Храм в иудаизме

Иудаизм – самая справедливая религия. Её мировоззрение основано на множестве законов, на все случаи жизни – буквальное исполнение этих законов и есть справедливость.

Без метафор — 613 заповедей Пятикнижия (Торы) 365 запретов и 248 повелений. Среди заповедей – («мицвот») особо выделяется так называемый Декалог, или Десять заповедей: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе, соблюдение святости дня отдыха в субботу, почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонения от следования «мицвот» рассматриваются как грехи и влекут за собой воздаяние не только в потусторонней, но и в реальной жизни. Таким образом, справедливость торжествует и «здесь и сейчас».
Пространство иудаизма – весь мир. В самом прямом смысле. И в центре мира, в Иерусалиме – Храм, единственный, сейчас разрушенный, но всё равно – незаменимый. Поэтому во всем мире стоят синагоги – просто дома для молитвы. И это справедливо – нигде в другом месте Храма быть не может.

Мировоззрение иудаизма – романтическое очень. Особая избранность – от Бога, тоска по утраченной родине, «земле обетованной», «вековая грусть в глазах», мечта об объединении. Обратная сторона такого романтизма – отношение к иноплеменным. Иудаизм – исключительно племенная религия. Другие народы вполне доброжелательно признаются, но иногда почитаются потенциальными рабами или актуальными врагами. Самоизоляция верующих евреев, в силу их богоизбранности – стала одной из важнейших черт иудаизма; однако в дальнейшем было признано, что для вступления в «завет» с Богом, независимо от происхождения, достаточно обрезания и следования Законам.

В связи с этим интересна религиозная экономика иудаизма, она тоже рассчитана на пространство всего мира. «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба. Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост (Втор. 23, 19-20). Именно это стало причиной того, что в эпоху Средневековья и Реформации финансы большей части европейской цивилизации оказались собраны в руках еврейских банкиров: христиане считали греховным давать деньги под проценты кому бы то ни было, а иудеи полагали возможным ссужать деньги под проценты иноплеменникам. Что-то есть в словах барона Унгерна (кстати, буддиста): «Талмуд проповедует терпимость ко всем и всяческим способам достижения цели»
Иудаизм можно смело назвать и самой грамотной из религий. Магомет не зря назвал евреев «народом Книги». На месте святилища в Храме в синагогах устанавливается большой шкаф. Такой шкаф называется ковчегом и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги. Вот так вот: книжный шкаф как святилище… И всем мужчинам иудейской общины вменялось в обязанность быть грамотными; это правило сохранялось в течение всего Средневековья! Ну, грамотность — писать и читать, и считать, конечно)

Книга
Книга, конечно, о любви. Но любой человек, раскрывавший исторические книги Ветхого Завета, знает, сколько там крови, сколько благословений на убийства и разграбление языческих городов: «А в городах сих… не оставляй в живых ни одной души… дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим (Втор. 20, 16-18). Жестокости Ветхого Завета иногда кажутся ужасающими

Любовь
В Торе записано — «Не делай ближнему своему того, что не желаешь, чтобы сделали тебе». Оно, конечно, о любви… но тут вопрос в том, кто ее достоин, на этот счет тоже есть предписания. И Закон Торы указывает на то, что человек не имеет права отдать свою жизнь, пойти на верную смерть, чтобы спасти другого.

Женщина в иудаизме занимает весьма незавидное положение. При бракосочетании — муж приобретает (!) жену и получает её в своё распоряжение. Согласно Талмуду муж имеет право развестись с женой, если она просто разбила блюдо в его доме, или если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена. Талмуд также требует от еврея дать жене развод, если она ела или жадно пила на улице, если кормила грудью на улице, если не зачала в течении десяти лет. Сама же жена не имеет право на развод. Согласно Талмуду, жена — послушная раба своего мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой горячо благодарит бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина должна в молитве благодарить бога за то, что он создал ее для послушания и подчинения мужчине. Ох, многобуков, но про женщину интересно)))
«И хотя женщина награждается, всё-таки наши мудрецы заповедали, чтобы никто свою дочь не обучал закону, по той причине, что большая часть женщин не имеет достаточного смысла для понимания закона, и по ограниченности ума своего может спутаться в словах закона. Посему-то наши мудрецы сказали: кто свою дочь обучает закону, тот всё равно что учит её преступлениям» (Гилхот Талмуд Тора, глава 1; трактат Иома, fol. 66, pag. 2) И кто поспорит, что это не справедливо?)))

Маймонид справедливо пишет в Законах о личных взаимоотношениях, гл. 21, з. 7: «В общей сложности получается пять работ, которые любая жена выполняет для своего мужа: она прядёт, омывает его лицо, руки и ноги, наполняет его чашу, стелит его постель и прислуживает ему. Есть также шесть работ, которые некоторые жёны выполняют, а некоторые — нет: помол муки, выпечка, стряпня, стирка, уход за детьми и кормление скота». И там же, з. 10: «Всякую жену, которая отказывается выполнять работу, которую она обязана делать, заставляют, вплоть до применения плетей». Раавад пишет в замечаниях: «Я никогда не слышал, чтобы женщину били плетью. Муж просто урезает её паёк, пока она не сдастся». Итак, муж не должен её пороть — достаточно морить её голодом, пока она не станет ему служить.

Искусство. С этим в нашем понимании – сложно. Отношение иудеев к изобразительному искусству складывалось под влиянием Второй заповеди Торы: «Не делай себе никакого изображения, ни того, что на небе вверху, ни того, что на земле внизу, ни того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им…» (Исход, 20:4-5). Таким образом, без метафор, задача художника ограничивалась украшением ритуальных предметов и интерьеров синагог.
Храм
Яхве не имел ни изображений, ни храмов; и вообще облик его – «неатропоморфный», ему был посвящен шатёр («скиния») и в нём ларец («ковчег»), считавшийся земным местопребыванием Бога, незримо присутствовавшего во всём мире. В 960 году до н. э. царь Соломон воздвиг на горе Мориа Первый Храм Яхве, который был разрушен в 586 г. до н. э. царём Вавилона Навуходоносором. Вернувшись из вавилонского плена, иудеи построили Второй Храм, просуществовавший свыше 500 лет и полностью перестроенный царём Иродом (34—7 гг. до н. э.). Эта величайшая еврейская святыня была полностью разрушена в 70 году римским императором Титом.

Главной чертой природного ландшафта района Храма является большой выход скалы, который до сих пор можно видеть под Куполом Скалы. Вероятно, жертвенник был воздвигнут на самой скале, а Храм находился от него строго к западу. Соломону понадобилось семь лет на сооружение Храма, для его строительства из Ливана был привезен кедр, а царь Тира Хирам прислал мастеров. Дворец Соломона, строительство которого заняло 13 лет, находился от Храма строго к югу, как и дворец дочери фараона, жены Соломона. Согласно иудаизму, Храм будет восстановлен на прежнем месте, на Храмовой горе в Иерусалиме и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Вместе с тем, для строительства Храма таких размеров, которые указаны в пророчестве Иезекиила, потребуются значительные топологические изменения для расширения площади Храмовой горы.

Стена Плача — на первой тут фотке. Сегодня Стена Плача является местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране, местом, символизирующим былое величие Израиля и упование на его будущее… В настоящее время над иродианской кладкой возвышается ещё 19 рядов значительно меньших по размеру камней римской, византийской и позднейшей кладки.
Синагога
Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они.(Иез.11:16)

Синагога — это любое помещение, предназначенное для общественной молитвы иудеев, что всегда было и остается ее главным назначением и главным отличием. Внешне выглядеть может очень разнообразно. Да и стоит ли об этом заботиться, когда пространство – весь мир. Повторю, что синагога не является храмом, а еврейский Храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме.
Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Любой член общины вправе пользоваться ими. В синагоге проводят празднование рождения, совершеннолетия, выкуп первенца и другие религиозные обряды.

Когда-то в синагоге заседал бейт-дин – местный религиозный суд. Правление синагоги распоряжалось средствами для помощи нуждающимся, устраивало на ночлег приезжих и т.д.
Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Любая синагога, скромная или роскошная, должна быть оборудована соответствующим образом. Там обязательно должны быть:
шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Обычно его помещают у стены, обращенной в сторону Иерусалима. Он должен быть прикрыт специальным занавесом.
вечный огонь, лампа, которая должна постоянно гореть, символизируя заповедь: «возжигать вечный огонь перед скрижалями…»
возвышение, на котором стоит стол, куда кладут свиток Торы во время чтения недельных глав.
отделение для женщин, иногда балкон, иногда боковой или задний придел. Было отделение для женщин и в Иерусалимском Храме.

Разрешается также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины: витражи, фресками, резьбой по дереву и т.п. Ограничения касаются лишь изображений людей.
А тут — вот такие разные синагоги…

Еще на эту тему —
Христианство. Священные сооружения
Ислам. Священные сооружения
Буддизм. Священные сооружения
Язычество. Священные сооружения
>Иудаизм

ГЛАВНОЕ

  • Главным городом российского иудаизма считается Москва. Здесь сосредоточены самые крупные еврейские общины и известные синагоги.
  • Самой старой в столице считается Московская Хоральная синагога по адресу Большой Спасоглинищевский переулок, 10.
  • Мемориальная синагога в Парке Победы содержит музей. Нижний зал посвящен истории Холокоста и памяти евреев, погибших во время Второй мировой войны.
  • В синагоге на Большой Броннойесть не только молельни, но залы для общественных мероприятий, библиотека, Музей Памяти, и прекрасный ресторан «Иерусалим».
  • Синагога «Бейс Менахем» в Марьиной Роще была главной московской синагогой в советскую эпоху. В большом молельном зале вмещается 2 000 человек.

Иудаизм — не только религия, но и образ жизни. Главным городом российского иудаизма может по праву считаться Москва, где сосредоточены самые крупные еврейские общины и известные синагоги. В столице живут и работают главные раввины России: Берл Лазар (ФЕОР — Федерация еврейских общин России) и Адольф Шаевич (КЕРООР — Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России).

Началом истории иудаизма в России стал XVII век, когда первые еврейские купцы появились в немецкой (иноземной) слободе Москвы. Правда, первая синагога в городе была построена только в 1870 году. Совсем недалеко от места, где она стояла, теперь находится Московская Хоральная синагога.

Среди еврейских общин Москвы проповедуется, в основном, традиционный ортодоксальный иудаизм, продолжаемый выходцами из Восточной Европы – ашкенази. В Москве они группируются под сенью ФЕОР и КЕРООР. Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России (ОРОСИР) относится к реформатскому направлению. Другие течения иудаизма среди московских евреев малочисленны и малозаметны на общем фоне. Стоит отметить, что противоречия между разными толками и этническими группами евреев случаются нечасто и никогда не приводят к жёсткой конфронтации. Кроме ашкеназских евреев в столице проживают и составляют отдельные общины представители горских евреев (татов), грузинские и таджикские евреи, а также караимы и крымчаки, основной язык которых – русский.

Еврейская община – особое место для иудеев в религиозном и житейском смысле. Это, обычно, целый квартал или улица, где проживают все её члены с семьями, расположенная вблизи синагоги. Она имеет место для собраний, собственные магазины, точки питания, досуга и отдыха. Ярким примером такой общины является МЕОЦ – Московский еврейский общинный центр в Марьиной роще по адресу переулок Второй Вышеславцев, дом 5А. Эта большая община находится в знаменитом «еврейском треугольнике города» – квартале между станциями метро «Марьина Роща», «Менделеевская» и «Достоевская».

Центр иудейской общины – синагога, в которой проводятся коллективные моления. Она по традиции повторяет конструкцию разрушенного Первого храма и всегда ориентирована на Восток, в сторону Иерусалима. Этот молельный дом служит для выполнения религиозных обрядов и жертвоприношений, изучения и комментирования Торы. При синагоге обычно находится публичная библиотека, школы для детей и взрослых. В настоящее время в Москве действует около десятка синагог, которые могут посещать не только члены общины, но и гости иудейского и любого другого вероисповедования, соблюдающие условия поведения в ней.

Московская Хоральная синагога

Самой старой в столице считается Московская Хоральная синагога по адресу Большой Спасоглинищевский переулок, 10, находящаяся в ведении Московской еврейской религиозной общины (МЕРО). Она была построена в строгом классическом стиле в 1891 году по заказу главы еврейской общины Л. Полякова архитектором С. Эйбушитцем. После долгих перестроек и конфискаций XX века в 2001 году здание было передано городскими властями в ведение общины ашкенази. В 2006-м году, после значительной реставрации, состоялось её торжественное открытие. При Хоральной синагоге в память об уничтожении Первого Храма сложена собственная Стена Плача, а во дворе установлена скульптура «Птица счастья» работы И. Буранова.

Своё название эта синагога получила благодаря тому, что службы в ней проводятся под пение великолепного хора. В ней четыре зала для молений с чудесной потолочной и настенной росписью, а все предметы утвари отличаются изяществом и красотой. Разные залы здания предназначены для посещения евреями-ортодоксами, горскими и грузинскими иудеями. При молельном центре действует высшее духовное училище – иешива. Еще до передачи главного здания еврейской общине, в 1998 году, во дворе Хоральной синагоги была построена синагога «Бейт-Тлахум» для горских евреев-сефардов из Азербайджана.

Мемориальная синагога на Поклонной горе

Особое место среди московских синагог занимает Мемориальная синагога в Парке Победы на Поклонной горе. Она построена архитекторами М. Зархи и В. Будаевым в 1998 году на средства Российского еврейского конгресса и считается образцом современной культовой архитектуры. Зал синагоги украшен символическими скульптурами известного израильского мастера Ф. Мейслера. Нижний зал синагоги посвящен истории Холокоста и памяти шести миллионов евреев, погибших во время Второй мировой войны. Это музей, состоящий из двух помещений, в которых рассказывается об истории евреев в России и что пережил этот многострадальный и мужественный народ во время страшной войны. Мемориальная синагога находится по адресу Кутузовский пр., 53.

Синагога на Большой Бронной

Синагога на Большой Бронной – одна из самых старинных в Москве. Она была создана на базе имения столичного финансиста Л. Полякова в 1883 году и перестроена архитектором И. М. Чичаговым в восточном стиле. В конце XX века синагога была отреставрирована в соответствии с современными требованиями. Ее здание выделяется своими размерами и универсальностью: здесь есть и молельни, и залы для религиозных и общественных мероприятий, и библиотека, и Музей Памяти евреев, и даже прекрасный ресторан «Иерусалим» с кошерной пищей. Эта синагога перенесла несколько терактов: в 1993 году – поджог, в 1999 и 2003 годах – попытки взрыва, в 2006 –м — нападение на прихожан. Теперь входы в синагогу тщательно охраняются. Являясь религиозным центром любавических хасидов, синагога способствует работе иешивы «Махон Ран» – учебно-производственного заведения для раввинов и шойхетов. Адрес синагоги: ул. Большая Бронная, 6/3.

Синагога в Марьиной Роще

Синагога «Бейс Менахем» в Марьиной Роще была основана в 1926 году и была главной московской синагогой в советскую эпоху, что и обусловило популярность этого района столицы среди евреев. Старый деревянный дом, который занимала синагога, в 1993-м сгорел, и его заменили роскошным по тем временам новым 7-этажным зданием, построенным главным архитектором Тель-Авива И. Годовичем. Оно вмещает массу организаций: художественную галерею и центр изучения еврейской традиции «Бейт Талмуд», интернет-кафе и сеть воскресных детских клубов «Римон», библиотеку и тренажёрные залы, концертный зал и многое другое. В этом здании, принадлежащем Московскому еврейскому общинному центру (МЕОЦ), всегда оживлённо и многолюдно.

Синагога занимает общую площадь в 7 200 кв. м., а в большом молельном зале хватит места для 2 000. посетителей. Общее число прихожан этой синагоги достигает 100 тыс. человек! Здесь активно работают главный раввинат и иешива. В здании есть ресторан » Штетл» с мясным и молочным залом, где вкусно и недорого могут поесть не только иудеи, но и все гости этого приветливого и очень демократичного центра. Адрес «Бейс Менахем»: 2-й Вышеславцев пер., 5а.

Другие синагоги Москвы

Синагога на Чистых прудах представляет собой небольшой флигель во дворе Грибоедовского ЗАГСа, и её непросто найти из-за отсутствия вывески. Она носит шутливое название «синагоги для начинающих» и была организована группой единомышленников, делающих первые шаги в переосмыслении родной веры. Скромное уютное помещение синагоги рассчитано на малое количество прихожан и её посещают жители близлежащих района и улиц. Адрес: Малый Харитоньевский пер., 10/2.

Синагога общины «Даркей Шолом» в Отрадном – часть оригинального Духовного комплекса Трёх религий. Она построена по соседству с православным храмом и мусульманской мечетью на Сигнальном проезде, 19Б. Этот комплекс на окраине Москвы носит неформальное название «Нового Иерусалима» и олицетворяет миссию сосуществования трёх основных религий России. Постройка буддистского храма на территории ансамбля ожидает своей очереди. Трёхэтажная синагога, построенная в 1997 году, помимо религиозных программ реализует просветительские и социальные: здесь работают молодёжный и семейный клуб, библиотека и видеотека.

Синагога «Шатёр Ицхака» по адресу Чапаевский переулок, дом 3 расположена в жилом комплексе «Триумф-Палас». Помещение для синагоги в самом высоком и комфортабельном небоскрёбе Европы приобрели в 2008 году наследники Исака Елашвили, эмигрировавшие из Грузии иудеи-сефарды, для увековечения его памяти. На открытии синагоги присутствовали главные раввины России и грузинских евреев РФ и Израиля. Кроме исполнения религиозных обрядов, община при синагоге занимается просветительской, образовательной и благотворительной деятельностью, а также выпуском собственной газеты.

В 2008 году в Москве появилась Синагога еврейской общины «Среди своих» хабадского толка. Основной программой своей деятельности члены общины провозгласили религиозное обучение для разных возрастных групп слушателей в образовательном центре под руководством израильского консультанта Йосефа Херсонского. Слушателей центра навещают с лекциями и мастер-классами предприниматели и крупные менеджеры. Досуг заполняется праздничными мероприятиями и клубными развлечениями. Помещение синагоги находится в красивом старинном особняке 1890 года постройки, находящегося в исторической части столицы по ул. Льва Толстого, 14.

Синагога «Дом Давида» по адресу: ул. Маршала Тухачевского, 16/2 находится в районе Щукино и является молельным помещением немногочисленной хабадской общины. Она занимает апартаменты площадью около 120 кв.м. в обычном многоэтажном доме. Члены этого сообщества приветливо принимают в гости всех единоверцев любого толка, а время, проведённое в синагоге, посвящают самообразованию и самоусовершенствованию.

Иудаизм

Иудаизм (иудейство) — одна из древнейших религий мира, объединяющая более 14 миллионов человек во всем мире. Название «иудаизм» произошло от имени родоначальника одного из древних еврейских племен — Иуды. Изначально именем Иуды было названо первое еврейское государство — Иудейское царство, а с 6 в до н. э. иудеями стали называть весь еврейский народ. Надо сказать, что только в современном русском языке существует два слова для обозначения одного понятия: «иудеи» (обозначение религиозной принадлежности) и «евреи» (обозначение национальной принадлежности), однако в остальных языках, в том числе в иврите, существует одно общее название, объединяющее и религиозное и национальное сообщество, — иудеи. Таким образом, иудеи — это этнорелигиозная группа, которая включает и тех, кто был рожден евреем, и тех, кто обратился в иудаизм.

В иудаизме, как и в некоторых других религиях, нет централизованной церковной власти. Главным авторитетом для всех верующих иудеев являются священные писания: Танах (письменная Тора) и Талмуд (устная Тора).

Название первой книги Танах — это аббревиатура, состоящая из трех слов, каждое из которых является еще и названием одной из трех частей книги: Тора (Закон, Учение), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания). Тору еще называют Пятикнижием Моисея, так как считается, что эта часть книги была продиктована Богом Моисею на горе Синай. Танах соответствует Ветхому Завету у христиан, поэтому иногда ее называют «еврейской Библией». Книга описывает сотворение мира и человека, а также историю еврейского народа. Иудейская книга Танах, как считают ученые, послужила основой для развития таких религий как Христианство и Ислам. Талмуд — это книга собравшая все устные предания Торы, которые передавались из поколения в поколение до 2 века н. э. Также в книге комментарии, сделанные к Торе выдающимися мудрецами, жившими в разные периоды.

В иудейских церковных книгах выделяется несколько основных учений: о священных книгах, о сверхъестественных существах, о Мессии, о пророках, о душе, о загробной жизни, о пищевых запретах, о субботе.

Тора — самая главная и почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времен и до наших дней пишут вручную на коже. Хранится Тора в специальном шкафчике в синагоге (молитвенный дом иудеев). Перед началом богослужения священнослужитель — раввин — обязан поцеловать Тору. Иудеи почитают пророков, так как это люди, которым Бог дал задание и возможность возвещать истину. В Танахе упоминаются 78 пророков и 8 пророчиц. Почитание пророков выражается в форме уважительного разговора о них в проповедях и в быту. В учении о душе в иудаизме главное, то, что она сотворена Богом и может существовать и без тела. Душа бессмертна. Во время сна Бог забирает душу у всех людей, чтобы утром одним ее вернуть, а другим — нет, завершая земной путь души. Поэтому проснувшись, верующие благодарят Бога за то, что он вернул им душу. В одном из вариантов учения о загробной жизни в индуизме говорится, что после смерти души праведников Бог направляет в рай, а души грешников — в ад («шеол» или «геенна» — от названия местности в Иерусалиме, где сжигался мусор). При этом считалось, что верующие евреи попадают туда на время, а неверующие евреи и люди других национальностей — навсегда. Но последнее время это учение пересматривается, теперь считается, что людям других национальностей достаточно просто вести нравственный образ жизни, чтобы попасть в рай.

В иудаизм е существуют определенные пищевые запреты. В пищу иудеи не могут употреблять мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список определяют раввины. К примеру, запрещено употреблять в пищу мясо свиней, зайцев, лошадей и верблюдов, кальмаров и креветок и т.д. В список запрещенных продуктов входит кровь, можно питаться только обескровленным мясом (кошерным). Запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (на пельмени со сметаной, к примеру, у иудеев будет стоять запрет). Если же иудей сначала ест молочную пищу, а потом мясную, то в промежутке он должен прополоскать рот, если же наоборот, сначала мясную, а потом молочную, то промежуток должен быть не менее 3-х часов.

Приверженцы иудаизма расселены по всему миру, их общины существуют более чем в 80-ти странах. 80% всех иудеев живут в двух странах: в США и в Израиле. В России в настоящее время проживает около 230 тыс. евреев, хотя до конца 80-х гг. и до начала алии (репатриации в Израиль) их было около 2-х млн. человек. В Москве создано несколько еврейских общин, действуют синагоги. Первая Большая Хоральная синагога была открыта в Москве в 1870 году.