Боги Майя список

Содержание

Эк-Чуах

Эк-Чуах


Эк-Чуах

Бог торговли и какао

Мифология

Цивилизация майя

Тип

Бог

Пол

мужской

Характерные черты

Длинный нос, красный рот.

Упоминания

три изображения Эк-чуаха имеются в Дрезденском кодексе

Эк-Чуах (другие имена: Эк Чуах, Бог М) — бог-покровитель торговли у древних майя.

Значение

Эк-Чуах был богом-покровителем торговли и какао. Бобы какао были у майя своеобразной денежной единицей, поэтому какао и обожествлялось. Культ Эк-Чуаха почитался торговцами и богатыми плантаторами какао, поскольку Эк-Чуах был покровителем их профессии. Также, возможно, он был связан с культом пчёл, в пользу чего говорит то, что Эк-Чуах был изображён в одном из кодексов в разделе, посвящённом пчёлам.

Внешний вид

Эк-Чуах изображался с длинным носом, красным ртом и покрытым чёрной краской (на некоторых изображениях он был полностью чёрным, на других чёрно-белым в полоску, а на некоторых рисунках он белый, без чёрной краски). Поскольку он был покровителем торговли, он изображался с посохом, который он держал в руке и поклажей на спине (на некоторых рисунках поклажа на голове). Также одной из его характерных черт были две изогнутые линии, расположенные в правой части глаза. В Дрезденском кодексе есть три рисунка с изображением Эк-Чуаха. Как, правило, Эк-Чуах изображался как старик без зубов или с одним зубом.

На одном из изображений Эк-Чуах показан пронзающим копьём бога смерти, что символизировало собой то, что этот бог защитит торговцев от врагов. На другом изображении он показан ударяющим по небу топором, чтобы вызвать дождь. На многих изображениях Эк-Чуах имеет хвост скорпиона.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Альберто Рус, 1986, Глава: Божества элиты.
  2. 1 2 3 4 5 Schellhas, Paul. Представление божеств из рукописей майя (англ.). — Американский музей археологии и этнологии Гарвардского университета, 1904. — P. 36-37.
  3. Альберто Рус, 1986, Глава: Божества-покровители профессий.

Литература

Русскоязычная

  • Рус Луилье, Альберто. Народ майя. — Москва: Мысль, 1986. — 256 с.

Англоязычная

  • Schellhas, Paul. Представление божеств из рукописей майя (англ.). — Американский музей археологии и этнологии Гарвардского университета, 1904. — P. 36-37.

LiveInternetLiveInternet

ell_BAGIRA все записи автора


Пантеон классического периода у майя был весьма обилен и сложен. Первоначально это были местные божества, которые с ростом племенных и государственных объединений соединились в одну генеалогическую систему. В пантеоне выделяются группы богов: плодородия и воды, охотничьи боги, божества огня, звёзд и планет, смерти, войны и т.д. согласно мифам майя, вселенная, также как и у науа, состояла из 13 небес и 9 подземных миров.
В индейских источниках часто упоминается группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей небес. Эти божества, покровители 13-дневной недели (точные имена которых неизвестны), враждовали с другой группой богов — владык подземного мира, Болон-Ти-Ку. Часто эти группы воспринимались как единое целое. В центре вселенной, по майя, стоит древо мировое Сейба (корни дерева Сейба находились в подземном мире, ствол — в среднем мире, а верхушка — в небесном или верхнем мире. По поверьям Майя все души умерших людей поднимались или спускались по мировой оси — стволу дерева. На вершине Сейбы сидела божественная птица, символизировавшая небесное царство. По поверьям одного из племен майя считалось, что до начала существования всего живого на земле жил бог в форме дерева, который однажды забеременел потенциальной жизнью. Потом этот бог стал цвести и созревший на нём плод сорвался с него, раскололся на множество мелких кусочков, раскидав по земле всё, что нынче существует. Считалось, что на Сейбе 400 000 сосков, которые питают всё сущее). Дерево пронизывало все слои небес, а по его углам, т.е. сторонам света – было четыре других дерева: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг). С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету, связанному с той или иной стороной света. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые на севере и т.д. Каждая цветная троица правила годом. Важное значение в пантеоне майя занимал молодой бог кукурузы, изображавшийся в виде юноши в головном уборе, напоминающем початок кукурузы. Среди небесных божеств главным был владыка мира Ицамна, старик с беззубым ртом и морщинистым лицом. Он творец мира, основатель жречества, изобретатель письменности. Большую роль в майяском пантеоне играл бог огня, имевший облик старика с огромным разветвленным носом в виде стилизованного знака огня. В классический период встречаются и антропоморфные его изображения. Из других божеств — бог долин, бог-охотник, бог оленей, боги смерти, боги ягуары и др. Очень чёткий иконографический образ имел бог-носильщик: чёрные лицо и тело, особый глаз, торчащий нос и отвисшая нижняя губа, на лбу у него повязка для ношения грузов и тюков. Из многочисленных женских богинь главную роль играла «красная богиня», изображавшаяся с лапами хищного зверя и змеёй вместо головного убора. Следует назвать также богиню луны, покровительницу ткачества, медицинских знаний и деторождения Иш-Чель. Некоторые божества имели вид животных или птиц. Особой сложностью отличались боги-ягуары, тесно связанные с ольмекской традицией, они имели отношения к охоте, подземному миру, смерти, воинским культам. Чёрный и красный ягуары были связаны с богами дождя и сторонами света. В классический период ягуар, кроме того был, вероятно, родовым богом династий нескольких городов-государств. Одним из самых сложных мифологических образов в пантеоне майя был, несомненно, Кукулькан (Кукулкан). У поздних майя Кукулькан (как и Кетцалькоатль) почитался в качестве бога ветра, бога планеты Венеры и др. Помимо главных божеств, имелось ещё множество местных, а также родовых богов, в число которых включались и обожествлённые предки и герои.


Отдельно надо сказать о представлениях майя о времени. Оно было как бы материальным и существовало в трех различных измерениях. Для человека боги создали время на поверхности земли. Это был обычный годичный календарь с 365 днями. Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми». Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. Ход человеческого времени по этому календарю осуществлялся сверхъестественными силами небесного и подземного происхождения, которые сходились на земном уровне. Существовал и другой временной цикл – религиозный (астрологический). Он был связан с жизнью и деятельностью богов. Год такого цикла длился 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. Третьим временным циклом было время Верховного бога, бога Творца. Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с другом одновременно раз в 52 года. Считалось, что во время их пересечения наступают катаклизмы и катастрофы для всего человечества, поэтому жертвоприношения были в эти периоды особенно часты и обильны, чтобы только умиротворить богов и дать им новых и свежих сил для продолжения их жизнедеятельности. По представлениям майя, вселенная уже просуществовала 4 эпохи. Нынешняя 5-ая эпоха началась 11 августа 3114 года до н.э. и должна закончится 23 декабря 2012 года сильнейшим землетрясением. Вся календарная система у майя была настолько сложной насколько и стабильной. В данной системе есть слово, обозначающее 400 летний временной период, и даже можно было определить день на временном участке в 9 млн. лет.

Ах-Пуч – в мифологии майя один из богов смерти. Обычно изображается в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы каймана. У майя имелось большое количество богов смерти, имена их варьируются в зависимости от племени, у которого они засвидетельствованы. Наиболее часто упоминаются: Кумхав и Вак-Митун-Ахав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали, цоцили, тохолабали), Ма-Ас-Амкуинк (у кекчи), Вукуб-Каме, Шикирипат, Ах-Альпух, Кучумакик, Чамиабак, Кикшик, Кикришкак (у киче) и др. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). Иконографические облики их различны.
Ицамна, Ицамнга («дом игуаны») – в мифологии майя одно из главных божеств. Первоначально, в доольмекскую эпоху это божество представлялось в виде каймана или кайманихи, спутника и ипостаси «богини с косами», владыки съедобных улиток и водных растений. Впоследствии Ицамна становится небесным божеством, голова которого образует землю, а туловище небесный свод. Появляются представления о вселенной как о гигантском доме, стены которого образованы четырьмя рептилиями (кайманами или игуанами), смыкающимися внизу головами, а вверху – хвостами; отсюда и собственное имя Ицамна, и ассоциациями со странами света и цветовой символикой. В ольмекское время Ицамна становится одним из главных божеств; иконографический облик его разнообразен: небесный дракон (рептилия+птица+ягуар) или антропоморфный – старик. В дальнейшем культ этого божества увязывается с хтоническими аспектами (подземный огонь, вулканы, растительность), а также с водными божествами дождя, росы. Появляется множество ипостасей Ицамны, отражающих эти связи (И.-Кавиль – олицетворение урожая, И.-Туль – плохих дождей, портящих посевы, И.-Кинич-Ахав – солнца, И.-Каб – земли, И.-Кабуль – творец, создатель мира), жрецы разрабатывают сложные мифологемы, чтобы увязать все эти аспекты одного божества в единое целое. Ицамна становится творцом мира, изобретателем письменности, основателем жречества. Источники 16 в. называют его супругой то богиню Иш-Чель, то Иш-Чебель-Йаш, то Иш-Асаль-Вох. Изображения Ицамна то в виде старика, то в зооморфном облике пронизано всё искусство майя 1-13 вв. На Юкатане фасад многих зданий представляет одну гигантскую маску Ицамны. Он становится богом – покровителем правителей майяских городов-государств; атрибуты их власти являются символом Ицамны.

Эк-Чуах («чёрная звезда») – был богом купечества, покровителем торговцев. Как и всякий торговец, у него за спиной был рюкзак с товарами. Изображался он с толстыми губами, очерченными вокруг неяркой красной краской. Потом он стал покровителем какао и владельцев плантаций какао. В его честь устраивали церемонии в месяце Муан. Связь между купечеством и какао прямая — в то время зёрна какао являлись универсальной валютой (платёжным средством).

Иш-Чель («радуга») – в мифологии майя богиня луны, покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения; считалась супругой Ицамны. К святилищам Иш-Чель в Исамале и на острове Косумель совершались многочисленные паломничества ради исцеления от болезней. В жертву ей приносили красивых девушек.

Кукулькан («змей, покрытый перьями кецаля») – в мифологии майя одно из главных божеств. Ко времени испанского завоевания в нём слились легенды об историческом лице – предводителе тольтеков (вторгшихся в 10в. на Юкатан), который считал себя имперсонатором Кетцалькоатля, и тольтекские представления об этом божестве, а также более древние верования майя в связанных с культом дождя облачных змеев. В результате синкретических процессов Кукулькан у поздних майя почитался в качестве бога ветра, подателя дождей, бога планеты Венеры, основателя нескольких царских династий и крупных городов; в частности считался патроном династии Кокомов в городе Майяпан. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой.

Теель-Кусам («с ногами ласточки») – в мифологии майя оракул. По сведениям испанского хрониста Гомары (16в.), на острове Косумель находилось святилище, где стояла полая глиняная статую Теель-Кусам с ногами в виде лап ласточки. Внутри её скрывался жрец, изрекавший предсказания. Тецкатлипока, Тескатлипока – В мифологии индейцев Центральной Америки божество, вобравшее в себя черты многих древнейших богов; в историческое время — главный бог племён науа и майя. Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов; его эпитеты: «враг», «капризный владыка», «сердце гор», «сеятель разногласий» и др. В ипостаси Иоалла-Ээкатль Тецкатлипока странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли — олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиутотолин — кровь жертвы, в ипостаси Иицтлаколиуки Тецкатлипока — звёздный бог холода, льда и наказаний, как Несауалпилли — покровитель банкетов, как Тельпочтли — повелитель школ мальчиков, как Некокиаотль — бог-воин, в последней ипостаси Тецкатлипока первым прибывал на праздники, когда боги собирались на земле. Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма. Самой древней ипостасью Тецкатлипоки был Тепейолотль («сердце гор») — ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо.

Чак («топор»), Чаки – бог дождя и молнии. Первоначально Чак, очевидно, был богом рубки деревьев, очищения участка леса для поля (отсюда его имя), но позднее стал божеством дождя, полей и растущей кукурузы. Обычные атрибуты Чака – топор или пылающий факел (символ сжигания срубленных деревьев). Чак мыслился как в единственном числе так и во множественном (четыре Чаки, связанные со сторонами света и цветовой символикой: восток – красный, север – белый, запад – чёрный, юг – жёлтый). В народных представлениях упоминается множество Чаков. Аналогично Тлалокам Чак держит воду в тыквенном сосуде или четырёх сосудах, расставленных по углам своего дома. Многочисленные Чаки живут в лесах, пещерах, естественных колодцах (сенотах). Почитание Чака до сих пор сохранилось у юкатанских майя.

Юм-Кааш («владыка лесов») – молодой бог кукурузы, известен также под именем Йум-Виила. Генетически восходит к «толстому богу». Изображался в виде юноши или подростка с головой, переходящей в початок, или с волнистыми, зачёсанными наверх волосами, подобными листьям маиса. Культ его был необычайно популярен.

Шибальба («исчезающее») – в мифологии майя подземный мир, а также обозначение богов преисподней. Шибальба представлялась многослойной, вероятнее всего, она насчитывала девять слоёв или этажей; вход находился на земной поверхности. В эпосе киче «Пополь-Вух» сохранился миф о путешествии божественных близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке в Шибальбу, где они победили её владык и освободили своего отца и дядю.

Ицамна

Ица́мна (Ицамнга, Itzamna — «дом ящерицы», «дом игуаны») — имя одного из верховных божеств в мифологии индейцев майя. Создатель мира и письменности, основатель жречества, покровитель майяских правителей и владыка неба (его голова земля, а туловище — небо). Но богом неба он стал только в ольмекскую эпоху. В доольмекские же времена изображался кайманом и почитался как владыка съедобных улиток и водорослей. Изображался беззубым стариком с римским носом или же небесным драконом с чертами птицы и ягуара. Супруг богини Иш-Чель.

Имя

Джон Эрик Сидни Томпсон первоначально интерпретировал имя Ицамна как «дом ящерицы», по юкатекскому языку «itzam» — это «игуана» и «naaj» означает «дом». Хотя не существует единого мнения о точном значении имени Ицамна, может быть значительным, что «иц»-это корень, обозначающий все виды выделений, а также колдовство.

Это заготовка статьи по мифологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 7 июня 2019 года.

Мифология майя

Как и представители других доколумбовых цивилизаций Америки, майя были глубоко духовным народом. В течение тысячелетий их мысли и действия были навеяны космологическими представлениями о времени и пространстве, образовании человека, верой в религиозное значение сельскохозяйственных циклов. Их мировоззрение представляло собой весьма сложную политеистическую религиозную систему. Эта религиозная система сложилась ещё в архаичные времена, задолго до расцвета цивилизации майя в классическом периоде (II—IX века). В течение тысячелетий эта сложная система была расширена, несколько изменяясь по всем регионам и периодам времени, но поддерживая основные унаследованные верования, традиции и обряды. Майя разделяли многие традиции и ритуалы с другими культурами Мезоамерики, которая представляет собой разнообразную мозаику несколько похожих, но уникальных традиций. Религиозная система майя жива и сегодня, по её обрядам живут миллионы представителей современных майя, которые, хотя и имеют особенности, присущие каждому народу, унаследовали большинство традиций от некогда великой классической культуры.

Сохранение религии майя и источников её исследования

Несмотря на коллапс классической цивилизации майя в начале X века, в течение которого почти на всей территории, которая была подконтрольна этому народу, прекратилось построение монументальных сооружений, барельефов, стел с записями событий, а численность населения резко сократилась и большинство городских центров были покинуты, сам народ майя сохранился и продолжал поддерживать свою веру и традиции. Сохранение этих традиций можно увидеть в остатках архитектуры городов на севере полуострова Юкатан, которые всё ещё процветали в течение посткласичного периода под влиянием культур побережья Мексиканского залива и долины Мехико. Население южной низменности и горных регионов майя современной Гватемалы практически прекратило монументальное строительство в этот период, однако следование традиционным верованиям среди местных майя подтверждено описаниями испанских исследователей и сообщениями 16 и 17 веков .

В течение испанского завоевания Юкатана и после него история и традиции майя продолжали передаваться из поколения в поколение, хотя и с некоторыми чертами европейских традиций и религий, в частности католицизма. Много майя преследовались за свою веру на протяжении веков начиная с прибытия европейцев. Хотя нет сомнений, что их общество и традиции прошли через существенные изменения, многие майя сегодня поддерживают свою идентичность, помнят о своей сложной истории, традициях и наследии. Это характерно даже для жителей тех районов, где было распространено принятие христианства.

В наше время сохранились всего четыре более-менее полных книги майя, написанных в доколумбовские годы и посвящённых религиозным темам. Большинство кодексов майя (рукописей) были уничтожены испанской инквизицией и светской властью во время завоевания Мезоамерики и христианизации, поэтому наше знание культуры классического периода часто неполное и фрагментированное. К тому же осталось много надписей, высеченных на архитектурных памятниках, остатках религиозных сооружений и фресках, например, во всем известном храме на территории Бонампака, содержащие сведения о верованиях майя. После испанского завоевания некоторые из текстов были переписаны или записаны по преданиям латиницей. Наиболее известные из этих источников — сборники текстов религиозного характера Пополь-Вух (написанный языком киче) и Чилам-Балам.

Мифология

Образование мира

Подобно ацтекам и инкам, достигшим расцвета позже, майя верили в циклическую природу времени на всех уровнях (см. календарь майя). Майя рассматривали существование вселенной как череду эр большой длины, немного менее 5200 лет, которые делились на 13 меньших периодов, бактун. Согласно так называемой Томпсоновской корреляции календаря майя, мир был создан 13 августа 3114 года до н. э. и будет уничтожен 21 (или 23) декабря 2012 года, когда современный цикл так называемого длинного счёта подойдет к концу. Согласно поздним источникам, предыдущий мир умер в «большом потопе» (идея, которая также найдена у ацтеков), когда небо упало на землю и свет исчез.

После этого наступил период между двумя мирами, время магии и героических событий, описанных в книге Пополь-Вух. История, описанная в Пополь-Вух, относится к рождению первой пары героев-близнецов, детей предыдущих создателей. Когда воины подросли, они были вызваны в подземное царство, Шибалбу, за то, что очень шумно играли в мяч. После страшных пыток они были казнены, но от головы одного из них, бога маиса (кукурузы), магическим образом забеременела дочь царя Шибалбы, леди Кровь.

Леди Кровь была изгнана наружу, где родила новую пару легендарных героев-близнецов, Хунахпу и Шбаланке (имена даны языком киче, а не языком классических майя). Когда они подросли, братья осуществили много героических поступков (типичная роль для богов-близнецов в религиях Мезоамерики). Сперва они победили злых сводных братьев, превратив их в людей-обезьян (которые позднее стали покровителями художников, артистов и танцоров). Впоследствии они убили ужасную птицу Вукуб-Какиш, у которой они выбили зубы, стреляя взрывающимися пулями, и потом заменили их на мягкие зёрна маиса.

Последним подвигом была победа над царями Шибалбы. Как и их отец, они были вызваны в подземное царство, но они перенесли многочисленные пытки. В конце они победили царей Шибалбы в игре в мяч, но всё-таки были казнены. Но боги неба оживили их, и при помощи удачной стратегии они смогли убить своих врагов и оживить своего отца, бога маиса. Этот миф часто рассматривается как метафора сельскохозяйственного цикла и годового возрождения урожая. Так когда майя сеют маис, они посылают зерна в подземное царство, но маис «возрождается» в виде молодого ростка. Эта история — важный элемент мифологии майя и зачастую изображается в искусстве.

Мир был создан из ничего волей богов. Боги Тепеу и Гукумац, также известный как Кукулькан и как ацтекский бог Кетцалькоатль, называются творцами. И они были в числе первых существ, возникших в мире, и отличались своей мудростью. Также в первые часы образования мира существовал Хуракан, но он был менее персонифицирован, — он действует как шторм, богом которого он и был. От его имени происходит слово «ураган» многих современных языков.

Чтобы сохранить свою власть, Тепеу и Гукумац решают создать народ, который мог бы поклоняться им. Хуракан фактически проводит процесс творения, а Тепеу и Гукумац им руководят. Земля была создана, но боги делают несколько неудачных попыток создать на ней желаемый народ. Сначала были созданы животные, однако не могли поклоняться своим создателям, и поэтому они были навсегда изгнаны в лес. Человек был неудачно сделан из глины, но она только рассыпалась, потом из дерева, но эти люди быстро забыли своих создателей. И только после этого люди были сделаны из маиса. То есть майя считали, что маис не только является главным элементом их диеты, но и они были сами сделаны из этого же материала.

Целью человека было выполнять задачи, которые были полезны богам — то есть заниматься ювелирным делом, обработкой драгоценных камней, гончарным делом, созданием барельефов и т. д. Согласно некоторым историкам, майя создавали произведения искусства не ради самого искусства, а для удовольствия богов.

Каждая столица государств майя имела свою версию легенды о создании мира, которая прославляла предков династии правителей этого города. Например, в Паленке надписи времен Кан Балама, сына Ханаба Пакала, в храме Креста рассказывают одну из версий. Согласно ей ещё за 8 лет до конца предыдущего мира родился Первый Отец, а через 540 дней — Первая Мать, родившая Кавила, змееподобного бога с трубой на лбу, который всегда был покровителем царского дома этого города.

Строение мира

Многие элементы космологической системы известны не очень хорошо, но можно сказать, что майя, подобно большинству ранних обществ, считали, что вселенная имеет три главные части: небо, землю и подземное царство. Небо у майя имело тринадцать уровней или слоев, где жили разные боги. Подземное царство, Шибалба́ (Xibalbá), состояло из девяти уровней, которые были населены старыми богами смерти и гниения. Майя считали, что Шибалба была местом, куда попадались души большинства людей после смерти, и что божества ада мучили их там. Ицамна (Itzamna) и бог Солнца, находились в небе майя. Ночное небо часто представлялось окном, которое показывает все сверхъестественные явления. Майя соотносили созвездия с богами и видели в их сезонных движениях ответы на свои вопросы и рассказы и считали, что в ночном небе сливаются все уровни мира.

Также майя рассматривали Землю как плоскую и четырёхугольную, где каждый угол имел собственное цветное значение: восток был красный, север — белый, запад — чёрный, а юг — жёлтый. В этой системе также существовал и пятый «угол», центр, который ассоциировался с сине-зелёным цветом. Земля поддерживалась четырьмя старыми богами — павахтунами (единственное число: Pawahtun), точнее четырьмя формами одного бога. Небо также поддерживалось четырьмя богами — бакабами (Bakab), а по другой версии — четырьмя деревьями разных видов и соответствующих цветов. В этой системе в центре росла сине-зелёная сейба (хлопковое дерево), так называемое «Древо мира» или «Древо жизни». В космологии майя оно формировало своего рода ось мира, которая соединила центр Земли со всеми уровнями как неба, так и подземного царства. Майя часто сажали в центре поселений деревья сейба, которые символизировали эту связь. В некоторых поселениях найдены и другие деревья, которые соответствовали всем четырём направлениям.

Искусство классического периода также часто изображает Землю как спину огромного двуглавого аллигатора, который отдыхает в пруду, наполненном лилиями. Небо, в отличие от Земли, изображалось в виде двуглавой змеи, вероятно, из-за того, что слово «небо» (kaan или chan) было омонимичным слову «змея». В этом случае все звёзды изображались нарисованными на теле этой змеи.

Небесный пантеон

О пантеоне майя известно очень мало, хотя можно сказать, что их мир был наполнен богами. Например, в рукописи XVIII века «Ритуалы Бакаба» по именам названы 166 богов, в доколумбовских кодексах можно распознать как минимум 30. Например, боги отвечали каждому из 13 уровней неба и 9 уровней подземного царства. Частично это разнообразие богов исходит от многоликости богов майя. Во-первых, многие боги были не одной персоной, а четырьмя, соответствующими каждому направлению. Во-вторых, многие боги имели спутника (мужа или жену) противоположного пола, — отображение мезоамериканского принципа дуализма и единства противоположностей. В-третьих, некоторые боги имели молодую и старую формы, или, особенно в течение классического периода, телесную и бестелесную. В-четвёртых, не было чёткого разделения между человеком и животными и между видами животных, поэтому многие боги объединяли черты нескольких животных в причудливых формах. И последнее, каждый астрономический бог имел своего подземного двойника, который появлялся в то время, когда звезда или планета «умирала», достигнув горизонта, и существовал до появления её с противоположной стороны.

Следует также отметить то, что боги майя часто не были дискретными, отдельными объектами, как греческие боги. Боги зачастую были родственными и имели аспекты, которые медленно переходят от одного бога к другому. Существует большое разнообразие символов, соответствующих сверхъестественным явлениям в религиозной традиции майя, только некоторые из которых встречаются с регулярностью. «Добрый» или «злой» — часто также не постоянная характеристика богов майя. Черты могут меняться циклически, со сменой сезонов; как и в других случаях, эта цикличность является одним из основным элементов мифологии майя.

Изображение Бакаба на стеле в Мадриде

Верховным богом пантеона майя был Ицамна (Itzamna, «дом ящерицы»), который изображался в кодексах в виде старика с римским носом, изобретатель грамотности и покровитель образования и наук. Его женой была Иш-Чель (Ix Chel, «Леди Радуга»), старая богиня прядения, медицины и деторождения, которая также была богиней Луны. Змеи в её волосах и клешни вместо рук отмечают её общее происхождение с ацтекской богиней Коатлике (Coatlicue), матерью всех людей и богов. Все остальные боги, включая Бакабов, были потомками названной пары, они именуются «старой парой предков» в книге Пополь-Вух.

Бог Солнца, Кинич-Ахау (Kinich Ahaw), выглядит в кодексах очень похожим на Ицамну и может быть одним из его воплощений (однако, он мог быть и его отцом). На своём пути через подземное царство он становится ужасным богом-ягуаром, который зачастую изображается на монументах майя.

Молодая полуобнажённая женщина, которая несколько раз встречается в Дрезденском кодексе, представляет собой молодую богиню Луны, молодой вариант Иш-Чель, известный ранее как Иш-Чуп (Ix Chup, «женщина»), которая имела романтические отношения с несколькими богами.

В углах Земли находился четырёхликий Чак (Chak), бог дождя, поклонение которому можно проследить до культуры Ольмеков. Чак был одним из самых популярных богов доколумбовских майя, которые ассоциировали его с громом и молниями, его культ всё ещё существует у современных майя. Также четырёхликими были Бакабы, каждый из которых принимал власть над миром на 1/4 каждого 260-дневного периода.

Кроме этих богов, в пантеоне майя существовали покровители социальных классов и профессий. Возглавлял это число Кукулькан (K’uk’ulkan), преемник Кавила в качестве покровителя правящей касты, культ которого возник уже в пост-классический период и достиг расцвета при приходе тольтеков на Юкатан. Среди солдат были популярны несколько богов войны, некоторые из них были реальными полководцами, знаменитыми своими завоеваниями. Богом торговцев и выращивателей какао (которое ценилось как валюта) был Эк-Чуах (Ek Chuwah), с чёрным лицом и длинным носом. Он также родом из долины Мехико, где был известен как покровитель торговцев «Бог М», но позже стал богом войны, и в этой роли появляется в Дрезденском кодексе. Также у майя были покровители охотников, рыбаков, пасечников, художников, артистов, любовников и даже самоубийц. Искусством заведовали люди-обезьяны, происхождение которых весьма подробно описано в Пополь-Вух.

Подземное царство

Ах-Пуч

Подземное царство, Шибалба́ (Xibalba, «место борьбы»), вероятно, было девятиуровневым, каждый из уровней имел своего повелителя, на это указывают, например, девять домов пыток, по которым прошли герои-близнецы. Это холодное несчастное место считалось местом, в которое должны были попасть после смерти почти все майя.

Большая часть найденной керамики имеет похоронное значение, такая керамика часто содержала пищу и воду «в дорогу». Потому и тема подземного царства была очень распространена на найденной керамике майя. Часть эпики подземного царства также описана в Пополь-Вух; эта эпика очень похожа на египетскую «Книгу мёртвых». На вазах и тарелках часто изображаются бог Маиса, Вукуб-Какиш, боги-обезьяны, Хунахпу и Ишбаланке. Первого из героев-близнецов легко распознать по чёрным пятнам на теле, остаткам кожи ягуара. Обычно они изображаются в момент возрождения своего отца или во время игры в мяч.

Входами в Шибалбу часто считались глубокие пещеры. В известной пещере Нах-Тунич, открытой в 1979 году, было найдено много захоронений позднего классического и посткласичного периодов, но пещера была уже ограблена до находки её археологами. Важной чертой этой пещеры являются многочисленные иероглифические тексты (до нас дошли около 400 текстов) и изображения, выполненные на стенах чёрным углём. Изображения включают игру в мяч, половые акты, в том числе, вероятно, гомосексуальные, и богов майя, которые зачастую включают героев-близнецов. Вероятно, пещеры также ассоциировались с горами, и даже сейчас майя проводят ритуалы в пещерах с целью вызвать дождь, который, как они верят, зарождается в этих пещерах ещё задолго до того, как он поднимается на небо. Сейчас найдена более чем сотня пещер с остатками захоронений и изображений майя, часто такими же священными местами считаются и сеноты.

Пантеон богов Майя

Чак

  • Ах-Пуч (Ah Puch) — бог смерти и владыка мира мёртвых
  • Ах-Мун — бог кукурузы, изображавшийся юношей в головном уборе в виде початка кукурузы
  • Чак (Chaak или Chac) — бог воды и дождя
  • Ицамна (Itzamna) — владыка неба
  • Иш Таб (IxTab) — богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств
  • Иш-Чебель-Яш (Красная богиня) — главная из богинь, супруга Ицамны. Покровительница ткачества, вышивки и рисования
  • Иш-Чель (IxChel) — богиня радуги и лунного света, жена Кинич-Ахау
  • Кавиль — бог войны
  • Кими (Cimi) — бог смерти
  • Кинич-Ахау — бог солнца
  • Кукулькан (Кукумац, Gukumatz) — верховный бог, змей в перьях кетцаля, бог ветра
  • Хуракан (Уракан, Huracan)— бог природного начала и всех буйных природных сил.
  • Эк-Чуах (Ek Chuah) — бог торговли
  • Сипакна (Zipacna) — демон подземного мира
  • Тохил — согласно мифологии майя, бог огня и грозы. Индейцам племени киче не хватало тепла в их мире, лишенном солнца, но бог Тохил дал им его. Однако обрушившийся с неба дождь потушил все огни на земле. Но Тохил мог в любой момент вызвать пламя, ударив одной ногой о другую.
  • Шбаланке — бог-ягуар
  • Юм Кааш (Jum Kaash) — бог кукурузы и лесов

Религиозные обряды

В отличие от ацтеков, жрецы майя не придерживались целибата. Сыновья наследовали своим отцам в должности жреца, хотя иногда жрецами становились вторые сыновья правителей. Титул жреца, Ах-Кин (Ah Kin — «он от солнца»), говорит о связи с календарём и астрономией, и в их обязанности включались не только проведения ритуалов, но и образование. Также они вели расчёты календаря, астрономических событий, заведовали священными местами, церемониями и праздниками, предоставляли пророчества, занимались лечением больных, учили учеников письму и составляли генеалогии именитых персон.

Как уже упоминалось, майя верили в циклическую природу времени (см. календарь майя). Ритуалы и церемонии были тесно связаны с различными звёздными и земными циклами, которые они наблюдали и записывали в виде своеобразных календарей. Жрецы майя выполняли интерпретацию этих циклов и выдавали предсказания будущего или прошлого основываясь на отношениях разных календарей. Если интерпретации жрецов предсказывали скверное время, для успокоения богов приносились жертвы. Жертвы могли быть небольшими животными, «кровопусканиями» высокими должностными лицами, и, хотя и нечасто, человеческими жертвами.

При принесении человеческой жертвы жрецу помогали четыре старика, так называемых чака, по имени бога дождя (отклик священной роли бога Чака классического периода), которые держали руки и ноги жертвы, пока грудь вскрывалась другим человеком, называвшимся Накум (Nakom, подобно богу войны). Другим участником церемонии был чилам (Chilam), своего рода шаман, который получал сообщение от богов при впадении в транс, и его пророчества интерпретировались жрецами.

Каждый ритуал майя диктовался календарём, самый главный цикл которого составлял 260 дней. Даты и символы были насыщены символическими значениями. Например, часто встречались номера 4, 9, 13 и цветовые направления. Перед и во время проведения ритуалов был суровый пост, с запретом многих продуктов питания и сексуальной активности, а также, принимающие участие в ритуалах проводили членовредительства своего тела, протыкая иглой уши, щёки, губы, язык и пенис, а истекающая кровь использовалась для смазки идолов. Накануне испанского завоевания такие идолы воскуривали благовониями и каучуком, и ритуально кормились. В жертву приносились рабы и внебрачные дети или сироты, купленные к этому случаю. Однако, до тольтекской эры человеческие жертвы редко встречались, вместо этого использовались животные: индейки, собаки, белки, перепела и игуаны.

Самой большой церемонией постклассических майя было торжественное празднование Нового Года. Эта церемония проходила в каждом обществе майя в ближайшие пять безымянных и несчастливых дней в конце прошлого года, и предполагала сооружение специальной дороги (вероятно, подобной «тротуарам» классического периода) к идолу, размещённому в одном из четырёх направлений, сразу за городской чертой; ежегодно выбиралось новое направление, с циклом в четыре года и в направлении против часовой стрелки. За год происходили разные происшествия и осуществлялись разные пророчества, плохие и хорошие, но плохие могли быть нейтрализованы с помощью специальных обрядов, например, известна церемония хождения по огню, где жрецы босиком бежали по слою горячего, ещё красного, угля.

К тому же, на протяжении всего года проводились сельскохозяйственные обряды и церемонии для таких важных экономических групп как охотники, пасечники, рыбаки и ремесленники. Вероятно, эти действия стояли в зависимости от дат 260-дневного цикла, как мы можем судить по данным Мадридского кодекса, который преимущественно посвящён таким вопросам. Целью этих действий было увеличение охотничьей добычи, производства мёда и воска и т. д. Зачастую они принимали форму «аналогичного волшебства», например, выливание воды в огонь, чтобы вызвать дождь.

В отличие от расхожего мнения, что классические общества майя были организованы как теократия, то есть государства, которыми руководили жрецы, нет никаких свидетельств о самом существовании жрецов в течение классического периода! Кажется, что жрецы появились в течение раннего постклассического периода под влиянием тольтеков. Однако значительную роль в обществе классического периода играли художники, писатели и скульпторы, занимающие следующий ранг после правителей государств. Главным писцом, который соответствовал визирю при дворах Старого Света, был так называемый Ах-Кутун (Ah Kutun, «он от священных книг»), то есть государственный библиотекарь.

Представители элиты классического периода были помешаны на крови, как собственной, так и крови врагов. Кровь, пролитая правителями и представителями их семей, имела важное ритуальное значение. Кровь проливалась по важнейшим датам календаря, чаще, из языка женщин и пениса мужчин. Игла, использовавшаяся для этого, представляла собой острую кость, очень ценилась и имела ритуальное значение. Изображения на стелах, которые ранее считались изображением воды, стекающей с опущенных рук правителей, как это сейчас известно, изображают стекающую кровь. Эта кровь, как и в Европе, символизировала царское происхождение.

> Примечания

  1. Ко М. Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты.
  2. Льюис Спенс. «Мифология инков и майя.» издательство Центрполиграф, 2005 г.
  • Талах В.Н., Куприенко С.А. Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 370 с. — ISBN 978-617-7085-00-2.

Ссылки

  • Мифология майя. Энциклопедия мифологии с иллюстрациями
  • Мифология майя на сайте «Древняя Мезоамерика»
  • Талах В.М. Введение в иероглифическую письменность Майя (на украинском языке).. www.kuprienko.info (19 марта 2011). — учебник языка майя. Дата обращения 19 марта 2011. Архивировано 22 августа 2011 года.

Майя кукурузы бог — Maya maize god

Рисунок 1:. Пострижен Кукурузный Бог как покровитель писцов искусства, классический период

Как и другие месоамериканских люди, традиционная Mayas признает в своем основной культуре, кукуруза , жизненной сила , с которой они сильно идентифицировать. Это ясно показывает их мифологической традиции. В соответствии с 16-го века Пополь Вух , что герой Близнецы имеют растений кукурузы для альтер эго и сам человек создан из кукурузы. Открытие и открытие горы маис — место , где спрятаны семена кукурузы — это еще один из самых популярных майя сказок. В классический период (200-900 н.э.), божество кукурузы показывает аспекты культурного героя .

Женские и мужские божества маиса

В устной традиции майя, кукуруза обычно персонифицируется как женщина — как рис в Юго — Восточной Азии, или пшеницы в Древней Греции и Риме. Приобретение этой женщины через свадебный захват составляет один из основных мифов майя. В отличие от этого, предварительно испанский майя аристократия , как представляется, в первую очередь мыслится кукурузы , как мужчины. Классический период различает два мужских формы: слоистый (листовой) кукурузы бог и пострижено один. Расслаивается бог присутствует в так называемом дереве кукурузы (Храм слоеным Креста, Паленке ), его початки формируется как голова божества. У самца кукуруза божества , представляющее лиственный типа и меченый Бога Е присутствует в трех дошедших до нас книг майя бесспорной подлинности.

В то время как лиственный бог кукурузы одномерный растительности дух, функции в пострижен кукурузы бога гораздо более многообразны. При выполнении ритуально, последние , как правило , носит сетчатую юбку нефрита и ремень с большой Spondylus оболочкой , покрывающей поясницу. На стелах , это королев , а не король , который , как правило, представляет собой постригли бог кукурузы. Королева , таким образом , появляется как богиня кукурузы, в соответствии с майянской повествовательной традицией , упомянутой выше.

Поздняя доклассическая и классическая мифология майя кукурузы

Рис. 2: Сан-Франциско Capstone изображающей пострижен Жатка Бог, проживающий в колодце.

Многие классические майя картины, особенно на вазах, свидетельствуют о существовании богатой мифологии с центром на постриг бога кукурузы. Поздние доклассического росписей Сан Бартоло продемонстрировать свою глубокую древность. Существует несколько теорий, с разной степенью этнографической поддержки, были сформулированы для учета эпизодов , таких как воскресение кукурузы божеств из черепахи, его каноэ путешествие, и его превращение в дерево какао.

Пополь Вух твин расширение миф

Пострижен бог кукурузы часто сопровождается героя близнецов . После Карла Таубе , многие ученые (такие как Майкл Д. Коу ) считают , что воскресший пострижен кукурузы бог классического периода соответствует отца героя близнецов в Пополь Вух под названием гуннов-Ахпу . Однако, это общепринято идентификация также оспаривается.

Космологическая миф создания

Линда Шел акцент «s на создание привело к ряду взаимосвязанных гипотез все , связанных с космологической центральность постриг бога кукурузы (или„первый отец“), а именно: его создание так называемого„примитивного очага“( предполагается , что представляет собой созвездие); его повышение мирового дерева; его «танец творения»; и его позиция как акробат, который (более или менее совпадающий с представлениями крокодила дерева) , кажется, вызывает центральное мировое дерево. Присутствие кукурузы бога в расположении Сан Бартоло пяти мировых деревьев было истолковано как его установления мира.

Сезонное миф

Другая теория, сформулированный Саймон Мартин , сосредотачивается на взаимодействиях пострижено кукуруза бога с престарелым ягуаром божеством торговли, Бог L . Это взаимодействие связано с преобразованием героя в дерево какао , понимаемой как «трофей дерева.» Бог L предполагается, что председательствовал на сухой сезон , посвященный междугородней торговли, войны и урожая какао, и пострижен кукурузы Бога за сезон дождей и рост кукурузы. Наступление двух сезонов , как полагают, символизирует поражение божества маиса и Бога L соответственно.

Побережье Мексиканского залива миф кукурузы

Во многих сценах, водная среда сильно выходит на первый план (см. 2), наиболее известных в воскресении кукурузы божеств из панциря черепахи , который плавает на воде. Braakhuis отметил, что такая среда характеризует важную кукурузы миф разделяется многими этническими группами (например, Huaxtecs , тотонаками , науа и Соке ) , населявших побережье Мексиканского залива в Мексике. Тот факт , что этот миф сосредотачивается на мужской, а не женское божество кукурузы, в то же время установления тесной связи между богом кукурузы и черепахой, Приведено в поддержку идеи о том , что классические Mayas когда — то входили в состав повествование же традиция. Более конкретно, доклассический Сан Бартол Майя кукурузы божество танцует с черепахой барабаном посреди водных божеств может иметь связь с соке ( Popoluca версии) мифа кукурузы на побережье Мексиканского залива.

Названия и функции календаря

Несколько обозначений для предварительного испанского бога кукурузы происходят в Книге Чилам Балам из Chumayel. Они включают ах мун (нежный зеленый стрелять) и Zac Uac NAL (белую шесть новой кукурузу) или UAC chuaac NAL (шесть высоких новый кукурузы). В результате Шиле, тем пострижен бога кукурузы (гипотетического приравнено к Hun-Ахпу) часто называли «первым отцом.» Классическое название постриг бога кукурузы, который обычно включает цифру «один», не известно с определенностью. Шило в «Хун-Нал-Ye» , используемый , чтобы быть популярными; совсем недавно, «Ixim» (кукурузные зерна) и «Нал» (влажный початок кукурузы) рассматриваются.

В общем смысле, кукуруза относится к дню Q’an (спелый или спелость). Появление постриг бога кукурузы соединяется с базовой даты длинного счета, 4 Ahau 8 Cumku. Глава постриг бог кукурузы служит для обозначения числа 1, что из слоеного бога кукурузы номера 8. пострижен бог кукурузы иногда ассоциирован с лунным полумесяцем и , следовательно , возможно, играет определенную роль в отделах Луны подсчета ; его голова , кажется, происходит в глиф С Лунной серии (см также майя богиня луны ).

Рекомендации

  1. Bassie, Карен (2002). «Кукурузные Божества и комплементарный мужской / женский принцип». В Lowell С. Густафсон; Амелия Н. Тревельян. Древние майя гендерной идентичности и отношения . Вестпорт, штат Коннектикут и Лондон:. Bergin & Гарви. стр. 169-190.
  2. ^ Б Томпсон, Дж Эрик С. (1970). История Майя и религия . Норман: Университет Оклахомы Press.
  3. ^ Б Таубе, Карл А. (1985). «Классический майя Кукурузный Бог: Переоценка» ( PDF ) . В Вирджинии M. Fields (объем). Пятый Паленке Круглый стол, 1983 . Труды пятой Конференции Паленке круглого стола, июнь 12-18, 1983, Паленке, Чиапас, Мексика. Мерл Грин Робертсон (общая ред.) (PARI Интернет издание (ноябрь 2003) под ред.). Сан — Франциско, Калифорния: Научно — исследовательский институт искусств доколумбовой . OCLC 12111843 . Источник 2007-12-06 .
  4. Saturno, Уильям; Дэвид Стюарт; Карл Таубе (2005). В Фрески Сан — Бартоло, Эль — Петен, Гватемала, часть I: Северная стена . Древняя Америка 7.
  5. Таубе, Карл; William A. Saturno; Дэвид Стюарт; Хизер Hurst (2010). В Фрески Сан — Бартоло, Эль — Петен, Гватемала, часть 2: The West Wall . Древняя Америка 10.
  6. ^ Б с Braakhuis, HEM (2009). «The пострижен Кукурузный Бог и Chicome-Xochitl как маис Приносящих и культуры Герои: а на побережье Мексиканского залива Perspective» ( PDF ) . Wayeb Примечание № 32 .
  7. ^ Б с Freidel, Давид, Линда Шел, Джой Паркер (1993). Майя Космос . Нью — Йорк: Уильям Морроу и компании.CS1 садоводы: Несколько имена: список авторов ( )
  8. Таубе, Карл (1998). «Нефритовый Очаг: Сосредоточенность, владычество, и майя Храм Классический». В Хьюстоне Стивен. Функция и значение в классических майя архитектуры . Вашингтон: Думбартон — Оксе научная библиотека. стр. 427-478.
  9. ^ Б Таубе, Карл (2009). «Майя Кукурузный Бог и Mythic Происхождение танца». В Женевьев Ле Фор; и другие. Майя и их священный Нарративы: Текст и контекст в Майя мифологии (Acta Mesoamericana 20) . стр. 41-52.
  10. Looper, Мэтью Г. (2009). Для того, чтобы быть как боги: Танцевать в древней цивилизации Майя . Остин: Техасский университет Press. ISBN 978-0-292-70988-1 .
  11. Таубе, Карл (2005). «Символика Джейд в классическом майя религии». Древние Мезоамерики . 16 : 23-50. DOI : 10,1017 / s0956536105050017 .
  12. Saturno, Уильям; Дэвид Стюарт; Карл Таубе (2004). «Идентификация Западной стены Цифры На Pinturas Sub-1, Сан — Бартоло, Петен». В Хуан Педро де ла Порте, Барбара Арройо и Эктор Э. Мехия. XVIII Simposio де Investigaciones Arqueologicas ан Гватемала (PDF) . Гватемала: Museo Nacional де Arqueologia е Etnología.
  13. Мартин, Саймон (2006). «Cacao в древней религии майя: Первый фрукты из кукурузы дерева и других сказок из Преисподней». В Cameron Л. McNeil. Шоколад Мезоамерики . Гейнсвилл: University Press Флориды. стр. 154-183.
  14. Braakhuis, HEM (2014). «Борьба молний: Сан — Бартол западную стену Росписи и кукуруза Hero Миф» ( PDF ) . Wayeb Примечание № 46 .
  15. Roys, Ральф Л. (пер.) (1967). Книга Чилам Балам из Chumayel . Норман: Университет Оклахомы Press.
  16. ^ Б Zender, Марк (2014). «На прочтении трех классических майя Портрет глифов». PARI Journal . 15 : 1-14.

внешняя ссылка

СМИ , связанные с маисовым богом на Викискладе

Скольким Богам поклонялись Майя? Подсказка: сотням!

Майя были политеистическим народом, который верил во множество богов и богинь. Божества пантеона Майя управляли всеми аспектами природы и человеческой жизни и были довольно сложными персонажами. Боги и богини Майя были двойственны по своей природе и изменчивы. На сегодняшний день идентифицировано около 250 божеств Майя.

Толкование было в глазах смотрящего

Сложность пантеона Майя отчасти объясняется тем, как было организовано общество Майя. В отличие от ацтеков, которые смогли объединить всю свою культурную сферу в единое государство, майя не смогли этого сделать. Вместо этого цивилизация майя представляла собой лоскутное одеяло слабо связанных между собой политических образований. Каждая община Майя была свободна толковать свою религию так, как ей было удобнее. Как следствие, имена и даже природа божеств Майя менялись в зависимости от пространства и времени. Кроме того, хотя информация о пантеоне ацтеков собиралась еще в колониальный период, только в начале 20-го века внимание ученых было впервые привлечено к Пантеону Майя.

Поклонялись ли Майя только одному верховному божеству?

Неясно, было ли у Майя верховное божество, но мы знаем, что они поклонялись нескольким важным божествам. Один из них, например, был ‘Бог Б’, позже идентифицированный как Чак, который считается одним из старейших богов в пантеоне Майя. Чак был богом молний и дождя и был тесно связан с плодородием земли , что делало его очень важным божеством. Иногда его изображают в искусстве в виде старика с рептильно-земноводными чертами лица и длинным, обвисшим, курчавым носом.

Божественный Бог-Бог Солнца Майя / Бог Огня Майя

Другим выдающимся божеством Майя был «Бог Г», бог солнца Майя, позднее идентифицированный как Ахау Кин или Кинич Ахау. Значение этого божества очевидно в использовании его имени в качестве царского титула, что указывает на божественный статус царя. Кроме того, изображения родственников Ахау можно найти во многих резных изображениях на пирамидах майя. Бог часто изображается с бородой, которая может символизировать лучи солнца. Тем не менее, он был представлен либо как человек средних лет, либо как пожилой человек. Помимо правителей, Ахау Кин также был связан с ягуарами, огнем и обезглавливанием.

Богини Луны Майя

Ахау Кин — не единственное божество Майя, принадлежащее к двум разным возрастным группам. Это также относится и к «Богине I», идентифицируемой как Чель, богиня Луны. Есть еще одна богиня, «Богиня О», или Чак Чель, богиня радуги. В то время как Чель связана с такими аспектами, как роды, беременность и плодовитость, Чак Чель правит смертью и разрушением.

Список богов и богинь Майя

Помимо упомянутых выше божеств, многие другие боги и богини пантеона Майя правят теми аспектами природы и человеческой жизни, которые легко соотносятся. Например, был бог смерти, Юм Симиль или Ах Пух; Бог крайне плохой погоды, Уракан и бог лесов, Юм Каакс. Тем не менее, есть также некоторые божества, которые сегодня могут рассматриваться как несколько необычные. Например, Икстаб, богиня благородного самоубийства. Она изображена в виде женщины с веревкой на шее, поскольку Майя считали повешение достойным способом самоубийства.

Читайте так же: Затерянный город Калахари: поиски следов древней Цивилизации пустыни Шумеры: отцы письменности, арифметики и цивилизации

Список богов майя и сверхъестественных существ — List of Maya gods and supernatural beings

Майя мифология
и религия

Кукурузный бог и Ицамна

практика

  • Кровопускание
  • ритуалы смерти
  • Посвящение ритуалы
  • Паломничество
  • священство
  • Жертвоприношение ( Люди )

места

  • Пещерные сайты
  • Middleworld
  • Xibalba

Божества и люди

  • боги смерти
  • боги Jaguar
  • Мамы с детьми
  • Банка
  • Кошка
  • Ах Peku
  • Ай-Muzen-Cab
  • Awilix
  • Bacab
  • Cabaguil
  • Camazotz
  • Chaac
  • Подбородок
  • Chirakan-Ixmucane
  • эк-чуах
  • Богиня Я
  • Бог L
  • Герой Twins
  • Боги Ревуны
  • Хуай чиво
  • Hun Ахпу
  • Huracan
  • Ицамна
  • Ixchel
  • Ixpiyacoc
  • Иш Таб
  • K’awiil
  • Kinich Ahau
  • Kukulkan
  • Кукурузный бог
  • максимона
  • Богиня Луны
  • Нагваль
  • Tzacol
  • Q’uq’umatz
  • Видение Serpent
  • Voltan
  • Вукуб Caquix
  • Wayob
  • Xbaquiyalo
  • Шмукане и Xpiacoc
  • Xmulzencab
  • Xquic
  • Xtabay
  • Yopaat
  • Юм Кааш
  • Zipacna

тексты

  • Летопись Какчикелей
  • Пополь-Вух
  • Ритуал Bacabs
  • Título C’oyoi
  • Título де Тотоникапан

Список имен из богов майя и сверхъестественных существ , играющих роль в Классике (200-1000 н.э.), пост-Классике (1000-1539 CE) и Контактный период (1511-1697) религии майя . Названия в основном взяты из книги Чилам Балам , Лакандонской этнографии, в Мадридском кодексе , работа Диего де Ланда , и Пополь Вух . В зависимости от источника, большинство имен либо юкатекские или кич» . В классический период имена (принадлежность к языку майя классического ) только редко известны со всей определенностью.

Алфавитный список имени

Майя мифологические существа

Список источников Key : * БКИ * — Книги Чилам Балам ; * LAC * -Lacandon этнография; * L * -де Ланда; * M * — Мадрид Кодекса ; * PV * -The Пополь Вух .
Примечание: Соответствующие божества в пересмотренном списке Schellhas-Циммерман-Таубе из codical божеств , которые были указаны в квадратных скобках.
>A

Алом

Бог неба .

В

Bacab * L *

Старый бог толщи земли и гром, небо-носитель, четырехкратный.

Bahlam

Ягуар бог подземного царства. Кроме того, любая из группы богов ягуара, который защищал людей и общин.

Битольский * PV *

Бог, небо. Один из создателей божеств, которые участвовали в двух последних попытках создания человечества.

Болонь Ts’akab (Dzacab) * L *

Ах Болонь Dzacab «Бесчисленные поколения», бог молнии, покровитель урожая и семян.

Болонтика * БКА *

Группа из девяти богов подземного мира.

Болонь Yokte»

«Девять Strides», упомянутый в книгах Чил Балов и в классических надписях; функции неизвестны.

Buluc Chabtan

Бог войны, насилия и жертв.

С

Cabrakan

Бог гор и землетрясений. Он был сыном Вукуб Caquix и Chimalmat.

Cacoch * LAC *

Создатель бог.

Camazotz * PV *

Bat монстров.

Может Tzicnal * L *

Bacab севера, связанный с белым цветом, и Muluc лет. Сын Ицамны и Ixchel .

Chaac * L *

Бог бурь и дождей, враг Camazotz и был также известен использовать металл для вещей, есть молнии топор

Chaac Uayab XOC * L *

Бог , рыбы и божества — покровителя рыбаков .

Chicchan

Группа из четырех чортите дождь богов , которые живут в озерах и делают дождевые облака из воды в них. Как и в случае Bacabs, ACH богов дождя было связано с направлением кардинального . Chiccan также название дня цикла Цолькин календаря.

Cit-Болонь-Tum

Бог медицины и целительства.

Chimalmat * PV * warrior§

Гигант, который был, по Вукубу ​​Caquix, мать Cabrakan и Zipacna.

Подбородок

Главный бог гомосексуальных отношений и покровителя гомосексуальных проституток.

Cizin

Бог смерти , который жил в Metnal .

Колель Cab

Богиня Пчел.

Colop U Uichkin * Ритуал BACABS *

Затмение божество.

Coyopa

Бог грома. Брат Cakulha.

Е

Эк-чуах * M * (Бог M)

Эк-чуах, «черный военный вождь» был бог — покровитель воинов и купцов . Он был изображен с сумкой через плечо. В искусстве он был темнокожий человек с кругами вокруг глаз, скорпион хвост и свесив нижнюю губу.

г

GI, GII, GIII

Боги I, II, и III, то есть, три покровителей божеств или триада Паленка царства, состоящие из Г морских божеств с ухом оболочки, GII ребенком молнии бог ( бог K ), и GIII бог ягуара огня , также покровитель числа семь.

Gukumatz > Q’uq’umatz * PV *

Пернатый змей бог и творец. Изображение пернатого змея божества присутствует в других культурах Месоамерики. Gukumatz из киче»Майя тесно связан с богом Кукулькана в Юкатане и Кетцалькоатля ацтеков.

ЧАС

Hachäk’yum * LAC *

Покровитель божество Лакандонской .

Hobnil * L *

Bacab востока.

Hozanek * L *

Bacab на юге. Ек элемент в имени может относиться к звезде или созвездию.

Hum Хау

Бог смерти и преисподней.

Хун-Бац * PV *

«Один Ревуны», один из двух сводных братьев этих героев близнецов , один из Ревуны богов и покровителя искусств.

Гунн-Came * PV *

«One-Death», владыка подземного царства (Ксибальбы), который вместе с Вукуб-Came «Семь-Смерть», убил Хуна Ахпу. Они были разбиты сыновьями последнего Герой Twins.

Гунн-Chowen * PV *

Один из двух сводных братьев этих героев близнецов , один из Ревуны богов и покровителя искусств.

Гунн-Ахп * PV *

Отец Майя герой Близнецы Ixbalanque и Хун-Ахп от девственницы. Beheaded в Шибальбы, подземный мир, правителями Шибальбы, гуннов пришел и Вукуб Caquix. Его сыновья нашли путь через мультивселенное знание, чтобы спасти свой отец и многие другие народные этот раз вокруг ..

Хунаб Ku

«Единственный Бог», совпадает с Ицамной как высшая юкатекской бога; или более абстрактный верхний бог. * В настоящее время исследование теперь указывает на символ этого «Майя» не майя происхождения и скорее изобретение католическим миссионером более легко ввести понятие один бог в культуре майя.

Гунн-Ahpu * PV *

Один из майя Hero близнецов .

Ахп-Gutch * PV *

Один из богов тринадцати создателей, которые помогли создать человечество.

Ахпу Utiu * PV *

Один из тринадцать создателя богов, которые помогли создать человечество.

Гунн-Ixim

«One-Кукурузный», чтение имени глифа классического периода пострижен кукурузы Бога

Гунн-NAL-йе

А теперь -bsolete чтение имени глифа классического периода пострижен кукурузы Бога

Huracan * PV *

«Один-Leg», один из трех богов молнии вместе под названием «Сердце Неба», и выступает в качестве мировых создателей.

я

Ицамна Основатель кукурузы и какао , а также письма, календари и медицины. После того, как упоминается как отец Bacabs. Подключение к Кинич Ахау и Хунаб Ku. Itzananohk’u Покровитель бог Лакандоны. Ixbalanque > Шбаланкуэ Ixchel * L * Jaguar богиня акушерства и медицины. Ixmucane * PV * Один из тринадцати создателю богов , которые помогли создать человечество, бабушка героя близнецов. См религии майя . Ixpiyacoc * PV * Создатель бог , который помог создать человечество. Двенадцать других богов также были вовлечены в создании человечества. См религии майя . Иш Таб * L * Богиня самоубийства, всегда изображался с веревкой на шее. >J

Jacawitz * PV *

Горный бог кича».

К

K’awiil (Kawil, Kauil)

Предполагается, что был классический имя Бога К (Болонь Dzacab). Название аттестована Ицамна, Uaxac Йола и Amaite Ku; фамилия; вероятно, не означает «пища», но «мощный».

KIN

Солнечное божество.

Kars

Бог фитнесу

Кисин (Cisin)

Наиболее часто изображали бога смерти.

Kukulkan

«Пернатый Змей». Хотя сильно Mexicanised, Kukulkan имеет свое происхождение среди майя классического периода, когда он был известен как Waxaklahun Ubah Кан (/ waʃaklaχuːn uːɓaχ KAN /), война Serpent, и он был идентифицирован как версия постклассического видения Змеи Классические майя искусство.

M

мама

Заголовок уважения означает «дедушка» и применяются к ряду различных божеств майя, включая земные духи, горные духи и четыре Bacabs.

максимона

Бог путешественников, купцов, знахарей / женщин, озорства и плодородие, а затем сплавлены с Сен — Симоном и в наше время в рамках празднования окружающих Страстной недели .

N

Nohochacyum

Создатель-разрушитель божество, брат бога смерти Кисин (или , возможно , еще одно землетрясение бог также известный как Кисин). Он является заклятым врагом мирового змея Hapikern и это говорит о том, что в конце дня, он уничтожит Hapikern, обернув его вокруг себя , чтобы задушить его. В некоторых версиях это уничтожит жизнь на Земле. Он связан, в некоторых историях, в Usukan, Uyitzin, Yantho и Hapikern, все из которых хотят плохо для человека. Брат Xamaniqinqu, бог — покровитель путешественников и купцов.

Q

Qaholom * PV *

Один из второго набора богов создателя.

Q’uq’umatz * PV *

Пернатый бог Змеи и создатель. Изображение пернатого змея божества присутствует в других культурах Месоамерики. Q’uq’umatz из киче»Майя тесно связан с богом Кукулькана в Юкатане и Кетцалькоатля ацтеков.

>S

Глоток

Бог, охоты на юкатекских майя, возможно, соответствующий, в классическом период, пожилой человек с оленьими ушами и рогами.

T

Тепеу * PV

Бог, небо и один из создателей божеств, которые участвовали во всех трех попытках создания человечества.

Тохиль * PV *

Тохиль была богом — покровителя кича «к которому великий храм был возведен на кич» капитал Q’umarkaj .

Vatanchu

«Прямой Бог», горный бог постклассического Манша Ch’ol .

Вотан

Легендарный родовое божество, Чьяпас.

Вукуб-Caquix * PV *

Птица существо, чья жена Chimalmat и чьи сыновья демонические гиганты Cabrakan и Zipacna.

Икс

Xaman Ek

Бог путешественников и торговцев, которые дали ему подношение на стороне дороги во время путешествия.

Шбаланкуэ * PV *

Один из героя или войны близнецов и компаньона Ахпу

Xcarruchan

Горный бог постклассического Манша Ch’ol.

Шмукане и Xpiayoc * PV *

Создатель бог пар, который помог создать первые человек. Они также являются родителями гуннского Ахпу и Вукуб Ахпа. Они были названы бабкой Дня, Бабушки Света и Носителем дважды, вдохновитель дважды и получили титулы акушерку и сваху.

Xquic

Она была дочерью Cuchumaquic, один из владык преисподней, Шибальба . Она отметила , за то , что мать героя близнецов, Ахпу и Шбаланкуэ и иногда считается богиня Майя связана с ущербной луны.