страны и крупнейшие монастыри.

Если говорить о религии в РФ, то можно отметить, что на нашей территории достаточно широко представлены все основные мировые конфессии. Кроме того, имеют место быть и религиозные ответвления, характерные только для России (старообрядчество). Думаю, что у каждой из религий на территории РФ есть свои здания культа, которые давно уже приобрели культурно-историческое значение.

Духовные центры России

В РФ представлены все крупнейшие мировые религии, однако, по отношению друг к другу их доля неравномерна. Сюда можно отнести:

  • Православное христианство.
  • Ислам.
  • Иудаизм.
  • Старообрядчество.

Православие в РФ представлено Московским патриархатом, управляется Патриархом Московским и всея Руси. Его резиденция находится в Даниловом монастыре в Москве. С мусульманскими организациями сложнее. Существует Духовное управление мусульман РФ, которое управляется Верховным муфтием России. Резиденция находится в Московской соборной мечети. Но в каждом отдельном субъекте федерации может существовать собственное духовное управление, которое в меньшей степени подчиняется ДУМ РФ (например, Чечня, Татарстан). За вопросы еврейской веры (иудаизма) на российской территории отвечает Конгресс еврейских религиозных общин — раввинат, главой которого является главный раввин России. Его резиденция расположена в Московской хоральной синагоге.

Центром старообрядчества в РФ является Московская старообрядческая архиепископия (г. Москва), глава ее — древлеправославный патриарх.

Объекты культа в РФ

Каждая из вышеуказанных религий имеет свои здания культа, где отправляются религиозные обряды, но не все они подпадают под понятие монастыря. Но упомяну для каждой религии по одному-два значимых объекта:

  • Православие — Троице-Сергиева Лавра и Валаам.
  • Ислам — мечети «Сердце Чечни» и «Кул-Шариф» в Казани.
  • Иудаизм — синагога «Бейт-Давид» в Волгограде.
  • Старообрядчество — поморская церковь Пресвятой Богородицы (Нижний Новгород).

Старообрядцы на Руси всегда были гонимы, поэтому объектов культа у них, хоть и достаточно, но они не поражают своими величинами.

​Социологи определили «самые православные» и «самые мусульманские» города России

-А А+ Фото:

В преддверии праздника Рождества департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ провел исследование, направленное на определение степени проникновения православной культуры в жизнь граждан России — жителей крупных городов.

Ученые с помощью разработанной ими методики установили города, жители которых проявили наибольший интерес к двум основным религиозным традициям, представленным в РФ, — православию и исламу. Кроме того, социологи составили отдельный рейтинг городов, в которых наблюдается рост влияния различных неоязыческих движений.

Опрос населения в части, касающейся православной культуры, предусматривал индексирование нескольких основных показателей. Например, исследователи фиксировали уровень интереса к православной культуре и вере, который проявляется в участии православных в церковных службах, чтении духовной литературы, участии в культурной и религиозной жизни, наличии у участников опроса дома или на работе икон и религиозной литературы.

«Самые православные» города России

В соответствии с полученными результатами «самым православным» городом страны стал Липецк. В топ-10 вошли:

  1. Липецк
  2. Курск
  3. Саранск
  4. Москва
  5. Белгород
  6. Воронеж
  7. Тамбов
  8. Рязань
  9. Ульяновск
  10. Калуга

Авторы исследования отмечают, что в большинстве крупных и средних российских городов доминируют сторонники православной религии и культуры. Однако исследование показало, что среди тех, кто относит себя к православным, достаточно много пассивных людей.

Практически все заявившие о своем интересе к православию крещены, большинство имеет на работе или дома иконы, а также православные книги — Библию, Новый завет, молитвослов или современную религиозную литературу. При этом только 12% из них посещают религиозные службы несколько раз в месяц или чаще, и только 10% знают полностью «Символ веры» — краткое изложение основ православного вероучения.

Фото: Липецкая митрополия, (Геннадий Никитин и Евгения Хридина)
«Самые мусульманские» города России

Рейтинг городов с наиболее существенной долей жителей, проявляющих интерес к исламу и исламской культуре, выглядит следующим образом:

  1. Махачкала
  2. Грозный
  3. Казань
  4. Набережные Челны
  5. Уфа
  6. Стерлитамак
  7. Ставрополь
  8. Астрахань
  9. Нижневартовск
  10. Ростов-на-Дону
  11. Ульяновск
  12. Сургут
  13. Симферополь
  14. Владикавказ
  15. Москва
  16. Оренбург
  17. Нижний Новгород
  18. Магнитогорск
  19. Тольятти
  20. Самара

Как видно из представленных списков, Москва является центром обеих религиозных традиций — как православной, так и мусульманской.

Этот вывод подтверждается данными других опросов и исследований: по различным данным, из 13 миллионов человек, составляющих современное население российской столицы, в Москве насчитывается около 8,5 млн православных верующих (согласно исследованию Фонда «Общественное мнение», до 67% населения; в это число входят и так называемые этно-культурные православные — люди, традиционно заявляющие о своей принадлежности православной традиции, но не являющиеся активными прихожанами московских храмов) и до 2 млн мусульман.

Города с большой долей жителей, интересующихся неоязычеством

Социологи Финансового университета при Правительстве РФ отметили, что в последнее время в России активизировалось движение неоязычников — последователей новых или реконструированных ранее существовавших древних языческих учений и духовных практик, ставящих перед собой цель возрождение древнерусских, дохристианских верований.

Исследователи, опираясь на полученные данные, отмечают, что, несмотря на возросший интерес к теме неоязычества, на практике оно пока не получило распространения: о своем активном интересе к древнеславянской культуре и верованиям заявили лишь 0,2% опрошенных.

Тем не менее, признают социологи, в России есть города, где доля неоязычников существенно превышает среднероссийский уровень.

Топ-20 городов, в которых наблюдается наибольший интерес к неоязычеству со стороны населения:

  1. Комсомольск-на-Амуре
  2. Ставрополь
  3. Белгород
  4. Магнитогорск
  5. Стерлитамак
  6. Липецк
  7. Кострома
  8. Новороссийск
  9. Таганрог
  10. Тула
  11. Тамбов
  12. Ульяновск
  13. Калуга
  14. Астрахань
  15. Симферополь
  16. Йошкар-Ола
  17. Курск
  18. Нижний Новгород
  19. Саратов
  20. Краснодар

Сразу несколько российских городов вошли одновременно в два рейтинга. Например, высокий интерес одновременно к православию и исламу продемонстрировали жители Москвы, к православию и неоязычеству — Липецка, Калуги, Курска, Белгорода и Тамбова. Интерес к исламу и в то же время к неоязычеству проявили жители Ставрополя, Астрахани, Симферополя, Нижнего Новгорода и Магнитогорска.

Единственным городом, вошедшим сразу во все три рейтинга, стал Ульяновск.

Исследование проводилось в виде опроса в городах с населением более 250 тысяч человек. Авторы не ставили перед собой задачу анализа межэтнических и межконфессиональных отношений. В основной части опроса участвовали только люди, заявившие об интересе к православной религии и культуре.

Религиозные центры православия в России и странах СНГ;

Лекция 6. Религиозные паломнические центры в православии.

Тема 2. Религиозный туризм в православии.

План:

1. Религиозные центры православия в России и странах СНГ.

2. Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья.

Литература:

Основная литература:

История международного и отечественного туризма. Москва; ВШТГ, НОУ «ЛУЧ», 1999.

Криндаг А.Д. География религиозных объединений РФ// Изв. АН СССР. Сер. Географ. М., 1996, №2

Сафронов С.Г. Географические аспекты изучения религиозной сферы в России. М., 1998

Тардже Д. Мир паломничества. М., 1998.

Христов Т.Т Религиозный туризм М.2003., 260 С.

Дополнительная литература.

Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб., «Невский Фонд» 2000, 2001.

Галазны П.Н. «История государства зарубежных стран»., М., Юрид. лит-ра, 1980.

Даринский А.В. Туристские районы РФ и ближнего зарубежья. СПб 1994

Малерб М. Религии человечества. -М.-СПб., 1997.

Подугольников В. М.. «Страны мира: Краткий справочник», М.: Республика. 2001, с. 148.

Поляков Н. А. Страны мира: Краткий справочник. – М.: Политиздат, 2000, с. 153.

Соколова М.В. История туризма. М., 2002

Туризм Подмосковья в канун XXI века. Сборник докладов г. Сходня Московской области. М., 2000

На территориях современных России, Украины, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы как центры религиозной жизни населения. Многие из них сохранились до наших дней в практически первоначальном или видоизмененном состоянии. Некоторые, например Храм Христа Спасителя в Москве были восстановлены. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям, большинство храмов и монастырей Русской Православной Церкви оказались закрыты. Некоторые из них были разрушены. В уцелевших храмах и монастырях размещались различные хозяйственные объекты – склады, гаражи; или музеи. Кое-где были организованы приюты для больных, детей-сирот, психиатрические больницы, места содержания заключенных. Например, на территории Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря в сталинские годы были организованы Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) и Соловецкая тюрьма особого назначения. В первые десятилетия советской власти духовенство подвергалось преследованиям, многие священники и монахи были репрессированы.

С конца 1980-х гг. наблюдается возрождение православия в России. Указом президента России Ельцина Б.Н. церковное имущество стало возвращаться РПЦ. Были переданы церкви многие монастыри и храмы, в которых начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. Во многих монастырях возрастает число монахов и монахинь, послушников и послушниц.

К сожалению, при передаче церкви культовых сооружений возникли конфликты между церковью и музеями, находящимися на территории монастырей и храмов. Имеются различные прецеденты решения конфликтов, связанных с вопросами принадлежности зданий и другого имущества (богослужебные книги и т.д.). Проблемы разрешаются в пользу церкви или достигаются компромиссы. Так, например музей-заповедник, находившийся на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (Московская обл.) был выведен за территорию монастыря. В Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре сотрудники музея не имеют права водить экскурсии по отдельным храмовым зданиям. В Иосифо-Волоцком монастыре исторический музей, посвященный этому самому монастырю, был ликвидирован. На основании приведенных примеров можно сказать, что при возрождении монастырской жизни светская культура России в лице музейного дела понесла ощутимые потери.

Однако есть примеры мирного сосуществования монастырей и музеев на их территории. Так Бородинский музей-заповедник и Спасо-Бородинский женский монастырь совместно владеют постройками монастыря, решают вопросы его посещения и т.д.

На сегодняшний момент достаточно полное представление о действующих монастырях РПЦ на территории России, стран СНГ и дальнего зарубежья может дать справочник-путеводитель «Монастыри Русской Православной Церкви». Справочник включает краткие описания почти всех ныне действующих монастырей. Рассказывается об истории, святынях, современной жизни монастырей, праздниках, именах настоятелей, даются адреса монастырей и указания как до них добраться.

В соответствии с данными справочника в России находится 313 монастырей и 26 пустыней Русской Православной Церкви. В странах СНГ насчитывается 183 монастыря РПЦ, из них на Украине 111 (и 6 пустыней), в Белоруссии – 15, Казахстане – 7, Латвии – 3, Литве – 2, Молдавии – 33, Узбекистане – 5, Эстонии – 1. В дальнем зарубежье находится 13 монастырей .

В России имеются восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и наиболее посещаемыми. Это:

-Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская обл.

-Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (св. игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской обл.

-Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая обл.

-Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.

-Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская обл.

-Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Калужская обл.

-Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.

-Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадский), Санкт-Петербург .

Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жизни, в том числе религиозного туризма возникает вопрос классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от классификационных признаков возникают совершенно разные классификации. Объекты, находящиеся в одной группе по одной классификации, окажутся в совершенно разных, даже противоположных группах по другой классификации. Однако различные классификации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в создании и продвижении своего продукта. Можно предложить следующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой принадлежности, 2) по удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности, 3) по составу несущих монашеские обеты, 4) по возрасту монастыря в контексте исторической эпохи.

По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:

На территории России.

На территории республик СНГ. Как и на территории России здесь существуют епархии РПЦ, например Киевская, Одесская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина), Минская, Гомельская, Брестская и др. (Белоруссия), Алмаатинская, Уральская (Казахстан), Ташкентская (Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан).

На территории стран дальнего зарубежья. Монастыри и храмы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Италия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других.

На двух территориях, играющих особую роль в жизни верующих-православных – Святой Земле (Русская духовная миссия) и Афоне.

По удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности для туристов можно обозначить:

Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, С.-Петербург, Н.Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая Сергиева Лавра Ставропигиальный мужской монастырь (г. Сергиев Посад в Московской обл.), Свято-Успенская Киево-Печерская лавра Ставропигиальный мужской монастырь (Киев) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом или поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком. Следует отметить, что в силу их местонахождения в крупных городах (или вблизи их) эти объекты являются элементом обычной среды для значительного числа посетителей-жителей этих городов и их окрестностей. Например, в Новодевичем Смоленской Иконы Пречистой Богородицы женском монастыре (Москва) регулярно совершаются богослужения, в том числе литургии, отмечаются религиозные праздники. На эти мероприятия собирается большое число прихожан, в основном москвичей, которых явно нельзя отнести к туристам. Одновременно эти культовые объекты привлекают православных паломников из других городов, а также туристов-экскурсантов.

Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республиканских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Эти объекты также посещает большое количество прихожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломнические поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в зависимости от экскурсионной популярности и религиозного значения храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудотворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко находится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных городов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств). Следует отметить, что и поездки иностранцев во многих случаях акцентируются на посещение объектов в Москве, С.-Петербурге, Киеве или начинаются и заканчиваются в этих городах.

Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлекающие достаточно большое число посетителей. По мнению автора, типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь и Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный мужской монастырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами-экскурсантами. Два вышеназванные монастыря служат примером этому.

Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обычно малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно на вездеходе или вертолетом.

По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии мужскими являются: Свято-Данилов Ставропигиальный монастырь (Москва), Донской Ставропигиальный монастырь (Москва), Высокопетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский Ставропигиальный монастырь (Московская обл.) и многие другие.

К женским монастырям также в Московской Епархии относятся: Зачатьевский Ставропигиальный монастырь (Москва), Покровский Ставропигиальный монастырь (Москва), Александровский монастырь (Московская обл.) и многие другие. В женских монастырях службу в храме осуществляют священники – мужчины, поскольку, по канонам православия женщины не могут вести службу и входить в алтарь храма. Настоятелем женских монастырей является женщина.

По возрасту монастыря в контексте исторической эпохи. С одной стороны, многие из ныне действующих монастырей были основаны в дореволюционные годы. Большинство из них были закрыты в годы советской власти. Значительная часть была возрождена в последние 10-15 лет. С другой стороны, в наши дни создаются новые монастыри. Например, в Свердловской области, в урочище Межная в 1995 г. был основан мужской монастырь Во имя новомучеников российских. Сейчас он строится. В центре г. Иваново в 1991 г. основан Ивановский Свято-Введенский женский монастырь на базе существовавшего Введенского храма.

Можно выделить ряд особенностей приема, размещения паломников и их обязанностей перед монастырем. Существуют:

Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре паломникам необходимо иметь при себе паспорт, и они могут прибыть в монастырь по предварительной договоренности с паломническим центром. Так в Соловецком монастыре за благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим следует иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников следует договориться заблаговременно. В Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровском мужском монастыре (Калужская обл.) прием организованных групп должен быть заранее согласован с начальством монастыря. Прибывающим необходимо иметь при себе паспорт. В Валаамском монастыре паломников принимают только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь (Петербург) предлагает паломникам заблаговременно договориться о проживании в обители. Мужской монастырь Свято-Николо-Тихонова пустынь принимает паломников в ограниченном количестве.

Монастыри, а) принимающие паломников на ограниченный срок, б) специально не обговаривающие сроки пребывания. Пафнутьев-Боровский монастырь, мужской монастырь Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская обл.) принимают паломников на срок до семи дней, Троице-Сергиева Лавра – на сутки. Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные паломнические группы. Им проводится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. В Свято-Николаевском женском монастыре (Донецкая обл. Украины) могут молиться и трудиться в стенах обители три дня, больший срок – по благословению настоятельницы или эконома. В Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь (Приморский край) приезжают группы паломников, живущих на территории приморской епархии. Часто паломники остаются в монастыре на длительный срок.

Монастыри, а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания, б) не предоставляющие таких услуг. Киево-Печерская лавра, Свято-Боголюбский монастырь предоставляют богомольцам гостиницу и питание. В Троице-Сергиевой лавре для паломников устраиваются бесплатные завтрак, обед и ужин в паломнической трапезной. Талоны на питание выдаются ежедневно в мужском странноприимном доме по предъявлении паспорта. Паломники без талонов обслуживаются в последнюю очередь. Даже при таком крупном монастыре как Троице-Сергиева лавра гостиницы – женский и мужской странноприимные дома не могут вместить всех желающих. Приволжский Свято-Никольский женский монастырь (Ивановская обл.) принимает паломников, трудников обеспечивает жильем и питанием. Макариево-Унженский женский монастырь предоставляет гостиницу для паломников. Некоторые монастыри имеют ограниченные возможности размещения паломников и поэтому принимают их на непродолжительное время, например, Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Архангельская обл.).

Кирилло-Белозерский мужской монастырь, известный паломнический центр русского севера (Вологодская обл.) не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Но они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо на находящейся рядом турбазе «Сиверская».

Монастыри, принимающие а) только мужчин, б) паломников как мужского, так и женского пола. Только мужчин принимают Афонский Свято-Пантелеимонов мужской монастырь (монашеская республика Афон, Греция), Пафнутьев-Боровский монастырь.

Паломников обоих полов принимают многие монастыри России, например Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь. В Богородицком Высоцком мужском монастыре имеются мужская и женская гостиничные кельи на 20 мест каждая для паломников, прибывающих на несколько дней при наличии паспорта. Паломникам, прибывающим на несколько дней и больше в монастыре настоятельно рекомендуются послушания. К примеру, в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни паломники заняты строительными работами.

Монастыри а) взимают, б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание. Практически все монастыри РПЦ не берут денег с паломников, предоставляя им бесплатное проживание и питание. Как мы только что видели, в монастырях от паломников требуется выполнение работ или послушание. Выполнение определенных работ (строительных, уборка территории и др.) – подвижничество, служение, действия во славу Божью.

Но известны случаи взимания денег за проживание и питание на территории монастыря. Так Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне с 2001 г. установил следующие расценки (табл. 5).

Стоимость проживания и питания паломников на территории Свято-Пантелеимонова монастыря ( в долл. США).

Пребывание\ Категория посетителей До 3 дней (2 ночи) пребывания До 1 недели пребывания До 2 недель пребывания
Священнослужители и миряне
Монахи и дети до 12 лет

Монастыри, а) предоставляющие транспорт паломникам, б) не предоставляющие транспорт. Монастыри могут предоставлять транспорт в определенные дни недели или времена года. Это касается некоторых из отдаленных монастырей, до которых приходится добираться «на перекладных». При этом уже сложилась традиция посещения этих монастырей паломниками. Виды транспорта, предоставляемые монастырями, могут быть различными. Например, Артемиево-Веркольский монастырь в летнее время в воскресные дни организует переправу паломников через реку Пинега. Более распространено предоставление монастырями автобусов, которые берутся в аренду. Так каждую субботу в 8.00 утра от подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни (Калужская обл.) в Москве отправляется автобус с паломниками. Они едут в двухдневную поездку в этот монастырь с посещением женского монастыря – Казанской Амвросиевской Шамординской пустыни (Калужская обл.). Монастырский автобус Свято-Успенской Тихоновой пустыни несколько дней в неделю утром забирает паломников из Калуги, а вечером привозит обратно.

Монастыри, располагающие на своей территории а)музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы, б) государственные музеи, в) не располагающие таковыми.

В качестве примера монастырей, имеющих на своей территории православные музеи и библиотеки, возьмем Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь (Свердловская обл.). В монастыре создан церковно-православный музей и имеется библиотека более чем на 3 тыс. томов. В Свято-Даниловом монастыре также действует музей, экспозиция которого рассказывает об истории обители, о новомучениках и исповедниках Российских, о традициях старчества в РПЦ. В Новодевичем монастыре в Москве с 1934 г. по настоящее время находится филиал Государственного исторического музея.

Монастыри, организующие в своих стенах или под своим покровительством а) православные гимназии, епархиальные училища, общеобразовательные школы, б) детские приюты и богадельни, в) одновременно учреждения обеих категорий. В настоящее время происходит усиление влияния РПЦ на жизнь в российском обществе. Возрастает число вышеназванных заведений в рамках образовательной и благотворительной деятельности церкви. Поэтому все большее число монастырей открывает такие заведения или активно участвует в их работе.

В Свято-Успенском женском монастыре (Ивановская обл.) 30 девочек – сирот в возрасте 6-16 лет воспитываются в монастырском приюте. Они учатся в монастырской православной женской гимназии, имеющей государственную лицензию. В Приволжском Свято-Никольском женском монастыре (Ивановская обл.) имеются приют и общеобразовательная школа для девочек – сирот из неблагополучных семей. Школа имеет государственную лицензию. В Казанском Девичем женском монастыре (Калуга)* в здании бывшего Духовного училища находятся православная гимназия и женское епархиальное училище. Свято-Николаевский монастырь открыл православный приют «Отрада», для детей, родители которых страдают алкоголизмом и наркоманией. При Свято-Духовом мужском монастыре (Волгоград) действует Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского. В Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Московская обл.) действует православный благотворительный медицинский центр, в котором сестры монастыря, являющиеся дипломированными специалистами, оказывают безвозмездную помощь населению. За год удается принять до 3 тыс. пациентов.

В выходные и праздничные дни может быть больше мероприятий, чем в обычные. Так в некоторых монастырях в эти дни проходит всенощное бдение и могут быть, например, две литургии вместо одной в будни. В каждом монастыре отмечаются свои праздники местночтимого святого, чудотворной иконы. Почти во всех монастырях РПЦ культовые действия совершаются каждый день. Но есть и исключения. Так в женском монастыре Николо-Одринская пустынь (Брянская обл.) богослужения не проводятся в понедельник. В уже известном нам Казанском монастыре богослужения проводятся только по субботам, воскресеньям и праздникам. Также в одних храмах службы могут проводиться только летом, а в других – круглый год.

Все эти особенности следует учитывать сотрудникам туристских фирм, планирующих поездки по монастырям. Если какая-нибудь группа хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения следует очень внимательно разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого монастыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если этого не делать, то могут возникать накладки. Скажем, туристы прибыли в храм (тем более, если это зима), а он будет открыт только через час, или, наоборот, служба уже заканчивается или ее вообще не должно быть по расписанию в этот день. Важной для паломников особенностью ряда монастырей является то, что службы там проводятся по полному суточному кругу богослужения. Примером этому может служить Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь. Известны случаи, когда один монастырь совершает богослужения по образцу другого монастыря, пользующегося известностью и авторитетом. Так Пафнутиев-Боровский монастырь придерживается образца богослужения, практикуемого в Троице-Сергиевой лавре. А в Ново-Тихвинском женском монастыре (Екатеринбург) службы поются знаменным распевом по византийскому образцу.

Многие туристы, посещающие монастыри и храмы России постоянно проживают в крупных городах. Как мы знаем, для крупных городов характерен быстрый ритм жизни. Часто люди крупных городов страдают от хронической усталости, их утомляют городская спешка, суета, большое количество дел и времени, затрачиваемого на транспорт. Кроме того, очень специфическим является сознание горожан. Поэтому для туристов, посещающих монастыри, находящиеся в сельской местности, малых городах России очень интересно наблюдать особенности жизни и быта монахов, послушников, трудников монастырей. Особенности жизни и быта монашествующей братии могут быть откровением для туристов, особенно экскурсантов, которые могли впервые отправиться в поездку по религиозным местам, находящимся за пределами их обычной среды. Эти особенности следует учитывать специалистам, разрабатывающим турпродукт, в политике его продвижения, а также при сегментировании рынка. Через акцентирование внимания на какой-либо изюминке жизни в монастыре, нетипичной для жизни светских горожан, можно повысить туристскую привлекательность посещаемых мест.

Но особенно интересно видеть специфические особенности жизни монастыря (гораздо более оригинальные, чем просто возделывание собственного огорода в сельских монастырях), быть свидетелем особенных форм подачи материала при экскурсиях. Так в Александровском женском монастыре (Московская обл.) реализуется цель просветительской деятельности – знакомство посетителей с жизнью православной церкви. Экскурсии проходят с проведением молебнов, демонстрацией духовных спектаклей и видеофильмов на православные темы. В Ново-Голутвином монастыре имеется детский клуб любителей животных, так как здесь живут верблюд, пони и собаки. Сестры монастыря в своем собственном питомнике разводят среднеазиатских и кавказских овчарок.

Основные центры православного паломничества включены в Национальный атлас России

Москва, 16 июня 2009 г.

Основные центры православного паломничества впервые включены в четырёхтомный Национальный атлас России, изданный в 2008 году под эгидой Министерства экономического развития России и Федерального агентства геодезии и картографии, сообщает сайт Паломнического центра Московского Патриархата.

Том 4 даёт последовательное раскрытие хода и результатов исторического процесса становления и развития Российского государства от момента его зарождения до настоящего времени, а также комплексную характеристику и свод современной пространственно-временной информации и знаний о культуре, культурном и природном наследии России. Именно в этом томе в разделе «Познавательный туризм» можно найти основные центры религиозного туризма и паломничества, включая Православие, ислам и буддизм. Раздел даёт информацию об основных туристско-рекреационных районах, а также зонах и территориях познавательного туризма. Описываются ключевые объекты культурно-познавательного туризма, природно-познавательного туризма, куда отнесён религиозный туризм и паломничество, а также объекты этнографического туризма.

На представленной карте четвёртого тома Атласа указаны основные центры религиозного туризма и паломничества, из которых 30 центров относятся к Православию: Спасо-Преображенский Соловецкий и Троицкий Антониево-Сийский мужские монастыри Архангельской и Холмогорской епархии; Боголюбский, Покровский Суздальский и Спасо-Преображенский Муромский Новодевичий монастыри Владимирской епархии; Спасо-Прилуцкий Димитриев, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри Вологодской епархии; Залонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь Липецкой и Елецкой епархии; Алапаевский монастырь по имя Новомучеников Российских Екатеринбургской и Верхотурской епархии; Введенская Оптина пустынь и Рождества Богородицы Пафнутьев Боровский мужской монастырь Калужской и Боровской епархии; Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Костромской и Галичской епархии; Свято-Троице-Сергиева Лавра, Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоцкий, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастыри Московской епархии, Троицкий Серафимо-Дивеевский и Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женские монастыри Нижегородской и Арзамасской епархии; Успенский Псково-Печерский, Успенский Святогорский и Спасо-Преображенский Мирожский монастыри Псковской и Великолуцкой епархии; Троицкая Александро-Невская Лавра, Спасо-Преображенский Валаамский и Троицкий Александро-Свирский мужские монастыри Санкт-Петербургской и Ладожской епархии; Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь Смоленской и Вяземской епархии; Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь Саранской и Мордовской епархии; Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии; Толгский Введенский и Троице-Сергиев Варницкий монастыри Ярославской епархии.

Вышедший в свет Национальный атлас России является официальным государственным изданием, созданным в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2000 г., и представляет собой фундаментальное комплексное научно-справочное картографическое произведение, задача которого — дать целостное представление о природе, населении, хозяйстве, экологии, истории и культуре России. Атлас представляет собой свод научно обработанной и взаимно согласованной пространственно-временной информации.

Настоящий атлас — особый вид картографического произведения, в котором объектом картографирования выступает государство во всех аспектах и сферах его существования и развития. Концентрируя многообразную информацию в разрезе всей страны и ее отдельных частей, атлас представляет ее в систематизированной, сопоставимой и хорошо обозримой форме.

Атлас состоит из четырёх томов, каждый из которых представляет самостоятельное картографическое произведение, имеющее собственную информационную и познавательную ценность: том 1 — «Общая характеристика территории»; Том 2 — «Природа. Экология», Том 3 — «Население. Экономика», и том 4 — «История. Культура».

Назовите главные религиозные центры России и крупнейшие монастыри.

Монастыри (от греч. monasterion — келья отшельника) — это общины монахов или монахинь, принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие — буддийские монастыри (сер. I тыс. до н. э., в Индии). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (III—IV вв. в Египте). В Средние века в Европе и в России монастыри являлись крупными землевладельцами и играли существенную общественно-политическую роль. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами.
Российские мусульмане не имели в прошлом и не имеют сейчас единого духовного центра. В течение длительного времени (как в Российской империи, так и в бывшем СССР) руководящими органами верующих мусульман являлись четыре независимых друг от друга духовных управления:
— европейской части СССР и Сибири с центром в Уфе (старейшее, образованное еще в 1789 г.);
— Средней Азии и Казахстана с центром в Ташкенте;
— Закавказья с центром в Баку;
— Северного Кавказа с центром в Махачкале.
Всего в России сейчас насчитывается свыше 40 самостоятельных духовных управлений мусульман. В отношениях между ними существуют определенные трения и конфликты.
Тибетский буддизм начал распространяться в России в XVII—XVIII вв., когда в низовья Волги и в Забайкалье откочевали монгольские скотоводческие племена: ойраты (калмыки) и буряты. В 1741 г. (с этого года в Бурятии отсчитывают историю российского буддизма) в Забайкалье было зарегистрировано 11 «ламских капищ» и 150 лам. Незадолго до революции 1917 г. к семье российских буддистов присоединились и буддисты Южной Сибири — тувинцы (единственный тюркский народ, исповедующий буддизм). После падения маньчжурской династии в 1912 г. Тыва в 1914 г. под именем Урянхайского края стала протекторатом России. Ко времени вхождения Урянхайского края в состав Российской империи на его территории действовало уже 22 буддийских монастыря, «хурэ», около 4000 лам и хуураков-учеников. После революции начались захваты и погромы дацанов. Однако, несмотря на жесткий контроль со стороны государства, в советское время сохранялись два дацана — в Улан-Удэ и Агинский дацан в Читинской области.
Сейчас на территории России действует уже около 200 буддийских общин. Некоторые буддийские общины объединены в централизованные организации. Открыто несколько центров по изучению различных форм мирового буддизма. Популярны японские школы, особенно светский вариант дзен-буддизма, действует монастырь (в Подмосковье) буддийского ордена Лотосовой Сутры (Нипподзан-Меходзи). В Санкт-Петербурге просветительской и издательской деятельностью активно занимается общество китайского буддизма Фо Гуан (Свет Будды), с 1991 г. действует тибетский храм. Координирует деятельность Центральное духовное управление буддистов.
Во всех трех «буддийских» республиках возрождению буддизма оказывается государственная поддержка. В Калмыкии буддизм (вместе с христианством) является самой распространенной религией.
Начинают развиваться разные формы буддийского образования, в том числе и выпуск буддийских книг на русском языке.