Иуда серебряники сколько

30 сребренников

Иуда получает плату за предательство (Джотто, капелла Скровеньи, 1304-1306)

30 сребренников (в оригинале — др.-греч. αργύρια) — плата за предательство, которую получил Иуда Искариот, согласившись выдать Иисуса Христа первосвященникам. Упоминаются в Евангелии от Матфея (Мф.26:14—16 и Мф.27:3—10), Евангелии от Марка (Мк.14:10—10) и Евангелии от Луки (Лк.22:1—6). В последних двух случаях без указания точной суммы.

Обычно 30 сребренников отождествляются с тирскими статерами (сиклями, шекелями) или древнегреческими тетрадрахмами.

В русском языке могут встречаться следующие формы написания: «сребреник», «сребренник», «серебреник», «серебренник», «серебряник», «серебрянник».

Сюжет Нового завета, упоминания в Ветхом завете

Иуда возвращает первосвященникам 30 серебренников (Рембрант, 1629 год)

Предав Христа, Иуда вернул деньги первосвященникам, и на них была приобретена земля для погребения странников:

3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, 4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. 5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. 6 Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. 7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8 посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. 9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10 и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.

Речь идет о следующем месте Книги пророка Иеремии:

6 И сказал Иеремия: таково было ко мне слово Господне: 7 вот Анамеил, сын Саллума, дяди твоего, идет к тебе сказать: «купи себе поле мое, которое в Анафофе, потому что по праву родства тебе надлежит купить его». 8 И Анамеил, сын дяди моего, пришел ко мне, по слову Господню, во двор стражи и сказал мне: «купи поле мое, которое в Анафофе, в земле Вениаминовой, ибо право наследства твое и право выкупа твое; купи себе». Тогда я узнал, что это было слово Господне. 9 И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребренников; 10 и записал в книгу и запечатал ее, и пригласил к тому свидетелей и отвесил серебро на весах. 11 И взял я купчую запись, как запечатанную по закону и уставу, так и открытую; 12 и отдал эту купчую запись Варуху, сыну Нирии, сына Маасеи, в глазах Анамеила, сына дяди моего, и в глазах свидетелей, подписавших эту купчую запись, в глазах всех Иудеев, сидевших на дворе стражи; 13 и заповедал Варуху в присутствии их: 14 так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: возьми сии записи, эту купчую запись, которая запечатана, и эту запись открытую, и положи их в глиняный сосуд, чтобы они оставались там многие дни.

Кроме того, уже именно 30 сребренников упоминаются в Книге пророка Захарии:

8 И истреблю трех из пастырей в один месяц; и отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня. 9 Тогда скажу: не буду пасти вас: умирающая — пусть умирает, и гибнущая — пусть гибнет, а остающиеся пусть едят плоть одна другой. 10 И возьму жезл Мой — благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами. 11 И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа. 12 И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. 13 И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника.

Сюжет также перекликается со следующим местом из книги «Исход», где говорится о тридцати сиклях серебра, в которые оценен погибший насильственной смертью раб:

28 Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; 29 но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти; 30 если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. 31 Сына ли забодает, дочь ли забодает, — по сему же закону поступать с ним. 32 Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями. Исход, глава 21

Отождествление сребренников с конкретными монетами

Основная статья: Библейские денежные единицы

Из текста Нового завета не очевидно, какие конкретно серебряные монеты имеются в виду. Это могли быть римские денарии или квинарии, древнегреческие драхмы, дидрахмы, статеры или тетрадрахмы. Однако обычно 30 сребренников отождествляются с тирскими статерами (сиклями, шекелями) или тетрадрахмами.

Такое отождествление с сиклями (шекелями) важно и с вероучительской точки зрения, поскольку позволяет связать текст Нового завета с несколькими стихами Ветхого — в частности, с пророчеством из Книги пророка Захарии и оценённом в 30 сиклей рабом из книги «Исход».

В времена Нового завета одна драхма равнялась денарию. Денарий в свою очередь был стандартной подённой платой квалифицированному сельскохозяйственному рабочему (см., например, Притчу о работниках в виноградникеМф.20:1—15) или римскому легионеру. Если принять версию о том, что сребренник является тетрадрахмой (4 драхмы, равные 4 денариям), то 30 сребренников — это 120 денариев или четырехмесячное жалование при семидневной рабочей неделе. О покупательной способности 30 серебрянников говорит тот факт, что за эти деньги был куплен участок земли под кладбище рядом со столицей Иудеи — Иерусалимом.

См. также

  • 30 (число)
  • Библейские денежные единицы
  • Иосиф — персонаж Пятикнижия, сын Иакова от Рахили, проданный братьями в рабство за 20 сребренников
  • Сребреник — первая серебряная монета, чеканившаяся в Древней Руси в конце X — начале XI века

Примечания

  1. 1 2 Ком. к Матфею, 1998, с. 710—711
  2. БЭАН (Яндекс.Словари), 2005, статья «Сребренники»
  3. КБС, 2009, Краткий библейский справочник
  4. ЭЕЭ, 1976—2009, статья «Шекель»
  5. Мэттингли, 2005, с. 90, 163
  6. Нюстрем, 1868, статья «Деньги»

Литература

  • Краткий библейский справочник. — Российское библейское общество (по публикации на сайте «Большая библейская библиотека»), 2009.
  • Мэттингли Г. Монеты Рима. С древнейших времен до падения Западной Империи. — М.: Collector’s Books, 2005. — ISBN 1-932525-37-8
  • Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия (Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия). — 3-е изд. — М.: Локид-Пресс, 2005. — «Яндекс.Словари»
  • Ньюман Б., Стайн Ф. Комментарии к Евангелию от Матфея. Пособие для переводчиков Священного Писания / Пер. с англ. под ред. А.Л. Хосроева. — РБО, 1998. — ISBN 5-85524-068-1 (рус.)
  • Нюстрем Э. Библейский энциклопедический словарь (историко-религиозный). — 1868.
  • Электронная еврейская энциклопедия. — Ассоциация по изучению еврейских общин в диаспоре, 1976—2009.

Ссылки

30 сребренников на Викискладе

Сайт Национальный корпус русского языка — упоминания в русской художественной литературе:

  • 30 сребреников
  • 30 сребренников
  • 30 серебреников
  • 30 серебренников
  • Тридцать сребреников
  • Тридцать сребренников
  • Тридцать серебреников
  • Тридцать серебренников
  • Тридцать серебряников
  • Тридцать серебрянников

Арест, суд и казнь Иисуса Христа → Иисус Христос с момента смерти до Воскресения
События Страсти Христовы: Моление о чаше • Арест Иисуса Христа • Поцелуй Иуды • Отречение апостола Петра • Суд Пилата • Бичевание Христа • Крестный путь • Распятие Христово • Слова Иисуса на Кресте
Места Гефсиманский сад • Синедрион • Голгофа
Иисус и ученики Иисус Христос • Дева Мария • Мария Магдалина • Мария Клеопова • Иоанн Богослов • Апостол Пётр • Апостол Марк • Иуда Искариот • Жены-мироносицы
Иудеи Ирод Антипа • Каиафа • Анна • Малх • Раба придверница • Варавва • Симон Киринеянин • Агасфер • Благоразумный и безумный разбойники
Римляне Понтий Пилат • Клавдия Прокула • Сотник Лонгин
Предметы Орудия Страстей: Терновый венец • Риза Господня/Бесшовный хитон • Животворящий Крест • Титло INRI • Копьё Лонгина • Святой Грааль • 30 сребренников
Иконография Ecce Homo • Форма орудия казни Иисуса • Распятие (декоративно-прикладное искусство)

Античные монеты и счётные денежные единицы

Древнегреческие (архаические)

Талант · Мина

Древнегреческие

Золотые: Гекта · Статер
Серебряные: Драхма · Тетрадрахма
Медные (бронзовые): Обол · Лепта · Халк

Древнеримские (Республика)

Серебряные: Денарий · Викториат · Квадригат · Квинарий · Сестерций
Медные (бронзовые): Декуссис · Квинкуссис · Трессис (трипондий) · Дупондий · Асс · Деункс · Декстанс · Додранс · Бесс (бес) · Септункс · Семис (семисс) · Квинкункс · Триенс · Квадранс (терунция) · Секстанс · Унция · Семунция · Сициликус (квартунция)

Древнеримские (Империя)

Золотые: Ауреус · Тремисс
Серебряные: Антониниан · Аргентиус (аргентус)
Медные (бронзовые): Майорин (майорина) · Фоллис

Древнеримские (Провинции)

Золотые:
Серебряные: Литра · Кистофор
Медные (бронзовые): Ассарий (ассарион)

Византийские

Золотые: Солид (безант, бизантин)
Серебряные: Гексаграмма · Милиарисий · Силиква · Половина силиквы · Четверть силиквы
Медные (бронзовые): Нуммия

Ближневосточные

Дарик · Сикль (сикл, шекель) · Сиглос · Гера (агора) · Заз · Прута · Пим

Прочие

Биатек · Колхидка · Синдон

См. также

Древние единицы измерения
Византия: Скифата
Древний Рим: Aes rude · Aes signatum · Aes grave · Символы древнеримских денежных и весовых единиц · Символ денария · Список древнеримских единиц · Реституционная монета
Древняя Греция: Символы древнегреческих денежных и весовых единиц · Символ драхмы · Ценность денег в Элладе
Иудея: Библейские денежные единицы · Лепта вдовицы · Притча о потерянной драхме · Притча о талантах · Притча о работниках в винограднике · 30 сребренников

Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег;

Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня.

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.

30 сребреников — именно за такую сумму Иуда искариот предал Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея (26:15). Слово «сребреники», которое используется в Новом Завете, означает простые серебряные монеты, тем не менее, историки, археологи и другие специалисты вот уже не первый век ведут спор о том, какие именно монеты получил Иуда.

Учёный Donald Wiseman ещё в шестидесятых годах 20 века предположил, что речь идёт о Tирском (или тирийском) шекеле или о статире — монете Древней Греции.

Сегодняшние исследования склоняются к первоначальной версии Тирского шекеля. Монеты чеканились в финикийском городе Тир (Сур), начиная со 125 года до Рождества Христова вплоть до 65 года. Во времена Римской империи, как это ни удивительно, но именно этими монетами храм в Иерусалиме выплачивал налог властям.

С одной стороны монеты, по приказу римлян, чтобы не создавалось впечатление, что Палестина получила от империи автономию, печаталось изображение бога Баала (Ваала), при Птолемеях его культ слился с культом солнечного бога Гелиоса. Несмотря на то, что данный бог евреями интерпретировался как Вельзевул, эта монета была в ходу, вследствие особой чистоты серебра (94%).

Исследования показывают, что 30 шекелей в то время приравнивались к 120 суточным окладам труда, к стоимости одного раба или небольшого участка земли.

В средневековье за те самые 30 сребреников приняли древнегреческие монеты с острова Родос, так как их украшало изображение все того же бога Гелиоса. Доподлинно известно, что эти монеты почитались так же, как и святые мощи, их приравнивали к орудиям Страстей Христовых.

Надпись на греческом языке ΡΟΔΙΩΝ (родион), указывающая на географическое происхождение монеты, интерпретировалась, как «Иродион» и связывалась с царем Иродом из Нового Завета.

30 сребреников по нынешнему курсу (для начинающих христопродавцев)

Однажды на Страстной неделе некий проповедник оговорился
и сказал, что Иуда продал Христа не за 30 сребреников, а за 40…
Стоящий в народе купец наклонился к своему приятелю и промолвил:
— Это, стало быть, по нынешнему курсу…
Церковный анекдот XVIII века
Эта круглая сумма известна каждому. Она уже давно приобрела нарицательный смысл. Именно поэтому сегодня мало кто представляет ее реальную ценность в израильском обществе I века.
Однако, прежде всего следует оговориться, что настоящей суммы, за которую Иуда продал своего Учителя, мы никогда не узнаем. 30 сребреников вложены в руки Иуды лишь для того, чтобы задним числом оправдать ветхозаветное пророчество из Книги пророка Захарии: «Тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа. И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (глава 11, 11−13).
Не случайно, 30 сребреников в оплату предательства Иуды упоминаются только в Евангелии от Матфея (26.15): «И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам его? Они предложили ему тридцать сребреников», в Евангелии от Марка (14.11), самом древнем из четырех, конкретная сумма не указана: «Они же, услышав, обрадовались и обещали дать ему сребреники», в Евангелии от Луки (22:5) говорится только: «Они обрадовались и согласились дать ему денег», а в Евангелии от Иоанна вообще не сказано, что предательство оплачивалось.
Не секрет, что многие места евангельской биографии Иисуса целиком обусловлены соответствующими пророчествами из Ветхого Завета. В тексте Евангелий все эти места отмечены, и их смело можно относить к литературному вымыслу. Эпизод с 30-ю сребрениками — из их числа.
Но дело не в этом, а в том, чтобы понять, какие финансово-экономические ассоциации 30 сребреников вызывали у первых читателей Евангелий.
Сребреник, фигурируемый в Евангелиях, обыкновенно отождествляют с серебряным шекелем (сиклем, по-греч. — статир). В Библии слово кесеф (серебро, сребреник) употребляется иногда как синоним выражения «шекель серебром» (Быт. 37:28; Суд. 9:4; 17:4; II Сам. 18:11). Причем во времена Второго храма (конец VI в. до н.э. — 70 г. н.э.) в ходу был шекель (см. иллюстрацию), который фактически был полушекелем. Этот облегченный «священный шекель» (весом в 13-14 г серебра) составлял ежегодный налог каждого еврея на Храм.
Таким образом, 30 сребреников равняются примерно 400 г серебра.
Что можно было купить в Иудее I века за эти деньги?
В Книге Исхода (глава 21, 28-32) 30 сребреников — это штраф в пользу хозяина за раба или рабыню, которых насмерть забодал чужой вол (часто эту сумму неправильно трактуют как цену раба).
Шекель равнялся по весу четырем денариям или четырем драхмам. Греки называли шекель — «тетрадрахма».
30 сребреников, стало быть, были равны 120 денариям. Денарий платили в день солдату или наёмному работнику. Таким образом, речь может идти о тогдашней «средней заработной плате» за 4 месяца.
Иуда оценил благовония, потраченные Магдалиной на Иисуса, в 300 динариев. Это в 2,5 раза больше тридцати сребреников.
В Евангелии сказано также, что после самоубийства Иуды на полученные им деньги была куплена «земля горшечника» для погребений, т.е. некий участок глинистой земли (вроде дешевого дачного участка в Подмосковье). Но эти сведения вызывают сомнения, поскольку опять же отсылают к пророчеству Иеремии: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь».(Евангелие от Матфея, глава 27, 9-10).
Тем более, что у самого Иеремии приведены совсем другие цифры: «И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребреников» (Книга Иеремии, глава 32, 9).
Ещё один важный момент состоит в том, что пророки Иеремия и Захария жили в эпоху Первого храма и, значит, их шекель не был равен евангельскому шекелю, чего евангелисты, конечно, не знали. Вес шекеля в более древние времена определялся по двум стандартам — вавилонскому и финикийскому, каждый из которых в свою очередь был двойной, легкий (обыкновенный) и тяжелый («царский»). Вавилонский тяжелый шекель был равен 22–23 г, легкий — 11–11,5 г, финикийский тяжелый — 14,5–15,3 г, легкий — 7,3–7,7 г. Трудно сказать, какой из них имеется в виду в ветхозаветных пророчествах. Во всяком случае, нужно помнить, что в пророчествах Ветхого Завета жизнь Сына Божия фактически оценивалась несколько иначе, чем во времена Иисуса, несмотря на формальное совпадении суммы: 30 сребреников в Ветхом и Новом Заветах —это разные деньги..
Приблизить 30 сребреников, инкриминируемых Иуде, к ценам наших дней можно двумя способами.
Во-первых, по стоимости серебра. 21 ноября 2013 г. Банк России оценивает 1 г серебра в 21,52 руб. По этим расценкам Иуда расписался бы в получении 8600 руб., как нормальный российский пенсионер. За что наше правительство считает пенсионеров иудами, это другой вопрос.
При втором способе подсчета следует ориентироваться на сравнительную стоимость труда (берем отрезок в 4 месяца). Средняя зарплата россиян в 2013 г. составляет примерно 27.000 руб. За 4 месяца получается чуть больше 100 тысяч. Что ж, вероятно, за такую сумму и сегодня найдутся желающие запечатлеть поцелуй на щеке обреченной ими жертвы. А потом — на недельку в Париж.

Тридцать сребреников

Эта статья — о библейском устойчивом выражении. О монете Древнерусского государства см. Сребреник. Запрос «серебреник» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Иуда получает плату за предательство (Джотто, капелла Скровеньи, 1304—1306)

Три́дцать сре́бреников (ст.-слав. три́дєсѧть срє́брєникъ; в оригинале — др.-греч. τριάκοντα αργύρια) — плата за предательство, которую получил Иуда Искариот, согласившись выдать Иисуса Христа первосвященникам. Упоминаются в Евангелии от Матфея (Мф. 26:14—16 и Мф. 27:3—10), Евангелии от Марка (Мк. 14:10—10) и Евангелии от Луки (Лк. 22:1—6). В последних двух случаях без указания точной суммы.

Обычно 30 сребреников отождествляются с тирскими статерами (сиклями, шекелями) или древнегреческими тетрадрахмами.

В литературе могут встречаться следующие формы написания: «сребреник», «сребренник», «серебреник», «серебренник», «серебряник», «серебрянник».

Сюжет Нового завета. Упоминания в Ветхом завете

Иуда возвращает первосвященникам 30 сребреников (Рембрандт, 1629 год)

Предав Христа, Иуда вернул деньги первосвященникам, и на них была приобретена земля для погребения странников:

3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, 4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. 5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. 6 Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. 7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8 посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. 9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10 и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь. Евангелие от Матфея, глава 27

В Библии издания Московской Патриархии указывается в качестве параллельного следующее место Книги пророка Иеремии

6 И сказал Иеремия: таково было ко мне слово Господне: 7 вот Анамеил, сын Саллума, дяди твоего, идет к тебе сказать: «купи себе поле мое, которое в Анафофе, потому что по праву родства тебе надлежит купить его». 8 И Анамеил, сын дяди моего, пришел ко мне, по слову Господню, во двор стражи и сказал мне: «купи поле мое, которое в Анафофе, в земле Вениаминовой, ибо право наследства твое и право выкупа твое; купи себе». Тогда я узнал, что это было слово Господне. 9 И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребренников; 10 и записал в книгу и запечатал её, и пригласил к тому свидетелей и отвесил серебро на весах. 11 И взял я купчую запись, как запечатанную по закону и уставу, так и открытую; 12 и отдал эту купчую запись Варуху, сыну Нирии, сына Маасеи, в глазах Анамеила, сына дяди моего, и в глазах свидетелей, подписавших эту купчую запись, в глазах всех Иудеев, сидевших на дворе стражи; 13 и заповедал Варуху в присутствии их: 14 так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: возьми сии записи, эту купчую запись, которая запечатана, и эту запись открытую, и положи их в глиняный сосуд, чтобы они оставались там многие дни. Книга Иеремии, глава 32

Кроме того, уже именно 30 сребреников упоминаются в Книге пророка Захарии:

12 И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. 13 И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника. Книга пророка Захарии, глава 11

Сюжет также перекликается со следующим местом из книги «Исход», где говорится о тридцати сиклях серебра, в которые оценен погибший насильственной смертью раб:

Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями. Исход, глава 21

Вопрос о том, почему пророчество, по формулировке ближе совпадающее с пророчеством Захарии, надписано именем Иеремии, а в канонической книге пророка Иеремии места с такой формулировкой нет, издревле обсуждался христианскими экзегетами.

  • Ориген предполагает, что пророчество находилось в утраченном произведении пророка Иеремии;
  • Блаженный Августин предлагает следующие варианты решения: 1) в древнейших списках Евангелия имя пророка не указано вообще, поэтому древний текст не отсылает к Иеремии; 2) имя пророка Иеремии появилось при таинственном велении Духа Святого, и так как один и тот же Дух действовал через Захарию и Иеремию, можно полагать, что пророчество является общим для пророков; 3) Захария ничего не говорит о покупке поля, а этот эпизод есть у пророка Иеремии, так что слова «реченное через пророка Иеремию» относятся к покупке поля;
  • Блаженный Иероним Стридонский в одном из писем считает, что в этом месте Апостол по ошибке привел имя Иеремии вместо Захарии, но это простительно, так как «для него важно было не отследить все слова и слоги, а изложить смысл учения». Однако в «Толковании на Евангелие от Матфея» он свидетельствует, что секта назареев располагала апокрифом пророка Иеремии, в котором это место приведено слово в слово;
  • Евфимий Зигабен предполагает, что данное место находилось в утраченном произведении пророка Иеремии или было выброшено иудеями из канонической книги;
  • Еп. Михаил (Лузин) приводит мнение, что данное место Захарии в значительной степени заимствовано из Иер. 18 и 19, однако склоняется к той версии, что имеет место ошибка переписчика: ссылаясь на Тишендорфа, он говорит, что в древних списках стояло имя Захарии (сокращённо Ζρι’ου), однако было ошибочно записано как Ιρι’ου и далее как Иеремия.
  • Свящ. Михаил Фивейский, автор раздела «Толковой Библии А. П. Лопухина и преемников» по Евангелию от Матфея, перечисляет предыдущие мнения, прибавляя к ним также мнения о том, что 1) главы 9-11 Захарии имеют более раннее происхождение; 2) книга, которой пользовался Матфей, включала пророчества разных пророков, но называлась книгой Иеремии по имени первого пророка в книге; 3) что следует читать «тогда сбылось реченное через Иеремию и пророка»; однако самым простым объяснением считает, вслед за блаженным Августином, что «мысль евангелиста сосредоточивается на покупке земли у горшечника. Так как об этой земле говорится только у пророка Иеремии, то евангелист и поставил его имя в заглавии своей цитаты».

В русском языке

  • Презрительное выражение «тридцать сребреников» — крылатые слова или устойчивый фразеологизм в русском языке, употребляющееся в значении цены предательства. С тридцатью сребрениками связаны в русском языке слово «бессребреники», обозначающее не только лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры; но и в бытовой речи бескорыстных людей, равнодушных к богатству, к материальной выгоде.
  1. 30 сребреников
  2. Тридцать сребреников
  3. 30 сребренников
  4. Тридцать сребренников
  5. 30 серебреников
  6. Тридцать серебреников
  7. 30 серебренников
  8. Тридцать серебренников
  9. Тридцать серебряников
  10. Тридцать серебрянников
  11. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издательство Московской Патриархии, 1998. — 1376 с. — С. 1050
  12. 1 2 Ком. к Матфею, 1998, с. 710—711.
  13. 1 2 Толковая Библия А. П. Лопухина
  14. Аврелий Августин, блж. О согласии Евангелистов, кн. 3, гл. 7
  15. Иероним Стридонский, блж. Письмо к Паммахию о наилучшем способе перевода
  16. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея
  17. Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Матфея
  18. Еп. Михаил (Лузин). Толкование на Евангелие от Матфея
  19. БЭАН, 1891—1892.
  20. КБС, 2009, Краткий библейский справочник.
  21. ЭЕЭ, 1976—2009, статья «Шекель».
  22. Мэттингли, 2005, с. 90, 163.
  23. Нюстрем, 1868, статья «Деньги».
  • Краткий библейский справочник. — Российское библейское общество (по публикации на сайте «Большая библейская библиотека»), 2009.
  • Мэттингли Г. Монеты Рима. С древнейших времён до падения Западной Империи. — М.: Collector’s Books, 2005. — ISBN 1-932525-37-8.
  • Никифор, архимандрит. Сребренники // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  • Ньюман Б., Стайн Ф. Комментарии к Евангелию от Матфея. Пособие для переводчиков Священного Писания / Пер. с англ. под ред. А.Л. Хосроева. — РБО, 1998. — ISBN 5-85524-068-1 (рус.).
  • Нюстрем Э. Библейский энциклопедический словарь (историко-религиозный). — 1868.
  • Электронная еврейская энциклопедия. — Ассоциация по изучению еврейских общин в диаспоре, 1976—2009.

Захотелось ответить на этот вопрос, потому что наткнулся на как бы анекдот, саркастическую фразу: “Человеку любой эпохи интересно: «А сколько Иуда получил в переводе на наши деньги?»

В Евангелии от Матфея о сумме сказано: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам».

Cперва – разберемся с весом

Сребреники – то есть, серебряные монеты – это, скорее всего, ходивший в эпоху Христа — серебряный шекель. Такая монета, размером примерно с нынешнюю двухрублевую.

Веса в нем было примерно 14-16 граммов серебра и он приравнивался (так же по весу) к 4 греческим драхмам — тетрадрахме.

Именно поэтому Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» в сцене убийства Иуды писал:

«- Сколько получил сейчас? Говори, если хочешь сохранить жизнь!

Надежда вспыхнула в сердце Иуды. Он отчаянно вскричал:

— Тридцать тетрадрахм! Тридцать тетрадрахм! Все, что получил, с собою. Вот деньги! Берите, но отдайте жизнь!»

Итого, если брать за основу средний вес между тетрадрахмой и шекелем – это примерно 15 граммов серебра.

То есть, Иуде отвалили примерно 450 граммов.

Много это или мало?

Посчитаем по курсу драгметаллов

Возьмем сегодняшний, то есть на 1 июля 2009 года, курс доллара – 31 рубль 03 копейки.

Ну, начали считать!

Курс покупки-продажи драгметаллов ЦБ России: серебро шло по 13 руб. 98 коп. за грамм. И курс доллара на ту же дату – 31 р. 03 коп.

И сегодня Иуда, если бы, как в древности, монеты ходили не только по некой стоимости, но и по весу драгметалла, за 450 граммов серебра огреб бы 6 291 рубль – примерно 203 доллара.

По зарплате солдата

Но, как известно, деньги – это еще и эквивалент оплаты труда.

Про времена Христа и оплату труда в Иерушалаиме (ныне, как известно, – Иерусалим) мы знаем, например, довольно точно, что солдат получал один динарий в день, а в 1 шекеле было примерно 4 динария (то есть, в тетрадрахме – 4 динария) 30 сребреников, таким образом, это примерно 120 динариев.

Российскому солдату сегодня положено 500 рублей в месяц, то есть, около 16 рублей 60 копеек в день. То есть, если “приравнять” эту суточную “солдатскую выплату” к динарию римского солдата, то Иуда получил около 2 000 рублей, примерно 65 долларов.

Но это – в пересчете на зарплату солдата-призывника.

При Иуде солдаты, как римские так и остальные, были наемными, как бы сейчас сказали – контрактниками. Нынче наш контрактник, поступающий на службу, получает 8 500 рублей в месяц.

Проводим те же операции: 8 500 в месяц это 283 рубля в день, умножаем на 120 (приравняв «плата российского контрактника за день» к «динарию за день»), выходит – 33 960. То есть, по такому курсу Иуда получил 1094 доллара с «копейками».

И, наконец, возьмем зарплату поденщика!

Так же, как и величину средней оплаты солдата, мы знаем, что в Иудее наемный работник получал в среднем в день 1 или 2 динария, в зависимости от квалификации.

Бывало – получали и по 4 динария в день, но это если вы мастер- каменщик или плотник.

Так что остановимся на среднем: 2 динария в день.

То есть, Иуда получил плату среднего поденщика за 2 месяца (120 драхм делим на 2, будет 60 дней).

Считать дальше просто: в мае 2009 года средняя зарплата по стране (см. «КП» от 29 июня 2009 года) составляла примерно 18 190 рублей.

Иуда, выходит, получил бы 36 380 рублей. Или – около 1180 долларов!

По этому «поденному» курсу ему было бы выгоднее всего продать своего Учителя.

И что дальше?

Естественно, можно считать еще по десятку критериев: по номинальной стоимости монет ЦБ РФ (двухрублевые серебряные, например), по пересчету на квартплату, по цене на бензин… И так далее. Но мне кажется, раз уж до нас дошли два критерия – поденная плата и стоимость собственно серебра – это какая-то более-менее справедливая привязка.

Что можно сделать на пару тысяч долларов?

Купить квадратный метр средней квартиры в возводимой новостройке, пару соток земли подальше от Москвы, отдохнуть в Турции или Египте. Да! А лучше – съездить на недельку в Иерусалим.

Иуда ничего купить не успел. Он то ли повесился, то ли был убит. А на возвращенные им деньги священники купили так называемую Землю Горшечника, по иному — Акелдама — («поле крови») для похорон странников, которых так много приходило в Иерушалаим…

Фразеологизм «Тридцать сребреников»: значение и происхождение

Фразеологизм – это устойчивое образное выражение, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов. Фразеология включает в себя:

  • идиомы – фразеологизмы как переосмысленные образные значения;
  • пословицы и поговорки, образовавшиеся в фольклоре;
  • крылатые выражения – фразы афористического характера, относящиеся к какому-нибудь определенному автору, художественному, литературному или кинематографическому произведению.

>Что значит «Тридцать сребреников»? Значение «Тридцать сребреников»

Что это такое означает?
«Тридцать сребреников» – это цена измены, предательства.

>Происхождение

Откуда и какое происхождение фразы?
Источник крылатого выражения «Тридцать сребреников»: Евангелие. Иуда получил тридцать сребряников за предательство Иисуса.

Другие русские выражения

Другие значения и истории происхождения выражений, фразеологизмов, поговорок, пословиц и крылатых фраз на сайте из нашего словаря слов и выражений русского языка:
Тришкин кафтан
Троянский конь
Трубка мира
Трудно противу рожна прати
Труды и дни