Архитектура буддийского храма


Найдите изображение ступы в Непале (Сваямбанат). Проведите сравнительный анализ: что общего ступы в Непале со Ступой в Санчи?

Какие элементы Сваямбанат указывают на догматические особенности?

Скульптура.
Большой Будда
Тяньтань Будда, известен также как Большой Будда – большая бронзовая статуя Будды, расположена в Гонконге, на острове Лантау, вблизи монастыря По Лин. Символизирует гармонию отношения между человеком и природой, между людьми и религией. Важный центр буддизма в Гонконге, а также – популярный туристический объект.

Высота статуи – 34 метра, вес – 250 тонн, что делало Большого Будду самой высокой бронзовой статуей Будды до 2007 года. Чтобы достичь статую, посетителям требуется преодолеть лестницу с 268 ступенями, хотя имеется также небольшая извилистая автомобильная дорога, ведущая к Будде. Большой Будда смотрит на север, что уникально, так как все крупные статуи Будд обращены на юг.

Строительство статуи было начато в 1990 году и завершилось 29 декабря 1993 года. На церемонию открытия были приглашены монахи со всего мира.

Как вы думаете, для чего создавать настолько большую статую? Какие чувства она вызывает у вас?

Почему Будда обращен лицом на север?

Задание: подготовьте сообщение о любой статуи Будды в Тибете.

Скульптура «тысячирукий Будда» Тибет.

В искусство буддизм привнес совершенно определенные социальные идеи; это идеи несовершения зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретно-образный характер. Например, с древнейших времен существует традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как ореол, взметается тысяча рук (количество, конечно, условно), в открытых ладонях которых изображена соответственно тысяча глаз. Социальный смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть все несправедливости, свершаемые на земле, и тысячу рук, чтобы протянуть руку помощи всем страждущим, отвести от них горе и несчастья.

Какой социальный смысл обретает «нейтрализм» Буддизма?

Буддизм – это одна из 3-х основных религий среди всех верующих людей на Земле.

Сегодня в мире насчитывается около 0,5 млрд. человек, которые исповедуют буддизм, а священные сооружения религии располагаются более чем в 20 странах мира.

Помимо традиционно буддистских государств Юго-Восточной Азии религия набирает все большую популярность в странах с христианским укладом жизни. Во многом это связано с миролюбивостью буддизма, который не запрещает проповедование нескольких религиозных течений одновременно.

Что такое буддизм

Буддизм – это одна из первых, зародившихся на планете религий. Исторические свидетельства позволяют ученым утверждать, что буддизм появился в начале V в. до н. э. Эта религия объединяет представителей различных государств с отличающимся культурным и историческим наследием. Что несвойственно для христианства или ислама.

Священные сооружения буддизма можно встретить на территориях от южных окраин Индии и острова Шри-Ланка до северной Республики Бурятия (территория Российской Федерации).

От Японии на востоке до Каспийского моря и Республики Калмыкия на западе. Но колыбелью буддийского мира является Тибет. Горный регион, который получил письменность и обзавелся основными элементами цивилизованного общества благодаря буддизму.

Появление этой древней религии произошло на территории Индийского субконтинента. Возникновение буддизма не было случайным явлением. Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. в регионе активно развивались разные философские течения, во главу угла которых ставилось развитие внутреннего мира человека и избавления его духа от страданий.

В этот период на территории современной Индийской Республики, Пакистана, Непала и Бангладеша были очень сильны ведические традиции, опирающиеся на кастовую систему (власть принадлежала брахманам-жрецам). Но в северо-восточной части страны их влияние не было столь значительным.

Причиной этому явились два события:

  1. Кризис ведических религиозных течений, связанный с появлением шраманов. Основанное на жертвоприношениях ведовство проигрывало конкуренцию новому воззрению, основанному на аскетизме.
  2. Смена лидирующих сословий. В результате активного образования новых государственных образований в юго-восточной части современной Республики Индии произошло смешение 1 главной касты брахманов и замена её 2 по старшинству кастой хшатриев.

Именно в этот период и при этих обстоятельствах на указанной территории начал проповедовать новое религиозное течение Будда Шакьямуни – родоначальник и основатель буддизма.

Основные принципы и идеи буддизма

Основой буддистского учения является поиск истины путем приобретения личного опыта, самонадеянности и оценочного суждения всех советов, приходящих к человеку извне. Перед уходом из жизни Будда Шакьямуни сказал: «Я поведал все что знал. Будьте же сами для себя путеводными звездами».

То есть создатель буддизма предлагал своим последователям искать путь к познанию через врожденную мудрость и просветленную природу, которые присущи каждому индивиду с рождения. В этих словах и заключается основная идея религиозного учения.

Однако помимо абстрактных убеждений, которые возможно толковать неоднозначно, последователями буддизма всех стран и течений соблюдаются несколько общих постулатов учения, которые изложены в буддийских сутрах («запуска колеса Дхармы», «о законе кармы», «алмазная сутра»):

  1. Учение о карме и причинно-следственной связи между событиями.
  2. 4 непререкаемые и благородные истины.
  3. Учение о мимолетности происходящего или о мгновенности.
  4. Пристанище в 3 драгоценностях.

Учение о карме

Будда Шакьямуни объяснял кармой или находилось причинно-следственную связь во всех аспектах жизни человека. Родоначальником буддизма были предложены 10 постулатов, которые необходимо избегать человеку для того, чтобы исключить возможность их негативного воздействия на собственную жизнь и судьбу.

На физиологическом уровне На вербальном уровне На духовном уровне
убийство клевета ложный взгляд на окружающий мир
кража ложь зависть
действия сексуального характера сплетни намерение причинить вред
оскорбления

Такие предписания не являются абстрактными догмами, которые необходимо слепо соблюдать. Каждому последователю буддизма следует обдумать послание создателя учения.

Шакьямуни утверждал, что нарушение этих запретов повлечет за собой не только кармическое воздействие на источник преступления, но и лишит человека возможности дальнейшего развития. Это может быть выражено в неспособности постичь истинный смысл вещей или событий, а также невозможность встретить на жизненном пути подходящего наставника.

Четыре истины

Это первые поучения Будды, которые он дал на 7 неделю после просветления.

1 истина (Сансара)

Жизнь – это страдание, утверждал Шакьямуни. Оно порождается невозможностью человека познать свой собственный разум. При рождении все люди имеют затуманенный ум. Он подобен глазу – видит окружающий мир, но неспособен разглядеть себя. От этого в человеке пробуждаются низменные чувства духовного уровня.

Предложенное Буддой учение является инструментом для того, чтобы каждый последователь буддизма мог взглянуть на себя со стороны и избавиться от кармических пороков.

2 истина

Страдание – есть причина неведения непросветленного ума. Разум блуждающего в неведении человека склонен к формированию мешающих и толкающих на ложный путь эмоций.

3 истина

Любому страданию можно положить конец. Непросветленный ум неизменно приводит человека к страданиям, но достигнув состояния Будды возможно их прекратить.

4 истина

Она гласит о существовании возможности избавления от всех страданий. Пройти этот путь возможно благодаря медитации и 84 тыс. поучений, который оставил своим последователям Будда.

Учение о мгновенности или Кшаникавада

Это учение напрямую вытекает из учения непостоянства. В религиозных канонах буддизма есть утверждение о том, что любое живое создание (как отдельная Дхарма, так и весь набор Дхарм) существует лишь мгновение, затем его заменяет другая сущность (набор Дхарм). Появление нового существа в следующий миг обусловлено и диктуется причинно-следственной связью.

Три драгоценности

Тремя драгоценностями в буддизм являются:

  1. Будда, существо получившее наибольшую просветленность.
  2. Дхарма, как закон, посланный людям в помощь от Просветленного.
  3. Сангха, как община стремящихся просветлению.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Самый большой аэропорт в мире — Европе, Америке, Африке, России.

Знаменитые духовные наставники в буддизме

Истинными наставниками буддизма считаются те, которые происходят от Будды по непрерывной цепи реализовавшихся мастеров и знатоков учения.

Будда Шакьямуни

Является родоначальником религиозного течения.

Живший 2,5 тыс. лет назад в северной части Индийского субконтинента Будда достиг просветления. То есть методом медитации смог понять и осознать истинную природу материального мира. Тем самым он смог избавиться от недостатков и раскрыть свой внутренний потенциал.

Всю свою жизнь Будда посвятил преподаванию методов, с помощью которых каждый человек способен избавиться от проблем.

Нагарджуна

Был основоположником одного из течений буддизма под названием мадхьямаки. Жил Нагарджума примерно во II н.э. Он проповедовал своим последователям глубинное видение пустоты. Составленные им тексты и направление буддизма Срединного пути позволяют сторонникам учения сегодня наиболее глубоко трактовать понятие реальности.

Арьядева

Был родом из королевской семьи, правившей на Шри-Ланке в начале современного летоисчисления. Родился и жил Арьядева ориентировочно с середины II по начало III вв. н. э.

Он был последователем Нагарджуна, сопровождал его во всех странствиях и изучал буддистские пергаменты. После смерти последнего Арьядева стал его приемником и продолжил проповедовать учение махаяны.

Шантидева

Родившись в VIII в. н. э. в царской семье Шантидева отказался вступать на престол и ушел в джунгли для проведение духовных практик и медитации. После долгих лет практики он нашел просветление и только тогда вышел к людям.

Шантидева был автором, сохранившихся в тибетских традициях по настоящий момент, практик ботхисаттвы.

Атиша

Атиша жил в период с 982 по 1054 года и был воспитанником Индонезийской буддистской школы милосердия. После чего принес это учения в Индию повторно. После этого его пригласили в Тибет для возрождения данной школы. Атиша стал родоначальником буддистской традиции Кадам.

Гампопа

Гомпопа являлся основным учеником тибетского йогина Миларепы. В своём труде «Драгоценном украшении освобождения» он свел воедино практики ума с традициями кадам и учениями махамудры. Годы его жизни с 1079 по 1153.

Цонкапа

Цонкапа (с 1357 по 1419 годы) – это основоположник традиции гелуг, которая по сей день является господствующей в тибетском буддизме. Его часто называют главным реформатором этой религии. Цонката настаивал на необходимости соблюдения жесткой дисциплины среди монахов, а также сумел верно разъяснить многие сложные вопросы, связанные с философией буддизма.

Ценшаб Серконг Ринпоче

Священные сооружения буддизма в Индии, построенные в начале ХХ в, были возведены при активном содействии Ценшаб. Он также был сподвижником Далай-Ламы, помогал ему в философских дебатах и был его наставником. Живший в период с 1914 по 1983 годы Ценшаб Серконг Ринпоче дважды отправлялся в путешествия по всему миру с целью проповедовать учения буддизма.

Священные места и сооружения буддизма

Священные сооружения буддизма называются Дацан.

Они включают в себя все необходимые здания для жизни монахов, а также объекты поклонения:

  • Ступы.
  • Скульптуры и статуи божеств.
  • Хурдэ (религиозные барабаны).

Приверженцы буддизма ходят в Дацан не только для молитв. Сторонники древнего учения могут пообщаться здесь с ламой, спросить совета и получить ответа на интересующие вопросы.

Отличительной чертой буддистских храмов является наличие многоуровневых крыш, со свисающими над землей скатами, позолоченных столбов и изображений мифических животных.

Правила посещения

Прийти в буддистский храм может каждый человек независимо от его религиозных воззрений.

Но посещая подобные места необходимо придерживаться ряда простых правил:

  1. Отключить электронные устройства.
  2. Снять головной убор (касается мужчин и женщин).
  3. Прикрыть одеждой руки и ноги.
  4. Рюкзаки и сумки следует держать в руках.

На территории священного сооружения запрещено распитие спиртных напитков. Также запрещается посещать храмы в нетрезвом виде.

После того, как человек попадает во внутреннюю часть строения ему необходимо пройти обряд очищения.

Для этого следует обойти храмовый комплекс по периметру и обязательно в направлении вращения часовой стрелки. В процессе прохождения по маршруту необходимо вращать молитвенные барабаны.

Только после этого посетители могут получить доступ к главной достопримечательности Дацан или попасть в центральное здание храма.

Храм Хэинса

Расположен на горе Каясан в корейской провинции Кенсан-Нандо. Храм был впервые построен в 802 году. По одному из вариантов его основателями были Иджон и Сунын. После возвращения из длительного странствия по Китаю эти два монаха вылечили от тяжелой болезни супругу корейского чиновника. И тот выразил свою благодарность Будде путем строительства Дацан.

Сегодня храм Отраженный в спокойном море (Хэинса) является одним из самых значимых центров развития буддийского учения Сон. На территории комплекса хранится свод священных текстов Трипитака (около 80 тысяч деревянных табличек, с записанной на них мудростью буддизма.

Пха Это Луанг

Буддистское священное сооружение считается одним из самых значимых культурно-исторических памятников Лаоса. Расположен храм в 4 км. к северо-востоку от столицы государства. Изображение священного строения находится на гербе этой восточноазиатской страны.

Буквальный перевод Пха Это Луанг или Тхат Луанг означает Великая Ступа. Согласно источникам из местных легенд храм был основан в III в. до н. э. индийскими миссионерами. По одному из сказаний монахи скрыли в стенах здания грудную кость Будды.

Дожившая до настоящего момента Великая Ступа была построена в середине XVI в. во времена правления короля Сетхатхирата.

Однако спустя 200 сотни лет в результате нападений со стороны Бирманских и Сиамских вооруженных сил храм был значительно поврежден. Лишь в 1900 году восстановлением сооружения занялось французское правительство. А в 1995 году в честь 20 летнего юбилея образования Лаосской Народной Демократической Республики Пха Это Луанг был отреставрирован в последний раз.

Сегодня Великая Ступа представляет собой трехуровневую пирамиду:

  1. 1 уровень символизирует материальный мир. Вдоль практически квадратного основания 68х69 м располагаются священные камни (323 штуки). Также здесь находятся 4 зала для молебен и лестницы.
  2. 2 уровень и 30 малых Ступ, расположенных по периметру, являются символом буддийских добродетелей. Этот уровень имеет квадратную форму с длинной стороны 48 м.
  3. На 3 уровне располагается Большая Ступа, высотой 45 м.

Тодай Дзи

Священные сооружение буддизма в Японии главным образом знамениты благодаря этому храму, расположенному в городе Нара.

Тодай Дзи считается самым большим деревянным строением во всем мире и является центром развития учения Кэгон.

Храм был построен в 745 году н.э. по приказу императора Сёму. В 743 году он издал указ о том, что жители его земель должны построить гигантскую статую Будды для собственной защиты.

Тодай Дзи — священное сооружения буддизма в Японии

В строительстве приняли участие более 2 млн. человек. Высота статуи, которая по настоящий момент является основной достопримечательностью Тодай Дзи, составила почти 15 м. Претерпев несколько реконструкций храм приобрел современный вид 1709 году.

Окрестные территории Тодай Дзи представляют собой олений парк. По ней беспрепятственно гуляют животные. На площади комплекса располагаются знаменитые февральский и мартовский павильоны (Нигацу-до и Сонгацу-до соответственно).

Интересные факты о буддизме

Многие из буддистских традиций могут показаться необычными для стороннего наблюдателя:

  1. Слово «Буддизм» происходит от слова Budhi (на хинди означает мудрость).
  2. В целях популяризации буддизма монахам запрещено готовить пищи. Они должны получать её в качестве подаяния, обращаясь с проповедями к людям.
  3. Учения этой древней религии способствуют не только обретению гармонии с душой, но и улучшают контроль собственного тела. По всему миру известны тибетские боевые искусства.
  4. Буддисты посещают священные сооружения в тот момент, когда сами чувствуют в этом потребность.

Буддизм – это древнее учение, которое не похоже ни на одну религию в мире. Последователи буддизма верят в правильные поступки, а не в богов. Они убеждены в возможность реинкарнации души.

Их философия утверждает, для того чтобы следующая воплощение человека была лучше, необходимо прожить настоящую жизнь с соблюдением всех правил. Впитать в себя мудрость буддизма можно, посетив священные сооружения, которые расположены более чем 20 странах мира.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о буддизме

О буддизме — кратко и доступно:

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.

Правила поведения
Что означают названия
Внешнее и внутреннее устройство
Заключение

Правила поведения

Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.

Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.

Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым правилам, приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:

  • Выключить мобильный телефон
  • Вытащить из ушей наушники
  • Говорить тише
  • Избегать ненужных разговоров
  • Снимать головной убор и обувь
  • Не курить
  • Не употреблять жевательную резинку

Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.

Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.

В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.

Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.

Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.

Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.

Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.

Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.

Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.

Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.

Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.

И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:

  • Подходя к алтарю, ступайте сначала левой ногой, а отходя — правой.
  • Традиционное приветствие – сложить руки в молитвенном жесте перед грудью и слегка поклониться. Чтобы выразить глубокое уважение членам общины, руки поднимают выше, на уровне лба.
  • Почти возле каждого храма есть металлический ящик для пожертвований. Они поддерживают работу святилища, особенно малобюджетного. После визита жертвуйте сюда около доллара.

Что означают названия

Буддийские храмы называются «дацан», но могут иметь в названии имя собственное в сочетании со словами «тэра», «дэра», «гаран», «дзи». Каждое из этих слов указывает либо на географическое положение, либо на имя жертвователя, на прославление определённого божества или рода.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.

Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.

На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Перечислить основные части буддистского храма

Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» — у Будды, его учения и общины. Обычно буддийский храм устроен так, что все «Три Сокровища» собраны и наглядно представлены в одном месте. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.

В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае — одно и то же. В любом храме живут монахи.

Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале», кондо.

Пагода, то:, предназначена для хранения останков земного тела Будды. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или под центральным столбом, или на его верхушке.

Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений», ко:до:.

Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило эти помещения обустроены в галереях.

Начиная с VIII в. при многих храмах стали обустраивать место для почитания «родных богов», ками. Святилище может находиться на территории храма или вне ее.

Для примера можно взять устройство храма «Четырех небесных государей»), одного из самых древних в Японии. В храме может быть несколько пагод, иногда бывает несколько «Золотых залов», но расположены они почти всегда в таком порядке, как на рисунке.

Буддийский обряд в основе своей — это выражение почтения к Трем Сокровищам и обращение к ним как к «прибежищу». В ходе обряда статуи и другие изображения открываются для обозрения, тексты звучат полностью или в отрывках, монахи совместно предаются «сосредоточению», иногда проводят шествие и т.д. «Трем Сокровищам» совершают подношения, и ответом на них служат различные действия, призванные выразить помощь «Трех Сокровищ» их почитателю. Важно, что в обеих ролях — и того, кто прибегает к помощи, и того, кто ее дает, — могут выступать и монахи, и миряне. Обряды имеют общую цель: распространить последствия сострадательных деяний одного человека на множество других существ, уменьшить их страдания, преодолеть заблуждения, и в пределе — помочь каждому существу достичь освобождения.