Белый стих пример

Белый стих

Смотреть что такое «Белый стих» в других словарях:

  • Белый стих — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

  • Белый стих — БЕЛЫЙ СТИХ. Понятие белого стиха соотносительно с понятием стиха рифмованного. С водворением в европейской поэзии рифмы, как осознанного элемента стихотворной формы, стало возможным говорить о нарочито нерифмованном стихе, каковой и получил… … Словарь литературных терминов

  • БЕЛЫЙ СТИХ — БЕЛЫЙ СТИХ, стих без рифм в новоевропейском силлабическом и силлабо тоническом стихосложении. Часто, особенно в стихотворной драме ( Борис Годунов А.С. Пушкина), 5 стопный ямб. Сравни со свободным стихом … Современная энциклопедия

  • БЕЛЫЙ СТИХ — стих без рифм. Часто, особенно в стихотворной драме ( Борис Годунов А. С. Пушкина), 5 стопный ямб. Ср. со свободным стихом … Большой Энциклопедический словарь

  • белый стих — сущ., кол во синонимов: 1 • стих (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • Белый стих — БЕЛЫЙ СТИХ, стих без рифм в новоевропейском силлабическом и силлабо тоническом стихосложении. Часто, особенно в стихотворной драме ( Борис Годунов А.С. Пушкина), 5 стопный ямб. Сравни со свободным стихом. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • белый стих — стих без рифм. Часто, особенно в стихотворной драме («Борис Годунов» А. С. Пушкина), 5 стопный ямб. Ср. со свободным стихом. * * * БЕЛЫЙ СТИХ БЕЛЫЙ СТИХ, стих без рифм. Часто, особенно в стихотворной драме («Борис Годунов» А. С. Пушкина), 5… … Энциклопедический словарь

  • белый стих — нерифмованный стих. Рубрика: структура стихотворного произведения Род: стих Прочие ассоциативные связи: вольный стих (не путать!), свободный стих Персоналии: А. Радищев, А. Пушкин. Борис Годунов , А. Сумароков Вновь я посетил.. В. Тредиаковский,… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • белый стих — бе/лого стиха/ Нерифмованный стих, в котором окончания, передающие созвучие (рифму), остаются в звуковом отношении незаполненными ( белыми ). Этимология: Калька французского vers blanc (← англ. blank verse ‘незаполненная строфа’).… … Популярный словарь русского языка

  • Белый стих — 1) В широком смысле всякий нерифмованный стих. 2) Нерифмов. стих новоевроп. силлабич. и силлабо тонич. поэзии. 3) В узком смысле нерифмован. 5 стопный ямб; термин чаще употребляется во 2 м значении. Б. С. впервые появляется в нач. 16 в. в Италии… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Что такое белый стих

В России среди форм белого стиха получил особую популярность белый 5-стопный ямб, заимствованный из трагедий и «хроник» У.Шекспира. Подражая ему, А.С.Пушкин использовал эту форму в «Борисе Годунове» и «Маленьких трагедиях». А.К.Толстой белым 5-стопным ямбом подхватывает историческую тему и развивает ее в драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».
Н.А.Некрасов обратился к белому 3-стопному ямбу в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (здесь все стихи, кроме строк вставных песен, выдержаны в указанном размере). Популярностью пользовался и белый 4-стопный хорей. Первым его использовал Н.М.Карамзин в стихотворении «Граф Гверинос», затем к этому виду белого стиха прибегали в балладах В.А.Жуковский («Алонзо») и А.С.Пушкин («Родрик»), позднее – И.А.Бунин как переводчик «Песни о Гайавате» Г.Лонгфелло.
Следует отметить, что после А.С. Пушкина белый стих перестает быть редким явлением в русской поэзии. В истории отечественной литературы можно отчетливо различить оформившиеся традиции: во-первых, использования белого стиха в первую очередь в лирических и драматических жанрах, а во-вторых – его применения в произведениях с определенным силлабо-тоническим размером.
Вот несколько примеров белого стиха.
Четырехстопный ямб:
В еврейской хижине лампада
В одном углу бледна горит,
Перед лампадою старик
Читает библию. Седые
На книгу падают власы…
(А. Пушкин)
Пятистопный ямб:
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству…
(А. Пушкин)
Четырехстопный хорей:
Трудно дело птицелова:
Заучи повадки птичьи,
Помни время перелетов,
Разным посвистом свисти.
(Э. Багрицкий)
Пятистопный хорей (встречается редко):
Восемь лет в Венеции я не был…
Мука Бреннер! Вымотало душу
По мостам, ущельям и туннелям,
Но зато какой глубокий отдых!..
(И. Бунин)
Четырехстопный амфибрахий:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
(В. Жуковский)
В XX веке использование белого стиха в русской поэзии идёт на спад, и его появление обычно свидетельствует о сознательной стилизации. Например, в стихотворении О.Мандельштама «Я не увижу знаменитой “Федры”…» – использование белого стиха мотивировано смыслом стихотворения (поэт не услышит зарифмованные стихи в исполнении актеров, и эту «потерю» чужих рифм подчеркивает его собственный белый стих). Впрочем, в драматических произведениях по-прежнему актуален белый пятистопный ямб.
Слухи о смерти белого стиха в современной поэзии слегка преувеличены. Белый стих жив!
Итак, в современном литературоведении «белым стихом» называют метрические (стопные) стихи: белый ямб, белый анапест, белый дольник и др. То есть употребление этого термина возможно только для тех национальных поэзий, для которых и размер, и рифма являются характерными, системообразующими признаками. Это форма нерифмованного стиха, традиционно применяемая в силлабо-тонике и редко – в некоторых формах тоники. В тонике – дольник или тактовик.
Таким образом, белые стихи, в отличие от безрифменных, – это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём. Хотя некоторые литературоведы (например, М.Л. Гаспаров) фактически отождествляют «белый» и «безрифменный» стих, что не совсем оправданно.
Для белого стиха характерна астрофичность или бедная строфика, так как строфическое разнообразие в стопном стихе определяется разнообразной системой рифмовки. Однако отсутствие рифмы не лишает белый стих поэтических достоинств; основные компоненты стиха – ритм, образность языка, клаузула и т.д. в белом стихе сохраняются.
При прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается.
Лучше стих без рифм, чем стих, который, при всех прочих достоинствах, имеет банальные, стёртые рифмы (мою – твою, розы – морозы, дать – взять и т.п.).
А также не приветствуется постоянное использование многочисленных глагольных рифм, которыми можно писать километрами, что и делает большинство наших уважаемых рейтингистов и кнопкодавов.