Этика и мораль

Соотношение понятий этика, мораль и нравственность

Слово «этика» древнегреческого происхождения. Еще Гомер пользовался словом «ethos» (этос) для обозначения места совместного проживания (дом, пещера, логово, гнездо). В дальнейшем «этос» стал означать определенные человеческие качества, приобретаемые и проявляемые в обществе. В IV в. до н. э. Аристотель произвел от слова «этос» два других — «этический» и «этика». Термин «этический» он использовал для описания совершенных качеств человеческой души (умеренность, мужество, спокойствие), он назвал их «этическими добродетелями». Сделав этические добродетели предметом своего исследования, Аристотель дал имя новой области знания — «этика».

Слово «мораль» латинского происхождения. Для точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» («mores» во ми. числе), означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Так Цицерон, подражая Аристотелю, создал новое прилагательное — «моральный». Для обозначения области знания о морали им был введен термин «философия морали».

Слово «нравственность» — славянского происхождения. По смыслу оно почти полностью совпадает с греческим «этос» и латинским «морес». В русском языке много однокоренных слов, например, благонравие, добронравие. Русские писатели, философы, историки сферу знания о нравственности называли «нравственной философией».

Таким образом, все три слова — этика, мораль, нравственность — означают одно и то же, их часто используют как синонимы. Например, дурной поступок можно назвать неэтичным, аморальным, безнравственным. Однако со времени античности в литературе утвердилась традиция рассматривать этику как теорию морали, нравственности. Дадим определение этики, морали и нравственности как научных категорий.

Этика — область философской науки, предметом изучения которой является мораль, нравственные отношения как специфическая форма общественного сознания и жизнедеятельности человека.

Мораль в самом простом определении — это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций, общепринятых представлений.

Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Таким образом, термины «этика», «мораль», «нравственность» по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны. В ходе развития культуры они приобретали различные смысловые оттенки. В современном языке все три термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми.

Несмотря на то, что этимологически эти термины в обыденных условиях употребляются как синонимы, в философии сложилась традиция разграничения этих понятий. Если этика — это теоретическое знание, то нравственность и мораль выступают как формы общественного сознания, вид общественных отношений, регулятор общественных отношений. Что же касается соотношения понятий «мораль» и «нравственность», то многие авторы рассматривают их как синонимы (Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов, Н. И. Порубов и др.).

Мораль представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Мораль регулирует поведение людей в обществе. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемых в длительном процессе исторического развития общества. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам. Таким образом, мораль рассматривают как: 1) особую форму общественного сознания (то есть нравственное сознание), 2) вид общественных отношений, 3) действующие в обществе нормы поведения, регулирующие нравственную деятельность человека.

Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы10.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу в целом и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет 10 Васильева Г. А. Профессиональная этика юриста. — Челябинск, 2005. — С. 31-33.

и характер нравственных санкций. Моральная норма рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах. Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности. К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как

  • — гуманизм — признание человека высшей ценностью;
  • — альтруизм — бескорыстное служение ближнему;
  • — милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;
  • — коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположный ей формализм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества. Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

  • Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учебник. — М.: Гардарики, 2000. — С. 4.
  • Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
  • Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. — М.:Азъ, 1992.

>Соотношение понятий этика и мораль

Размещено на http://www.allbest.ru/

>Введение

Этической наукой исследуется происхождение морали и нравственности, определяется и обосновывается их роль в жизни общества, дается критический анализ существующих нравов и моральных регуляторов межличностных отношений.

>1. Исследование понятий «этика» и «мораль» >1.1 Этика >Нравственность, мораль — одна из важнейших форм регуляции поведения человека, межчеловеческих отношений. Иными словами, она является одной из форм общественной воли. >Интересно, что понятие «мораль» является калькой понятия «этика». Латинское слово «мос» (mos) — смысловой аналог слова «этос». Во множественном числе «мос» звучит как «морэ» (mores). >Мораль первобытного общества, естественно, находилась на низком уровне развития, она оправдывала каннибализм (людоедство) и убийство стариков, кровную месть и, жестокие наказания. >1) императивность (или долженствовательность) (от лат. imperativ — повелевать) — свойство морали требовать определенного поведения, это указание на то, каким оно должно быть. >2. Соотношение понятий «этика» и «мораль»

Термин «этика» происходит от греч. etos (характер, темперамент, нрав), которое Аристотель использовал для обозначения особого класса человеческих качеств (этических добродетелей), изучением которых занимается специальная наука — этика.

Понятия “этика” и “мораль”,их соотношение

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Э́тика— философское исследование морали и нравственности .

Этика-учение о морали.Этика как наука изучает,обобщает и систематизирует принципы и нормы морали,действующие в обществе,а так же способствует выработке таких моральных представлений,которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям,способствуя тем самым совершению общества и человека

2)Виды этического знания.

Описательная, или дескриптивная, этика–раздел этики, в котором со­средоточены усилия на конкретно-социологическом и историческом анализе морали того или иного общества, груп­пы, профессии. Она изучает и описывает реальные нравственные явления: обычаи, нравы, традиции, структуру морального сознания.

Нормативная, или прескриптивная, этика–раздел этики, где обосновываются и предписы­ваются определенные моральные прин­ципы и нормы, назначение которых состоит в руководстве поведением. Именно это делает этику достой­ной изучения. Вопрос «Что я должен делать?» чрез­вычайно ва­жен для каждого человека.

3)Основные направления этических исследований.

Профессиональное этическое знание существует в трех основ­ных формах (традициях):

1) теоретическая философская этика, объясняющая (и, соответственно, оправдывающая) мораль и пы­тающаяся дать определение морали;

2) описательная, или дескрип­тивная, этика (иногда ее называют феноменологической), кото­рая описывает явления морального сознания, поведения, речи;

3) нормативная этика, предписывающая и обосновывающая опре­деленные моральные стан­дарты, принципы, нормы, кодексы.

Этические исследования ведутся по трем основным направ­лениям, представляющим собой три различных способа мыс­лительного поведения:

1) объяснение, при котором «прожектор» нашего сознания на­правляется внутрь – попытайтесь объяснить себе или кому-нибудь, что такое справедливость, долг или честь аудитора;

2) описание – «прожектор» сознания направляется вовне – во внешний мир – попытайтесь описать себе или кому-либо особенности проявления справедливости, любви или чести у предста­вителей аудиторской профессии;

3) предписание – «прожектор» сознания направлен в зону фан­тазии – попытайтесь потребовать от кого-либо, чтобы он (или она) был справедливым или следовал бы какому-нибудь определенному образцу долга или кодексу чести.

4)

6) Глава II. Категории этики

1. Добро и зл2. Справедливость

3. Долг

4. Совесть

5. Ответственность

6. Достоинство и честь

7. Гуманизм как этический принцип

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

1. Добро и зло

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения.

Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека

2. Справедливост

справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

3. Долг

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

4. Совесть

Совесть иногда называют другой стороной долга.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» т. п.

5. Ответственность

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

6. Достоинство и честь

Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства.. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.

Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.

7. Гуманизм как этический принцип

Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.

Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.

Идею категорического императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосуществима.

7) Принцип гуманизма