Феномены памяти в психологии

1.2 Процессы, законы и эффекты памяти

Память является сложным психическим процессом, который состоит из нескольких процессов, которые связаны друг с другом. Такими процессами являются узнавание, воспроизведение, запечатление (запоминание) и сохранение.

Запоминание – это процесс запечатления и сохранения информации, которая была воспринята. По степени активности протекания выделяют два вида: непреднамеренное (непроизвольное) запоминание и преднамеренное (произвольное) запоминание. Непреднамеренное запоминание представляет собой запоминание без заранее поставленной цели и использования специальных приемов. Произвольное запоминание характеризуется постановкой человеком перед собой цели – запомнить какую-то информацию – и использованием специальных приемов запоминания. Когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, то он часто использует специальные приемы, или действия, которые называются мнемическими10.

Другая характеристика процесса запоминания – степень осмысления запоминаемого материала. В соответствии с этим принято выделять осмысленное и механическое запоминание. Механическое запоминание характеризуется отсутствием осознания логической связи между разными частями воспринимаемого материала (к примеру, заучивание статистических данных, дат в истории и т. д.). Осмысленное запоминание, напротив, основывается на понимании внутренних логических связей между частями материала11. Доказан тот факт, что осмысленное запоминание в несколько раз продуктивнее механического запоминания.

Сохранение, воспроизведение, узнавание. Вся информация, которая была воспринята, не только запоминается человеком, но и сохраняется определенное время. Сохранение имеет свои закономерности. К примеру, установлено, что сохранение можно разделить на динамическое и статическое сохранение. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, статическое – в долговременной памяти. При динамическом сохранении наблюдается несущественное изменение материала, а при статическом – материал подвергается реконструкции и определенной переработке.

Извлечение материала из человеческой памяти осуществляется с помощью двух процессов – это воспроизведение и узнавание. Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета, который воспринимался нами ранее, но не воспринимается в данный момент. Как и запоминание, воспроизведение можно быть непреднамеренным и преднамеренным.

Помимо воспроизведения мы сталкиваемся с явлением узнавания. Узнавание объекта происходит непосредственно в момент его восприятия и означает, что имеет место восприятие объекта, представление о котором уже сформировалось у человека на основании личных впечатлений (представление памяти) либо на основании определенных словесных описаний (представление воображения).

Процессы узнавания отличаются степенью определенности. Наименее определенным узнавание является в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости какого-либо объекта, а отождествить его с чем-то из своего прошлого опыта не можем. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью.

Забывание выражается в невозможности восстановления ранее воспринятой информации. Физиологическая основа забывания – это некоторые виды коркового торможения, которое мешает актуализации временных нервных связей. Забывание может проявляться в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание12.

Скорость забывания зависит от объема материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или чем он труднее для восприятия, тем быстрее происходит забывание. Другим фактором, ускоряющим процесс забывания, является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Еще одним фактором, влияющим на скорость забывания, является возраст. С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти. Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении т.д.13. Таким образом, все процессы памяти характеризуются закономерностями, которые необходимо учитывать в процессе построения мнемической деятельности.

Память является сложным психическим процессом, работа которого подчиняется ряду законов. Рассмотрим некоторые из них.

Закон интереса: интересный материал с легкостью запоминается, так как человек не прилагает для этого никаких усилий. Из этого закона следует то, что запоминание необходимо делать интересным. Так как основой формирования интереса является в первую очередь цель, можно сделать простой вывод о том, что информация будет легко запоминаться человеком в том случае, если он будет уверен в ее необходимости в деятельности.

Закон установки. Данный закон рассматривается в двух аспектах. Первый вариант – это установка на запоминание по времени. Суть данной установки в том, что запоминание происходит лучше, если человек ставит перед собой задачу запомнить материал «всерьез и надолго».

Если рассматриваемая установка рассчитана на запоминание и хранение информации только в течение определенного срока (при использовании оперативной памяти), то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность14.

Другой вариант закона установки – установка на восприятие материала по содержанию. В тексте человек найдет в первую очередь то, на что у него есть установка. К примеру, если нужно ознакомиться с описанием некоторого технического устройства, то мы готовимся к тому, что в этом описании встретятся: название устройства, область его применения, принцип действия, рабочие параметры. Именно эти материалы «выхватит» внимание.

Следующий закон – закон контекста. Его сущность состоит в том, что информация будет легче запоминаться тогда, когда она соотнесена с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в рамках которого происходит событие, иногда оказывается даже более важным для запоминания, чем само событие. Похожая информация хранится в памяти человека где-то рядом, а ассоциации помогают вспомнить все то, что необходимо. Разрозненные факты объединяются в единую систему, которая и служит моделью для запоминания.

Закон повторения. Его сущность в том, что повторение способствует запоминанию. Повторение способствует тому, что информация сохраняется в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память15.

Психолог Г. Эббингауз доказал, что большая часть материала «теряется» сразу после запоминания, а со временем забывается все меньшее количество информации. В связи с этим мы так хорошо помним впечатления детства. Если что-то нужно надолго запомнить, то нужны как минимум четыре повторения (сразу после запоминания, через 20-30 мин, через день и через две-три недели). Важно помнить, что повторение должно быть активным. В виде воспроизведения оно гораздо более эффективно, чем в виде пассивного дополнительного чтения.

Закон осмысления. Чем более глубоким является осмысление запоминаемого материала, тем лучше он сохраняется в памяти. Лучший способ что-то запомнить – научиться организации информации в момент запоминания. Смысловая организация материала обеспечивается такими мыслительными процессами, как анализ, синтез, обобщение, систематизация. Новая информация всегда лучше запоминается в случае, если она сопоставляется с уже знакомой информацией. Необходимо просто найти, на что похож определенный объект.

Следующий закон – закон усиления первоначального впечатления. Чем более ярким будет первое впечатление, тем прочнее запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить как рационально, так и эмоционально. При рациональном усилении необходимо постараться направить информацию по нескольким каналам: нарисовать, проговорить, записать, пропеть. Полезно бывает с кем-нибудь информацию обсудить. При эмоциональном усилении необходимо постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо16.

Закон торможения. Этот закон заключается в том, что всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучшим способом забыть заученное является запоминание сходного материала сразу вслед за этим17.

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда звучит следующим образом: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Если человеку нужно запомнить два разных по длине ряда слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то, естественно, первый он запомнит лучше.

Чтобы человек мог воспроизвести больше материала, нужно, чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера).

Закон Рибо (также называется законом регрессии или обратного «развития памяти») характеризует определенную последовательность процесса разрушения памяти, который наблюдается при прогрессирующей амнезии в случаях заболевания или в пожилом возрасте. Разрушение памяти протекает, согласно данному закону, всегда в одном порядке. Сначала разрушение касается недавних воспоминаний. Затем оно распространяется на все, что связано с умственной деятельностью личности. Позднее оно захватывает чувствования и привычки. Заканчивается этот процесс распадом памяти инстинктивной, которая отличается самой стойкой организацией.

Восстановление памяти в тех редких случаях, когда наблюдается выздоровление от прогрессирующей амнезии, происходит, как указывает Рибо, в порядке, обратном ее разрушению.

Закон края состоит в том, что лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда18.

Эффект Зейгарник. Если людям предложить серию заданий и одни из них разрешить довести до конца, а другие – прервать незавершенными, то испытуемые впоследствии почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания. При получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность в полной мере реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если задание не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью, мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя следы незавершенных заданий.

Эффект реминисценции. Сущность рассматриваемого эффекта заключается в том, что со временем воспроизведение заученного материала без дополнительных его повторений улучшается19. Чаще всего данное явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение часто дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция объясняется тем, что со временем логические связи, которые образуются внутри заучиваемого материала, упрочняются. Именно поэтому зачастую в профессиональной деятельности необходимо сделать небольшой перерыв, позволив тем самым сделать связи более прочными и саму ситуацию более ясной.

Таким образом, можно сделать вывод, что все законы и эффекты памяти проявляются и играют существенную роль в деятельности человека, являясь важным аспектом ее успешности.

Некоторые эффекты и законы памяти

  • 1. Эффект Зейгарник. Он состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.
  • 2. Эффект края. При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.
  • 3. Эффект реминисценции — улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (два—три дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.
  • 4. Закон мотивированного забывания по Фрейду гласит, что человек имеет склонность к забыванию психологически неприятного. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не сознавать этого, и наоборот.

  • 5. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить — научиться должным образом организовывать информацию в момент запоминания. Смысловую организацию материала обеспечивают такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, систематизация и обобщение. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предположения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. Они же первыми приходят в голову, когда нужно вспомнить содержание текста. Следует шире использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы.
  • 6. Закон интереса — интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Отсюда следует, что запоминание нужно делать интересным. Основа формирования интереса — цель. Если мы знаем, что информация понадобится для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.
  • 7. Закон установки. Он может быть представлен в двух аспектах. Установка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго».

Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. Если у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко забываются.

  • 8. Закон усиления первоначального впечатления — чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить рационально и эмоционально. При рациональном усилении нужно стараться направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить, пропеть. Очень полезно с кем-нибудь обсудить информацию (особенно с лицом, придерживающимся противоположной точки зрения). При эмоциональном усилении следует постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией.
  • 9. Закон контекста — информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Сходная информация хранится в нашей памяти где-то рядом. Ассоциации помогут вспомнить необходимое.
  • 10. Закон объема знаний. Чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое. По этой причине так трудно бывает «войти» в ранее неизвестную дисциплину, тему. Перед чтением следует вспомнить все, что уже известно по изучаемой проблеме, «приподнять» знания, полистать справочники.
  • 11. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Если человеку предстоит запомнить два разных по длине ряда слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то, естественно, первый он запомнит лучше.
  • 12. Закон торможения. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Отсюда ясно: лучший способ забыть только что заученное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Именно поэтому нельзя учить физику после математики, литературу после истории. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна «отстояться».

>Практическое задание по психологии

Вид работы: Задание

Предмет: Общая психология

Задание 2

С точки зрения теории деятельности А. Н. Леонтьева, данную ситуацию можно охарактеризовать как «сдвиг мотива на цель» — механизм формирования новых мотивов. Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации.

При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.

Деятельность, по А. Н. Леонтьеву, — это целостная система, имеющая строение, внутренние переходы и превращения, свое развитие. Она включает такие компоненты как: мотивы, цели, действия.

Мотив обычно определяется в психологии как то, что «движет» деятельность, то, ради чего эта деятельность осуществляется.

Деятельность, побуждаемая мотивом, реализуется человеком в форме действий, направленных на достижение определенной цели.

Цель (по Леонтьеву) – как желаемый результат деятельности, сознательно планируемый человеком, т.е. мотив — это то, ради чего производится некая деятельность, цель — то, что планируется сделать в этой связи для реализации мотива.

Мотив и цель могут переходить друг в друга: цель при приобретении ею особой побудительной силы может стать мотивом (этот механизм превращения цели в мотив называется в школе А. Н. Леонтьева «сдвигом мотива на цель») или, напротив, мотив становится целью.

Практическое задание

Вопросы

6 Вид мышления, который основывается на осознании законов и закономерностей.теоретическое

1 повышение чувствительности анализатора под влиянием внешних факторов.сенсибилизация

11 Разновидность монологической речи, но является более развернутой и сложной, из-за отсутствия невербального компонента и обратной связи.письменная

2 Вид внимания, которое управляется сознательной целью, тесно связано с волей человека.произвольное

13 Вид речи, который выступает как фаза планирования в практической или теоретической речи.внуренняя

3 Феномен памяти, когда человек качественнее воспроизводит сохраненный в памяти материал по сравнению с первоначально запечатленным.Реминисценция

14 Система словесных знаков.язык

4 Сущность этого психического процесса заключается в творческой деятельности, которая основана на комбинирующей способности нашего мозга.воображение

5 отражение отдельных качеств, свойств окружающего мира, его непосредственным воздействием на наши органы чувств.ощущение

7 Вид рецептора, рецепторов, реагирующий на прикосновения.тангорецептор

8 Название феномена памяти, который открыли в гештальт направлении, он основывается на том, что если человек не закончил действие, то оно помнится устойчивее, чем действие законченное.зейгарник

9 целостное отражение отдельных качеств, свойств окружающего мира при его непосредственном воздействии на наши органы чувств.восприятие

10 Одна из функций речи, которая заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию разговора.экспрессия

12 сколько стадий развития интеллекта выделил Ж.Пиаже?четыре

Прикрепленные файлы:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников! Сделать расчет>Феномены памяти

Феномены памяти

Дежавю и жамэвю

Понятие «дежавю» обозначает «уже виденное». Также в психиатрии этот термин используется для описания одного из расстройств памяти.

Данный феномен памяти изучен весьма поверхностно, так как его специфика пока не позволяет использовать достоверные методы для его исследования. Данный феномен испытывали на себе большинство людей.

В ходе некоторых исследований было выяснено, что данный эффект возникает благодаря области в головном мозге.

Данное явление относится к проявлениям ложной памяти. Как правило, здесь также выделяется своя специфика и наиболее частые случаи проявления в зависимости от возраста:

  1. юношеский возраст – от 16 и до 18 лет. Здесь данный феномен может быть объяснен чрезмерной эмоциональностью данного возраста, из-за которого индивид склонен к аффективной реакции на внешние раздражители. Также человек в данном возрасте склонен обращаться к фиктивному опыту памяти.
  2. средний возраст – примерно от 35 до 40 лет.

Дежавю с точки зрения психиатрии. Психиатрами данный феномен рассматривается как расстройство. Также было выявлено, что при некоторых заболеваниях дежавю проявляется чаще, чем у психически здоровых людей. Приведем небольшой список таких расстройств:

  1. эпилепсия
  2. шизофрения
  3. обсессивно-компульсивное расстройство.

Понятие «жамэвю» противоположно по своей природу термину «дежавю». Оно означает «никогда не виденное». Это можно сравнить с кратковременной амнезией. То есть при этом феномене наступает полная потеря информации о различных уже знакомых предметах или явлениях окружающего мира. Иногда жамэвю рассматривают как признак психического расстройства.

Рисунок 1. «Нарушения восприятия и памяти»

Феномен детектора ошибок

Феномен детектора ошибок – феномен памяти, который проявляется в виде реакции мозга на отклонение деятельности человека от определенного плана.

Данный феномен памяти был открыт в 1968 году.

К примеру, некоторые люди склонны проверять, выключили ли они газ, воду и др. при выходе из дома. Это достаточно проделать несколько раз для формирования определенной программы в мозге. Так, если человек забыл это сделать и ушел из дома, он будет чувствовать дискомфорт. По прибытии домой он обнаружит, что забыл что-либо выключить. Так, это программа является бессознательной, но проявляется в сознании в виде отголосков тревоги.

Считается, что феномен детектора ошибок является лишь небольшой частью возможностей мозга.

Один из экспериментов был посвящен стимуляции мозга больного. Внезапно его когнитивные функции улучшились. Подобное чувство возникает в момент вдохновения у людей, занимающихся творчеством. В такие моменты они способны сделать что-то наиболее выдающееся. В другое время они могут не так сильно отличаться от других людей.

Так, возникает гипотеза о том, что у каждого человека есть данный потенциал к раскрытию гениальности, однако вопрос в том, как его активировать.

Если мы обратимся к биографиям гениев, то увидим, что они редко доживали до старости, как бы «сжигая» себя раньше времени. Возможно это происходило потому, что у них были выключены защитные механизмы, что привело к быстрому изнашиванию мозга.

Объяснение феноменов памяти

  1. Феномен мышечной памяти. Известно, что если человек начал тренировать мышцы после длительного перерыва, то ему гораздо проще набрать предыдущие результаты размера мышц и их мощи, нежели достигать этих высот с нуля.
  2. Генетическая память. Наследственная информация.
  3. Голографическая память. Голограмма позволяет записывать на одно и то же место огромное количество изображений, для этого достаточно всего лишь изменить угол наклона под которым лазер освещает кусок фотопленки.
  4. Гипотеза Унгара. Американский физиолог Унгар связывал хранение в ЦНС с функцией целого ряда пептидов и белков. Для того, чтобы отличить вновь синтезируемый при обучении пептид от множества других, имеющихся в мозге, Унгар вырабатывал у крыс неестественный для них условный рефлекс — избегания темноты. Крыса, как ночное животное, в норме избегает света и стремится в экспериментальном открытом поле скрыться в какую-либо затемненную норку. Но как только она забиралась в темную норку, она получала удар тока. В конце концов такая крыса приучалась избегать темноты,чем существенно отличалась от своих сородичей, лишенных данного навыка. Из мозга обученных крыс Унгар выделил особый пептид, который никогда не встречался в мозге нормальных животных. Однако вскоре выяснилось, что и скотофобин не явился той молекулой памяти, которая была бы способна записывать ту или иную конкретную информацию. По своей структуре скотофобин оказался похож на молекулу АКТГ, которая также обладала способностью улучшать формирование памяти, но не являлась специфичной ни для одного навыка.
  5. Гипотеза Мак-Коннелла. Им были выполнены опыты на белых червях — планариях по «переносу памяти». У планарий вырабатывали условный рефлекс избегания света.
  6. Гипотеза Хидена. Установление связи между степенью выработки двигательных навыков и содержанием РНК в нейронах соответствующих моторных центров.