Этнические признаки

Признаки этноса

1. Самоназвание – собственное имя, этноним, внешний признак этноса. Например, этнос, называющий себя «дойч», по-русски – «немцы», по-французски – «алеман», по-английски – «джемен», по-итальянски – «тедеско», по-фински – «саксаляйнен», по-сербски –»шваб» и т.д.

2. Этническое самосознание – сознательное отнесение себя к той или иной социальной общности, идентификация с ней – один из наиболее надёжных показателей этноса. Оно заключается в национальной идентификации, т.е. в осознании своей принадлежности к определённой этнической группе, в формировании (преимущественно неосознанном) представления о типичных чертах своей этнической общности, о свойствах её как целого. С возрастом появляется осознание общности исторического прошлого своего народа (при этом, в одних этносах крайне обострённое, в других – почти размытое). И, наконец, появляется представление о родной земле.

Этническое самосознание имеет сложную структуру. В него входят когнитивные компоненты – представления, составляющие «образ Я», а также эмоциональные и поведенческие.

Типы этноидентичности

Нормальная идентичность, при которой образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории. Свойственен естественный патриотизм, не переходящий в некую экзольтацию, толерантные установки на общение с другими народами — тип «позитивная этническая идентичность».

Этноцентричная идентичность, понимаемая не в том смысле, что точкой отсчёта для восприятия другой культуры является собственная, а в плане акцентированности на значимость этничности, ориентированности на неё, её безусловного некритического предпочтения. При такой идентичности присутствуют элементы направленного на ту или иную культуру, но не агрессивного этнонационализма или определённой замкнутости.

Этнодоминирующая идентичность фиксирует такое состояние самосознания и поведение человека, при котором достижение целей, интересов народа (порой ложно понимаемых) начинает восприниматься как безусловно доминирующая ценность («…мы все только клетки одного организма», «кто не с нами, тот против нас»)

Этнический фанатизм – идентичность, при которой абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто иррационально понимаемых, сопровождаются готовностью идти во имя них на любые жертвы и действия, вплоть до использования терроризма.

Этническая индифферентность, когда люди практически равнодушны к проблемам этничности и межэтнических отношений. Они свободны от норм и традиций и на их жизненные поступки, на поведение в любых сферах деятельности никак не влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этничность других.

Этнонигилизм в форме космополитизма, представляющий собой отрицание этничности, декларирование свободы от всего, связанного с этническим феноменом, так называемый, «человек мира». Одним из видов внешне декларируемой этнической индифферентности или даже нигилизма является этноущемлённая идентичность. Обычно она возникает в связи с осознанием низкого статуса свой этнической группы.

Амбивалентная, невыраженная, а иногда «сдвоенная» или «строенная» идентичность. Это тип достаточно распространён в этнически смешанной среде.

Этнические стереотипы – это приписывание каких-то черт народу. Они, конечно, могут отражать те или иные реальности, но в целом их неправомерно оценивать как характеристику народа. К сожалению, «свободные приписывания» часто служат политическим спекуляциям и являются очень опасным инструментом насаждения враждебности между народами. Такими типичными приписываниями являются, например, «русская лень» или «кавказская воинственность».

Осознание особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других этносов, но лишь до тех пор, пока идёт констатация тех или иных свойств своей группы. Однако констатация идёт обязательно в сравнении с кем-то и требует оценки своего и других этносов. Такие оценки не бывают объективными: свой народ оценивается позитивно, а другие – негативно. Таким образом, возникает этноцентризм. Другими словами – склонность воспринимать все жизненные явления с позиций своей этнической группы, рассматриваемой как эталон, в неприятии других этнических групп, с допущением по отношению к ним агрессивного поведения. Национальное самосознание нередко принимает уродливые формы национального превосходства и национальной исключительности – национализма и шовинизма. Шовинизм – от имени Н.Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона I – крайне агрессивная форм национализма.

3. общие черты психологического склада, закреплённые в менталитете данного народа (национальный быт, нравы, привычки, склонности людей, особенности песен, танцев, живописи, фольклора);

4. общность языка – национальный язык (литературный и разговорный); Язык считается важнейшим отличительным признаком этноса. Однако англичане, австралийцы, жители США, Канады, Ямайки, новозеландцы и ирландцы говорят на одном языке, но все они разные этносы. Другие примеры: в Швейцарии говорят на трёх языках –немецком, французском, итальянском. Сохранился и рето-романский язык (язык того племени, которое являлось родственниками этрускам); мордовский народ говорит на языке мокша, эрзя (лесной и луговой), на русском. Таким образом, общность языка не является столь важным признаком этноса.

Однако по языку проводится классификация народов, называемая лингвистической. Учитывается происхождение (генеалогия) языка, устанавливаемая при сравнении словарного запаса и грамматического строя. Латынь послужила основой для группы романских языков – испанского, румынского, итальянского, французского, португальского, молдавского. Бесспорно, такое широкое влияние латыни связано историческим развитием этих регионов.

По степени родства языки объединяют в семьи, группы и ветви. В названии семей отражается название предполагаемого района возникновении древнейшей основы языка. Всего в мире насчитывается свыше 2000 языков. Почти половина человечества говорит на языках индоевропейской семьи (11 групп). На втором месте китайско-тибетская семья (более 1 миллиарда человек) – всего 36 групп.

5. Единство территории необязательно для этноса, поскольку они (этносы) могут создавать диаспоры (пример, история еврейского народа). Следовательно, территориальная целостность – это условие формирования этноса и фактор существования. Сложившийся этнос не всегда сохраняет свою территорию и на протяжении истории может её менять: калмыки (самоназвание – хальмг) всего 4 века назад жили в Центральной Азии; венгры (мадьяры) за последние 1500 сменили 4 или 5 территорий поселений, одно из них – на Урале, что подтверждается сходством языка с башкирским, ханты и манси.

6. общность экономической жизни: хозяйственно-бытовые особенности, этнические черты образа жизни;

Чтобы понять, является ли группа людей этносом или нет, выделяют ряд характеризующих признаков:

· Социальное устройство, развитое на должном уровне.

· Общий для всех экономический строй.

· Стабильное государственное устройство.

· Национальная культура и язык.

· Территория обитания этноса.

· Этническое самосознание каждого члена группы.

· Психологическая общность представителей этнической группы.

Во времена племенного общества было принято различать этносы по биологическим признакам. Современные нации помимо этого определяются и социально политическими чертами.

К этническим признакам в узком смысле этого слова, отражающим реальные различия между этническими общностями, относятся особенности в области этнического самосознания и культуры этноса. Важнейшим этническим признаком является этническое самосознание. Оно представляет системой, содержащие элементы двух видов – устойчивые образования (отношение к ценностям и идеалам), а также подвижные, социально-психологические моменты (чувства, эмоции, настроение, вкусы, симпатии). Итак, этническое самосознание имеет сложную структуру: в него входят как когнитивные компоненты – представление об образе своего этноса, так и эмоциональные, а также поведенческие. Этническое самосознание включает суждение членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях.

В качестве важнейшего структурного элемента этнического самосознания выступает неповторимость его характера. Характер этноса – это не характер индивидуума, а совокупность специфических психологических черт, присущих социально-этнической общности. Каждая этническая общность имеет свои стереотипы поведения. В стереотипном поведении одним и тем же действиям придается различное содержание в этнических культурах или одно и то же содержание выражается в различных действиях. Другим важнейшим этническим определителем выступает язык, который выполняет роль консолидирующего фактора в сохранении этнической группы.
Невозможно подробно рассмотреть все культурные признаки этноса. Для социологии важны те элементы культуры этноса, которые становятся осознаваемой опорой в межэтнических различиях. Иными словами, для этносоциолога первичную значимость имеют те культурные характеристики, которые используются в качестве маркеров для дифференциации этнических общностей. Этническая самоидентификация индивида – ещё один обязательный признак этнического этнических общностей, когда человек ощущает себя членом, частицей определённой этнической общности, когда он отождествляет и уподобляет себя с ней. Самоидентификация имеет теоретическое значение, так как индивид не только определяет своё местонахождение в системе связей, но и ощущает свою непрерывность в историческом времени как его неотъемлемая составная часть, и практическое значение, так как поддерживать реальные связи, реальное единство членов этноса через систему родственных, традиционных, культурных, бытовых и других черт. Этнонимы – обязательный внешний признак этнического сознания. Все когда-то и ныне существующие этносы имеют свои собственные названия (этнонимы: этнос – народ, онома – имя). Этнос украинцы долгое время венгры, немцы, румыны, поляки называли русинами, рутенами, руснаками (от названия Русь), турки и татары – казаками, русские – малороссами. Общность культуры. Культура есть то, что создано человечеством, в отличие от того, что имеется в природе. Культура – это совокупность того, что создано трудом и творчеством людей, то есть произведённые ими материальные и духовные ценности. Этническая культура– унаследованный от предков комплекс материальной и духовной культуры, которая определяет стиль жизни и выполняет этноидентификационную роль.

Этнос и совокупность его признаков

Прошлым и настоящим народов (этносов) занимаются мно­гие науки: археология, история, география, философия. Но есть и специальная дисциплина, главная задача которой — изучение характерных черт народов мира. В разных странах она именуется не одинаково. Ее называют иногда этнологи­ей, иногда народоведением. У нас эта дисциплина больше известна как этнография, что в буквальном переводе с древ­негреческого означает «описание народов» (от греч. ethnos — «племя», «народ» и grapho — «пишу»).

Этнос — исторически возникший вид социальной группировки людей, обладающий совокупностью при­знаков: единством территории, культуры на базе об­щего языка, хозяйственно-бытовых особенностей, а также сознанием своего единства и отличия от дру­гих таких же образований, т. е. самосознанием и само­названием.

Сразу следует сказать, что ни один из компонентов опре­деления не является непременным признаком, отличающим данный народ от любого другого. В одних случаях главная роль принадлежит языку, в других — территории, в треть­их — религии и т. д. Не случайно все попытки выделить хотя бы один, непременный для всех случаев, этнодифференци-рующий признак оказывается обреченным на неудачу.

Этносы — исторически возникшие социальные груп­пировки людей. В нашей этнографии принято выделять три стадии формирования этносов (стадиальные, временные типы).

Племя — появилось одновременно с возникновением вида Homo sapiens. В основе — кровнородственные связи. Затем они заменяются территориальными, появляются союзы пле­мен, на базе которых и возникают неустойчивые этносы. Категория это историческая и примерами всегда приводят часть населения ряда бывших колониальных стран находя­щихся, якобы, на стадии племенной общности. Но, напри­мер, у австралийских аборигенов еще перед приходом евро­пейцев насчитывалось около 500 племен со своим языком (диалектом), бушмены — жители пустыни Калахари — на­считывают более 20 племен, да плюс готтентоты, образую­щие с бушменами малую расу. Конечно нее, они образуют союзы племен (готтентотов — 130 тыс.). По Л. Н. Гумилеву, все это — этносы, находящиеся на разных стадиях этноге­неза.

Народность — следующая историческая фаза этноса. Этническая общность, характерная для докапиталистичес­ких этапов развития человечества, ныне сохраняющаяся в большинстве стран Африки и ряде государств Азии и Ла­тинской Америки. Нечто промежуточное между племенем и нацией.

Нация — наиболее развитая этническая общность с разви­той системой экономических отношений, наличием литера­турного языка, национального самосознания, психологии и ряда других признаков, отличающих народы большинства государств мира. Считается, что английская нация, напри­мер, сложилась в XVI в., русская — в XVII-XVIII вв., не­мецкая — к XIX в.

Чаще всего выражения «нация», «национальность», «на­родность» используются как синонимы слов «этнос», «народ».

Таких народов насчитывается на Земле до четырех ты­сяч. В большинстве своем это малочисленные народы — ме ее одной тысячи человек каждый. В то лее время, по под-четам ученых-этнографов, десять народов, каждый из ко-орых насчитывает более 100 млн человек, составляют око-:о 50% всего населения Земли.

В порядке убывания: китайцы-ханъ (население Китая остоит более чем из 50-ти народов, хань составляют 94% :аселения, остальные — чжуаны, уйгуры, тибетцы, мяо, :уэй и т. д.); хиндустанцы (на языке хинди это — название 1ндии, всего в Индии насчитывается около 1500 народов); .мериканцы США; бенгальцы (основное население Банг- Хлеб армяне и азербайджанцы выпекают в виде больших тол- } стых блинов (лаваш), а в Средней Азии — в виде лепешек.

Быт.Болгары, например, совершенно иначе, чем боль-шинство других народов, кивают при произношении «да» и | «нет»; американцы по-иному кладут ногу на ногу (щиколот- } кой); англичане — не умываются под текущей струей воды 1 (как, скажем, русские).

По особенностям быта донские казаки близки к украин- | цам, но говорят на русском языке и считают себя русскими. 3

Похожесть людей одного этноса также не всегда обяза- | те льна. Например, большинство латиноамериканских наро- j дов состоят из представителей трех разных рас. При разви- 1 тии этносов резкие расовые различия облика людей посте- J пенно исчезают в результате эндогамии — заключения ] браков внутри своего этноса.

Этническое самосознание — один из наиболее надеж­ных показателей этноса, поскольку в нем как бы аккумули- |

руются и ощущение человеком своего происхождения, и бли­зость к соплеменникам, и связь с родным языком и родной территорией.

Внешним признаком этноса является самоназвание — соб­ственное имя, этноним. Именно самоназвание, поскольку имена, даваемые этносу другими народами, нередко суще­ственно отличаются не только от этнонима, но и друг от друга. Например, этнос, называющий себя «дойч», по-рус­ски именуется «немцы», по-французски — «алеман», по-ан­глийски — «джемен», по-итальянски — «тедеско», по-финс­ки — «саксаляйнен», по-сербски — «шваб» и т. д.

Даже в том случае, если диаспоры, к примеру, русских, армян, поляков проживают в разных странах, любая из них осознает определенную общность со всеми группами, нося­щими то же самоназвание. И мы, русские, всегда знаем, что отличаемся от немцев, японцев, от любого другого на-

! рода.

! Каждый человек на вопрос: «Кто ты?» ответит, не заду-

мываясь: «русский», «француз», «перс», «масаи». Однако и лдесь бывают исключения, например, когда человек, роди­тели которого имеют разную национальность, относит себя то к одному, то к другому этносу. Действительно, как, на­пример, определить этническую принадлежность человека, отец которого — кумык из Дагестана, мать — из обрусевшей украинской семьи, а сам он родился и всю жизнь живет в Москве? По существовавшему в советское время и отменен­ному сейчас законодательству в паспорте он мог указать на­циональность или отца, или матери.

Вот, что говорил по этому поводу Владимир Иванович Даль, который был русским писателем, этнографом, созда­телем «Толкового словаря живого великорусского языка»: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или иной народно­сти. Дух, душа человека — вот, где надо искать принадлеж­ность его к тому или другому народу. Чем же можно опреде­лить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и >
принадлежит. Я думаю по-русски». (Мать Даля была немка, ;
отец — датчанин, принявший российское подданство.)

В канун XX столетия существовало 60 государств. Сей- 1
час их более 200. XX век стал веком крушения великих им- |
перий: после первой мировой войны исчезли Оттоманская и 1
Австро-Венгерская, после второй — развалились колониаль- I
ные империи Великобритании и Франции, последними рас- 1
пались ЧССР, СФРЮ, СССР. I

Многие специалисты считают, что ныне существующие 1
государственные границы все более будут терять свое зна- 1
чение, если они не соответствуют языковому и территори- I
альному тождеству проживающих там народов. Ведь суще- ]
ствует «право наций на самоопределение, вплоть до отделе- I
ния», закрепленное в Уставе ООН. Пройдет 20-30 лет и число 1
государств может увеличиться процентов на пятьдесят — |
более 300 независимых стран будет на политической карте I
мира. На самом верху многоярусной системы управления будет находиться ООН, более могущественная, чем теперь, или подобное ей образование, ответственное за мир на планете, ла защиту окружающей среды и другие глобальные пробле­мы. Второй ярус составят региональные группировки, подоб­ные Европейскому Союзу. Сфера их деятельности — вопро­сы торговли, миграции, заключение договоров о коллектив­ной безопасности. Не исключено и существование общего парламента. Именно в этом направлении, считают ученые-специалисты, мы эволюционируем. Этнические общины все •юлыпе ищут альтернативы традиционному государству, стре­мятся создать национальные образования, которые им бо­лее приемлемы, понятны и учитывают их исторический опыт. Тенденция к самоопределению станет преобладающей, не­смотря на яростное противодействие сторонников «статус-кво».

Однако другие специалисты считают , что реализация самоопределения «вплоть до отделения» может ввергнуть современное человечество в нескончаемый хаос войн, поскольку десятки государств име­ют крупные национальные меньшинства, стремящиеся к са­мостоятельности. Поэтому на современном этапе спаситель­ный компромисс должен заключаться в том, что каждый эт­нос имеет право самоопределиться в максимально широких рамках автономии, но при сохранении территориальной це­лостности того государственного образования, в которое этот этнос входит. Примером приводят нашу Чечню или югослав­ское Косово.

И те, и другие специалисты называют целый ряд воз­можных изменений, «горячих» точек на политической карте мира.

Европа. Официально могут выйти из Испании Каталония и Страна Басков. Из Великобритании — Шотландия и Уэльс, уже отвоевавшие право иметь собственные парламенты. Бретань может отколоться от Франции, активно действуют корсиканские сепаратисты. Бельгия может распасться на Фландрию и Валлонию. В Италии могут выделиться Ломбар­дия и Сицилия. Саами (лопари) могут создать свою страну в северных районах Норвегии, Швеции, Финляндии, Канады, России. В перспективе может появиться Конфедерация арк­тического Полярного круга.

Азия. Индия может потерять Пенджаб и часть Кашмира, Афганистан — распасться на несколько этнических государ­ственных образований. Филиппины могут лишиться Минда­нао, где большинство населения составляют мусульмане. Из Китая, сломив сопротивление китайцев-ханьцев, способны выделиться Тибет и район Хингана, а Внутренняя Монголия может стать частью независимой Монголии.

Африка. Возможно разделение Судана на две части, ЮАР — на три, причем одно из возможных образований — страна зулу.

Америка. Бразилия может распасться на автономные рай­оны. В Канаде рвется на свободу франкоязычный Квебек. Мексике грозит раскол на четыре части.

Австралия может распасться на четыре государства, одно из которых могут создать аборигены на севере матери­ка.

Россия.Новые государства могут возникнуть на Дальнем Востоке, Урале, в Сибири. Также способны получить неза­висимость Татарстан, Дагестан, Тыва, Бурятия. Значитель­ная часть Казахстана может присоединиться к России.