Исповедь по мытарствам

Мужеложество и женонеистовство

Содомский грех — мужеложество и женонеистовство (а также — скотонеистоство) являются одним из самых явных грехов против заповеди о супружеских отношениях мужчин и женщин. В разделе: «О пристрастии к красивым лицам и телам» мы уже кратко сказали об этих грехах, но сейчас скажем подробнее.

Хотя в наше время во многих странах узакониваются такие отношения, в христианстве это всегда будет считаться тяжким грехом.

Феофан Затворник (Толкование на посл. Римлянам 1,26–27):»Св. Златоуст говорит: «смотри, как Апостол и здесь лишает возможности к извинению. Никто не может сказать, говорит он, что дошли до того, не имея случая к законному соитию, и что предались столь необычайному неистовству потому, что не могли удовлетворить своему похотению. Ибо изменять может только имеющий. Могли иметь удовольствие, сообразное с природою, которым можно наслаждаться с большею свободою, и притом без стыда. Но они не захотели сего и, нарушив уставы естества, соделались вовсе не извинительными. …»Смотри, какое большое замешательство произошло с обеих сторон (в мужчинах и женщинах). Не только голова стала внизу, но и ноги вверху; люди сделались врагами себе самим и друг другу; открыта жестокая брань в разных видах и с разных сторон, — брань, которая беззаконнее всякого междоусобия; она разделена на четыре рода, которые все суетны и преступны. Так не двух и трех, но четырех родов происходила у них брань. Рассуди сам. Двоим, разумею жену и мужа, надлежало составлять одно, как сказано: «будут (два) одна плоть» (Быт. 2, 24). А сие производилось склонностью жить не поодиночке (не особо друг от друга); но взаимно сопрягались оба пола. Диавол, истребив сию склонность и дав ей иное направление, разделил между собою полы и вопреки закону Божию из одного целого сделал две части. Хотя Бог сказал: «будут (два) одна плоть»— но диавол единую разделяет на две. Вот первая брань! Опять каждая из сих двух частей начала брань, как одна с другою, так и сама с собою. Ибо женщины наносили поругание не только мужчинам, но и женщинам; а мужчины восставали друг на друга и на женский пол, как бывает в военной суматохе ночью. Видишь ли вторую и третью брань, четвертую и пятую? Но вот и еще брань! Они, сверх сказанного, восстали на самую природу. Диавол видел, что самое вожделение все более соединяет полы; посему старался разорвать сей узел, дабы не только противозаконным расточением семени пресечь род человеческий, но истребить, вооружив людей друг против друга» (св. Златоуст)».

Приведем поучения об этих грехах мужчин и женщин.

Феофан Затворник (Толков. на посл. Римлянам 1, 27):»…(Апостол) говорит о мужчинах, что они «разжигались похотью друг на друга», показывая, что они предались сладострастию и неистовой любви» (блаженный Феофилакт). «Заметь, какие сильные выражения употребляет Апостол. Не сказал, что они питали взаимную любовь и вожделение; но что: «разжигались похотью друг на друга». Видишь ли, что все произошло от неистового вожделения, которое не любит держаться в должных пределах? Ибо всякий, преступающий законы, постановленные Богом, питает вожделение к несродному и незаконному. Так язычники воскипели сею беззаконною любовью. И если спросишь: от чего такая стремительность вожделения? За беззаконие, за то, что сами оставили Бога. «Мужчины на мужчинах делая срам». «Делая» — говорит, показывая, что они совершали грех на самом деле, и не просто совершали, но с ревностью. Не сказал также: вожделение, — но ясно: «срам»; потому что поругали природу, попрали закон» (св. Златоуст)».

Нравственное Богословие (Грехи против седьмой заповеди, грех — муженеистовство):»Мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам» (Рим.1,27). Это и называется грехом содомским, за который Бог не потерпел городов Содома и Гомморы, истребив их огнем. Значит это грех вопиющий на небо об отмщении. Вместо женского пола человек прельщается мужскою красотою (в мальчиках), делает над мужчиной то, чего нет и в похоти скотов. Гнусность неописанная! Праведный Лот до того гнушался и боялся этого греха (хоть и присмотрелся к нему в содомлянах), что когда содомляне пришли к нему и нападали на его гостей с целью осквернить их, то он предлагал развратникам собственных дочерей для естественного совокупления (Быт. 19, 4–9). (Не хотел Лот в самом деле или решительно пожертвовать честью своих дочерей ради того, чтоб не допустить в своем доме греха мужеложства. Нет; но он только думал отвлечь содомлян от их намерения, делая им такое неожиданное и отважное предложение; он надеялся выиграть время, пока Господь вступится за него и поставит преграды злу). По словам апостола Павла дойти до этого противоестественного греха значит, так сказать, «быть выдану Богом»: «потому предал их Бог постыдным страстям» (Рим.1,26). По правилам же церковным мужеложник подлежит 15-летнему запрещению (Вас. Вел.62). О, читатель! помни между прочим на сей раз для себя или других такое испытанное предостережение: «не спать на одной постели с отроками, когда сам молод, ни с человеком и равных лет» (Древ. Пат. гл.5, сказ.45)».

Феофан Затворник (Толков. на посл. Римлянам 1, 26):»Между женщинами происходило нечто непонятное: они изменили естественную подобу, употребление в такое, которое было помимо естества. Удовлетворение плотского возбуждения чрез законного мужа — была естественная подоба. Вместо этого они придумали что-то другое, чрез что удовлетворение происходило помимо естества. Если истолковывать это сравнением с тем, что было у мужчин, то это было какое-то удовлетворение похоти у женщин чрез женщин… Бесчестнее же всего то, что женщины изобрели такие соития, которых им надлежало стыдиться более, нежели соития с мужчинами».

Нравственное Богословие (Грехи против седьмой заповеди, грех — женонеистовство):»О, повинные этой блудной гнусности! Подумайте, каким стыдом покроетесь вы за нее на страшном суде, когда Господь «осветит скрытое во мраке» (1Кор. 4, 5)! Убойтесь имени вопиющего греха! Это ведь тот же вопль, какой относится в св. Писании к крови убиенного Авеля (Быт. 4, 10), к «угнетению нищих и убогих» (Иов.34,28) и к мученическим пыткам над кем-либо за веру (Апок.6,10). Вами угнетаются, разрушаются самые права природы: ваш грех так велик, что не имеет нужды ни в признании ни в свидетелях, но вопиет сам за себя, призывает мщение-наказание от Бога самым действием своим. Поспешите же навсегда прекратить его и раскаяться в нем! Будьте готовы понести за него какое-либо посещение Божие и молите Бога, чтоб не подвергнуться посещению тяжкому. Господь многомилостив к тем, которые каются пред Ним искренно!».

К сожалению, такие содомские грехи бывают и в монастырях. Вот как об этом говорит святой подвижник.

Нил Мироточивый (Посмертные вещания, ч.3, гл.24–25):»Ныне и среди послушников находятся такие, которые с бесстрашием возделывают пагубные блудные деяния, деяния мужеложцев. Есть ныне и среди новоначальных таковые. Горе старцам, у которых состоящие под их началом юные имеют промеж себя таковое деяние, а старцы не увещевают их об исправлении!.. Кажется, сами старцы имеют пристрастие к своим юным, а потому и не желают исправлять их… О, несчастные старцы, вы слышите слухом вашим, видите оком вашим, что между какими-либо двумя братиями развивается прелестная дружба, но не делаете пременения их прелестному согласию, т. е. не разлучаете их, или не изгоняете развращающего, чтобы исправить таковое беззаконие и освободить послушников ваших от ига людей развратных, сваливающихся, подобно свиньям, между собою и увлекающих их в пути мужеложства, в такой пламень огненный, от которого даже бесы трепещут!.. Хотя бесам и свойственно соблазнять естество человеческое в страсть мужеложственную, но когда эта треклятая грязь мужеложства начинает совершаться между людьми, тогда и бесы трепещут, ибо бесов ужасает страшная мука, которая уготована за сие деяние, бесы боятся, как бы за соблазнение в сей грех не заключили и их туда.

О, преподобнейшие священники, священномонахи и вы, досточтимейшие монахи, находящиеся здесь в честном спасительном сосуде! Почему не держите в себе спасительной чистоты и целомудрия, но обрела место среди вас некая нечистота мужеложственная? (Следует заметить, что под нечистотой мужеложственной подразумевается не только самое мужеложство, но и сердечное пристрастие одного брата к другому или преувеличенная взаимная симпатия, распаляемая врагом, что относится к нечистоте мужеложства, ибо все это есть зародыш противоестественной страсти). Увы, кто свободен от этой брани, называемой древними отцами «страстию постыдной!» (см. авву Дорофея)».

Тем, кто наслаждается содомскими грехами, не стоит забывать, что за все грехи они дадут ответ.

Мытарства Феодоры:»Явились мы потом на восемнадцатое мытарство — мытарство содомских грехов, где истязуются все противоестественные блудные грехи, о которых, по слову апостола, «срамно есть и глаголати» (Еф.5,12)».

Для таких людей приводим полное поучение Максима Грека о будущем наказании за содомские грехи.

Максим Грек (Нравоучительные сочинения, сл.19):»Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим и» (Пс.110, 10), говорит божественный псалмопевец. Каков же бывает тот, кто водится страхом Господним, этому научает тот же псалмопевец в другом псалме, говоря: «блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощеш зело» (Пс. 111, 1), то есть, возлюбить их, с усердием будет по ним направлять свою жизнь и постоянно будет поучаться в них, как тот же опять говорит: «коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть»; и опять: «коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим» (Пс.118, 97. 103). Если же разум благ всем творящим страх Господень, то есть, для исполняющих делом святые Его заповеди: то для нарушающих их нет благого разума, а есть крайнее безумье и вечная погибель, как тот же пророк говорит: «далече от грешных спасете, яко оправданий Твоих не взыскаша» (Пс.118, 155); также: «уничижил еси вся отступающия от оправданий Твоих, яко неправедно помышление их» (Пс.118, 118). Если же отступающее от оправданий Божиих уничижаются Им, то, очевидно, что они пойдут в вечную пагубу. Какие же другие наиболее уничижатся и будут отчуждены от Бога, как не те, которые по великому их безумию рассуждают, что не будут осуждены беззаконнующие наравне с древними нечествовавшими содомлянами, которых суд Божий испепелил вместе с их городами огнем и жупелом, соделав их указанием для тех, кои впоследствии захотят подобно им нечествовать, как говорит верховный божественный апостол Петр во втором своем послании. Поэтому, следовало бы христианам, и к тому же имеющим такое страшное указание гнева Божья, не только гнушаться такой богомерзкой скверны, которая, преимущественно, пред всеми другими беззакониями прогневляет Вышнего, сожигать огнем и предавать анафеме тех, которые творят такую скверну и не считают ее преступлением, тогда как эта богомерзкая скверна разжигает нестерпимый гнев Божий на православных, как на проклятых Богом, Который говорит: «проклят всяк, иже с мужеским полом спит» (Лев. 18, 22), и тех, которые не отстанут от своей богомерзкой скверны, не сподоблять никакого христианского благословенья, но устраняться от них, по заповеди Апостола, говорящей: «аще который брат именуем будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или пияница, или хищник, или досадитель, с таковыми ниже ясти» (1Кор. 5, 11). Если бы эта скверна не была весьма ненавистна Богу, то Он не сжег бы с нестерпимым гневом города Содомские, и не превратил бы землю их в смрадное озеро на показание и обличение мерзкой их скверны. Насколько же гнусен и безбожен грех содомской скверны, показал и божественный апостол Павел в послании к Римлянам, говоря: «то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам «(Рим. 1, 24–27). И если в этой жизни Бог предал их страсти бесчестия и в нечистоту, то ясно, что и в будущей Он заключит их в муки вечные и в нестерпимые томления, вместе с древними их сообщниками — содомлянами. О, какое окаянство, какое безумное и беспримирное развращенье! Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались! Отстаньте скорее от него, пока неизреченная благость Божия дает вам время к покаянно! Добровольно пребывая в бесчестии, неужели не разумеете, что вы раскапываете навозную яму, берете исходящий оттуда смердящий кал, питаетесь им и глотаете его? О, какое беспримерное нечувствие и окаянство! о, какие нестерпимые муки, в которые вы будете ввержены! Содевая друг на друг такое гнусное беззаконье, какого нет и у бессловесных скотов, вы стали бессловеснее самых бессловесных. Познайте же себя, окаяннейшие, познайте, что вы были созданы по образу и подобию Божии на добрые дела, чтобы создавали вас Бог прославлялся вами, и вы также взаимно прославлялись Им посредством получаемых от Него духовных дарований. Вы же, ослепляясь и прельщаясь богомерзкою вашею плотскою похотью, не только лишаетесь этого достоинства и красоты образа Божья, коим вы были почтены, но и соделываетесь неразумнее и бессловеснее самых бессловесных скотов, дерзая бесстыдно пред пречистыми очами Создавшего вас на богомерзкую скверну, какой нет и у бессловесных скотов. Мне кажется, что дерзающие бесстыдно на такую богомерзкую скверну, будут преданы на более тяжкие мученья, нежели древние содомляне: ибо те еще прежде закона и прежде, чем была положена заповедь, запрещающая эту гнусную скверну, нечествовали пред Богом по неведению. А которые ныне подобно им совершают это гнусное дело, те грешат не по неведению, но по причине величайшего их нечувствия и безумья, при полном сознании имеющего быть страшного суда Божья. Поэтому они и будут преданы более тяжким мукам, согласно евангельскому грозному слову, которое говорит: «раб, ведевый волю господина своего, и не сотворив, биен будет много», то есть, сильно и бесконечно будет мучен; «неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало», то есть, легче испытан будет вечными муками. Поэтому достоин великих похвал древний приснопамятный царь Иустиниан Великий, который, будучи воодушевлен великою ревностью Божьею, подверг различным мукам творивших во время его царствования эту гнусную скверну. Не менее его достоин похвал и некоторый князь славного города Венеции, который также по божественной ревности многих таковых сжег огнем, прибавив к ним и своего сына, который был оклеветан ему одним изнасилованным им отроком, и он нисколько его не пощадил, но, как передает сказанье, повесил его, употребив для сего золотую цепь. Существует убеждение, что доказательство, полученное от противной стороны, почитается наиболее достоверным. Поэтому, и я не умолчу того, что слышал от христоненавистных агарян. Хотя у них таковая скверна в большом употреблении, но те, которые у них более разумны, утверждают, что творящие эту скверну не узрят лица Божья, то есть, без всякого суда и без испытания будут осуждены на погибель. Услышьте и устыдитесь, безумные, которые считаете эту богомерзкую скверну невинною, — и если никакое боговдохновенное писание, угрожающее вечною мукою, не может исправить вас, то хотя кратким этим ответом христоненавистных агарян вразумитесь и отстаньте от этого богомерзкого блужения. «Приимите наказание скорее, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведного, егда возгорится вскоре ярость Его» (Пс. 2, 12). «Страшно, еже впасти в руце Бога Живаго». И как же не страшно, когда нигде нельзя укрыться от Него, по слову праведного Давида: «камо пойду от духа Твоего и от лица Твоего камо бежу», то есть, от ярости Твоей и от нестерпимого праведного Твоего гнева, от которых если «взыду на небо», или «сниду во ад», или «вселюся в последних моря», не возмогу избежать рук Твоих, но и «тамо рука Твоя наставить мя и удержит мя десница Твоя» (Пс. 138, 7 — 10). «Не убойтеся, — говорит Господь, от убивающих тело, душу же не могущих убити: убойтеся же паче могущего и душу и тело погубити в геенне» (Мф.10, 28). Когда же слышите геенну, то не считайте это огнем чистилищным, как утверждают зломудрые Латиняне, последующие еретику Оригену, но знайте, что это огонь неугасимый, мучащий нечестивых и нераскаянных грешников в нескончаемые веки, соразмерно их порочности. Ибо не сказал Господь: могущего и душу и тело очистить в геенне, но «погубити», то есть, мучить бесконечно и предать вечной смерти. Если нравится вам быть преданными таковой смерти и тяжчайшим мукам на бесконечные веки: то держитесь этого гнусного и скаредного наслаждения вашего и валяйтесь в нем с удовольствием, как смердящая свинья в скверной тине. Если же искренно, как благочестивые христиане, желаете получить вечное наслаждение благами, уготованными для святых: то постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслажденья, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме, как противника евангелия Христа Спасителя и развращающего ученье оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами, посильною милостынею и чистою неразвлеченною молитвою, чтобы сподобиться вам войти вместе с мудрыми девами, имеющими горящие светильники в мысленный чертог бессмертного Жениха, Который говорит: «приидите ко Мне вси труждающиеся» в суетах настоящей жизни «и обремененные» различными грехами, «и Аз упокою вы» (Мф.11, 28). Я уже многократно сказал и не перестану говорить: возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы. Вы христиане и именуетесь таковыми, получив это превосходное наименование от Христа, пречистого и всесвятого Бога: живите же достойно Христа во всякой святости и целомудрии, довольствуясь данною вам благим Создателем естественною подобою женского пола. Не уподобляйтесь нечестивым Измаильтянам, происходящим от рабыни Агари, которые не имеют части в небесном наследстве с Исааком, сыном свободной. Не лишайте же себя без ума такового богодарованного наследства неизреченных вечных благ из-за гнусного, богомерзкого и скверного наслаждения этою проклятою вашею скверною. Не будьте как «конь и меск, имже несть разума, дабы браздами и уздою», то есть, гневом Божьим и яростью Его, не были «востягнуты челюсти ваши», то есть, по причин непокорности ваших душ, вы не были бы лишены свободы, как не хотящие добровольно приблизиться к Нему истинным и полным покаянием, которым одним только очищается греховность души в настоящей жизни, а не будущим чистительным огнем. Ибо настоящая жизнь есть время делания, то есть, время для проявления добрых дел, а будущий век есть время воздаяния, а не очищения. Божественный Апостол завещаешь нам не прельщаться пустыми надеждами и обманчивыми речами людей еретичествующих; поэтому, будем крепко держаться евангельского и апостольского учения и преданий отеческих, и таким образом сподобимся получить наслаждения вечных благ, милостью и человеколюбьем Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава, честь и поклоненье в бесконечные веки. Аминь».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Исповедаю Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице Славимому и Поклоняемому Отцу и Сыну, и Святому Духу во всех моих грехах: во грехах зачатый, во грехах рожденный, во грехах воспитанный от самого Крещения до сего времени и живущий во грехах.

Исповедаю, что согрешил я против всех заповедей Божиих: маловерием и неверием; сомнением и вольным мнением; суеверием; гаданием; самонадеянностью; нерадением; отчаянием в своем спасении; надеждою на самого себя и на людей более, чем на Бога.

Забвением о правосудии Божием и неимением преданности воле Божией; нестаранием познания Бога и веры в Него; благоговения к Нему; страха перед Ним; надежды на Него; любви к Нему и ревности к славе Его.

Согрешил: порабощениям себя страстям; корыстолюбием; гордостью; самолюбием; тщеславием; раболепством духу времени; мирским обычаям против совести с нарушением заповедей Божиих; любостяжанием; чревоугодием; лакомством; объядением; пьянством.

Согрешил: клялся Богом (божбою); ложною клятвою; нарушением клятвы; неисполнением обетов; принуждением других к: божбе, клятве; неуважению к святыне и благочестию; хулою: на Бога, на святых, на всякую святыню; богохульством; кощунством; призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, шутках и забавах.

Согрешил: непочитанием праздников и занятиями, унижающими честь праздников; неблагоговейным стоянием в церкви, разговорами и смехом; леностью к молитве и к чтению Священного Писания; оставлением утренних и вечерних молитв; утаиванием грехов на исповеди; нестаранием о должном приготовлении к Причащению Святых Тайн; неуважением к священным предметам и небрежным изображением на себе Крестного знамения; несоблюдением постов по уставу Церкви; леностью к труду и недобросовестным исполнением порученных работ и дел по долгу службы; потерей времени напрасно в праздности и рассеянности.

Согрешил: непочитанием родителей и начальников; неуважением: старших, пастырей духовных и учителей.

Согрешил: напрасным гневом; оскорблением ближних; ненавистью; причинением вреда ближнему; враждою; злопамятством; соблазном; советом на грех; не сохранением человека от смерти; отравлением; убийством (в т.ч. детей во чреве) и советом к сему.

Согрешил: плотскими грехами — блудом; прелюбодеянием; сладострастием; страстными поцелуями; нечистым осязанием; засматриванием на красивые лица с вожделением; люблением своего тела, самоудовлетворением, влечением к лицам своего пола, мужеложством, скотоложством.

Согрешил: сквернословием, услаждением нечистыми мечтами; произвольным раздражением; невоздержанием в посты; воскресные и праздничные дни; кровосмешением; излишним щегольством с желанием нравиться и прельщать других.

Согрешил: воровством; присвоением чужой собственности; обманом; утаиванием найденной вещи; принятием чужой вещи; неуплачиванием долга по ложным причинам; препятствием в выгодах других; тунеядством; святотатством; не милосердием к бедным; скудостью; расточительностью; роскошью; игрой в карты; вообще беспорядочной жизнью; корыстолюбием; неверностью; несправедливостью; жестокосердием.

Согрешил: ложным свидетельством; оклеветанием и очернением доброго имени ближнего и чести его, разглашением грехов и слабостей их; подозрительностью; сомнением в чести ближнего; осуждением; двоедушием; сплетнями; насмешками, остротами; ложью; лукавством; обманом; лицемерным обращением с другими; лестью; пресмыкательством перед вышними по должности и имеющими преимущества и власть; болтливостью и празднословием.

Согрешил: худыми желаниями и помышлениями, завистью; корыстолюбием и горделивыми мыслями и желаниями.

Согрешил: унынием; печалью; зрением; вкусом; обонянием; осязанием; помышлениями; словами, желаниями, делами и в прочих моих грехах, которые из-за беспамятства моего не упомянул.

Не имею: прямодушия; искренности; простоты; верности; правдивости; уважительности; степенности; осторожности в словах; благоразумной молчаливости; охранения и защищенная чести других.

Не имею: любви; воздержания, целомудрия; скромности в словах и поступках; чистоты сердца, щедрости; милосердия; смиренномудрия; вообще не усердно забочусь об искоренении в себе греховного расположения и об утверждении себя в добродетелях.

Каюсь, что прогневал Господа Бога моего, искренне об этом жалею и желаю раскаяться, и впредь с помощью Божией всевозможно удерживаться от грехов.

Исповедаю Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице Славимому и Поклоняемому Отцу и Сыну, и Святому Духу во всех моих грехах: во грехах зачатый, во грехах рожденный, во грехах воспитанный от самого Крещения до сего времени и живущий во грехах.

Исповедаю, что согрешил я против всех заповедей Божиих: маловерием и неверием; сомнением и вольным мнением; суеверием; гаданием; самонадеянностью; нерадением; отчаянием в своем спасении; надеждою на самого себя и на людей более, чем на Бога.

Забвением о правосудии Божием и неимением преданности воле Божией; нестаранием познания Бога и веры в Него; благоговения к Нему; страха перед Ним; надежды на Него; любви к Нему и ревности к славе Его.

Согрешил: порабощениям себя страстям; корыстолюбием; гордостью; самолюбием; тщеславием; раболепством духу времени; мирским обычаям против совести с нарушением заповедей Божиих; любостяжанием; чревоугодием; лакомством; объядением; пьянством.

Согрешил: клялся Богом (божбою); ложною клятвою; нарушением клятвы; неисполнением обетов; принуждением других к: божбе, клятве; неуважению к святыне и благочестию; хулою: на Бога, на святых, на всякую святыню; богохульством; кощунством; призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, шутках и забавах.

Согрешил: непочитанием праздников и занятиями, унижающими честь праздников; неблагоговейным стоянием в церкви, разговорами и смехом; леностью к молитве и к чтению Священного Писания; оставлением утренних и вечерних молитв; утаиванием грехов на исповеди; нестаранием о должном приготовлении к Причащению Святых Тайн; неуважением к священным предметам и небрежным изображением на себе Крестного знамения; несоблюдением постов по уставу Церкви; леностью к труду и недобросовестным исполнением порученных работ и дел по долгу службы; потерей времени напрасно в праздности и рассеянности.

Согрешил: непочитанием родителей и начальников; неуважением: старших, пастырей духовных и учителей.

Согрешил: напрасным гневом; оскорблением ближних; ненавистью; причинением вреда ближнему; враждою; злопамятством; соблазном; советом на грех; не сохранением человека от смерти; отравлением; убийством (в т.ч. детей во чреве) и советом к сему.

Согрешил: плотскими грехами — блудом; прелюбодеянием; сладострастием; страстными поцелуями; нечистым осязанием; засматриванием на красивые лица с вожделением; люблением своего тела, самоудовлетворением, влечением к лицам своего пола, мужеложством, скотоложством.

Согрешил: сквернословием, услаждением нечистыми мечтами; произвольным раздражением; невоздержанием в посты; воскресные и праздничные дни; кровосмешением; излишним щегольством с желанием нравиться и прельщать других.

Согрешил: воровством; присвоением чужой собственности; обманом; утаиванием найденной вещи; принятием чужой вещи; неуплачиванием долга по ложным причинам; препятствием в выгодах других; тунеядством; святотатством; не милосердием к бедным; скудостью; расточительностью; роскошью; игрой в карты; вообще беспорядочной жизнью; корыстолюбием; неверностью; несправедливостью; жестокосердием.

Согрешил: ложным свидетельством; оклеветанием и очернением доброго имени ближнего и чести его, разглашением грехов и слабостей их; подозрительностью; сомнением в чести ближнего; осуждением; двоедушием; сплетнями; насмешками, остротами; ложью; лукавством; обманом; лицемерным обращением с другими; лестью; пресмыкательством перед вышними по должности и имеющими преимущества и власть; болтливостью и празднословием.

Согрешил: худыми желаниями и помышлениями, завистью; корыстолюбием и горделивыми мыслями и желаниями.

Согрешил: унынием; печалью; зрением; вкусом; обонянием; осязанием; помышлениями; словами, желаниями, делами и в прочих моих грехах, которые из-за беспамятства моего не упомянул.

Не имею: прямодушия; искренности; простоты; верности; правдивости; уважительности; степенности; осторожности в словах; благоразумной молчаливости; охранения и защищенная чести других.

Не имею: любви; воздержания, целомудрия; скромности в словах и поступках; чистоты сердца, щедрости; милосердия; смиренномудрия; вообще не усердно забочусь об искоренении в себе греховного расположения и об утверждении себя в добродетелях.

Каюсь, что прогневал Господа Бога моего, искренне об этом жалею и желаю раскаяться, и впредь с помощью Божией всевозможно удерживаться от грехов.

Краткий список грехов, истязуемых на мытарствах

Страшный суд Божий

Сущность учения о мытарствах излагает св. Кирилл Александрийский в слове «О исходе души».

Мытарства – это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые.

На мытарствах душа в присутствии ангелов и демонов, но и пред Оком Всевидящего Бога, постепенно и подробно испытывается во всех делах, словах и помышлениях.

Души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся ангелами в райские обители для предначатия вечного блаженства, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, по приговору невидимого суда влекутся демонами в их мрачные обители для предначатия вечного мучения.

Таким образом, мытарства и есть частный суд, который совершает над каждою человеческою душою невидимо сам Господь посредством своих ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей демонов.
В житии преп. Василия Нового (Ч. М. 26 марта) повествуется, что ученику его, преп. Григорию (тоже 26 марта), были подробно открыты в видении как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам блаженной Феодоры.

См. Слово об Исповеди.

Ниже приведен краткий список грехов, истязаемых на всех 20 мытарствах, в качестве вспомогательного инструмента для более тщательной подготовки к Таинству Покаяния (Исповеди).Вопросы в мытарствах начинаются с грехов, как мы называем, «малых», общечеловеческих (празднословие) и чем идут дальше, тем касаются грехов более важных и оканчиваются в 20-м мытарстве немилосердием и жесткостью к ближнему – грехами самыми тяжкими, за которые, по слову Божью, бывает «суд без милости» не сотворившему милости.

1.СЛОВО: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, суесловие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, искажения слов, упрощения, велеречие, нелепости, насмешки, хохот, смех, обзывания, пение страстных песен, кривотолки, сварливость, косноязычие, гнусности, подстрекательство, кощунство, поругание людей и имени Божьего, поминание всуе, хамство.

2.ЛОЖЬ: лесть, подхалимство, угождение с хитростью, подлость, трусость, кривляние, суета, обособленность, воображение, артистизм, лжесвидетельство, клятвопреступление, утаивание грехов на исповеди, скрытность, нарушение данного на исповеди обещания не повторять грехи, лукавство.

3.КЛЕВЕТА: оскорбления, осуждение, искажение правды, ябедничество, жалобы, надругательства, глумление, содействие грехам других, бесцеремонность, циничность, моральное давление, угрозы, недоверие, сомнения.

4.ЧРЕВОУГОДИЕ: объядение, обпивство, курение, тайноядение, нарушение постов, пиршествование, пьянство, наркомания, токсикомания и прочее, обжорство.

5.ЛЕНЬ: небрежение, невнимание, забвение, многоспание, безделье, уныние, нерадение, малодушие, слабоволие, праздность, забывчивость, беспечность, халтура, тунеядство, необязательность, хладность и теплохладность к духовному, нерадение о молитве, нерадение о спасении, бесчувственность.

6.ВОРОВСТВО: хищения, кражи, дележ, авантюры, аферы, пособничество, использование краденого, мошенничество, присвоение в виде изъятия, святотатство.

7.СРЕБРОЛЮБИЕ: корысть, поиск выгоды, многозаботливость, стяжательство, жадность, скупость, накопительство, давали деньги в долг под проценты, спекуляции, взятки.

8.ЛИХОИМСТВО: вымогательство, грабеж, разбой, коварство, ухищрения, неотдача долгов, аферы, махинации.

9.НЕПРАВДА: обман, обвес, подкуп, неправедный суд, бесчестие, мотовство, подозрение, укрывательство, соучастие.

10.ЗАВИСТЬ: в благах материальных, в душевных достоинствах, лицеприятие, желание чужого.

11.ГОРДОСТЬ: самомнение, своеволие, самовозношение, возвышение, тщеславие, высокомерие, лицемерие, самообожание, ослушание, неуступки, неповиновение, презрение, бесстыдство, бессовестность, богохульство, невежество, дерзость, самооправдание, упрямство, нераскаянность, кичливость.

12.ПАМЯТОЗЛОБИЕ: злопамятность, злорадствование, отмщение, мстительность, вредительство, травля, каверзы, кляузы.

13.ГНЕВ: непримиримость, вспыльчивость, ненависть, ярость, удары, пинки, дерзость, озлобление, отчаяние, ссоры, склоки, истерики, скандал, вероломство, беспощадность, грубость, обиды.

14.УБИЙСТВО: (мыслию, словом, делом), драки, применения всякого рода орудий или препаратов для убийства, аборты (или соучастие).

15.ВОЛХОВАНИЕ: гадание, ворожба, астрология, гороскопы, прельщения модой, целительство (экстрасенсорика) прикрываясь именем Божьим, левитация, знахарство, ведьмовство, чародейство, шаманство, колдовство.

16.ЛЮБОДЕЯНИЕ: плотское сожительство вне церковного брака, сладострастные воззрения, блудные помыслы, мечты, фантазии, упоения, услаждения, соизволения на грех, осквернение целомудрия, ночные осквернения, порнография, смотрение развратных фильмов и программ, рукоблудие.

17.ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ: супружеская измена и еще совращение, насилие, падение, нарушение обета безбрачия.

18.БЛУД СОДОМСКИЙ: извращение естества, самоудовлетворение, самоистязание, насилие, похищения, кровосмешения, совращение малолетних (прямое и косвенное).

19.ЕРЕСИ: неверие, суемудрие, искажения и извращения истины, искажения Православия, сомнения, отступничество, нарушение церковных постановлений, участие в еретических сборищах: Свидетели Иеговы, Сайентология, Богородичный Центр, Иванова, Рериха, а также в других богоборческих объединениях и структурах.

20.НЕМИЛОСЕРДИЕ: нечувствие, безжалостность, гонение немощных, жестокость, окаменение, очервствление, не заботились о детях, стариках, больных, не подавали милостыни, не жертвовали собой и своим временем ради других, бесчеловечность, бессердечность.

См. Слово об Исповеди
См. Восемь главных страстей и добродетелей (Свт. Игнатий Брянчанинов)
См. Как приготовиться ко Святому Причащению

Многословие, необдуманные и вздорные слова, балагурство (болтовня на потеху другим), неумеренный смех, похабные анекдоты или песни, пошлости, кощунство (упоминание Бога, святых, святынь в шутках, гневе, ссоре), уголовный жаргон, чертыхание (упоминание беса), сквернословие (матерная брань) и проч.
(Хрiстос сказал: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12 : 36).
2. ЛОЖЬ: бытовая ложь (по мелочи), выдумки и преувеличения, убедительные советы при слабых знаниях, искажение фактов, притворство, изворотливость, лукавство, обман, коварство, предательство, клятвопреступление, невыполнение обещаний, разглашение тайны ближнего, лесть, подхалимство, лицемерие, человекоугодие, человеконадеяние, подозрительность, лжесвидетельство, укрывательство, неисполнение обетов, данных Богу; умаление или утаивание грехов на исповеди, непротивление им; прошение у Бога наказать обидчика, призывание имени Божия без нужды, впустую: «Ах ты, Господи» и т.п., божба (клятва именем Бога).
3. КЛЕВЕТА: осуждение, проклятие, самозаклятие: «Чтоб я умер» и т.п., пустое любопытство, подсматривание, подслушивание, сплетни, разглашение чужих пороков, козни, доносы, подстрекательство, злосоветие, наговоры, травля, злословие, насмешки, колкости, передразнивание, поддакивание в греховных разговорах.
4. ЧРЕВОУГОДИЕ: объядение и опивство, чревобесие (обжорство), гортанобесие (гурманство), лакомство (пристрастие к сладостям), скверноядение (уринотерапия, употребление в пищу крови, удавленины, идоложертвенного, трапеза с еретиками, из одной посуды с собаками или кошками, среди постыдных увеселений), тайноядение (тайком), беспорядочное ядение, ненасытность, вкушение через силу, пристрастие к напиткам (разновидность гортанобесия), кутежи, пьянство, нарушение постов и постных дней (среда, пятница), пресыщение в посты постной пищей, пост с ропотом, оставление молитвы перед едой и после.
5. ЛЕНЬ: леность к труду, молитве; недобросовестность, тунеядство (жизнь за чужой счёт), многоспание, безделье, скука, уныние, ропот, нетерпение болезней и скорбей (посылаются для спасения), трусость, мало­ду­шие, стыд креститься и защищать славу имени Божия, необличение зла, слабоволие, порабощение себя телевизору, компьютеру, играм; оставление утренних, вечерних и других молитв; поспешность или рассеянность на молитве, редкое хождение в храм, на исповедь и ко Св. Причащению; формальная исповедь, опоздание на службу, неблагоговейное поведение в храме, на церковной служ­бе – разговоры, смех, дремание, невнимание к чтению и пению; хождение по храму во время богослужения, уход из храма прежде окончания службы, непочитание праздников Божиих, оставление чтения Свящ. Писания и творений св. Отцов, невежество, маловерие, нерадение, хождение в церковь в нетрезвом виде, прикосновение к святыне в состоянии нечистоты (блудное осквернение, месячные, после родов в течение 40 дней), неношение креста на груди, небрежное или в перчатках изображение на себе крестного знамения, небрежное отношение к святыне (просфора, св.вода, иконы), употребление бумаги с изображением Креста, Имени Божия или святых в бытовых целях и выбрасывание её (нужно сжигать); недостойное Причащение (если было опущение поста и правила, утаивание грехов, состояние злобы, гнева, обиды), неисполнение епитимьи (исправительного наказания за грехи), неблагодарность Богу за всё случающееся, потребительское отношение к Богу (молитва о успехе, достатке и т.п. при нежелании жить по – христиански), чрезмерное упование на Бога (Бог помогает, но не делает за нас), непамятование смерти и Страшного Суда.
6. ВОРОВСТВО: кража, грабеж, разбой, мародерство, святотатство (воровство церковного), скупка и использование краденного, мошенничество, подделка документов, денег; вредительство, притворное нищенство.
7. СРЕБРОЛЮБИЕ: скупость, жадность, многозаботливость, мшелоимство («мшел» – мзда, корысть, т.е. стремление к наживе, алчность; другое значение – стяжание ненужных вещей, вещелюбие), кумирослужение (почитание денег, вещей, занятий, людей наравне с Богом и возложение на них всех надежд), игра в казино, автоматы; расточительность (безумная трата на развлечения, роскошь), страсть к накопительству денежных средств, работа по хозяйству в воскресения и церковные праздники (эти дни посвящаются Богу).
8. ЛИХОИМСТВО: ростовщичество (дача денег в долг под проценты), продажа товаров по чрезмерно завышен-ной цене, подкуп, мздоимство (взяточничество деньгами, подарками), присвоение чужого, вымогательство.
9. НЕПРАВДА: неправедный суд (осуждение в суде невинных, оправдание виновных и др.), удержание платы работника, неотдача долга, утаивание найденных вещей, денег; обвешивание, обмеривание, обсчитывание.
10. ЗАВИСТЬ: к благам материальным, душевным и телесным достоинствам других людей; желание чужого, недовольство имеющимся, досада о благополучии ближнего, тайное пожелание неудачи, ропот на Бога.
11. ГОРДОСТЬ: самодовольство, высокоумие, самомнение, прелесть (тонкая лесть себе), высокомерие, самонадеянность, самолюбие, самооправдание, дерзость, своеволие, наглость, кичливость, тщеславие, честолюбие, славолюбие, самолюбование, хвастовство, делание добра напоказ, смиреннословие (показное смирение), фарисейство (показная набожность), властолюбие, желание учить и исправлять других, прекословие, спорливость, упрямство, придирчивость, циничность, неверие, презрение, неприязнь, брезгливость к людям, унижение, оскорбление, отказ от помощи при большой необходимости, эгоизм, неблагодарность, непочитание родителей, старших, мужей, священнослужителей, неповиновение им (если их повеления противоречат заповедям Божьим, то повиноваться нельзя), приписывание успехов себе, а не помощи Божией; хула на Бога (поношение), принятие хульных помыслов.
12. ГНЕВ: раздражительность, агрессивность, сердитость, грубость, непристойный крик, злоба, ненависть, вражда, сварливость, ссоры, истерики, скандалы, угрозы, ярость, свирепость, бешенство, гневные помыслы.
13. ПАМЯТОЗЛОБИЕ: непрощение, обидчивость, злопамятность, зложелательство, злорадство, мстительность
14. УБИЙСТВО: аборты (или соучастие), применение противозачаточных средств (вызывают микроаборт), соучастие в эвтаназии, доведение до самоубийства, покушение, попытки суицида, курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания (медленное самоубийство), отказ от лечения, сознательное заражение других болезнью, чрезмерный пост или труд, продажа вредных для здоровья товаров, оставление в опасности, рукоприкладство, гневные толкания, драки, нанесение увечий, травля собакой, жестокие слова, издевательства, желание себе или другим смерти, болезни и т.п.; убийство или истязание животных, наставление на грех, умерщвление души – т.е. обречение себя на вечные мучения в аду упорным сопротивлением истине, ожесточением во грехах, отречением от Бога, отступлением от веры или отчаянием (это – «смерть вторая»).
15. ВОЛХОВАНИЕ: ворожба (гадания, заговоры), хиромантия (гадание по руке), суеверие (суетная вера в сны, особые дни, числа, приметы), коммерческая астрология, увлечение НЛО, кодирование от ожирения, курения, пьянства; «лечение» у «бабок» или лжестарцев; целительство, прикрываясь именем Божиим; знахарство, магия (белая, черная, лечебная, любовная), колдовство, ведьмовство, чародейство, идолослужение (статуэткам языческих божков), возжигание свечей или подача записок за упокой живых; содержание вещей или продуктов, наговоренных волхователями; возложение на себя масок, участие в Хэллоуин и других оккультных праздниках, спиритизм (общение с духами), сатанизм.
16. ЛЮБОДЕЯНИЕ: блуд (связь без брака), страстные поцелуи, прикосновения; блудные помыслы, сновидения (душа блудодействует) и истечения во сне (после них нужно читать «Правило от осквернения» и исповедоваться); похотливые воззрения, в том числе на красивые лица и свое тело; порнография, эротика, развратные программы; распутство в браке, интимные отношения во время беременности, месячных, после родов в течение 40 дней, в посты, постные дни (среда, пятница), накануне и в дни великих церковных праздников и воскресений (посвящаются Богу), до Причастия и в день после него (святой Серафим Саровский говорил: «За несоблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мертвыми, а при нехранении праздников и воскресных дней жены умирают родами» (или посы-лаются болезни – как учили старцы Оптинские), чрезмерная ревность, развод без законных поводов (законными поводами являются: супружеская измена, наркомания, алкоголизм, принуждение к содомии (противоестественным отношениям) и т.д.– см. Церковное право), уклонение от близости без причины (повод к измене), кокетство, обольщение и развращение, возбуждающие средства, страстная музыка, бесовские плясания (бесстыдные танцы, конкурсы), нескромная одежда или косметика, сводничество (любое содействие блудодеянию), сладострастие (похотливость), сластолюбие (любовь к наслаждениям).
17. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ: супружеская измена, незаконное наложничество (содержание любовницы), сманивание мужа от жены, блуд с кумовьями или крестниками (по тяжести близок к содомскому), нарушение обета безбрачия.
18. БЛУД СОДОМСКИЙ (особо тяжёлый, противоестественный): малакия (рукоблудие, онанизм – богомерзкий грех, за который Онан был умерщвлён Богом), ор. секс (извращение, оскверняющее уста и попирающее образ Божий в человеке), женонеистовство (соитие мужчины и женщины точно такое, как у гомосексуалистов); СУГУБО ПОВИННЫ ПРЕД БОГОМ ТЕ, КТО ДОПУСКАЕТ СОДОМСКИЕ ГРЕХИ В БРАКЕ, извращая и разрушая этими грехами богоучреждённый еще в раю брачный союз (разрушение семьи начинается со скандалов и измен, поскольку бес блуда воцаряющийся в семье, коварно внушает супругам пагубные мысли); блуд с несколькими, разврат (беспорядочные связи), торговля телом, насилие, однополые акты, кровосмешение (между родственниками), растление малолетних, транссексуализм (перемена пола), смешение с бесами или животными и другие смертные грехи этого рода, вопиющие к небу об отмщении.
Примечание: любой нераскаянный грех приводит к духовной смерти, но содомские грехи являются наиболее опасными, т.к. их совершение немедленно причиняет духовную смерть, лишая человека Духа Святаго и ставя его в разряд врагов Божьих. Как следствие, в душе появляется предощущение адских мук уже здесь, на земле. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор., 6, 9-11) – говорит Слово Божие.
Необходимо сказать и о том, что Причащение Тела и Крови Христовых, с неисповеданными по ложному стыду или забвению грехами, неизбежно заканчивается серьезными психическими расстройствами, физическими заболеваниями или внезапной смертью. Об этом предупреждал апостол Павел, говоря: «Да испытывает же себя человек, и таким образом, пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (1 Кор., 11, 28-30). Кроме того, неисповеданные грехи вызывают необъяснимую тяжесть в душе, переходящую в отчаяние, и могут довести до самоубийства. Важно знать также, что лицемерная исповедь, с намерением, как и прежде, вести порочную жизнь в надежде на покаяние, не принимается Богом, хотя над главой человека и будет прочитана разрешительная молитва.
19. ЕРЕСИ: искажение православного учения, распространение ложных учений, чтение еретических книг, духовный блуд (влечение к чуждым Христу духам – культам и учениям, непричастным к Православию), молитва с не православными, магическое отношение к церковному (вера в то, что молитвы, обряды или святыни помогают сами по себе (помогает Бог, по нашей искренней молитве и когда сочтет нужным).
20. НЕМИЛОСЕРДИЕ: равнодушие, черствость, жестокосердие, безжалостность, нетерпимость, притеснение слабых, нелюбовь, отсутствие заботы о детях (в том числе невоспитание их в Православной вере), стариках, родителях, больных, бедных и заключенных; не подавание милостыни, поминание усопших водкой (за них надо молиться), нежертвование собой ради других, необращение заблудшего грешника с гибельного пути.
Каждый грех, совершенный хотя бы один раз (в том числе мысленно) после последней исповеди, а также никогда ранее не исповеданный или забытый, но вспомнившийся теперь, необходимо ВЫПИСАТЬ и по списку исповедовать.
Покаяние ПЕРЕД БОГОМ – это не равнодушное перечисление своих плохих поступков,
А ИСКРЕННЕЕ OСУЖДЕНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ И РЕШИМОСТЬ ИСПРАВИТЬСЯ.
Покаяние переводится с греческого, как ИЗМЕНЕНИЕ УМА. Покаялся только тот, кто реально изменился…

Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Уссурийск

Воздушные мытарства — препятствия, через которые должна пройти каждая душа после смерти, на путь к престолу Божию для частного суда. Из ниже приведенных грехов вспомните и выберите те, к которым Вы причастны. Далее необходимо покаяться в них, пред священником, Богу в Таинстве исповеди. Исповедь совершается во время вечернего богослужения. Готовиться к исповеди можно по разным источникам, как Вам удобно. Либо по 10 заповедям, либо по 8 главным страстям, либо по 20-ти мытарствам.

1-е мытарство: «грех словом» (языком). Празднословие, пустословие, насмешки, злые и нескромные шутки, неправдоглаголание, многословие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, обзывание, хохот, сварливость, гнусности, подстрекательство, поминание имени Божия всуе, хамство, ругательства, кощунство(кощунство есть грех против того, что принадлежит Богу или святым: употребление церковно-славянского языка и священных текстов празднословно или в насмешку. Так часто можно услышать выражения «глас вопиющего в пустыни» или «явление Христа народу». Кощунство также бывает действием, когда пародируют священнические службы или любым другим образом. Нельзя в быту напевать песни Евхаристического канона), не пресечение кощунственных действий других, пение плохих и страстных песен, бесчинные восклицания, необдуманная или небрежная речь, увлечение пустыми по содержанию баснями и сказками, непристойные и нечистые целования, принуждения других к клятве, порочная жестикуляция и арго, например, тюремная, имеющая сатанинские корни.

2-е мытарство: «ложь». Ложь клятвопреступление (нарушение клятвы), неисполнение обетов данных Богу, утаивание грехов на исповеди, лесть, подхалимство, подлость, трусость, воображение, артистизм, лжесвидетельство, брезгливость, скрытность, обманы, ложные присяги, неисполнение обещаний, лжесвидетельство, обманы в виде «шутки».

3-е мытарство: «клевета». Клевета на ближнего, осуждение, уничижение (унижение), ругательства, злословие, насмешки над человеком (особенно над его недостатками), а также слушание всего этого, незащищение человека от напраслины, оскорбления, обиды, ябедничество, жалобы, святотатство (оскорбление, осквернение святыни), содействие грехам других, нахальство, циничность (откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям), угрозы, недоверие, сомнения, забвение собственных согрешений и недостатков, невнимание к ним, желание слышать похвалу.

4-мытарство: «чревоугодие». Чревобесие (значит «бесноваться о чреве», или для удовольствия чрева. Употреблять пищу и питье сверх меры, собственно не для потребности тела, а по страсти), объядение, обжорство, гортанобесие (значит «беснование об услаждении гортани». Быть слишком разборчивым или изобретательным в пище или питии, любить до пристрастия всякие лакомства, которые настолько вкусны и приятны, что не хочется сразу их проглотить), гурманство, лакомство, сластолюбие, безвременное и тайное ядение, употребление пищи без молитвы, нарушение постов, неумеренное употребление вина, пьянство, страстные лобзания, пиршествование, курение, наркомания, токсикомания, игромания и т.п., непристойные танцы, словом все роды угождения чреву, излишнее внимание к плоти, употребление косметики, парфюмерии и т.п.

5-е мытарство: «леность». Леность и нерадение в служении Богу, уныние, оставление церковных и домашних молитв, тунеядство и исполнение своих обязанностей с небрежением, самооправдание, упрямство, невнимание, забвение, безделье, малодушие (падение духом от настигших неприятностей, гонений, притеснений, скорбей и болезней), слабоволие, праздность, беспечность (состояние крайней беззаботности, безответственное отношение к жизни), халтура, строптивость (любовь делать все наперекор), необязательность, хладность и теплохладность о духовном, нерадение о молитве за ближних: родственников, пастырей церкви, начальства, воинов, за всех живых и умерших, редкое посещение храма, нахлебничество, небрежность в работе, полная праздность (это относится к людям, которые целые месяцы не работают, живут на накопленные или проценты и при этом проводят легкую беззаботную жизнь), изнеженность сном, бродяжничество (это не просто ленивцы и тунеядцы, но люди, бросившие свои дома, семьи, службу). Против опасного недуга беспечности и нерадения о своей душе, лучшее средство — постоянное памятование о смерти. «Помни последние дни твои, и никогда не согрешишь», сказано в Библии. Весьма спасительны мысли о внезапной смерти, суде, аде, рае и вечности. И ни одна мысль так усердно не заслоняется врагом, как эта.

6-е мытарство: «воровство». Грехи, совершенные против чужого имения, всякого рода хищение и воровство, грубое, явное, тайное, при помощи хитрости, благовидно и с насилием, кражи, авантюры, аферы, пособничество, плагиат, мошенничество, также невыплата зарплаты работникам, похищение церковного имущества.

7-е мытарство: «сребролюбие». Скупость, жадность, поиск выгоды, многозаботливость, стяжательство (накопление материальных ценностей), Те же, которые имея возможность помочь голодающему, по скупости отвергают его и таким образом доводят до смерти, являются убийцами.

8-е мытарство: «лихоимство». Лихоимство (когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд, мшелоимство — корыстолюбие (сюда относятся все виды вымогательства и взяточничества), скверноприбытчество (получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обмер, обвес, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло — например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей), ростовщичество (извлечение чрезмерной выгоды путем эксплуатации затруднительного положения должника или вообще всякая сделка, при которой происходит несоразмерное обогащение одной стороны вследствие нужды или стесненного положения стороны другой), присвоение чужого, вымогательство, грабеж, разбой, неотдача долгов, ухищрение, махинаторство.

9-е мытарство: «неправды». Неправды всякого рода, соблазнение людей на какой-либо, пусть незначительный грех, подача ложной информации в любых видах и масштабах.

10-е мытарство: «зависть». Досада, ненависть, злорадство, сюда же относятся грехи, совершенные ЗРЕНИЕМ: непристойное взирание, любопытство, излишнее восхищение творением рук человеческих.

11-е мытарство: «гордость». Гордыня, тщеславие, презрение, величание, своеволие, самовозвышение, высокомерие, лицемерие, бессовестность, богохульство, невежество, хвастовство, презорство (дескать, знать никого не хочу!), чванливость (напыщенная важность), самомнение, самохвальство, непочитание родителей, непослушание начальствам, надежда на свое богатство, на самого себя, особенно в делах духовных. Привычка спорить. Также принятие на себя непосильных духовных трудов (иногда из желания буквально подражать святому), неблагодарение Бога за особое благодеяние, высокомерный взгляд (выражается также нежеланием поздороваться первым или ответить на приветствие человека) и самое опасное — прельщение бесовское: контакты с падшими духами, в образе ангелов, «ясновидение», контакты с «высшим разумом», все это принимаемое как «дар свыше» или «избранничество».

12-е мытарство: «ярость и гнев». Жестокосердие, злоба, ненависть, ярость, раздражительность, озлобленность, вспыльчивость, ссоры, склоки, истерики, скандалы, одержимость, беспощадность, вероломство («ломать веру» предательство, и сознательный обман чужого доверия).

13-е мытарство: «злопомнение и памятозлобие». Воздаяние злом на зло, злопамятность, злорадство, отмщение, мстительность, вредительство, травля.

14-е мытарство: «убийство» (мыслью, словом и делом): покушение, применение, изготовление всякого рода орудий и препаратов для убийства, аборт (и соучастие в нем), удары, пинки, толчки, драки, желание смерти других, слова проклятия, отвращение людей от пути спасения, желание себе смерти в сильной горести, скверноядение (мертвячины).

15-е мытарство: «чародейство». Волхвование, наговоры, обаяние, очарование, гадания, ворожба, вера в астрологию, гороскопы и другие суеверия, колдовство, целительство (экстрасенсорика), знахарство, ведьмовство, шаманство, обращение к «бабкам. Чародейство, заговоры, призывание бесов (даже неосознанное), проклятия «в шутку»: на погоду, обстоятельства и на что угодно другое, грех также называть кого-либо ведьмой, чертом и т.п. общения с колдунами, следование приметам.

16-мытарство: «блуд». Нечистые слова, мысли, желания и дела, соитие (секс) до брака или вне брака, сожительство вне брака, сладострастные воззрения, блудные мечтания, фантазии, упоения, услаждения, осквернения в постели, пошлые шутки, соблазн на блуд, соблазн на собственную наготу, блудные прикосновения, предоставления места для блуда, проституция, сутенерство, нарушения обетов безбрачия, падения, мечты о блуде, соизволение на блуд другим, половые извращения между супругами, мазохизм, ношение соблазняющей одежды, производство, продажа, просмотр растлевающей литературы.

17-е мытарство: «прелюбодеяние». Несохранение супружеской верности, блудные падения лиц, посвятивших себя Богу.

18-е мытарство: «содомский грех». Противоестественные грехи. Кровосмешение, блудные извращения, гомосексуализм, лесбиянство, малакия (рукоблудие), самоудовлетворение, совращение малолетних, насилие, мазохизм, самоистязания, оральный, анальный секс.

19-е мытарство: «ересь». Ложное мудрование о вере, сомнение в вере, отступничество от православной веры, суемудрие (пустое, бессодержательное мудрование), искажение веры, нехождение в Церковь, раскол, неприятие церковных правил, сектанство.

20-е мытарство: «немилосердие и жестокосердие» жестокость, нечувствие, безжалостность, гонение немощных, окаменение, очерствение, не заботливость о детях, стариках, больных. Не подача милостыни, бесчеловечность, бессердечность.


Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным Святыням России и мира:
zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=Posts_Elitsy

>Для неофита

Кающемуся на заметку

Кающемуся на заметку

Приходя на исповедь нужно без утайки рассказать священнику все грехи, совершённые с момента последней исповеди и вспомнившиеся ранее не исповеданные грехи. Если исповедь первая, нужно рассказать грехи начиная с 7-летнего возраста или с момента принятия Крещения. Надо называть все свои грехи, не скрывая ни одного из них, священник обязан хранить тайну исповеди. Сокрытие греха во время исповеди — это двойной грех, такую исповедь Бог не принимает. Чтобы легче было подготовиться к исповеди, приводим краткий список наиболее распространённых грехов, в которых на исповеди нужно каяться и с которыми бороться. Соотнося свою жизнь с перечисленными грехами, можно вспомнить более частные грехи, совершённые Вами, их также нужно перечислить на Исповеди, чтобы получить от Бога полное в них прощение.

Грехи против Десяти Заповедей Божиих

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня. Грехи: невежество в вере, безбожие, лжеучения, коммунизм, магия, хождение к бабкам и целителям, астрология (чтение гороскопов в т.ч.), участие в сектах, гордыня, хвастовство, карьеризм, самонадеянность, самолюбие, ересь.

2. Не делай себе кумира, не поклоняйся и не служи им. Грехи: идолопоклонство, вызывание духов, кормление домовых, гадание, человекоугодие, сребролюбие, привязанность к вещам.

3. Не произноси Имени Господа Бога твоего напрасно. Грехи: кощунство, издевательство над святыней, мат, божба, нарушение обещания, чертыхание.

4. Помни день субботний, проводи его свято; шесть дней работай, а седьмой, день покоя, посвяти Господу Богу твоему. Грехи: забвение Церковных праздников, пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение поста, помехи близким ходить в храм и вести благочестивый образ жизни.

5. Почитай отца твоего и мать твою. Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение их на молитвах, ругань на священство и власти, не почтение к старшим и учителям, не приглашение священника к родным перед смертью.

6. Не убивай. Грехи: убийство, аборты, гнев, ругань, драки, ненависть, обиды, злопамятство, раздражительность, дерзость, осуждение, обзывательства.

7. Не прелюбодействуй. Грехи: супружеские измены, секс вне брака, гомосексуализм, онанизм, смотрение порнографии, половые извращения, неприличные прикосновения и телодвижения, ношение вызывающей одежда, злоупотребление косметикой.

8. Не кради. Грехи: воровство, грабеж, мошенничество, ростовщичество, скупость, неотдание долгов, обвес, обсчёт, небрежное исполнение обязанностей.

9. Не произноси ложного свидетельства. Грехи: лжесвидетельство, ложь, клевета, сплетни, предательство, обман, .

10. Не желай чужого. Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот.

Мытарства — это частный суд Бога над каждою человеческою душою. По преданию Церкви, каждая душа человека после смерти прежде чем предстать перед Судом Божиим, проходит последовательно 20 мытарств, на которых в присутствии ангелов и демонов, и перед оком всевидящего Бога, она подробно даёт ответ за все свои грехи, дела, наклонности и мысли за исключением тех, которые человек совершал до принятия Крещения и в которых он покаялся в Таинстве Исповеди. Это неизбежный путь, который проходят все души человеческие (и злые, и добрые). Души праведные, оправданные на всех мытарствах, возносятся ангелами в райские обители, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, влекутся демонами в ад для мучения перед Страшным Судом Божии во время Второго пришествия на землю Господа Иисуса Христа. Ежедневно рассматривай грехи твои, молись о них, а раскаиваясь в своих грехах в Таинстве Исповеди, получишь от Бога полное прощение и благодатную помощь к исправлению, очищению и началу новой жизни (Св. Кирилл Александрийский «Об исходе души»).

Грехи, истязуемые на мытарствах.

1.Словом: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, суесловие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, искажения слов, упрощения, велеречие, нелепости, насмешки, хохот, смех, обзывания, пение страстных песен, кривотолки, сварливость, косноязычие, гнусности, подстрекательство, кощунство, поругание людей и имени Божьего, поминание всуе, хамство.

2. Ложь: лесть, подхалимство, угождение с хитростью, подлость, трусость, кривляние, суета, обособленность, воображение, артистизм, лжесвидетельство, клятвопреступление, утаивание грехов на исповеди, скрытность, нарушение данного на исповеди обещания не повторять грехи, лукавство.

3. Клевета: оскорбления, осуждение, искажение правды, ябедничество, жалобы, надругательства, глумление, содействие грехам других, бесцеремонность, циничность, моральное давление, угрозы, недоверие, сомнения.

4. Чревоугодие: обьядение, обпивство, курение, тайноядение, нарушение постов, невоздержание, пиршествование, пьянство, наркомания, токсикомания и прочее, обжорства.

5. Лень: небрежение, невнимание, забвение, многоспание, безделье, уныние, нерадение, малодушие, слабоволие, праздность, забывчивость, беспечность, халтура, тунеядство, необязательность, хладность и теплохладность к духовному, нерадение о молитве, нерадение о спасении, бесчувственность.

6. Воровство: хищения, кражи, дележ, авантюры, аферы, пособничество, использование краденного, мошенничество, присвоение в виде изъятия, святотатство (кража Церковного).

7. Сребролюбие: корысть, поиск выгоды, многозаботливость, стяжательство, жадность, скупость, накопительство, дача денег в долг под проценты, спекуляции, взятки.

8. Лихоимство: вымогательство, грабеж, разбой, коварство, не отдача долгов.

9. Неправда: обман, обвес, подкуп, неправедный суд, бесчестие, мотовство, подозрение, укрывательство, соучастие.

10. Зависть: в благах материальных, в душевных достоинствах, желание чужого.

11. Гордость: самомнение, своеволие, самовозношение, возвышение, тщеславие, высокомерие, лицемерие, самообожание, ослушание, неуступки, неповиновение, презрение, бесстыдство, бессовестность, богохульство, невежество, дерзость, самооправдание, упрямство, нераскаянность, кичливость.

12. Памятозлобие: злопамятность, злорадство, отмщение, мстительность, вредительство, травля, каверзы, кляузы.

13. Гнев: непримиримость, вспыльчивость, ненависть, ярость, удары, пинки, дерзость, озлобление, отчаяние, ссоры, склоки, истерики, скандал, вероломство, беспощадность, грубость, обиды.

14. Убийство: (мыслию, словом, делом), драки, применение всякого рода орудий или препаратов для убийства, аборты (или соучастие)

15. Волхование: гадания, ворожба, оккультизм, астрология, гороскопы, прельщения модой, целительство (экстрасенсорика) прикрываясь именем Божиим, левитация, знахарство, ведьмовство, чародейство, шаманство, колдовство, магия вне зависимости от цвета и направления.

16. Любодеяние: плотское сожительство вне церковного брака в том числе т.н. гражданский брак, сладострастные воззрения, блудные помыслы, мечты, фантазии, упоения, услаждения, соизволения на грех, осквернение целомудрия, ночные осквернения, порнография, смотрение развратных фильмов и программ, рукоблудие.

17. Прелюбодеяние: попытка совращения, супружеская измена, насилие, падение, нарушение обета безбрачия.

18. Блуд содомский: извращение естества, самоудовлетворение, самоистязание, насилие, похищения, кровосмешения, совращение малолетних (прямое и косвенное).

19. Ереси: неверие, суемудрие, искажения и извращения истины, искажения Православия, сомнения, отступничество, нарушение церковных постановлений, участие в еретических сборищах (Свидетели Иеговы, Сайентология, Богородичный Центр, Иванова, Рериха и т. д.), а также участие в других богоборческих объединениях и структурах.

20. Немилосердие: нечувствие, безжалостность, гонение немощных, жестокость, окаменение, очервствление, не заботились о детях, стариках, больных, не подавали милостыни, не жертвовали собой и своим временем ради других, бесчеловечность, бессердечность.

Исповедь по Мытарствам

В Священном Предании, согласном со Священным Писанием, мы находим учение о мытарствах. Сущность учения о мытарствах излагает св. Кирилл Александрийский в слове «О исходе души». Мытарства – это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые. На мытарствах душа в присутствии Ангелов и демонов, но и пред оком всевидящего Судии Бога, испытывается во всех делах, словах и помышлениях. Души добрые, оправданные на мытарствах, возносятся Ангелами в райские обители для предначатия вечного блаженства, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, влекутся демонами в их мрачные обители для предначатия вечного мучения.
Таким образом, мытарства являются частным судом, совершаемым над каждой человеческой душой невидимо Самим Господом посредством Своих Ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей — демонов. В житии преп. Василия Нового повествуется, что ученику его преп. Григорию были подробно открыты в видении, как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам блаженной Феодоры (память 8 дек.), которая была послушницей у преп. Василия, много служила ему, и приняв иноческий чин, отошла ко Господу.
Внимательное ознакомление с мытарствами полезно для более тщательной подготовки к исповеди, испытания своей совести, обретения покаянного настроения.
Виды мытарств:
Мытарство 1: грех словом, то есть празднословие — праздное расточительство слов, многоглаголание — многословие, невоздержанность в речи, пустословие, насмешки, кощунство, злые и нескромные шутки.
Мытарство 2: ложь, призывание имени Божия всуе, неисполнение обетов, данных Богу, утаивание грехов на исповеди.
Мытарство 3: клевета, осуждение, уничижение, обесславление ближнего, ругательство, насмешки, забвение собственных согрешений и недостатков при невнимании к ним.
Мытарство 4: чревоугодие, объядение, пьянство, тайноядение и трапеза без молитвы, нарушение постов, сластолюбие, все роды угождения чреву.
Мытарство 5: леность, грехи от беспечности, леность и нерадение в служении Богу, уныние, оставление церковных и домашних молитв, тунеядство и исполнение своих обязанностей с небрежением.
Мытарство 6: всякого рода хищения и воровство, грубое, явное, тайное, хитростью, благовидное, с насилием.
Мытарство 7: сребролюбие и скупость.
Мытарство 8: лихоимство — присвоение чужого.
Мытарство 9: неправда всякого рода, тем более, если из-за неправды кто-то пострадал.
Мытарство 10: зависть, досада, ненависть.
Мытарство 11: гордость, тщеславие, самомнение, презрение, возвеличивание себя.
Мытарство 12: ярость, гнев, запальчивость, злоба.
Мытарство 13: злопомнение (это значит: помнить зло на ближнего) и памятозлобие (непрощение обид, мстительность).
Мытарство 14: убийство, отравление ядом и прочее.
Мытарство 15: чародейство: волхвование, наговоры, призывание бесов.
Мытарство 16: блуд, нечистые слова, мысли, желания и дела.
Мытарство 17: прелюбодеяние, то есть несоблюдение супружеской верности, блудные падения лиц, посвятивших себя Богу.
Мытарство 18: содомские грехи, то есть противоестественные грехи, кровосмешение.
Мытарство 19: ересь, то есть ложное мудрствование о вере, сомнение в вере, отступление от православной веры.
Мытарство 20: немилосердие и жестокосердие.
Если душа не познала себя на земле, то, как существо духовно-нравственное, должна по необходимости познать себя за гробом, осознать, что выработала в себе, к чему приспособилась, к какой привыкла сфере, что составляло для нее удовольствие. На земле душа при помощи Святого Причастия может прийти в сознание, принести истинное покаяние и получить от Бога отпущение грехов.
Покаянием уничтожаются содеянные грехи и уже нигде не упоминаются, ни на мытарствах, ни на суде. Но за гробом, чтобы привести душу к сознанию своей греховности, стоят падшие духи, которые, являясь наставниками всякого зла на земле, теперь и представят душе ее греховную деятельность, напомнят все обстоятельства, при которых совершалось зло. Ангелы добрые на мытарствах со своей стороны представляют добрые дела души.
Таким образом, основной целью прохождения мытарств является самопознание человека, приведение его к осознанию итога своего жизненного пути.
Так будем же при подготовке к исповеди мысленно, шаг за шагом, проходить эти мытарства, пока можно за содеянное зло дать ответ доброму священнику, а не лукавым злым духам!