Кали и шива

Кали

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Кали


Изображение Кали в форме Самхара Кали, автор Рави Варма

Мифология

индуист и Туги

Сфера влияния

время, создание, разрушение, энергия

Пол

женский

Супруг

Шива

Связанные персонажи

Махакали, Парвати/Дурга, Дашамахавидья, Шакти

Главный храм

Калигхат

Символ

полумесяц

Оружие

Скимитар, Меч, Тришула

Вахана

Лев

Первое упоминание

Ригведа

Медиафайлы на Викискладе

Статьи по тематике

Шактизм

Махадеви (Махашакти)

  • Шри-кула
  • Кали-кула
  • Тара-кула

Схожие сампрадаи

  • Трика
  • Кубджикаматаruen
  • Радхаваллабха

Портал «Индуизм»

Статьи по тематике

Шиваизм

Портал «Индуизм»

У этого термина существуют и другие значения, см. Кали (значения).

Ка́ли (санскр. काली, Kālī IAST, «чёрная»), также известна как Kālikā IAST (санскр. कॉलिंका) или Shyāmā IAST (санскр. श्यामा) — богиня в индуизме, одна из десяти дашамахавидья. Кали является яростной формой Шакти и появляется в мифологии как уничтожитель демонов. Гнев Кали настолько ужасен, что грозит существованию мира, поэтому особая тема в мифологии — усмирение Кали. Также в мифологии Кали — защитник богов и дарующая освобождение. Последователи тантрического шактизма и различных тантрических сект поклоняются ей, как высшей реальности или Брахману. Кали является объектом поклонения множества культов и религиозных течений. Кали часто изображается стоящей или танцующей на своем супруге, боге Шиве.

Этимология

Kālī IAST — женская форма понятия «время» или «полнота времени» образованная от мужского «kāla» — и, как следствие, «изменяющийся аспект природы, ведущий к жизни или смерти». Среди других имен есть такие как Kālarātri IAST («ночь смерти») и Kālikā IAST («темно-синяя»). Другое значение слова «kāla» — это «чёрный», «тёмный», «тёмносиний». Смешение этих понятий, как утверждает исследователь санскритской мифологии Томас Кобурн, произошло на уровне бытовой этимологии. Как пример он приводит отрывок из Махабхараты описывающий женскую фигуру, которая уносит души убитых воинов и животных. Она называется как Kālarātri, которую он переводит как «ночь смерти», а также как Kālī, которую, можно прочитать здесь как собственное имя или как описание «темного-синего».

Изображение и значение символов

Кали, танцующая на теле Шивы. Миниатюра школы Кангра. 1800—1825 гг., Галерея Уолтерса, БалтиморБоги Шива, Вишну и Брахма поклоняются Кали. Ок. 1740 г., школа Басоли, Музей искусства, Лос-Анджелес

Изображается в виде худой четырёхрукой длинноволосой женщины с голубой кожей. Обычно обнажена или одета в шкуру пантеры. В верхней правой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой — голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний. Четыре руки символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры.

Три глаза богини управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Они также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему, и являются символами Солнца, Луны и молнии. На ней пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы.

Её тёмно-синий цвет — цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В «Маханирване-Тантре» сказано: «Чёрный цвет заключает в себе белый, жёлтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа». Чёрный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.

Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 — по числу букв санскритского алфавита. Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею «я есть тело», которую она уничтожает. Черепа также показывают её способность освобождать ум от идентификации себя с телом. Эта гирлянда символизирует мудрость и силу. Взъерошенные волосы богини Кали (элокеши) образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь. Труп, на котором она стоит, указывает на преходящий и нижепоставленный характер физического тела.

Кроваво-красный язык символизирует гуну раджас, кинетическую энергию вселенной, символом которых является красный цвет.

Кали пребывает в анахате. Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца. Но красота — не только очарование, это также ужас и даже смерть. Кали — недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы.

Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной.

Кали — многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует космическую силу вечного времени.

На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю, праны. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас.

В человеческом теле Кали существует в форме дыхания или силы жизни (праны). Символом Кали считался полумесяц.

Культ

Битва небожителей против демонов-асуров Рактавиджи, иллюстрация из «Деви-махатмья»- (верхний ряд, слева) Боги: Нарасимхи, Вайшнави, Кумари, Махешвари , Брахми; (нижний ряд, слева) Варахи , Аиндри , Чамунда или Кали (пьющая кровь демона), Амбика; справа, демоны, возникающие из крови Рактавиджи Алтарь Кали из слоновой кости в экспозиции Кунсткамеры (Санкт-Петербург). Индия, XVIII век.

Почитание Кали особенно распространено в Бенгалии, где находится один из старейших, посвящённый ей, храм Калигхата (город Калькутта). Второй из лучших храмов Кали находится в Дакшинешваре. Почитатели Кали в ритуальных целях пили вино. Во время ритуала верующие тремя глотками пили священную воду, наносили на межбровье красным порошком отметину, изображению богини подносились красные цветы и возжигали свечи. Затем читалась молитва, после чего, вдыхая аромат жертвенного цветка, верующие ели жертвенные подношения. Праздник в честь богини отмечался в начале сентября.

Расцвет культа Кали пришёлся на период султанатов XIII — XIV веков. С XII по XIX века в Индии была распространена тайная секта тугов — фанатиков, посвятивших себя служению Кали как богине смерти и разрушения.

> См. также

  • Кумари
  • Туги

> Примечания > Литература

  • «Энциклопедия мантр» / Неаполитанский С. М., Матвеев С. А., Общество ведической культуры. — Изд. «Святослав», 2001.

Ссылки

  • Шри Ауробиндо: МАХАКАЛИ. Кали-Дурга

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Санскритское слово «кала» означает с одной стороны «смерть», а с другой — «время».

Согласно Маханирвана-тантре, «время, или кала, пожирает весь мир во время космического растворения — пралайи, но Кали пожирает даже само время, потому она и именуется словом Кали». Богиня Кали — высшая Богиня, ночь вечности, пожирательница времени.

«Вид ее ужасен. С растрепанными волосами, с гирляндой из свежеотрубленных человеческих голов. У нее четыре руки. В верхней левой руке она держит меч, только что окропленный кровью отсеченной головы, которую она держит в нижней левой руке. Верхняя правая рука сложена в жесте неустрашимости, а нижняя правая — в жесте дарования милостей. Цвет лица ее синеватый и лицо сияет, как темное облако.

Она полностью обнажена, и тело ее сверкает кровью, струящейся из гирлянды отрубленных голов вокруг ее шеи. В ушах у нее серьги из трупов. Клыки ее чудовищны, а лицо выражает ярость. Груди ее пышны и круглы, она носит пояс из отсеченных человеческих рук. Кровь струится из уголков рта, придавая блеск ее лицу.

Она издает пронзительные вопли и живет на местах сожжений трупов, где ее окружают воющие шакалы. Она стоит на груди Шивы, лежащего в форме трупа. Она желает сексуального союза с Махакалой в перевернутой позе. Выражение ее лица довольное. Она улыбается. Она сияет, как темное облако и носит черные одежды».

Кали — единственная среди богинь, кто полностью раскрывает природу высшей реальности и символизирует совершенно просветленное сознание. Принцип разрушения, который олицетворен в Кали, направлен на избавление от невежества и иллюзии.

Кали — еще и символ женской самодостаточности и эмоциональной независимости, в Кали-тантре указывается на то, что даже в сексе Кали занимает позицию сверху, то есть мужскую. Кали обладает огромной сексуальной силой. В более поздних текстах, особенно в тантрах, она предстает сексуально агрессивной и часто изображается или описывается в сексуальном союзе с Шивой. В ее сахасранама-стотре (гимн с перечислением имен божества) многие имена подчеркивают ее сексуальную ненасытность или привлекательность.

Среди ее имен:

  • Та, чья сущностная форма есть сексуальное вожделение
  • Та, чья форма есть йони
  • Та, что пребывает в йони
  • Украшенная гирляндой йони
  • Та, что любит лингам
  • Живущая в лингаме
  • Та, кому поклоняются семенем
  • Живущая в океане семени
  • Всегда наполненная семенем

В этом отношении Кали нарушает понятие о контролируемой женщине, которая сексуально удовлетворена замужеством. Кали сексуально прожорлива и потому опасна.

Кали воплощает свободу, в особенности свободу от общественных норм. Она живет за границами нормального общества. Она предпочитает места кремации, то есть места, которых обычно избегают нормальные члены общества. Она живет в лесах или джунглях, среди дикарей. Ее распущенные волосы и нагота говорят о том, что она совершенно бесконтрольна, полностью свободна от социальных и этических обязанностей и ожиданий. По той же причине она аутсайдер, за пределами условностей.

Две особенности, типичных во внешности Кали, — ее распущенные волосы и высунутый язык — представляются подходящими выражениями ее «инаковости», ее нетрадиционного, раздвигающего границы, разрушающего привычные роли, порогового характера. В иконографии она почти всегда изображается с открытым ртом и высунутым языком. В ее ранней истории, где она изображается как дикая, кровожадная богиня, живущая на краю цивилизации, или как яростная сокрушительница демонов, хмелеющая от крови своих жертв, ее высунутый язык, как и ее фигура, кажется, говорит о ее жажде крови. Она сильно высовывает язык, чтобы удовлетворить свой дикий, всепожирающий аппетит.

Высунутый язык Кали имеет два основных значения в контексте тантры: сексуальное удовлетворение и поглощение запретного или загрязненного. На изображениях Дакшина-Кали Шива иногда представлен в состоянии эрекции, а в некоторых дхъяна-мантрах и иконографических образах Кали она находится в сексуальном союзе с ним. В обоих случаях язык ее высунут наружу.

Разинутый рот Кали и ее высунутый язык, ее внешность и привычки отвратительны для нашей обычной чувствительности. Возможно, именно это и является главным в тантре. То, что нами воспринимается как отвратительное, грязное, запретное, безобразное, коренится в ограниченном человеческом, или культурном, сознании, которое упорядочило, выстроило и разделило реальность на категории, служащие ограниченным эгоцентричным, эгоистичным концепциям о том, каким должен быть мир. Кали своей грубостью перестраивает эти категории, приглашая тех, кто хотел бы у нее научиться, быть открытыми всему миру во всех его аспектах.

Она призывает своих почитателей отважиться попробовать мир в его самых отвратительных и запретных проявлениях, для того чтобы обнаружить в основе его единство и святость, то есть саму Великую Богиню.

Распущенные волосы Кали знаменуют конец мира, они развеваются в разные стороны; порядка больше нет; все обратилось в хаос. «Заплетенная коса» социального и космического порядка кончается в диких, распущенных, развевающихся волосах Кали. В некоторых обстоятельствах, почти всегда имеющих отношение к осквернению и загрязнению того или иного рода, индуистские женщины распускают свои волосы. В частности, они делают это во время менструации. Махабхарата указывает на хорошо известный запрет носить волосы заплетенными во время менструации и не заплетать их до тех пор, пока не будет совершено ритуальное омовение, завершающее период загрязненности. Вдобавок к непричесанным во время менструации волосам пенджабские женщины также распускают волосы в период, следующий за рождением ребенка, после полового акта и смерти мужа. Таким образом, женщины распускают волосы, находясь в состоянии загрязненности.

Четыре руки Кали символизируют полный круг творения и разрушения, который содержится внутри нее или охвачен ею. Она представляет собой неотъемлемые творческие и разрушительные ритмы вселенной. Ее правые руки, сложенные в жесте «не страшитесь» и дарования милостей, символизируют творческий аспект Кали, а левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову — разрушительный аспект.

Три ее глаза олицетворяют солнце, луну и огонь, с помощью которых она может контролировать три режима времени: прошлое, настоящее и будущее. Окровавленный меч и отрубленная голова также символизируют уничтожение неведения и нисхождение знания. Этот меч — меч знания, или бескорыстной садханы, разрубающей узлы неведения и разрушающей ложное сознание (отрубленная голова). Этим мечом Кали открывает ворота свободы, разрубив восемь уз, связывающих людей. Кроме ложного сознания, истекающая кровью отрубленная голова также означает истечение гуны раджаса (страстные наклонности), что полностью очищает адепта, который наполняется саттвическими (духовными) качествами в своем пробуждении к истине.

Высунутый язык Кали и острые клыки олицетворяют победу, одержанную над силой раджаса (красный язык) силой саттвы (белые зубы). Таким образом, Кали полностью состоит из саттвы, она совершенно духовна по своей природе, превзойдя всю скверну, содержащуюся в других гунах.

Чернота Кали также говорит о ее всеобъятной, всепоглощающей природе, поскольку черный — цвет, в котором исчезают все другие цвета; черный поглощает и растворяет их. Или же говорится, что черный символизирует полное отсутствие цвета, что снова означает ниргуну — отсутствие характеристик — природу Кали как высшей реальности. В любом случае черный цвет Кали символизирует превосхождение ею всех форм.

Нагота Кали имеет сходное значение и указывает на то, что она совершенно выходит за пределы имени и формы, за пределы иллюзорных воздействий майи и ложного сознания, что она полностью трансцендентна. Считается, что ее нагота олицетворяет совершенно просветленное сознание, не поддающееся влиянию майи. Кали — сияющий огонь истины, которую невозможно скрыть под покровом неведения, представленным майей. Эта истина просто сжигает их.

Жилище Кали — место кремации — имеет схожее значение. В месте кремации происходит растворение пяти элементов. Кали обитает там, где происходит растворение. В смысле почитания, ритуального поклонения и садханы это обозначает растворение привязанностей, гнева, похоти и других закабаляющих эмоций, чувств и представлений. Сердце преданного находится там, где происходит это сожжение, а Кали пребывает именно в сердце. Преданный помещает ее образ в сердце, и под его воздействием сжигает все ограничения и неведение в погребальном костре. Этот внутренний погребальный огонь в сердце есть огонь знания, джняна-агни, который дарует Кали.

Кали, стоящая на Шиве, олицетворяет благословение, которое она дает своим преданным. Шива представляет собой пассивный потенциал созидания. В философии йоги он — пуруша, букв. «мужчина», неизменный, лишенный характеристик аспект реальности, в то время как Кали — активная пракрити, природа физического мира. Согласно такому представлению, Кали и Шива вместе символизируют высшую реальность.

Еще одно истолкование Кали, стоящей на Шиве или занимающейся с ним сексом в перевернутой позиции, говорит, что это символизирует инволюцию медитации, те средства, с помощью которых человек «воссоздает» вселенную для того, чтобы пережить блаженный союз Шивы и Шакти.

Ошеломляющее присутствие образов смерти во всех описаниях Кали также можно понимать как символ преображающей природы богини. Она заставляет задуматься о главном в жизни, убрав шелуху и ненужное.

Текст опубликован из открытых источников

Легенда о богине Кали

Большинство людей, слыша имя богини Кали, сразу же вспоминают неуравновешенных ее почитателей, которые пели унылые песни и требовали жертвоприношения в фильме «Индиана Джонс и Храм Судьбы».

Сам по себе художественный фильм очень интересный и захватывающий, однако, не с лучшей стороны преподнес богиню. В действительности, дело обстоит совершенно не так, как показал голливудский продукт.

История о богине Кали имеет старинные корни. Сперва она олицетворяла мать, источник жизни и плодородие. В V-VI веке образ трансформировался в нечто более масштабное – великую богиню и воплощение могущества Космоса. На это повлияло появление направления индуизма – шактизма «Деви-махатмья», в котором богиня-мать представлялась единственной и абсолютной формой Бога, а также объединяла женский культ с пантеоном мужским.

Кали появилась из богини-воительницы Дурги – защитницы богов от демонических сил и мирового порядка. Легенда гласит: лихой демон преисподней асура Махиша пришел к власти обманом, хитростью и насилием. Боги решили создать равного ему противника – богиню Кали. Она получила пламя от Шивы, мощь от Вишну, силу от Индры и способность воевать от других божеств.

Дикий крик пронзил воздух – это Кали бросилась на тысячу врагов. Ее дыхание сопровождалось появлением целых армий, которые сразу же атаковали демонов. Это была по-настоящему страшная битва: обрушивались горы, разливались кровавые реки, чернело небо. Победила богиня-воительница своего соперника Махиша: приковала его к земле и отсекла голову.

Затмил разум Кали успех. Она не смогла остановиться и продолжила разрушать все вокруг. Празднуя победу, богиня начала танцевать до упаду, продолжив сотрясать весь мир.

Из-за угрозы разрушения планеты, Шива решил прикинуться плачущим ребенком, который упал посреди трупов на поле боя. Согласно второй версии – кинулся ей в ноги. Кали настолько была увлечена танцем, что даже наступила на него. Однако после высунула язык от удивления и принялась успокаивать ребенка, даже кормить грудью. Для того, чтобы Кали не обиделась на обман Шивы, он вечером танцевал для нее «танадаву» — танец творения. Он настолько понравился Кали, что она со своими подопечными решила присоединиться к остальным богам.

Индийская богиня Кали

Кали имеет самый чудовищный образ среди множества индийских богов. На изображениях она показывается худощавой чернокожей или синекожей женщиной с четырьмя руками. Зачастую, она полностью обнажена или слегка прикрыта шкурой пантеры.

Каждая рука Кали что-то делает – держит меч, голову демона, благословляет приверженцев или показывает жест, который прогоняет страх. Вместо сережек богини-воительницы – два мертвых тела, взамен привычного ожерелья – черепа.

Пояс Кали сделан из отрубленных рук, что выглядит не менее ужасающе. Язык богини высунут, глаза горят кроваво-красным пламенем, а лицо с телом полностью окровавлены. Одна нога Кали стоит на теле ее мужа Шивы.

Этот страшный лик богини Кали описан во многих древних и современных индийских писаниях. Вопреки смерти, страху и сокрушению, которые сочатся из образа, на самом деле все обстоит не так. Не стоит воспринимать картинку, как она есть – все это символика, которую необходимо правильно расшифровать. Не всем известно, но само имя богини-воительницы дословно переводится как «черная». Оно имеет глубокий и многогранный смысл.

Чернота – это не что-то плохое и зловещее. Ее стоит воспринимать тотальностью, комплексностью чего-то. Этот цвет — не только начало для формирования всех остальных, он может также их и поглощать. Самое крупное произведение тантриского кодекса «Маханирвана-тантра» говорит о том, что все формы, цвета и имена исчезают в черном. В противовес этому можно отметить, что чернь – отсутствие цвета, которое подтверждает и поясняет сущность Кали как верховного существа. В соответствии с санскритом – это качества, которые не поддаются определению, то есть «ниргуна».