Аскеза
Люди, занимающиеся самосовершенствованием и саморазвитием, прекрасно знают, что существует множество инструментов, которые можно использовать с этой целью. Одним из таких инструментов является аскеза.
Многих из нас хоть что-то, но слышали об аскетизме. Но большинство совершенно не понимает, в чем заключается смысл данной духовной практики, и не осознает, какую пользу можно получить, если систематически практиковать одну или несколько аскез. Многие думают, что аскетизм – это что-то плохое и негативное, ведь эта духовная практика требует от человека покинуть зону комфорта и начать заниматься тем, чем ему заниматься совершенно не хочется. На самом деле аскеза – это полезное занятие, которое способствует личностному росту и духовному развитию.
Чем же является аскеза? В чем заключается её суть? Какие виды аскезы существуют? Какую пользу можно получить, если начать её практиковать? В данной статье обсудим эти и другие важные вопросы, касающиеся аскезы и её влияния на нашу жизнь.
Содержание
- Аскеза: что это такое простыми словами?
- В чем заключается суть аскезы?
- Кому рекомендовано практиковать аскезу?
- Три вида аскез
- Женская и мужская аскезы
- Аскетический образ жизни
- Известные аскеты
- Труды и проекты по аскетизму
- Видео о смысле аскезы
- Аскеза — что это такое простыми словами и как она работает
- Что такое аскеза: определение
- Аскеза — секрет успешных людей
- Можно ли обойтись без аскезы?
- Всегда ли нужно платить за удовольствия?
- Аскеза для исполнения желаний
- Как выбрать для себя аскезу
- Кто платит за аскезу
- ТОП-5 традиционных практик для совершения аскезы
- Интересные материалы:
Аскеза: что это такое простыми словами?
Аскеза – это инструмент саморазвития и духовная практика, которая предполагает добровольный выход из зоны комфорта и осознанное вхождение в зону психологического, физического или любого другого дискомфорта. Аскеза требует от человека определенных усилий, иначе у него вряд ли получится добиться видимых результатов.
Рассматривая данное понятие, сложно не заметить, что основной акцент делается на таких словосочетаниях, как «добровольный выход» и «осознанное вхождение». Человек, практикующий аскезу, не должен страдать и терпеть какие-то неудобства только потому, что ему это зачтется в другой жизни. К данному вопросу необходимо подходить смиренно и спокойно.
Чем больше смирения и спокойствия вы продемонстрируете во время аскезы, тем быстрее и эффективнее начнете меняться в лучшую сторону. Если же к аскезам вы будете относиться как к какому-то обременительному, негативному и лишающему вас земных радостей занятию, то вы не только не будете самосовершенствоваться, но и превратите свое существование в ужасную пытку.
Эксперты утверждают, что аскезу с пользой для себя могут практиковать только те люди, которые предельно ясно понимают и четко осознают, что благодаря этому инструменту саморазвития они смогут эффективно расти в духовном плане, накапливать внутреннюю энергию и становится более совершенной личностью.
В чем заключается суть аскезы?
Любой среднестатистический человек может задать резонный вопрос: «Зачем мне добровольно отказываться от радостей жизни и принуждать себя заниматься тем, что меня совершенно не радует и не привлекает?». Ответ на этот вопрос очень прост! Причинять себе неудобства, создавать дискомфорт и испытывать физические или душевные страдания необходимо для того чтобы укрепить свою силу воли и накопить внутреннюю энергию.
Сила воли – одна из самых важных качеств любого человека. Если человек обладает силой воли, то может без труда разобраться с любой жизненной проблемой, решить любую поставленную перед ним задачу, преодолеть любую трудность. Только обладающая мощной силой воли личность имеет высокий уровень стрессоустойчивости, не страдает от нервного перенапряжения, может быть уверенной в себе, своих силах и возможностях. Сила воли помогает создать в сознании образ победителя!
Внутренняя энергия – мощная сила, которая дарит нам уверенность и ясность, позволяет генерировать новые идеи, творить и созидать, зажигает наш внутренний огонь, дает нам силы двигаться дальше и совершать реально стоящие действия. Благодаря внутренней энергии мы преодолеваем все возникающие на нашем пути препятствия, ощущаем себя сильными, смелыми и самодостаточными, стремимся к более качественной жизни.
Без внутренней энергии или внутреннего огня человек будет испытывать апатию, лень, раздражение и неуверенность в собственных силах, поэтому никогда не сможет воплотить свои мечты в реальность. Люди, не имеющие силы воли и внутренней энергии, всю жизнь топчутся на одном месте, так как не знают, куда им двигаться дальше, чтобы реализовать свой внутренний потенциал и создать что-то важное.
Кому рекомендовано практиковать аскезу?
1. Специалисты рекомендуют данную духовную практику тем людям, которые всю жизнь потакают своим бесконечным потребностям и желаниям. Такие люди страдают от недостатка силы воли и не накапливают внутреннюю энергию.
2. Аскеза как инструмент саморазвития и самосовершенствования поможет вам в том случае, если вы не умеете преодолевать жизненные трудности, а любое возникающее на вашем жизненном пути препятствие воспринимаете как ужасную трагедию, бороться с которой у вас нет ни сил, ни желания. Аскетизм научит вас доводить начатые дела до логичного конца.
3. Если вы испытываете неуверенность в себе, своих силах и завтрашнем дне, не можете самостоятельно принять важное решение, чувствуете, что не управляете своей жизнью, являетесь мнительным и постоянно испытывающим разного рода сомнения человеком, то аскеза – это именно то, что вам нужно! Благодаря аскезе вы начнете воплощать свои мечты в реальность, станете более дисциплинированной, ответственной, серьезной и мудрой личностью.
4. Практиковать аскезу следует и тем людям, жизнь которых основана только на чувствах и эмоциях. Чтобы стать духовно развитой личностью, необходимо мыслить рационально. Не зря Будда утверждал, что одержать победу в любой битве сможет только тот человек, который сумел победить самого себя!
5. Люди, практикующие аскезу, рассказывают, что данная практика не только помогла им побороть лень и апатию, но и наполнила их жизнь истинной радостью и счастьем. Что-то подобное мы испытываем тогда, когда удовлетворяем одно из наших бесконечных желаний или потребностей. Но позитивные эмоции от аскезы, в отличие от позитивных эмоций от удовлетворения сиюминутной потребности, длятся намного дольше, заряжают нашу жизнь внутренней энергией, мотивируют двигаться дальше и добиваться поставленных целей, дарят дополнительный заряд бодрости. Поэтому отдать предпочтение аскезе стоит и тем людям, которые устают на работе и все свободное время проводят на диване у телевизора или на кухне у холодильника.
6. Надоело испытывать упадок сил? Не хотите чувствовать себя обессиленным и подавленным человеком, который всю свою жизнь бегает по кругу и не получает от этого никакого удовольствия? Тогда тренируйте свою силу воли при помощи аскез! Силу воли можно сравнить с мышцей, а аскезы – с гантелями, благодаря которым можно эту мышцу накачать и укрепить!
Три вида аскез
Буддисты и йоги утверждают, что существует три вида аскез: аскезы Ума, Речи и Тела.
Аскезы Ума отвечают за психическую силу и здоровье человека. К ним относятся такие аскезы, как контроль эмоций и чувств, обуздание эмоций и чувств, смирение, покаяние, уважительное отношение к другим людям, проявление доброты по отношению к другим людям, самоанализ, раскаяние, размышления, чтение Священных Книг, осознание основоположных законов и принципов Вселенной и т.д.
Аскезы Речи помогают избавиться от негативных и деструктивных мыслей, очищают душу от скверны, учат относиться к другим людям более толерантно, терпеливо и спокойно. К данному виду аскез относятся такие аскезы, как избавление от критики, разного рода обсуждений и осуждений, отказ от злословия, сплетен, криков, перебивания собеседника, споров, избегание «насильственных» разговоров с собеседником, которому такие разговоры совершенно не интересны.
Одна из главных аскез Речи – отказ от переубеждения кого-либо в чем-либо. У каждого человека свой путь. Мы можем только поделиться с другими людьми той информацией, которая для нас является ценной и важной, но у нас нет никакого права заставлять кого-либо разделять нашу точку зрения!
Аскезы Тела существуют не для того чтобы навредить физическому телу или удовлетворить какие-то мазохистские наклонности. Самоистязание, фанатизм, мазохизм или садизм к аскетизму не имеют никакого отношения. Задача аскез Тела заключается в том, чтобы укрепить силу воли, накопить достаточно внутренней энергии для достижения поставленных целей и научиться контролировать свои чувства, эмоции и желания.
К аскезам Тела относятся такие аскезы, как отказ от вредной и препятствующей духовному развитию пищи, паломничество, молитва, физические нагрузки, нахождения в местах с хорошей и позитивной энергетикой (благостные места), чистота одежды, чистота тела, простота, скромность, контроль страстей, отказ от насилия и т.д.
Простые аскезы для мужчин
У каждого мужчины в жизни должна быть цель. Представитель сильного пола, который бесцельно проживает свою жизнь, никогда не сможет духовно развиваться и стать более совершенной личностью.
Простенькие аскезы для ранее не знакомых с этой духовной практикой мужчин помогут укрепить силу воли, зажечь внутренний огонь и избавиться от постоянного чувства усталости, апатии и ненужности.
Молитва или общение с Вселенной
Молиться или общаться с Вселенной каждый день? Большинство мужчин ответит, что в этом нет ничего сложного. Но речь идет не об автоматическом воспроизведении определенных слов молитвы, а об осознанном общении с Высшими силами!
Если постоянные бытовые дела, загруженность на работе, усталость и другие внешние или внутренние факторы не позволяют вам освободить хотя бы 10 – 15 минут в день, чтобы остаться наедине со своими мыслями и обратиться к Божественным силам, то эта аскеза – именно то, с чего вам нужно начинать знакомство с данной духовной практикой.
Поначалу вы с удивлением заметите, что 10 – 15 минут на молитву – это не мало, а очень много. Вы будете заниматься всем, чем угодно, лишь бы хоть на полчасика оттянуть момент, когда вам нужно будет сосредоточиться на своих мыслях и начать сокровенный разговор. Если продержитесь хотя бы 2 – 3 недели, то сможете не только укрепить силу воли, но и осознаете, что ваше «я» — это не тело, в котором есть душа, а душа, поселившаяся на некоторое время в физическом теле.
Холодный душ каждое утро
Холодный душ каждое утро? Большинство мужчин, проснувшись утром и покинув теплую постель, мечтает лишь об этом – опять оказаться в постели! Особенно в холодное время года, когда в квартире, по сравнению с кроваткой, намного прохладнее. Но не стоит забывать о том, что аскеза – это добровольный выход из зоны комфорта. Хотелось бы, чтобы сила воли укреплялась сама по себе, но это так не работает!
Только те занятия, которые требуют усилий ума и воли, можно по праву назвать важными и нужными. Именно такие занятия наполняют жизнь смыслом и мотивируют двигаться дальше. Все остальные дела – обычная суета, которая отвлекает от реально важных и способствующих личностному росту дел.
Простые аскезы для женщин
Многие представительницы прекрасного пола любят давать себя разные обещания, которые, как и обеты, относятся к аскезам. Но женщина, которая решила запретить себе что-то делать или планирует добровольно заниматься тем, чем заниматься ей совершенно не хочется, должна обладать железной силой воли и высоким уровнем самодисциплины, иначе обещания так и останутся обещаниями. Именно поэтому для многих девушек тот заветный понедельник, который должен символизировать собой начало новой жизни, так никогда и не наступит.
Если вы начнете практиковать аскезы, то в ближайшем будущем поймете, что походы по магазинам, бесконечные разговоры по телефону с подружкой, посиделки с коллегами, онлайн-игры и общение с ненужными вам людьми отвлекает от реально важных и полезных занятий. Если дело, которым вы занимаетесь, не способствует вашему внутреннему развитию, то такое дело нельзя назвать полезным или важным.
Отказ от переедания
Многие женщины, независимо от возраста, социального статуса и данных себе обещаний, приходя домой с работы, не могут отойти от холодильника, пока не съедят все, что в нем находится. И глупо ждать какого-то принца на белом коне или супермена, который вдруг материализуется на вашей кухне и скажет вам, что вы поступаете очень плохо. Только вы сами сможете помочь себе.
С помощью данной аскезы, практиковать которую поначалу очень тяжело, а иногда и невыносимо, вы не только перестанете подвергать свой организм колоссальной нагрузке, но и сможете избавиться от пары-тройки лишних килограммов и нескольких сантиметров на талии.
Проснуться на час раньше обычного
Всегда хотели рано ложиться спать и рано просыпаться, чтобы иметь достаточно времени на все те дела, которые вы себе запланировали? Почему бы и нет? Данная аскеза поможет вам добиться необходимого результата.
Отправляясь в царство Морфея, многие женщины обещают себе, что завтра обязательно проснутся раньше обычного, не спеша выпьют чашечку чая или кофе, выделят немного времени на медитацию, утреннюю пробежку или зарядку, а затем нормально соберутся и пойдут на работу в отличном расположении духа или же займутся решением текущих задач. Но, проснувшись утром после третьего звонка будильника, большинство из них понимает, что выполнить вчерашнее обещание не так уж просто и легко.
Если вы на протяжении 2 – 3 недель будете себя заставлять просыпаться хотя бы на час раньше, чем обычно, то через некоторое время с удивлением заметите, что это занятие не только больше не вызывает у вас никакого внутреннего сопротивления, но и стало частью вашей обычной жизни.
Не верите? Начните практиковать аскезу и убедитесь в этом сами!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Различные виды самоограничений можно отнести к трем основным группам:
- Тела.
- Языка.
- Ума.
Ограничения тела
Здесь самое главное — помнить, что ваша цель заключается в освоении контроля чувств и желаний и ни в коем случае не нанести вреда своему телу. Не надо уподабливаться йогам и подвижникам прошлого, истязающим и умертвляющим свои тела, ибо то, что для вас есть неудобство, — для них являлось вполне нормальным и естественным.
К самоограничениям тела можно отнести:
- ограничение в питании: неупотребление ненатуральных и вредных продуктов, постничество, вегетарианство;
- в движениях и действиях: выполнение щадящих и умеренных нагрузок;
- в местонахождении: выполнение паломничеств, пребывание в уединенных и благостных местах;
- во внешнем виде: простота одежды и манер;
- полный отказ от вредных привычек;
- воздержания в половой близости.
Ограничения языка
Это воздержанность в речи, качестве языкового общения. То, что слетает с наших уст, нас может как облагораживать и возвышать, так и осквернять, унижая и сводя на нет наше человеческое достоинство.
Практика языкового ограничения:
- отсутствие злословия;
- уход от осуждения и критики;
- умение выслушивать до конца, не перебивая;
- всегда быть правдивым;
- воздерживаться от спора и крика;
- не навязывать свое мнение;
- не пустословить и не надавливать словами.
Ограничения ума
Самоограничения ума более всего могут наставить человека на смирение, приблизив к духовным высотам, помочь увидеть скрытые смыслы в простых вещах.
Среди самоограничений ума следующие:
- способность контролировать свои эмоции, а также чувства;
- работа с гордыней, усмирение ее;
- изучение и чтение священных Писаний;
- размышления, самопогружение;
- раскаяние в содеянном;
- ненасилие;
- уважение и любовь не только к ближним.
Женская и мужская аскезы
Как для мужчины, так и для женщины разумные, правильные самоограничения являются важным условием дальнейшего духовного развития. Общее для них заключается в том, что они ведут к раскрытию внутренних потенциалов, улучшению не только физического и душевного здоровья, но и изменению качества жизни в целом, в том числе, и в материальном плане. Разница в том, что каждый из полов должен выполнять соответствующие практики, свойственные, соответственно, мужской или женской природе, поскольку имеется разница не только в физиологии, но и в предписанных каждому обязанностях.
Мужские
Для мужчины важны аскетичные практики, связанные с телом, поскольку они укрепляют и усиливают мужские качества характера.
К ним относятся:
- голодание или ограничение в принятии пищи;
- ранние подъемы до рассвета;
- сон на твердой поверхности;
- обливание или холодный душ;
- довольствование малым;
- сложные тренировки, связанные с выдержкой;
- выполнение тяжелой физической работы;
- хождение босиком.
Женские
Чрезмерное увлечение женщины мужскими практиками может привести к увяданию ее женских качеств и расцвету мужских. Это приведет к огрублению сердца и уведет от своего природного предназначения. Ее практики — это самоограничение работы языка и деятельности ума. Если они выполняются в благости применительно ко всем аспектам жизни ее семьи, счастье обретает не только женщина, но и все домочадцы.
Назовем следующие:
- приготовление пищи должно происходить только в состоянии любви;
- она всегда довольна тем, что у нее есть;
- ее мысли никогда не касаются другого мужчины, а о муже она думает с любовью;
- она всегда в состоянии любви выполняет все домашние обязанности;
- внимание и забота о домочадцах, кормление их и угощение гостей;
- не только просить помощи, но и помогать другим;
- рукодельничать, создавать обереги, заряжая их своей силой мысли;
- стараться создавать позитив в отношениях с другими людьми и поддерживать его.
Если каждый из супругов периодически обращается к данным практикам, то исходный результат будет залогом прочной, гармоничной семьи, ее здоровья и грамотного воспитания их детей.
Аскетический образ жизни
Для чего нужен
И все-таки подытожим, зачем нужен такой образ жизни применительно к ныне живущим. Каковы причины обращения к подобным практикам современными людьми. Дело в том, что, то, что было для человека ценным на протяжении тысячелетий, важно для него и сейчас: здоровье, семейные ценности, стремление к познанию себя и Бога, развитие внутренних способностей, желание сделать мир лучше.
В нынешнем обществе аскетическое лицо — это человек, принявший решение очиститься от ненужного и мешающего, будь то материальные предметы, старые привязки, связи и окружение. Это смельчак, решивший сбросить уже не актуальный, ненужный груз прежнего образа мышления и жизни в целом. Иными словами, тот, кто избрал путь освобождения от всего навязанного и искусственного во имя своей природной целостности.
Правила поведения
Тому, кто избирает данный путь, скорее всего, придется придерживаться некоторых правил для того, чтобы в своем личностном и духовном развитии и движении вверх не оступаться, слетая на несколько ступеней, а то и пролетов вниз.
Давайте их определим:
- Прежде всего — это уважение избранного пути без оглядки назад, не обращая внимание на назойливое брюзжание со стороны, пытающееся увести в сторону.
- Разумное освобождение от излишеств, довольствование малым.
- Основной приоритет — развитие своего внутреннего мира и расширение границ сознания.
- Гуманное отношение к живым существам и бережное к природе.
- Приоритет в литературе — духовно-оздоровительное направление.
- Принятие жизни таковой, какова она есть, терпимость и смирение.
- Стремление к натуральности (одежда, жилище и утварь, отношение с людьми).
Из представленного видео вы узнаете об аскетичном образе жизни основателя IKEA.
Известные аскеты
История богата на имена выдающихся людей, которые избрали путь аскетичности как в миру, так и в религии. Назовем некоторые самые известные из них. Это посвященный в глубину древних мистерий Пифагор и яркий представитель школы киников, живший в глиняной бочке Диоген, врачеватель Гиппократ и философ Кант, гений военного дела Александр Суворов и миллиардер Генри Форд, академики Николай Амосов и Дмитрий Лихачев.
Несчетным будет число всех подвизавшихся на сей подвиг в мировых религиях и духовных течениях. Ограничимся примерами некоторых известных, чаще всех находящихся на слуху в христианстве и буддизме.
В христианстве
Подвижники христианства через постоянный молитвенный подвиг и ряд суровых испытаний и самоограничений поднимались по ступеням познания Бога, на первой из которых они освобождались от восприятия мира посредством чувств, дабы достичь глубокого смирения и бесстрастия. На второй они уже имели возможность созерцать во всей неземной красе мир духовный и даже входить в него. Высшая ступень подразумевала возвышение над всем условным и ограниченным материальными рамками, постигая суть божественных творений, достигая глубин осознания бытия.
На этом непростом пути духовного восхождения для своих целей они использовали ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночество было их непременной спутницей. Основными же подвигами монахов, отшельников, пустынников являлись пост и бдение, лишение себя крова и нагота, поклоны и вериги.
Приведем примеры из описании жития святых отцов. Одним из них является свидетельство подвига блаженного Ионы, который будучи монастырским садовником в одном из монастырей Пахомия Великого, дожив до возраста восьмидесяти пяти лет, ни разу не сомкнул очей. После выполнения своих каждодневных обязанностей в саду, он заходил к себе в келию и бдил, до рассвета молясь и плетя веревки.
Преподобный Ефрем Сирин — религиозный отшельник, проводящий жизнь в строгом воздержании , спал на голой земле, а сирийский подвижник Савин вкушал заплесневелую муку, едва смоченную водой.
Недельный пост был для аскетов нечто обыкновенным, а некоторые, уподабливаясь Христу, не ели и не пили до сорока дней.
Преподобный Серафим
Но в качестве более яркого примера служения Богу и людям опишем вкратце жизнь легендарного русского подвижника, чудотворца, преподобного Серафима Саровского.
Родился он 20 июля 1754 года в семье благочестивого купца Исидора Мошнина и жены его Агафьи. В крещении был наречен Прохором. Через три года умер отец, строивший церковь в Курске, и Агафья сама воспитывая сына, взгрузила на свои плечи неоконченное дело мужа и воспитание сына.
Когда Прохору было семь лет, он по неосторожности упал с колокольни, но оказался невредим. Для близких людей это было знамением, что ребенок находится под защитой Господа.
Однажды во время тяжкой болезни мальчику явилась в чудесном сиянии Богородица, утешила и сказала, что вскоре он будет здоров
Прохор отличался от своих сверстников тяготением к уединению для чтения священных писаний и посещению церковных служб. Постепенно через молитву ему стал открываться во всей красе непознанный духовный мир.
В 17 лет он отправился в Киев для посещения Лавры к мощам святых Антония и Феодосия. Старец, монах-затворник Досифей благословил его идти в Саровскую обитель, где Прохор после прохождения самых тяжелых монастырских испытаний удалился в глушь монастырского леса, где творил свой уединенный молитвенный подвиг. Пройдя тяжкие испытания лишениями и болезнями, устоявшись в крепости своей веры и любви к Богу, Господом была дарована преподобному Серафиму сила, благодаря которой он смог исцелять больных и предвидеть будущее.
Своим молитвенным подвигом он очистил душу от всякой скверны, избавился от маловерия и гордыни, и когда ему исполнилось 32 года, его постригли в монахи, дав новое духовное имя Серафим, что значит «пламенный».
Как-то в Великий Четверг во время Литургии ему явился Христос в сопровождении ангельского воинства. Преподобный изменился в лице, после этого его подвиги стали еще суровее. Теперь он всенощно бдел в молитве за весь мир.
Когда в 39 лет преподобный Серафим был рукоположен в иеромонахи, он ушел из монастыря и стал жить в деревянной келии в пяти верстах от монастыря в глухом лесу на берегу Саровки. Здесь он подвергал себя тягчайшим испытаниям ношения тяжестей, неимоверно строгими постами, питаясь лесной травой — снытью.
Однажды на него напали разбойники, желая его ограбить, думая что за свою помощь людям он скопил немало добра. Подвижник не противился насилию, когда его калечили, проламывая голову и жестоко избивая, в результате чего было сломано много ребер. Думали, что он не выживет. Во сне ему снова явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном, а наутро силы вернулись к преподобному, в тот день он начал вставать, но спина его на всю жизнь осталась согнутой.
Разбойников поймали, однако по настоятельному требованию пострадавшего отпустили. Их настигла вышняя кара, уничтожив огнем их добро, после чего они явились к старцу, раскаиваясь в содеянном и прося прощение.
Испытания следовали одно за другим, его святость испытывалась темными силами, дабы устрашить и сбить с пути праведного. После сего старец начал свой тяжелейший подвиг — стояния на камнях, который продолжался 1000 дней и ночей. С утренней до вечерней зари Серафим стоял на камне в келии, а с темна и до зари — на глыбе в глухом лесу. В стужу и зной, под проливным дождем и жгучим снегом, он творил молитву, воздав руки к небесам.
По всей Руси разнеслась весть о великом подвижнике. Тысячи людей со всех концов земли русской стремились, чтобы хотя бы увидеть чудотворца или прикоснуться к нему. Дух старца благодаря его великому подвигу достиг небывалой высоты, обрел необыкновенную степень свободы. Старец стал прозорливым, он мог видеть не только мысли приходящих к нему людей, но и всю их внутреннюю природу. Ему открылось будущее России, ее нелегкая доля и тяжкие испытания русскому народу. Двенадцать раз святому являлась Матерь Божья, в последний раз она предстала перед ним незадолго до кончины.
Преподобный Серафим оставил сей мир 2 января 1833 года, но еще в течение 70 лет люди приходили к нему на могилу, исцеляясь от хворей тела и души.
В буддизме
Когда человек хочет изменить себя, прибегая к какой-либо практике, но глубинно не осознал суть метода, следуя чужим наставлениям, не знает возможности своей природы. Если он жесткий и категоричный и с присущей такому типу людей фанатичностью старается достичь желаемого, то возможно и такое, что в конечном итоге ожидаемое им будет иметь абсолютно противоположный результат. И в случае, когда вы решили испытать границы своих возможностей, прибегнув к суровым самоограничениям, не лишним будет вспомнить одну очень древнюю историю очень известного всей планете просветленного.
Несколько иной взгляд на практики жесткого воздержания имеется в буддизме, и родоначальником иного подхода был сам Будда.
Он родился в государстве Магатха в роде Шакья из касты кшатриев. Эта страна находилась на территории современного Непала. Его жизнь протекала в период, который точно не установлен, но ориентировочно с 563 по 483 годы, поскольку традиция древнеиндийских писаний была больше привязана не к хронологии, а к философским измышлениям. Его отцом был раджа Шуддходана, а матерью — царица Махамайя, которая умерла через несколько дней после родов.
На пятый день после рождения была проведена церемония имя наречения, где он получил имя Сиддхартха — «добивающийся цели». Восемь приглашенных мудрецов-брахманов подтвердили своими предсказаниями, что его будущее двойственно. Последний же, младший из них — провидец Асита, найдя на его теле 32 признака великого человека, сказал, что ребенок будет либо могучим царем, либо величайшим святым.
Принц рос в роскоши, обучаясь всей необходимой государственной премудрости, опережая в развитии всех своих сверстников. В 16 лет его женили на принцессе Яшодхаре — своей кузене и ровеснице.
Однажды, выбравшись за пределы дворца, он увидел то, что изменило всю его последующую жизнь: нищенствующего старика, очень больного человека, труп, который смердел и разлагался, и странствующего отшельника. Восприняв их как символические знаки, он осознал, насколько сурова жизнь. Ведь никакие богатства, могущество и власть не в силах защитить от мучений, болезней, увядания и неизбежной смерти.
Будучи еще принцем Гаутамой Сиддхартхой, лишь только ему исполнилось 29 лет, он в одежде монаха оставил царский дворец, пренебрег роскошью и властью на миру, чтобы найти просветление. Будда умерщвлял свою плоть, избрав путь аскетичности. Целых шесть лет он предавался суровым самоограничениям и, может быть, умер от истощения, если бы не осознал, что этот метод ему не годиться для достижения сверхвысокой степени сознания. Он понял, что для достижения просветления бесполезно сурово истязать свою плоть. Это привело его к практике размышления и медитации.
Доведя себя до крайности, он должен был для себя признать, что его путь в ином, а именно: в расширении границ своего сознания способом углубленного погружения в самого себя и нахождении внутри источника всех смыслов и первопричины всего сущего, проявленного в этом мире. Просветления он достиг иным путем: после 49 дней медитации в возрасте 35 лет, явив миру еще один путь обретения целостности, гармонии, а также осознание того, что источник Абсолютной Истины один, путей же его достижения — множество.
В буддизме самоограничения для тела не так важны, поскольку основное для аскета-буддиста — контроль над сознанием, прежде всего, над мыслями, ибо лишь это, в конечном счете, может привести к Нирване.
Труды и проекты по аскетизму
Поскольку мы живем в культурологическом поле, где наша философия, психология, мировоззрение тесно переплетены с православным христианством, нелишним будет в конце статьи вкратце ознакомиться с трудами некоторых современных священников и богословов не такого уж далекого прошлого.
Православная аскетика, изложенная для мирян Павла Гумерова
В своей книге «Православная аскетика, изложенная для мирян» отец Павел Гумеров старается помочь современному православному человеку выйти победителем в борьбе за душевную чистоту против соблазнов, как бороться со страстями мирянину , чтобы избавиться от греховных привычек. Как жить и спасаться современному человеку? Автор предлагает путь, ориентированный на учение святых отцов, опирающихся, в свою очередь, на Святое Писание и свой скромный священнический опыт.
В книге говорится о том, что основная цель и смысл христианской жизни заключается в любви к Богу, а также к людям. Ну а то, что считается избавлением от страстей, — является лишь средством освобождения, подобным посту, молитве и богослужению. И пока в человеке преобладают греховные страсти и наклонности, соблюсти две важнейшие христианские заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем» и «Возлюби ближнего, как самого себя», является просто невозможным.
Автор в книге задает вопрос, нужна ли аскетика нынешнему мирянину, и главами книги дает ответ в ее необходимости, а также указывает методы спасения души.
Здесь уместно будет вспомнить слова поминаемого нами выше преподобного старца:
«Радость моя, не время нам унывать! Христос воскресе!!! Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи!»
Серафим Саровский
Аскетизм по православно-христианскому учению Сергея Зарина
Основным фундаментальным трудом богословия двадцатого века в отношении аскетического опыта с целью его обобщения и систематизации, базируясь на учении о спасении человека, является богословская магистерская диссертация «Аскетизм по православно-христианскому учению» Сергея Зарина (1875—1936) — российского, советского богослова, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, идеолога движения церковного обновленчества.
Его диссертация состояла из двух книг, изданных в 1907 году, первая из которых была посвящена детальному, порой критическому обзору литературных трудов, статей, исследований авторов-богословов разных времен, касаемых данной темы. Ссылаясь на сочинения более 65 отцов Церкви и работы более ста богословов и исследователей, им была сделана попытка провести анализ огромного пласта, коим является аскетическое учение, систематизировать его и показать значимость его в науке о спасении. Вторая книга являлась богословско-этическим исследованием.
Много внимания в работе Сергея Михайловича было уделено трудам св. Феофана Затворника, создавшему богословско-аскетическую систему, которая была органически привязана к жизни, а не отвлеченными формальными рассуждениями в оправдании церковного догматизма и которая проповедовала то, что главным для верующего является глубокое усвоение великого подвига самопожертвования ради спасения человечества, совершенного Иисусом Христом.
В своей работе автор рассматриваемое явление добровольного самоограничения определял, как осознанное использование средств для приобретения христианином добродетели для достижения нравственной чистоты и религиозного совершенства, в котором он использует упорный труд, напряжение его духовных и телесных усилий для борьбы с преградами. Здесь имелось в виду подвижничество со способами его осуществления целиком либо по отдельности, включающими в себя телесные подвиги и лишения, озаренные молитвенной благодатью.
Аскетика для мирян Сергея Масленникова
Много чего полезного для принявших решение что-то изменить в своей жизни, встав на путь духовного очищения через ограничительные добровольные практики, можно почерпнуть из лекций на тему «Аскетика для мирян» Сергея Масленникова , который является автором цикла бесед «О пути к спасению» и серии книг о страстях и христианских добродетелях.
Преподаватель Школы покаяния, Лауреат всероссийской литературной премии, Сергей Михайлович Масленников дает рекомендации, как подготовится к генеральной исповеди. Для этого он рекомендует для определения грехов использовать дневник кающегося, в котором грехи, соответствующие определенным страстям, распределены по категориям. Кающийся человек, соотнося свои грехи с подробно прописанными Масленниковым в дневнике, отмечая их, в последующем производит духовную работу над их искоренением. Спустя время, вычеркивая грех за грехом, он наблюдает, насколько он приблизился к главной исповеди.
У этого метода есть свои сторонники и противники, в основном из числа духовенства, считающих, что метод Масленникова искажает православное учение о покаянии и вносит туда отсебятину. В любом случае, желающий приблизиться к истине, обращающийся чистым сердцем в молитве к Богу, рано или поздно разберется, отделив зерно от плевел.
Ибо сказано:
«Ищите и обрящете.»
Иисус Христос
Видео о смысле аскезы
Из представленного видео вы узнаете, в чем смысл аскезы.
Аскетизм — это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы, как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо. Я начала соблюдать аскезы задолго до практики йоги, но не понимала, чем именно я пользуюсь, и что мне это даёт. Став преподавателем, и увидев аскетизм под новым для себя углом, я поняла, что мои аскезы скорее шли мне во вред, а никак не были инструментами развития. В данной статье я постараюсь разобраться в этом вопросе и обозначить важные моменты осознанной и ответственной работы с аскезами, ибо, как за любое действие в этой жизни за совершение аскез и наше отношение к ним, мы также несём ответственность.
Что такое аскеза?
Аскеза — это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важный акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.
Какими бывают аскезы?
Аскезы бывают разными. Йоги и буддисты выделяют 3 типа: аскезы Тела; аскезы Речи и аскезы Ума.
Аскезы Тела:
- питание, способствующее духовному росту (саттвичное, неубойное, без интоксикаций),
- умеренные физические нагрузки,
- паломничества,
- нахождения только в благостных местах,
- чистота тела и одежды,
- простота,
- ненасилие (может быть аскезой речи и ума тоже), контроль страстей и пр.
Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в коем случае не навредить телу и пострадать, а через аскезу научиться контролировать свои желания и чувства. Фанатизм и садо-мазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Я это объясняю разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них — естественное состояние, поэтому для действенного неудобства нужно что-то более изощрённое.
Кайлаш
Аскезы Речи:
- сатья (правдивость),
- не критиковать,
- не обсуждать,
- не злословить,
- не говорить плохо о ком-либо за спиной,
- не перебивать,
- не кричать,
- не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное,
- избегать споров,
- не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру, йога-кружок и т.д.».
Аскезы Ума:
- контроль чувств и эмоций,
- чтение Писаний и размышления,
- джняна-йога,
- самоанализ,
- обуздание чувств,
- усмирение гордыни,
- покаяние (раскаяние),
- почтительное отношение к людям,
- проявление уважения и тому подобное.
Хочу поделиться своим опытом. Аскезы Тела для меня просты и не утруждают так сильно, как аскезы Ума или Языка. Голодание, физические упражнения, ранний подъём и прочие относящиеся к Телу лишения я проживаю достаточно легко и практикую их часто. Раньше даже не задумывалась про существование аскез для Ума и Речи. В астрологии считается, что женщины находятся под влиянием Луны, а мужчины — Солнца. Лунная энергия отвечает за эмоциональность, психическую силу человека, Солнце — это активная энергия действия на физическом плане, страсть и деятельность. Поэтому женщинам советуют выполнять больше аскез именно Ума и Речи, в то время как мужчинам — Тела, что увеличивает их Солнечную силу. Действительно, выполняя мужские аскезы, я чувствую в себе напряжение и раздражительность, несмотря на то, что сами аскезы даются легко.
Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные. Хотя, это не совсем верно. То, что можно назвать вынужденной аскезой — «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные пойдут на благо. Аскезы желательно совершать предписанные.
На мой взгляд, весьма показательной является история Гандхари — жены Дхритараштры из Махабхараты.
Гандхари
Образ царицы очень благочестив и скромен, как и предписано женщине, но страшная аскеза, на которую она себя обрекла, не была предписанной. Женщине надлежит спрашивать совета и разрешения у отца или мужа, ибо она находится под их защитой и пожинает плоды их деятельности. Гандхари из самых благих побуждений сострадания и желания понять слепого от рождения мужа обрекла себя на добровольную слепоту. Муж это воспринял как насмешку. Мудрецы также не одобрили сей поступок, ибо в писаниях он не упоминался и доселе не использовался, но, тем не менее, принимая во внимание благие мотивы, аскеза была разрешена Гуру династии, хотя и против воли мужа. Кармические связи трудны для понимания, так как нелинейны. Точно сказать, к чему привела данная аскеза, трудно. Но счастья в том воплощении у Гандхари не было — 100 сыновей родились с демоническими наклонностями, мужа не оставляла ни на мгновение и туманила его ум жажда власти, принося массу страданий его жене и подданным. А брат Шакуни считается главным зачинщиком боя на Курукшетре. Конечно, причиной не является одна лишь аскеза, но в непонятной до конца «многоходовке» всё играет роль.
В любом случае, аскеза — дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.
Как и любой поступок, аскеза может совершаться в разных гунах — в страсти (раджас), невежестве (тамас) или благости (саттва). Зависит это, в первую очередь, от цели аскезы. Аскезы с целью духовного развития — это аскезы в благости, с целью получения для себя материальных благ — в страсти, и аскезы с целью получения энергии для проклятия других — это уже невежество. Нужно различать аскезы для своего блага и на благо других. Это совершенно разные категории, однако, последовательность выполнения должна быть такой — сначала очищаем внутренним огнём себя, затем работаем на благо других.
Какие плоды от аскез мы можем получить?
- Сжигание кармы («Совершившие великий грех и остальные, совершающие недостойные дела, освобождаются от греха хорошо исполненным аскетическим подвигом» Ману-смрити, XI 240).
- Накопление тонкой энергии шакти (или тапаса) переработкой грубой энергии накопленных заслуг, что увеличивает жизненную энергию и повышает наш потенциал.
- Получение материальных или духовных благ — удачное замужество, благословение богов, деньги, сиддхи, могущество, власть, уважение и многое другое.
В соответствии с законом кармы, все события в мире сбалансированы между тем, что мы получаем и тем, что отдаём простым механизмом. Механизм этот известен как 3-ий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны». И если мы переживаем аскезы, то, согласно механизму кармы, это страдание должно быть компенсировано неким количеством «счастья», чаще всего исполнением желаний (выздороветь, выйти замуж, получить много денег и т.д.). «Вознаграждение» во многом зависит от уровня развития аскета.
Цель аскезы.
Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго, и совершать аскезы ради самих аскез. При этом взращивая чувство собственного Я, параллельно «просвещая» всех и вся вокруг, и наблюдая за взлетом чувства важности, как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче сжимая руки кармы на своей шее.
Видеть и понимать цель очень важно. Нам неизвестно, почему йоги Индии подолгу морят себя голодом, холодом и Бог знает ещё чем. Это другой уровень. И нет смысла практиковать такие вещи во имя Эго. Например, мы решаем совершить аскезу и 10 дней не мыться. Это серьёзная аскеза. Но какова цель? Ведёт ли это к повышению уровня сознания и духовному росту? В качестве примера приведу такую притчу:
Умер человек и попал на Божий суд и спрашивает Бога:
— Господи, что с долей моей? Я заслужил царствие небесное? Я ведь страдал! — с достоинством заявил человек.
— А с каких это пор, — удивился Бог, — страдания стали считаться заслугой?
— Я носил власяницу и вервие, — упрямо нахмурился человек. — Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял своё тело постом и молитвами…
— Ну и что? — заметил Бог. — Я понимаю, что ты страдал — но за что именно ты страдал?
— Во славу твою, — не раздумывая, ответил человек.
— Хорошенькая же у меня получается слава! — усмехнулся грустно Господь. — Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви?
Повисло молчание… Бог всё так же задумчиво взирал на человека.
— Так что с моей долей? — напомнил о себе человек.
— Страдал, говоришь, — тихо произнёс Бог. — Как тебе объяснить, чтобы понял… Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он всё-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам.
Бог на мгновение замолчал…
— А где же дом? Дом где, Я спрашиваю?!
Как совершать аскезы?
Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ты ни совершал, о Каунтея, — всё это совершай как приношение Мне!» (БГ 9.27). «Знай, что свершающие не предписанные святыми Писаниями жестокие аскетические подвиги ради самолюбования и с гордостью, в то же время одолеваемые половой страстью, привязанностями и насильственностью, неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, находящегося внутри их тел, — знай, что их решения демонические!» (БГ 17.5-6).
Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая шакти (тапас) посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).
Поэтому важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять напоказ, а лучше не говорить вообще про неё ни с кем, кроме как с Учителем (Наставником), если таковой имеется. На этот счёт есть замечательная притча:
Во времена Будды Шакьямуни жил один богатый царь, вознамерившийся поднести Будде и сотням сопровождающих его монахов несметные дары. Он пригласил их всех на особый праздник, который проходил в его саду. Много недель подряд царь подносил всем собравшимся бесчисленные дары в виде вкуснейшей еды, одежды и денег. По традиции того времени после совершения благого действия выполнялось посвящение заслуг, так что человек получал награду за свои дела. Когда грандиозное торжество подходило к концу, царь попросил о посвящении заслуг последних нескольких недель. Будда согласился выполнить его просьбу, но прежде чем сделать это, задал очень необычный вопрос: «Должен ли я за все твои материальные подношения и подарки совершить посвящение в твою пользу или в пользу того человека, который в действительности накопил наибольшую заслугу?».
Царь был сбит с толку. Он думал, что самая большая заслуга принадлежит ему, ведь это он организовал праздник и был столь щедр со всеми, однако ответил: «Разумеется, ты должен посвятить заслугу тому, кто её заслужил».
Тогда Будда посвятил заслугу старухе-нищенке, сидевшей у ворот сада. Собравшиеся были потрясены. Спутник Будды Ананда спросил его: «Почему ты посвятил заслугу от этого праздника нищенке, которая совершенно ничего не сделала, а не царю, который всё это оплатил?» Будда ответил: «Деньги потратил царь, а у нищенки нет и рупии, но она радовалась, что совершаются такие обильные подношения. Поскольку сама она ничего не давала, она не испытывала гордости. Царь был щедр, но самодоволен, восхищаясь собственными благими поступками. Заслуга старухи оказалась больше заслуги царя благодаря тому, что она была искренней и скромной».
Собираясь соблюдать аскезу, необходимо заранее спланировать продолжительность аскезы и следовать плану. Если появляется соблазн соблюдать дольше — вероятно, Эго укрепилось; если же наоборот появилось желание быстрее покончить с ней это показатель того, что сила воли слабая или внешние силы мешают. Фанатичность, равно как и потакание слабостям, показатель неблагой аскезы. Предписанные аскезы имеют определённое время входа-выхода согласно писаниям. Например, жительницы Индии соблюдают пост на Навратри — 9 дней и 9 ночей ограничений. И эти дни определены весенним и осенним равноденствием (существует летнее и зимнее Навратри, но их меньше празднуют). Также на постящегося может оказывать влияние планета, соответствующая конкретному дню недели во время соблюдения поста и других аскез. Например, экадаши выпадают на 11-ые лунные сутки, и время выхода чётко обозначено. Православные посты тоже имеют временные рамки и другие условия. То есть временной фактор важен как с точки зрения продолжительности, так и начала-окончания аскезы. Для себя я поняла, что хорошо бы следовать уже существующим предписаниям и не изобретать велосипед.
«Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста, должны беречься вреда его, то есть тщеславия». (Преподобный Марк Подвижник)
«Правила» выполнения аскез, которые я вывела для себя:
Во-первых, постоянство (признак саттвы). Как и любой другой аспект садханы, аскеза должна быть постоянной, если не предусмотрен конкретный период её выполнения.
Во-вторых, предложение результатов аскез Богу, и изначально делать это для Бога, другими словами, не привязываться к плодам. Стоит быть благодарными просто за возможность совершить аскезу, служить людям и двигаться на пути самосовершенствования.
В завершение хотелось бы сказать. Лучшая аскеза — следовать своей дхарме и налаживать отношения с Богом, каждое действие совершать беЗкорыстно и подносить плоды Всевышнему. Тогда кармические узелки будут постепенно уменьшаться, и жизнь будет проходить в благих аскезах. Вот что говорится в Ману-смрити про дхарму «Аскетизм для брахмана — приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия — охрана народа, аскетизм для вайшу — хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры — служение» (XI 236).
Пусть все живые существа будут счастливы!
Аскеза — что это такое простыми словами и как она работает
Что такое аскеза? Большинство считает, что это понятие связано с образом жизни монахов или серьезными духовными практиками, когда человек всего себя посвящает определенной дисциплине, преследуя некую высшую цель. И в этом есть доля истины, однако, на самом деле, с аскезой знаком каждый из нас, и именно аскеза может помочь нам реализовать желания, в том числе, вполне материальные. Более того, если мы хотим, чтобы в нашей жизни преобладали наслаждения, а не страдания, нам стоит обратиться к аскезе. Как это работает? Давайте подробно разберем, что такое аскеза и дадим ей определение простыми словами.
Что такое аскеза: определение
Аскеза — секрет успешных людей
Можно ли обойтись без аскезы?
Всегда ли нужно платить за удовольствия?
Аскеза для исполнения желаний
Как выбрать для себя подходящую аскезу
Как выдержать аскезу
ТОП-5 традиционных практик для совершения аскезы
Что такое аскеза: определение
Аскеза — это усилие, которое вы прилагаете для достижения чего-либо. В сознании людей этот термин больше связан с практиками йоги или системами самопознания. Но, по сути дела, это слово подходит и к обычной социально-бытовой сфере.
Вот вы утром рано встали — может быть, вам еще хочется спать, время 6-7 утра, за окном еще темно, — но вы встали, сделали гимнастику, умылись, позавтракали и пошли на работу. Зачем? Вы хотите заработать денег, чтобы содержать семью или построить дом. Сам процесс вставания, совершения усилий и есть аскеза. В результате этих усилий возникает напряжение. И далее вы используете это напряжение — например, создаете какой-то проект или берете лопату и копаете землю, что-то придумываете, над чем-то работаете и за это получаете деньги.
Но целью вашей аскезы могут быть не только деньги, но и, например, знания или здоровье.
Например, человек поставил себе цель выздороветь от какой-то болезни или улучшить здоровье. И он начинает выстраивать свою жизнь определенным образом: поститься, очищаться, медитировать, заниматься физическими упражнениями, он выстраивает себе тело и ум, начинает более гармонично взаимодействовать с природой и выздоравливает. Это аскеза ради здоровья.
А другой человек ищет не здоровья, а освобождения — от привязанностей, от страданий в этой жизни. Он начинает искать уже другие пути, но напряжение, которое он создает, усилия, которые совершает, все равно являются аскезой. Просто цель у него уже другого порядка. В йоге как практике саморазвития аскеза (или по-другому «тапас») относится к первой ступени — яме и нияме.
Виталий Лялин, руководитель нашей школы йоги, много лет осознанно совершал достаточно серьезные аскезы ради познания глубин человеческой природы. Вот он рассказывает о своем пути.
Аскеза — это самоограничение для достижения какого-либо результата.
Вы ставите цель, прилагаете усилия и начинаете различными путями — физическими, ментальными, энергетическими, информационными — выстраивать мост к своей цели. Аскеза в некотором смысле является одним из таких устойчивых мостов, но, чтобы выстроить этот мост, нужно уметь рассчитывать свои силы.
Аскеза — секрет успешных людей
Глядя на успешных людей, мы говорим: надо же, какой творческий человек, как многого он достиг, наверное, он очень талантливый или чрезвычайно много работал. А на самом деле он, может быть, просто совершал маленькие аскезы в нужном направлении.
Обратите внимание: многие известные люди — бизнесмены, писатели, актеры, политики — занимаются спортом, бегают или плавают, живут по определенному режиму, ограничивают себя в питании, проходят различные тренинги. И делают они это не только ради здоровья или красивой фигуры.
Люди, которые могли бы купаться в роскоши и предаваться одним лишь наслаждениям, продолжают совершать аскезы и прилагать усилия, потому что хотят двигаться дальше по пути своего развития.
Можно ли обойтись без аскезы?
Можно ли обойтись в жизни совсем без аскезы? Если человек избегает ограничений, того, что ему неприятно или некомфортно делать, а делает только то, что ему хочется, могут ли у него в жизни быть проблемы?
Ответ на этот вопрос очень прост.
Когда в квартире становится грязно и много мусора, вы берете тряпку и моете пол, и это нормально. Но мыть пол, унитаз, раковину — это не всегда приятно и легко. Вы можете, конечно, нанять уборщицу, но для этого вам нужно заплатить ей деньги. А чтобы заплатить деньги, их нужно сначала заработать, т.е., опять-таки, приложить определенные усилия.
Этот маленький пример показывает, что есть трудности, которые неизбежно случаются в нашей жизни. Преодолевая их, мы взращиваем свою волю.
Всегда ли нужно платить за удовольствия?
У наслаждений и удовольствий есть обратная сторона — это страдание. Например, когда вы наслаждаетесь семейной жизнью, это может обернуться тяжелыми переживаниями, если придется расстаться с супругом. Причем удовольствие оборачивается страданиями того же уровня. Если вы жили в семье без особой радости — есть человек рядом, и ладно, — тогда и страданий особых при расставании нет. А если, например, вы год вынашивали интересую идею по работе, планировали, мечтали, как вот-вот что-то создадите, а у вас эту идею кто-то украл и сам реализовал или же от нее вообще отказались, страдание будет другого порядка — тоньше, больше зацепит за душу. Когда рушится идейная концепция счастья — это всегда очень болезненно.
Обязательно ли за наслаждениями следуют страдания?
Допустим, вы работаете, и у вас есть какой-то доход, например, тридцать тысяч в месяц. Вы можете потратить эти деньги на разные вещи — на еду, развлечения, путешествия. Но у вас есть, например, домашние животные, и они вам приносят удовольствие. Чтобы наслаждаться общением с любимой собакой, вам нужно часть своего дохода тратить на уход за ней — корм, услуги ветеринара и т.п., — вам приходится платить за удовольствие. У вас есть наслаждение — вы совершаете аскезу.
Аскеза устанавливает баланс между удовольствием и его противоположностью. Если вы не совершаете аскезы, приходит страдание. Если вы совершаете аскезы и не ищете наслаждения, природа начинает искать способы, как вам это компенсировать.
Жизнь — это сбалансированная система. Если вы постоянно работаете, трудитесь, отдаете, совершаете аскезы и ничего не просите от жизни, она начинает искать способы, как вам компенсировать это. Например, если вы копаете землю или прикладываете другие физические усилия, но не ищете физических наслаждений и не просите денег, природа может вернуть вам это в другом виде — например, в виде духовного прозрения или благодарности людей, которая будет вас питать. Жизнь находит этот баланс на разных уровнях — он не плоский, не однослойный, это многомерный баланс.
Аскеза для исполнения желаний
Вы можете совершать аскезы ради исполнения своих желаний. Например, человек несколько раз в неделю бегает по 5-10 км или плавает в бассейне по 2-3 км и вынашивает при этом идею создания какого-либо бизнеса, реализации какого-то проекта, и тогда этот проект у него становится успешным. Если мы загадываем желание, ныряя зимой в озеро, и это желание сбывается, не озеро выполняет наше желание, а мы сами — когда осознанно совершаем аскезу.
Другой вопрос, что с желаниями нужно быть осторожным — кто знает, чем обернется для нас то заветное желание, которое мы загадали. Более разумно просить у жизни сделать нас счастливыми или же просто благодарить жизнь — и тогда все обернется наилучшим для нас образом.
Как выбрать для себя аскезу
Как выбрать ту практику, которая будет помогать нам по жизни достигать целей и реализовывать наши планы?
То, что вы выберете, должно быть естественным для вас. Сейчас во многих источниках пишут, что человек должен вставать до восхода солнца. Но это не означает, что такая аскеза подходит для всех. Вдруг вам этого просто не дано в силу вашей природы? В таком случае нужно принять себя и найти более подходящую практику.
Точно так же не всем девушкам подходит голодание. Это достаточно серьезная аскеза, и, в силу склада женской психики, голодание может приводить женщину в эмоционально неустойчивое состояние. Проще говоря, она станет стервой, и общаться с ней станет очень тяжело. Поэтому внимательно наблюдайте за своим состоянием, когда берете на себя какую-то аскезу.
Самое главное — аскеза не должна быть для вас страданием, вы должны выполнять ее с удовольствием, даже когда прилагаете достаточно серьезные усилия.
Бывает, что мы сталкиваемся с такой горой, которую лучше обойти, нежели лезть на нее до тех пор, пока вы не устанете, сорветесь и разобьетесь. Нужно понимать, что препятствие, с которыми вы столкнулись, может быть слишком большим для вас.
Сталкиваясь с препятствием, попробуйте внутри себя измерить: выдержите вы это или нет. Если вы столкнулись с небольшой трудностью, если вам нужно помочь родителям сделать ремонт или посидеть с соседским ребенком, то это можно сделать, но если банк захватили 20 вооруженных бандитов, то вам, маленькой хрупкой женщине, не стоит на них кидаться и пытаться всех обезвредить. Одно дело — побегать с подругой вечером в парке и совсем другое — отправиться в пеший поход, где нужно с рюкзаком проходить по несколько десятков километров в день.
Нужно соизмерить свои силы с тем препятствием, что стало на вашем пути, научиться соблюдать меру. Приходя в зал, вы не берете сразу штангу на 200 кг. Опытный тренер, глядя на вас, подскажет, какой вес вам лучше взять. Если вы рассматриваете жизнь как тренировочную площадку, то каждый раз степень нагрузки в препятствиях будет меняться. Она будет сильнее, больше. Это означает, что вы можете выдержать. Вы даже можете не заметить те препятствия, которые 10 лет назад казались вам огромными. Вы можете их даже не рассматривать как препятствия.
То же касается и количества усилий, затрачиваемых в вашей жизни на аскезу. Если человек совсем не аскетирует, у него пропадает воля. Если он излишне аскетирует, ожесточается сердце. Нужно найти грань между чрезмерной аскезой и ее отсутствием. Сделать это можете только вы сами, потому что у каждого человека — свой собственный уровень.
Несколько очень простых практик, которые обязательно принесут результат, если регулярно прилагать соответствующие усилия, можно найти в нашем специальном пособии:
Скачать бесплатно!
Кто платит за аскезу
Когда человек выбирает для себя какую-то практику, первое время он полон энтузиазма. Прочитает какие-нибудь умные книги, походит на лекции и решит изменить образ жизни. Например, 3 раза в неделю бегать, 1 раз в неделю поститься, делать по утрам гимнастику и каждый вечер заниматься медитацией. Живете вы так неделю, вторую, третью, а потом вам становится тяжело. Результатов от совершения аскезы вы еще не прочувствовали, а усталость уже накопилась. Что же делать?
Создайте себе стимул, представляя себе аналогию с денежным бюджетом. Представьте себе, что за каждую пробежку вам платят тысячу рублей, а за медитацию — две тысячи. Сколько получается всего в месяц? Можете завести себе блокнот и записывать туда эти виртуальные «деньги». У вас тогда занятия сразу пойдут по-другому, потому что «плата» приходит к вам сразу.
И наоборот — если вы нарушаете свои правила, назначьте себе штраф. Например, съели сладкую булочку, отнимаете из бюджета определенную сумму. Тогда вам придется эту сумму потом отработать — лишний раз сделать зарядку или побегать. Таким образом через «доходы» и «расходы» у вас сформируется бюджет.
Человек так устроен, что подобный «денежный» стимул для него работает. Со временем вы поймете, что духовная практика или же практика совершения аскез и в самом деле имеет подобный баланс, однако его проявление требует больше времени, поэтому результаты того, что вы делаете, проявляются не сразу. Например, нужно несколько лет, чтобы появились реальные результаты медитации, чтобы по-настоящему запустилась перестройка тела и сознания. Хотя какие-то эффекты можно прочувствовать и сразу. Из-за такой растянутости во времени человек теряет терпение, желание практиковать. А если перевести все на денежную математику, ему становится легче.
Если вы начинаете совершать какие-то шаги, постарайтесь делать их как минимум двадцать один день. Продержитесь это время, привычка закрепится, и вам станет легче. Следующий кризис случается обычно через 4-5 месяцев, когда вдохновение от той идеи, которой вы загорелись, постепенно угасает, а новая практика становится привычной и обыденной. И тогда жизнь тихонько начинает подталкивать вас назад — мол, побаловался и хватит. И тогда у вас есть выбор — либо вернуться к прежнему образу жизни, признав свое поражение, либо преодолеть этот кризис усилием воли, либо сделать для себя временное послабление, а затем снова продолжать делать шаги в нужном направлении. Только вы сами выбираете, с какой скоростью будет расти ваш «бюджет».
ТОП-5 традиционных практик для совершения аскезы
В системах самосовершенствования традиционно предлагается несколько видов совершения аскезы:
— пост, ограничение в еде, периодическое голодание;
— длительные пробежки, прогулки или плавание;
— контрастный душ, купание в проруби, обливание ледяной водой после бани;
— ранние подъемы (до восхода солнца);
— длительное сидение в медитации, чтение мантр, молитв.
На нашем сайте вы можете попробовать бесплатный урок йоги с Виталием Лялиным — Мастером, у которого есть огромный опыт совершения аскез. Каждый день на протяжении многих лет он бегал по несколько километров, читал мантры и в любое время года купался в реке. Это помогло ему получить опыт медитации и глубоко познать самого себя, а полученными знаниями он теперь делится с другими людьми.
Теперь у вас появилось понимание о том, что это такое — аскеза, как ее совершать, и что она может нам дать.
Силы разума, аскезы и наслаждения лежат на весах нашей жизни. Мы сами выбираем, на какую чашу мы больше положим. И в результате эти весы качаются у нас в ту или иную сторону.
Добавить комментарий