Йога теория для начинающих

>Основы йоги

Философия йоги. Цель йоги

Само слово йога происходит от санскритского слова «юджин», означающего объединение, связь, союз или общность.

То есть цель йоги — объединение нашего «я», этой сформированной личности, которую мы ассоциируем, чаще всего, со своим телом, с более совершенной частью нашего существа.

Совершенная и мудрая часть нас самих в разных концепциях, культурах, религиях называется по-разному, но от этого её суть не меняется.

Это божественная энергия, душа, Бог, Атман, Абсолют, Внутренний мудрец, Вселенная или Высший разум. Эпитетов для выражения этой сущности очень много, но главным остаётся одно – йога указывает путь, который может привести от внешнего к внутреннему, позволит лучше понять абсолютные законы и своё место в них, став по-настоящему полезным этому миру.

Одна из целей йоги заключается в способности управлять своим умом и использовании этого совершенного инструмента по назначению. Если ум неконтролируем, то это делает нас эгоистичными, наполняя страхами и беспокойством, не даёт возможности быть счастливыми, спокойными и гармоничными.

Основы йоги описаны в книгах, оставленных нам из прошлого.

Вот некоторые книги по йоге, на наш взгляд, самые авторитетные и описывающие принципы и основы йоги, как с практической, так и с теоретической точки зрения:

  • Йога сутры Патанджали с комментариями
  • Хатха-йога Прадипика
  • Трёхтомник Бихарской школы йоги
  • Хатха-йога Дипика (Б.К.С. Айенгар)

Видео о первоисточниках йоги:

Философия йоги. Ступени йоги

Первой и самой известной книгой по йоге, конечно, по праву считаются Йога-сутры Патанджали. Это сочинение, записанное более 5 тыс. лет назад, включает в себя 196 сутр – коротких, законченных по смысловому наполнению строф. Уровни глубины смысла каждой из этих сутр – поражают.

Эта книга по йоге несёт в себе философские основы древней науки о самопознании и считается одним из наиболее авторитетных источников. В Йога-сутрах Патанджали описываются основы философии и йоги как целостной системы.

Нельзя сказать, что это книга о йоге, которую стоит брать сразу в руки новичку. Она, мягко говоря, не для чайников.

В Йога-сутрах скорее описана философия и основы йоги для практиков более высокого уровня. В данной книге приводятся ступени йоги, которые нужно пройти каждому, впервые расстилающему коврик. И, к слову сказать, об асанах, столь популярных в наше время, там упоминается лишь в одной сутре: «Асана ‒ это удобное, устойчивое положение».

В остальных из приведённого списка книг по основам йоги (их можно ) описываются основы практики и философии йоги, и они могут использоваться, как самоучители для начавших изучать основы йоги.

Всего ступеней в йоге восемь, вот их последовательность с названиями на санскрите:

  1. Яма
  2. Нияма
  3. Асана
  4. Пранаяма
  5. Пратьяхара
  6. Дхарана
  7. Дхьяна
  8. Самадхи

На первых двух ступенях (Яма и Нияма) начинающему йогину предлагается выработать в себе набор морально-нравственных качеств, которые направлены на формирование личности осознанной, ответственной за свои поступки.

Пять Ям – это предписания практику йоги о том, как человеку должно себя вести в этом мире. Ненасилие (Ахимса), правдивость (Сатья), не укради (Астея), нестяжательство, ненакопительство (Апариграха), воздержание от чувственных наслаждений (Брахмачарья).

Пять Ниям – заповеди в отношении внутреннего мира самого практикующего. Чистота тела, речи и ума (Шауча), самодисциплина и аскетизм (Тапасья), удовлетворённость, скромность, оптимистичный настрой (Сантоша), самообразование (Свадхьяя), посвящение своей деятельности высшим целям, развитие альтруизма (Ишвара Пранидхана).

Как видите, все Ямы и Ниямы – это ориентиры для каждого человека, знакомые с детства и необходимые для адекватного взаимодействия с обществом и самим собой.

Здесь важно отметить, что ненасилие (ахимса) понимается как не причинение страданий всем без исключения живым существам, в том числе и себе самому.

Видео о яме и нияме:

Основные понятия йоги: карма, реинкарнация, аскеза и тапас

Чтобы идти к следующим ступеням йоги, осваивая основы йоги, необходимо усвоить следующие важные понятия: карма, реинкарнация, аскеза и тапас.

Они являются необходимым фундаментом для соблюдения Ям и Ниям ‒ условиями для продвижения по следующим ступеням йоги.

Карма – это всеобщий закон причины и следствия. В народной традиции ёмко выражающийся в пословице: «Что посеешь, то и пожнёшь».

Карма в переводе с санскрита означает «действие». Причём, результаты в этой жизни мы получаем от действий, которые совершили и в предыдущих наших воплощениях.

Как говорил Будда Шакьямуни: если ты хочешь посмотреть, как ты жил в прошлом, посмотри на своё нынешнее положение, если хочешь узнать, как будешь жить в будущем, посмотри на свои поступки и мысли сейчас.

И здесь важно ещё одно понятие – реинкарнация. Это процесс перерождения сознания из одного тела в другое. Реинкарнация напоминает нам, что это тело и эта жизнь – не единственное, через что мы накапливали опыт и что впереди нас ждут ещё огромное количество перевоплощений.

Весь наш опыт, мудрость формировались безчисленное количество предыдущих жизней в разных телах и не только в человеческих.

Таким образом, мы сегодня ответственны за будущее, которое нас ждёт и после смерти. По закону кармы сегодня мы имеем результаты этого. Понимание реинкарнации крайне важно для практиков йоги, изучающих основы йоги. Это налагает определённую ответственность на совершаемые действия и привносит в жизнь осознанность.

Аскеза ‒ осознанный выход из зоны комфорта, требующий приложения усилий через развитие терпения и самодисциплины. Без аскезы нет практики йоги. Именно через адекватные аскезы возможен прогресс в йоге.

Кто из Вас реализовывал проект или выполнял сложное, объёмное задание, требующее новых знаний, умений и навыков, наверняка знаком с аскезой. Это нахождение в контролируемом дискомфорте, выход в который мы сами принимаем как необходимость для достижения результатов.

Тапас – это благодарности, накопленные человеком, преобразованные посредством аскез в универсальную, свободно конвертируемую энергию.

Таким образом, чтобы обладать каким-либо количеством тапаса, нам необходимо взаимодействие с другими людьми, оказание им услуг, приносящих благодарности. Затем, накопленный объём благодарностей сможет работать в универсальном приложении, при условии его трансформации через аскезы. А самый быстрый и эффективный способ аскезы – это занятия йогой!

Почему занимающемуся йогой важно это понимать? Потому что практика йоги даёт много энергии, чтобы её правильно использовать, необходим набор морально-нравственных норм (Яма и Нияма), понимание, что мы не должны здесь и сейчас брать от жизни всё (реинкарнация и ответственность за содеянное, карма).

Видео лекция об этом:

Виды йоги

Поговорим о том, какие бывают виды йоги. Не путать с разновидностями йоги, которые появились в последние несколько столетий. Сейчас создано огромное количество авторских стилей, созданных выдающимися учителями современности (Аштанга Виньяса йога, Вини йога, Дживамукти йога, Йога Аейнгара и т.д.).

Мы же поговорим именно о больших подразделах йоги, отличающихся сутью качеств, уровнем развития личности практика, выбирающего тот или иной вид йоги.

Карма йога

Как мы говорили выше, «карма» ‒ это действие. Соответственно, этот вид йоги подразумевает выполнение определённых действий, а именно физического или прочего активного труда, что важно, не привязываясь к его результатам.

Способствует развитию альтруизма, уменьшает привязку к собственному «я», развивает осознанность и умение находиться в потоке деятельности. В большинстве Ашрамов современной Индии европейцам сразу предложат именно этот вид йоги: мыть полы в Ашраме или помогать по кухне.

Бхакти-йога

Это йога преданного служения. Развивает такие качества как преданность, служение высшему (Ишвара Пранидхана), умение жертвовать своими желаниями на благо других и любовь к Богу (Абсолюту, высшему разуму). Практика Бхакти-йоги подразумевает чтение священных писаний, повторение имён бога, пение священных гимнов. Думаю, многим из Вас она знакома по принятым обрядам в христианских традициях и традициях других мировых религий.

Видео:

Джняна йога

Йога, подразумевающая работу с умом и постижение высшего состояния сознания через аналитические практики осознанности, концентрации внимания и размышления на духовные темы. Джняна – знание, это более подходящий вид практики для людей, кому сложно через прямое и открытое сердце служить высшему, она позволяет проходить этот путь через усмирение концептуального ума и открытие его новых граней.

Видео:

Раджа-йога

Королевская йога. Это работа с омрачениями. В самом общем смысле этот вид йоги можно сопоставить с восьмеричным путём Патанджали. Высшей ступенью Раджа-йоги является соединение с Абсолютом ‒ достижение состояния самадхи и освобождение.

Основы хатха-йоги

Первые четыре ступени из восьми ступенчатого пути Патанджали – это и есть Хатха-йога. Яма, нияма, асана и пранаяма. В техники Хатха-йоги также входят бандхи, крийи, мудры.

Термин Хатха состит из двух корней:

«ха» — силовой аспект, внешнее, мужское, телесное начало;

«тха» — гибкостный аспект, внутреннее, женское, интуитивное.

Таким образом, Хатха-йога ‒ это практика, сочетающая силу и гибкость, динамику и статику, активность и внутренний аспект. Хатха-йога наполнена техниками работы с телом, сознанием и дыханием.

Бандхи – это энергетические замки. Крийи – очистительные методики, наиболее популярные и хорошо представленные здесь: .

Мудра – печать, знак. Это особые положения пальцев рук, имеющие различные воздействия на ментальное и физическое тело.

Также, для более глубокого ознакомления с техниками Хатха-йоги можете ознакомиться с книгой: Основы миросозерцания индийских йогов.

<

Рекомендации для начинающих свой путь в йоге

  • Режим дня. Ранний подъём и соблюдение режима дня. Это первое и обязательное условие для достижения результатов в практике йоги.
  • Питание. Лёгкая, здоровая еда, отсутствие убойной пищи в рационе если не обязательно на начальных этапах, то станет естественной потребностью при правильной регулярной практике йоги.
  • Чтение. Читать книги по основам йоги, её философии и принципам, жизнеописания великих учителей, йогинов прошлого и настоящего. Это прекрасная мотивация и поддержка в практике йоги.
  • «Информационная диета» – отсутствие телевизора крайне важно. Концентрация внимания на информации, способствующей развитию.
  • Регулярная практика Хатха-йоги и совмещение её с деятельностью, предполагающей служение. Это позволит достичь гораздо больших результатов в йоге за аналогичный период. Начинающему можно порекомендовать самостоятельные занятия по одной из приведённых выше книг по йоге, либо занятия онлайн. Также можете постараться найти опытных преподавателей йоги у Вас в городе.
  • Практиковать йогу лучше всего с пустым желудком. Если не хватает сил, то можно выпить перед занятием стакан сока или молока.
  • После лёгкой еды, например фруктов, до начала занятия асанами должен пройти как минимум час. Если был плотный обед, то рекомендуется подождать не менее четырёх-пяти часов. Есть можно начинать спустя полчаса после завершения уроков Хатха йоги.
  • Лучше и удобнее заниматься босиком, тогда ноги не будут скользить по коврику и будет хорошая сцепка с поверхностью.
  • Для занятий йогой подойдёт любая свободная и удобная одежда. Желательно чтобы она была из натуральной ткани и не стесняла движений.

Некоторые виды травмобезопасных и эффективных асан для начинающих

Наиболее травмобезопасными асанами, которые можно смело включать в свою каждодневную практику начинающим, и при этом не теряющими свою эффективность, бесспорно, являются асаны стоя. Они прекрасно описаны и детально отрабатываются на занятиях по основам йоги Айенгара. Однако следует понимать, что тела у всех разные и у каждого асана может получаться в соответствии с физиологическими особенностями.

Это набор поз воина и вариации триконасаны:

  • Вирабхадрасана 1
  • Вирабхадрасана 2
  • Вирабхадрасана 3
  • Триконасана
  • Париврита Триконасана

Также, балансовые асаны, которые тренируют наше внимание, успокаивают ум, делают более уравновешенными и устойчивыми

  • Врикшасана
  • Гарудасана
  • Уттхита хаста падангуштхасана

Для утренних практик и разминочных комплексов отличный вариант – Видео — Сурья намаскар – практика Приветствия солнца.

Успехов в практике!

Ом!

Автор статьи: Мария Евсеева

Изначально не существовало никакого деления йоги на виды. Существовала просто йога, которая представляла из себя некую единую систему, охватывающую все сферы жизни человека – физическую, ментальную, психическую духовную. И лишь впоследствии, по мере трансформации человеческой жизни и изменения социокультурной среды, изменения многих процессов, из общего понятия «йога» выделилось такое направление как Хатха-йога. На сегодняшний день существует уже несколько десятков разновидностей йоги, и с каждым годом их количество увеличивается. Древняя практика адаптируется различными авторами под условия современной жизни. Из всего этого многообразия на сегодняшний день можно выделить около десятка направлений (с разными акцентами, целями, задачами и разными технологиями), которые получили широкое распространение и применяются сегодня. Часть из них уже можно назвать «классическими», то есть существующими достаточно длительный срок, сохранившими точность передачи и имеющими заслуживающую уважения парампару (преемственность, цепь передачи). Другая часть – это достаточно новые направления, которые выделились из «классических» в начале XX века и были адаптированы передавшими их Мастерами, но несмотря на это сохранили «базовую» идею «материнского направления» и получили широкое распространение. Здесь приводится только очень общее и краткое описание большинства видов йоги, имеющее целью просто дать читателю первичное представление. Детальное рассмотрение отдельных видов йоги (хатха-йога, кундалини-йога, йога-нидра и т.п.) приводится в отдельных статьях.

  • Хатха-йога – составная часть и первая ступень Раджа-йоги. Упоминается в древнейших текстах — «Хатха-йога-прадипика» (датируется предположительно XV веком), а также «Гхеранда Самхита», «Шива Самхита» и других как система подготовки физического тела человека для дальнейшего его совершенствования на духовном уровне. «Хатха-йога считается начальной практикой Тантры, раджа-йоги, кундалини-йоги и крийя-йоги… Главное назначение хатха-йоги — создание абсолютного баланса взаимодействия и процессов физического тела, ума и энергии. Когда такой баланс существует, рождаются импульсы, которые пробуждают центральную силу (сушумна нади), которая отвечает за развитие человеческого сознания». В философском смысле базируется на соединении активной мужской ментальной энергии и пассивной женской энергии праны – жизненной силы (по некоторым источникам термин «Хатха» состоит из двух слов «Ха» — ум, ментальная энергия, ассоциируется с Солнцем и каналом Пингала, мужской энергией, и «Тха» — это прана, сила жизни, ассоциируется с луной и женской энергией. По другим источникам современная этимология слова «Хатха», выводимая якобы из сочетания слов «Ха» — «солнце», «Тха» — «луна», является неверной, и слово «Хатха» переводится с санскрита как «усилие», «насилие», «натуга», «интенсивность». Таким образом, сложное словосочетание «Хатха-йога» можно перевести на русский язык как «единение (слияние) через усилие»). В «технологическом» смысле характерной особенностью практики является то, что она акцентирует внимание на необходимости первоначальной подготовки физического тела человека для дальнейшей возможности перехода к более глубоким практикам духовного развития. В связи с этим хатха-йога работает, в первую очередь, на грубом уровне – с физическим телом человека и делает основной акцент на очищении тела, его тренировке и обуздании его с помощью физических средств воздействия на организм – специальных очистительных техник (шаткармы), диеты, комплекса упражнений (асаны, бандхи, мудры), дыхательных техник (пранаямы), а также психических средств (медитация, концентрация внимания). «Прежде всего следует дисциплинировать тело… Должны быть очищены тонкие элементы (таттва) и энергетические каналы (нади) тела. Состояние и функционирование жизненной силы (праны), всей нервной системы и различных органов внутренней секреции должны поддерживаться и гармонизироваться». С течением времени в рамках данного направления появилось множество ветвей и школ, имеющих свои особенности: Йога Майсурского дворца, основанная Шри Тирумалай Кришнамачарья – это йогашала и ее ответвления (Айенгар-йога, Аштанга-виньяса йога, Вини-йога); Храмовая традиция йоги, основанная Свами Шивананда Сарасвати: школа йоги Свами Вишну Девананды, Бихарскя школа йоги; Делийская школа йоги, основанная Свами Дхирендра Брахмачари и другие. В настоящее время хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога». Имеет ярко выраженную «телесную» направленность и терапевтический эффект, признаваемый в том числе и официальной медициной. В последнее десятилетие все большую популярность приобретает выделенная из классической хатха-йоги ветвь под названием «йогатерапия», имеющая своей целью работу по исцелению различного рода заболеваний и уже занявшая прочное место в альтернативной медицине.
  • Раджа-йога (также известна как Аштанга йога). В буквальном переводе означает «царица среди йог», «царская йога», ибо считается, что человек, идущий этим путем, обретает способность властвовать над всеми своими проявлениями, и, в первую очередь, над собственными мыслеформами. Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют Аштанга-йогой — йогой 8 ступеней. Это классическая «восьмиступенчатая» йога, описанная в «Йога-сутрах» Патанджали, и это не то же самое, что распространенная сейчас Аштанга-виньяса йога.
  • Крийя-йога – «крия» — действие, «йога» — соединение, в буквальном переводе «соединение с Божественным через действие». Считается одной из разновидностей Раджа-йоги, основная идея построена вокруг работы чакр (энергетических центров человека). Сочетает в себе практики очищающих упражнений (дыхательные техники, асаны и т.п.), повторение мантр, медитацию (особые техники «хонг сау» и «аум»). Самый известный представитель этого направления, Парамаханса Йогананда, автор книги «Автобиография йога» так описывал Крийя-йогу: «Крийя-йог мысленно направляет движение жизненной энергии вверх и вниз вокруг шести спинальных центров (мозговой, шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый), соответствующих двенадцати астральным знакам зодиака — символическому Космическому Человеку. Полминуты обращения энергии вокруг чувствительного спинного мозга человека вызывают тонкий прогресс в его эволюции; полминуты Крийи равны году естественного духовного развития… Крийя йога — это простой психофизиологический метод, благодаря которому кровь человека освобождается от углекислоты и обогащается кислородом. Атомы этого избыточного количества кислорода преобразуются в жизненный ток, что омолаживает мозг и спинальные центры. Тормозя процесс образования венозной крови, йог в состоянии затормозить или предотвратить разложение тканей. Развитый йог преобразует свои клетки в чистую энергию. Илия, Иисус, Кабир и другие пророки в прошлом были мастерами в применении крии или какого-то сходного метода, благодаря которому они по своей воле заставляли свое тело материализоваться и дематериализоваться» . Данный вид йоги очень формализован, требует от практикующего строжайшего соблюдения правил, особого ритуала посвящения, имеет несколько ступеней, переход на каждую из которых может занимать годы.
  • Лайя-йога – в буквальном переводе с санскрита «йога растворения» (лайя — «ритм-растворение»), то есть возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина объединяется с трансцедентным Бытием (Брахманом), иными словами – «растворение в Абсолюте», когда путь и идущий по пути с самого начала признаются не отличными друг от друга. Философской основой является Адвайта-веданта (недвойственность), а целью — достижение Освобождения (мукти) и обретение бессмертного божественного тела (дивья-деха) за одну жизнь. Учение Лайя-йоги считается мистическим откровением, дошедшим до наших дней практически без искажений, благодаря непрерывности особой традиции устных наставлений, передаваемых от Учителя к ученику. Первое упоминание о Лайя-йоге содержится в поздних тантрических Упанишадах: «Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз — это растворение сознания; идёшь ты, стоишь, спишь или ешь, всегда размышляй об Атмане . Таков смысл Лайя-йоги» . Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности), непрерывной внимательности к естественному состоянию, созерцании, самоосвобождении двойственного восприятия благодаря присутствию осознанности. Созерцание в Лайя-йоге означает безусильное присутствие бдительного осознавания, которое не фокусируется на чём-либо конкретном. Йогин старается не цепляться за прошлое, не фантазировать о будущем, не схватываться концепциями настоящего, а пребывать за пределами концепций в естественном состоянии. Лайя-йога — это путь вне метода, вне концепций и усилий, путь спонтанного самоузнавания, когда человек перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Лайя-йога не ограничена ни религиозными догматами или концепциями нашего мышления, ни культурными традициями, поскольку состояние погружения в неконцептуальную осознанность выше любых религиозных ограничений.
  • Кундалини-йога – часть лайя-йоги, либо тождественна – в зависимости от того, о какой ветви кундалини-йоги идет речь. Выделяют две ветви кундалини йоги: классическая кундалини-йога (лайя-йога) — древняя практика, которая широко не практикуется, и кундалини-йога школы Йоги Бхаджана – относительно новое направление, существующее примерно с 60-х годов ХХ века и сконструированное на основе сочетания элементов различных направлений классической йоги, других эзотерических учений, а также современных психотехник. В обоих направлениях сущностью практики, также как и в классической Лайя-йоге, является достижение и поддержание особого состояния постоянного бдительного присутствия (осознанности), вследствие чего кундалини-йогу часто называют «йогой осознания», и пробуждение энергии кундалини – так называемой «первичной творческой силы», которая, собственно, и дает искомое состояние осознанности и присутствия и открывает доступ к глубоким личностным трансформациям. В переводе с санскрита «кундалини» означает «свернутая в спираль, как спящая змея, сила, находящаяся в укромном месте» (иногда поэтично переводится как «локон возлюбленной»). В древних текстах Кундалини описывается как энергия, лежащая в основе рождения и духовного развития человека, великая энергия сотворения Универсума. Энергия кундалини ассоциируется с женским аспектом единой Божественной силы. Метафорически о пробуждении Кундалини говорят, что Богиня Шакти, присутствующая изначально во всем живом (творящая энергия), ищет путь, чтобы соединиться со своим возлюбленным Шивой (мужской аспект единой Божественной силы, Святой Дух, Космическое Сознание), а человек является проводником, точкой соединения этих двух Начал. «Понятие кундалини является основой тантры и йоги. Кундалини — йога представляет собой процесс сведения в одно место двух противоположных полюсов энергии в теле, так что они встречаются в ядре материи, в муладхара чакре, и высвобождают внутреннюю потенциальную энергию (кундалини Шакти)… Кундалини, присущая каждому индивидууму сила, только сейчас начинает исследоваться и признаваться современной наукой. Древние мудрецы, однако, вполне понимали суть кундалини и объясняли ее в виде научного и систематического учения Тантры» . С помощью регулярной практики энергия кундалини поднимается из основания позвоночника, поэтапно проходя через все энергетические центры человека и активизируя их, вплоть до высшей чакры (Сахасрары), где должно произойти слияние с Бесконечным и прекращение собственного сознания йогина. Техники классической кундалини-йоги (лайя-йоги) и кундалини-йога школы Йоги Бхаджана принципиально различаются. Первая использует древние техники работы с дыханием, мантрами, осознаванием и перенаправлением энергетических потоков практически в неизменном виде, с соблюдением строгих правил преемственности и поэтапности подготовки ученика и направлена больше на достижение учеником состояния Просветления. Вторая ветвь использует широкий инструментарий (физические упражнения, дыхательные техники, мантры, медитации, адаптированные техники различных эзотерических учений, современные психотехники) и хотя также направлена на достижение учеником высокого духовного состояния, но в большей степени делает акцент на социальной адаптации человека и проявлении его лучших личностных качеств именно при жизни «в миру», является более доступной и гибкой с точки зрения как технологии, так и требований, предъявляемых к практикующему. Эта ветвь кундалини-йоги имеет огромную популярность во многих странах мира, в том числе и в России. Применяемые в этой ветви техники часто приводят к переживанию человеком экстатических состояний той или иной степени выраженности, что во многом и обуславливает ее популярность. Практика имеет выраженный терапевтический эффект в части корректировки состояний депрессии, апатии, отсутствия жизненного тонуса, в течение многих десятилетий с успехом применяется для лечения алкогольной и наркотической зависимости. Подробнее эта практика и возможности е применения для ТОП рассматривается далее.
  • Тантра-йога – буквально «тан» — «расширяться, распространяться» и «тра» — «освобождать». Тантра представляет собой процесс расширения сознания и высвобождения энергии — это старейшая из наук, известных человеку, которая практиковалась (и сейчас практикуется) даже безграмотными, так называемыми «нецивилизованными», племенами. Выражаясь научным языком, это практика работы с женской и мужской энергиями, в основе которой лежит недвойственность Абсолюта, вытекающая из единения мужского и женского начала, являющихся его аспектами. Характерным свойством тантрических техник является их комплексное воздействие на широкий спектр проявлений человека как живого мыслящего существа. В результате практики тантрических техник расширяется диапазон характеристик осознаваемого функционирования тела и ума человека, благодаря чему на определённом этапе практикующий понимает, что привычное, условно «нормальное» с точки зрения современной психиатрии, состояние сознания является лишь одним из множества иных состояний, в которых возможно присутствие самоосознавания, но изменяется механизм интерпретации умом информации с органов чувств. В результате успешной практики тантрических техник практикующий теряет обусловленность своей личности и переживает себя как безграничное внеличностное осознающее существо, чье бытие имеет место вне концепций двойственности (я — не я, имя — форма), сущность которого неотличима и неотделима от абстрактного с точки зрения материализма вселенского сознания.
  • Сиддха-йога – практика развития сверхспособностей, начиная от способности управления физиологическими процессами в организме (остановка дыхания, остановка сердцебиения, материализация-дематериализация физического тела) и заканчивая способностью влиять на стихии (вызывать дождь, ураган и т.п.).
  • Наад-йога (нада-йога) – одна из составных частей лайя-йоги, практика сосредоточения на внутренних звуках для достижения состояния внутренней целостности и Единения со всеобщим. Нада – «психический звук, слыши­мый в голове во время медитации» , это очень тонкие вибрации непроявленного, так называемого «беззвучного звука», являющиеся причиной всех последовательных проявлений тонких и грубых элементов Вселенной, таких как эфир, воздух, огонь, вода, земля. «Когда шакти в теле активируется и увеличивается, сознание становится настроенным на частоту, и тогда слышится определенный звук. Этот звук известен как нада»
  • мантра-йога, джапа-йога – практики, акцентирующиеся на непрерывном повторении мантр с целью перенастройки «первичных вибраций» практикующего.
  • Йога-нидра – «нидра» в буквальном перевода означает сон, йога-нидра – «соединение во сне». Это техника глубокого расслабления, с помощью которой практикующий погружается в пограничное состояние между сном и бодрствованием (так называемое состояние «шунии», или «нуля»), что позволяет достичь полного расслабления на физическом и ментальном уровне. Однако это не простое расслабление — йога-нидра — это техника, которая учит расслабляться осознанно, то есть будучи полностью расслабленным ментально и физически, тем не менее оставаться осведомленным и осознанным. Во время практики практикующий как будто спит, но сознание функционирует на более глубоком уровне понимания. Поэтому йога-нидра часто упоминается как психический сон или глубокое расслабление с внутренним пониманием и включает в себя обучение специальным методам для осознавания себя во сне, развития тела сновидений (Майя-дэха), управления и трансформации сновидений и вхождения в осознание сна без сновидений. Основная цель практики — глубокая трансформационная работа. Находясь в состоянии йога-нидры, практикующий использует Санкальпу – в буквальном переводе с санскрита «решение» или «решимость». Санкальпа — определенные личные намерения практикующего, выраженные в краткой форме, запечатлевается в бессознательном уме. Техника была разработана в середине XX века известным Мастером йоги Свами Сатьянандой Сарасвати на основе исследований физиологии мозга и древних йогических практик (йога-нидра в значении осознанного глубокого сна упоминается как «праджня» в Упанишадах). Техника сразу же получила широкое распространение на Западе в связи с ее явным терапевтическим эффектом – снижение или полное устранение напряженности и беспокойства и таких вегетативных симптомов высокой тревожности, как головная боль, головокружение, боль в груди, сердцебиение, потливость, боли в животе и т.п.. Первые экспериментальные данные о йоге-нидре были получены в Menninger Foundation (США) в 1971 при помощи энцефалографа, использовавшегося для записи мозговой активности индийского йога Swami Rama, когда он расслаблял психофизиологические структуры при помощи практики йога-нидры. Практика сразу же начала активно применяться, чтобы помочь справиться с посттравматическим стрессовым расстройством солдатам после войны, а также в работе с заключенными в тюрьмах для снижения уровня агрессии.
  • Бхакти-йога – дисциплина служения, любви и преданности. Свами Шивананда писал, что бхакти – это тонкая нить любви, которая связывает сердце преданного с лотосовыми стопами Господа, это величайшая привязанность, спонтанное излияние бескорыстной, божественной любви.
  • Карма-йога – это йога деятельности, йога преданного служения через конкретные материальные действия, совершаемые бескорыстно во всеобщее благо. Можно сказать, что Карма-йога дает предписания для достижения целей йоги через труд. Она учит правильному образу жизни, правильным поступкам и правильному отношению к окружающим людям. Основной ее принцип — непривязанность к собственным действиям, все свои достижения йогин преподносит как дар Богу. Один из первых видов йоги, описанных в Бхагават-гите: «Те, кто выполняет свои обязанности в соответствии с Моими предписаниями, кто следует этому учению с верой и не завидует Мне, освобождаются от рабства кармы» . «Те, кто не испытывает отвращения к материальной жизни и у кого ещё много материальных желаний, должны идти к совершенству путём Карма-йоги» .
  • Джняна (гьяна) — йога – «путь философских размышлений» . Можно сказать, что это йога интеллектуального пути. Гьяна в буквальном переводе с санскрита – «знание», гьяна-йога — это путь знания, она направляет человека к истине путем трансформации его знаний о своей сущности и окружающем мире. Это «дисциплина «анализирующей мудрости», позволяющей отличать интуитивное от импульсивного, разумное от интеллектуального, реальное от воображаемого. Она дает свободу уму, порабощенному иллюзорными представлениями о мире, направляет человека к познанию истинных законов Вселенной.
  • Сажэдж-йога – направление, выделившееся из Раджа-йоги, в буквальном переводе — «простой, естественный путь». Сахаджа-йога — это простой путь, потому что просто и естественно объединяет физическую и ментальную активность с духовными потребностями человека без какого-либо давления или принуждения. Повседневная жизнь с теми требованиями, которые налагает семья, взаимоотношения и работа, считается наилучшим условием для духовного развития. На сегодняшний день различают два вида Сахадж-йоги — Сахадж Марг (система медитации на сердце) и непосредственно Сахаджа-йога школы Шри Матаджи Нирмала Деви.
  • Сахадж Марг – разновидность древней Сахэдж-йоги, основана на идее так называемой Пранахути («прана» — жизнь и «ахути» — передача, предложение) — передачи Божественной энергии для трансформации человеческого существа. Основателем данного направления является Бабаджи Махарадж, который в 1945 году основал Миссию Шри Рам Чандра (Mission Shri Ram Chandra — SRCM) в Шахджаханпуре (Индия). С 2005 года Миссия Шри Рам Чандра входит в состав неправительственных организаций ООН. Основная используемая техника – медитация на сердце, т.к. по идее адептов этого направления, сердце — это место, где человеческое существование начинается и заканчивается, где пульсирует жизнь и откуда она покидает наше тело в момент смерти. Характер человека обусловлен качествами его сердца (добросердечный, с каменным сердцем, человек без сердца, золотое сердце и т. д.). Иными словами, Бог живет в человеческом сердце, а, следовательно, Его можно почувствовать только сердцем. Более того, способность любить всегда ассоциируется с сердцем. Поэтому медитация пробуждает дремлющую в человека любовь к Божественному и быстро продвигает его к цели. Также особое внимание уделяется очищению от впечатлений и установок ума (так называемых самскар).
  • Сахаджа-йога Шри Матаджи Нирмала Деви – метод медитации, направленный на установление внутреннего баланса физического, эмоционального и ментального состояния человека. Построен вокруг процесса пробуждения кундалини, при котором человек получает самореализацию. Это проявляется в достижении состояния безмысленного осознания (ментальной тишины), при котором человек получает возможность более глубокой интроспекции и самосовершенствования. В сахаджа-йоге утверждается, что каждый человек имеет внутри себя тонкую систему, состоящую из энергетических центров, доступных для ощущения после получения самореализации. Эти ощущения дают возможность объективной оценки физиологического и психологического состояния, а также позволяют улучшить их. Процессы в тонком теле отражаются в центральной нервной системе посредством вибраций — прохладного или теплого потока на руках, над теменем и вокруг тела. Теплые или горячие вибрации свидетельствуют о наличии проблем, которые необходимо решать. Практика сахаджа-йоги включает в себя сахадж-медитацию и методы очистки тонкого тела, предложенные Нирмалой Шривастава. Направление было основано в 1970 году Нирмалой Шриваставой, более известной как Шри Матаджи Нирмала Деви и сегодня практикуется более чем ста странах мира. Интерес к этой практике вызван наличием явного терапевтического эффекта. В России данное направление официально используется с 1988 года – тогда представителями Минздрава СССР был подписан «Протокол Намерений по сотрудничеству в области изучения метода сахаджа-йоги в СССР». В последующем Автономная некоммерческая организация «Сахаджа Йога» получила диплом Министерства Здравоохранения РФ «за разработку и внедрение методики комплексного восстановления здоровья человека». Терапевтическое влияние сахадж-медитации на психофизиологическое состояние человека исследовалось в Институте физиологии СО РАМН, университетах США, Австралии и др. Были отмечены позитивные изменения согласно официально утвержденным индексам здоровья. В исследованиях было показано существенное усиление тета-ритмов в лобной и центральной долях мозга по сравнению с альфа-ритмами при продолжительной практике медитации. Фиксировалось увеличение сопротивления кожи и понижение температуры ладоней на 0,4° С. Отмечалось положительное влияние практики сахадж-медитации на здоровье пациентов при заболеваниях астмой, эпилепсией и СДВГ у детей (по информации, взятой с официальных сайтов Сахаджа-йоги в России и за рубежом). Метод Сахаджа-йоги неоднократно представлялся на многих международных научных конференциях как терапевтический. В мире работают медицинские учреждения, в своей деятельности использующие методы медитации по системе сахаджа-йоги. Самый известный из них — госпиталь в пригороде Бомбея Беллапуре.

Как выбрать практику

Йога — современная концепция древнего учения

Йога в Википедии определяется как: «понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире».

Однако, к великому сожалению, почему то во всех современных учениях связанных с духовным развитием (и в Йоге в том числе) вносится резкое разделение материи и духа, отделяется от материи духовная природа, изначально культивируя в человеке духовные переживания изолированно от материи и таким образом внося дисбаланс в Единый Мировой Союз Взаимообмена (Абсолют).

Даже в приведенном вначале определении говорится, что Йога — совокупность определенных практик для развития психического и духовного состояния! Все! О том, что эти практики так же, в обязательном порядке, предполагают совершенствование и физического развития — ни слова. Отделили материю и дух даже здесь, в описании целенаправления учения и только в конце описания вскользь и обобщенно упомянули о том что цель йоги все же изменение онтологического статуса человека в мире. И это только на Википедии определение более-менее правильно постарались сформулировать, у остальных же современных гуру или религиозных служителей данная цель вообще не упоминается.

Самое интересное наверно в этом то, что подобные определения полностью противоречат Ведам, при том, что именно Веды есть корень всех направлений в индуизме. Все индуистские учения всегда опираются на Веды и в то же время трактовка этих учений современными гуру отражает совершенно противоположный взгляд. Для примера приведем не двузначную цитату из Риг-Веды для того, чтоб показать отличие учения современных гуру и учения Вед:

«Бессмертное в смертных… это Бог, водворившийся внутри, это энергия, дарующая нам божественные силы» (Риг Веда IV.2.1)

Этот отрывок из гимна ясно дает понятие о том, что материя и дух неразрывно связаны между собой, показывает существующую связь между материей (иллюзорной энергией Майи) и духовным миром и последующее единство в их проявлении. Читая Веды можно понять, что наши предки наставляли нас на дружбу с материей (окружающей средой, природой, своим телом). Ни в коем случает нельзя делать из материи нашего врага, как многие современные религиозные течения нам навязывают. Как сказал великий йог Сатпрем:

«…и теперь Материя берет реванш: мы назвали ее грубой, и она стала грубой. До тех пор, пока мы будем мириться с этим Дисбалансом, для земли нет никакой надежды.»

Еще один немаловажный момент присутствует в современных учениях йоги это искажение самого смысла слова «Йога»! Так практически все современные ашрамы и школы йоги дают перевод слова «Йога» приблизительно так:

Йога (Yoga). Буквально: «Единение». Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа.

Или:

Слово «Йога» происходит от древнеиндийского глагола, который имел значения «соединять воедино», «объединять», «укрощать», «прикладывать усилие», «подчинять воле», «восстанавливать целостность». Поэтому называть «йогой» ту или иную практику – телесную, психоэнергетическую, религиозно-духовную – есть основания только в том случае, если данная практика приводит к восстановлению некогда нарушенной целостности человеческого существа на всех уровнях – на уровне тела, ума и их непрерывного взаимодействия.

То есть, за очередным красивым, громким, многозначительным и благим определением скрывается все то же разделение как самого индивида так и всего Бытия.

Дан не корректный перевод слова. Более правильный перевод звучит как:

«Йога» имеет общелексическое значение такое как «ярмо», «упряжь». Оно происходит от глагола «юдж» — «впрягать», «запрягать». От этого прямого значения, по аналогии образуются другие прямые значения «связь», и т.д.

То есть «связь» может быть принята в данном контексте не как первичное значение, а как следствие от «упряжь», а это, согласитесь, дает совершенно другое представление.

И чтобы иметь более четкое понятие значения слова «Йога» наверно стоит в первую очередь обратить внимание на то определение которое дается в «Йога-сутрах»:

Йога есть обуздание волнений, присущих уму. «Йога-сутры» 1.2

То есть слово Йога в первую очередь значит «Обуздание». Обуздание определенных колебаний ума, как говорится выше, что приведет в последствии и к разумному обузданию своего тела, а это подразумевает уже выполнение определенных дисциплин! То есть более корректным и обобщенным определением можно сказать: Йога — это свод дисциплин. Следуя тем или иным дисциплинам человек начинает контролировать соответствующие процессы, что приводит в дальнейшем к расширению сознания естественным образом. Или как говорил один из величайших йогов Шри Ауробиндо: «Вся жизнь есть Йога».

Человек становясь на путь к самосовершенствованию начинает выполнять определенные дисциплины на протяжении всей жизни, от дисциплин употребления пищи до дисциплин состояния разума. Ведь единение индивида с Абсолютом это не состояние человека, как утверждается в первом определении поскольку единство мира не зависит от состояния отдельного индивида (было бы смешно) — оно существует во всем! Другое дело — не каждый это единение понимает, осознает и видит.

И соответственно второе определение -где говорится о восстановлении целостности — так же не корректно! Целостность и единство мира не могут быть нарушены, можно только это сознавать или же наоборот — не замечать.

Но главный подвох в этих определениях находится в том, что на подсознательном уровне человеку опять навязывают то, что мир разделен!

Учитывая все вышесказанное очень важно обратить внимание на еще один существенный момент в данном направлении: Сознавая и наблюдая Единство Природы необходимо не вовлечься в еще одно искажение которое так же навязывается в современных религиозных учениях — необходимо сознавать свою Индивидуальность, свою Личность как одно из многоликих проявлений Единого Божественного.

Все сущее составляет единое целое из великого множества индивидуальных проявлений. То есть Единство и Целостность есть в Энергии и процессах Ее проявления, но в этом единстве Энергии существуют индивидуальные проявления этого божественного Единства посредством многообразия личностей. Каждый отдельный человек, таким образом, составляет из себя отражение божественного Единства от набора индивидуальных качеств личности.

Другими словами: каждый индивид воплощает в себе все божественное Целое и так же является частью этого Целого но проявляет из него только то, что в силах (сознательных и подсознательных) его развитой личности согласно законам Абсолюта. Насколько развита личность (развитие, в данном контекст, нужно понимать как комплекс генетического развития, интеллектуального, духовного и физического развития, индивидуальных стремлений)— настолько и проявляются ее (индивидуальной личности) качества. Большинство же современных религиозных учений пытаются уничтожить в личности индивидуальность, индивидуальное сознание и индивидуальные стремления трансформировать в социальные!

Это же огромная ошибка и полное противоречие Ведам! Веды всегда, в первую очередь, культивировали индивидуальное духовное развитие и стремления, развитие и сохранность семейных ценностей но обязательно в союзе и гармонии с окружающей средой, Богом! Для эффективного личного духовного и интеллектуального развития в физическом мире мы обязаны развивать свое личное материальное благополучие, так как материальное благополучие расширяет горизонты возможностей в материальном мире.

Но очень важно не увлечься этой материальной энергией забыв об истинной сущности Бытия: главная цель материального благополучия — сбалансированное развитие личности во всех ее аспектах. То есть материальное благополучие — это только сопутствующий инструмент в материальном мире для достижения более высоких целей! Что представляют из себя эти цели на Земле? Об этом мы поговорим в статье о семейных ценностях, поскольку именно создание и развитие семьи есть один из важнейших элементов в развитии личности.

Очень много в современных религиозных учениях искажений изначальных знаний. Хотел это все описать в одной статье, но вижу, что в одной это все не умещается. Очень важный, в этом моменте является вопрос о насилии, а точнее о культивировании в религиях «не противления злу», «ненасилие», что так же является грубым искажением. Но об этом уже в следующей статье.

Определять причины возникновения и распространения данных искажений выходит за рамки тематики нашего сайта. Цель данной статьи — показать насколько искажено современное понятие о древнем учении на основе Вед и дать более точное видение его основополагающих моментов.

Рубрика: Философия Йоги Источник:

Йога

  • Pandit Usharbudh Arya (1985). The philosophy of hatha yoga. Himalayan Institute Press; 2nd ed.
  • Sri Swami Rama (2008) The royal path: Practical lessons on yoga. Himalayan Institute Press; New Ed edition.
  • Swami Prabhavananda (Translator), Christopher Isherwood (Translator), Patanjali (Author). (1996). Vedanta Press; How to know god: The yoga aphorisms of Patanjali. New Ed edition.
  • Jacobsen, Larson, 2005, p. 4.
  • Пять новых элементов внесены в Репрезентативный список культурного нематериального наследия человечества. UNESCO.Org. ЮНЕСКО (1 декабря 2016). Дата обращения 1 декабря 2016. Архивировано 1 декабря 2016 года.
  • Список 38 значений слова «йога» см: Apte, 1965, p. 788.
  • Происхождение слова йога от санскритского корня йудж, означающего «управлять» или «объединять», рассмотрено в: Flood, 1996, p. 94
  • कठोपनिषदत्/द्वितीयोध्यायः/तृतीयवल्ली — विकिस्रोतः (санскрит). sa.wikisource.org. Дата обращения 5 июня 2018.
  • Глава 2. Наука психотехники: индуистская йога. // Торчинов Е. А. Религии миpа: Опыт запpедельного: Психотехника и тpанспеpсональные состояния. — СПб.: Центp «Петербургское востоковедение», 1998
  • 1 2 Possehl, 2003, p. 144—145.
  • 1 2 Flood, 1996, p. 94.
  • Mallinson, James,. Roots of yoga. — London. — С. 104. — 1 online resource с. — ISBN 9780141978246, 0141978244.
  • Marshall, Sir John. Mohenjo Daro and the Indus Civilization. — London, 1931. — ISBN 8120611799.
  • Flood, 1996, p. 27—29.
  • Перевод paśupati IAST как «Господь животных» см: Michaels, 2004, p. 312.
  • Keay, 2000, p. 14.
  • Possehl, 2003, с. 143.
  • К ним принадлежит британский индолог Гэвин Флад, называющий подобные предположения «спекулятивными». Flood, 1996, p. 28—29. К известным сторонникам идеи Пашупати как йогической фигуры принадлежит археолог Джонатан Марк Кенойер, в настоящее время занимающий должность зам. директора Хараппского археологического исследовательского проекта в Пакистане. Кенойер описывает фигуру как «сидение в йогической позе» с «пятками… прижатыми вместе под пахом» — Kenoyer J. M. Around the Indus in 90 Slides Идея также нашла поддержку со стороны известного немецкого индолога и историка южно-азиатского искусства Генриха Циммера, который описывает фигуру как «сидеть подобно йогу» Zimmer, 1951
  • Обзор шести ортодоксальных школ содержится в: Radhakrishnan, 1967, p. 453—487
  • За кратким обзором йоги как философской школы, см: Chatterjee, 1984, p. 43
  • Связь между философией йоги и санкхьи объясняется в: Chatterjee, 1984, с. 43
  • Принятие йогой концепций санкхьи с добавлением фигуры Бога описывается в Radhakrishnan, 1967, p. 453
  • Принятие йогой 25 принципов санкхьи с добавлением категории Бога, см: Chatterjee, 1984, p. 43
  • Müller, 1899, Chapter 7, «Yoga Philosophy», p. 104.
  • Zimmer, 1951, p. 280.
  • Патанджали как основатель философской системы йоги: Chatterjee, 1984, p. 42
  • Значение термина «раджа-йога» как системы контроля ума и сосредоточения, а также положение Йога-сутр как ключевого текста, см: Flood, 1996, p. 96—98
  • Patañjali Yoga Sutras of Patañjali (etext). Studio 34 Yoga Healing Arts (1 февраля 2001). Дата обращения 24 ноября 2008. Архивировано 25 августа 2011 года.
  • Taimni, 1961, Yoga is the inhibition of the modifications of the mind, p. 6.
  • Vivekananda, 1994, с. 115.
  • Flood, 1996, «…Bhagavad Gita, including a complete chapter (ch. 6) devoted to traditional yoga practice. The Gita also introduces the famous three kinds of yoga, ‘knowledge’ (jnana), ‘action’ (karma), and ‘love’ (bhakti).», p. 96.
  • Gambhirananda, p. 16.
  • Jacobsen, Larson, 2005, p. 46.
  • Фойерштейн, 2006, с. 246.
  • Борислав, 2009, с. 69.
  • Hatha Yoga (англ.). Encyclopædia Britannica.
  • Ферштайн, 2002, с. 637.
  • Банерджи Акшая Кумар. Философия Горакхнатха / Пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа, В. Л. Зернова, В. В. Кириллиной. — М.: Международный натха-йога центр, 2015. — С. 413. — ISBN 978-5-905006-03-6.
  • Living Yoga: Creating a Life Practice — Page 42 by Christy Turlington (page 42).
  • Guiding Yoga’s Light: Yoga Lessons for Yoga Teachers — Page 10 by Nancy Gerstein.
  • Mindfulness Yoga: The Awakened Union of Breath Body & Mind — Page 6 by Frank Jude Boccio
  • Burley, 2000, p. 16.
  • Фойерштейн, 2006, с. 63.
  • «Вокруг света» № 2 (2821), февраль 2009 г.
  • Евгения Ленц.Василий Бродов — русский философ и йог
  • Бродов, Василий Васильевич (о нём) в Большой биографической энциклопедии)
  • Воронин В. И. Хатха-йога. Москва, 1989.
  • Полковников Ю. Н. Как продлить годы жизни: целительная йога. — М. : Республика, 1995. — 239 с. ISBN 5-250-02411-4
  • Колтунов, Ян Иванович. (о члене группы Тихонравова, засл. изобретателе РСФСР, Я. И. Колтунове) на страницах портала Летописи. Ру
  • Колтунов Я. И. Моя жизнь среди Звёзд, работы по ракетной технике и космонавтике М.: Петроруш, 2011. 464 с.
  • Валентин Братенко. Дорога к храму. М.: 1999 г., 20 п.л. (Вся книга посвящена деятельности Я. И. Колтунова по созданию и ведению клуба «Космос», проведения оздоровительных слётов и т. п.).
  • Елена Фокина, Дмитрий Реут. Разнотравье. М., 2002. 164 с. ISBN 5-93513-023-8. С. 7-8. (Клуб «Космос» и движение КСП как один из истоков возникновения общественного центра «Жизниград», деятельность которого, в том числе проведение слётов, представляют авторы).
  • Школа йоги 8-ми ступеней (история)
  • 1 2 Казак О., 2010.
  • Yoga Journal, № 36 за ноябрь/декабрь 2010.
  • Feuerstein G. (нем.)русск. The Yoga Tradition: its history, literature, philosophy and practice P. 111. ISBN 81-208-1923-3.
  • «The strong influence of Yoga can also be seen in Buddhism, which is notable for its austerities, spiritual exercises, and trance states.» —»Yoga» // Encarta
  • 1 2 Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.)русск., Paul F. Knitter (англ.)русск.. World Wisdom, 2005. P. 22. ISBN 0-941532-89-5
  • Yogacara // Encyclopedia Britannica
  • Dan Lusthaus. Buddhist Phenomenology: A Philosophical Investigation of Yogacara Buddhism and the Ch’eng Wei-shih Lun. Routledge, 2002. P. 533. ISBN 0-7007-1186-4
  • Simpkins C. A., Simpkins A. M. Simple Tibetan Buddhism: A Guide to Tantric Tuttle Publishing, 2001 ISBN 0-8048-3199-8
  • «The Meditation school, called Ch’an in Chinese from the Sanskrit dhyāna, is best known in the West by the Japanese pronunciation Zen». — de Bary W. T. (англ.)русск. The Buddhist Tradition in India, China, and Japan. P. 207—208. ISBN 0-394-71696-5.
  • Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.)русск., Paul F. Knitter (англ.)русск.. World Wisdom, 2005. P. xviii).
  • «This phenomenon merits special attention since yogic roots are to be found in the Zen Buddhist school of meditation.» — Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.)русск., Paul F. Knitter (англ.)русск.. World Wisdom, 2005. P. 13. ISBN 0-941532-89-5
  • Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.)русск., Paul F. Knitter (англ.)русск.. World Wisdom, 2005. P. 13. ISBN 0-941532-89-5
  • Дюмулен, 1994, с. 32—33.
  • Дюмулен, 1994, с. 33.
  • 1 2 Levy, 1991, с. 313.
  • Levy, 1991, с. 317.
  • Артур Авалон. Введение в Маханирвана-тантру / Пер. с англ. С. В. Лобанова — М.: Старклайт, 2002.
  • Situating Sufism and Yoga (недоступная ссылка с 15-05-2013 — история)
  • Carolina Seminar on Comparative Islamic Studies (недоступная ссылка с 15-05-2013 — история)
  • Top Islamic body: Yoga is not for Muslims — CNN
  • «Malaysia leader: Yoga for Muslims OK without chant (недоступная ссылка с 15-05-2013 — история), » Associated Press
  • глава II. Техники «автономии» // Элиаде М. Йога: свобода и бессмертие / Пер. с англ. С. Никшич (главы I—IV) и Д. Палец. — К.: София, 2000. — С. 58—103. — 400 с. — 5000 экз. — ISBN 5-220-00307-0.
  • Византийский исихазм // Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб.: Центp «Петербургское востоковедение», 1998. — 384 с. — ISBN 5-85803-078-5.
  • And also… Yoga ‘incompatible’ with Christian faith; and Algeria paella record attempt goes up in smoke // Euronews, 19.06.2015
  • Transcending the Greek debt crisis through yoga // BBC, 22.06.2015
  • Православный взгляд на йогу/ сост. священник Георгий Максимов. — М.: Православное миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеозерского, 2012. — 40 с.
  • How far can you stretch? // The Economist. — 24.06.2015.
  • Pope Francis: Only the Holy Spirit opens our hearts to love God // Vatican Radio. — 09.01.2015.
  • «Characterized by an emphasis on bhakti, its goal is to escape from the cycle of birth and death in order to enjoy the presence of Vishnu.» — Vaishnavism // Encyclopædia Britannica
  • 1 2 3 Penman, Stephen; Cohen, Marc; Stevens, Philip; Jackson, Sue. Yoga in Australia: Results of a national survey (неопр.) // IJOY, International Journal of Yoga. — 2012. — Т. 5, № 2. — P. 92—101. — DOI:10.4103/0973-6131.98217. — PMID 22869991.
  • 1 2 3 4 Broad W. (англ.)русск.. How Yoga Can Wreck Your Body, The New York Times Magazine (англ.)русск. (5 января 2012). Дата обращения 29 августа 2012.
  • Broad, William J. The Science of Yoga The Risks and the Rewards. — 1st. — Simon & Schuster, 7 February 2012. — P. 336. — ISBN 978-1-4516-4142-4.
  • Walters, Joanna. ‘Yoga can damage your body’ article throws exponents off-balance: A $5bn industry is outraged over a New York Times article saying that the keep fit regime is bad for your body (14 января 2012). Дата обращения 29 августа 2012.
  • Biffl, Walter L.; Moore, Ernest E.; Elliott, J. Paul; Ray, Charles; Offner, Patrick J.; Franciose, Reginald J.; Brega, Kerry E.; Burch, Jon M. The Devastating Potential of Blunt Vertebral Arterial Injuries (англ.) // Annals of Surgery (англ.)русск. : journal. — 2000. — May (vol. 231, no. 5). — P. 672—681. — DOI:10.1097/00000658-200005000-00007. — PMID 10767788.
  • Critchley, E. M. Non-atheromatous causes of cerebral infarction (англ.) // Postgraduate Medical Journal (англ.)русск. : journal. — 1984. — June (vol. 60, no. 704). — P. 386—390. — DOI:10.1136/pgmj.60.704.386. — PMID 6379628.
  • Kang, Chan; Hwang, Deuk-Soo; Cha, Soo-Min. Acetabular Labral Tears in Patients with Sports Injury (англ.) // Clinics in Sports Injury : journal. — 2009. — December (vol. 1, no. 4). — P. 230—235. — DOI:10.4055/cios.2009.1.4.230. — PMID 19956481.
  • Литература

    на русском языке

    • Булич С. К. Йога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Дюмулен Г. Глава 2. Элементы йоги в буддизме // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6.
    • Казак О. Йога в СССР // Yoga Journal. — 2010. — № 36 за ноябрь/декабрь. Архивировано 5 июня 2012 года.
    • Борислав (Борис Мартынов). Йога. Источники и течения. Хрестоматия. — М.: Йогин, 2009. — 440 с.
    • Клюев Б. И. Йога: философия и практика // Вопросы научного атеизма. Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и критики / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1989. — С. 167—190. — 335 с. — 22 765 экз. — ISBN 0321-0847.
    • Йога / Пахомов С. В. // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 285. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9.
    • Ферштайн Г. (нем.)русск. Энциклопедия йоги / Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 728 с. — ISBN 5-8183-0397-7. — С. 637.
    • Фойерштейн Г. (нем.)русск. Глубинное измерение йоги = The deeper dimension of yoga: theory and practice / Пер. с англ. И. А. Забелиной. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — 432 с. — (В поисках истины). — ISBN 5-7905-4315-4.
    • Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию = An Introduction to Indian Philosophy / Пер. с англ. А. Радугина, Е. Тучинской и А. Романенко. — М.: Издательство иностранной литературы, 1955. — 376 с. (Chatterjee S., Datta D. An Introduction to Indian Philosophy. — Eighth Reprint Edition. — Calcutta : University of Calcutta, 1984.)
    • Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода / Пер. с англ. и примеч. С. В. Пахомова. — СПб.: Лань, 1999. — 448 с. — (Мир культуры, истории и философии. Философско-этические концепции Востока). — ISBN 5-8114-0184-1.

    на других языках

    Физиология йоги

    Классические виды йоги

    Другие виды йоги

    Ступени раджа-йоги

    Родственные темы

    Словари и энциклопедии

    Нормативный контроль

    BNF: 11933824d · GND: 4067199-9 · LCCN: sh85149174 · NDL: 00574263

    10 простых советов по йоге для начинающих

    С чего начать заниматься йогой? — Начните с теории. Не спешите в йога-зал. Пару свободных вечеров ПОЧИТАЙТЕ что-нибудь про йогу — лучше не одно, а разное, «всего понемножку». Согласитесь, что не стоит сломя голову бросаться в серьезное мероприятие, которое займет у вас годы, если не десятилетия, не наметив цели, и не обрисовав себе картину «что это такое в общих чертах»? Выберите стиль и преподавателя так же серьезно, как вы бы выбирали ВУЗ для своего ребенка. Уверен, это и есть самый полезный в мире совет по йоге. А не то, как быстро приобрести растяжку или набрать мышечную силу. Начните с теории сразу же. Потом, когда вы начнете заниматься (и особенно если у вас начнет получаться), вам будет уже не до того.

    1. КАКАЯ БЫВАЕТ ЙОГА? Чтобы не запутаться в изобилии современных стилей** и направлений йоги, стоит немножко изучить теорию йоги, это не займет много времени и даст четкое видение ситуации, без «фильтров» коммерции с одной стороны, и религиозности и сектантства, с другой. В йоге изначально и до наших дней существует всего 4 ветви: это Хатха-йога, Джняна-йога, Бхакти-йога и Карма-йога*. Все стили йоги, как древние, так и современные, относятся к одной из этих больших групп. Принадлежит к одной из них решает многое: это и терминология, и философия, и практики, и учителя, и даже, порой, промежуточные цели — все это разное в разных традициях.

    Вкратце, по сути:

    • хатха-йоги достигают своих целей за счет выполнения особых статических поз (асан), дыхательных упражнений (пранаям), особых положений тела и рук (мудр), и медитации (концентрации);
    • джняна- (они же «раджа») йоги — за счет особых медитаций и медитативных упражнений для ума;
    • бхакти-йоги — полной преданностью высшей цели йоги (Просветлению) и тотальным эмоциональным\ментальным воодушевлением (поглощением) этой одной целью;
    • карма-йоги — совершением всех и любых действий без желания какого-либо результата, т.е. бесцельно, бескорыстно.

    Разобравшись в этой (очень грубо очерченной мной, для целей разъяснения) структуре, любой новичок сразу может понять, что ему больше по душе, а также сможет отличить истинного учителя йоги от ложного, а «нормальную», адекватную и целостную по воздействию йогу — от «йога-пирамиды» и секты, или физкультуры с индийским акцентом. Учтите и тот факт, что в наши дни такие общие термины, как, например, «Аштанга-йога», «Кундалини-йога», «Бхакти-йога», «Тантра» и другие стали брендами авторских «стилей», используются с коммерческими целями и потеряли свое истинное значение.

    ПРАКТИКА:

    • Почитать статьи «Йога», «Аштанга Раджа йога», «Йога-Сутры Патанджали», «Чакры» на Википедии или в другой энциклопедии — потратив всего 1 час, вы получите общее, и не искаженное, представление о йоге в целом.
    • Если у вас побольше времени и желания узнать о йоге, познакомьтесь с материалом блога «Что почитать про йогу?» и почитайте что-нибудь по приведенному там списку.

    2. Как избежать травм на йоге? Вопрос безопасности и полезности практики йоги — один из первейших, каким бы стилем йоги вы не заинтересовались! Рекомендуем:

    Начинать изучать Хатха-йогу надо под непосредственным руководством «живого» преподавателя (потом, если захотите, будете заниматься самостоятельно, онлайн или по книгам и видео — но не вначале).

    Как можно раньше в практике Хатхи стоит научиться слушать свое тело, а не просто выполнять упражнения. И потом выполнять все упражнения на своем уровне, и по мере возможностей организма в каждый момент времени, НЕ смотря на объяснения преподавателя или рекомендации книги\видео\онлайн-курса и т.п. Никто, даже самый лучший учитель, вам не подскажет точно, что вам надо или не надо делать, и как, кроме как ваше собственное тело!

    Сделайте йогические чистки организма — «Шаткармы». Они помогут справиться с негибкостью тела и болезненными ощущениями от асан.

    Разнообразить практику разными «стилями» и школами йоги. Повторяющиеся движения, особенно если выполняются с небольшими ошибками, способны крайне разрушительно воздействовать на организм. Решение проблемы — в разнообразии.

    Не позволяйте никому активно воздействовать на свое тело. Правка хорошего преподавателя йоги заключается в миро-коррекциях положения тела, а не в том, что человек навалился на вас своим весом, или же тянет за руку\ногу «до шелчка». Вам должны подсказать, как вам самостоятельно улучшить позу.

    Научитесь расслабляться. На первых порах у вас будет много напряжения в теле. Чтобы оно не копилось, освойте техники глубокого расслабления СРАЗУ же — уже на первых порах. Это, в первую очередь, долгая (от 10 мин. и больше) Шавасана и Йога-нидра (материалы 1 и 2).

    Плюс, почитайте тематическую статью в нашем блоге.

    3. Как выбрать стиль йоги? Это очень важно на первых порах, и это мы уже подробно обсуждали в блоге ранее.

    4. Как выбрать одежду для йоги? Это во многом определит ваши ощущения от практики и даже состояние ума. Так что это далеко не последний вопрос. К счастью в магазине «Хануман» большой выбор качественной одежды для йоги, под любой стиль и на любой вкус, для мужчин и женщин. За полезными советами, опять же — отсылаю вас к материалу блога.

    5. Как ухаживать за ковриком для йоги? Опять же, вопрос на первый взгляд банальный, но не излишний. Ведь удобство в практике, а также эстетика и гигиена коврика — вашего важнейшего «пропса» в йоге — должны быть далеко не на последнем месте. Опять же, магазин сайта «Хануман» поможет решить вопрос выбора коврика для йоги.

    6. Как скорректировать свою диету как питаются йоги? Своевременное, адекватное конституции тела (Доше) и полноценное, сбалансированное питание во многом определит ваши успехи в йоге: на первых порах — придаст гибкость и легкость телу, а в дальнейшем — обеспечит успех в пранаяме, а также ясность ума и концентрацию. Адекватное питание также позволяет избежать износа суставов и других тканей тела от практики йоги, позволяет быстро восстанавливать мышцы и силы, а значит — заниматься чаще и дольше, не уставать и не грустить! Питание для йогов на первых порах практики не отличается от просто «здорового питания», но с учетом современных открытий диетологии. Тщательно и обстоятельно изучите этот вопрос.

    7. Важнейшая составляющая успешной практики йоги — «Абхьяса», или «постоянство» практики, т.е. непрерывность, регулярность тренировок. Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем раз в неделю 3 часа подряд! О том, как начать заниматься ежедневно, мы тоже говорили.

    8. Как сочетаются разные практики и стили йоги и физ. тренировок?

    9. Если вы начали заниматься йогой, и страдаете от того, что вы очень негибкий(-ая), почитайте статью по этой теме в нашем блоге.

    10. Если у вас возникают индивидуальные практические вопросы по занятиям йогой — вы можете задать их прямо здесь, в комментариях к материалу, или написать редактору блога «Хануман»! Успеха в практике!

    ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

    Сводное оглавление ВСЕХ материалов блога по теме «Йога для начинающих»

    (сохраните себе в «Избранное», отправьте друзьям — вдруг пригодится!):

    Йога для бодрости тела и духа за 15 минут

    10 правил жизни Свами Сатьянанды

    5 движений, которые помогут сесть в «лотос» за месяц

    Если близкие не дают вам заниматься йогой…

    Утренняя разминка на 20-30 минут из классической Хатха-йоги

    Что почитать про йогу?

    Как не заснуть во время медитации?

    Пять хитростей, которые помогут освоить йогу

    7-дневный курс начинающего йога

    Как женщине добиться успеха в йоге?

    Концентрация, медитация, … расслабление!

    Как выбрать одежду для йоги?

    Еще раз про пищу йогов

    Как побороть напряжение во время практики?

    Вечерняя и ночная практика йоги

    Техника безопасности перевернутых асан

    Спокойствие снаружи, спокойствие внутри

    Санкальпа в практике йоги

    Как ухаживать за ковриком для йоги?

    Как укрепить шею для практики перевернутых поз?

    Йога через преодоление

    Чакры и нади: как «работает» йога (ч.2)

    Чакры и нади: как «работает» йога (ч.1)

    Медитация на природе: для йогов и не только

    Пять шагов в йогу. Как начать заниматься?

    Что такое «Королевская йога»?

    Йога для Женщины

    «Приветствие Луне» — практика для женщин

    Как легко начать делать перевернутые позы

    Как приобрести привычку делать йогу ежедневно?

    Как найти верный подход к практике йоги

    Яма для начинающих: как йогу не сломать себе ногу

    Сколько йог нужно человеку и как они сочетаются друг с другом

    Как проснуться с утра?

    Использование таймера в практике

    Совмещение разных практик йоги

    Мантра-йога для «чайников»: как начать заниматься

    Практическая Крия-йога — практика для всех!

    Советы по приобретению гибкости для начинающих

    Как преодолеть «провалы» в практике?

    Вопросы и ответы по йоге

    Ответы на вопросы читателей

    Две энергетические помпы — для успеха в практике и здоровья

    10 проблем, которые могут испортить занятие йогой

    Ответы на вопросы читателей

    Три подхода к практике йоги: удовольствие, боль и отрешенность

    Ответы на вопросы читателей (23 декабря)

    3 полезных совета для начинающих заниматься йогой

    Ответы на вопросы читателей блога (1 ноября)

    Решение типичных трудностей с Шавасаной

    Ответы на вопросы читателей блога (3 августа)

    Йоговский самоконтроль и как его развить

    Ответы на вопросы читателей блога (2 июля)

    ****

    ЙОГА И ТАНТРА. В древние, «ведические» времена в Индии, то, что, что называется сейчас «йогой», называлось «тантрой» («практической наукой»), и это не должно вас пугать: термин «тантра» изначально не имеет сексуального подтекста, а также прямого отношения к «Ошо-» и «нео-тантре» 20го века. Практические дисциплины существовали наравне с ведической культурой и религией (брахманизмом), т.е. была тантра — и индуизм, фактически: йога — и религия. В некоторых йога-традициях (таких, как Бихарская школа йоги) сегодня термин «тантра» равнозначен термину «йога». Любопытно узнать больше? Прочитайте статью «Тантра» в книге-справочнике: С.С. Сарасвати «Древние тантрические Практики йоги и Крии».

    Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
    Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

    Теория Йоги

    2) Йога – это одна из систем индуистской философии, которая была создана мудрецом Патанджали и зафиксирована им в «Йога сутрах» («Афоризмах йоги») примерно во 2 веке до н. э.
    Йога Патанджали это одновременно философия и практический метод, который включает в себя 8 ступеней совершенствования человека:
    1. Яма — регулирование внешних условий
    2. Нияма — регулирование внутренних условий
    3. Асана — комфортное и устойчивое положение тела
    4. Пранаяма — восприятие движения энергий в теле
    5. Пратьятхара — управление восприятием чувств
    6. Дхарана — способность направлять наш разум
    7. Дхьяна — способность воспринимать то, что мы стремимся понять
    8. Самадхи — способность становиться и пребывать тем, что мы намеревались понять.
    Философия «Йога сутр» тесно связана с древней философией санкхья, основными источниками которой есть великий индийский эпос «Махабхарата» и «Санкхья сутры» мудреца Капилы.
    Согласно основным положениям этой философии, существует две независимые субстанции: Пуруша (созерцатель, источник сознания) и Пракрити (материя, природа). Именно их взаимодействие приводит к возникновению всех явлений этого мира, от самых тонких – до самых плотных. Каждый человек, будучи продуктом природы, содержит в себе источник истинного знания. Но вовлекаясь в игры природы, он теряет чистоту восприятия Созерцателя и становится зависимым от условий внешнего мира.
    Только возврат к внутреннему постижению позволяет человеку обрести умиротворенность, невозмутимость, пережить блаженное состояние свободы и научиться управлять своей жизнью, исходя из истинного понимания сути вещей и явлений этого мира.
    Для достижения этого высшего состояния сознания нужно успокоить и уравновесить качества природы в теле, уме и чувствах. На это направлены первые пять ступеней йоги Патанджали. Первые пять ступеней – это регулирование 5 первоэлементов природы (Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир (Пространство)). Когда элементы природы в человеке уравновешены, человек в состоянии осознанно контролировать бессознательные и подсознательные сферы своей психики, то есть свое животное начало.
    Последние три ступени возможны только при успешном освоении первых пяти и позволяют достичь более высоких состояний глубокого проникновения в суть всех явлений мира.
    В средние века на основе классической йоги Патанджали возникает особый вид йогической практики, получивший название «хатха-йога». Одни из переводов термина «хатха» — «солнце и луна». Это по своей сути – две энергии, которые в теле проявлены в двух каналах: левому — Ида (свойство лунного канала) и правому — Пингала (свойство солнечного канала).
    Ида заведует умственной энергией и соответствует парасимпатической реакции в теле (пассивности, расслаблению). Пингала связана с витальной энергией и соответствует симпатической реакции в теле (активности, напряжению). Основная задача хатха йоги – уравновесить эти две энергии в теле и поддерживать их в четком балансе.
    Это дает возможность уравновесить качества природы в теле и способствует прохождению энергии по центральному каналу – Сушумне. Именно эта энергия используется для пробуждения высших форм сознания.
    В Хатха-Йоге используется понятие чакр – особых энергетических центров в теле человека, каждый их которых связан с определенным уровнем сознания. Нижние чакры отвечают за бессознательный план существования, средние – за подсознательные механизмы, верхние – за сознание, седьмая чакра – сахасрара связывает человека со сверхсознанием. Если высшие чакры в теле человека остаются закрытыми, человек всю жизнь находится под влиянием бессознательного и подсознательного пластов своей психики, не имея возможности осознанного управления своим телом, умом и чувствами.
    Первые 7 ступеней йоги Патанджали соответствуют 7 чакрам в теле человека, и 8-я ступень – чакре, которая расположена над головой.
    Хатха-Йога – это точная последовательность определенных действий, приводящая разных по типу людей в одно и тоже состояние: успокоенности качеств природы в теле, чувствах, уме (первые пять чакр). Это дает возможность отвлечения энергии от внешних раздражителей к внутреннему миру для обеспечения процесса глубокого понимания.
    Когда тело, чувства и ум успокоены, энергия беспрепятственно поднимается по центральному каналу – Сушумне, пробуждая все чакры, от низших до самых высших и у человека появляется возможность для постижения высшего начала, которое по природе есть весь проявленный мир. В результате – человек уходит из-под власти внешних обстоятельств и становится правителем своей жизни, обретает свободу.
    Именно поэтому Йогу Патанджали очень часто называют «Раджа-Йога», что переводится как «Царская Йога» или «Йога Царей».