Философская сказка

Философские рассказы для детей от шести до шестидесяти лет

Новое дополненное издание философской книги Владимир Тарасова, автора бестселлеров «Искусство управленческой борьбы» и «Технология жизни: книга для героев», включает несколько новых рассказов и историй. Отличная книга для семейного чтения, прекрасное средство для передачи жизненного опыта и важных семейных ценностей от старших младшим, для укрепления взаимопонимания между родителями и детьми.

Когда дети вырастают и становятся взрослыми, они, тем не менее, в глубине души остаются Детьми – кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Этим Детям и адресована новая книга Владимира Тарасова, которая в интересной и понятной для Детей форме утверждает важные жизненные ценности: здоровый образ жизни, позитивное мышление, оптимизм, опору на собственные силы, понимание других людей и внимательное, доброе отношение к ним – словом, все то, что служит становлению и развитию положительной личности с сильным характером. Воспитательный и учебный эффект достигается исподволь, через сопереживание подчас забавным размышлениям героев рассказов, через их поступки и ошибки, которых иногда трудно избежать, не имея достаточного жизненного опыта.

Книга хороша для семейного чтения с последующим обсуждением, для передачи жизненного опыта и важных семейных ценностей от старших младшим, служит укреплению взаимопонимания между родителями и детьми, между всеми членами семьи.

Тайный смысл русских сказок

Все мы с детства уверены в том, что русские народные сказки предназначены для малышей. Их незатейливые сюжеты и простота изложения взрослому неинтересны. А между тем «Колобок», «Репка» и «Курочка Ряба» — сказки совсем не детские…
Начнем с того, что само слово «сказка» произошло от глагола «казать» и означало «перечень», «список», «точное описание». Именно, точное! Так что сказка-то – вовсе не ложь, как утверждает известная пословица, а самая настоящая правда. Именно в русских народных сказках сокрыты знания об устройстве человека, природы и даже всей Вселенной.

Курочка Ряба

Взрослым людям эта сказка может показаться даже глупой. Ну, казалось бы, дед с бабкой бьют золотое яйцо, но их усилия не приносят никакого результата. Вдруг появляется мышка и наконец-таки разбивает яйцо. Происходит то, чего старики добивались. Но нет же! Они оба принимаются плакать. А успокаиваются только тогда, когда курочка обещает снести им новое яичко, причем, простое. Однако все становится понятно, если попробовать увидеть в этой сказке не просто действия героев, а глубинный смысл.
Сразу отмечу, что золото в древности символизировало смерть, а яйцо – мир. А потому золотое яйцо – это ни что иное, как конец жизни, мира, селенной. Старики пытаются бороться со смертью – бьют яйцо. Но у них ничего не выходит: они таки и остаются пожилыми и немощными. Когда же мышка разбивает яйцо вдребезги, дед и бабка осознают, что настал конец и, конечно, плачут. Однако курочка уверяет их в том, что вскоре снесет им не золотое, а простое яичко. А значит, стариков ждет новая жизнь, обновление, перерождение.

Колобок


В первоначальном варианте животных в сказке «Колобок» было гораздо больше. Причем, каждый из них при встрече с колобком, откусывал от него какую-то часть. Благодаря этим подробностям, сказка приобретает совсем иной вид. Так главный герой становится похожим на луну. А его постепенное уменьшение от зубов голодных зверей – это лунные фазы. Так что сказка «Колобок» – это урок астрономии для самых маленьких.

Репка


В этой сказке изначально тоже было больше персонажей. В частности, кроме деда, бабки, внучки, Жучки, кошки и мышки, в ней участвовали и отец с матерью. Сказка «Репка» – это философское размышление о человеческом роде и его связях. Репка была посажена самым старшим в семье – дедом. Это корни рода, несущие в себе некие знания. Весь род этими знаниями сможет воспользоваться только в том случае, если не прервется связь между поколениями. Ясно, что только все вместе, предки и потомки, составляют силу. Да и члены ныне живущей, одной семьи не могут существовать друг без друга. Дед – это корни, бабка – традиции, отец – опора, мать – любовь, внучка – продолжение рода, Жучка – охрана, кошка – благоприятная атмосфера в доме, а мышка – благосостояние этого самого дома, достаток. Если хоть одни компонент исчезнет, весь дом (род) разрушится.

Гуси-лебеди


Главная героиня сказки отправляется на поиски своего брата, которого унесли в лес гуси-лебеди. Однако на самом деле девочка отправляется за братом вовсе не в лес, а в царство мертвых. По пути ей встречается множество символов жизни, способных задержать ее в мире живых: это и яблоня, и печь, и хлеб. Однако героиня отказывается от всего перечисленного. Далее она подходит к молочной реке с кисельными берегами. Именно кисель и молоко являются ритуальными блюдами, которые подают на поминках. Река – это граница двух миров, мира живых и мира мертвых. Назад пути уже нет.
Вскоре появляется самый занимательный персонаж этой сказки – Баба Яга. В древности ее называли Йога. Йога была богиней и занималась тем, что переправляла людей в мир иной. Делала она это с помощью своей избушки, которая могла крутиться во все стороны. За счет чего? За счет курьих ног. В любой детской книжке мы увидим, что у бабкиной избушки и в самом деле куриные лапы. Только вот наши предки, говоря о курьих ногах, вовсе не имели в виду курицу. Прилагательное «курьи» происходит от глаголов «курить», «куриться», «дымиться». Так что ног у избушки не было вовсе. Она висела в воздухе, над подушкой из дыма.
Баба Яга предлагает детям сесть на лопату и сует лопату в печь. Какой ужас, не правда ли? Однако такой обряд действительно существовал в Древней Руси и назывался перепечение. Если младенец вдруг становился беспокойным, много плакал и болел, с ним совершали именно этот ритуал. Клали младенца на хлебную лопату и совали в печь. После чего ребенок вроде как рождался заново, перезагружался, если сказать современным языком. Так и в сказке «Гуси-лебеди» братии сестра перепекаются для того, чтобы вернуться назад, в мир живых.

По щучьему веленью

В сказке «По щучьему веленью» Емеля, сидевший на печи, олицетворяет собой самосозерцание. То есть главный герой не взаимодействует с внешним миром и предками. Однако волей-неволей ему приходится идти за водой, где он и знакомится со щукой. Щука – это пращур, предок, который и дарит Емеле чудотворные силы. Теперь главный герой может управлять своей судьбой, расти и развиваться. Но только если он сам того захочет. Недаром заклинание звучит именно так: «По щучьему веленью, по моему хотенью!»
Вот такие тайны сокрыты в обычных детских сказках. Самое время перечитать их еще раз!

Сказочные сюжеты: тайный смысп и философское значение

Учение дается через примеры и притчи. Как в восточной, так и в западной традиции. Например, «Сказки 1001 ночи» являются литературным и философским памятником, имеют эзотерические корни, ибо сам образ Шехерезады олицетворяет Учителя, через которого к ученику Шахрияру приходит Знание. И Христос говорил притчами, его последователи также использовали их для передачи Учения.

Сказки — это первое знание о Мире, первая модель поведения. Люди, любящие сказки, не могут быть злыми. Ибо сказки являются трансформированным Учением, несущим в себе тайный смысл за увлекательной фабулой. Как ни вспомнить имена великих сказочников — Гофман, Андерсен, Топпелиус, Гауф, Мюзеус, братья Гримм, а также многочисленных бабушек и дедушек, рассказывающих сказки своим внукам. Причем их роль в воспитании едва ли не больше, чем родителей.

Попробуем проинтерпретировать глубинный символический смысл известных сказок. Во многих из них содержится идея Бессмертия и Трансформации.

Вспомним историю Спящей Красавицы. Фея Карабос мстит родителям принцессы за то, что они забыли пригласить ее на крестины, предсказывая смерть их дочери — Авроре. Принцесса должна умереть, уколовшись о веретено в день своего совершеннолетия. Все так и случилось. Веретено, запрещенное во всем королевстве, сохранилось у одной старушки, до которой не дошел приказ короля. Принцесса засыпает на сто лет. Затем Аврору спасает Принц, полюбивший ее.

В этой сказке можно увидеть несколько идей:

1. Грех родителей ложится на дочь. То есть наши дети должны искупать вину, карму родителей.

2. Карабос — злая фея. Как только нарушается равновесие сил Добра и Зла в пользу первого, немедленно появляют-

Сказочные сюжеты

ся силы противодействия. В данном случае, на крестины Авроры были созваны только добрые феи. Налицо нарушение равновесия, пусть даже в сторону Добра. И оскорбленная Карабос, как это ни парадоксально, восстанавливает равновесие. Мы помним, что добрые силы вмешиваются, но в их силах не отмена проклятья, а его изменение. Жизнь Авроры все равно состоится, но через 100 лет — в следующем воплощении. Вместе с нею состоится и жизнь двора, что свидетельствует об общей карме. Через 100 лет Принц с помощью светлых сил находит спящую принцессу- Любовь побеждает смерть.

3. Сама Аврора нарушает закон по незнанию: берет в руки веретено и находит смерть. Отсутствие Знания несет Смерть. Само веретено хранится у старушки. Часто старость связывают с образом смерти. В сказке происходит борьба добра и зла, жизни и смерти. Аврора, символ утра, молодости, находит свою судьбу через 100 лет. Истинная красота не может быть уничтожена. Погубленная в этом воплощении, она возрождается в следующем.

4. Любопытна в этой сказке и линия Принца, спасающего Аврору. Его влечет к ней Тайна Смерти, хранящая в себе Тайну Жизни. Быть может, именно проблема Смерти, встающая перед человечеством, заставляет нас искать смысл Жизни. Не исключено, что Принцем руководит любовь к прошлому золотому веку, к детству человечества, когда Истина была в Красоте. Ежели трактовать поведение Принца с психоаналитической точки зрения, то в этой истории прабабушка выходит замрк за своего правнука. Внук-принц тянется к бабушке, владеющей тайной Красоты и Смерти.

Идея бессмертия проявляется и в многочисленных сказках, содержащих истории о «живой и мертвой воде», где умерший герой олсивает; в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева» Кай попадает в ледяное царство смерти, а Герда освоболс-дает его; в легенде «О граде Китяже» этот город не погиб, а ушел под воду и виден тем, кто обладает даром ясновидения.

Вспомним любимую многими сказку «Золушка». Второе название сказки «Хрустальный башмачок». Хрусталь-

Приложения

ные туфли — символ Посвященных. Они не для ношения смертными. Сам образ Золушки несет в себе идею жертвенности, вознаграждаемую счастьем. Столь огромный потенциал жертвенности можно найти, наверное, лишь в царстве растений. Деревья дают людям свет, тепло, жизнь. Но есть ли награда для них в жизни? Награда существует в сказке. Можно вспомнить Р.Тагора, говорившего: «Топор просил топорища у дерева, и оно дало ему… для собственной смерти».

Вероятно, Золушка и является душой дерева. Ведь ее прозвище напрямую связано с миром растений: зола — древесный продукт, получаемый в результате взаимодействия с огнем. Душа дерева в образе Золушки, благодаря своей жертвенности, смогла обогнать эволюцию животных и получить человеческую душу, став принцессой в хрустальных башмачках.

Хрусталь — символ горного царства, иного Высшего Мира. Хорошо исполненный долг вознаграждается ускорением эволюции, приносит счастье. Золушка обретает Красоту.

В сказке принимают участие и представители Высшего Мира: хрустальными башмачками Золушку награждает ее крестная мать — Волшебница. Она же дает Золушке волшебную одежду, которая может слркить ей только до полуночи, когда заканчивается царство Света и приходят темные силы. Платье, карета, сопровождающие исчезают, остаются только волшебные туфельки — зло не имеет над ними власть.

Одеть же туфельки может только посвященный, адепт, отмеченный Высшим Миром.

Идея жертвенности и любви воплощена в сказке Андерсена «Русалочка». Героиня принесла себя в жертву Принцу и его счастью и была вознаграждена возможностью иметь бессмертную душу.

В сказке «Красавица и чудовище» («Аленький цветочек») героиня берет на себя искупление вины отца и идет жить к чудовищу. Исполнение долга, своей кармы, вознаграждается. Однако здесь есть и психологическая модель женского поведения, идея которого: «Перетерпи в мужчине чудовище, и он станет Принцем».

Сказочные сюжеты

Итак, во многих сюжетах мы видим общее. Реализованная глубокая любовь приносит бессмертие. Соединение людей дает жизнь. Старая женщина, будучи одна, нередко символизирует Смерть. Высший Мир отмечает достойных. Искренняя жертвенность не бывает бесполезной.

Вспомним сказку «Синяя Борода». Она, зачастую, вызывает много вопросов, домыслов и несогласие. Сюжет известен: странный вельможа, с отталкивающей синей бородой, женится на молодой девушке. Дарит ей свои богатства, свой замок, ключи от всех комнат, при условии, что она не откроет дверь в одну из них. Девушка нарушает запрет и в тайной комнате находит тела своих убитых предшественниц, первых жен Синей Бороды. Вернувшись, мрк собирается убить ее, но ее братья приходят на помощь.

В этой истории реализуется несущий агрессивность и смерть аспект мужского начала. Мы знаем, что Космический Человек — есть мркчина и женщина в целом. Парадоксально, что целостность мркского и женского держится на взаимоисключающих и, в то же время, взаимоопределя-юших началах — Смерти и Жизни. В данной сказке мркчина воплощает в себе Смерть, а женщина — Жизнь. Мужчина, Синяя Борода, скрывает свою агрессивную сущность: «Владей всем, — обращается он к жене, — но не пытайся узнать мою тайну!» Но не смерть предшествующих жен является тайной. Ведь и первой жене он запретил заглядывать за дверь…

Что же было в этой таинственной комнате, что же он скрывал от своей первой жены?

Там было пусто, но там была Смерть. Тот, кто заглядывает в Смерть, приобщается к ней. Синяя Борода был Сторожем Смерти.

В этой сказке зло и смерть объединены. Суть зла в смерти. Власть ее мнимая, она держится на СТРАХЕ ПЕРЕД смертью.

Жизнь, воплощенная в последней жене Синей Бороды, заключает в себе жажду знания. Ища Истину, пытаясь узнать тайну человека, с которым живет, женщина преодолевает страх а вместе с ним и Смерть. В итоге, Синяя Борода умирает.

346_____________________________________Приложения

Многие любят сказку «Кот в сапогах». Что же «спрятано» за увлекательным сюжетом?

Животное, взяв атрибут более высокого человеческого мира — сапоги (опять обувь!), вступает в человеческие отношения. Символически став человеком, Кот выплачивает хозяину свой долг — добывает ему богатство и Принцессу. Изменение образа самого себя меняет и судьбу (это идея сказкотерапевтической имидж^герапии). Любопытная деталь: встреча Людоеда и Кота. Людоед ест людей, а не котов. Хоть Кот и в человеческом обличье, по сути он — животное. Именно истинная сущность, естественное предназначение, смекалка дает возможность Коту убить людоеда.

Выбор кота как основного героя сказки тоже не случаен. Кот — древнее мистическое животное, игравшее немалую роль в лунной эволюции и имеющее немалое влияние на человеческую судьбу.

Помните сказку «Мальчик-с-пальчик» ? По фабуле, бедные родители, не в силах прокормить своих детей, отводят их в лес. Тем самым инициируя их во взрослую жизнь. Самый маленький сын спасает остальных. Здесь отмечается присущая детству смышленность. Во многих сказках именно младший сын играет важную роль. Последние дети часто бывают умнее и успешнее первых. Даже не в силу очередности, а из-за того, что являются носителями генетики своих родителей. Не случайно, существует пословица: «Первого ребенка — Богу, второго — Царю, третьего — себе».

Веками люди наблюдали за жизнью, отмечали ее закономерности. А может, передавали из уст в уста древнее Знание, полученное когда-то. При этом менялись действующие лица, ситуации. Но глубинный смысл оставался, не деформировался. Не случайно, многие исследователи говорят о том, что все сказки имеют один общий корень, сюжет, Смысл. Наверное, это и есть Великое Знание, которое каждый из нас преломляет и понимает в соответствии с Ритмом своей Души…

Об авторах