Концепции прав человека

правовая концепция

Смотреть что такое «правовая концепция» в других словарях:

  • неопределенная правовая концепция — — EN indefinite legal concept A condition or extent of time in a government enforced contract, instrument or agreement that lacks precision, distinguishing characteristics or fixed… … Справочник технического переводчика

  • Естественно-правовая концепция права — философско мировоззренческое объяснение природы права, в основу которого положена идея естественных прав человека. Истоки этой теории восходят к античной эпохе. В работах философов, юристов того времени проводилась мысль о том, что наряду с… … Элементарные начала общей теории права

  • Правовая социализация — Правовая социализация это процесс усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественно правовой жизни. Ее результатом является принятие индивидом части культурно… … Википедия

  • Правовая философия — (или философия права) раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах… … Википедия

  • Правовая система Японии — Японское право является одной из составных частей дальневосточного права (право стран Дальнего Востока) и состоит из современных правовых понятий с элементами, взятыми из глубокой древности. Базовыми понятиями японской правовой науки являются… … Википедия

  • Правовая информация — Под термином правовая информация в настоящей Концепции понимается массив правовых актов с содержащимися в них нормами права и тесно связанных с этими актами правоприменительных, нормативно технических, научных и справочных материалов,… … Официальная терминология

  • Правовая психология и правосознание — Их соотношение для ЮП имеет методологический характер. В советский период, в рамках исторического материализма, рассматривавшего правосознание как одну из форм общественного сознания, психология противопоставлялась идеологии, и рассматривалась… … Энциклопедия современной юридической психологии

  • Романо-германская (континентальная) правовая семья (континентальный тип правовых систем) — совокупность национальных правовых систем государств, имеющих общие черты, которые проявляются в единстве закономерностей и тенденций развития на основе древнеримского права и его приспособления к новым национальным условиям. К романо германской… … Элементарные начала общей теории права

  • НОРМА ПРАВОВАЯ — принципиальный компонент правовой системы, предписание, образец правового действия и законотворчества. Н. п. является одним из основных объектов философии права, в отличие от позитивных законов, являющихся объектом конкретных юридических наук.… … Современный философский словарь

  • Социально-правовая идентификация — (от лат. identificare – отождествлять). Важный психологический механизм правовой социализации, проявляющийся в принятии индивидом социально правовой роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании правовых… … Энциклопедия современной юридической психологии

  • Интегративная концепция права — тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как единстве правовых идей, норм и отношений (действий), в которых идеи и нормы реализуются и воспроизводят себя. Это право, выраженное в принципах (идеях), получивших законодательное… … Элементарные начала общей теории права

Концепции права

В юридической литературе выделяют три основные концепции права: нормативная концепция, социологическая концепция, нравственная (естественно-правовая) концепция.

Согласно нормативной концепции право представляет собой система норм, содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов, которые установлены и органами государственной власти и охраняются ими от нарушений.

В соответствии с положениями социологической концепции право – это порядок общественных отношений, который представлен в действиях и поведении людей. В данной концепции внимание акцентируется на практике действия юридических правил, а не на их содержании.

Представители нравственной концепции рассматривают право как своеобразную форму общественного сознания. Текст закона остаются лишь на бумаге, если он не осознан и не усвоен человеком. Закон воздействует на общество только через сознание (массовое правосознание). Следовательно, право составляют не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правомочиях, запретах, порядке и способах защиты.

Следует отметить, что каждое правопонимание обладает своими основаниями и выражает определенную реальную сторону права. По этой причине они могут существовать одновременно.

Так, нравственное понимание права необходимо для правового воспитания и развития действующего права.

Нормативное понимание права обеспечивает ясность и устойчивость правовых отношений, законность в деятельности государственных органов и их должностных лиц.

Социологическое понимание наделяет право конкретностью и определенностью, что способствует его практической реализации. В противном случае, оно выступает лишь декларацией и простым текстом.

При этом каждое правопонимание можно охарактеризовать как необходимый противовес для другого понимания права.

В настоящее время происходит определенная интеграция подходов указанных направлений. Общее признание ключевых принципов правовой государственности способствует их сближению.

Таким образом, в юриспруденции выделяют три основных концепции права, каждая из которых рассматривает право под специфическим углом. Изучение всех концепции и подходов понимания сущности права позволяет сформировать целостное восприятия данной категории.

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции Российской Федерации 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Последняя повлекла за собой полное обновление раздела II Конституции Российской Федерации 1978 года «Государство и личность». С этого началось приведение конституционного законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, отказ в этой сфере от принципов, присущих тоталитарному государству.

Изменения коснулись всех основ, определяющих статус человека и гражданина.

1. Декларация прав и свобод человека и гражданина, последующее конституционное законодательство России и новая Конституция ознаменовали отказ от классового подхода при закреплении правового статуса личности.

Классовый принцип был важнейшим в реализации социалистической доктрины в советском государстве. Особенно яркое отражение он получил в первой Конституции 1918 года. Все провозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися, т.е. за рабочими и крестьянами. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалось беспощадное подавление. Отдельные лица и отдельные группы лиц лиша- лись прав, которые ими использовались в ущерб интересам социалистической революции. Эта норма воспроизводилась и в Конституции РСФСР 1925 года.

В последующих Конституциях как Союза ССР, так и РСФСР формы классового подхода к правам личности трансформировались, но сущность его оставалась прежней. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам. Вместе с тем, использование прав и свобод в политической области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», а затем «в соответствии с целями коммунистического строительства».

Эти положения Конституции свидетельствовали о том, что за гражданами признавалась возможность реализовать свои права и свободы только в рамках социалистической идеологии. Критика существующего строя объявлялась преступлением перед государством.

Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, к нарушению ее свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли. На практике это вылилось в физическое уничтожение огромного числа граждан, объявленных «врагами народа».

Классово-идеологический критерии неприменим в демократическом, правовом государст ве. Поэтому и в Конституции 1993 года одной из основ конституционного строя признано идеологическое и политическое многообразие. Права и свободы человека и гражданина не увязываются с его социальным статусом, принадлежностью к какому-либо классу, с приверженностью тем или иным идеологическим ценностям, политическим взглядам. Конституция признает и защищает право каждого человека не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями.

2. В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Это получило свое выражение прежде всего в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория «права человека».

В социалистической доктрине человек, его права в правовом, политическом аспектах не признавались как самозначимые категории. Понятие «человек» не выходило за рамки его биологического содержания, заменялось социально-классовыми понятиями «трудящийся», «эксплуататор», затем понятием «гражданин». Сама постановка вопроса о правах человека считалась искусственной.

Определенный шаг к выходу за рамки этих понятий сделали Конституция СССР 1977 года и соответственно Конституция РСФСР 1978 года, включившие разделы «Государство и личность». Однако в них по-прежнему использовалось только понятие «права и свободы граждан». Лишь после принятия 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина понятие «права человека» получило и конституционное признание.

Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по своему содержанию. Они отражают различные аспекты статуса личности. Вот почему Конституция, характеризуя этот статус, применяет оба понятия, фиксируя права и свободы и человека, и гражданина.

Понятие «права человека» подчеркивает неотъемлемость прав личности как таковой, невмешательство государства во внутреннюю жизнь человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы.

Понятие «права гражданина» исходит из незыблемых прав личности как гражданина государства, определяет права и свободы человека , именно в данном качестве.

В конкретном перечне прав и свобод в Конституции эти понятия в значительной части совпадают. В большинстве статей Конституции права и свободы адресуются каждому, в некоторых – гражданину. Последнее относится к тем правам, которые вытекают из принадлежности лица к гражданству данного государства.

Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции прав человека является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека.

В социалистической концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя как основанного на принципах коллективизма перед буржуазным строем с его «индивидуализированным» человеком, взаимным отчуждением людей.

Характерно, что в отличие от предшествующих революций в мире, в ходе которых провозглашались декларации прав человека и гражданина,революция 1917 года становление «социалистического» государства в России ознаменовала Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемоо народа.

Принцип коллективности, коллективизма может и должен быть положительным фактором развития гражданского общества только в том лучае, если он не игнорирует индивидуальные права и свободы каждого человека, признает его самоценность.

В социалистической теории и практике такое соотношение не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималась как безусловное признание всеми социалистических ценностей, полное единство взглядов, неправомерность политических позиций, отступающих от господствующей идеологии. Так, в конституциях этапа «развитого социалистического общества», в которых впервые было применено понятие «народ», это обосновывалось тем, что в социалистическом государстве сложилась новая историческая общность людей – советский народ в результате утверждения полного морально-политического единства всех классов и слоев общества.

По новой концепции прав человека коллективность не трактуется как основанная на единомыслии, на приверженности одной господствующей идеологии. Под господствующей идеологией уже не подразумевается полное морально-политическое единство всех граждан, фактически не достижимое ни в одном демократическом государстве. Люди всегда были, есть и будут разными, в обществе всегда имеются противоречивые интересы.

Основа коллективности в современных условиях – объединение усилий всех государственных и общественных структур для создания условий, в возможно более полной мере удовлетворяющих интересы различных социальных слоев общества, для утверждения общественного согласия. Согласованные государственные решения должны достигаться не путем принудительного подавления политических оппонентов власти, а конституционным путем, через сложные процедуры выработки общего подхода к той или иной проблеме.

3. Еще одной чертой новой концепции прав человека является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности.

Этот принцип обосновывался тем, что государство само всеобъемлюще выражает и общественные, и личные интересы. Вследствие этого считалось, что у личности, как и у общества в целом, не может быть политических интересов, противоречащих государственным, олицетворяемым в политике КПСС, поскольку «воля партии – это воля народа». Если же такие интересы имелись, то в зависимости от формы их выражения они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакцию вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства. Одним из условий, обеспечивающих приоритет государственных интересов, являлось глобальное огосударствление общества, всех его формирований, которыми оно было поголовно охвачено. Это приводило к отсутствию у нас гражданского общества.

Исходное начало действующего конституционного и текущего законодательства – признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.Государство уже не рассматривается как ассоциация, охватывающая все общество, как «самая массовая организация трудящихся». Оно :трактуется как представитель общества, который несет перед ним, перед гражданами, перед отдельным человеком определенные обязанности и ответственность, прежде всего обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Признание взаимных прав, обязанностей и ответственности получило законодательное закрепление в Законе о гражданстве Российской Федерации.

4. Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ст. 17, ч. 2, Конституции Российской Федерации).

Советская теория исходила из постулата о том, что права предоставляются гражданам социалистическим государством.

Теория же о прирожденных правах человека отрицалась как буржуазная, основанная на идеалистических, а не материалистических представлениях. Хотя эта исходная в области прав человека позиция школы естественного права общепризнанна. Она отражена во всех международных документах о правах человека.

5. В действующей Конституции Российской Федерации впервые получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст.17).

По советской концепции сфера прав человека считалась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмешательство международных организаций в положение дел с правами человека в СССР. Не разрешались какие-либо действия, связанные с проверкой примене-ния на территории Союза норм международного права, с реализацией права обращения граждан в международные организации за защитой прав человека, запрещалось создание каких-либо общественных формирований, ставящих целью защиту этих прав.

Действующая Конституция признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46, ч. 3).

Конституционное закрепление прав и свобод граждан на разных этапах развития государства имело свои особенности.

В Конституции РСФСР 1918 года нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в качестве особого раздела. Наряду с иными нормами они получили отражение как в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, являвшейся составной частью Конституции, так и в ее разделе «Общие положения».

Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР 1936 года (в Конституции РСФСР 1937 года). Однако эта глава была одной из последних глав в ее структуре (гл. Х Конституции СССР).

В Конституции РСФСР 1978 года (вслед за Конституцией СССР 1977 года) был выделен раздел «Государство и личность», состоящий из двух глав «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» и «Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР». Причем раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах общественного строя и политики, т.е. в начале Конституции.

Значительно расширился перечень основных прав, свобод и обязанностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право участвовать в управлении государством и многие другие. Конституция расширила содержание прав, закреплявшихся и в прежнем Основном Законе, а также их гарантии, более полно определила основные обязанности граждан. Были включены нормы об основах правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Несмотря на все эти нововведения, основные сущностные черты социалистической концепции прав личности сохранились и в этой Конституции «развитого социализма».

После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина раздел «Государство и личность» был существенно изменен – дан в новой редакции. В нем были выделены две главы: «Права и свободы человека и гражданина» (гл. 5) и «Обязанности граждан Российской Федерации» (гл. 6).

В Конституции Российской Федерации 1993 года нормы рассматриваемого института содержатся в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 17–64).

Сохраняя в качестве исходных принципы, провозглашенные в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция вместе с тем, по сравнению с прежней, юридически более точно раскрывает содержание многих прав и свобод. Прежде всего следует подчеркнуть, что определяющая для данного института норма-принцип о человеке, его правах и свободах как высшей ценности отнесена к основам конституционного строя и включена в гл. 1 Конституции.

Введена статья о допускаемых пределах ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и определен перечень тех прав и свобод, которые не подлежат такому ограничению.

Усилена правовая защита норм о правах и свободах человека и гражданина путем отнесения гл. 2 к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанностях граждан. Не упомянуто о них и в названии главы (как это было в последней редакции прежнего Основного Закона), хотя нормы такого рода в ней содержатся. Данный подход можно объяснить тем, что конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной самостоятельной функцией основного закона. Однако нет оснований для вывода о том, что обязанностям граждан Конституция не уделяет внимания. В ней закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст. 6), конкретно указаны некоторые важнейшие из обязанностей.