К чему снится колизей?

Колизей,
я к тебе не пришел, как в музей.
Я не праздный какой-нибудь ротозей.
Наша встреча,
как встреча двух старых друзей
и двух старых врагов,
Колизей.

Ты напрасно на гибель мою уповал.
Я вернулся,
тобою забыт,
как на место,
где тысячи раз убивал
и где тысячи раз был убит.
Твои львы меня гладили лапами.
Эта ласка была страшна.
Гладиатору —
гладиаторово,
Колизей,
во все времена.
Ты хотел утомленно, спесиво,
чтобы я ни за что
ни про что
погибал на арене красиво,
но красиво не гибнет никто.
И когда,
уже копьев не чувствуя,
падал я,
издыхая, как зверь,
палец,
вниз опущенный,
чудился
даже в пальце,
поднятом вверх.
Я вернулся, как месть.
Нету мести грозней.
Ты не ждал, Колизей?
Трепещи, Колизей!
И пришел я не днём,
а в глубокой ночи,
когда дрыхнут все гиды твои —
ловкачи,
а вокруг только запах собачьей мочи,
и жестянки,
и битые кирпичи,
но хоть криком кричи,
но хоть рыком рычи,
в моём теле
ворочаются
мечи,
и обломки когтей,
и обломки страстей…
Снова слышу под хруст христианских костей
хруст сластей на трибунах в зубах у детей…
Колизей,
ты отвык от подобных затей?
Что покажешь сегодня ты мне,
Колизей?
Рыщут крысы непуганые
среди царства ночного, руинного.
Педерасты напудренные
жмут друг дружку у выхода львиного.
Там, где пахнет убийствами,
где в земле — мои белые косточки,
проститутка по-быстрому
деловито присела на корточки.
Там, где мы, гладиаторы,
гибли, жалкие, горемычные,
кто-то в лица заглядывает:
«Героинчик… Кому героинчика?»
Принимай,
Колизей,
безропотно
эту месть
и судьбу не кори.
Постигнет всегда бескровие
всё, что зиждется на крови.
Но скажу,
Колизей,
без иронии —
я от страха порой холодею.
Только внешнее безнероние
в мире этом —
сплошном Колизее.
Расщепляют, конечно, атомы,
забираются в звездный простор,
но на зрителей
и гладиаторов
разделяется мир до сих пор.
Гладиаторов не обижу —
их жалею всей шкурой,
нутром,
ну, а зрителей ненавижу.
В каждом зрителе
жив Нерон.
Подстрекатели,
горлодратели,
вы натравливаете без стыда.
Вы хотели б,
чтоб мы,
гладиаторы,
убивали друг друга всегда?
Улюлюкатели,
науськиватели,
со своих безопасных мест
вы визжите,
чтоб мы не трусили,
чтобы лезли красиво на меч…
Проклинаю Нероновы жесты,
только слышите,
подлецы,—
в мире есть палачи
и жертвы,
но и есть ещё третьи —
борцы!
Я бреду,
голодая по братству,
спотыкаясь,
бреду сквозь века
и во снах моих гладиаторских
вижу нового Спартака.
Вот стою на арене эстрады
перед залом,
кипящим, как ад.
Я измотан,
истрепан,
изранен,
но не падаю:
не пощадят.
Львиный рык ожидающий —
в рокоте.
Весь театр под когтями трещит.
В меня мечут вопросы,
как дротики,
ну а кожа —
единственный щит.
Колизей,
аплодируй,
глазей!
Будь ты проклят,
палач Колизей!
И —
спасибо тебе за науку!
Поднимаю сквозь крики и визг
над тобою
мстящую руку
и безжалостно —
палец вниз….

Писать из Москвы про украинские выборы 2019 года — значит совершать нечто двусмысленное. В России двадцать лет не было конкурентных выборов, результатом несменяемости власти стала моральная катастрофа 2014 года. Рассуждая про нынешнюю киевскую демократию, можно иронизировать вместе с «экспертами» российского ТВ над украинскими кандидатами в президенты, которым нужно что-то смешно доказывать друг другу и своим избирателям. Или можно завидовать стране, где, несмотря на проблемы с экономикой и войну, выборы проходят по расписанию, а незаменимых политиков нет.Ясно, что украинская демократия не идеальна. Порошенко в течение своего первого срока накопил высокий антирейтинг. Зеленский сделал очень противоречивую, постмодернистскую кампанию, выстроенную вокруг комедийного сериала «Слуга народа»: это, кажется, новое слово в политтехнологиях. Тем важнее обратить внимание на один сюжет, который развернулся на старте борьбы за результаты второго тура (напомним, имя нового президента Украины станет известно 21 апреля). Этот сюжет связан с возможными дебатами кандидатов в президенты.Перед первым туром тройка фаворитов президентской кампании отказалась от участия в прямых дебатах друг с другом. В прямом эфире Общественного телевидения, на котором по действующему закону должны проходить дебаты, появилась только Юлия Тимошенко, которая произнесла короткую речь и покинула студию. Через социальные сети украинские избиратели подталкивали кандидатов к участию в дебатах, особенно эта кампания активизировалась после объявления итогов первого тура.Владимир Зеленский «эффектно» вызывает Петра Порошенко на дебатыКак и положено шоумену, Зеленский профессионально играет с публикой. 3 апреля он опубликовал видеообращение к Порошенко, в котором вызвал своего конкурента на дебаты, выставив при этом несколько условий. Никаких ограничений на участие СМИ и вопросы журналистов и исключение эпитетов вроде «клоуна» и «марионетка Коломойского» в свой адрес.Зеленский не удержался и разыграл низкую популистскую карту, призвав перед дебатами провести обязательное наркологическое обследование участников.В начале ролика Зеленский энергично идет по коридору, а к финалу становится понятно, что это подтрибунное помещение крупнейшего и самого современного украинского стадиона «Олимпийский», домашней арены киевского «Динамо». В ходе концертов он может вмещать до 100 тысяч человек. Ролик завершается панчлайном: Зеленский предлагает конкуренту встретиться для дебатов при своих избирателях на стадионе. «Думай… те», — бросает Зеленский в кадр иронично обыгранный лозунг предвыборной кампании Порошенко.В России много бы отдали за то, чтобы своими глазами посмотреть на дебаты действующего президента с каким-нибудь его молодым критиком, тоже претендующим на высший пост государства и при этом не снятым с гонки из-за «неправильной регистрации». И даже для Украины такая ситуация кажется некоторым перебором. Вечером 3 апреля комментаторы рассуждают, что Зеленский слишком обнаглел и что Порошенко нужно отказываться, «чтобы не вставать в один ряд с этим клоуном», или предлагать свои собственные условия.Из российского опыта эта ситуация, пожалуй, больше всего напоминает вызов Навального на дуэль со стороны генерала Золотова — насколько Золотов может, конечно, напоминать Зеленского.Золотов вызывает Навального на «дуэль». Единственная аналогия на публичные дебаты в России?Ночью на 4 апреля появляется ответный ролик Порошенко. Он снят без особых декораций, просто рядом с правительственным зданием. Порошенко поначалу заметно проигрывает конкуренту в бодрости, выглядит уставшим. Но находит правильные слова: Украине нужен президент и главнокомандующий, который будет относиться к своим обязанностям серьезно. Свое отличие от конкурента Порошенко видит в плоскости внешней политики: только он будет продолжать вести страну на Запад. Вместе ожидаемого контрпредложения о «выборе оружия», то есть об изменении условий дебатов, действующий президент преподносит Зеленскому сюрприз и соглашается встретиться на «Олимпийском»: «Но стадион, так стадион».Порошенко соглашается на дебаты с ЗеленскимПосмотрите этот ролик, он очень показателен для того, чтобы понять, как в современном мире работает демократия. Не очень важно, какая на самом деле мотивация у Зеленского и Порошенко. Поставленные в условия, в которых они вынуждены конкурировать друг с другом за голоса избирателей, они, во-первых, вынуждены прислушиваться к мнению людей, во-вторых, стараться переубедить сомневающихся, в-третьих, адаптироваться к меняющейся ситуации, совершать политический выбор. Преимущество демократии не в том, что это власть прекрасных демократов, но в том, что в ней существует процедура отзыва народного доверия у любого политика. То, что в политической теории называется принципом ротации элит.В этом смысле демократии в России за последние 30 лет не было никогда, поскольку наши демократы ни разу не проиграли на выборах.А вот в рамках украинской демократии бизнесмен Петр Порошенко, не хватающий звезд с неба, вынужден говорить как республиканский лидер, взывающий к общему благу.Дальше украинские эксперты начинают обсуждать, действительно ли возможны дебаты на стадионе с точки зрения закона. Никому даже не приходит в голову мысль о том, что до 21 апреля ради президента можно законы и поменять.Мы привыкли считать, что украинцы похожи на россиян в культурном отношении — сказывается, мол, общий советский бэкграунд. Но кажется, в последние годы идет долгая сцена прощания — и не только из-за войны.

Легенды и мифы в колокольчиках



Легенды о Колизее

После свержения императора Нерона в борьбе за трон победил Веспасиан из рода Флавиев. В 69 н.э. году он стал новым римским императором и, будучи человеком деятельным, сразу приступил к восстановлению города. Местом для постройки главной римской арены было выбрано дно искусственного озера, вырытого еще по приказу Нерона для украшения своей резиденции, знаменитого Domus Aurea – «Золотого Дома». Предание гласит, что римляне строительством Колизея были очень довольны, поскольку роскошный дом тирана, как впрочем, и самого Нерона, они не особо любили.

Официально новая арена именовалась амфитеатром Флавиев, амфитеатром Цезаря или просто Ареной, однако в истории закрепилось название Колизей, которое появилось гораздо позже.

Первая и самая распространенная версия связывает название с именем Нерона. По легенде, на площадке перед амфитеатром стояла 36 метровая бронзовая статуя императора, Colossus Neronis. Предполагается, что название, Колизей, произошло от слова «колосс» – «огромный, колоссальный».

Вторая гипотеза заключается в том, что слово «Колизей» происходит от Collis Iseum. Так назывался расположенный рядом с сооружением холм, где стоял храм богини Изиды.

Согласно третьей, любопытной, теории, Колизей – это искаженное colis eum, что значит «Ты ему поклоняешься?» Такой вопрос был частью ритуала сатанистов. Легенда гласит, что в эпоху позднего Ренессанса Колизей по ночам использовали для совершения языческих обрядов и ритуалов черной магии.

Италия. Рим. Колизей. Коллекция Л.Францек

«Хлеба и зрелищ!» – была политика правящей части римского общества. На арене Колизея можно было увидеть бои гладиаторов, охоту на хищных зверей, привозимых из далеких стран, морские бои. Кроме того, здесь проходили конные состязания, спортивные соревнования и нечто похожее на современные концерты. За вход в Колизей плата не взималась, а перед началом бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба.

Колизей имеет форму эллипса, длина продольной оси которого равна 188 метрам. Высота каменных стен – 48,5 метра. Наружная стена амфитеатра имеет 4 яруса: три нижних представляют собой аркады, а верхний – сплошная стена.

Колизей

Некоторые исследователи придерживаются мнения, что образ Вальхаллы, место приюта погибших в бою воинов в германской мифологии, возник под впечатлением от Колизея. Расположенные в четыре яруса внешние аркады, согласно этой версии, показались германцам дверями.

Так и возникло представление о жилище воинов с бесчисленным множеством дверей.

Четыре основных входа в Колизей позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительных местах.

На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами. А ещё выше рабов располагались моряки императорского военного флота. Они управляли огромным льняным холстом, покрывавшим Колизей сверху таким образом, чтобы арена оставалась всегда открытой. Для этого была сооружена сложная конструкция, состоящая их 240 столбов, поддерживающая гигантскую материю. А поскольку моряки были отменными мастерами в управлении парусами, то именно они являлись ответственными за этот сектор. Остатки всей конструкции до сих времен видны в стенах монумента.

Под ареной находилось огромное количество помещений самого разнообразного назначения. Начиная от камер, где содержались гладиаторы, и клеток для зверей и заканчивая складами оружия. Арену можно было залить водой, чтобы гладиаторы сражались не на суше, а как бы на море. По легенде, в Колизее была такая акустика, что император мог услышать слова, произнесенные шепотом в самой дальней от императорской ложи точке арены.

Гладиаторскому искусству, в высшей степени сложному и опасному, обучали в специальных школах. В гладиаторы отдавали преступников, военнопленных и рабов. Настоящее оружие гладиаторы получали только при выходе на арену. Как правило, поединок должен был закончиться гибелью одного из бойцов. Но публика могла помиловать проигравшего, если ему удавалось вызвать ее восхищение.

Средний гладиатор начинал сражаться в 17 лет и проживал около пяти лет до гибели. Более 50 боёв мало кто переживал, три четвёрти погибали до 10 поединка.

Неподалеку от Колизея находится Арка Константина, огромная трехпролетная победная арка, возведенная в 312 году. Перед Аркой Константина расположился глубокий фонтан Meta Sudans, сооруженный Титом в конце I века н.э. По легендае сюда будто бы направлялись купаться гладиаторы.

Колизей использовали по прямому назначению в течение четырех с половиной веков, и за это время его неоднократно достраивали, частично перестраивали и ремонтировали, не меняя общей конструкции. В 248 году в Амфитеатре торжественно отпраздновали тысячелетие Рима. Последний бой гладиаторов состоялся в 404 году.

Одна из легенд гласит, что Колизей был местом мученичества первых христиан. Некоторые ученые считают этот факт недоказанным.

Колизей

В XI–XII столетиях два знатных римских семейства оспаривали Колизей друг у друга, используя его как укрепленный замок. В начале XIV века его возвратили Церкви и поделили между религиозными орденами. Из его обломков соорудили 23 больших дома для видных аристократических семейств, шесть церквей, канцелярию Папы Римского, несколько мостов, гавань, а его мраморную облицовку использовал для работы Микеланджело.

Постепенно Амфитеатр таял, его камни разбирали, нижний ярус арок постепенно уходил под землю, на развалинах росли деревья и даже жили дикие звери.

Самый серьезный вред уникальному сооружению нанесли мирные жители столицы. В средние века они превратили его в своеобразную каменоломню, где добывали строительные материалы. Сорванные со стен мраморные плиты пережигали на известь, статуи растащили для украшения дворцов. Особенно усердствовало знатное семейство Барберини, за что и увековечено в поговорке: «То, что не успели разрушить варвары («барбари»), растащили Барберини». Обломки античного Рима служили строительным материалом и в более позднее время.

Как памятник истории и архитектуры Арену начали воспринимать только в XVIII веке.

И с того времени Колизей постоянно реставрировали: в разные периоды укрепили сохранившиеся стены, которые грозили обрушиться, отремонтировали внутренние лестницы, достроили некоторые утраченные части, провели раскопки и обнаружили подземные помещения. В 1997 году осуществили грандиозное обследование с помощью современной лазерной и инфракрасной аппаратуры.

Колизей – общепризнанный символ итальянской столицы. Англосаксонский летописец Беда Достопочтенный еще в VII веке нашей эры написал: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда падет Колизей, падет Рим; когда падет Рим, падет весь мир».

Лариса Францек
Июнь 2008

Фото Анны Барановой