Эффективное поведение

Содержание

Что такое личная эффективность и как ее повысить

Мы часто слышим об эффективности сотрудника, управленца или политика. Это связано с их работой, достижением значимых результатов в выбранной профессии. Но стоит ли применять этот же подход к повседневным вопросам? Что такое личная эффективность? Можно ли ее измерить? Как понять, что один человек более эффективен, чем другой? Как развивать личную эффективность? Что для этого нужно? Помогает ли в этом лайф-менеджмент? Поищем ответы вместе.

Что такое личная эффективность?

Личная эффективность — это скорость выполнения человеком конкретных жизненных задач. Чем быстрее и качественнее кто-то справляется с этими заданиями, тем его личная эффективность выше. Данное понятие не распространяется сугубо на бытовую сферу. Карьерный рост, уровень заработной платы, положение в социуме и многое другое в совокупности формируют качество человеческой жизни.

Каждый из нас сам выбирает те направления, в которых он хочет добиться успеха. Для одних – это семейный уют и благополучие. Для других – профессиональные победы. Для третьих – познание себя и окружающего мира. Поэтому личная эффективность первых, абсолютно не поможет вторым или третьим. От выбранного пути зависят методы, помогающие добиться успеха.

Основной параметр, определяющий личную эффективность в любой сфере жизни – время, потраченное на работу. Чем рациональнее человек использует свое время, тем большей результативностью он отличается. На что еще необходимо обратить внимание, чтобы улучшить свою эффективность, поговорим в следующем разделе.

Как повысить личную эффективность?

Любой навык можно развивать и совершенствовать. Не исключение и результативность человека. Что же помогает ее повысить:

  • Грамотная постановка цели;
  • Рациональное применение ресурсов;
  • Правильная расстановка приоритетов;
  • Четкое и поэтапное планирование;
  • Сосредоточенность и концентрация внимания;
  • Умение делегировать обязанности;
  • Навык социализации.

Работоспособность человека, его высокая мотивация и энтузиазм во многом зависит от соблюдения этих семи правил личной эффективности.

Грамотная постановка цели

Целеполагание – важное условие успешного старта. Насколько бы продуктивно не трудился человек, он никогда не добьется успеха при неверно выбранном ориентире движения. Реализация своего призвания и предназначения тесно связаны с правильной постановкой жизненных целей. В этом помогает самоанализ, отказ от навязанных идеалов. Человек должен сам понять чего он хочет, трудиться именно в этом направлении.

Рациональное использование ресурсов

Личная эффективность зависит от качества выполнения заданий. Чтобы они успешно реализовывались, следует научиться беречь ресурсы, применять только те, которые необходимы. Например, у кого-то есть 50 грн. Надо попасть в учреждение, расположенное в одном километре от него. Такси «съест» всю сумму. На автобусе уйдет 4 грн., а пешком – вообще бесплатно. Если время не поджимает, лучше пройтись на свежем воздухе и сохранить 50 грн, чем непонятно куда поспешить и потерять деньги.

Правильная расстановка приоритетов

Огромная ошибка большинства людей – неумение выбирать верный маршрут среди нескольких. Допустим, какой-то человек, увлекающийся спортом, практически одинаково хорош в беге и плаванье. При этом он посредственный игрок в футбол. Поддавшись идеалам окружающих, он концентрирует свои усилия на игре в мяч, так и не добиваясь в этом успеха. Будучи пловцом или бегуном, он бы уже давно выполнил норматив мастера спорта и, возможно, попал бы в сборную страны.

Четкое и поэтапное планирование

Системность важна в любом виде деятельности, от игры на музыкальном инструменте до политических «гонок». Мало поставить цель и выбрать приоритеты. Не менее важно – четко спланировать, что и когда необходимо сделать. Тут же стоит отметить регулярный контроль, который помогает скорректировать движение в случае, если обстоятельства уводят с выбранного пути.

Сосредоточенность и концентрация внимания

Одна из основных проблем человека. Насколько бы он ни был мотивирован, все равно долго удержать внимание на одном объекте, либо задаче, человек не в силах. Ребенок концентрируется не дольше 7 минут, взрослый человек – до 40 минут. Дальше работоспособность снижается. Если не научиться отдыхать и «перезаряжаться», время работы увеличивается в геометрической прогрессии.

Умение делегировать обязанности

Как ни парадоксально звучит, личная эффективность человека зависит от его умения грамотно перекладывать часть обязанностей на других. Например, цена рабочего времени дизайнера – $10/ час. Супруга просит отвезти ее в торговый центр за покупками. Вызвать такси туда и обратно обойдется примерно в $5 с простоем. Если он делегирует эту обязанность таксисту, то сэкономит минимум половину своего дохода. Если же повезет сам – потеряет $10 грн или даже больше. Простое правило делегирования – «Если поручив свои обязанности другому, сможешь добиться большего – сделай это».

Навык социализации

Поскольку люди живут не на необитаемом острове, то личная эффективность каждого зависит от умения выстраивать социальные связи. Это направление углубленно разрабатывается в рамках нетворкинга – учения о построении долгосрочных деловых связей. Люди, которые научились рационально применять навык социализации, способны намного быстрее выполнять поставленные задачи, подыскивая необходимых исполнителей или консультантов.

Важность личной эффективности способствовала развитию целого направления под названием лайф-менеджмент. Что это такое узнаем дальше.

Что такое лайф-менеджмент?

Лайф-менеджмент — это комплекс рекомендаций по увеличению личной результативности человека. Данное направление граничит с психологией, коучингом, бизнес-тренингами и т.п. В первую очередь, лайф-менеджмент полезен отдельным людям, поскольку помогает им найти свое призвание и предназначение. Многие работодатели побаиваются подобных тренингов, поскольку есть вероятность, что сотрудники пересмотрят свои жизненные цели и сменят место работы. В этом заключается главный минус индивидуального лайф-менеджмента – угроза для целостности коллектива.

С другой стороны, названный подход позволяет заранее вывести из числа сотрудников случайных людей, которым все равно не по пути. Кроме этого, лайф-менеджмент повышает личную эффективность сотрудников, помогая им занять то место в коллективе, которое им подходит, что значительно повышает их работоспособность, укрепляет преданность идеалам фирмы.

Эффективность применения лайф-менеджмента в бизнес-структурах подтверждена японским учением Кайдзен, которое стимулирует личное и профессиональное совершенствование человека. Эта методика, зародившись в послевоенной Японии, помогла многим предприятиям быстро восстановить свои силы после международного катаклизма.

Помимо целеполагания, планирования и расстановки приоритетов, лайф-менеджмент больше внимания уделяет саморазвитию, мотивации, умению отдыхать и восстанавливать силы, гармоничному развитию. Все вместе позволяет повысить личную эффективность, помочь человеку в понимании его истинной природы.

Личная эффективность – не абстрактное понятие, а конкретные факторы, позволяющие человеку добиваться успеха. Помогает разобраться в себе технология, под названием лайф-менеджмент. Она использует приемы, оптимизирующие деятельность человека. Этот подход дает возможность добиваться поставленных целей с незначительными затратами ресурсов.

Личная эффективность — что это такое

Существует определение личной эффективности, которое подразумевает под собой способность человека наиболее быстро и эффективно выполнять определенные задачи и добиваться поставленных целей. При этом учитываются время, затраченное на выполнение, и объем энергозатрат. По сути, персональная эффективность – это правильность в выборе действий, управление своими действиями на определенном участке времени, самое главное – управление собой. Несмотря на то, что понятие времени статично, и считается, что управлять им нельзя, есть вариант правильно распределить свои личностные ресурсы, чтобы потратить как можно меньше времени на достижение определенной цели.

Личная эффективность

Важность персональной эффективности

Личностная эффективность влияет на многие аспекты жизни человека. Невысокая работоспособность никогда не выведет лидера. Человек, который на протяжении длительного времени выполняет несложные задачи, будет постоянно в числе отстающих. Он не сможет получать более высокие должности, быстро обрабатывать информацию, использовать полученные знания, фильтровать материалы. Для того чтобы развивать навыки личной эффективности, необходимо вложить 20% своих талантов и 80% труда. Талант позволит рассчитать минимальные затраты сил и времени для достижения желаемого результата, а труд – качественно выполнить необходимую работу. Этой способностью можно пользоваться не только в целях получения материальных благ, но и в бытовых вопросах, освобождая себе время для отдыха и новых впечатлений.

Улучшение качества жизни

Категории людей, требующие повышения эффективности

Повышать персональную эффективность рекомендуется людям, у которых слабая концентрация внимания, которые часто переключаются на другие задачи, не окончив при этом предыдущие. На самом деле повышение личной эффективности происходит постоянно. Невозможно на одном конкретном результате дать оценку продуктивности. Очень часто результативность страдает у фрилансеров, которые работают с большим потоком новостей и информационных источников. Достаточно сложно из такого объема новых данных и материалов выбрать те, которые будут полезны именно в данный момент. Из-за отсутствия блокировки определенных сайтов, которые созданы для отвлечения, увеличения их количества, эти люди тратят на работу в 4 раза больше положенного времени. Поэтому для удаленных сотрудников очень важно постоянно держать себя под контролем и повышать личную эффективность.

Вторая категория людей, нуждающихся в оптимизации времени и затрат, – это бизнесмены. Помимо того, что они должны выполнять необходимые действия, которые требует рабочий процесс, они еще следят за его организацией. То есть им нужно следить за наемными служащими, которые работают для достижения необходимых целей, управленческого учета и качественного развития бизнеса. Как правило, руководители тренируют не только свою индивидуальную эффективность, но и продуктивность каждого своего сотрудника и коллеги.

Третья категория людей, которые нуждаются в постоянном повышении собственной продуктивности, – это ученики и студенты. Для получения максимального количества нужных знаний им необходимо работать с большим потоком информации, грамотно отфильтровывая все ненужные материалы.

Со всего потока информации следует выбрать полезную

Как выработать у человека высокую эффективность

Понятие высокой личной эффективности не является объективным фактором. Формирование ее начинается еще в школьном возрасте, именно тогда, когда ребенок начинает расставлять приоритеты. В период с 19 до 25 лет человек более всего способен повысить личную эффективность. Это не означает, что после 25 лет ничего с ней сделать невозможно, просто в этом промежутке повысить свою продуктивность проще всего.

Соотношение работы и отдыха

Важно! Наиболее высокую продуктивность показывают люди, которые правильно распределяют нагрузку в течение всего трудового дня.

Наука давно ставит под сомнение длительность рабочего дня, равную 8-ми часам. Идеальная продуктивность достигается при 52-х рабочих минутах, затем 17-ти минутном отдыхе. То есть в первые 52 минуты рабочего дня была показана самая высокая концентрация внимания на выполнении поставленной задачи, потом мозг начинает требовать передышки. 17 минут вполне хватает для того, чтобы человек отдохнул, сбросил напряжение и с новыми силами приступил к завершению начатого.

Как повысить личную эффективность

Для повышения личной эффективности используют 7 наиболее популярных способов:

  • Целеполагание;
  • Грамотное использование ресурсов;
  • Приоритеты;
  • Планирование;
  • Концентрация;
  • Умение распределить обязанности;
  • Социализация.

Грамотная постановка цели позволяет правильно расставить ориентиры движения на самом первом этапе по достижению цели. Для ориентации необходимы такие качества, как самоанализ и фильтрование навязанных предложений. Человек должен четко понимать, что ему надо и работать только в этом направлении.

Рациональное использование ресурсов поможет выполнить работу качественно и быстро, не потратив при этом весь потенциал. Имея в своем представлении несколько вариантов развития события, следует выбрать тот, который требует минимум энергозатрат и четко приведет к поставленной цели. В курсе по тайм-менеджменту есть отдельная лекция на тему рационального использования ресурсов.

Правильная расстановка приоритетов может помочь быстро добиться поставленных задач с использованием самых сильных своих сторон и качеств. Не всегда нужно следовать навязанным идеалам, даже основываясь на примерах успешных людей. Одну и ту же задачу можно решить несколькими способами, следует выбирать тот вариант решения, в котором будут задействованы самые сильные способности. К примеру, первоклассный игрок в теннис будет абсолютно слаб в качестве вратаря в футбольной игре. Поэтому для получения наград ему лучше реализовывать себя на том пути, в котором он силен.

Для правильно выполненной работы важна системность. Человеку необходимо сразу определяться, какое именно действие и на каком этапе времени следует выполнять. Это касается абсолютно любого аспекта жизни человека. Также рекомендуется просчитывать варианты замены действий, если ситуация вышла из-под контроля.

Длительность концентрации внимания у взрослого в 7 раз выше, чем у ребенка. Даже имея сильнейшую мотивацию, мозг не способен работать дольше определенного времени. Поэтому очень важно быть максимально сосредоточенным на выполнении задачи в первые 50 минут, после того, как активность мозга начинает снижаться, дать ему отдохнуть, иначе на достижение результата понадобится в разы больше времени.

Надо работать над улучшением концентрации внимания

Очень важным пунктом в повышении личной эффективности является умение правильно распределить обязанности между сотрудниками. Существует интересное правило: «если часть работы можно переложить на другого человека, а самому при этом добиться большего результата, это следует сделать».

Человек живет и работает в социуме. Навык социализации помогает найти сотрудников, способных качественно выполнить какую-то часть работы. Также общение позволяет выстраивать долгосрочные деловые отношения.

Личная эффективность по методу Брайана Трейси

Особой популярностью при повышении личной эффективности пользуется метод Брайана Трейси, описанный в его книге «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь». В ней описываются методы, которые помогут повысить продуктивность и правильно распределить время между работой и отдыхом. Вот некоторые из них:

  1. Четкая постановка целей.
  2. Планирование.
  3. 20% таланта, 80% труда.
  4. Творческий подход.
  5. Приоритетность задач.
  6. Показатели деятельности.
  7. Начальная подготовка.
  8. Повышение квалификации.
  9. Использование знаний на максимум.
  10. Саморазвитие.
  11. Определение слабых мест.
  12. Мобилизация.
  13. Стимулы.
  14. Рациональное использование времени.

Книга Брайана Трейси «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь»

Преграды при повышении личной эффективности

Помешать повышению личной эффективности могут устоявшиеся привычки, лень, страх выйти из зоны комфорта. При повышении продуктивности рекомендуется оценивать свои действия объективно и не бояться что-то изменить в систематизации процесса.

К сведению. Чаще всего именно лень и страх перемен могут стать основными преградами к достижению поставленной цели. Если задаться целью, иметь дополнительную мотивацию можно достигнуть желаемого результата быстро и с минимальными энергозатратами.

Пример

Подход, описанный здесь, использовался многими крупными и мелкими командами, занимающимися продажами. Я выбрал пример компании, информация о которой была более доступной. Компания, конечно, останется анонимной.

Компания по продаже, о которой идет речь, является ключевой в сфере бухгалтерского учета. Фактически у команды по продаже только один клиент, который покупает компьютерное оборудование и программное обеспечение. Этот клиент работает в Европе и США. Команда по продаже была озабочена тем, что, в то время как ее продажи клиенту были удовлетворительными, они не достигали ожидаемого уровня. Компания понимала, но не могла вмешаться, что ее отношения с клиентом, хоть и доброжелательные, но не совершенные. Ответная реакция клиента во многих случаях не была такой, какой от нее ожидал продавец.

Поведенческая модель, которую они использовали, называется «Диагностика поведения продавца». Она показана на рис. 14.1.

Первая шкала от «надежности» до «партнерства» – это в основном диапазон ответных типов поведения на творческое поведение. Более высокие показатели на ответной стороне показывают те типы поведения, которые связаны с поддержанием качества работы. Это типы поведения, которые дают людям возможность эффективно работать в терминах предоставления услуг и поддержания целостности продукта или услуги. Более высокие показатели на творческой стороне показывают типы поведения, ориентированного на активный поиск новых проблем и возможностей с клиентами. Это типы поведения направлены на понимание работы бизнеса клиентов и использование продуктов и услуг в инновационной и более выгодной манере.

Другая шкала от «взаимоотношений» до «продукта» – это в основном диапазон от личностно ориентированных типов поведения до технически направленных. Высокие показатели на личностной стороне ассоциируются с интересом к людям и показывают поведение, ориентированное на отношения с людьми как способ развития бизнеса. Люди с высокими показателями в этой сфере проявляют ценности, касающиеся взаимоотношений с клиентами, рассматривающими бизнес как социальную сеть. Высокие показатели на технической стороне показывают поведение, ориентированное на продукт или услуги. Люди с высокими показателями в этой сфере проявляют взаимодействие с клиентами только на официальном уровне, рассматривая бизнес как серию возможностей для применения своего продукта или услуг в организации клиента.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

АФФЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Аффективное действие не имеет цели, оно совершается в порыве чувств, когда эмоции побеждают разум.

Аффективное поведение предполагает такой поведенческий акт, ко­торый происходит у индивидов под влиянием сиюминутного настрое­ния, взрыва эмоций либо иных побудителей, не имеющих в строгом смысле социального происхождения. Пример с пощечиной, как реакцией на возмущение обидным словом, относится к классу аффективных дей­ствий. Конфликты межличностные часто происходят в силу аффективного действия. Мы также можем привести очень широкий класс примеров, ко­торые подпадают под аффективное действие: писатель сжигает в печке ру­копись своего романа; застав жену с любовником, муж в порыве гнева уби­вает обоих; плеснуть воду в лицо оппонента по теледебатам; неконтроли­руемый смех при щекотке; невольные слезы на просмотре сентиментального фильма; биться головой об стенку от безысходности и бить посуду от зло­сти; уличные беспорядки, устраиваемые футбольными фэнами проиграв­шей команды; убийство на бытовой почве во время аффекта.

В типологию «аффективное действие» входят такие виды, как револю­ционный невроз, линчующая толпа, паника, средневековые гонения на ведьм, преследования врагов народа в 1930-е гг., массовые психозы, различ-

ные фобии и страхи, массовая истерия, стрессы, немотивированное убий­ство, драки, алкоголизм, зависимое поведение и др.

Аффективное действие— сексуальное действие, влюбленность, агрессив­ность, героизм, раздражение. Тонущий человек, обезумев от страха, мо­жет утопить спасателя, не осознавая, что он делает. Сочинение стихов чаще всего происходит под влиянием наплыва эмоций, чувств, которые отража­ются на бумаге в стихотворной форме.

Объектом социолога не являются действия аффективные, совершенные в минуты крайнего раздражения, душевного подъема или страха. В них нет

четкой цели, осознаваемого намере­ния и мотива, нет свободного выбора средств достижения поставленной цели. Их нельзя назвать рациональ­ ными. Как-то в метро девушку неча­янно толкнула и испачкала женщина. Находясь в плохом настроении, первая развернулась и так ударила по лицу «провинившуюся», что та даже упала. Девушка, находясь в состоянии аф­фекта, не поняла, что сделала, и потом, придя в себя, долго мучилась рас­каянием. Женщину, идущую по улице, окатил грязной водой мальчишка (ради шутки). Она была в гневе, который не смогла выплеснуть, и с ней случился инфаркт.

Несомненно, эмоциональные, или аффективные, действия встречают­ся в жизни очень часто, может быть чаще, чем мы думаем. Вместе с тем, для научного анализа и построения социологической типологии удобно трак­товать все иррациональные действия как отклоняющиеся от концептуаль­но «чистого типа» элементы. Например, пишет Вебер, паника на бирже может быть вполне правдоподобно интерпретирована, если мы попытаем­ся прежде всего установить, каким был бы курс акций, не влияй на ситуа­цию иррациональные аффекты. Мысленно освободившись от эмоциональ­ных факторов, социолог строит гипотетический курс акций. И только пос­ле этого он вводит в научный анализ поправку на иррациональные факторы, которые теперь интерпретирует как нечто, отклоняющее действие от пра­вильного курса13. Именно так историк или социолог поступает при изуче­нии политических и военных кампаний. И здесь главное — выяснить цели участников и все обстоятельства дела. Конструирование рациональной ли­нии действия выступает для социолога идеальным типом, который облада­ет всеми достоинствами ясного понимания событий и не страдает двусмыс­ленностью.

Усталость, привычки, память, эйфория, индивидуальные реакции, стрес­сы, симпатии и антипатии лишены какого-либо значения. Они импульсив­ны. Социолог, согласно Веберу, использует их просто как данные, т.е. нечто, влияющее на социальное действие, но не входящее в него. Конечно, соци­олог обязан учитывать влияние и таких факторов, как расовая принадлеж­ность, эффект старения организма, его биологически унаследованная струк­тура, потребность в питании. Но воспользоваться ими можно лишь в том случае, если мы статистически доказали их влияние на соответствующее поведение людей.

13 Weber M. Economy and Society. Vol. 1. Berkeley, 1978. P. 6.

Аффективные действия принимают малые (индивидуальные) и большие (массовые) формы. К массовым относятся бунты, погромы, революции, бесчинства, беспорядки. Ураганы, наводнения, взрывы — все эти бедствия вызывают панику и бегство тысяч людей, пытающихся спасти свою жизнь; в результате подобных ситуаций нарушается работа транспорта и средств коммуникации. Исследование поведения людей во время стихийных бед­ствий показало, что немедленная реакция многих направлена на то, чтобы быть вместе с членами своей семьи, а в некоторых случаях — с друзьями. Люди отказываются выполнять свои обязанности на работе, ставя на пер­вый план безопасность семьи и друзей.

Эта реакция становится причиной ролевых конфликтов: следует ли ра­ботнику оставаться на своем посту или разыскивать семью? Что он должен делать — охранять собственность владельца предприятия или мчаться до­мой? Большинство людей стремятся быть рядом со своими семьями. При изучении поведения в ситуациях ураганов и взрывов Льюис Киллиан (1952) сделал вывод, что в экстремальных условиях большинство людей покида­ли рабочие места и шли домой. Те, кто обычно был на опасных работах, про­являли большую готовность оставаться на месте в экстремальной ситуации. Так, во время мощного взрыва в Техас-Сити специально подготовленные отряды по очистке территории оставались на работе до благополучного кон­ца, пока не миновала опасность новых взрывов.

Аффективное поведение — это когда эмоции побеждают разум

В городе, где разразился ураган, офицер полиции «разрывался» между противоборствующими требованиями службы и ролью друга и соседа. «Объезжая город после урагана, я понял, что в первую очередь мне следо­вало связаться с внешним миром и вызвать помощь. Я отправился в сосед­ний город, чтобы обратиться за помощью к его жителям. По дороге меня окликали по имени люди, с которыми я был близко знаком, они проси­ли помочь им найти родственников. Я испытал самые тяжелые минуты в своей жизни, проезжая мимо людей, которые обращались ко мне как к другу, но не мог остановиться, чтобы им помочь». Этот офицер сыграл основную роль в формировании спасательных команд из соседнего города.

Хотя, с одной стороны, в ситуации общего бедствия преданность семье может вызвать большое смятение, с другой — она может способствовать

улучшению деятельности спасательной службы. Когда в Техас-Сити про­изошел взрыв, многие люди, разыскивавшие своих близких в районе бед­ствия, оказывали помощь спасателям. Следовательно, при планировании действий в аварийных ситуациях следует учитывать преданность людей первичной группе. Создание систем связей для рабочих и их семей, заня­тия по изучению правил поведения в аварийных ситуациях и четко установ­ленные приоритеты способствовали бы понижению ущерба, наносимого бедствием.

Более позднее исследование поведения людей во время стихийных бед­ствий показало значение первичных групп, так сказать, от противного — когда такие группы отсутствовали. Изучая ситуацию, вызванную наводне­нием в Буффало Крин (Западная Вир­джиния) в феврале 1974 г., Эриксон (1976) отметил, что личные связи меж­ду членами общины были ослаблены в результате экономических трудно­стей и миграции населения, наблю­давшихся в течение десятков лет, до бедствия. Он показал, что отсутствие связей, характерных для первичной группы, заметно влияло на членов общности; после стихийного бедствия они долго испытывали чувство глубо­кого отчаяния и безысходности. Пользуясь типологией Вебера, можно выбрать из всего многообразия социальных действий не только четыре главных типа, а именно целераци-ональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное, но и раз­дробить рациональное действие на ряд подвидов:

• рациональное действие — это любой поступок человека, в котором есть четко осознаваемая цель и мотив, правильно выбраны средства дос­тижения цели и просчитаны все возможные последствия. Иначе гово­ря, это выгодное и правильное действие;

• нерациональное действие — это любой поступок человека, в котором есть четко осознаваемая цель и мотив, но неправильно выбраны сред­ства достижения цели и не просчитаны все возможные последствия. Иными словами, это выгодное, но неправильное, ошибочное дей­ствие;

• иррациональное действие — это любой поступок человека, в котором нет четко осознаваемой цели и мотива, независимо от того, как вы­браны средства осуществления своих эмоций: гнева, раздражения, чувства самозащиты и т.п. Иначе говоря, это аффективное действие.

Иррациональные действия по существу представляют собой аффектив­ное поведение. Здесь правят бал эмоции, а разум, составляющий опору ра­ционального действия, «изгнан из королевства». Нерациональное действие занимает как бы промежуточное положение. В нем присутствует разум, но он постоянно совершает ошибки. Почему? Может быть, в этот момент он послушался голоса своих чувств? Возможно, во всяком случае вторжение эмоций на территорию рассудка здесь очевидно. Аффективное действие ир-

рационально; его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения.

Дабы избежать влияния нерациональных и иррациональных факторов, субъекту социального действия надо обладать полной информацией о сво­ем внутреннем мире, где скрываются эмоции и чувства, внешней среде, где

человека поджидает непредсказуемое поведение других игроков — индиви­дов, учреждений и институтов — на поле рациональных выборов, нако­нец, необходимо знать, да еще и на­учиться мастерски владеть средствами защиты от неблагоприятных факто­ров, т.е. их нейтрализации, блокиро­вания либо управления ими. Достичь подобных высот ни отдельному человеку, ни всему человечеству еще не уда­валось. Они споткнулись уже на первых шагах по выбранному пути, ибо, как доказали Эймос Тверски и Дэниел Канеман, люди: а) объективно не могут (ограниченность памяти), даже если бы хотели, знать всю информацию; б) люди не хотят, даже если бы физически могли, знать всю информацию, поскольку она им невыгодна; в) люди и не могут, и не хотят знать всю ин­формацию, поскольку предпочитают ее игнорировать и судить о других людях в соответствии с собственными стереотипами.

Человек заперт в собственном субъективном мирке, откуда он не может, не способен да и не хочет выбираться. Хотя аффективное поведение, воз­можно, не входит в строгое определение предмета социологии, но этот фе­номен — закрытия человека в субъективном мире и нежелании его поки­дать — лежит в границах компетенции социолога и должен им изучаться. Рациональное действие — всего лишь познавательный прием, аналити­ческая сетка, набрасываемая ученым на реальность с целью выловить из нее только те явления, которые подходят под размеры ее ячеек. Было бы нера­зумным, замечает Вебер, считать подобное методологическое изобретение (конструкцию) сознательным предубеждением или субъективным пристра­стием социологов14. Иными словами, социолог, приступая к исследованию, должен освободиться от предвзятой установки, будто в реально существу­ющих поступках людей доминируют рациональные элементы. Что преоб­ладает в них на самом деле, мы не знаем. Конечно, нельзя быть уверенным, что социолог не станет применять рационалистическую интерпретацию там, где она неуместна. Подобная опасность существует, и ее нельзя исключить. Но быть «соавтором» человеческих поступков, домысливать то, что люди, возможно, и не вкладывали в свои действия, для настоящего ученого непро­стительно. К несчастью, говорит Вебер, опыт свидетельствует, что подоб­ная опасность существует.

Любое рациональное действие ориентировано на ожидаемое поведение других людей. Так, оно может мотивироваться желанием отомстить кому-то за прошлые обиды, защититься от настоящих или даже будущих опасно­стей. «Другие» — это, возможно, отдельные индивиды, и они знакомы дей­ствующему лицу, либо это неопределенное множество людей, которые не-

Что заставляет работника выполнять задачу откровенно плохо или халатно? Почему всегда действует правило — хочешь сделать хорошо, делай сам?

Анна Андреева 22939 4 года назад Пользователь TQ

Есть несколько причин, по которым работник может выполнять задачу откровенно плохо.

Во-первых, когда работник не понимает чего от него хотят. Некоторые начальники не считают нужным посвящать исполнителя в общий план действия, и дают ему выполнить только небольшой шаг. Таким образом, работник дезориентирован в пространстве и не понимает к чему должны привести его действия в долгосрочной перспективе и как их лучше и правильнее выполнять. Ещё бывает, что работнику поручают задание, которое он не готов выполнить качественно из-за недостатка опыта или знаний.

Во-вторых, когда работника не слышат и диктуют ему поручения в форме приказа, обязательного к исполнению. Места для инициативы и творчества у работника не остаётся. У меня, в время работы в одной организации, неоднократно случались ситуации, когда я была не согласна со взглядом начальства, и хотела делать работу по-своему. Например никто и никогда не мог меня заставить звонить потенциальному клиенту и зачитывать текст с бумажки. Я сама в таких ситуациях сразу бросаю трубку. Да и вообще, «телефонный спам», когда человеку звонят на мобильный и начинают «предлагать вашему вниманию новую услугу…» я считаю неуважением к клиенту. Тем более, что на «холодные звонки» я не нанималась. Начальство не прислушивалось, поэтому свою работу я поначалу делала очень халатно (1-2 звонка в день вместо 50, живой разговор вместо написанного текста), а потом уволилась. И, судя то тому, что увольнялись оттуда часто, проблема была не столько во мне, сколько в форме организации труда. Мало кто будет стараться выполнить качественно работу, которую считает бесполезной или глупой.

В-третьих, когда работник чувствует, что работает не для себя. То есть, всё, что он делает — это «для дяди», поэтому зачем стараться? И в этом, тоже есть ответственность самого «дяди», так как к работнику нельзя относиться как к машине для выполнения поручений. Если работник не заинтересован в качественном выполнении задания (от этого он не получит ни материального ни карьерного стимула), то какова мотивация делать хорошо? Помимо денежных премий не стоит забывать и о других формах поощрений. Всем приятно быть уважаемым и ценным сотрудником, которому доверяют, к мнению которого прислушиваются, никому не приятно быть «винтиком» в системе.

Я видела разных начальников и разные подходы к управлению персоналом. Удивительно, но к одной даме притягивались преимущественно «тупорылые»и»бестолковые» сотрудницы, с «пустотой в глазах», «неспособные ничем удивить» (кстати, официальное оформление, по её мнению, сотрудник ещё должен заслужить); другая любила говорить «девочки, не волнуйтесь, всё получится» и в случае ошибки помогала исправить и давала ценные советы на будущее. Чувствуете разницу? В первом случае отрицательная презумпция, во втором — положительная. Как вы думаете к какой группе относится ваше «хочешь сделать хорошо — сделай сам»? Если для вас это правило действует ВСЕГДА, то вы вообще готовы принять принять сотрудника, способного что-то делать лучше вас?

Жизнь- не простая штука, нам приходится добиваться поставленных целей… А на пути к поставленным целям приходится преодолевать не мало трудностей, препятствий, вступать во взаимодействие с различными людьми: вести переговоры, налаживать контакты, знакомиться, решать проблемы, строить отношения… От того, насколько человек будет эффективен в различных ситуациях, будет зависеть и его жизненная успешность и, главное, его уверенность в своих силах, уверенность в себе…

Понятие «эффективность» многогранно, поэтому разделим его на следующие виды
(пойдем от глобального):
а) жизненная эффективность, социальная успешность
б) эффективность в достижении конкретных целей, решении конкретных поставленных задач
в) ситуационная эффективность, эффективное поведение в различных ситуациях межличностного взаимодействия.

Жизненная эффективность- способность человека двигаться по своему жизненному пути, создавая зону своего (в соответствии со своими приоритетами, ценностями) жизненного комфорта, счастья по всем сферам человеческой жизнедеятельности (семья, профессия, социальный статус, материальное благополучие, увлечения, досуг…).

Эффективность в достижении поставленных целей, задач- это способность человека ставить и решать конкретные профессиональные или жизненные задачи… Здесь важны и мотивация (особое устремление), и планирование, и организация процесса, и личностный потенциал, и профессионализм, и определенные условия…- т.е. все, что позволит с максимальной эффективностью выполнять поставленные задачи.

Эффективное поведение (ситуационная эффективность)- это способность человека ставить и достигать поставленные цели в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия, когда каждое действие, каждый шаг оптимально (с минимальными затратами и максимальными эффектами) ведет к намеченной в данной ситуации цели, результату.

Поэтому, каждая ситуация взаимодействия, похожа на игру в шахматы- делаешь правильные ходы- выигрываешь, делаешь не правильные- проигрываешь…

Итак, что необходимо для того, чтобы делать правильные ходы в конкретной жизненной или профессиональной ситуации?

Эффективность в конкретной ситуации межличностного взаимодействия определим 4 основными способностями человека

1) способностью четко разбираться в общей специфике рассматриваемой ситуации
2) способностью объективно оценить реальную обстановку (текущее положение вещей)
3) способностью быстро принимать решение, просчитывать ходы, варианты своего поведения
4) способностью гибко и технично действовать, подводя конкретное межличностное взаимодействие к намеченному результату…

1. Способность глубоко и развернуто разбираться в общей специфике рассматриваемой ситуации

Любая ситуация, хоть жизненная, хоть профессиональная имеет свою специфику, особенности: основы, нюансы, «правила игры»… Разбираясь в правилах, основах ситуации вы знаете: что делается? как делается? зачем, почему делается? чего от вас хотят и как, в принципе, надо правильно себя вести…

Не разбираясь, соответственно, не знаете… (а неопределенность, в свою очередь, нередко ставит в тупик).

Далее- все по ситуации…

2. Способность объективно оценить реальную обстановку, реальное положение вещей

То, что может быть эффективным в одной ситуации и для одного человека, может быть совсем не эффективным в другой ситуации и для другого человека… Поэтому, четко оцениваем:

а) Где все происходит, как происходит, в какой обстановке…?

б) Оценить партнера(ов) по взаимодействию:
— кто ваш партнер по взаимодействию, какой он? что он за человек, каковы его психологические особенности?
— какова его позиция лично к вам, к вашему предложению: как он к вам относится? чего он хочет? каковы его интересы? он не против сотрудничества или против, или ему в принципе все равно…?
— каково его настроение, актуальные потребности, интересы, душевное состояние?

в) Прояснить свои цели + оценить свои возможности…
Любое запланированное мероприятие начинается именно с постановки целей, ну, а в случаи спонтанных действий, необходимо не забывать задавать себе следующий вопрос: Чего я хочу получить в результате данной ситуации, данного, конкретного взаимодействия?

А каждый полученный результат, в принципе, предполагает улучшение взаимоотношений, социального благополучия, внутренней, душевной удовлетворенности, спокойствия, а не наоборот…

3. Способность просчитывать ходы, варианты своего поведения…

Если ситуация сложная (т.е. вы не знаете, как повлиять, что делать, как себя вести), то для начала стоит продумать условия, при которых ваш оппонент пойдет с вами на сотрудничество, или захочет делать по-вашему… (в зависимости от ситуации и поставленных вами целей).

Что значит «продумать условия»? — это значит, что надо встать на место вашего оппонента, продумать его позицию в данной ситуации, его отношение к вам, к вашей просьбе, к вашему предложению… Что его побудит пойти к вам на встречу, при каких условиях он откликнется на вашу просьбу, пожелание, или заинтересуется вами, вашим предложением?

А далее необходимо создать эти условия, т.е. разработать план, последовательность определенных действий- это могут быть как отдельные шаги, так и целые комбинации, подводящие к нужной вам цели, результату.

Разрабатывая комбинацию эффективного поведения, необходимо так же учитывать следующие моменты: кто первый ходит, или уже сходил… ваш ход (стимул)- его ход (реакция)… Если он так- то вы как? если вы так, то он как?- все как в шахматах…
При этом не забывать про то, что ваш партнер по взаимодействию тоже умеет думать- т.е. просчитывать ситуацию, вас, вашу «игру» и делать свои, верные, но уже в вашу сторону, ходы…

Если, к примеру, понаблюдать, за игрой профессиональных теннисистов- то они играют по таким же правилам… И дело здесь далеко не в технике- среди равных выигрывает тот, кто думает на шаг вперед своего противника, умеет предугадывать его ходы…

4. Способность гибко и технично действовать, подводя ситуацию к намеченному результату…

Неосознанную способность человека действовать эффективно в любой ситуации межличностного взаимодействия, назовем «профессиональная импровизация».

Какие личностные качества, знания, умения, навыки обеспечивают способность человека действовать эффективно, профессионально импровизировать по ситуации?

1) Уверенность

Из чего складывается уверенность?

> Сила духа- внутренний стержень человека (его стойкость, вера в себя)- с ним рождаются и по жизни укрепляют успехом, способностью преодолевать трудности, достигать поставленные цели…

> Сила разума, сознания… «Знание- сила» (Френсис Бэкон). «Нет такого знания, которое не обладало бы силой…» (Ралф Уолдо Эмерсон). Человек, который знает «почему?, что? и как делать?» уверен, потому что имеет особое преимущество… он знает… «Стремитесь к знаниям, используйте то, чему научились… И вы всегда будете на голову выше их…»

> Социальная самодостаточность… Это когда ты не просто умный и сильный, но еще и успешный, обеспеченный, при своем деле… — такая самодостаточность придает не только внешнего, социального веса, но и, конечно, внутреннего (а в этом не мало уверенности…).

> Свобода от комплексов…: от низкого, маленького, неудачного…- такая свобода дает ощущение раскованности, естественности, спонтанности, независимости…

> Сила особой мотивации достигать, изменять, созидать, преодолевать…

2) Социальная зрелость, сознание
Глубина и ширина социального сознания обеспечивает способность объективно оценивать ситуацию, а социальный интеллект- способность продумывать оптимальную для данной ситуации стратегию и тактику эффективного поведения.

3) Находчивость, креативность, оригинальность…
Настоящий мастер влияния оригинален, необычен, артистичен… придумает и найдет выход из любой, даже самой тупиковой ситуации…

4) Гибкость
Очень важное качество. Это способность человека меняться… меняя свое поведение по конкретной ситуации, ее меняющимся условиям… (не путаем с моральной гибкостью, лицемерием…)

5) Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это умение разбираться в своих эмоциях, душевных состояниях, а так же контролировать, регулировать свои эмоции по ситуации… (термин в 1990 году ввели Джон Мейер (John Mayer) и Питер Сэловей (Peter Salovey).

6) Техническое мастерство
Речь идет о профессиональном владении всеми необходимыми техниками, приемами, тактиками влияния, эффективного поведения.
А именно, о техниках, уловках, подходах в установлении контакта с любым человеком и в любых ситуациях, техниках открытого убеждения, техниках гибкого убеждения и переубеждения, обхода, упреждения, отработки возражений и сопротивлений, а так же различных нестандартных ходах и комбинациях…- все то, что обеспечит техническое мастерство во взаимодействии с различными людьми.

! Отмечу так же, что духовно-нравственные качества (доброта, человечность, душевная чистота)- совсем другая категория человеческой индивидуальности, другой вектор индивидуальной направленности…

Как развивать личностные качества, и соответственно, эффективность своего поведения

Необходимо развивать:
а) все вышеописанные личностные качества: уверенность, социальную зрелость, гибкость, находчивость, креативность…
б) техническое мастерство: владение всеразличными техниками влияния, психологического воздействия.
в) прорабатывать эффективность в различных ситуациях межличностного взаимодействия:
— изучать их психологию, закономерности, основы
— тренировать свою эффективность, постоянно меняя условия заданной ситуации
— и развивать свою рефлексию- т.е. способность понимать «что ты делаешь» и какое влияние твои действия оказывают на партнера(ов) по взаимодействию.

Как развивать уверенность, силу духа? Уверенность развивается:
а) новым, успешным, положительным опытом, способностью решать поставленные задачи, достигать цели, преодолевать трудности…
б) избавлением от комплексов, от страхов, от тягостного опыта падений и неудач…

! Выжимайте из себя все низкое, маленькое, не нужное… стабилизируйте самооценку, перенастраиваетесь на уверенную волну…- и внутренняя свобода, новое состояние души сделает свое дело…

Развивать сознание, социальную зрелость можно:
а) привычным способом- методом проб и ошибок и разбором полученного, пусть даже и неудачного опыта… (не забывая, что «часто не победы учат человека, а именно поражения становятся источником мудрых мыслей, в числе которых и та, что побеждать намного приятнее…»)
б) обучением у более зрелых, знающих, умеющих…
в) наблюдая за умными, интересными, успешными людьми… к примеру, в жизни, в книгах, в кинофильмах…
! Расширяйте свое сознание, познавайте, разбирайтесь… и обретете особую уверенность, уверенность понимающего, знающего человека.

Находчивость, креативность… развивается тренировкой, освоением различных комбинаций, ловких ходов, «финтов», а так же решением всеразличных жизненных задачек-сложных ситуаций, проигрывая их, и проигрывая не одним, а различными, самыми неожиданными способами…

Гибкость тоже тренируется и легче тренируется у гибких с рождения людей. Тяжелее- у прямолинейных, принципиальных… Как? Здесь необходимо учиться понимать, чувствовать ситуацию: понимать партнера по взаимодействию, понимать его мотивы, замечать, как он меняется по ходу встречи, как меняется его настроение, поведение, тактика общения… и самое главное, почему меняется? А вы в свою очередь, подмечая все это, тоже своевременно меняетесь, подстраиваясь, и начинаете влиять… естественно и непринужденно…

Чтобы отточить, отработать технику, перевести ее в разряд навыка необходимо:

а) понимать психологию этой техники: как она работает, на что и как воздействует
б) и конечно, тренироваться, тренироваться, и еще раз, тренироваться… не бояться, совершать поступки, анализировать произошедшее и опять тренироваться… и в результате- все начнет получаться, и главное, получаться все лучше.

Учитесь, не ленитесь! Разбирайте по полочкам ситуации, ищите интересные, необычные ходы… Включайте в себе артиста…

И со временем не заметите, как разнообразие, находчивость, сила ума и уверенность вольются в вашу душу- успешность и самодостаточность станут неотъемлемой частью вашего Я…

Герасимов Игорь

Автор проекта «Новая русская психология»

>Теория эффективного поведения

Теория эффективного поведения: основные положения

Наша жизнь — это путь, это движение, это игра… — нам постоянно приходиться взаимодействовать: вести переговоры, налаживать контакты, знакомиться, решать проблемы, строить отношения…, влиять, убеждать, переубеждать…

От того, насколько мы эффективно поведем себя в той или иной жизненной ситуации будет зависеть не только наша внешняя, социальная успешность (выиграл или проиграл), но и наше внутреннее состояние, наша уверенность в себе…

Понятие «ЭФФЕКТИВНОСТЬ» многогранно, поэтому разделим его на следующие виды (пойдем сверху):

а) глобальная жизненная успешность
б) эффективность в решении конкретных поставленных задач
в) повседневная эффективность — планирование дел и времени (тайм-менеджмент)
г) ситуационная эффективность — эффективность поведения в различных профессиональных и других жизненных ситуациях…

Глобальная жизненная успешность

Речь идет о способности человека двигаться по своему жизненному пути, создавая зону своего (в соответствии со своими приоритетами, принципами, ценностями) жизненного комфорта — СЧАСТЬЯ — по всем сферам человеческой жизнедеятельности — профессия, личная жизнь, семья, социальный статус, материальное благополучие, увлечения, друзья, досуг…
Это жизнь на полную, где все, что ты задумал, реализуется — где ты тот, кем должен стать и делаешь то, что должен делать, максимально реализуя свой личностный и профессиональный потенциал, принося максимальную пользу людям, обществу, близким и самому себе… – это есть глобальная жизненная успешность, Венец твоей эволюции — Ты и твоя сверхэффективная жизнь…

Эффективность в достижении поставленных целей, решении актуальных задач

То и дело мы ставим цели, которые нам необходимо достигать (развить бизнес, решить проблемы, реализовать проект…). Что здесь важно? — здесь важно все, что позволит с максимальной эффективностью решать поставленные задачи:
и особая мотивация (амбиции, желание, устремления, азарт, вера в себя, напор…),
и планирование и высокоэффективная организация процесса (в отличии от халатности и разгильдяйства),
и личностный потенциал (который поможет быть эффективным в различных ситуациях),
и профессиональное мастерство (профессиональные знания, умения, навыки),
и определенные условия…
Влияет всё!

Эффективное ПОВЕДЕНИЕ (ситуационная эффективность)

Ситуационная эффективность — это способность человека достигать поставленных целей в конкретной ситуации межличностного взаимодействия, когда каждое действие, каждый шаг оптимально, с минимальными затратами, и не редко, с максимальными эффектами, ведет к намеченному результату.

Эффективность поведения в той или иной жизненной или профессиональной ситуации определим 3 основными способностями человека

А именно:
1) способностью быстро и объективно оценить ситуацию
2) способностью быстро принимать решение: просчитать варианты поведения, ходы
3) способностью гибко и технично действовать, подводя ситуацию к намеченному результату…

3 Больших качества, обеспечивающих эффективность поведения

Наблюдая за сверхэффективными людьми, за мастерами влияния, виртуозами этой жизни, я выделил 3 основных фактора, 3 больших качества, которые обеспечивают их эффективность:
1. Это особое состояние, особый энергетический подъем, особая мотивация достигать — и здесь никаких страхов, уныний и сомнений — здесь только драйв, кураж, уверенность и позитив…
2. Это высокий уровень жизненного ума — социального интеллекта, который все анализирует, просчитывает, продумывает и придумывает…
3. Это высокое мастерство исполнения
Мало что-то придумать, надо еще уметь и исполнить, и исполнить так, чтобы у окружающих не возникло никаких сомнений.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ — высший пилотаж любого мастерства.
Профессиональная импровизация (в контексте эффективного поведения) — во многом неосознанная способность человека действовать эффективно в различных ситуациях межличностного взаимодействия, когда сознание не особо утруждает разум тем, как надо или как не надо, четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию, прислушивается к своим душевным порывам, и выдает наиболее правильное решение – как именно действовать в каждый конкретный момент времени и в ситуации в целом, чтобы все получалось так, как надо (или даже более того).
Синонимами такого понятия могут быть «неосознанная компетентность», или что-то из сферы интуиции, которая «подсказывает»… Ну и, конечно, если жизненная мудрость — это способность правильно думать, то профессиональная импровизация- это способность правильно, эффективно и красиво действовать.
Читаем далее «ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
Для всех, кто хочет подробно познакомиться с современной теорией и практикой развития социального интеллекта, добро пожаловать на семинар-тренинг «Социальный интеллект: думать, как гроссмейстер!»