Казачьи стихи о казаках

Вся история России сделана казаками.
Лев Толстой
Донская степь
Александр Винокуров
Казачьему роду — нет переводу
Степь запахом донским дышала,
Дремотным пряным и густым;
Своё безжалостное жало
Впивало солнце с высоты…
Перекати скакало поле,
Где-то дрожали миражи;
Ветер насвистывал соло,
Степной орёл вверху кружил…
Среди дали необозримой,
Невозмутимые жарой,
Станичники, со статью древних римлян,
Прищуривались, по-Разински, хитро…
Казак
Александр Ляйс
Он был наездник, воин, пахарь.
Он за Россию воевал.
Рубил врага, не зная страха.
В трёх войнах жизнью рисковал.
О церкви помнил и о Боге,
И верен был своей жене.
И вот его, как очень многих,
Враги поставили к стене.
Когда его, порядка ради,
Чтоб записать чего да как,
Они спросили: — Кто ты, дядя?
Он лишь одно сказал: — Казак.
Казачье поле
Александр Ляйс
Выхожу в казачье поле.
Шарит ветер по траве.
Сколько в сердце давней боли,
Дум тяжёлых в голове.
Свист протяжный, звон да крики
До сих пор в ушах стоят.
Снова гривы, шашки, пики
В битву вечную летят.
И развёрнутые лавы
Хлещут кровью, как тогда.
Запах той травы кровавой
Я запомнил навсегда.
И наездник, и рубака,
Битвой прошлою живу.
Вечно мне лететь в атаку,
Вечно — падать в ту траву.
Где ты, морда вороная,
Плеть да крепкое седло?
Только Бог один и знает —
Сколько здесь нас полегло.
Как ни бейся и ни плачь я —
Не поднимутся друзья.
Эх ты, радость жеребячья,
Доля Божья иль собачья,
Поле, полюшко казачье,
Дума вечная моя.
Поле, полюшко казачье,
Дума вечная моя.
Казакам
Александр Ченин
Конь и щашка, плеть, фуражка,
Да лампасы по штанам.
В чистом поле, — в смертной схватке
Был казак, как страх врагам.
Пику к бою, саблю в руку
И лавиною пошли!
Крики, храпы, стон от муки; —
Кони, люди, — где свои?!
Ярость, смелость, ловкость, сила, —
Всё готовилось не зря!
Будь спокойна Мать — Россия; —
Жизнь за Веру, за Царя!
Бой закончен, конь весь в ранах,
Зацепили самого.
Есть лекарство в травах разных,
Шрамы будут, — ну и что.
Казаки! Легенды, сказы.
Илья Муромец, — герой; —
Он начало вашей славы,
Приукрашенной порой.
За Царя, а то и против,
То свобода, то разбой.
Но защитой и опорой
Был всегда казак лихой.

Били и красных, били и белых,
Даже хотели быть сами себе.
Песни слагали о гордых и смелых,
Воля, свобода, как стержень в душе.
Бури утихли, ряды поредели, —
Всех поровняли в Советской Стране,
Лишь с фотографий сурово смотрели
Лики дедов, что погибли в войне.
Новое время и новые песни.
Ныне казак не с копьём на коне,
Но сохранился по роду и чести
Образ защитника в нашей Стране.
Зёрна традиций в быту вашем жили,
Как генофонд нашей древней Руси.
Освободите от лоска и пыли,
Станьте примером; — вы очень нужны!
Казачкам
Александр Ченин
Откуда родом все казаки,
Откуда в них такая кровь?
Жизнь оставляла свои знаки,
Усы, чубы и гордо бровь!
Мать сыновей благословляла
Потом с тревогою ждала.
Вести хозяйство уставала,
Как ей помощница нужна
Казак вернулся из похода,
Ходили в дальние края.
Девицу княжеского рода
Привёз оттуда для себя.
Не долго дева горевала,
Казак любовь свою дарил.
И постепенно понимала,
Что стал он дорог ей и мил.
Семья, детишки, уваженье,
Обычий, говор всё родней.
И обновилось поколенье
И красивее, и сильней.
У казака свои заботы, —
Походы, сборы, много дней.
А все домашние работы
И честь беречь досталось ей.
Из поколенья в поколенья
Казачка гордо рядом шла.
Смела, умна, во всём терпенье,
Молилась Богу и ждала.
Вела хозяйство, не роптала,
Детей учила; — всё сама.
Душой и сердцем примеряла
Как будет жить, коли вдова.
Мужей война косой косила,
Не возвращались сыновья.
И вместе с нею Мать — Россия
Платок накинув, дальше шла.
Спокойно, мирно наше время
И род казачий крепче стал.
Несёт в себе казачка семя
И ей, по праву, пьедестал!
Казацкое
Валерий Старз
Нам бы взять какой-нибудь Париж.
Нам бы сабли наголо в атаку.
Эй, мусью, не зря ты весь дрожишь
И не зря обделался со страху.
Нам бы взять какой-нибудь Берлин.
Получалось через раз, однако.
Пики заменив на карабин,
Конница входила вслед за танком.
Нам бы взять какой-нибудь Стамбул.
Оглушить лихим казацким словом.
Басурманин скажет: » Ну, загнул!
Мы сражались только под Азовом».
Где-то за морями Вашингтон.
Плыть туда устанут наши кони.
Но когда захватим их затон,
Нас никто оттуда не прогонит.
Нам бы взять чего-нибудь ещё.
Кони рвут уздечку плетяную.
Если по судьбе нам суждено,
Казаки за веру повоюют.
Казаки
Владимир Крякин 2
Наделён конь прекрасною гривой,
Пышный хвост да две пары копыт.
Кто ж не видел, как мощно, красиво
Конь по полю раздольному мчит.
Шею выгнет в стремительной скачке,
Дрожь пройдёт в перегретой земле.
Из-под рук вслед смотрели казачки,
Как казак мчался, сидя в седле.
Без коней жить в степи невозможно,
С малых лет дружен парень с седлом.
Если вдруг становилось тревожно,
Шашку взяв, покидал он свой дом.
Так вот встарь жили прадеды, деды,
Наш поклон им до самой земли.
Бились с лютым врагом до победы,
Мир, покой в край родной принесли.
Кубанский казачок
Елена Жукова-Желенина
Он ещё совсем ребёнок,
Малец, ростом не высок.
На коне сидит с пелёнок.
Накопить чуть-чуть силёнок,
Станет «знатный» казачок.
И одет уж по-казачьи:
Есть кубанка и башлык*,
«Дайте парню шашку в руки, —
Вслед станичник прокричит…
У костра в кубанском хоре
Слышен голосок смешной.
Казакам умело вторя,
Песню в такт ведёт малОй.
Все смеются: Казачонок,
А гутарит, как большой.
На рыбалке, хитрец, ловок.
Ох! Парнишка боевой!
Погляди-ка, казачонок,
Казаков отряд какой!
Вмиг помчался, пострелёнок,
Шаг равняя
с ними свой.
Душа казака
Елена Панкратова 3
Эх, душа казака, вольной птицей,
Над станицей, над степью кружится.
Край родимый всегда охраняет,
Злые полчища прочь отгоняет.
Хоть душа его тверже, чем камень,
Только слово худое поранит.
В ней же честь и любовь поселились,
Не предаст, что бы ей не сулили.
Ведь душа его Богом отмечена
Ведь душа казака за Отечество!
Казакам
Елена Сергеевна Сафронова
Казачество — особенное племя,
Где руки закаленные трудом.
Честь высока и ценно время,
Когда земля зовет и отчий дом.
Кровь горяча,воинственны-бесспорно.
Решает шашка жизненный недуг,
Виниться перед Богом не позорно
И смело выйти на казачий круг.
Фамилий память с гордостью хранится,
Их корни вековые глубоки.
Пока стоят российские станицы-
Благословенны наши казаки !
Казачка
Елена Сергеевна Сафронова
Одни твердят, что я гордячка.
Другие — девка хоть куда.
В моей крови жива казачка,
Моя и радость и беда.
Беда, что стЕпи не видала,
Не гнула спину на бахче.
Беда — косЫ не заплетала
На целомудренном плече.
Не жала золота пшеницы,
Хлебов душистых не пекла.
Не знаю я, в какой станице
Моя прабабушка жила.
Не от нее ли взгляд задорный,
К земле хранимая любовь.
И нрав горячий и упорный
Передала родная кровь.
Она еще свое покажет,
Когда я песню затяну.
И про меня никто не скажет,
Что не родня я Батюшке ДонУ.
Лихие казаки
Елена Жукова-Желенина
У лихого казака всё с набега и рывка.
До чего бывает жгуча страсть такого казака!
Я иду по бережку, вёдра полные несу…
Вижу, вон стоят, гутарят двое с шашкой на боку.
Я двоим тем улыбнусь и как будто спотыкнусь.
Быстро подлетают оба, с ними рядышком пройдусь.
Ах, орлы вы, казаки, на подъём всегда легкИ,
На слова всегда лукавы, а на действия ловкИ.
Как гарцуют на коне! Буду видеть их во сне!
Обещали сразу оба в гости заезжать ко мне…
Сердцу выбрать не легко из двух милых одного.
На ромашках погадаю…Пусть подскажут мне кого?
Казачата казаки
Игорь Щербань
Над станицей вечер, алый цвет заката
Распустили косы вербы у реки,
И поют здесь песни парни и девчата
Казачата, ну а это значит — казаки!
Спелыми садами здесь земля богата,
И колышет ветер нивы — широки.
Здесь растут и крепнут парни и девчата,
Казачата, ну а это значит — казаки!
Заливнями света- окна каждой хаты
И танцуют в небе звезды-мотыльки
Любят край, родимый парни и девчата,
Казачата, ну а это значит — казаки!
Казачья
Ильченко Николай 2
Расплескалось небо,
Облаков прибой.
Где я был, где не был,
Долог путь домой.
Служба удалая —
Не трудись тоска,
Сторона родная
Больно далека.
Эх, казачья доля —
Сабля, да верхом.
Ковылями в поле
Шлю родне поклон.
Не печалься, мамка,
Не грусти, отец,
Чуб из-под кубанки —
Жизни не конец.
Вам, вражины-черти,
Лиха не прощу.
Не боюсь я смерти,
Но и не ищу.
Там, где пекло сечи,
Конь мой боевой.
Вот раздавим нечисть —
И тогда покой.
В схватках опалённый —
Ангел за плечом.
Я заговорённый —
Всё мне ни по чём.
Саблю ввысь я вскину —
И в галоп коня.
Друг прикроет спину —
Защитит меня.
Расплескалось небо,
Облаков прибой.
Все печали в небыль,
Птицею домой…
——————-
Что же так кольнуло
Больно жалом в грудь?..
Эх, дурная пуля
Кончила мой путь…
Донской казак!
Ирина Крупинских
Он земной, он настоящий
Не пустой и не воздушный
И в поступках, нету фальши
Для меня он — самый лучший
Не романтик, очень жёсткий
И в словах, не балабол
Зато ясно понимает
Что девчата — «слабый пол»
Не атлет и не артист он…
Не летает в облаках
Всё умеет, с ним не страшно
Он — простой, Донской казак!
Как обнимет, поцелует…
В голове — дурман пьянящий
Всё, без слов предельно ясно
Он — земной, он — настоящий!!!
Казаки и Русь
Надежда Веденяпина
С казаками на Руси всякое бывало,
То в почете и чести, то кругом опала.
Скажем прямо, казаку жизни нет без воли.
Им бы мчаться, на скаку в поле с ветром, споря.
С шашкой раньше, чем с женой казаки венчались
И порой в рассвете лет с жизнью расставались.
Кровь горячая кипит в их казачьих жилах,
Казаку все по плечу, труд любой по силам.
Верны слову своему, чести и присяге
И земли родной врагу не дали ни пяди.
Честь России, как жены, свято охраняли.
И за Родину свою намертво стояли!
На Руси казак живет, долг свой исполняет
И традиции отцов чтит и соблюдает.
Я вам истину открою, и секрета в этом нет,
Быть казачеству России много долгих, долгих лет!
Казачество России
Надежда Веденяпина
Казачество России — это доблесть,
Ее оплот, стремленье к лучшей доле,
Ее, вовек немеркнущая гордость,
Успех и несгибаемая воля.
Славен путь казачества Кубани.
От былых времен до наших дней
Берегут земли родимой длани,
Как сыны заботятся о ней.
В лихолетье, в годы грозовые
Только позовет отчизна — мать,
Вскинется казачество России
Под знамена — Родину спасать.
Наши прадеды ее не раз спасали,
Деды защищали, как могли,
И отцы их подвиг продолжали,
Чтобы мы счастливыми росли.
Славное казачество Кубани,
Родины достойные сыны
Созидатели и воины державы,
Сила и величие страны.
Казаки
Светлана Клинушкина-Кутепова
А казака угадываешь сразу —
ведь вольный дух не спрячешь ты в карман!
Лишь двое отдают ему приказы —
на небе Бог, в станице атаман!
Пусть никогда вас вера не покинет!
сквозь бури, сквозь года и сквозь бои
несите православные святыни
и гордые традиции свои!
Ведь доблесть ваша — истинного свойства!
И любо вам и воевать, и жить!
Плечом к плечу встаёт казачье войско,
едва заполыхают рубежи!
Вы — соль земли, и с этим не поспоришь!
Для вас иконы — Родина и честь!
Вы — дух России, вы — её опора!
Вы — казаки! Вы, слава Богу, есть!
Казаки
Сергей Мельников 62
Чуб кудрявый, золотой
На ветру играет,
Конь буланый подо мной
Головой мотает.
Чёткий слышим мы приказ —
Шашки вон, ребята.
Подравнялись, рысью марш,
Сделаем как надо.
И лавина молодцов,
Удалью блистая,
Проскакала по степи,
Ветер обгоняя.
Слышно дружное — ура,
Топот лошадиный.
Когда вместе мы, друзья,
То непобедимы.
Ну, станичники, смелей,
Навались, ребята.
За спиной Святая Русь
И родные хаты.
На врага наводит страх
Крик и свист казачий.
Славься русская земля,
Бог, пошли удачу.
После боя казаки
У костра присядут,
Выпьют горького вина
И друзей помянут.
Не грусти, раздольный Дон.
Видишь, мы смеёмся.
Разгромим врагов России
И к тебе вернёмся.

«Будем, будем — Казачата!» — сценарий праздника для детей подготовительной группы

Наталья Концаренко Валериевна
«Будем, будем — Казачата!» — сценарий праздника для детей подготовительной группы

Цель: продолжить знакомство детей с кубанским фольклором, с обычаями кубанских казаков, развивать у детей желание быть защитником родного края, носить с честью звание казака, воспитывать любовь к своему краю, песням, обычаям

Материалы: Стихотворения Сергей Хохлов «Кубанские синие ночи», Иосиф Уткин «Песня»,Михаил Светлов «Деникин»,Иван Варавва «Мать Кубань», «В закубанском лесу», «Кубань», Александр Полежаев «Ночь на Кубани»

Музыкальные произведения:»Песня Казачата» автор О. Дунаев.

«Сон казака» Юдиной. Канат, кубанка, шаровары, жупан, сабля или другое оружие (детское).Деревянные макеты лошадей. Кубанка — 2 шт

Картинки (ответы на загадки) папаха, сапоги, галифе,бурка, мундир,шаровары, кушак, шашка, сабля,кинжал, пушки, пулемёт, винтовки, автомат, пистолет.

Предшествующая работа: чтение произведений о казачестве,о Кубани,Сергей Хохлов «Кубанские синие ночи», Иосиф Уткин «Песня»,Михаил Светлов «Деникин»,Иван Варавва «Мать Кубань», «В закубанском лесу», «Кубань», Александр Полежаев «Ночь на Кубани»,заучивание стихов,песен, частушек, посещение музея Кубанского казачества при Кадетском корпусе, проведение экскурсии к Кадетскому корпусу, приглашение на беседу Атамана. Беседа + показ презентации «Жилище казаков», «Убранство куреня»,Д/и «Что за слово?», Работа с макетом куреня,Игра «Что в сундучке»

Ход:

Дети входят в зал под музыку.

Ведущий: Могучие горы, степные просторы, приморского берега грань…

Леса и поляны, сады и лиманы-все это родная Кубань!

Родная станица, разливы пшеницы, плывет за комбайном комбайн,

Огни городские,гудки заводские — все это родная Кубань!

Кубанские синие ночи,

Черешен густой аромат,

Шумит над поселком рабочим

Зелеными ветками сад.

Он весь как хорошая сказка,

В нем полный разгул соловья.

Эх, сад мой бескрайний кубанский,

Счастливая юность моя.

Приду под заветные кроны,

Улыбку свою подарю,

Пусть месяца рог золоченый

Нам светит с тобой до зари.

-Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях казаки, которые пришли к нам не только, чтоб рассказать нам о казачестве, но и еще посвятить вас ребята, в казачата.

-Ответственно и почетно быть казаком. Вы — будущие защитники своего родного края и всей нашей страны. И я предлагаю начать наш праздник веселой песней «Казачата»

«Песня Казачата» автор О. Дунаев.

Ведущий: А теперь давайте познакомимся и поприветствуем наших гостей

-атаман….(ФИО)

-заместитель атамана (ФИО)

Группа ребят для посвящения в казачата построена.

Атаман: (читает) «Господин атаман! Просим вас провести смотрины наших хлопцев и девчат, да посвятить их в казачата, ибо хотят они быть как отцы наши и деды защитниками и хранителями земли русской, Кубани родной и веры православной!

-Достойное прошение составили, молодцы! Но чтоб понять достойны и готовы ли вы к посвящению, нужно вас проверить! Покажите, на что вы мастера!

Ведущий: Ребята, давайте порадуем наших гостей стихами о родном нашем крае о Кубани!

1Ребенок. «Кубанский рушник»

Вышивала казачка рушник

Поздней ночью при свете луны.

Под рукой разливался родник,

Под рукой распускались цветы.

Напевала о женской судьбе.

Нить скользила тонка и легка.

Богородица -мати, в беде

Не оставь моего казака.

Вышивала калинову гроздь.

Счетный крест – рукоделье веков.

Лютый враг да непрошенный гость

Пусть не тронут родных берегов.

Вышивала пока рассвело,

Петухи закричали вдали.

В Красный угол легло полотно

Оберегом кубанской земли.

2 Ребенок.

Курень казачий – старое жилище.

Откроем дверь, входи смелей, дружок.

Здесь стол и лавки, значит, будет пища:

Сметана, борщ да сдобный пирожок.

Здесь колыбель, а значит, будут дети.

В казачьих семьях деток целый ряд.

А там где дети, ярче солнце светит

А там где дети, мир, любовь и лад.

3Ребенок.

Вьется наша Кубань,

Будто ленточка синяя.

Что да диво река,

Нет на свете красивее.

По брегам камыши,

Да ракиты плакучие.

Здесь живут казаки,

Да казачки здесь лучшие.

Здесь гурьбою бегут

Казачата-ребятушки.

Поклонись до земли

Ты Кубани, как матушке.

4 Ребенок. Ты цвети, моя Кубань,

Становись все краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше.

Мы растем стране на славу

Под кубанским небом.

Будем славить край кубанский

Богатырским хлебом!

5Ребенок.

Ты, Кубань, ты наша Родина,

Нет тебя прекрасней,

Нет земли богаче и щедрей,

Ты – жемчужина страны моей.

Кубань моя широкая,

Кубань моя раздольная,

Кубань моя родимая земля!

Ты красив и весел,

Щедр ты по – кубански,

Край хлебов и песен,

Край наш Краснодарский.

Ведущий: Наши ребята сейчас исполнят красивую песню «Сон казака» Юдиной.

Ведущий: Ребята, знаете, по обычаю, когда в семье рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему — на зубок — стрелу, патрон, пулю, лук, ружье и развешивали все это на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, постригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком. С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбельной песне, рассказывали дед — старый воин, отец, вернувшийся со службы.

В возрасте трех лет казачонок ездил на лошади по двору, в семь-восемь бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю.

Быстро и ловко лазили казачата по деревьям, смело переплывали через Дон, метко стреляли из ружей и пистолетов. В зимнее время молодые казаки играли в военные игры, строили снежные городки, ходили стена на стену.

-И сейчас наши ребята покажут какие они сильные и ловкие.

«Соревнование перетяни канат»(командно)

-Эстафета «Собери казака на учения»

(мальчик сидит на стуле а девочки его снаряжают)

Ведущий: Любимым занятием казаков в свободное время были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. Готовясь к этому дню, казаки чистили сбрую и оружие, чтобы блеснуть удальством и казачьей справностью. В день скачек на ровном месте в качестве мишени устанавливался пучок камыша и намечалась линия, от которой должны начаться скачки. По сигналу всадники неслись на мишень, стреляя на скаку из ружей и пистолетов. Самые ловкие делали это стоя на лошадях; поднимали на всем скаку с земли платки и монисты. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу и готовили молодежь к будущей тяжелой военной службе.

-И сейчас наши мальчики посостязаются в скачках на конях!

Игра «Соревнования наездников»(командно)

Ведущий: -А вы можете отгадать Кубанские казачьи стихи-загадки? Проверим вашу смекалку и любознательность. И знание атрибутики казаков.

Голове не будет страха,

если есть на ней … /папаха/

Что удобней для ноги:

туфли или… /сапоги/

В модных джинсах не поскачешь,

а, скорей всего, заплачешь.

Как папаха голове,

надо хлопцам…/галифе/

Кому — плащ, кому — тужурка,

казаку – казачья…. /бурка/

Ну, а если командир,

полагается … /мундир/

Между делом, тары-бары,

Носит батько … /шаровары/

А, чтоб сделать ловкий шаг,

полагается… /кушак/

В ножнах спит, а не в постели.

Как огонь, горит на деле.

И надёжна, и остра.

Казаку в бою — сестра.

/шашка, сабля/

Чуть поменьше, ловкий брат,

послужить отчизне рад.

Как бы враг не угрожал,

под рукой всегда… /кинжал/

Перекрестятся старушки,

Когда грянет выстрел. /пушки/

Пули, очередь огня, —

Страх наводят на меня.

Точно дождь свинцовый льёт —

это строчит… /пулемёт/

Если кто-то снайпер ловкий,

то ему нужны… /винтовки/,

А кому-то в аккурат —

Настоящий… /автомат/

Он в разведке и в дозоре,

и на суше и на море,

Злым врагам пощады нет –

наготове… /пистолет/

Ведущая: что ж засиделись мы –пора и поиграть! В круг, ребяточки, вставайте, шапку вы передавайте! А как называлась шапка казака (ответы детей)

Игра «Передай кубанку»

(передается по кругу шапка под музыку, по окончании музыки дети у кого оказалась шапка выходят в круг и танцуют)

Ведущий: Ну что, достойные у нас казачата?

Атаман: Ох достойные! Хлопцы и девчата ловкие, сообразительные, смекалистые, отличные танцоры и певцы. Сразу видно будут лихими казаками и казачками. Поэтому примем их в казачата. А ваши товарищи дадут вам наказ.

НАКАЗ ДЛЯ КАЗАЧАТ-МАЛЬЧИКОВ.

1. Всем будущим казакам следует узнать науку побеждать.

2. Помни и знай своё славное прошлое своих дедов и прадедов продолжай их дело с усердием.

3. Будь терпелив в делах и не унывай от неудачи.

4. Люби Кубань родную и землю русскую.

5. Почитай мать родную и отца своего, заботься о них.

НАКАЗ ДЛЯ ДЕВОЧЕК-КАЗАЧЕК.

1. Уважай и люби родителей своих: отца-батюшку, родную матушку. Навек помни – ближе них нет никого.

2. Будь всегда к людям приветлива, добра, ласкова и они отзовутся на добро твоё.

3. Будь трудолюбива.

4. Береги обычаи старины кубанской.

5. Меж собой живите ладно, песни пойте складно!

А чтобы вы стали настоящими казаками, надо принять присягу. Чтоб казачьему роду

Не было переводу

Присягаем на верность

Отчизне и народу!

Ведущий: Клянёмся быть честными и смелыми

Дети: Клянёмся!

Ведущий: Клянёмся защищать справедливость

Дети: Клянёмся!

Ведущий: Клянёмся любить свою Родину, Кубань и свою станицу!

Дети: Клянёмся!

Ведущий: Клянёмся не нарушать клятву

Дети: Клянёмся!

Ведущий: Слава Кубани!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

Ведущий: Наказ вы получили, присягу дали, а теперь настал момент принятия наших ребят в казачата. Как говорится – казак без веры не казак! Прошу Вас, Николай Николаевич, благословить наших казачат и сказать им напутственное слово. (Благословение и напутственное слово.)

Ведущий: Ну что ж, вы получили благословение и теперь предоставляется слово для напутственного слова и вручения грамот нашему атаману Глиняному Николаю Николаевичу. Напутственное слово атамана.

Вручение ГРАМОТ.

Атаман: Отныне вы все-казачата! Не опозорьте наш казачий род, нашу станицу плохим словом или дурным делом! Будьте достойны звания юного казака!

Дети читают стихи.

1 Ребенок. О казачестве всегда

Слава по Руси плыла.

На Дону и на Кубани

Казаки поныне славят

Свою волю, власть народа.

Соблюдают очень строго

Десять заповедей святых.

Изучи, дружочек, их.

2 Ребенок. С детства честью дорожи

И достоинство держи.

Коль не прав, так признавай,

Злобу в сердце не пускай.

Не завидуй и не льсти,

С высока всех не учи.

Над гордынею борись —

Если надо, то смирись.

Стойким будь везде, всегда.

Пусть открытая душа

Добродушием слывет.

Так казак всегда живет!

3Ребенок. За Россию, честь свою

Жизнь не грех отдать в бою!

Не для собственной корысти

Службу в жизни выбирай,

А служение Отчизне

За казачий долг считай.

Не твори себе кумира —

А борись за справедливость!

Веру в Бога почитай

И Россию защищай.

Ведущий: А в завершение нашего праздника ребята исполнят песню «Казачата»

Сценарий казачьего конкурса «Казачьи стихи»

Конкурс стихотворений поэтов казачьего зарубежья

Цель проведения конкурса:

  • Приобщение учащихся к духовной культуре донского края, поэтическому наследию Дона;

  • Развитие творческих способностей, интонационной стороны устной речи, развитие слухового восприятия;

  • Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине.

Учитель:

Дорогие ребята! Сегодня мы очередной раз собрались на конкурс стихотворений, посвященный нашему донскому краю, целью которого является приобщение к духовной культуре донского края, поэтическому наследию Дона.

Участвуя в конкурсе, вы развиваете свои творческие способности, интонационную сторону устной речи.

Я представляю вам членов жюри, которые будут оценивать ваше умение, ваше мастерство в художественном чтении стихотворений наизусть.

Учитель:

РОДИНЕ ПОКИНУТОЙ МОЛЮСЬ… Эти проникновенные слова донского казака Николая Андрееви­ча Келина не случайно вынесены в название нашего конкурса – конкурса стихотворений поэтов казачьего зарубежья, тех людей, судьба которых забросила далеко от родимого донского края. Но всей душой и сердцем они каждый миг помнили свою Родину, свою землю, свои корни.

Их стихи проникнуты глубокой тоской по Родине, по оставшимся дома род­ным и близким и надеждой на грядущее возвращение.

Затихло в палатках, все спят уж давно,

Лишь рокот прилива шумит,

А думы мои говорят лишь одно,

Одно моё сердце твердит:

Когда же в Россию, когда же домой,

Когда же коснёмся земли мы родной?..

Почему мы говорим: поэты казачьего зарубежья? 24 января 1919 года начался массовый террор против казаков. Около 2 млн. казаков было расстреляно за участие в стихийных восстаниях против советской власти. Это было смутное время. Казаки, спасаясь, семьями вынуждены были покидать донские станицы и эмигрировать за границу. Они уезжали, оставляя свои дома, нажитое имущество, забирая детей, жен и стариков.

I ученик

В марте 1920 года из Новороссийска в далёкий Египет был эва­куирован Донской кадетский корпус и Донской (подготовитель­ный) пансионат при нём. Разместившись у берега Суэцкого канала на краю жаркой Аравийской пустыни в старых камышовых бара­ках и английских армейских палатках, донские кадеты приступи­ли к занятиям, одновременно организовав … самодеятельный театр и рукописный исторический и литературно-художест­венный журнал «Донец на чужбине».

II ученик

А в 1922 году англичане, опекавшие Донской кадетский корпус в Египте, вывезли всех кадетов в Европу. Младшие были оставлены в Турции для продолжения учёбы в школе при бывшем российском посольстве, остальные были определены в Болгарии и Чехословакии в русские гимназии. И вскоре в обеих гимназиях усилиями казаков-гимназистов появились литературно-художественные журналы «Казак на чужбине» и «Казачьи зори».

I ученик

В 1922 году в Югославии организуется 2-й Донской Императо­ра Александра III кадетский корпус, и практически одновременно кадетами создаётся рукописный журналы «Донец», «Казак» и «Казачья вольность».

II ученик

Подавляющее большинство донских кадетов и учениц Донского Мариинского института никогда не вернулись на Роди­ну, не обняли мать и отца, родных и близких. Судьба уготовила им иной жизненный путь.

I ученик

В начале ноября 1920 года из Крыма в Турцию и на греческий остров Лемнос были эвакуированы Донской корпус, кубанские и терско — астраханские казачьи части, а также тысячи отступивших с ними женщин, детей и стариков. Тяжко было их положение, осо­бенно гражданских беженцев: многие сотни больных и раненых, плохое питание, холод и сырость зимой, удуша­ющая жара летом, неутихающие боль утрат и тоска по покинутым родным и близким, беспокойство за их судьбу.

II ученик

В 1923 году издавшийся в Болгарии журнал «Казачьи думы» об этом периоде в истории российского зарубежья, в частности, писал: «…Чилингир — небольшая турецкая деревня, в 50-60-ти верстах от Константинополя, грязная, бедная, выцветшая. В де­ревне много овечьих сараев, давших приют тысячам казаков… В разбитые крыши сараев глядит пасмурное осеннее небо и заливает потоками дождя прикорнувшие под жалкими лохмотьями фигуры. Холодно, голодно… На почве недоедания развилась холера… Каждый день умирало до 10 и больше человек…»

I ученик

И в этих тяжелейших условиях казаки находят в себе силы и способности создать самодеятельный театр и ставший потом всемирно изве­стным Донской казачий хор. В январе 1921 года в лагере Кабакджа (Турция) начался выпуск ста экземпляров журнала «Донской маяк».

Учитель:

И в этих журналах также много стихов. Боль по утраченной Родине, тоска, стремление излить свои горькие чувства побуждали казаков-изгнанников браться за перо. Но не злоба и ожесточение водили им. Острая боль и глубокая тоска, грусть и большая лю­бовь к незаслуженно отторгнувшему их, но остающемуся в сердцах Отечеству звучат в большинстве стихов.

Нам мачехой стала Отчизна Родная

И руки любимой в сыновней крови.

Но, берег любимый в тоске покидая,

Мы ей посылаем молитвы любви…

Вины пред Тобой мы не знаем,

Родная, Любовь к Тебе светлая — наша вина…

Ты наша прекрасная, наша святая,

В сердцах, на знаменах одна Ты, одна!..

Так, выражая чувства очень многих, писал в апреле 1921 года ответственный секретарь еженедельника «Донец» поручик 2-й Донской казачьей дивизии Павел Туроверов. И эти глубокие, иск­ренние чувства любви к утраченному Отечеству, острой тоски по Родине, по отеческому дому, оставленным родным и близким по­давляющее большинство казаков сохранило и пронесло через мно­гие годы своей скитальческой жизни.

Одним из таких казаков был Г. М. АЛЕКСАНДРИИ. Имя его и отчество неизвестны. Уроженец станицы Верхнее — Чирской 2-го Донского округа Области Вой­ска Донского. В 20-е годы проживал в Болгарии.

Его стихотворение «Из родных картинок» прочитает _________________________________

Из родных картинок

Раскрасавица девица

Несёт завтрак на покос.

Недалёко от станицы

Идёт жаркий сенокос.

На ней косыночка белеет,

Завязан бантик на косе,

Её ленточка алеет.

След ложится по росе.

Там, косой звеня, в лампасах

Косят сено казаки.

В распоясанных рубахах

Косой машут старики.

Девица вышла очень рано,

Чтоб пройти ей холодком.

Несёт она блины в сметане,

Несет и пышки с каймаком.

Альникин Николай Васильевич, казак станицы Цимлян­ской Области Войска Донского, родился в 1898 году. Литера­турный псевдоним в 20-е годы — Борис Незлобин. В эмиграции жил в Болгарии, Югославии, Франции и Марокко. Умер и по­хоронен во Франции.

Послушайте стихотворение «Возле пыльной станичной дорога «, которое прочитает _____________________________________________________________________________

* * *

Возле пыльной станичной дороги

Покривившийся старый плетень.

Под соломенной крышей курень.

У крыльца — разоренные дроги.

Возле груши засохшей, в сторонке,

Летний горн смастерён из камней.

На базу — ни одной скотинёнки,

Только колья торчат от плетней.

С разорённою крышей сарай

Протянулся от база к дороге…

Но и нищий, голодный, убогий,

Ты мне дорог, родимый мой край!..

Николай Николаевич ВОРОБЬЕВ родился в 1908 году в Санкт-Петербурге. Долгое время он жил в станице Новочеркасской. В эмиграции жил в Югославии, а после войны – в США. Опубликовал несколько сборников стихотворений. Умер в 1989 году.

Стихотворение «Земля родная» прочитает _______________________________________________

Земля родная

Хоть в ладанке тебя я не носил,

Но ты лежишь в кисете под иконой,

И, головой склоняясь убеленной,

Я не найду с тобой расстаться сил.

Пусть только горсть, в моих глазах ты — тонна,

Курган иль холм. А возле, у окна,

Сосуд с водой, зачерпнутой из Дона,

Два-три глотка, но для меня — волна.

И я прошу теперь, еще пока я

Жив, не покинул света навсегда,

Чтоб в гроб со мной легла земля донская,

И окропила русская вода.

Донской казак Гаврилов Михаил Иванович родился в 1916 году в станице Нагавской. В эмиграции жил в Болгарии, а за­тем во Франции. Писал стихи, которые печатались в ряде изданий казачьего зарубежья. В 1965 году в США была издана книга стихов М. И. Гаврилова «Думы казака».

Послушайте стихотворение «Тихий Дон» в исполнении ____________________________________________________

Тихий Дон

Мой край родной!.. Там воздух чистый

Бежит шумящим ветерком

По ниве зрелой, золотистой,

С манящим синим васильком.

Там утром степь с росой сребристой

И бесконечна, и вольна

Лежит, как бы ковер пушистый,

Травы душистой вся полна.

И в ней поет со трелью тонкой

Весной в небесной глубине

Родной наш жаворонок звонкий,

Скользя в прохладной синеве.

Там хоры певчих насекомых

Звенят с зари и до зари

В полях цветущих и зеленых,

А в небесах парят орлы.

Там девы блещут красотою,

Одна другой стройней, милей;

Седою славой боевою —

Сыны родных донских степей.

Гончаров Юрий Фёдорович родился в 1903 году в станице Каменской Области Войска Донского. В эмиграции жил в Че­хословакии. Автор двух небольших сборников стихов и рассказов. Умер в 1929 году.

Его стихотворение «Погасил я свет дрожащею рукой» расскажет _______________________________________________________________________

* * *

Погасил я свет дрожащею рукою…

Оковался тьмой в задумчивом кругу.

Я взвихрившиеся мысли упокою

И давно мелькнувший образ сберегу…

Спит октябрь, в осенних ризах увядая,

По пустым садам тревогу разметав.

Позабыл… наверно, навсегда я

Аромат родных, пахучих трав…

Я забыл реки зелёные извивы,

Где взвилась Донца хрустальная петля;

Умерли во мне те чародейные мотивы

И серебряно-ковыльная Земля…

…Хмурью в комнате волнуются волокна.

Одиноко я ссутулился в углу…

Мне никто не постучится нынче в окна,

Не расценит шевелящуюся мглу.

Казак станицы Новочеркасской Области Войска Донского Павел Губарев в Югославии окончил Донской Императора Александра III кадетский корпус. В 20-30-е годы жил во Фран­ции. Другие биографические данные неизвестны. Стихотворение «Мой край» прочитает

Мой Край

Люблю тебя, мой Край, простор степей родимый,

И в дни зимы, и в жаркий летний день,

Когда огнем небес безжалостно томимый,

В меня вселяешь ты томительную лень!

Люблю тогда прилечь на твой ковыль высокий,

Свое лицо прижать к земле полусырой

И слушать щебет птиц, неясный и далекий,

И писк кузнечиков над самой головой.

Люблю еще смотреть, когда по желтым нивам

Днем легонький зефир, волнуя рожь, бежит

Иль утром из цветов на коврике красивом

Росинка, как слеза хрустальная, дрожит!

Люблю смотреть, как Дон, вздымая свои волны,

Колышет и растит цветы и камыши,

Как на своих гребнях качает плавно чёлны

При блеске ярких звезд в полуночной тиши!

Люблю, когда казак с нагруженной арбою

С гумна спешит домой иль, песню заведя,

Идет в степи один с веселою душою,

С любовью вдаль глядя.

И как милы ему и степь, и рожь густая,

И ширь безбрежная, и песни вольных птиц,

Колодца журавель, плетень, арба простая,

Заветы старика, обычаи станиц!..

Тебя ли, славный Край, простор степей родимый,

Забуду я вдали от дивных хуторов!

Я, как и ты, мой Край, забытый и гонимый,

Я, как и ты, несу позор и гнет оков!

Но, веря в грозный час, я шлю моленья Богу

И знаю — Дон взметнет волну из берегов,

И смоет цепи все, и новую дорогу

Проложит для своих измученных сынов…

Евсеев Николай Николаевич — казак станицы Михайлов­ской Хопёрского округа Области Войска Донского. Родился в 1892 году. Автор двух сборников стихов. В эмиграции жил во Франции. Умер в 1979 году. Послушайте его стихотворение «опять весна в степи шагает». Его прочитает _____________________________________________________________

* * *

Опять весна в степи шагает.

Растёт пырей, чабрец, бурьян,

И стрепет на току взлетает,

И розов утренний туман.

О, степь моя! Ты — мать родная!

Тоскует сердце по тебе.

Твой воздух здесь душа вдыхает

И силы черпает в борьбе.

Еще одно стихотворение Евсеева вы услышите в исполнении ____________________________________________________. Оно называется «Душа»

Душа

С детских лет полюбил я навеки

Степь и поле, леса и луга,

Где песчаные тихие реки

И затоны в талах, в камышах.

Полюбил курени я рыбачьи,

Что-то древнее чувствовал там.

И горячее сердце казачье

Так стремилось к ушедшим векам.

Берега и затоны всё те же,

По лугам тот же ветер бродил

И дыханьем живое всё нежил.

Был он сердцу казачьему мил.

Дым и запах палёной соломы,

Камыша и корней, кизяка

Был милей благовоний в хоромах

И дороже душе казака.

А душа, как во сне, вспоминала,

Что попала сюда не впервой.

Берега и затон узнавала,

Любовалась всё той же водой.

И еще одно стихотворение Евсеева «Народ» расскажет ____________________________________

Народ

Я люблю толпу у церкви русской,

Лиц усталых тихий разговор.

Это чудо на земле французской,

Где встаёт невидимый простор.

Будто здесь, на улице Россия

Дышит воздухом своих полей.

Будто пахнут полынки степные,

Так я чувствую душой своей…

И я вижу здесь казачьи лица

С Дона, с Маныча, с песков Хопра.

Может быть, мне это только снится —

Жизнь ушедшая, моя сестра?

Нет, не снится, здесь она, живая,

Руку жмет и говорит, зовет.

Милая, скуластая, родная,

Жизнь моя и с нею мой народ.

От него никак не оторваться:

Вездесущий, он всегда со мной.

Никогда, нигде с ним не расстаться,

Даже там, за гранью неземной.

Иванов Виктор Архипович, казак станицы Арчедской Об­ласти Войска Донского, в эмиграции жил в Югославии. В со­ставе Донского казачьего хора побывал во многих странах мира, а затем осел на жительство в ЮАР (южные арабские эмираты). Умер в 1990 году.

Стихотворение «Родимый край» прочитает _______________________________________

Родимый край

Люблю свой край, простор родимый,

Станицы, рощи, хутора,

Широкий Дон, ковыль, гонимый

Низовым ветром до утра.

Сидишь, бывало, на кургане

И смотришь вдаль, как Тихий дон

В каком-то сказочном тумане

Течёт бесшумно под уклон.

Вокруг простор степи бескрайний,

Весь зеленеющий, в цветах,

И аромат необычайный

В глубоких тает небесах.

И, распластавшись неподвижно,

Орёл в лазури голубой

Клекочет жалобно, чуть слышно

В выси, над самой головой.

И хутора в зелёной раме

Вербовых рощ, густых садов

Мне шепчут о казачьей славе,

Сильней волнуют мою кровь.

Родимый край, неоценимы

Сии два слова для меня,

Я без тебя, мой край любимый,

Как в битве всадник без коня.

Вид табуна в степи широкой

Даёт мне в сердце перебой,

Как взгляд казачки черноокой!

Мой край любимый, край родной!

Я ль променяю степь Родную,

Гордыню рыцарей-дедов,

На мир иной, на жизнь другую,

На роскошь модных городов?

Уж сколько лет прошло чужбины,

А мне всё брезжит сквозь туман

Новочеркасск, проспект любимый

И на утёсе Атаман!

Николай Андреевич Келин родился в 1896 году в станице Клетской Области Войска Донского. В эмиграции жил в Чехословакии. Автор двух сборников стихов. Умер в 1970 году.

__________________________________________ расскажет стихотворение «Испить бы из Дона шеломом»

* * *

Испить бы из Дона шеломом,

Погладить певучий ковыль —

Болящего волей и домом

Покрыла дорожная пыль…

Иду, спотыкаясь и плача,

По злой и ненужной земле,

Но верю, что будет иначе,

И знаю, что снова в Кремле

Я буду молиться святыням —

За нашу российскую стать —

Не хочется мне на чужбине

Без речи родной умирать…

И еще одно стихотворение Келина прочитает _____________________________________.

Стихотворение называется «Какая странная судьба»

* * *

Какая странная судьба —

Нести двадцатый год, как в ране

Немую боль, и все года

Бродить в давящем грудь тумане.

Душой болеть за отчий дом,

За тихий шелест рощ вербовых,

За край, где рос, где плещет Дон

Волну средь зарослей таловых.

Устал я жить в чужом краю,

Нет сил любить чужие дали,

Опять на Родину мою.

Вернусь когда-либо едва ли.

Нет! Не вернусь я в отчий дом —

В нем никого уж не осталось…

Как над заржавленным прудом,

Шумит в душе моей усталость…

Донская казачка Костина Людмила Михайловна родилась в 1908 году в Ростове-на-Дону. В эмиграции жила в Югосла­вии. Умерла в 1974 году. У неё есть замечательное стихотворение «Люблю я Дон», которое расскажет ________________________________________________

Люблю я Дон

Люблю я Дон, прозрачный и глубокий,

Где дремлет под волной седая старина,

Простор зелёный, сказочно далёкий,

Посмотришь вдаль — и нет ему конца!

Люблю казачьи мирные станицы,

Люблю самих героев-казаков,

Подобных вольным легкокрылым птицам,

Которым путь всегда везде готов.

Люблю казачек смуглых, синеоких,

С горячим сердцем, смелою душой,

Среди степей привольных и широких

Они не терпят власти над собой.

Люблю я Дон, когда ночной порою

Чуть слышно плещет тёмною волной…

Он дремлет чуть… Он грезит про былое,

Могуч, прекрасен, тих в своем покое…

О, Тихий Дон, как я люблю тебя!

Любовь Самсонова, донская казачка. Биографические данные неизвестны. В 20-30-е годы жила в эмиграции в Чехословакии, но всю свою жизнь помнила свою родину, свой донской край.

___________________________________________________ расскажет стихотворение «Далёкие родимые края»

* * *

Далёкие родимые края,

Полузабытые, но горячо любимые,

Стремимся к вам, почти не зная вас,

И молимся на вас, гонимые!

Прозрачна синяя донская глубина,

Простор и музыка степей,

Безмерность дальняя лугов

И ласка солнечных лучей!..

Теперь, сквозь дымку скорбных слёз,

Сквозь чад промчавшихся годов

Я вижу гладкие пески

Донских далёких берегов!

И мысли все летят домой,

Рисуя ряд любимых лиц,

И горько никнет голова

На рой исписанных страниц.

Седов Вячеслав Георгиевич, казак станицы Ново-Григорь­евской 2-го Донского округа Области Войска Донского, в эмиг­рации в 20-е годы жил в Югославии, а затем — во Франции.

Стихотворение «Край донской» послушайте в исполнении ____________________________

Край Родной

Там, где Дон широкий блещет,

Где стальной ковыль трепещет,

Где в небесной ясной дали

По воздушной синей глади

Царь пернатый грозно реет;

Где курган былинный дремлет,

Где под тихий ночи шёпот

Ясно слышен конский топот;

Где вечернею порой

Песнь ласкающей волной

Душу радостно волнует;

Там, где плачет и тоскует

Мать несчастная о сыне —

Десять лет он на чужбине;

Где казачка изнывает,

Дни и ночи всё вздыхает –

Мужа ждёт домой,

Там мой Край Родной!

Донской казак Василий Иванович Ильинский родился в 1895 году в городе Азове Области Войска Донского. В эмигра­ции в 20-40-е годы жил в Чехословакии. Начиная с 1921 года, его стихи периодически публиковались в ряде изданий казачь­его зарубежья.

Его стихотворением «Годы» нам бы хотелось закончить сегодняшнюю встречу с вами. В нем вы услышите и тоску по донскому краю, и боль и скорбь от разлуки с Отечеством, и мысли о страшной судьбе, выпавшей на долю целого поколения.

Стихотворение прочитает _____________________________________________________

Годы

Какая страшная судьба!

Изгнанья тягостные годы,

В вас ненасытная алчба

Недосягаемой свободы…

Я стар от ужасов и пьян —

От жгучей скорби пьян, от боли!

По перепутьям чуждых стран

Скитаюсь в роковом расколе.

Нет песен, грудь моя пуста,

А в сердце гнев и яд обиды.

Гнетет смирение Христа,

И жжет отчаянье Давида.

Нужна ль, о Господи, мольба?

О правде вопиют каменья…

Какая страшная судьба

На наше пала поколенье!

Пока жюри подводит итоги конкурса, мне бы хотелось, чтобы все участники конкурса и мои соведущие поднялись на сцену, а вы их поблагодарили аплодисментами.

Объявление итогов конкурса председателем жюри.

Я-казачка Цикл стихов

«Казаки — единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно.» Лейба Бронштейн ( Троцкий)

Кубанская казачка

Я казачка душою и телом.
И несёт меня конь вороной
По полям, по казачьим наделам.
Люб мне ветер колючий, степной.
Я, в объятиях ветра – царица!
Он такие мне песни поёт,
Под мелодии эти пшеница
Не по дням – по секундам растёт.
А, когда я у крепкого тына
На часочек стреножу коня,
Запоёт вместе с ветром калина
Добавляя мне в душу огня.
Запылает, как пламя зарница
Над Кубанскою щедрой землёй.
Я – казачка! Родная станица,
Мчит к тебе меня конь вороной.

Та пыль, что выбивают кони…

Та пыль, что выбивают кони

В степи под стук своих копыт —
Мне слаще, чем духи в флаконе.
В ней запах страсти! Не разлит
Он боле на степных просторах —
Как в Божьих росах и дождях,
Как в поднебесных птичьих взорах,
Как в переполненных ручьях,
Тех, что все реки превращают
В моря, бездонные моря!
Ах, отчего так восхищает
Лишь пыль меня, как дикаря!

И умер казак на рассвете

Памяти моего великого народа.

Слова Светланы Донченко

Музыка и исполнение Сергея Алиманова
Спалось дюже сладко в степи казаку:
Пел ветер, как ридная маты.
Казак улыбался, щекой к башлыку
Всё жался и запахи хаты
Ноздрями ловил и глотал впопыхах,
Как вкусную тюрю с цибулей.
Враз тело покинули холод и страх
И боль в чёрной ране от пули.
Он спал, ну а может быть он умирал,
И смерть была сладко-пьянящей.
Был короток и непростительно мал
Путь жизни, лишь беды хранящий.
А бед было столько, что Боже спаси!
Шла смерть по пятам, как невеста.
Казак стал изгоем в родимой Руси —
Без племени, роду и места.
Лишь степь распахнула объятья, как мать,
И ночка хмельная, и ветер.
Они пригласили его умирать.
И умер казак на рассвете.
Он умер, но память казачья жива,
Летает, как песня народа!
И прорастает она, как трава,
Как всходы казачьего рода.

Юдоль

Отмыло время тёплою волной
С казачьих душ налёты всех загадок.
Народ у нас на них охоч и падок
До страсти, до безумных лихорадок,
Когда ответ не ясен, но так сладок
Своей, сокрытой в чреве, новизной,
Как будто мир доныне крепостной —
В плену плебейских нравов и повадок.
И до сих пор казачьим душам гадок,
Так гадок, как в степи полночный зной.
Заговорило время тихим гласом
Казачью изнуряющую боль,
Тоску свободы, горькую юдоль,
Сдалась судьба словам, и звук:»Изволь»
Взлетел над миром с возгласом: » Глаголь,
Душа, молитвой, ставшей миру спасом!»
На полотне судьбы – цветным атласом
Раскинулась и поперёк, и вдоль
Казачья вера. В ней земная соль —
Припрятанная в горе седовласом.
Отшлифовало время мягким взором
Казачки современной идеал:
Она теперь и мать, и атаман.
Ей Богом чин отныне вольный дан.
Расправив крылья, как степной орлан,
Стоит на страже Родины дозором,

Не доверяет забугорным вздорам,
Тем, что пусты, как призрачный туман.
Есть у казачки в голове свой план:
В нём мир царит, войну покрыв позором.

Люблю тебя, казачий край…

Люблю тебя, казачий край,
Омытый росами хрустальными.
Здесь в лето убегает май
Тропинками степными тайными.
Здесь море плещется у ног
И горы рвутся в высь зовущую.
Здесь острый солнечный клинок
На зорьке тьму вскрывает тьмущую.
Волшебный голос соловья
Тревожит душу до забвения.
Казачий край! Земля моя!
Частица Богооткровения!

Моя казачья, трепетная Муза…

Какой-то многогрустью захудалой
Наполнен каждый выстраданный день.
То муза ранит горестной опалой,
То в голове сплошная дребедень.
А мне бы в Лондон, пусть и на мгновенье,
Вдохнуть в Гайд-парке аромат травы.
И приступом лихого наважденья
Разлить по телу сладость вдохновенья.
Но мне заказан путь туда, увы….
Тогда в Париж, в Париж и на Монмартре
В уютном, тихом, маленьком кафе
Вдруг ощутить себя в счастливом фарте
И в диком, незадачливом азарте
Бросать слова родившейся строфе .
Какая, право, в мыслях ерунда….
Зачем мне Лондон, Рим или Париж?
К чему лететь из милого гнезда?
Чужие страны, парки, города….
Уймись, душа, уймись, а то сгоришь.
Что может быть милей родной земли?
Пусть многогрустье и опала Музы,
Пусть каждый год седые феврали
Ветрами гасят в сердце фитили,
Но не порвать им родственные узы.
И только здесь в распаханной степи,
Под гнётом бытия и жизни груза,
В родной России — бейся и кипи,
Моя казачья, трепетная Муза.

Атаманский восторг Дышу тобой, мой край казачий.
Живу тобой. Среди хлебов
Летает д у х мой, не иначе —
Он так влюблён, что век готов
Тобою восхищаться. Вволю,
Не нарушая твой покой,
Поклоны бить: ржаному полю,
Казачьей воле и людской
Великой вере в труд крестьянский.
Хлеба созрели! Вот где рай!
Летит восторг мой атаманский:
«Люблю тебя, казачий край!» Боль души казачьей… Кто сохранит святую память
О наших предках казаках?
Все любят громко горлопанить
О том, как пронесут в веках
Боль рода, боль души казачьей,
Такой могучей и живой,
Той самой — самой настоящей,
Омытой Божию слезой.
Кому нужны пустые клятвы?
У них замес не на крови.
Казачьи честь и вера — святы,
Как жизнь, рождённая в любви.
Давайте вспомним, как когда-то
Казачью честь втоптали в грязь.
Как брат обманом шёл на брата
За чуждую казакам власть.
Как расказачивали дико,
Как истребляли хутора,
Как мир тонул в крови. От крика
Земля дрожала до ядра.
А дальше: лагеря, расстрелы,
Станицы выжжены дотла.
Беде казачьей нет предела,
Повсюду полчища из зла.
Террор и геноцид казачий,
Жестокий, зверский геноцид.
У большевизма сверхзадачей
Считалось уничтожить быт
И след казачьего народа
На нашей матушке Земле.
До растворенья, перерода,
До заточенья в кабале.
Россия кровью захлебнулась,
Часть русской нации — подвид,
Та, что злодеям огрызнулась —
Доныне в горести скорбит.
Скорбит народ мой истреблённый,
Да только дух у нас силён!
Казак — он, даже умерщвлённый,
Живучим геном наделён!
За всех невинноубиенных,
За павших казаков от зла,
Во всех краях, во всех вселенных
Звоните все колокола!

Урок внеклассного чтения «Поэзия П.Н. Тобурокова»

Цель урока:

  • Развивать навыки выразительного, беглого, осознанного чтения.
  • Развивать у детей гуманное отношение к животным, любовь к природе, чувства ответственности, сострадания.
  • Разносторонне использовать богатство родного языка, все лучшие стороны обычаев, традиций своего народа.
  • Приобщение детей к ценностям духовной культуры народа саха.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

2. Беседа об авторе и его книгах.

Учитель: На прошлых уроках мы говорили о народном поэте, который сочинил для вас много чудесных стихотворений. Вы все знаете наизусть его стихотворения. Если бы он был жив, ему исполнилось бы 95 лет. Его нет среди нас, но живы его стихи. Его стихи читали ваши мамы, папы.

Наверное, нет человека, который в детстве не знал и не читал стихи П. Н. Тобурокова и по страницам Букваря, родной литературы, и по его изданным произведениям. Читая произведения автора, мы узнаем о нем самом. Что вы узнали о П.Тобурокове? Что вы можете рассказать о жизни и произведениях П.Н.Тобурокова?

3. Выступления учащихся.

Дети: П.Н.Тобуроков — один из самых известных и любимых поэтов нашей республики. Поэт П.Н.Тобуроков родился в 1912 году в селе Оросу Верхне-Вилюйского района Республики Саха… Петр Николаевич написал много стихотворений для детей. В них рассказывается о любви к родному краю, родной природе, о птицах и животных, поступках детей, о нравственности- честности, порядочности, сострадании, трудолюбии. Эти стихотворения учат нас ко всему прекрасному, бережному отношению к окружающему миру.

Стихи П. Н. Тобурокова нам очень нравятся. Его стихи очень веселые, простые, легко запоминаются. Поэтому многие стихи Петра Николаевича стали песнями: «Подари подснежник «, «Мячик», «Песенка о жаворонке» и т. д. И в наши дни многие мелодисты сочиняют мелодии песен на его стихи. Мы тоже любим сочинять мелодии по ходу чтения стихов поэта под звуки хомуса, музыкального инструмента варгана. В азбуке, по которой мы научились читать и писать вошло несколько стихотворений поэта.

Урок азбуки в 1 классе: «95 лет — народному поэту П.Н.Тобурокову».

Поем песни на стихи поэта, которые сами сочинили, в сопровождении хомуса.

4. Чтение по памяти стихотворений П.Н. Тобурокова.

Чтение стихов сопровождается движением кистей рук, пальцев, плеч, локтевого сустава. Делаем определенные движения двигательного опорного аппарата мелкой моторики на определенный согласный звук.

а) Стихотворение о жаворонке. (Чтение под звуки хомуса.)

  • 1 строка — читаем, делая повороты плечами направо и налево.
  • 2 строка — сначала правую вытянутую руку поднимаем вперед ладонями вверх, затем левую руку.
  • 3 строка — поднимаем руки вверх, к небу.
  • 4 строка — руки раскрыты в стороны, как крылышки птицы.

— Читаем, играя на хомусе.

б) Стихотворение «Соловей». (Звучит мелодия хомуса.)

Дьур-дьуру-дьуру-дьур
Льется песня соловья
Дьыр-дьыры-дьыры-дьыр
Лети выше, выше
Дьир-дьири-дьири-дьир
Соловей мой, соловей…

— Читаем делая определенные движения на звук «дь», руки раскрыть поочередно вперед перед собой при чтении слогов, слов со звуком «дь», поднимаемся на носок и опускаемся.

— Читаем запевая под звуки хомуса, поднимаем руки снизу вверх.

— Какие звуки и слоги повторяются в стихотворении?

в) Стихотворение «Дьиэрэнкэй» (название народного танца).

— Читаем в музыкальном сопровождении хомуса.

— Читаем в быстром темпе, а затем распевно.

— Чтение сочетается с исполнением танцевальных движений, исполняем прыжок вверх «дьиэрэнкэй», подскоки без напряжения, со стремительным продвижением, руки делают движения попеременно вперед и назад.

5. Стихотворения о животных.

У: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о добром отношении людей к «братьям меньшим». Рассказы, стихотворения о животных всегда занимательны, помогают лучше понять наших «братьев меньших «.

— Отгадайте загадки:

а) Говорят, Михаил-шептун под землей лежит. (медведь)

б) Говорят, некто пеструю голень имеет, а некто весь — темноликий. (белка)

в) Ой-ой, какое пестрое дитя есть, говорят. (лягушка)

— Знаете ли, любите ли вы этих животных? Прочитаем короткие стихотворения об этих животных.

6. Работа со стихотворениями П. Тобурокова.

  1. Чтение вслух по строчкам и по строфам.
    а) «Медведь»
    б) «Маленький лягушонок»
    в) «Белочка»
  2. Выразительное чтение стихотворений.
  • Чтение с сопровождением игры на хомусе.
  • Чтение на распев.
  • Чтение с движениями в музыкальном сопровождении.

У: — Чтение в сочетании с движениями помогает нам представить картины, нарисованные автором, увидеть, какими словами созданы эти картины, помогает найти правильное интонирование при выразительном чтении стихотворений.

– Кто автор этих стихотворений? Чему учат его стихи? Что необыкновенного в стихах? Что сказано автором оригинально? и.т.д.

7. Слова поэта на тему: «Родной край».

Составление названия какого-либо произведения поэта из букв.

8. Исполнение стихов поэта, ставших песнями.

Исполнение на хомусе песен поэта.

9. Выводы.

У: Стихотворения народного поэта Петра Николаевича Тобурокова пронизаны добротой, любовью к родной природе, родному краю. Читайте и перечитывайте стихотворения П.Н. Тобурокова, постигайте мир его поэзии .

10. Задание на дом.

а) Делать иллюстрации к прочитанным произведениям.

б) Подготовьте сообщения – доклады, рефераты на темы: «Поэзия П. Тобурокова», «Мои любимые стихи», «Заиграй, мой хомус», «Читаю при помощи игры на хомусе» (по желанию).

Примечание. Дети с большим удовольствием играют на хомусах, с большим удовольствием читают в сопровождении хомуса. В классе всем становится радостно на душе от звеняще звучащего, говорящего звука хомуса и у играющего, и у читающего, и у слушателей. Распевное чтение стихотворений под звуки мелодий хомуса, чтение в сочетании с движениями по содержанию изучаемого произведения и на определенный согласный звук проходит в атмосфере любви, добра, радости, повышает эффективность чтения. Дети с большим удовольствием учатся читать стихи, читают осознанно, легко и эмоционально воспринимают новый изучаемый материал. В классе царит атмосфера творчества, взаимопонимания, играет энергия живости, вдохновения, развивается качества творческой личности.

Каждый учитель стремиться повысить свое педагогическое мастерство и самообразование. На уроках чтения я использую «Методические приемы при изучении согласных звуков», «Методические приемы для чтения». Основой методприемов и дидактических игр является данная технология. Если систематически следовать описанной технологии работы со стихотворением во время чтения, учащиеся понимают смысл такой работы, принимают и осваивают ее – начинают сами самостоятельно читать так же и во внеклассных чтениях. Данная технология помогает детям читать на одном уроке несколько тематически близких стихотворений.

Приложение