Гера и зевс

Гера

Гера


Гера

Верховная богиня, богиня брака и семьи

Мифология

Древнегреческая

Пол

женский

Отец

Кронос

Мать

Рея

Братья и сёстры

Зевс, Гестия, Аид, Посейдон и Деметра

Супруг

Зевс

Дети

Гефест, Арес, Геба, Илифия, Ангела и Арга

В иных культурах

Юнона

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Гера (значения).

Ге́ра (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra; вер. ‘охранительница, госпожа’) — в древнегреческой мифологии богиня — покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из двенадцати олимпийских божеств, верховная богиня, сестра и жена Зевса. Согласно мифам, Гера отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Римский аналог Геры — богиня Юнона.

Мифы

Гера, третья дочь титана Кроноса и титаниды Реи, сестра и жена Зевса, сестра Деметры, Гестии, Аида и Посейдона. Вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была им извергнута обратно.

Перед титаномахией Рея спрятала дочь у Океана и Тефиды, и впоследствии она будет мирить дядю и тётку в их ссорах.

Брак и дети

Супруга Зевса, своего брата — третья после Метиды и Фемиды. Однако их тайная связь началась задолго до свадьбы, причём именно Гера играла в ней активную роль.

Зевс полюбил Геру, когда она была девушкой, и превратился в кукушку, которую она поймала. На горе Коккигион (Кукушечья) в Арголиде есть храм Зевса, а рядом на горе Проне — храм Геры. (Кукушку называют «царицей Египта»). Брак Зевса и Геры оставался тайным 300 лет. Свадьба Зевса и Геры проходила в Кносской земле, в местности близ реки Ферена, где стоит храм.

Гера родила мужу Гебу (по некоторым авторам, Гера родила её от латука), Илифию и Ареса По версии, родила Ареса без мужа, получив от нимфы Хлориды цветок с Оленских полей. «Миновав супружеское ложе», родила Гефеста (по Гомеру, его тоже от Зевса) — самостоятельно в отместку мужу, единолично произведшего на свет Афину. От прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по основной версии его матерью была Гея). По легенде, увидев слабого и уродливого младенца Гефеста, Гера в гневе сбросила его с Олимпа. Но Гефест выжил и впоследствии отомстил матери.

Также среди детей называют Аргу и Ангелу. У Олена в гимне Гере сказано, что Гера воспитана Орами, и её дети — Арес и Геба.

Илифия является спутницей-атрибутом Геры, Арга и Ангела практически не фигурируют.

Ревность и ссоры

Джеймс Барри (англ.)русск.. «Юпитер и Юнона на горе Ида»

Гера — самая могущественная из богинь Олимпа, но и она подчиняется своему мужу Зевсу. Часто она вызывает у мужа гнев, в основном своей ревностью. Сюжеты многих древнегреческих мифов строятся вокруг бедствий, которые Гера насылает на любовниц Зевса и их детей.

  • Она наслала ядовитых змей на остров, где жила Эгина и её сын от Зевса, Эак.
  • Погубила Семелу, мать Диониса от Зевса — насоветовала ей попросить Зевса явиться во всём своём божественном блеске, и девушка погибла испепелённой.
    • Сестра Семелы — Ино, взявшая на воспитание младенца, обезумела.
  • Преследовала Ио, превращённую в корову, приставила к ней сторожем Аргуса.
  • Прокляла нимфу Эхо, которая стала повторять слова бесконечно.
  • Не давала беременной Лето родить на твёрдой земле.
  • Царица Ламия была превращена ею в чудовище.
  • Нимфу Каллисто превратила в медведицу.

Кормила своим молоком Гермеса, не зная, кто это, а затем оттолкнула, и из молока возник Млечный Путь (по другой версии, кормила младенца Геракла).

Чтобы подсмеяться над Герой, Зевс как-то устроил свою фальшивую свадьбу с дубом, наряженным в женское платье. Гера, сбежав с Киферона, разгромила свадебную процессию, но потом оказалось, что это шутка. Поэтому в Платее, где Гера встретила процессию, отмечался «праздник кукол», завершавшийся их всенародным сожжением.

Геракл

Основная статья: Геракл

Ненависть к побочному сыну Зевса Гераклу является важным сюжетообразующим моментом связанных с этим героем мифов. Даже его имя «Геракл» («прославленный богиней Герой»).

По требованию Геры Илифия ускорила роды Эврисфея и задержала рождение Геракла. Наслала на него змей, которых младенец удушил. Усыпила Зевса и напустила бурю на Геракла, отбросившую его к Косу, за что Зевс привязал её к небу и подвесил в небесах на золотой верёвке, к ногам были привязаны наковальни (Гомер). (Цепь, которую надел Зевс на Геру для её усмирения, показывали в Трое). Гера была ранена Гераклом под Пилосом.

В конце концов, после вознесения и обожествления Геракла помирилась с ним и отдала ему руку своей дочери Гебы.

Троянская война

Рубенс. «Суд Париса»

Участвовала в суде Париса, где проиграла, поэтому в Троянской войне выступала на стороне ахейцев.

Чтобы дать возможность победить ахейцам, она отвлекает Зевса, обольщая его с помощью волшебного пояса Афродиты.

Прочее

Каждый год Гера купалась в источнике Канаф у города Навплии и становилась вновь девой.

Гера помогала Ясону во время похода аргонавтов.

Уговорила Эола наслать ветра на Одиссея.

Наслала на Тиресия слепоту. Наслала безумие на дочерей Пройта за их похвальбу.

Иксион влюбился в Геру и попытался ею овладеть. Зевс создал облако, которое её изображало, и подсунул Иксиону. Иксион имел от этой облачной жены дикое поколение кентавров (или героя Кентавра), а затем в наказание был привязан в Аиде к колесу.

По утверждению грамматика Сервия (IV в. н. э.), слово «Гера» (видимо, на языке пеласгов) означает «земля», а «герои» — дети земли (Serv. Verg. Buc. IV 35).

Эпитеты Геры

  • Анфия. Эпитет Геры.
  • Гениоха («Возница»). Эпитет Геры.
  • Гополосмия. Эпитет Геры в Элиде.
  • Горгас. Эпитет Геры.
  • Европия. Эпитет Геры в Аргосе.
  • Зигия (Дзигия). Имя Геры. Устраивает браки.

Культ

Голова статуи Геры из храма Геры в Олимпии (англ.)русск.. Известняк. Ок. 600 гг. до н. э. Археологический музей Олимпии

Гере поклонялись как защитнице женщин, хранительнице брака и материнства. Её помощь во время родов — древнейшая функция Геры.

Культ был распространен в материковой Греции (особенно в Микенах, Аргосе, Олимпии), а также на островах (Самос, Крит).

Деревянный фетиш Геры находился на острове Самос, что свидетельствует о её древности. Вероятно, Гера — первое божество, которому греки посвятили перекрытое замкнутое святилище — Самосское, около 800 г. до н. э. Позже на его месте был построен Герейон, один из самых крупных греческих храмов вообще.

Анализ

Брак Геры с братом — рудимент древней кровно-родственной семьи. Хотя супружество Геры определяет её власть над другими олимпийскими богинями, по сути, в этом образе видны черты великого женского божества доолимпийского периода. Его черты — самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с верховным божеством, ревность, гнев. Гера преследует внебрачные связи мужа и как богиня-блюстительница моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии.

Архаичность Геры заметна в том, что её ребёнком от прикосновения к земле было чудовище Тифон (это выдаёт её связь с хтоническими силами). Древность её также сказывается в том, что Арес, один из самых кровавых и стихийных богов — её сын.

Возможно, имела зооморфное прошлое. На это указывает её эпитет «волоокая» у Гомера и Нонна Панополитанского, а также то, что в жертву ей приносились коровы. Однако изображений её в нечеловеческом образе нет («В нашем распоряжении имеется огромный археологический материал, но не говоря уже о том, что никаких следов изображения Геры в виде коровы или с головой коровы нет, среди огромного количества культовых изображений микенских и домикенской эпох, так называемых идолов, нет ни одного с коровьей головой».).

При этом, прочно войдя в систему искони греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов.

Любовная сцена обольщения Зевса с помощью пояса Афродиты для помощи ахейцам в троянской войне — среди благоухающих цветов и трав на вершине горы является явным аналогом крито-микенского священного брака Геры и Зевса, который торжественно справлялся в различных городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Брак праздновался и на Крите в Кноссе. Этот брак рассматривался как связь неба с землёй, оплодотворяемой благодатным весенним дождём, напоминая о величии матриархального женского божества. Вестником данного дождя была кукушка. (В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки).

Храмы

В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции. Самым выдающимся Геродот считал храм Геры на Самосе. Его историк включил в список чудес света.

Храмы в честь Геры назывались Герайонами (др.-греч. Ἡραῖον).

Иконография

Гера (Юнона) отличается благородной, статной красотой. Иногда на ней надета диадема или корона. В изображении олимпийцев она сидит на троне рядом с Юпитером в самом центре.

Среди античных скульптур Геры:

  • Гера Барберини
  • Гера Боргезе
  • Гера Фарнезе (копия греческого оригинала 5 в. до н. э.).
  • Гера Людовизи — в Новое Время эта статуя считалась наилучшей из античных статуй Геры, однако позже оказалось, что это идеализированный портрет Антонии Младшей.
  • Гера Боргезе

  • Гера Людовизи

На рельефах (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Гера рядом с Зевсом. Свадьба Геры и Зевса изображена на метопе храма Геры в Селинунте.

В вазописи используются сюжеты мифа о Гере в сценах с Ио, суде Париса и др.

В городе Гиераполе (на территории современной Сирии) в храме стояла статуя Геры (в качестве жены Зевса), позолоченная и осыпанная драгоценными камнями, главный из которых, судя по свидетельствам, был весьма крупным рубином. Вот как описывает это изваяние древнегреческий писатель Лукиан:

«Изображение вызолочено и осыпано драгоценными камнями. Одни из них светлы и прозрачны, как вода, а другие искрятся, подобно вину, а третьи горят как огонь… Несколько подробнее сто́ит остановиться на камне, который находится на голове Геры. Его зовут „Светочем“, и это имя вполне соответствует производимому им действию: ночью он светит так ярко, что освещает собой весь храм как бы множеством светильников. Днём, когда этот свет ослабевает, камень по внешнему виду становится похож на огонь».

— Лукиан

Атрибуты

Гера в повозке, запряжённой павлинами

Её обязательный атрибут — диадема, как символ того, что она главная из богинь. Посвящённым ей животным является павлин; пара павлинов везёт её колесницу.

Она может надевать Пояс Венеры, одолженный у богини, который делает её неотразимой.

В античности ей придавали ещё два атрибута — гранат (множество зерен которого символизирует плодородие) и скипетр, увенчанный кукушкой (эмблема брака, не оправдавшего надежд). Кукушка также была её священной птицей.

Новое Время

В сценах любовных похождений Зевса она может изображаться подглядывающей из-за облаков, либо же подъезжающей на колеснице, чтобы прервать свидание.

«Юнона помещает глаза Аргуса на хвост павлина»

Распространено изображение Геры в сцене «Суд Париса», в сценах из мифов о Геракле, Ио. Известно изображение финального эпизода истории Ио: стоглазый великан Аргус, посланный ею стеречь любовницу мужа, убит Гермесом. В эпоху барокко Аргус изображается мертвым с рассыпанными глазами. Амуры подбирают их и передают Гере, которая помещает их на хвосты павлина (Х. Голциус, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Блумарт, Н. Пуссен и др.).

Встречается сцена «Юнона просит у Венеры её пояс» (А. Куапель, Дж. Рейнолдс), «Юнона просит Эола выпустить ветры на гибель Одиссею», «жертвоприношение Юноне» (П. Ластман, Дж. Б. Тьеполо), а также «Юнона в Царстве Гипноса», куда она отправилась для помощи в обольщении Зевса в истории с горой Ида.

В аллегорическом изображении Четырёх элементов она персонифицирует стихию Воздуха (так как, согласно Илиаде, была подвешена в воздухе с наковальнями).

Как подательница изобилия она выступает в садовой пластике эпохи барокко.

В литературе

Ей посвящены XII гимн Гомера и XVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы», где принимала облик жрицы из Аргоса, собирающей подаяние (фр.168 Радт), а также трагедии Сенеки «Геркулес в безумье». Во Флиунте было священное сказание, объясняющее отсутствие статуи Геры.

Сочинение Лукиана «О сирийской богине» посвящено богине, которую он называет Герой ассирийской.

Новое время

  • Валерий Брюсов. «Иксион и Зевс»

> В музыке

  • «Умиротворённая Юнона» И. И. Фукса и др. оперы
  • кантаты «Новое состязание Юноны и Паллады» Дж. Б. Бонончини
  • «Юнона и Паллада» С. Майра

> В астрономии

В честь Геры назван астероид (103) Гера который был открыт 7 сентября 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории, США.

Примечания

  1. Любкер Ф. Ἥρα // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 603–604.
  2. Любкер Ф. Ζεύς // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 1479–1482.
  3. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.142
  4. Об этимологии теонима см.: Казанский Н. Н. К этимологии теонима Гера // Палеобалканистика и античность. М.: Наука, 1989. С. 54-58.
  5. Греческая мифология. ГЕРА
  6. Павсаний. Описание Эллады II 17, 4; Вергилий. Лидия 63-65 намёк
  7. Павсаний. Описание Эллады II 36, 1
  8. Аристофан. Птицы 603—604
  9. Гомер. Илиада XIV 296
  10. Нонн. Деяния Диониса XLI 324
  11. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 72, 4
  12. Первый Ватиканский мифограф III 1, 61
  13. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1
  14. Овидий. Фасты V 251—256
  15. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 5
  16. Павсаний. Описание Эллады II 13, 3
  17. Гигин. Астрономия II 43
  18. Илиада XIV 249—262; XV 18-30
  19. Евстафий. К Илиаде XV 19 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.48
  20. Климент. Протрептик 36, 2, по Паниасиду
  21. Дилите Д.: Античная литература. Олимпийские боги
  22. Павсаний. Описание Эллады II 22, 1
  23. Павсаний. Описание Эллады IX 39, 5
  24. Ликофрон. Александра 859 и комм.
  25. Ликофрон. Александра 1350
  26. Гесихий // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.223
  27. Нонн. Деяния Диониса XXXII 56; XLVII 512
  28. 1 2 3 4 5 Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 275—277
  29. Зайцев А. И. Греческая религия и мифология / Под ред. Л. Я. Жмудя. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — С. 102. — 208 с. — (Из наследия А. И. Зайцева). — 900 экз. — ISBN 5-8465-0141-9.
  30. Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой. 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. — М: Издательство Астрель, 2004. — 304 с. — ISBN 5-271-10388-9.
  31. 1 2 3 4 5 6 7 Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark. Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара. — М.: «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-323-01078-6.
  32. Пащенко М. В. Начало Веймарской классики: Юнона Людовизи — теория символа Гёте и Шиллера // Вопросы философии. 2013. № 11
  33. Платон. Государство II 381d
  34. Павсаний. Описание Эллады II 13, 4

Литература

  • Ἥρα // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  • Klinz A., Ἱερος γάμος, Halle, 1933;
  • Pestallozza U., Βοῶπις πότνια, «Athenaeum», Pavia, 1939, fasc 2—3. p. 105—37; * Pötscher W., Hera und Heros, «Rheinisches Museum», 1961, Bd 104, № 4;
  • его же, Der Name der Göttin Hera, там же, 1965, Bd 108, № 4.

Ссылки

  • Greek goddess Hera

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 118549413 · LCCN: no2016066425 · VIAF: 64150612 · WorldCat VIAF: 64150612

Боги

Аид • Посейдон • Гефест • Гермес • Дионис • Аполлон • Арес • Зевс

Богини

Гера • Геба • Артемида • Афина • Афродита • Персефона • Гестия • Деметра

Греки Автомедонт • Агамемнон • Акамант • Антилох • Ахилл • Аякс Великий • Аякс Малый • Демофонт • Диомед • Еврипил • Евриал • Идоменей • Калхас • Махаон • Медонт • Менелай • Неоптолем • Нестор • Одиссей • Паламед • Патрокл • Подалирий • Полипет • Протесилай • Синон • Стентор • Тевкр • Теламон • Терсандр • Терсит • Эпей • Феникс • Филоктет
Боги на стороне греков Афина • Гера • Посейдон • Гефест • Гермес • Фетида
Союзники греков Ахейцы • Абанты • Аркадийцы • Афиняне • Аргивяне • Тиринфцы • Итакийцы • Коринфяне • Критяне • Лапифы • Микенцы • Мирмидоняне • Пилосцы • Родосцы • Саламинцы • Спартанцы • Эгинеты
Троянцы Андромаха • Антенор • Анхис • Астианакт • Гелен • Гектор • Гекуба • Кассандра • Кикн • Лаокоонт • Мемнон • Парис • Полидор • Приам • Троил • Пандар • Эней
Боги на стороне троянцев Афродита • Аполлон • Арес • Артемида • Скамандр
Союзники троянцев Амазонки • Армяне • Дарданы • Лидийцы • Ликийцы • Милетцы • Пеласги • Тевкры • Халибы • Фракийцы • Фригийцы • Эфиопы
Дополнительно Троя • Генрих Шлиман • «Миф Трои» • Троянский язык • Троянское письмо • Троянский конь

Гера — мифология, как выглядит богиня Гера и какими способностями она обладала?

Могущественная и властная, с ревнивым характером и жестокая богиня Гера – мифология Греции так описывает личность супруги и кровной сестры Зевса (Юпитера). В своей серебряной колеснице царица богов, источая божественный аромат спускается с Олимпа — все в почтительном уважении и благоговении склоняются перед ней.

Богиня Гера в греческой мифологии

Древняя греческая история населяет гору Олимп пантеоном из 12 главных божеств, во главе с Зевсом-громовержцем. Его супруга богиня Гера, не менее важная, а порой и более влиятельная фигура, чем ее муж, стоящий у власти. Иногда, Гера совершает попытки свергнуть Зевса, за что бывает нещадно наказана. Богиня изворотлива и хитра, но крутой нрав не мешает ей быть любимицей людей и природы. Дочь титана Кроноса и Реи свято чтит брак и семейные традиции, покровительствует женщинам в замужестве, охраняет их в родах. Гера страдает от измен Зевса и насылает беды на его внебрачных детей и любовниц.

Как выглядит богиня Гера?

Гомер – известный древнегреческий поэт, написавший «Илиаду», описывает властительницу Олимпа как «волоокую» (с большими коровьими глазами) госпожу с длинными роскошными волосами. Гера богиня Древней Греции предстает в старинных изваяниях и фресках высокой, статной и закрывающей все туловище, кроме рук и шеи одежде. Поликлет, древнегреческий скульптор сотворил статую богини для храма в Аргосе – его величественная Гера-Юнона, считается величайшим шедевром в мировом искусстве.

Чем занималась богиня Гера?

Древний мир был погружен в состояние хаоса и беззакония. Полигамные отношения считались нормой жизни. Гера решила разрушить такой привычный для того времени ход существования вещей и учредила институт брака. Постепенно, моногамные отношения и ответственность мужчины за семью стали приоритетными у древних греков. На вершине Олимпа и в поднебесье много функций, за что отвечает богиня Гера:

  • покровительствует супружеским парам;
  • наказывает неверных мужей;
  • олицетворяет женское начало;
  • охраняет женщин в беременности, родах;
  • ответственная за природные явления, вместе с Зевсом богиня Греции Гера может метать молнии;
  • охранительница лунного и небесного света, Млечного пути;
  • плодородие земли зависит от ее милости.

Богиня Гера — атрибуты

Символы власти присущи всем божествам, каждый предмет может являться для современных исследователей подсказкой направления деятельности того или иного бога. Чем правила богиня Гера? Вместе с мужем громовержцем, древняя богиня Гера олицетворяла авторитетную власть и кроме правления на Олимпе учреждала общественный порядок на и земле, среди людей. Неизменные атрибуты и символы Геры:

  • покрывало – окутывает всю фигуру, символ целомудрия и верности в браке;
  • диадема – символ главенства среди других богинь;
  • серебряная колесница с золотыми спицами в колесах, запряжена двумя павлинами. В ней богиня объезжает свои владения и творит погоду;
  • скипетр с кукушкой – символ Зевса, вестница весны, любви;
  • лилии – по легенде, капли молока из грудей Геры упали на землю и расцвели замечательные цветы белоснежного цвета;
  • корова – символ плодородия и Великой Матери, с которой древние греки олицетворяли богиню.

Зевс и Гера

Богиня Гера, жена Зевса также является его родной сестрой. Мать Рея, зная о похотливом характере сына Зевса спрятала Геру на краю земли, у Океана. Воспитала ее морская нимфа Фетида. Зевс случайно увидел уже взрослую богиню и влюбился. Громовержец долго ухаживал за возлюбленной, но Гера была непреклонна. Тогда Зевс превратился в маленькую кукушку, которая замерзала от холода. Гера, прониклась жалостью к птице и положила ее себе на грудь, чтобы согреть, и тут Зевс вернул свое обличье. Богиню тронуло такое стремление ее завоевать.

Свадьба Геры и Зевса продолжалась несколько дней, все боги приносили им роскошные дары. Медовый месяц, по древним преданиям длился 300 лет, в течение которых бог-громовержец был внимательным и верным супругом. Счастливая Гера родила Зевсу сына Ареса и дочерей Илифию и Гебу. Зевсу, ценителю женской красоты стало скучно в объятьях жены, и его природа соблазнителя, в том числе чужих жен — взяла верх. Гера, сгорая от ревности, мстила любовницам и пыталась убить внебрачных детей мужа.

Богиня Гера — мифы

Богиня Гера — греческая мифология рассказывает о ней в основном, как о ревнивице, которая пытается устранить своих соперниц и ссорится с Зевсом. Одна из историй повествует, как Зевс влюбился в нимфу Каллисто. Громовержец превратился в богиню охоты Артемиды и обманом завладел красавицей. Гера, богиня Древней Греции, превратила Каллисто в медведицу и хотела заставить ее сына убить мать по неведению. Зевс узнал о готовящейся мести и поместил нимфу вместе с сыном на небо в виде созвездий Большой и Малой медведиц.

Богиня Гера — интересные факты

Древняя мифология содержит в себе много любопытных явлений, которые сознание современного человека воспринимает как сказку. Греческая богиня Гера являясь понятным для восприятия образом, содержит в себе как черты обычной женщины, так и присущие божествам волшебные качества:

  • иногда пользуется поясом Афродиты, чтобы стать более привлекательной для Зевса, соблазнить или усыпить его бдительность для совершения своих замыслов (помощь ахейцам во время Троянской войны);
  • каждый год Гера купается в источнике Канаф и вновь становится девой;
  • забеременела и родила без мужа двоих детей: Гефеста-кузнеца и от прикосновения к земле – чудовищного великана Тифона;
  • из пролитого молока Геры во время кормления Гермеса возник Млечный путь.

Гера — богиня


На горе Олимп живут 12 богов. Главным среди них является Зевс. Гера – жена Зевса. Она властная, могущественная, имеет жестокий характер и неоднократно предпринимает попытки свергнуть своего мужа, за что её всегда жестоко наказывают. Однажды, в порыве гнева, Зевс приказал сковать супругу золотыми цепями и подвесил в наказание между небом и землёй, при этом Геру жестоко избивали. Измученная изменами мужа, Гера часто насылает на его детей, рождённых вне брака, беды.
Из богинь древнего царства никто не может сравниться с Герой. Несмотря на такой крутой характер, люди любят её. Она помогает женщинам в замужестве и при родах. Гера имеет свой собственный храм, а местом для поклонения ей служил остров Самос, он же считается родиной богини. В древнем мире в знак любви к Гере её изображение чеканили на монетах.
1. Как выглядит Гера?
Гомер описывает Геру как высокую женщину с коровьими глазами, длинными и красивыми волосами. Вся её фигура закрыта одеждой, кроме рук и шеи. В храме Аргоса стоит статуя Геры работы древнегреческого скульптора, которая является шедевром мирового искусства.
2. Обязанности Геры.
В древние времена в мире царил хаос. Полигамия набирала обороты и стала привычной для людей. Гера стала основательницей института брака, и ей удалось разрушить устоявшиеся правила. Со временем мужчины научились нести ответственность за свою семью, и моногамия стала нормой жизни.
На Олимпе у богини много обязанностей:
— помощь семьям;
— наказание мужчин за измены;
— помощь женщинам во время беременности и родов;
— ответственность за явления природы (Гера, так же как и её муж умеет метать молнии);
— охрана света Луны;
— плодородность почвы полностью зависит от Геры.
3. Символы власти Геры.
Каждый предмет, принадлежащий божеству, помогает учёным определить вид их деятельности. Гера представляла собой власть. Она сумела навести порядок на земле и в отношениях людей.
Символы власти древней богини:
— покрывало – оно закрывает всю фигуру Геры, тем самым символизируя верность;
— диадема означает, что Гера главная среди других богинь;
— колесница, покрытая серебром, в ней богиня осматривает владения и вершит погоду. Гера может наслать огромные тучи на небо и вызвать бурю. Колесницу везут павлины;
— скипетр, увенчанный кукушкой, символизирует весну и любовь;
— лилии – это капли грудного молока Геры. Когда-то они упали на землю и превратились в белоснежные цветы;
— корова – это воплощение плодородия. Именно с этим животным жители древнего мира сравнивали богиню.
4. Гера и её муж.
Гера является женой Зевса и одновременно его сестрой. Их мать, помня о характере сына, спрятала маленькую богиню. Её воспитанием занималась нимфа Фемида. Богиня долгое время жила в тишине. Зевс случайно повстречал Геру уже взрослой и влюбился. Ухаживал громовержец за своей будущей женой очень долго, Гера всегда отвечала отказом. Отчаявшись, Зевс, претворился умирающей кукушкой, богине стало жаль птицу, и она начала согревать её. Тогда бог принял своё обличие, и Гера была тронута таким поступком.
Их свадьба длилась несколько дней, боги одарили пару шикарными подарками. Гера была одета в роскошные одежды и восседала на золотом троне вместе с супругом. Триста лет длился медовый месяц Геры и Зевса, на протяжении этих долгих лет муж был верным и исполнял любые капризы жены. В браке родился сын Арес и дочери Илифия и Геба. Но природа взяла своё, и Зевсу стало скучно с богиней. Верная супругу Гера, всегда жестоко мстила любовницам Зевса и его детям, рождённым вне брака.
5. Мифы о Гере.
Греческая история представляет Геру жестокой и ревнивой, стремящейся уничтожить своих соперниц. Один из мифов рассказывает, что Зевс полюбил нимфу по имени Каллисто и у них родился сын. Узнав об этом, Гера превратила Каллисто в медведицу и попыталась заставить сына убить мать. Но узнав об этом плане, Зевс поместил Каллисто и своего сына на небо, превратив их в созвездие Большой и Маленькой медведицы.
6. Гера и Ио.
Однажды Зевс полюбил прекрасную Ио. Разгневанная Гера превратила её в корову и отдала под стражу. Долгое время Зевс наблюдал за мучениями Ио, и ничем не мог помочь. Тогда позвал он Гермеса на помощь и повелел ему освободить несчастную. Но Гера, узнала об этом и наслала на Ио овода, который гнал её из одной страны в другую. Однажды Ио оказалась на берегах прекрасного Нила, где Зевс смог вернуть ей её настоящее обличие. Там же у них родился сын, который стал первым царём Египта. Он положил начало роду, к которому относился Геракл.
7. Интересные факты.
Богиня Гера является обычной женщиной, но вместе с тем обладает волшебными качествами:
— богиня использует пояс Афродиты, благодаря чему становится более привлекательной и с лёгкостью совершает задуманное;
— ежегодно Гера купается в святом источнике и становится девой;
— помимо трёх детей от Зевса, Гера родила ещё двух, без участия мужа. Это Гефест и Тифон;
— когда богиня вскармливала Гермеса, то случайно пролила молоко, так образовался Млечный путь

(Ήρα) в греческой мифологии супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453 след.). Её имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Брак Г. с братом — рудимент древней кровнородственной семьи. Вместе с остальными детьми Кроноса Г. была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Г. у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Г. примиряла их в супружеских ссорах (Hom. II. XIV 301-306). Г. была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса (Hes. Theog. 921). Однако задолго до их брака у Г. с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль играла именно Г. (Hom. II. XIV 295 след.). Супружество Г. определило её верховную власть над другими олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев. Г. преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна её ненависть к Гераклу — сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Г. стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса (Eur. Bacch. 1-42; 88-98). Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по другой версии, это делает Афина) (Apollod. Ill 6, 7), насылает безумие на дочерей царя Пройта, на Ино, бросившуюся в море (I 9, 2). В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Г. рождает без супруга Гефеста (Hes. Theog. 927 след.). Однако эта её матриархальная самостоятельность заканчивается неудачей, т. к. Гефест страшен и уродлив. В гневе Г. сбрасывает его с Олимпа (Hymn. Hom. II 138- 140), откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Г., которую он хитроумно приковал к трону (Hyg. Fab. 166).
Древняя связь Г. с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона (Hymn. Hom. II 154-174; по другой версии, Тифон — порождение Геи и Тартара) с пятьюдесятью головами, которое было уничтожено молниями Зевса (Hes. Theog. 853-859). К древним функциям Г. относится её помощь женщинам во время родов. Она — мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей ничтожного Эврчсфея, и умышленно задержала роды Алкмены, т. е. рождение Геракла. Однако этот её поступок привёл к неожиданным последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому свои великие подвиги (Hom. Н. XIX 95-133) и даже Г. в конце концов должна была с ним примириться, отдав ему (уже на Олимпе) в жёны свою дочь Гебу.
Архаичность Г. сказывается также в том, что её сыном считается Арес — один из самых кровавых и стихийных богов. Известен деревянный фетиш Г. на острове Самоc (Clem. Alex. Protr. IV 46). На зооморфное прошлое Г. указывает её эпитет у Гомера (Hom. Il. I 568 след.) и Нонна Панополитанского (Nonn. Dion. 47, 711) — «волоокая», приносимые ей в жертву коровы (Sen. Agam. 352), почитание Г. в Аргосе (Eur. El. 171 след.) в виде коровы. Однако Г. прочно вошла в систему героической мифологии и притом искони греческой, поэтому она — покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону (Apoll. Rhod. Ill 55-75); в Троянской войне она — ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в спорах трёх богинь (Г., Афродиты, Афины). Она идёт даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам. Эта знаменитая любовная сцена Г. и Зевса на одной из вершин Иды (Гаргар) среди благоухающих цветов и трав (Hom. Н. XIV 341-352) есть несомненный аналог древнего крито-микенского «священного брака» Г. и Зевса, который торжественно справлялся в городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Культ Г. был распространён на материке (особенно в Микенах, Аргосе — храм Герайон, Олимпии) (Paus. V 16, 2) и островах (на Самосе, где был храм Г. Самосской и её древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Г. и Зевса). В римской мифологии Г. отождествляется с Юноной.
Лит.: К1inz A., Ίερος γάμος, Halle, 1933; Pestallozza U., Βοώπις πότνια Ηρη, «Athenaeum», Pavia, 1939, fasc 2-3. p. 105-37; Potscher W., Hera und Heros, «Rheinisches Museum»., 1961, Bd 104, № 4; его же, Der Name der Göttin Нега, там же, 1965, Bd 108, № 4.
А. А. Тахо-Годи.
Среди античных скульптур Г.: » Г. Фарнезе» (копия греческого оригинала 5 в. до н.э.). На ряде рельефов (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Г. изображена рядом с Зевсом; свадьба Г. и Зевса — на метопе храма Г. в Селинунте. В вазописи — сюжеты мифа о Г. в сценах с Ио, «суде Париса» и др. В европейском изобразительном искусстве Г. появляется главным образом в сценах из мифов о Геракле, Ио и Парисе. Среди других сюжетов: «Юнона украшает перо павлина оком Аргуса» (X. Голциус, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Блумарт, Н. Пуссен и др.), «Юнона просит у Венеры её пояс» (А. Куапель, Дж. Рейнолдс), «Юпитер и Юнона» (X. Голциус, Аннибале Карраччи, А. Куапель и др.), «жертвоприношение Юноне» (П. Ластман, Дж. Б. Тьеполо). Как покровительница брака она выступает в картине Рубенса «Генрих IV получает портрет Марии Медичи», как подательница изобилия — в садовой пластике эпохи барокко. Среди музыкально-драматических произведений 17-19 вв.: «Умиротворённая Юнона» И. И. Фукса и др. оперы, кантаты «Новое состязание Юноны и Паллады» Дж. Б. Бонончини и «Юнона и Паллада» С. Майра.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Гера, греч., лат. Юнона — дочь Крона и Реи, сестра и супруга Зевса.

После рождения ее ждала судьба всех детей Крона (кроме Зевса): отец просто-напросто проглотил ее (см. статью «Кронос»). Однако, будучи бессмертным божественным существом, она продолжала жить в его утробе до тех пор, пока Зевс не вызволил своих старших братьев и сестер (см. статью «3евс»). Когда Зевс начал борьбу с Кроном, богиня Тефида унесла Геру на край света к Океану. После победы над Кроном Зевс разыскал Геру, а так как она ему очень понравилась, он унес ее на Олимп и заключил с ней брак. То, что она приходилась ему сестрой, Зевса не смущало: браки между кровными родственниками у богов были обычным явлением (как и у правящих династий на этом свете). Так Гера стала верховной богиней и царицей небес.

В сонме богов на долю Геры выпала роль охранительницы брака. Она заботилась о святости и нерушимости супружеских уз, даровала супругам потомство, помогала роженицам. Как супруга Зевса, она была его соправительницей — правда, лишь в той степени, в какой это было возможно при неравноправном положении женщины в античных мифах (отражавших реальное положение женщины в античном мире). Зевс часто с ней советовался и вверял ей свои планы, о которых не знали другие боги. Как правило, он охотно удовлетворял ее просьбы — уже хотя бы потому, что в случае отказа Гера начинала скандалить, а скандалы его, мягко говоря, утомляли. Но если было необходимо, Зевс умел поставить ее на место. Например, когда Гера упорно преследовала его сына Геракла, рожденного смертной Алкменой, у Зевса однажды лопнуло терпение, и он связал Геру цепями (правда, золотыми) и подвесил между небом и землей. Но вообще-то он ее уважал, оказывал ей всевозможные знаки внимания и требовал, чтобы остальные боги почитали ее.

К своей роли охранительницы брака Гера относилась чрезвычайно серьезно и жила так, чтобы ее супружеская верность служила примером для всех богинь и смертных женщин. Поэтому ее очень огорчало, что именно ее муж систематически нарушал святость супружеских уз. К сожалению, Зевс был жутким юбочником и не упускал случая приволокнуть за любой мало-мальски симпатичной богиней. У него было также много возлюбленных среди земных женщин и соответственно много детей от них. Узнав об очередном его приключении, Гера устраивала ему такие сцены, что содрогался Олимп, а на земле возникали бури. Но в конечном итоге супруги как-то приходили к согласию, и на Олимпе воцарялся божественный покой. Гера родила Зевсу трех потомков: Ареса, Гефеста и Гебу. По мнению Гесиода, их дочерью была также Илифия, но некоторые другие авторы считают, что она появилась на свет без содействия Зевса (то же говорилось и о рождении Гебы — по аналогии с Афиной), третьи утверждают, что Илифия — одно из имен Геры как покровительницы рожениц.

При выполнении своих божественных обязанностей и на олимпийских пирах Гера восседала на золотом троне рядом с Зевсом. Ее оружием были бури, туманы, громы и молнии. Гера умела также изменять облик людей. Ей были посвящены плоды граната (символ плодовитости), кукушка (в которую, по рассказам, превратился Зевс, чтобы попасть к ней впервые), павлин («глазки» на его хвосте были символом звездного неба) и журавль. Гомер называет ее «златотронной», «величавой», «белолокотной»; один из ее эпитетов — «волоокая» — ни в коем случае не следует считать насмешкой, так как у волов и коров действительно большие и красивые глаза. В жизни мифических героев Гера вмешивалась часто и действенно. Особенно энергично она преследовала потомков Зевса от смертных женщин, а во время троянской войны — защитников Трои.

Геру почитали во всем греческом мире, но больше всего — в Аргосе, Микенах, Спарте, Коринфе и на острове Самос, где она, по преданиям, родилась. В Олимпии сохранились развалины храма Геры конца 7 в. до н. э. — древнейшего из известных храмов в Греции. По традиции ей приписывается сравнительно хорошо сохранившийся храм в Селинунте (сер. 5 в. до н. э.). В Риме Геру почитали под именем Юноны и посвящали ей отдельные храмы или общие с Юпитером.

Сохранилось множество античных изображений Геры: на вазах (около ста), рельефах (один из старейших: «Зевс и Гера» — из храма «Е» в Селинунте, сер. 5 в. до н. э.). Самая знаменитая статуя Геры находилась в храме Герайон в Аргосе, ее изготовил Поликлет из золота и слоновой кости — естественно, она исчезла без следа. Зато там была найдена хотя бы голова мраморной статуи Геры, выполненной ок. 420 г. до н. э. одним из учеников Поликлета. Широко известны сохранившиеся римские копии греческих оригиналов: так называемые «Гера Барберини» и «Гера Фарнезе», а также «Гера Лудовизи», о которой Гёте с известной долей преувеличения высказался, что она «поистине стоит всего гомеровского эпоса», хотя в действительности это всего лишь римская копия греческого оригинала 4 в. до н. э., очевидно, изображающая императрицу Антонию в виде Юноны.

Европейские художники лишь изредка посвящали Гере отдельные произведения; видимо, она несколько отпугивала их своей величавостью. Зато она неизменно присутствует в изображениях сонма олимпийских богов и суда Париса. Что касается музыки, то Майр сочинил в 1820 г. кантату «Юнона и Паллада»; заглавной героиней Гера стала в опере Фукса (1725).

Любовные интриги героев древнегреческих мифов

Думаю, что древнегреческие мифы достойны отдельного цикла, а даже не поста по количеству здоровых и не очень отношений. Тут еще надо помнить, что на каждый миф находится еще и две-три версии, поэтому вариаций количества и качества любовников и любовниц много — тысячи их.

Давайте попробуем начать с богов. Кроме того большинство мифов доолимпийского пантеона сильно отличаются от поздних (титаны добрее, красивее, а боги как были злыднями из оппозиции в князи, так и остались). Ну, вы же понимаете, каждая власть историю переписывает.

Итак, старт берем с Навального того времени — Зевса. Он родился от союза Крона и Реи. Крон и Рея — брат и сестра, дети неба-Урана и земли-Геи. То есть, как мы видим, жизнь его началась с того, что инцест — это нормально. В общем-то папаня всех его братьев-сестер втихую замочил, ибо помнил, что рано или поздно один уйдет в оппозицию. Зевсу повезло, он выжил, папочку подпоил, заставил отрыгнуть родственничков и тут же пошел с ним воевать. Соответственно за Крона были старперы-титаны, за Зевса — молодняк: Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Гестия. Все это братья и сестры. Молодежь поддержала армия циклопов и сторуких (за кем армия, тот и победит — так было всегда!), Крона заточили в Тартар, титанов помаленьку перебили, помаленьку переманили печеньками на свою сторону. Это краткий экскурс в мифы.

Теперь о любовях Зевса, ибо мужик он был на фапанье падкий весьма. Если в Греции водились красивые девушки — знайте, ко всем наведался. Если там их сейчас мало — генофонд проредила Гера, жена его.

И да, начнем с нее. Гера — сестра и жена Зевса (ибо дети частенько реализуют родительскую модель). Зевс полюбил Геру, когда она была девушкой, и превратился в кукушку, которую она поймала. Брак Зевса и Геры оставался тайным 300 лет до войны с Кроном.
Гера родила мужу Г:) (по некоторым авторам, Гера родила её от латука, латук — это не имя, это реально салат! Зачем при таком активном мужике развратничать в салат, я не знаю), Илифию и Ареса. По версии, родила Ареса без мужа, получив от нимфы Хлориды цветок с Оленских полей. «Миновав супружеское ложе», родила Гефеста (по Гомеру, его тоже от Зевса) — самостоятельно в отместку мужу, единолично произведшего на свет Афину. От прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по основной версии его матерью была Гея).

Вы еще не в шоке от салата? Тогда продолжаем.

Вторая супруга — Фемида, титанида и богиня правосудия. По одной из версий она выкормила Зевса. Крутотенюшка! Сначала грудь сосал, потом мял. Богам хорошо — выросли и вечно молодые, потому все можно. Родила Зеву четырех детей — Ор.

Третья жена — Метида. Тоже титанида, ее век был недолог, ибо Зевс ее сожрал. Высокие отношения! Она помогла Зевсу вывести из утробы Кроноса проглоченных тем своих детей — братьев и сестёр Зевса; приготовила волшебное зелье, выпив которое, Кронос изрыгнул сначала камень, а потом и детей. Уран и Гея предсказали Зевсу, что она родит ему сына, который свергнет его. Она принимала различные образы, чтобы избежать любви Зевса, но тот сошелся с ней, и, когда она забеременела, проглотил ее по их же совету, после чего из его головы родилась мудрая Афина. Ну, это символично. Ждали мальчика, вышла девочка, зато Афина за папочку была готова любого порвать в лоскуты. Тоже профит.

А теперь любовницы! Я боюсь, что всех упомянуть не смогу, ибо их over9000.

Эвринома, титанида, дочь Океана и Тефиды. Дралась против Зевса, что не мешало ей от него же и родить, ушла в итоге в монастырь, то бишь в Тартар.

Деметра — сестра и возлюбленная, потому что… да потому что! Зачем ограничиваться одной сестрой, решил наш ипака-парень. Тут в мифах есть некоторые разночтения. Один вариант — Зевс соблазнил её в образе змеи. Согласно фригийскому мифу, Зевс — в образе быка, а Посейдон соблазнил её в образе коня. Конь — любимая фишка Посейдона в постели, кстати. И я, кажется, догадываюсь, почему.

Мнемосина — титанида, возможно, тоже сестрица или дочь, есть разные версии. Зевс для нее выбрал простой образ пастуха, зато целых девять ночей подряд блудили они в свое удовольствие. Поскольку она символизирует память и якобы знает, что было и что будет, очевидно, что притворяться перед ней жеребцом смысла не было. Пастушок — это так, милая ролевая игра. Конечно же она с рождения знала, что Зевс к ней придет. Родила в итоге всех муз. Неплохой итог за девять ночей.

Лето — мать Аполлона и Артемиды. Зевс овладел ей, превратившись в перепела, экий затейник. Потом Гера ее преследовала и злостно не давала рожать.

Леда — смертная. Поразившись красотой Леды, Зевс на реке Еврот предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею, она снесла два яйца, и плодом их союза были Полидевк и Елена. Либо же она снесла тройное яйцо, из яйца родились Кастор, Полидевк и Елена. Либо из двух яиц появилось четверо детей. В общем, в яйцах путаница, ролевые игры продолжаются.

Ио по иронии судьбы была жрицей Геры. Да, Зевс был циничен по отношению к супруге, которая никак не могла примириться с его темпераментом. Не надо, кстати, думать, что она только любовниц преследовала. Мужу тоже доставалось. Но на девицах отыграться всегда легче. Особенно, когда мужа бросать не хочется. Зевс в виде облака соблазнил Ио. Гера узнала и в хлам разругалась с мужем. По одной версии она сама превратила Ио в корову, по другой — Зевс, поклявшись, что «с этой коровой я не спал!» С тех пор дающие клятвы о любви не навлекают гнева богов в случае их нарушения. Есть версия, что Зевс обернулся быком и овладел Ио уже после обращения. В любом случае она уплыла коровкой в Египет и там благополучно родила.

Европа — дочь финикийского царя. Зевс появился перед ней в образе клевого бычары «Эх, прокачу!» Прокатил аж до Крита, где обернулся прекрасным юношей и предался с девой пороку и разврату. По местному мифу, Зевс возлежал с ней под платаном у Гортины. Согласно прасийским монетам, в ветвях самого платана, причем Зевс стал птицей. По версии Антимаха, Европа была скрыта Зевсом в пещере.

Некоторые мифы утверждают, что Зевс хотел оставить Геру ради Фетиды, но не сделал этого из-за пророчества — нереида родит ему сына, который во всём будет превосходить своего отца. Фетида вышла замуж за царя Пелея, и у них родился Ахиллес.

Красотка Каллисто была спутницей Артемиды, когда ее заприметил Зевс. Зевс разделил с ней ложе, приняв облик Артемиды (по другой версии, Аполлона). По одной версии, Артемида застрелила её за то, что она не сохранила девственность, и Зевс послал Гермеса спасти ребёнка, которого Каллисто носила во чреве.
По другому рассказу, Зевс превратил её в медведицу, но Гера убедила Артемиду застрелить её из лука, как дикого зверя (либо стала медведицей из-за гнева Геры). Её поймали козопасы и вместе с сыном отдали Ликаону. Родила сына Аркада (либо Аркада и Пана).
Много лет спустя, по одному рассказу, она зашла в заповедный храм Зевса, за ней погнались аркадцы во главе с её сыном, и чтобы избежать её смерти, Зевс поместил её среди звезд и назвал Медведицей.

Майя, одна из плеяд, родила Зевсу Гермеса, луна Селена — дочь Пандию.

Керасты — «рогатые кентавры», рождены от семени Зевса, извергнутого на почву Кипра от любви к Афродите. По разным версиям он с самой Афродитой либо не мутил, либо сын ее Эрос — от него.

Ну и вкратце далее: в облике муравья он соблазнил— Евримедусу, в облике голубя — Фтию, в огненном обличии — Эгину, в виде золотого дождя — Данаю, в облике сатира — Антиопу, в облике змеи — Персефону.

На самом деле девиц было больше, и большая часть героев-полубогов — его рук дело.

Переходим к любовникам, ибо красивые девы рано или поздно начали прятаться от темпераментного Зевса ( и от супруги, уничтожавшей соперниц с завидным упорством. Ехидну, бывшую по первым мифам краше Моники Белуччи и Джоли вместе взятых, она превратила в Змеедеву, заменив низ хвостом. И сослала на край земли. Кому хочется такой участи?) Итак, Зевс пошел по мальчикам. Первый товарищ — Ганимед — прекрасный юноша, сын троянского царя. Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен Эос и стал её возлюбленным. В общем, жизнь не задалась с самого пубертата. Из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом — перенесён орлом Зевса на Олимп (либо Зевс сам превратился в орла. Там ему даровали вечную юность и заставили работать официантом, пардон, виночерпием на всех пьянках Олимпа.

Согласно Критским мифам был еще Айтос. Юноша, рождённый землей, красавец. Когда Зевс воспитывался в Идейской пещере, первым высказал желание повиноваться ему. Гера из ревности превратила его в орла, который помог Зевсу в войне с гигантами.

Надо сказать, по поводу того, восхищался юношами Зевс или таки-согрешил, точных данных нет. Все же Громовержец больше по женщинам был.

На сегодня, я думаю, можно прерваться. Про остальных богов расскажу позже, если вам интересно.

Гера, Супруга пречистого Зевса, небесные складки
Яркой лазури окутали стан
Твой, как пеплос воздушный.
Ты, о Царица бессмертных богов и страдающих смертных,
Души вдыхаешь в людские тела, осеняешь блаженством.
Мать плодородных дождей,
Ты ветров дуновеньями правишь.
Ты — благодатной Природы Исток и Кормилица жизни.
Ибо Ты — воздух, без коего все обратится в пустыню.
Гера, Богиня, Владычица всей необъятной Вселенной,
Вихри приносишь, вздымая волну из глубин Океана.
О Незабвенная, сжалься, приди, прояви милосердье,
Лик осиянный Свой мистам яви, что обряды свершают!
Орфический гимн Гере

Золототронную славлю я
Геру, рожденную Реей,
Вечноживущих царицу, с лицом
красоты необычной,
Громкогремящего Зевса
родную сестру и супругу
Славную. Все на великом
Олимпе блаженные боги
Благоговейно ее наравне
почитают с Кронидом.
Гомер

`Юпитер и Юнона на горе Ида`, фрагмент. Автор — James Barry

Гера царит на высоком Олимпе. Повелевает она, как и муж ее
Зевс, громами и молниями, по слову ее покрывают темные
дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури.
Прекрасна великая Гера, волоокая, лилейнорукая, из-под венца
ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием
горят ее очи. Боги чтут Геру, чтит ее и муж, тучегонитель
Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки и ссоры между
Зевсом и Герой. Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним на
советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене

наказаниями. Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она
помнит, как подверг ее Зевс бичеванию, как сковал золотыми
цепями и повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две
тяжелый наковальни.
Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти.
Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой
Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями,
съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого
золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание
разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое
склоняется пред ней, великой царицей Олимпа.
Гера в римской мифологии Юнона — дочь Кроноса и Реи, сестра и законная жена Зевса, покровительница браков, супружеской любви и родов. Гере посвящены гранат (символ брака), кукушка, павлин и ворон
Якопо Тинторето.1570 г. Происхождение Млечного пути.
Согласно античному мифу, Юпитер, желая наградить бессмертием своего младенца, рожденного от смертной женщины, велел прижать его к груди Юноны, чтобы, испив молока богини, он сам стал бы бессмертным. От брызг молока застигнутой врасплох и отшатнувшейся в испуге Юноны и возник Млечный Путь, опоясывающий небосвод.
Спящая Юнона
Карл Брюллов, 1840 г.
Зевс и Гера

Юнона и Аргус

Питер Пауль Рубенс, 1611 г
На картине мы видим тело обезглавленного Аргуса, вестницу богов Ириду (её символ — радуга) и Юнону (Геру). Богини заняты тем, что разукрашивают хвост павлина глазами Аргуса.
Юпитер и Юнона, фреска Палаццо Фарнезе, Рим, Италия.

Юнона получает голову Аргуса

Якопо Амигони.

Юнона одаривает подарками Венецию. Пооло Веронези.

Рафаэль Санти. Венера, Церера и Юнона.

Женщинам дарована богами
Столь пагубная власть над лучшими мужами!
И жёны слабые, бессмертных теша взгляд,
Над сильными, увы, и смелыми царят!
Пьер Корнель

Великая богиня Гера — жена могущественного Зевса — считалась покровительницей брака и хранительницей святости и нерушимости брачных союзов. Это она посылала супругам многочисленное потомство и благословляла мать во время рождения ребёнка.

Рея, мать Геры, после того как её муж Кронос, побеждённый Зевсом, изверг наружу свою дочь Геру, проглоченную им вместе с другими дочерьми и сыновьями, отнесла её на край земли к седому Океану, где вдали от Олимпа, в тиши и покое, её воспитала Фетида.

Великий Громовержец и Тучегонитель Зевс, увидев как-то Геру, сразу полюбил её и похитил у Фетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Ирида и хариты облекли её в роскошные одежды, а она, сияя своей юной величественной красотой среди сонма Олимпийских богов, воссела на золотом троне рядом с всемогущим Зевсом. Все подносили своей повелительнице дары; богиня Земля — Гея вырастила из недр своих дивную яблоню с золотыми плодами. Всё в природе славило супружескую пару небожителей: великую богиню Геру и отца богов и людей Зевса.

Так стала Гера царить на высоком Олимпе. Она, как и её муж Зевс, повелевала громами и молниями: по её слову небо покрывалось тёмными дождевыми тучами — одним мановением руки подымала она грозные бури.

Прекрасна была великая Гера: из-под её венца на плечи волной ниспадали удивительно красивые кудри, а её глаза горели властью и спокойным величием. Боги чтили Геру, чтил её и муж — Тучегонитель Зевс, который часто с ней советовался. Но нередки были и ссоры между Зевсом и Герой. Гера часто возражала супругу и спорила с ним на советах богов. Тогда Громовержец гневался, угрожая своей жене наказаниями, после чего Гере приходилось умолкать, сдерживая свой гнев.

Гера была могущественной богиней, которой не было равной по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в серебряной колеснице с колёсами из чистого золота, запряжённой двумя бессмертными конями, съезжала она с Олимпа… Благоухание разливалось по земле там, где проезжала Гера… Всё живое склонялось перед великой правительницей Олимпа.

Однако часто приходилось Гере терпеть обиды от своего мужа Зевса. Так было и когда Зевс полюбил прекрасную Ио . Для того, чтобы скрыть её от своей жены, великий Громовержец превратил Ио в корову, но, тем не менее, не смог её спасти: Гера увидела белоснежную корову и потребовала у Зевса, чтобы он подарил её ей. Зевс не посмел отказать своей супруге. Гера же, завладев Ио, отдала её под охрану стоокому Аргусу. Несчастная Ио страдала, не имея возможности никому поведать о случившемся, потому что, обращённая в корову, она была лишена дара речи. Более того, стерёг Ио не знающий сна Аргус, поэтому она не могла от него скрыться.

Зевс, видя страдания Ио, призвал своего сына Гермеса, повелев ему похитить её. Незамедлительно примчался Гермес на вершину той горы, где стерёг стоокий страж несчастную Ио, усыпив его своими речами. Лишь только сомкнулись сто очей Аргуса, выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил ему голову.

Ио была освобождена. Но и этим Зевс не оградил её от гнева Геры, которая послала чудовищного овода. Своим жалом овод, летящий за Ио, гнал из страны в страну обезумевшую от мучений несчастную страдалицу, в тело которой он ежеминутно вонзал своё жгучее, как раскалённое железо, жало.

Наконец, после долгих скитаний, достигла Ио страны скифов, находящейся на крайнем севере, а именно той скалы, к которой был прикован титан Прометей, открывший несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио, перенося много мук и опасностей, прежде чем достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей её прежний облик и родился у неё сын Эпаф, ставший первым царём Египта и родоначальником великого поколения героев, к которому принадлежал и величайший герой Греции — Геракл.

Гера(у римлян Юнона) – особо почиталась в Спарте, Коринфе, в Олимпии и в Аргосе, где находился знаменитый храм.
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы»
Стоокий Аргус — олицетворение звёздного неба