Иерусалимский синдром

Содержание

Иерусалимский синдром

Некоторые из паломников и туристов с тонкой психической организацией при встрече с Землей обетованной испытывали чрезвычайный восторг. Человек при осмотре достопримечательностей, всецело проникшись святыней, испытал крайнюю стадию наслаждения. Иерусалимский синдром выражается тем, что люди провозглашают себя на роль мессий и пророков, которых высшие силы направили на Землю для выполнения особых заданий. При этом происходит демонстрация специфического поведения.

В Израиле создана больница, куда поступают такие пациенты. Они становятся жертвами своей собственной чрезмерной чувствительности.

В целом, симптомы данной патологии встречаются у людей глубокой веры, для которых встреча с городом мечты, где происходили библейные события, была особо значительной и долгожданной.

Ухудшение может произойти, если путешественник сильно перевозбужден. Приезжая в Израиль, такой человек может стать узником религиозного экстаза. У такого человека, прибывшего в составе экскурсионной группы нет желания контактировать с другими людьми и он пытается уединиться.

Другой характерной чертой религиозной одержимости является утрата аппетита и сна. Иерусалимский синдром давал о себе знать, когда путешественники совершили ритуальное омовение с переодеванием в специальную одежду. Затем возвращаясь к себе в номер они часто обматывались простынями, и начинали «проповедовать».

Это состояние длится не долго, и по прошествии несколько дней, люди не могли вспомнить, что с ними случилось. Конечно, пациент смущается и испытывает стыд за свое поведение за то время, когда он выполнял свою миссию. первые признаки

Первые симптомы иерусалимского синдрома, бывают самыми разнообразными. Описан случай, когда американский турист решил, что он Самсон. Библейский герой, благодаря своей нечеловеческой силе был назван неистовым. По библейской легенде Самсон победил могучего льва, разодрав его огромную пасть. Он мог победить огромное количество врагов без оружия.

Экскурсант, назвавшийся Самсоном, решил, что ему дана такая же сила. В качестве тренировки он решил убрать несколько камней из Стены Плача, полагая, что они расположены не правильно.

В результате, самозванца доставили в специализированную клинику. Затем он буйно вел себя в психбольнице, медики приложили немало усилий для его успокоения и лечения. Благодаря адекватному лечению пациент полностью восстановился и отправился домой.

Основные симптомы иерусалимского синдрома включают в себя:

  • изоляцию от людей, желание одному посещать святыни;
  • создание священных одежд путем обматывания полотнищами белого цвета;
  • воздержание от сна и еды;
  • идентификация с персонажами библейских рассказов;
  • обезличивание;
  • бред, связанный с религиозными представлениями;
  • возбуждение, гиперкинезия;
  • приступы мании величия;
  • минимум эмоций;
  • приступы истерии;
  • дереализация;
  • громогласное проповедование.

Наибольшую опасность представляет сочетание шизофрении в различных формах с истероидностью личности и религиозной установкой.

Страдающие шизоидными состояниями кроме бреда испытывали галлюцинации разного характера, с истеричными лицами возникали афония с припадками с нарушением двигательной активности.

Наибольшее количество таких случаев происходит у Стены Плача, где можно заметить кроме верующих, совершающих молитву, и людей бьющихся в истерике.

Ближний Восток

Вскоре после того, как человек, которого мы будем называть Рональдом Ходжем (Ronald Hodge), отпраздновал свой 40-й день рождения, его жизнь начала принимать странный оборот. До этого у него все было в порядке. Он вполне прилично выглядел для своего возраста. У него были хорошо оплачиваемая работа и любящая жена. Или, точнее говоря, ему казалось, что у него все это было, пока однажды утром его жена не заявила ему, что больше его не любит, и не ушла от него на следующий же день. Через несколько недель ему сказали, что на его фирме пройдут сокращения, и что он потеряет работу. Дезориентированный, не знающий, что ему делать Ходж, снова начал ходить в церковь.

Хотя наш герой вырос в семье евангельских христиан, о Боге он уже давно много не думал. Однако теперь, когда его мир начал рушиться, он принялся усердно посещать службы – сперва каждую неделю, затем каждый день. Однажды вечером, лежа в постели, он открыл Библию, начал ее читать — как делал каждый вечер с тех пор, как расстался с женой, — и осознал, что постоянно натыкается на одно и то же слово из пяти слогов, которое выделялось на страницах, как будто подсвеченное неоном — Иерусалим. Ходж не был суеверным человеком и не верил в знаки, однако в этом явно что-то было… Спустя неделю он уже находился на высоте 30 тысяч футов над Атлантическим океаном в летящем в Израиль самолете «Эль-Аля».

Прибыв в Иерусалим, Ходж попросил таксиста высадить его у входа в Старый город. Потом он бродил по древнему лабиринту улиц, пока не нашел дешевый хостел у Храма Гроба Господня. У него было чувство, что это важно. Этот увенчанный куполом храм, предположительно построенный на том самом месте, где был распят и три дня спустя воскрес из мертвых Иисус Христос, считается самым святым для христиан местом. Ходж знал: то, что позвало его в Святую землю, исходило оттуда.

В один из первых своих дней в Иерусалиме Ходж проснулся пораньше и отправился прямо в церковь, чтобы помолиться. Он так глубоко ушел в себя, что утро успело перетечь в день, день – в вечер, а он все молился. Наконец, один из бородатых священников тронул его за плечо и сказал, что пора идти домой. Вернувшись в хостел, он долго лежал в постели без сна и в голове у него бродили мысли. Духовные мысли. Именно тогда Ходж впервые услышал Голос.

В сущности, услышал – неподходящее слово. Ходж, скорее, ощущал, как нечто отдается в его груди, как будто его тело превратилось в гигантский камертон или в рамку лозоходца. Вспомнив о крестном знаменье, которым осеняют себя католики во время молитвы, Ходж решил, что если вибрации исходят из правой стороны груди, с ним говорит Святой Дух, а если из основания грудной клетки – то это голос Иисуса. Если голос гудел в голове, это значило, что с ним говорит лично Бог-Отец.

Вскоре гул превратился в слова, велевшие Ходжу поститься 40 дней и 40 ночей. Это его не испугало. Напротив, он почувствовал теплое, умиротворяющее ощущение, потому что наконец-то получил ясные указания.

Не есть и не пить на первых порах оказалось просто. Однако примерно через неделю соседи по хостелу начали тревожиться. У них были причины: одежда Ходжа была грязной и вдобавок начала с него спадать. От него исходил отвратительный резкий запах. Он дергался, галлюцинировал и постоянно высоким голосом напевал одно слово: «Иисус».

«Иисус… Иисус … Иисус …»

Ходж устроился в вестибюле хостела и начал говорить всем и каждому, что он — Мессия. В конце концов, управляющий хостелом решил, что так дальше продолжаться не может. Он не считал американца, называвшего себя Иисусом, опасным, однако тот отпугивал постояльцев. Кроме того, он уже видел такое раньше и знал, к кому следует обратиться за помощью.

Больница имени Сары Герцог лежит на крутом, выжженном солнцем холме на окраине Иерусалима. На ее обширной территории растут высокие кедры и душистые оливы. На минус пятом этаже расположен кабинет главного врача мужского психиатрического отделения Песаха Лихтенберга (Pesach Lichtenberg).

Лихтенбергу 52 года. Это худощавый мужчина в очках и с аккуратно подстриженной бородкой. Он родился в ортодоксальной еврейской семье в бруклинском районе Краун-Хайтс, закончил Медицинский колледж имени Альберта Эйнштейна в Бронксе, уехал в Израиль в 1986 году и с тех пор в основном работает в Больнице имени Герцог. За это время он успел стать одним из ведущих мировых экспертов по той особой форме сумасшествия, которая поразила Рональда Ходжа. Ее называют Иерусалимским синдромом.

Солнечным утром в конце лета Лихтенберг встречает меня в вестибюле больницы, в котором царит рабочая суматоха, улыбается и пожимает мне руку. «Вы опоздали! – говорит он, – с утра к нам привезли нового Избранного». Мы спускаемся в кабинет доктора. На книжном шкафу в нем лежит огромный шофар – изогнутый бараний рог, в который религиозные евреи трубят по особым праздникам. Один британец средних лет, которого лечил Лихтенберг, провозвещал с помощью этого рога пришествие Мессии – то есть, свое собственное. По словам психиатра, мы не можем встретиться с его новым пациентом и обсуждать случаи, над которыми сейчас идет работа, так как подобные вещи нарушают больничные правила. О прошлых пациентах он готов говорить, если я соглашусь изменять личные данные, как в примере с Ходжем. «Однако, — добавляет он, — это не означает, что мы не можем поискать для вас собственного мессию. Давайте на днях прогуляемся по Старому городу и, может быть, кого-нибудь найдем».

Психиатры шутят, что если вы говорите с Богом, это называется молитва, а если Бог говорит с Вами, то это сумасшествие. В Иерусалиме Бог, похоже, особенно разговорчив в районе христианской и еврейской Пасхи, а также Рождества. Это пиковые сезоны синдрома, который каждый год поражает примерно от 50 до 100 туристов, в основном евангельских христиан. Зачастую они просто ненадолго поддаются давлению религиозной истории Святого города – ощущают смятение, посетив Стену плача, или переживают цунами навязчивых мыслей, пройдя по Виа Долороза. Однако бывают и более тяжелые случаи, и тогда вроде бы нормальные домохозяйки из Далласа и, казалось бы, здоровые фабриканты инструментов из Толедо начинают слышать ангельские голоса, заворачиваются в тоги из простыней и исчезают в Старом городе, бормоча пророчества.

По оценке Лихтенберга, за последние два десятилетия он лечил более тысячи лжепророков и самозваных искупителей. Другими словами, когда – и если – истинный Мессия вернется (или придет впервые, в зависимости от того, во что верите лично вы), у Лихтенберга есть все шансы встретить его одним из первых.

Хотя существует большое искушение возложить вину за синдром на самый священный город Израиля, это было бы несправедливо. Или, по крайней мере, не совсем справедливо. «Это просто спусковой крючок, — считает Йорам Билу (Yoram Bilu), израильский специалист по психологической антропологии, работающий на богословском факультете Чикагского университета. — В основном люди, которые страдают иерусалимским синдромом, в прошлом уже лечились у психиатров». В «Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств» этого синдрома нет, однако и он сам, и родственные ему явления хорошо известны врачам. Например, существует Синдром Стендаля, которым страдают туристы во Флоренции под влиянием встречи с великими произведениями искусства. Это расстройство, впервые описанное в начале 19 века в книге Стендаля «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио», характеризуется неожиданными обмороками, головокружением и галлюцинациями. С 1986 года известен Парижский синдром, почему-то поражающий в основном японских туристов в Городе света и характеризующийся острым бредом. Похоже, некоторые места сильно влияют на сознание.

Что именно происходит в мозгу в таких случаях, пока не совсем ясно. Веру трудно изучать и раскладывать по полочкам. Нейробиолог Эндрю Ньюберг (Andrew Newberg) из филадельфийского Университета имени Томаса Джефферсона несколько раз проводил нейровизуализацию, работая с людьми, переживающими особое религиозное воодушевление, и оказалось, что в такие моменты активность лимбической системы, центра наших эмоций, сильно увеличивается, зато активность лобных долей, которые обычно играют сдерживающую роль, начинает уменьшаться. «В экстремальных случаях это может приводить к галлюцинациям, и человек начинает верить, что он видит Бога или слышит голоса, — полагает Ньюберг. – Лобные доли не вмешиваются, чтобы сказать, что тут что-то не так, и дело заканчивается далеким от нормы поведением».

Обычный для Иерусалимского синдрома психоз развивается постепенно. Сначала жертва может начать испытывать беспокойство, нервозность, бессонницу. На следующий день может возникнуть непреодолимая тяга отделиться от своей туристической группы и отправиться в такие святые места как Храм Гроба Господня или вифлеемская Базилика Рождества Христова. За этим могут последовать ритуалы очищения – больные сбривают себе все волосы на теле, состригают ногти или пытаются отмыться от земной грязи. Затем такой больной может отправиться бродить по Старому городу, выкрикивая сбивчивые проповеди о том, что искупление близко. Иногда жертвы синдрома считают себя лишь мелкой шестеренкой большого процесса, которая выполняет некое небольшое задание, готовя почву для возвращения Мессии. В более тяжелых случаях психотический бред становится настолько глубоким и изощренным, что больной начинает считать себя Иисусом Христом. «Иерусалим – это во многом безумное место. Он ошеломляет людей уже не первое столетие, — говорит Билу. – Это чарующий город и многие внушаемые люди поддаются этим чарам. Я всегда завидую тем, кто живет в Сан-Диего, где практически нет никакой истории».

Другими словами, нельзя винить Иерусалим в том, что он — Иерусалим. Старый город представляет собой мозаику из святых мест – мечеть Аль-Акса, Западная стена на Храмовой горе, истертые камни, по которым предположительно ступал Иисус. Чем-то, кроме мешанины улиц, Иерусалим — как и любой другой город — делает специфическое сочетание легенд и архитектуры. В знаменитых городах, значимость и особость которых ощущается, когда ты просто идешь по их улицам, всегда важную роль играют декорации – как в театре. Изгиб улицы, гармония фасадов даже высокая концентрация неоновой рекламы – все это может создавать характерный образ места, впечатление значимости. Архитектурные факторы могут даже порождать духовные ощущения. Колоннады вокруг ватиканской Площади святого Петра, сад камней в храме Реан-дзи в Киото, колонны моста Джамарат у Меккси пронзают мозг должным образом настроенного посетителя лазерными лучами нездешнего. «Часть опыта, связанного с посещением подобных мест, – это переплетение прошлого и настоящего, — полагает Карла Бриттон (Karla Britton), историк архитектуры с архитектурного факультета Йельского университета. – Время как будто схлопывается. И многих из людей, посещающих святые места, подобное схлопывание времени психологически дезориентирует. Собственного говоря, сам по себе акт паломничества вполне умышленно нацелен на своего рода дезориентацию».

Само по себе это не делает человека сумасшедшим. «Многие приезжающие в Израиль чувствуют присутствие Бога, и ничего плохого в этом нет, — утверждает Лихтенберг. – Потом они говорят, как минимум, что с пользой провели отпуск. Не дай Бог психиатру совать нос в такие дела». Он улыбается, поглаживая бородку: «Вопрос, когда речь идет о вере, состоит в том, где проводить границу между нормой и ненормальностью. Если человек говорит, что он верит в Бога – все в порядке. Если он говорит, что верит в пришествие Мессии – это тоже нормально. Предположим, он говорит, что Мессия придет уже скоро – хорошо, перед нами настоящий верующий. Но если он говорит: «Я знаю, кто это и могу назвать имя!» — подождите секундочку, вот тут все – стоп!»

Когда люди с Иерусалимским синдромом оказываются в больнице, врачи зачастую просто выслушивают их, какие бы странные вещи они ни говорили. Потом, если они безопасны, их выписывают. Буйных лечат медикаментами и держат под надзором, пока не удается связаться с их родными или с консульством. В конце концов, лучшее лекарство от Иерусалимского синдрома – это просто убраться из Иерусалима. «Речь идет о кратковременном, но сильном разрыве с реальностью под влиянием обстановки, — полагает Билу. – Когда человек покидает Иерусалим, синдром идет на спад».

Начиная работать в Больнице имени Герцог, Лихтенберг ничего этого не знал. Однако в конце 1980-х годов, вскоре после его поступления в ординатуру, в больницу поступила 35-летняя христианка из Германии, незамужняя и в одиночестве путешествовавшая по Израилю. Он вспоминает, что она была изможденной, преждевременно поседевшей и очень образованной. Полиция задержала ее за то, что она приставала к туристам, рассказывая о скором возвращении Господа. «К нам она прибыла в блаженном состоянии, так как верила, что Мессия скоро придет, — рассказывает Лихтенберг. – Я тогда подумал, что она просто мешугене».

Однако в следующие несколько дней Лихтенберг сам пережил некую трансформацию. Его буквально заворожил случай немки. Его заинтересовало, как она переходит от почти экстатического восторга к откровенной враждебности и растерянности. В более маниакальные моменты она рвалась поделиться Благой вестью с доктором. В более депрессивные – бродила по палате, отчаянно пытаясь услышать замолкшие у нее в голове голоса. Она терла виски, как будто стараясь настроить внутренний радиоприемник на волну Бога.

Эта женщина провела в больнице месяц, пока врач не смог организовать ее отправку домой. Лихтенберг не знает, что произошло с ней, когда она вернулась в Германию, однако он до сих пор помнит мельчайшие подробности этого случая, хотя прошло уже больше 20 лет. «С ней было очень интересно говорить, но меня смущало, что тогда никто не одобрял такой подход. В те времена смотрели на дело иначе: “Значит, какую дозу она получает? Может быть, стоит повысить?”».

Впрочем, даже сейчас далеко не все психиатры отличаются такой склонностью к сочувствию. Например, сравнительно недавно один весьма авторитетный израильский врач поместил двух пациентов, каждый из которых считал себя Мессией, в одну палату, чтобы посмотреть, что произойдет. Оба они начали яростно обвинять друг друга в самозванстве и грозить адскими муками.

Самопровозглашенные пророки, движимые мессианскими видениями, стекались в Иерусалим веками. Некий плотник из Назарета был лишь самым харизматичным из них, и писали о нем больше, чем о прочих. Однако впервые Иерусалимский синдром был клинически описан только в 1930-х годах израильским психиатром по имени Хайнц Герман (Heinz Herman). В частности он упоминает об англичанке, которая была так уверена в скором Втором пришествии, что поднималась каждое утро на иерусалимскую гору Скопус с чашкой чая, чтобы приветствовать Господа.

В основном Иерусалимский синдром выглядит сравнительно безобидно, но бывают и пугающие исключения. В 1969 году турист из Австралии по имени Денис Майкл Роэн (Denis Michael Rohan) решил, что Бог велит ему поджечь расположенную на Храмовой горе прямо над Стеной плача мечеть Аль-Акса – одно из самых святых для мусульман мест. Пожар вызвал беспорядки по всему городу. Позднее Роэн заявил, что он должен был очистить Храмовую гору от «мерзостей», чтобы подготовить место для Второго пришествия. (Мечеть была восстановлена строительной компанией из Саудовской Аравии, принадлежавшей отцу Усамы бен Ладена.)

Позднее был американец, который поверил, что он – Самсон и попытался (безуспешно) извлечь камень из Стены плача. Была американка, которая решила, что она – Дева Мария, и отправилась в Вифлеем искать своего сына Иисуса. Несколько лет назад израильская пресса сообщала о 38-летнем американском туристе, который, проведя в Израиле 10 дней, начал бродить по окрестным холмам бормоча что-то об Иисусе. Его госпитализировали, но вскоре после этого он спрыгнул с галереи у приемного покоя – с высоты в 13 футов, – сломав себе ребра и повредив легкое.

По словам Лихтенберга в нередкие в Израиле периоды неопределенности и конфликтов, число его пациентов достигает пика. Например, в конце 1999 года, когда мир охватила нелепая паника из-за «Проблемы 2000» и люди не знали, смогут ли они после 1 января пользоваться банкоматами, Израиль был настороже, опасаясь наплыва в Иерусалим психованных религиозных фанатиков, ожидающих конца света. В то время к Лихтенбергу поступало до пяти пациентов в неделю. Израильские силовые ведомства боялись, что кто-нибудь попробует взорвать мечеть Аль-Акса, закончив работу, которую Роэн недоделал 30 годами раньше.

Одним из пациентов, который попал тогда в Больницу имени Герцог, был старик, торговавший недалеко от дома Лихтенберга чесалками для спины. Доктор знал его и знал, что он считал себя царем Давидом. «Был ли он психически больным? Конечно, — говорит Лихтенберг, пожимая плечами. – Но смысла держать его здесь я не видел. К сожалению, он недавно умер, а то я бы вас познакомил. Он с удовольствием бы с вами пообщался».

На следующий день в девять утра мы с доктором отправляемся бродить по узким улочкам Старого города. Мне это кажется хорошей возможностью взять у него интервью вне стерильных условий госпиталя. Плюс мы все еще надеемся найти хоть какого-нибудь мессию.

Запах тмина, куркумы и кардамона так силен, что у меня начинают слезиться глаза. Хотя доктор живет в Иерусалиме уже 25 лет, ориентируется он в извилистых закоулках Мусульманского квартала в лучшем случае посредственно. Несколько раз мы сворачиваем не туда, куда нужно, проходим по одним и тем же местам. Потом мы внезапно натыкаемся на арабского мясника, который свежует подвешенную на огромном ржавом крюке козлиную тушу. Мы сворачиваем в темный проулок и едва не сталкиваемся с дюжиной пожилых итальянок, облаченных в темные траурные одежды и несущих на сгорбленных спинах 6-футовый деревянный крест. Сбившись в кучу как сражающиеся за мяч регбисты и распевая латинские гимны, они движутся по остановкам Крестного пути, воспроизводя мучительное шествие Иисуса перед распятием.

Мы отходим с дороги, и они медленно шествуют мимо. Мы оба молчим. Когда они поворачивают за угол и исчезают из вида, Лихтенберг поворачивается ко мне: «Меня просто в дрожь бросило. А вас?»

Я признаюсь, что меня тоже.

Доктор просит меня описать, что я чувствую, как будто я один из его пациентов, и я бормочу в ответ о воскресной школе, в которую я ходил в детстве и густом запахе благовоний на пасхальном богослужении в сирийской православной церкви, которую посещал мой отец. Однако, пока я пытаюсь выразить эти чувства в словах, мой озноб проходит.

В сущности, точно так же отпустило и пациента, которого я назвал Рональдом Ходжем. Лихтенберг месяц лечил его в своем отделении антипсихотическими препаратами, и постепенно он начал понимать, что пережитое им не было реальностью. Он по-прежнему оставался дезориентированным, но стал спокойнее, начал сотрудничать с врачами и перестал слышать резонирующие в теле голоса. Американское консульство договорилось о его выписке и посадило его на самолет, отправлявшийся в Соединенные Штаты. Он вернулся к своей старой жизни.

Мы с Лихтенбергом идем в Храм Гроба Господня. У входа внутри находится Камень помазания, символизирующий то место, на котором снятое с креста тело Иисуса было умащено благовониями и укутано погребальными пеленами. Мужчины преклоняют у него колени, держа в руках зажженные свечи. Женщины целуют его и читают молитвы. Многие плачут. Все это выглядит очень трогательно.

Мы идем на восток к Стене плача. У нее молятся, раскачиваясь из стороны в сторону, ряды облаченных в черное мужчин с пейсами. Лихтенберг тихо подходит к стене и касается одного из ее огромных камней, потом наклоняется и целует его. Через несколько минут он оглядывается на меня и говорит: «Извините, сегодня мессий мы не встретили». Похоже, ему действительно передо мной за это несколько неудобно.

Позднее, за стаканом прохладительного напитка, Лихтенберг признается, что он иногда смотрит на своих пациентов не только отстраненным взглядом ученого. «Подозреваю, что когда к нам в больницу приходит человек и говорит, что он – Мессия, я испытываю не только клинический интерес, — говорит он. – Иногда, конечно, видно, что пациент напрочь лишен харизмы, и что это просто больной человек. Но да, признаю: за эти годы было сколько-то людей, которые вызывали некую надежду. Думалось: а ведь здорово бы было, если бы это был Он. До сих пор я каждый раз разочаровывался. Но никогда не знаешь, кто завтра войдет в дверь». Его сотовый телефон жужжит на столе – доктору пора обратно в больницу.

Когда Лихтенберг уходит обратно на работу, в воздухе разносится хриплый и присвистывающий голос муэдзина, созывающего через громкоговоритель мусульман на молитву. Волосы у меня на затылке встают дыбом. Что это – странное могущество Иерусалима? Или просто результат гиперактивности лимбической системы? Мое ощущение выглядит для этого объяснения слишком глубоким — слишком духовным. Но с другой стороны, что может быть глубже нейрохимии?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Вирус Иерусалим ( Jerusalem ) — «Пятница, 13»

В 1988 году была отмечена эпидемия компьютерного вируса Иерусалим, который был запрограммирован на особенно разрушительные действия, если активировался в пятницу 13-го. В первый раз это произошло в пятницу 13 мая 1988 года, Этот чёрный юмор был перенят авторами некоторых других компьютерных вирусов. Вирус Иерусалим появился в Израиле в конце 1987 г. Это первый известный вирус, заражавший EXE-файлы достаточно универсальным способом. Проявил себя в Европе, США, на Ближнем Востоке.Первый удар данного вируса пришелся на пятницу 13. Все последующие активности данного вируса связаны только с 13 днём месяца, при условии, конечно же, что это пятница. Всё оставшееся время вирус спокойно и весьма доброжелательно распространялся по всему миру, что обеспечило его достаточно большую «популярность», а так же принесло звание первого в мире компьютерного вируса, который вызвал пандемию. Последнее слово означает то, что вирус вышел за границы какого-либо одного государства. Так же благодаря своему специфичному запуску вирус Иерусалим получил второе название: «Пятница, 13».

В те времена мало кто был знаком с компьютерными вирусами. Естественно, что антивирусных программ не существовало вовсе и компьютеры пользователей были абсолютно беззащитны перед вредоносными программами. Поэтому такая разрушительная активность этого компьютерного вируса вызвала грандиозную панику.Вирус поразил свыше 6 тысяч компьютеров, материальный ущерб, нанесенный вирусом, превышал десять миллионов долларов.Из всех деструктивных действий вирусаИерусалим можно выделить два основных:

  1. Вирус удалял все файлы, которые тем или иным образом были запущены в пятницу 13. Особое внимание в данном процессе вирус уделял приложениям.
  2. Через 30 минут после запуска компьютера вирус Иерусалим замедлял работу компьютера в 5 раз. Чтобы провернуть такую операцию, вирус изменял время прерывания процессов, которые в свою очередь некоторое время просто-напросто валяли дурака, прежде чем выполнить то, о чем просил его пользователь.

Иерусалим был первоначально очень характерен (для вируса дня) и породил большое количество разновидностей. Однако, начиная с появления Windows, эти перерывы ДОСА больше не используются, таким образом, Иерусалим и его разновидности стали устаревшими.

Удар в спину. 32 года назад пользователей атаковал вирус Jerusalem

1 октября 1987 года появился Jerusalem — один из самых старых вирусов, который заражал компьютеры на операционной системе MS-DOS. Он активировался каждую пятницу, которая выпадала на 13 число месяца. Вирус безвозвратно удалял любые файлы, запущенные в этот день.
Jerusalem попадал на компьютер разными способами — через зараженные дискеты, диски или вложения в письмах. Вирус поражал файлы с расширениями .com, .exe или .sys, но избегал командной строки command.com, чтобы себя не выдать.
Главный признак заражения — из-за нехватки памяти компьютер работал очень медленно. Зараженные com-файлы увеличивались в размере на 1813 байт. Файлы других расширений увеличивались случайно — от 1808 до 1823 байтов при каждом запуске.
Через 30 минут после заражения Jerusalem замедлял работу компьютера примерно в 5 раз. Вирус увеличивал время ответа программы на запрос пользователя — устройство попросту имитировало загрузку нужного файла. Когда компьютер находился в текстовом режиме, вирус создавал черный прямоугольник, который дополнительно нагружал систему. Поэтому у Jerusalem есть второе имя — BlackBox (Черный ящик).
Jerusalem заразил 6 тысяч компьютеров по всему миру, а сумма ущерба превысила 10 миллионов долларов. В 80-е годы антивирусная индустрия только зарождалась, поэтому у злоумышленников были развязаны руки. Проблема решилась сама собой — первые версии Windows никак не реагировали на код вируса.

Сексуальный комплекс

В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Сексуальный комплекс характеризуется имеющими негативную эмоциональную окраску представлениями личности (ощущения неудовлетворённости, страха, греха), связанными с половыми отношениями, оказывающими существенное, а иногда и определяющее влияние как на половую жизнь, так и в целом на поведение. Сексуальные комплексы являются разновидностью психологических проблем, не связанных с заболеваниями. Их коррекция осуществляется с использованием методов психотерапии.

Выделяют комплексы, присущие мужчинам, женщинам и обоим полам. Ниже описаны основные сексуальные комплексы, известные в психологии и сексологии.

Мужские сексуальные комплексы

Комплекс Дона Кихота

Дон Кихот

Назван по имени заглавного героя романа Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Мужчина, страдающий этим комплексом, воображает себя странствующим рыцарем с присущим этому образу культом женщины: идеализацией образа возлюбленной, преклонения перед ней. Характерен для инфантильных личностей.

«Прозрение» таких лиц, связанное с обнаружением грубых противоречий между идеальным образом женщины и её реальными личностными характеристиками, может приводить к совершению насильственных действий, вызванных фрустрацией.

Аналогом этого комплекса у женщин является комплекс Алисы в стране чудес.

Комплекс Гризельды

Назван по имени героини десятой новеллы десятого дня «Декамерона» Джованни Боккаччо — Новелла о Гризельде. Выражается в перерастании отцовской привязанности к дочери в эротическое влечение, которое может привести к попыткам совершения развратных действий или инцеста.

У женщин вариант этого комплекса носит название комплекс Иокасты.

Донжуанизм

Дон Жуан

Назван по имени персонажа многих художественных произведений легендарного соблазнителя дона Жуана. Мужчина с этим комплексом стремится к «покорению» как можно большего числа женщин. При этом основной интерес для него представляет сам процесс достижения расположения женщины, после достижения её благосклонности (как правило, совершения полового акта) интерес сразу пропадает. Повторные связи нехарактерны.

Отмечается, что подоплёкой этого комплекса могут быть неуверенность в собственной сексуальной состоятельности, латентная гомосексуальность, боязнь женщин, а основным движущим мотивом — укрепление представления о собственной маскулинности.

Данный комплекс является схожим с комплексом мачо.

Комплекс Леонта

Назван по имени короля Леонта, персонажа «Зимней сказки» Шекспира, безосновательно подозревавшего в измене свою жену и на этой почве отказавшегося от отцовства. Суть этого комплекса заключается в болезненной ревности к партнёрше, включающей сомнения в отцовстве.

Следствием этого может быть отказ от осуществления родительских обязанностей, требование проведения экспертизы отцовства и т. д. Реальных оснований для этого, как правило, нет. Комплекс может отражать характерное для патриархальных культур недоверие к женщинам или быть проявлением психического заболевания.

Комплекс Квазимодо

Назван по имени Квазимодо, персонажа романа «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго.

Представляет собой один из видов комплекса неполноценности, который связан с хронической недооценкой своей внешности, устойчивым мнением о собственной непривлекательности для противоположного пола.

Комплекс маленького члена

Также является одним из вариантов развития комплекса неполноценности. Корни этого комплекса лежат в детстве. Ребёнок, видя, что его член меньше, чем у отца и старших детей, фиксируется на этом обстоятельстве, приобретая убеждённость, что в результате меньших размеров своих гениталий он не будет иметь успех в контактах с женщинами. Возникает боязнь подвергнуться насмешкам, возможны и другие нарушения на этой почве.

Комплекс мачо

Так в прессе нередко изображается маскулинность Основная статья: Мачо

Мачо (исп. macho — «самец») — существующий в латиноамериканском и современном западном обществе идеализированный образ мужчины, включающий качества, обычно приписываемые особям мужского пола в животном мире: агрессивность, грубость, ярко выраженный мужской тип внешности и сексуальности, физическую силу, напористость, упорство. Мужчина с этим комплексом ощущает постоянную потребность подтверждать свои мужские качества, в том числе осуществляя активную, нередко агрессивную сексуальную роль. Для этого могут использоваться услуги проституток и даже гомосексуальное насилие.

Для мачо характерно двойственное отношение к женщине: с одной стороны, присутствует идеализированный асексуальный образ жены и матери, послушной мужу и безропотно ведущей домашнее хозяйство; с другой — образ женщины, с которой мачо реализует свои сексуальные потребности: доступной, владеющей многими сексуальными техниками. В этом смысле комплекс мачо схож с комплексом Мадонны и Блудницы.

Негативное влияние этого комплекса связано со стремлением к идеалу, который во многих случаях не может быть реализован в рамках правомерного поведения. Кроме того, крайне болезненными для такого мужчины являются сексуальные неудачи, вызывающие страх утраты статуса и насмешек.

Комплекс Ореста

Орест в древнегреческой мифологии был сыном Агамемнона и Клитемнестры. Он убил свою мать и её любовника из мести за убитого ими отца. Комплекс связан с ненавистью сына к матери за её отношение к отцу, за непризнание его ведущей роли в семье.

Комплекс Мадонны и Блудницы

Основная статья: Комплекс Мадонны и Блудницы

Связан с противоречивыми традициями подходов к оценке женской и мужской сексуальности в западной культуре. С одной стороны, в качестве партнёрши для семейных отношений мужчина стремится выбрать женщину, обладающую такими качествами, как верность, преданность, добродетельность. С другой стороны, сексуальное желание мужчины толкает его на поиски доступной женщины, готовой удовлетворить все его половые потребности.

В итоге происходит разделение образа женщины как объекта любви и заботы и женщины как полового партнёра, нередко приводящее к супружеским изменам.

Женским аналогом этого комплекса является комплекс Рыцаря и Развратника.

Комплекс Отелло

Назван по имени заглавного героя пьесы Шекспира «Отелло, венецианский мавр», убившего на почве безосновательной ревности свою жену, Дездемону. Проявляется в патологической ревности, вплоть до бреда, часто возникающей под действием алкоголя. Мужчина с этим комплексом опасается не просто потерять расположение партнёрши, но и стать объектом насмешек соперников и просто знакомых.

Эдипов комплекс

Основная статья: Эдипов комплекс

Название комплекса основано на греческом мифе, в котором Эдип (сам того не зная) убивает своего отца Лая и женится на матери Иокасте. Согласно теории психоанализа Фрейда, эдипов комплекс является этапом психосексуального развития и восприятия, связанным с бессознательным влечением мальчика к матери. Это влечение сопровождается ревностью к отцу, а также бессознательным желанием его смерти.

Женские сексуальные комплексы

Афина Паллада

Комплекс Афины Паллады

Назван по имени греческой богини Афины Паллады. Проявляется в нарушении социально-гендерной идентификации женщины: она стремится играть роли, скорее характерные для мужчины (отца), чем для женщины (матери). Идеальным партнёром для такой женщины является инфантильный мужчина, с которым она могла бы выполнять покровительствующую роль.

Женщины с этим комплексом также склонны к бойлаверству: они достаточно легко заводят дружеские отношения с мальчиками, находят с ними общий язык, что может приводить к перерастанию отношений в сексуальные.

Комплекс Алисы в стране чудес

Алиса в стране чудес

Название происходит от произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». Женщины с этим комплексом склонны к мечтаниям, построению «воздушных замков», придумывая себе воображаемых партнёров, наделяя их определёнными качествами и поведением.

В реальной жизни такие женщины стремятся найти партнёра, который будет соответствовать их воображаемым ожиданиям. При этом успех отношений зависит от способности партнёра принять ту роль, которая предназначена ему в фантазиях женщины.

Патологический характер данного комплекса проявляется в том, что при расхождении между реальным и воображаемым миром может происходить расщепление личности: несмотря на своё существование в реальном мире, женщина начинает уделять всё больше внимания миру воображаемому.

Комплекс амазонки

Амазонки — в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, а для деторождения приглашавших мужчин из соседних народов. Родившихся детей мужского пола они отсылали отцам, девочек же оставляли у себя для приучения их к войне.

Женщины с этим комплексом рассматривают мужчин только как необходимый элемент процесса зачатия, в остальном же они относятся к ним самим и присущим им качествам пренебрежительно.

Комплекс рассматривается как психологический пережиток матриархата. Также он может расцениваться как проявление нарциссизма или гомосексуальности.

Диана-охотница

Комплекс Дианы

Диана — римская богиня охоты. В греческой мифологии ей соответствует Артемида — девственница и защитница целомудрия.

Проявление комплекса заключается в придании сверхценного значения девственности. Это может быть связано с задержкой сексуального развития психического происхождения, нарциссизмом или латентной гомосексуальностью.

Комплекс Иокасты

Иокаста — в древнегреческой мифологии царица Фив. Не зная о судьбе своего сына Эдипа, младенцем оставленного по приказу отца на горе Киферон, вышла за него замуж. Это аналог комплекса Гризельды, проявляющийся в патологическом влечении матери к сыну, чрезмерной его опеке, стремлении удовлетворить любые его потребности. Закономерным итогом этого может стать возникновение сексуального влечения, ведущее к инцесту.

Золушка

Комплекс Золушки

Комплекс Золушки проявляется в пассивности женщины, ожидающей, что судьба предоставит ей шанс встретить необыкновенного мужчину, настоящего сказочного принца, который станет её «билетом» в мир счастья и приключений. При этом потенциальные партнёры, встречаемые в реальной жизни, кажутся недостаточно соответствующими идеальному образу «принца на белом коне», а окружающая действительность — пустой и скучной.

Необходимо отметить, что подобные фантазии являются обычным элементом процесса полового созревания, но лишь у некоторых женщин они сохраняются и в зрелом возрасте. Комплекс Золушки не следует путать с так называемым эффектом Золушки.

Комплекс Клитемнестры

Клитемнестра в греческой мифологии — дочь Леды и Тиндарея, была насильно выдана замуж за царя Агамемнона. В отсутствие мужа Клитемнестра изменила ему с его двоюродным братом Эгисфом, и по возвращении Агамемнона убила его.

Выражается в неосознаваемом протесте против ведущей роли мужчины, мужского насилия, ведущем к подавлению сексуальности и отстранённости от полового партнёра.

Комплекс Копюшка

Связан с полным подчинением и покорностью женщины мужчине, отсутствию инициативы в половых отношениях при сохранности интеллектуальной и волевой сферы в других областях. Тесно связан с комплексом неполноценности.

Комплекс Ксантиппы

Ксантиппа — жена греческого философа Сократа, прославившаяся своим дурным характером. У женщин с этим комплексом сексуальное и другие влечения поглощаются стремлением к порядку, правильности, чистоте. Характерным является отсутствие чувства юмора, пуританское отношение к любовным отношениям.

Как правило, возникает в зрелом и пожилом возрасте у женщин, у которых не сложились отношения с мужским полом, результатом чего стало отторжение сексуальной сферы жизни и сублимация влечения в нравственную и бытовую принципиальность.

Медея

Комплекс Медеи

Назван по имени Медеи, колхидской царевны из древнегреческих мифов о Золотом руне, которая была влюблена в предводителя аргонавтов Ясона. Когда Ясон собрался жениться на другой женщине, она убила свою соперницу и детей, нажитых от него.

Комплекс связан с патологической ревностью и мстительностью женщины, которая может доходить даже до совершения преступлений.

Комплекс Мессалины

Мессалина с сыном

Мессалина была женой римского императора Клавдия, прославившейся своей распутностью.

Женщины с этим комплексом считают, что для того, чтобы быть привлекательными для мужского пола, им необходимо соответствовать стереотипу развратной женщины, которую легко соблазнить, но трудно удовлетворить в сексуальном плане.

Комплекс проявляется склонностью к промискуитету и может быть проявлением нимфомании либо являться женским вариантом донжуанизма.

Комплекс одиночества

Возникает у бездетных женщин в климактерический период. Связан с появлением потребности в материнстве, которая уже не может быть удовлетворена. В эмоциональном плане для этого комплекса характерно ощущение потери счастья, удовольствия от жизни, отсутствия смысла существования.

Может приводить к неврозам, связанным с фиксацией на негативных эмоциях, и депрессии.

Комплекс Рыцаря и Развратника

Женский вариант комплекса Мадонны и Блудницы. Как и в мужском варианте, происходит конфликт между требованиями к супругу — «рыцарю», предназначением которого является обеспечение безопасного и безбедного существования женщины, и сексуальному партнёру — «развратнику»: гиперсексуальному, сильному, страстному.

Комплекс Титании

Назван по имени Титании, царицы фей из пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Женщины с этим комплексом формируют в своём воображении образ идеального партнёра (наполняемый деталями, заимствованными из фильмов и других художественных произведений), которого они пытаются найти в течение всей жизни.

Если партнёр или муж такой женщины не соответствует задаваемому образу, может возникать отторжение. Со временем, по мере понимания того, что идеального партнёра найти не удалось и вряд ли удастся в будущем, у женщины возникает чувство утраченного шанса, причём виноватым в том, что она так и не нашла своего счастья, она склонна считать своего мужа. Прошлое её мифологизируется, она изобретает легенды о себе, часто рассказывает о знакомых (действительных или вымышленных), за которых она могла когда-либо выйти замуж, но не вышла в силу каких-то случайностей.

Комплекс Электры

Основная статья: Комплекс Электры

Женский вариант эдипова комплекса, связан с влечением к отцу и связанной с этим ревностью и негативным отношением к матери.

Общие сексуальные комплексы

Комплекс детства

Проявляется в инфантильности, стремлении к освобождению от забот, характерных для взрослого человека, и необходимости принимать решения касательно собственной жизни. Такого человека пугает самостоятельность и реальная жизнь, что приводит к нарушениям социализации, сексуальным неудачам.

Нередко такие люди находятся в зависимости от матерей, которые контролируют все аспекты их жизни.

Комплекс жертвы

Проявляется у жертв сексуального насилия, является разновидностью комплекса неполноценности. У человека развивается ощущение, что он сам виноват в том, что стал жертвой насилия или что быть жертвой ему предназначено судьбой. Такие деформации психики могут повышать виктимность, действительно увеличивая вероятность подвергаться насилию и в будущем.

«Комплекс» западной культуры

Некоторые российские и украинские специалисты предлагают считать комплексом механистическое отношение к сексу, который становится одним из элементов гедонистических устремлений человека, не связанным с романтическими отношениями или деторождением. По мнению Г. Б. Дерягина, данный комплекс является распространённым в урбанистическом обществе западной цивилизации. Для данного комплекса характерна фиксация на технике полового акта, используемых сексуальных практиках. Личность партнёра и его внутренний мир не имеет особого значения, внимание уделяется лишь внешней привлекательности и сексуальной подготовленности. Как отмечает Г. Б. Дерягин, по своим внешним проявлениям этот комплекс схож с либертинажем.

Комплекс Каина

Возникает у человека, совершившего измену своему супругу или постоянному партнёру и связан с оценкой своего поступка как низменного, требующего искупления. Возникающее чрезмерное чувство вины приводит к депрессии, отстранённости от партнёра.

Назван по имени библейского персонажа Каина, сына Адама и Евы, убившего своего брата Авеля, но позже раскаявшегося в содеянном и обречённого за убийство на вечные скитания.

Комплекс неполноценности

Основная статья: Комплекс неполноценности

Лицо, страдающее этим комплексом, негативно относится к своей внешности или личностным характеристикам, уверено в недостаточности своих возможностей и умений, в том числе и в сексуальной сфере.

Проявления комплекса могут быть связаны с постоянной демонстрацией своей «успешности», непрекращающимся стремлением к внешним символам жизненного успеха (богатство, власть, сексуальные «победы»), в том числе с использованием аморальных и противозаконных средств.

Характерна также завистливость, мстительность, неврозы, возникающие на почве постоянного ощущения неудовлетворённости достигнутым.

Оральный комплекс

Проявлением этого комплекса является сохранение стремления к посасыванию различных предметов (пальцев, карандашей) у детей и подростков. Психоанализом такое стремление считается подсознательным отголоском сосательного рефлекса младенца, связанного с психоэротическим удовольствием от ласк груди матери.

Онанистический комплекс

Связан с возникновением у подростка, занимающегося мастурбацией, чувства вины. Причиной этого может быть внушённое родителями негативное отношение к мастурбации, представления о её вреде для здоровья, являющиеся пережитком пуританской морали и религиозно-философских воззрений, считающих потерю спермы вредоносной для организма.

Конфликт нереализованного сексуального влечения с одной стороны и представления о вреде онанизма с другой ведёт к возникновению невротических состояний, появлению непроходящего чувства вины, греховности своих действий.

Комплекс паники закрывающихся дверей

Заключается в возникающем в зрелом возрасте (40 лет и старше) страхе утратить привлекательность для потенциального или реального партнёра и проявляется в придании чрезмерного значения внешнему виду и внешним проявлениям сексуальности, стремлением к омоложению, контактам с более молодыми партнёрами.

Преимущественно характерен для женщин и для мужчин гомосексуальной ориентации, но может встречаться и у гетеросексуалов.

Комплекс провоцируемой измены

Человек с этим комплексом испытывает стремление к тому, чтобы его партнёр устанавливал временные сексуальные связи с другими людьми. Сам он нередко участвует в налаживании подобных контактов или требует от партнёра подробного рассказа о его «измене». Этот комплекс близок к проявлениям девиантной сексуальности, в том числе садомазохистским (см. кандаулезизм).

Комплекс Ромео и Джульетты

Встречается в обществах, осуждающих внебрачные половые связи и связан со стремлением партнёров как можно быстрее после знакомства и возникновения чувственного влечения заключить брачный союз, несмотря на протесты родителей и мнение окружающих.

Комплекс Тристана и Изольды («запретного плода»)

Распространён в культурах западной цивилизации, где ещё присутствует моральное осуждение добрачных половых связей, но при этом такие связи являются достаточно распространёнными. Человек, вступивший в половой контакт до брака, испытывает одновременно чувство вины и удовольствия; после брака чувство вины больше не проявляет себя, в результате чего наступает уменьшение полового влечения как следствие снижения связанного с ним эмоционального фона.

Кастрация

Комплекс кастрации

Этот комплекс предполагает страх мальчика лишиться полового члена в качестве наказания за проявления сексуальности, а также переживания девочек и женщин, связанные с отсутствием у них полового члена.

У женщин этот комплекс связан с социальной установкой на подчинённое положение по сравнению с мужчиной. Эта установка приводит в действие компенсаторные механизмы, в результате чего поведение женщины с этим комплексом имеет многие характерные для мужского гендера черты: склонность к власти, доминированию, мужской стиль полового поведения (частая смена партнёров, завышенные требования к сексуальной активности партнёра).

Экзотические сексуальные комплексы

Амок

Основная статья: Амок

Амок — психическое состояние, наблюдающееся у жителей Малайских островов, характеризующееся немотивированным приступом слепого агрессивного возбуждения, неконтролируемого бешенства.

В качестве причины амока называется непереносимый стыд, связанный с изменой партнёра. Человек ощущает свою половую несостоятельность, боится подвергнуться насмешкам со стороны окружающих. Это чувство сменяется ненавистью к окружающим, проявляется компенсаторный механизм агрессивного поведения. Накопление агрессии приводит к её взрывному проявлению, которое может быть связано с причинением вреда большому количеству людей.

Комплекс Коро

Распространён в Юго-Восточной Азии среди китайцев, малайцев, и индонезийцев, чаще мужчин. У людей, ему подверженных, возникает панический страх втягивания гениталий или молочных желез внутрь тела, которое считается смертельно опасным. Ввиду этого приступы страха сопровождаются попытками противодействовать такому втягиванию с использованием подручных предметов или путём мастурбации.

Данный комплекс может быть проявлением психических расстройств, но иногда проявляется и самостоятельно.

Дхат

Распространён в индусской культуре и связан с патологической боязнью семяизвержения, основывающейся на представлении о сперме как о источнике жизненной силы. Половая жизнь становится невозможной, непроизвольные поллюции вызывают панику с утратой контроля над собственным поведением.

Лата

Основная статья: Лата (синдром)

Описан у малаек, как правило, не живущих половой жизнью или не удовлетворённых сексуально. Проявляется копролалией, непристойными публичными высказываниями, которые служат заместителями сексуального удовлетворения.

Известны и другие проявления схожего характера, в том числе в России: икотница (длительная интенсивная икота в публичных местах), кликушество (публичное богохульство в местах отправления религиозных обрядов) и т. д.

Сексуальные мифы

Схожими с комплексами являются сексуальные мифы, которые представляют собой идеализированное выражение определённых ожиданий и установок, касающихся сексуальных отношений или образа партнёра.

Миф о «роковой женщине»

Основная статья: Роковая женщина

Характерен для культур, в которых доминирующую роль в сексе выполняют мужчины. Существует много его вариантов, в которых мужчина оказывается вовлечён женщиной в страстные отношения, оказывающиеся для него губительными во всех смыслах.

Миф об «эротическом рае»

Представляет собой гедонистическую мечту о посмертном или земном рае как о месте, где доступно ничем не ограниченное сексуальное удовольствие. Представление об эротическом рае играет важную роль, например, в культуре религиозного общества адамитов.

> См. также

  • Комплекс (психоанализ)

Ссылки

  • Дерягин Г. Б. Синдромы сексуальных расстройств, сексуальные комплексы и мифы в культурах мира.
  • Every human being develops sexual complexes based on secret desires // Pravda.ru.

Литература

  • Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 99-114. ISBN 978-5-93004-274-0.
  • Кришталь В. В., Григорян С. Р. Сексология. М., 2002.
  • Лев-Старович З. Секс в культурах мира. М., 1991.

Примечания

  1. Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 124. ISBN 978-5-93004-274-0
  2. Батюшков. Гризельда. Повесть из Боккачьо
  3. 1 2 Дерягин Г. Б. Синдромы сексуальных расстройств, сексуальные комплексы и мифы в культурах мира.
  4. Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 108. ISBN 978-5-93004-274-0.
  5. «Западной культуры: механистическое отношение к сексуальному поведению, сопровождаемое неразборчивостью в связях и формах реализации сексуальности. Характерна агрессивность»: Солошенко Д. В. Экстренная психологическая помощь. Консультирование. – Х.: Торсинг, 2001. – 192 с.
  6. Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 99-114. ISBN 978-5-93004-274-0.

,»Мне всегда мало секса», — сказала эта девушка мне однажды. Согласно статистике, на 2500 женщин приходится одна нимфоманка. В юные годы у меня была одна знакомая. Чем больше времени проходило с момента нашего знакомства, тем меньше мы общались. Разные интересы и прочие факторы разделили нас.
Тем не менее, в моменты редкого общения она умудрялась изливать на меня информацию о своих многочисленных сексуальных похождениях. Кто там только не фигурировал! То десантник, то милиционер, то работник телевидения.
‘При взгляде на меня у мужчин даже пальцы встают’, — эту фразу из самостийного фольклора знакомой я запомнила надолго.
А однажды я имела неосторожность встретиться с ней в кафе нашего района. Через некоторое время к нам стала клеиться пара подвыпивших друзей.
В отличие от меня, девушка с радостью поддерживала беседу и знакомство и пыталась уговорить меня поехать с этими ребятами к ним. В итоге я ретировалась, она поехала одна, и наутро по телефону я услышала захватывающий рассказ об ее интимных утехах с этими друзьями… Но это только присказка. Сказка же состоит в том, что однажды она призналась мне: ‘Сколько у меня мужиков было, не счесть! А вот оргазма никогда не было!’
Такое явление по-научному называется мессалинизм. Слово происходит от имени жены римского императора Клавдия Мессалины, известной своей развратностью. По утверждениям специалистов, в нередких случаях мессалинизм — это следствие аноргазмии или фригидности. Женщина подсознательно ищет партнера, который сможет подарить ей оргазм. Но часто мессалинизм может быть следствием нимфомании. А это уже совсем другой случай.
Само название ‘нимфомания’ пришло к нам из древнегреческих мифов о нимфах, заманивающих мужчин в лес для удовлетворения похоти. Согласно же официальной терминологии, нимфомания — это чрезмерное половое влечение у женщин, вид гиперсексуальности. Западня тут кроется в том, что половые контакты не приносят женщине удовлетворения, и чем больше секса, тем больше женщина его хочет.
Однажды я познакомилась с другой такой дамой. Ее глаза буквально сияли, когда появлялась возможность ‘нового секса’. Однажды, когда мы были с ней в клубе на концерте американского исполнителя рок-н-ролла, я имела возможность наблюдать весь процесс. Сначала она долго и эротично танцевала перед сценой, потом перешла к соблазнительному знакомству с музыкантом, затем отправилась к нему на съемную квартиру. ‘Мне всегда мало секса’, — сказала эта девушка мне однажды.
Интересно, что в некоторых случаях нимфомания является серьезным заболеванием – следствием гормональных нарушений, эндокринных дисфункций или патологии головного мозга. В более легких случаях ее причиной может быть комплекс неполноценности, недостаток любви, а иногда беременность и даже ношение тесной одежды.
Согласно статистике, на 2500 женщин приходится одна нимфоманка. Гиперсексуальные дамы мультиоргастичны, они способны растянуть удовольствие на несколько часов.
Иногда женский мессалинизм — это своеобразное отражение мужского комплекса Дон-Жуана. Дон Жуан прославился не только количеством своих любовных связей, но и тем, что, соблазнив женщину, всегда быстро исчезал из ее поля зрения. В психологии термин ‘комплекс Дон Жуана’ применяют к мужчинам, которые не умеют получать удовольствие от занятия сексом, постоянно переживают, что партнерша осталась неудовлетворенной и потому быстро с ней расстаются.
Но есть тут и спортивный аспект. Если большая коллекция партнерш в былые времена была предметом похвальбы и доблести для сильной половины человечества, а для женщин иметь много партнеров было, скорее, постыдно, то в наше время и представительницы слабого пола не стесняются хвастаться своими ‘дон-жуановскими списками’. Кроме перечисленного выше, подобное ‘коллекционирование’ может быть следствием неуверенности в себе, а иногда следствием амбициозности.
Конечно, понятие ‘частая смена партнеров ‘ для каждого свое. Главное, чтобы поиски увенчались успехом и вы смогли найти того, самого единственного. Иначе сексуальные поиски могут превратиться в самоцель и стать источником морального опустошения.
Фото: Wiros flickr.com/wiros

Иерусалимский синдром

Иерусалимский синдром

Иерусалимский синдром — относительно редкое психическое расстройство, вид бреда величия и бреда мессианства, при котором турист или паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами и как будто является воплощением определённого библейского героя, на которого возложена пророческая миссия по спасению мира. Данное явление считается психозом и ведёт к госпитализации в психиатрическую больницу.

Особенностью этого синдрома является то, что туристы или паломники, страдающие им, проделывают долгий путь через весь мир до Иерусалима, и когда добираются до него, начинают вести себя на городских площадях и святых местах так, словно обладают божественными или пророческими силами. Театральность, характеризующая их поведение, привлекает внимание окружающих. Иногда их поведение доходит до крайностей и представляет опасность для них самих или окружающих, так что появляется необходимость в насильственной госпитализации, пока не минует период опасности их поведения. Среди страдающих от этого синдрома наблюдались как иудеи, так и христиане, у которых долгожданная встреча со святыми для них местами (например, исторические места присутствия Иисуса Христа, Храм Гроба Господня или Стена Плача) вызывает значительное ухудшение состояния.

Статистика показывает, что иерусалимскому синдрому подвержены с равным успехом иудеи, христиане и мусульмане вне зависимости от конфессии. С точки зрения психиатров, феномен является аналогом наблюдаемого во Флоренции и Риме синдрома Стендаля, или Парижского синдрома, которому наиболее подвержены туристы из Японии. Также аналогичное психическое расстройство может наблюдаться у паломников в Мекке. Христианско-православные же Церкви считают этот синдром разновидностью духовной прелести.

Психиатрическая лечебница Кфар Шауль в Иерусалиме, один из основных центров исследования «иерусалимского синдрома»

Заболевание впервые клинически описано в 1930-х годах иерусалимским психиатром Хайнцем Германом. Вместе с тем первые проявления синдрома были зафиксированы ещё в Средние века в путешествии Феликса Фабера и в биографии Марджери Кемп. Также ряд случаев синдрома наблюдался среди паломников XIX века.

Одним из наиболее тяжёлых по последствиям проявлений синдрома стало поведение христианского паломника из Австралии Денниса Майкла Рохана (en:Denis Michael Rohan). 21 августа 1969 года он попытался поджечь мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, что спровоцировало в городе массовые беспорядки. Сам паломник объявил себя «посланцем Господа», который получил «Божественные указания» уничтожить Аль-Аксу, чтобы помочь евреям во исполнение пророчеств Захарии построить Третий Храм, и тем ускорить Второе пришествие Иисуса Христа.

Рохан пошёл на этот шаг под влиянием проповедей теле-евангелиста Герберта У. Армстронга (en:Herbert W. Armstrong), основателя так называемой Всемирной Церкви Бога (Worldwide Church of God). Вскоре после инцидента Армстронг постарался дистанцироваться от действий Рохана. Ортодоксальный Верховный Раввинат Израиля также осудил попытку поджога.

В конце 1990-х годов Британский психиатрический журнал предположил, что сочетание влияния Иерусалима с приближением нового тысячелетия вызовет в этом городе массовую истерию. В 2000-м году, действительно, наблюдалось некоторые увеличение случаев Иерусалимского синдрома, однако страхи о начале «эпидемии» оказались преувеличенными.

Психиатрическая больница Кфар Шауль

Одним из наиболее известных центров изучения синдрома является больница Кфар-Шауль в Иерусалиме. За 13 лет наблюдения (1980—1993) отмечено 1200 паломников с тяжёлыми психическими проблемами, вызванными посещением Иерусалима. Около 470 из них обратились в больницу. Среди пациентов Кфар Шауль отмечается значительное количество паломников — пятидесятников из деревенских районов США и Скандинавии.

В настоящее время этот показатель составляет в среднем 100 человек в год, из которых в больнице оказывается в среднем 40. Данный показатель является относительно небольшим по сравнению с общим количеством туристов в Иерусалиме (до двух миллионов человек в год). По мнению психиатров Калиана и Вицума, данная пропорция ничем не отличается от любого другого города мира.

Типы

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 30 мая 2011 года.

Тип I

Тип I синдрома связан с уже ранее существовавшим у пациента психическим расстройством. Пациент может представлять себя важным для религии историческим персонажем или находиться под влиянием важных религиозных концепций, таких, как пришествие Мессии или Второе пришествие Иисуса Христа.

Тип II

Тип II осложняется идиосинкразией. Он необязательно принимает форму психического расстройства и может проявляться в виде аномальной культурной реакции как для отдельного индивидуума, так и для небольшой религиозной группы.

Тип III

Наиболее хорошо известен тип III, когда ранее психически уравновешенная личность после прибытия в Иерусалим начинает демонстрировать явные признаки психоза. Психоз обычно проходит сам через несколько недель либо после того, как пациент покидает Иерусалим. Для данного типа синдрома имеется характерный набор признаков:

  • Взволнованность;
  • Желание отколоться от группы или семьи и путешествовать по городу в одиночестве;
  • Навязчивое стремление к чистоте, необычно частое принятие душа или ванн, отрезание ногтей на руках и ногах;
  • Изготовление похожего на тогу одеяния белого цвета, часто — из гостиничных простыней;
  • Стремление громко выкрикивать стихи из Библии, псалмы, различного рода религиозные гимны. Заметив подобное поведение, гостиничный персонал либо туристические гиды обычно стараются отвести пациента к специалисту. В противном случае развиваются следующие две стадии синдрома:
  • Процессия или торжественный марш к одному из святых мест Иерусалима;
  • Произнесение проповедей в святом месте. За 13 лет наблюдения зафиксировано 42 подобных проповеди.

В популярной культуре

  • В сериале Симпсоны, эпизод «The Greatest Story Ever D’ohed» посвящён Иерусалимскому синдрому.
  • В рассказе Нила Геймана «Иерусалим» описан случай синдрома.

> См. также

  • Синдром Стендаля
  • Парижский синдром
  • Культурный шок
  • А. Грицман. Иерусалимский синдром // «Вестник», № 24(283), 20 ноября 2001 г.
  • А. Бильжо. Иерусалимский синдром // «Известия», 01.11.06.
  • А. Барац. Раскаяние Ишмаэля
  • В. Э. Пашковский. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2006. — 144 с. — ISBN 5-98037-058-7.
  • Полещук А., Свенчицки Л. Иерусалимский синдром – отчет о болезни. Пер. с англ. Н. Д. Фирсовой (2017).
  • Почему верующие туристы иногда начинают считать себя мессиями. 26/03/2012

Синдром Плюшкина (Месси)

Человек, склонный постоянно «приберегать» вещи на запас, испытывает большие переживания при мысли, что ему придется избавиться от этих предметов. Синдром Месси ухудшает и создает стесненные условия жизни. Дома, наполненные до отказа хламом, не оставляют шансов свободно перемещаться по комнатам. Накопление бытового мусора выделяет неприятный запах и токсичные вещества в помещении, что представляет опасность для здоровья.

Лечение Синдрома Плюшкина проходит сложно, потому что многие пациенты не видят проблемы в своем образе жизни. Наоборот, если человеку намекнуть на его нездоровую привычку, он почувствует себя оскорбленным. Если не бороться с болезнью Плюшкина, велика вероятность, что это расстройство не исчезнет никогда.

История термина

Силлогомания — психическое расстройство, которое встречается у людей по всему миру. С греческого языка слова «syllogismos» и «mania» переводятся как «рассуждение» и «безумие». В разных странах патологическое накопительство имеет свои названия, связанные с определенными ассоциациями. К примеру, фамилия Плюшкина была позаимствована из повести «Мертвые души». В своем произведении Н.В. Гоголь изобразил персонажа скупым помещиком, который только тем и занимался, что обременял свой дом всяким хламом. За границей болезнь Плюшкина больше известна как синдром Месси (разговорный жаргон), что в переводе с английского означает «грязный, беспорядочный».

Стадии патологического накопительства

Хоардинг варьируется от легкой до тяжелой стадий. Бывают разновидности накопительства, которые не влияют существенно на нашу жизнь. Но если сбор хлама и бытового мусора происходит на ежедневной основе — стоит насторожиться. Лучше сразу «вылечить» свою проблему, чем усугубить ее.

Поначалу человек накапливает всякую мелочь, затем, безобидная любовь к ненужным вещам плавно переходит в накопление мебели, техники, одежды, бытовых приборов. И когда места внутри дома больше нет, беспорядок дополняется в гараже, дворе и даже автомобиле.

Симптоматика синдрома Плюшкина

Болезнь Месси полностью меняет психологическое состояние. Она влияет на эмоции, мысли и поведение человека.

Симптомы и признаки Синдром Плюшкина:

  • Неспособность расстаться с любыми вещами независимо от их стоимости

  • Чрезмерная привязанность к предметам (чувство раздражения, когда кто-то из посторонних пытается взять эти вещи)

  • Беспорядок в жилом помещении

  • Накапливание газет и журналов

  • Несвоевременная уборка в доме, вплоть разведения антисанитарных условий

  • Постоянный сбор ненужных предметов (бытовой мусор, салфетки, пакеты)

Причины развития синдрома Месси

Проблема патологического накопительства до конца не исследована. Стрессовые ситуации и психологическая травма могут стать одной из причин появления болезни. Склонность к накопительству может развиться и на фоне других заболеваний. К примеру, слабоумие, когда человек не в состоянии здраво оценивать реальность или физические недомогания, когда нет возможности тщательно следить за порядком в доме.

Иногда привычка к накопительству объясняется следующими причинами:

  • глубокая депрессия

  • психотические расстройства (шизофрения)

  • обсессивно-компульсивное расстройство

  • одиночество, холостяцкая жизнь

  • обделенное детство (недостаток родительского внимания, подарков)

Группа риска, склонная к заболеванию

Компульсивное накопительство может потрясти любого человека, независимо от возраста, пола и социального положения.

Факторы риска включают в себя:

  • Возраст. Болезнь Плюшкина обычно начинается в 11 —15 лет и с взрослением прогрессирует еще больше. Уже в малом возрасте дети склонны собирать обертки из-под конфет и любой кондитерской продукции, а также копить сломанные игрушки, старую канцелярию, книжки и школьные тетради.

  • Характер. Хроническая нерешительность может стать причиной патологического накопительства. Когда человек постоянно откладывает какие-то предметы для определенных целей, но при этом не реализовывает их, в дальнейшем это может превратиться в привычку загромождать жилище.

  • Социальная изоляция. Люди, у которых не складываются отношения с окружающими, пытаются скрасить свое одиночество и найти жизненный комфорт в накопительстве различных предметов.

  • Другими факторами развития болезни считаются:

    — продолжительная жизнь в антисанитарных условиях;

    — пренебрежение личной гигиеной;

    — семейные конфликты;

    — малоподвижный образ жизни;

    — финансовые проблемы

Разновидности патологического накопительства

  • Коллекционирование.Собирание дорогих или редких «безделушек», к примеру, марок или раритетных автомобилей считается мягкой формой психологического расстройства. Люди-коллекционеры намеренно ищут конкретные вещи и часто выставляют их напоказ окружающим. Коллекционирование редко вызывает эмоциональный стресс и загромождение жилища, но есть риск, что эта привычка может перерасти в манию.

  • Патологическое накопительство животных. Некоторые люди держат в антисанитарных условиях десятки питомцев, потому что не в состоянии должным образом заботиться о них.

  • Жажда к знаниям. Тонны книг, журналов, газет и энциклопедий часто загромождают дома и квартиры, не оставляя у жильцов чувства дискомфорта. Беспорядок становится нормой, а желания расстаться с книгами, которую утратили свою ценность — не возникает.

  • Скряжничество. Существует группа людей, которые называются «скопидомами». Они склонны накапливать свои дома любыми материальным объектами, вплоть до бытового мусора.

  • Сентиментальный хоардинг. Этот вид накопительства связан с психологической травмой. Люди, одержимые романтическими воспоминаниями, не готовы расставаться с вещами, которые в прошлом были подарены любимым человеком.

Возможные последствия подобного нарушения поведения

Некоторыми осложнениями и последствиями болезни считаются:

  • Высокий риск возгорания дома/квартиры.

  • Проблемы с законом (жалобы соседей на неприятный запах в жилом доме и загромождение хламом чужих территорий может привести к судебным разбирательствам).

  • Неспособность выполнять повседневные задачи (уход за собой, уборка жилья, забота об окружающих).

Лечение синдрома Плюшкина

Как вылечить синдром Плюшкина? Психолог — лучший врач и помощник в этой проблеме. Существует только два вида лечения патологического накопительства — психотерапия и лекарства.

Когнитивно-поведенческая терапия является наиболее распространенной формой психотерапии. Она призвана помочь людям управлять своими проблемами и переживаниями. Сеансы терапии проходят в виде дружеских бесед, где врач и пациент определяют общие цели, почему страсть к накопительству должна быть побеждена. На занятиях врач объясняет пациенту, чем опасен синдром Плюшкина, как бороться с ним и восстановиться после этой болезни. Чтобы достичь определенных целей в лечении, могут понадобиться месяцы.

Что касается лекарственных препаратов, то здесь врачи назначают различные антидепрессанты.

Теги: синдром плюшкина, Читайте нас в социальных сетях Подпишитесь на обновления