Афродита из пены
Содержание
Афродита Анадиомена
У этого термина существуют и другие значения, см. Афродита (значения). Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», ок. 1485, Уффици, Флоренция
Афродита Анадиомена (др.-греч. Ἀφροδίτη Ἀναδυομένη, «выныривающая, выходящая из моря») — эпитет богини Афродиты, рождающейся из морской пены и выходящей на сушу, и иконографический тип её изображения в этот момент.
Данная иконография прославилась во времена Античности благодаря несохранившейся картине Апеллеса и неоднократно повторялась мастерами последующих эпох. Варианты её названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina.
Сюжет мифа
«Оскопление Урана Кроном». Джорджо Вазари и Жерарди Христофано
Рождение богини Афродиты, согласно одному из древнегреческих мифов, было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Тот оскопил отца серпом. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а от капель крови (вариант — крови в сочетании семенем), упавших в море — богиня Афродита.
Таким образом, произошло девственное зачатие в патриархальном варианте: кровь Урана, в тот момент ещё бывшего верховным богом, попав в море, образовала белоснежную пену, из которой появилась на свет Афродита. Отсюда её эпитет — Пенорожденная, и даже, согласно одной из версий этимологии, само имя — от др.-греч. ἀφρός — «пена»).
Служанки Афродиты помогают ей подняться из моря. «Трон Людовизи», ок. 470—460 до н. э.
Богиня возникла из морской пены обнажённой и на раковине (античном символе вульвы), добралась до берега. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы:
Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принес её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием.
— Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»
Иконография
Иконографический тип изображения рождающейся Афродиты, включал, таким образом, следующие элементы, которые могли использоваться в различных комбинациях:
- обнажённая богиня,
- морское побережье, вода, волны, пена,
- выжимание богиней своих мокрых волос,
- ракушка — одновременно средство передвижения и символ вульвы, то есть рождения и любви (ср. йони),
- атрибуты морской стихии — напр. дельфины, нереиды,
- помощники богини — служанки, оры, хариты, ветра (Борей, Зефир, проч.), купидоны.
Античные Анадиомены
Картина Апеллеса
Помпейская фреска «Афродита Анадиомена». Предположительная копия с Апеллеса«Венера Сиракузская»
Картина Апеллеса, написанная на сюжет рождения Афродиты (4 в.до н. э.), не сохранилась. Известна по описанию в «Естественной Истории» Плиния Старшего, кн. 35. Работа пользовалась невероятной славой и вызвала множество подражаний в искусстве эллинизма.
История создания художником полотна связана с именами двух женщин — Фрины и Кампаспы. Фрина была прославленной гетерой, натурщицей Праксителя. Она была знаменита своим великолепным телом, но увидеть её в обнажённом виде было практически невозможно, за исключением праздника Посейдона в Элевсине. В этот день она раздевалась донага и, распуская волосы, входила в море. Как рассказывал Афиней, именно это зрелище подсказало художнику сюжет картины. Саму же богиню, пишет Плиний, некоторые считают, что Апеллес писал не с Фрины, а со своей рабыни Кампаспы, подаренной ему Александром Македонским.
Источники описывают картину так: новорожденная богиня, выходя из волн, отжимала волосы.
«Афродита Анадиомена» считалась лучшим произведением Апеллеса. Она находилась на острове Кос, в храме Асклепия Асклепионе. Около рубежа нашей эры её приобрел император Август, простив жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря.
К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию её никто не брался. Нерон заменил погибающее произведение одной из работ мастера Доротея.
Великий искусствовед XX столетия Эрнст Гомбрих считал «Афродиту Анадиомену» не только главной картиной Апеллеса, но и произведением, предопределившим пути развития европейского искусства. Одну из своих самых известных книг, посвящённых живописи эпохи Возрождения, Гомбрих так и назвал — «Апеллесово наследство».
Фрески
«Афродита Анадиомена», Ватиканские музеи
Сохранившаяся живопись с изображением сюжета Venus Marina дошла до нас благодаря росписям помпейской виллы .
Вазопись
На краснофигурной вазе более раннего периода богиня предстаёт появляющейся непосредственно из створок ракушки .
Скульптуры
- Венера Сиракузская — статуя, представляющая богиню, выходящую из воды, хранится в Сиракузском Археологическом музее. Венеру сопровождает дельфин (отбит), а складки одежд подобны раковине. (Иногда статую также называют Venus Landolina по имени обнаружившего её в развалинах сицилийского нимфея археолога Saverio Landolina). 2 в. н. э.
- Венера Киренская — статуя Афродиты Анадиомена из Кирены , нагую богиню сопровождает дельфин. Фигура из Национального музея Рима представляет собой копию более ранней эллинистической статуи .
- Венера с поздней галлоримской виллы, Лувр / Повторение мотива богини, выжимающей волосы.
- еще торс , ещё статуя в Лувре .
- Афродита Анадиомена, Рим (Aphrodite Chiaramonti).
- Рождение Афродиты. Коптский рельеф 4 в. н. э. в Лувре
- Трон Людовизи
Ренессансные Анадиомены
Тициан. «Венера Анадиомена», ок.1525, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Ренессансные художники тщательно читали описания произведений искусства, оставленные античными писателями, и исследовали сохранившиеся образцы. Обращение этого материала — один из главных признаков эпохи Возрождения, поэтому ничего удивительного в том, что итальянские мастера пытались создавать свои варианты самой знаменитой картины Древней Греции:
- Картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», (ок. 1485, Уффици, Флоренция) оказалась самым знаменитым вариантом. Художник соединил в ней абсолютно все атрибуты сюжета, известные по источникам. Подробнее см.: Рождение Венеры (картина Боттичелли).
Более лаконичными в использовании атрибутики оказались другие мастера, более буквально следовавшие описанию Плиния, в котором не упоминается раковина. Их работы изображают просто женскую фигуру, отжимающую волосы:
- 1516 — мраморный рельеф Антонио Ломбардо «Венера Анадиомена» из Уилтон-Хауса (Музей Виктории и Альберта)
- ок. 1525 — полотно Тициана «Венера Анадиомена» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург)
- XVI в. — фонтан «Венера», Джамболонья , школа Джамболоньи: вода стекает с волос богини (Национальная Художественная Галерея, Вашингтон .
- Работы Рубенса .
Афродита Анадиомена в Новое время
Рокайльные произведения на эту тему были сдержанными — бёдра богини обычно драпировались, присутствовали купидоны и проч.:
- ок.1750 — «Рождение Венеры» Франсуа Буше (Коллекция Уоллас, Лондон)
Классицизм и академизм XIX в. был более откровенен в трактовке ню и не отвлекали от женского тела чрезмерной атрибутикой:
- 1835 — Теодор Шассерио написал «Венеру Анадиомену»
- 1848 — Энгр закончил свою «Венеру Анадиомену», которая стала одной из самых известных его работ
- 1863 — Александр Кабанель написал своё «Рождение Венеры» опираясь на недавно открытую помпейскую фреску того же сюжета (см.фото выше). Картина была показана на Парижском Салоне 1863 г., пользовалась успехом и была куплена Наполеоном III для своей личной коллекции.
- 1868 — рисунок Бёклина
- ок.1870 — Густав Моро, акварель и гуашь.
- 1879 — Уильям-Адольф Бугро создаёт «Рождение Венеры», перееосмысляя композицию Боттичелли.
В конце XIX века наступает реакция на слащавость академизма и его любовь к этой теме. Артюр Рембо создаёт свои сатирические стихи «Венера Анадиомена», в которых выпячивает женскую физиологичность .
- 1907 — Пабло Пикассо перетолковывает тип Анадиомены в центральной фигуре своего полотна «Авиньонские девицы» — модернистской деконструкции привычной иконографии, родоначальницы кубизма .
- 1912 — Одилон Редон, символист и член группы Наби пишет пастелью «Венеру Анадиомену», целиком помещая её фигуру внутрь ракушки. Второй вариант, профильный .
- 1922 — «Венера Анадиомена», Джордж Сэбба (Georges Sabbagh), изображает женщину в закрытом купальном костюме 1920-х гг., выходящую из моря (осовременивание сюжета)
- скульптуры: Уильям Стори, Пол Меншип.
Галерея
Картины
-
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482-1486 г., Уффици, Флоренция
-
Ф. Буше, «Рождение Венеры», ок. 1750г.
-
Ф. Буше, «Рождение Венеры», 1740г.
-
Д. Энгр, «Рождение Венеры», Музей Конде
-
А. Кабанель, «Рождение Венеры», 1865, Музей Орсе
-
Жан-Леон Жером, «Рождение Венеры», 1890
-
Одилон Редон, «Рождение Венеры», 1912
-
В. Бугро, «Рождение Венеры», 1879
-
Э. Амори-Дюваль, «Рождение Венеры»
-
Т. Шассерио, «Венера Анадиомена»
Скульптурные изображения
-
Антонио Ломбардо, «Венера Анадиомена»
В поэзии
- «Рождение Киприды» — Аполлон Майков
- «Рождение Афродиты» — Жозе-Мария де Эредиа
- «Рождение Афродиты» — Поль Валери
- «Венера Анадиомена» — Артюр Рембо
- «Рождение Венеры» — Райнер Мария Рильке
- «Анадиомена» — Ангелос Сикельянос
См. также
- Рождение Венеры (картина Боттичелли)
- Рождение Венеры (картина Бугро)
- Рождение Венеры (картина Кабанеля)
- Versuriga anadyomene — один из видов медуз.
- Nephargynnis anadyomene — бабочка.
Ссылки
- Анадиомена // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- «Апеллес пишет картину „Афродита Анадиомена“», Галерея истории древней живописи, Эрмитаж
- 35-я книга Естественной истории Плиния. Лат.яз.
- Рождение Афродиты в поэзии. Рус.
Примечания
- Гесиод, «Теогония»
- Зачатие.
- Информация о проекте.
- Афиней, Deipnosophistae, кн. XIII
- Плиний Старший. «Естественная история», кн. 35.
- Там же.
- Журнальный зал |
- Plastik, weiblich, stehend, bekleidet, Aphroditen
- http://www.sicilytourist.net/syracuse/images/Pag178-foto6.jpg
- Культура Портал: Статуя Венеры Киренской
- Plastik, weiblich, stehend, unbekleidet
- Site hors ligne | Musée du Louvre | Paris Архивировано 2 мая 2008 года.
- Архивировано 27 июля 2009 года.
- Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 13 августа 2007. Архивировано 30 сентября 2007 года.
- (недоступная ссылка)
- , статуэтка
- Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 13 августа 2007. Архивировано 30 сентября 2007 года.
- NGA Sculpture Galleries Архивировано 5 июля 2006 года.
- http://abardel.free.fr/recueil_de_douai/venus/venusrubens.jpg
- Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 13 августа 2007. Архивировано 20 декабря 2007 года.
- Мифы Древней Греции: Древнегреческие мифы в полотнах великих художников
- ギュスターヴ・モロー《アフロディテ》
- Журнальный зал |
- Geburt der Venus, Odilon Redon
- espace Landowski — Musée des années 30 (collection du musée)
- Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 13 августа 2007. Архивировано 25 июля 2009 года.
- , фонтан в Барселоне
«Радуйся, славься во век, благозданного Кипра царица!»
К Афродите». Из гомеровых гимнов. Перевод с греческого В. Вересаева.
Заказать индивидуальную поездку «По следам Афродиты»
Некоторые цинично заявляют, что «киприоты сами придумали место рождения Афродиты, чтобы с туристов деньги вытягивать». Это от невежества. Еще в VII веке до нашей эры легендарный древнегреческий поэт Гомер в своих произведениях называл Афродиту «златовласой Кипридой»
Существуют две мифологические версии рождения Афродиты. По версии Гомера, Афродита была дочерью Зевса и морской нимфы Дионы. По версии Гесиода, бог Кронос отсёк детородные органы своего отца Урана и бросил их в море, а из белоснежной пены, смешанной со спермой, и родилась Афродита.
Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлег он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
«Теогония», Гесиод.
Далее автор повествует, что именно из пены, образовавшейся вокруг отсеченных гениталий Урана, появилась прекрасная богиня:
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась.
«Теогония», Гесиод
Так где же именно Афродита вышла из пены морской?
Согласно мифам, Афродита впервые ступила на берег острова Киферы – греческий остров в Эгейском море, который до сих пор считается одним из главных культовых центров Афродиты. А затем ветерок принёс её на Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры — богини времен года в древнегреческой мифологии.
Сначала подплыла к Киферам священным,
После же этого к Кипру пристала, омытому морем.
«Теогония», Гесиод
Обратите внимание, что на картах Кипра нет места, которое бы именовалось как «место рождения Афродиты». Но у кого бы вы не спросили, все укажут на место, которое носит название Petra tou Romiou. Именно его и ищите на карте, если поедете туда самостоятельно: примерно в 40 км от Лимассола по направлению к Пафосу.
Заказать индивидуальную поездку «По следам Афродиты»
История “Petra tou Romiou”.
В далёкие времена, когда Кипром правили римляне, называющие себя “ромейцами”, на острове жил богатырь. Во время многочисленных войн, когда очередная армада кораблей захватчиков приближалась к острову, он топил их, бросая в них огромные камни. Однажды этот богатырь влюбляется, и в городе Керинья, что на северной части острова, играют его свадьбу. Но в самый разгар веселья появляется гонец с сообщением, что очередная армада кораблей приближается к острову со стороны юга. А вино льётся рекой, гости поют и танцуют, и красавицу невесту покидать совсем не хочется. И тогда юноша поднимает с земли огромный камень и со всей силы бросает его в сторону приближающихся врагов. Камень перелетает остров с севера на юг, и падает на корабли противника, разбивая их. С тех пор этот камень и называют “камнем ромейца”, или по гречески Petra tou Romiou.
Оценив размеры камня, вы улыбнетесь: “Да, силён был добрый молодец!..” А вот учёные говорят, что такие чёрные камни есть только на северном побережье острова, в районе города Кериния. На этой же стороне он такой один единственный. И вряд ли в те далёкие времена была техника, способная доставить камень такого размера с северной стороны острова на южную. Да и зачем?
Так почему же именно это место выбрали местом рождения Афродиты?
Учёные утверждают, что остров произошёл в результате землятресения, во время которого два материка — Африка и Евразия – столкнулись, и стали выталкивать его из воды. Говорят, именно такие чёрные камни в большом количестве можно найти у африканских берегов. Камень стал как бы памятником образования острова, Потому именно Petra tou Romiou можно считать местом рождения острова, который, как и Афродита, родился на свет из пены морской.
Итак, припаркуйте машину, пройдите по живописному подземному переходу…
Переодеться для купания можно прямо на пляже (либо в туалете кафе на парковке). Будьте готовы к тому, что дно на месте, где Афродита вышла на берег, каменистое, вода прохладная даже летом, и кроме того, там почти всегда сильный прибой — богиня любви и красоты не искала легких путей! После купания вы можете принять душ (он находится за кафе на парковке, 50 евро-центов).
На Кипре до сих пор существует поверье: купание в том месте, где Афродита появилась из пены морской, приносит обновление, омоложение. А тот, кто найдёт на побережье морской камушек, форма которого напоминает сердечко, непременно встретит свою “вторую половинку”.
Общеизвестно, что остров Кипр называют островом Афродиты, потому что по легенде богиня любви и красоты Афродита вышла из морской пены на берег этого острова. Это очень красиво, поэтично и романтично. Однако, не все помнят, что этому предшествовала страшная и кровавая история.
Согласно мифу, Афродита появилась на свет от Урана — Бога неба и мужа Геи, Богини Земли. Уран был очень плодовитым, но дети его были ужасны, за что он их ненавидел. Поэтому Уран прятал всех своих детей в недрах Земли-Геи, чем причинял ей тяжкие муки. Гея захотела покочить с такой невыносимой жизнью и задумала оскопить Урана, но не сама, а при помощи своих детей. Но никто из ее детей не осмелился идти против своего отца, кроме младшего сына Кроноса. Серпом, который изготовила Гея, Кронос отсек детородный орган Урана. Капли крови Урана, попавшие на землю, дали рождение богиням мести эриниям, а также гигантам и нимфам.Отсеченный орган Урана Кронос выбросил в море, где около него образовалась пена, из которой и появилась Афродита. Имя ее означает «пенорожденная» (αφρός по-гречески это пена). Возникла из пены Афродита у острова в Эгейском море под названием Кифера, или Китира. Но на берег она вышла на Кипре, в районе Петра ту Ромиу, куда ее принес ветерок.
Вот как описывает эти события древнегреческий поэт Гесиод в своей поэме О происхождении богов (Θεογονία -Теогония).
Дети, рожденные Геей-Землею и Небом-Ураном,
Были ужасны и стали отцу своему ненавистны
С первого взгляда. Едва лишь на свет кто из них появился,
Каждого в недрах Земли немедлительно прятал родитель,
Не выпуская на свет, и злодейством своим наслаждался.
С полной утробою тяжко стонала Земля-великанша.
Злое пришло ей на ум и коварно-искусное дело.
Тотчас породу создавши седого железа, огромный
Сделала серп и его показала возлюбленным детям
И, возбуждая в них смелость, сказала с печальной душою:
«Дети мои и отца нечестивого! Если хотите
Быть мне послушными, сможем отцу мы воздать за злодейство
Вашему: ибо он первый ужасные вещи замыслил».
Так говорила. Но, страхом объятые, дети молчали.
И ни один не ответил. Великий же Крон хитроумный,
Смелости полный, немедля ответствовал матери милой:
«Мать! С величайшей охотой за дело такое возьмусь я.
Мало меня огорчает отца злоимянного жребий
Нашего. Ибо он первый ужасные веши замыслил».
Так он сказал. Взвеселилась душой исполинская Гея.
В место укромное сына запрятав, дала ему в руки
Серп острозубый и всяким коварствам его обучила.
Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлег он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:
Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,
Все их земля приняла. А когда обернулися годы,
Мощных Эринний она родила и великих Гигантов
С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,
Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась. Сначала подплыла к Киферам священным,
После же этого к Кипру пристала, омытому морем.
На берег вышла богиня прекрасная. Ступит ногою —
Травы под стройной ногой вырастают. Ее Афродитой,
«Пенорожденной», еще «Кифереей» прекрасновенчанной
Боги и люди зовут, потому что родилась из пены.
А Кифереей зовут потому, что к Киферам пристала,
«Кипророжденной»,- что в Кипре, омытом волнами, родилась.
Перевод В.В. Вересаева
В детстве моей самой любимой книгой были «Мифы и легенды древней Греции», оказывается, некоторые легенды были искусно «причёсаны» цензурой. И знаменитая Афродита вышла совсем не из пены морской…
Афродита под ножом цензуры
Почти все знают, что греческая богиня любви Афродита родилась из пены. Поэтому её и прозвали Пенорождённой. Произошло это, согласно устойчивому народному мнению, близ берегов острова Кипр. Но, оказывается, всё это очень далеко от истины, и происхождение Афродиты просто шокирующее. Столь шокирующее для современного человека, что его предпочитают не только не афишировать и замалчивать, но и скрывать. Даже в античной Греции, где сексуальные нравы были очень свободными, об этом старались много не говорить. К счастью, описание происхождения Афродиты во всех деталях всё-таки сохранилось. Его приводит Гесиод в поэме «Теогония», название которой переводится как «Происхождение богов». В России есть перевод поэмы, сделанный В. Вересаевым в начале XX века, но прочитать в нём все шокирующие детали рождения Афродиты вы не сможете…
Когда секса ещё не было
Вот как описывает Гесиод развитие Вселенной: «Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный». Немного позже Гея (Земля) «родила себе равное ширью звёздное Небо, Урана, чтоб точно покрыл её всюду…» Похоже, с этого момента во Вселенной зарождается и секс. Причём очень необычный — между матерью и сыном: «Дети, рождённые Геей-Землёю и Небом-Ураном, были ужасны и стали отцу своему ненавистны с первого взгляда. Едва лишь на свет кто из них появлялся, каждого в недрах Земли немедлительно прятал родитель, не выпуская на свет, и злодейством своим наслаждался. С полной утробою тяжко стонала Земля-великанша». Это было самое начало жизни, когда ещё не было и в помине главного греческого бога Зевса и окружавшей его свиты олимпийских богов. И вот в это тяжкое и тёмное время в утробе матери-Земли, полной ужасных детей, и начинается рождение богини красоты и любви — Афродиты. Гея подговаривает детей восстать против отца. Соглашается только Крон. Мать ведёт себя нетривиально — «в место укромное сына запрятав, дала ему в руки серп острозубый и всяким коварствам его обучила». Когда «появился Уран и возлёг около Геи, пылая любовным желаньем», сын из засады острым серпом «отсёк у родителя милого быстро член детородный и бросил назад его сильным размахом».
Всё это летело через леса, через моря, истекая кровью. И ни одна капля её не пропала даром — «все их Земля приняла», родив потом мощных Эриний, великих Гигантов и нимф Мелий. «Член же отца детородный, — продолжает Гесиод, — отсечённый острым железом, по морю долгое время носился, и белая пена взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене той зародилась». Это и была Афродита. Но произошло это не у Кипра, а у острова Киферы, на который богиня и вышла. За это её стали называть Кифереей. И лишь потом она появилась на Кипре, получив ещё одно название — Киприда.
Переводчики-скопцы
Но всё это мелкие придирки по сравнению с главным. Вы обратили внимание, как подробно Гесиод описывает все приключения и превращения детородного органа Урана? Это просто бросается в глаза: ни одна капля крови не пропала, а нетленный член (именно так его описывает автор) куда-то улетучился, ни во что не превратившись. О нём больше ни слова. Оказывается, это поэтическое «оскопление» совершил не Гесиод, а переводчики. В примечании к серьёзному изданию «Теогонии», очень подробно прокомментированному, честно написано, что Вересаев пропустил здесь одну, 200-ю строку.
Найти и восстановить её оказалось непросто. Последние сто лет поэму публиковали только в этом переводе. Нам удалось найти подстрочный английский перевод. Вот как таинственная строка звучит в нём: «Афродиту также называют Филомедеей, потому что она возникла из детородного члена». (Самый честный перевод этого прозвища Афродиты звучит как Членолюбивая.) Потом мы нашли этому подтверждение и в очень редком дореволюционном переводе «Теогонии» Георгия Властова. Там 200-я строка есть… но только по-латыни. Если её перевести, то получится то же самое, что и с английского.
Наука «девушек» питает…
Почему от нас так тщательно скрывали эти детали рождения… точнее, происхождения Афродиты (ведь акт её появления на свет точнее назвать не рождением, а превращением)? Думаю, раньше это делали по этическим причинам, всё-таки сексуальная мораль была достаточно строгой везде. А в XX веке, особенно во второй его половине на Западе, это могло подорвать научные устои. Там многие науки, включая антропологию, психологию, социологию и ещё некоторые «логии», подпали под диктат феминизма. Представители этих наук не могут критиковать виртуальные догматы, придуманные феминистками, — это неполиткорректно и даже опасно. И главный догмат феминистских наук замешен на критике маскулинности и фаллоса. Теперь представьте, какую опасность для этих наук и феминизма представляет происхождение самой красивой женщины всех времён и народов из фаллоса.
Кстати, с точки зрения биологии и медицины этот миф выглядит не столь шокирующе. В каждой женщине есть доля мужчины — мужские гормоны андрогены. И именно от них зависит сила сексуального влечения не только у мужчин, но и у женщин. А Афродита — богиня именно этого влечения. Ей нужно много гормонов.
Александр Мельников
Статья из газеты АИФ №1-231 декабря 2008
История одного шедевра: «Рождение Венеры» Боттичелли
Сюжет
В мифе события разворачивались стремительно. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. А как же ему не изменять, когда, согласно мифологии, одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Так вот, оскопил супербога его же сын Кронос, который не мог спокойно смотреть на страдания матери. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Но все та же бесконечная плодовитость привела к тому, что даже капель крови, упавших на землю или в воду, хватило для зарождения новых существ — от нимф до богинь. Самым прекрасным творением оказалась Афродита.
«Рождение Венеры». (wikipedia.org)
Богиня возникла из морской пены. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она подплыла к берегу и вышла на сушу. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни).
«Весна». (wikipedia.org)
Раковину своим дыханием направляет бог западного весеннего ветра Зефир, а сопровождает его жена Флора, богиня цветов. Их союз символизирует единство духовной и плотской любви.
С алой мантией как знаком божественной власти, которой обладает красота над миром, изображена Ора Цветущая, одна дочерей Зевса и Фемиды. Она следила за порядком в природе и поэтому всегда теперь должна сопровождать Венеру.
Контекст
Это, пожалуй, первое в истории живописи изображение обнаженной женщины вне контекста первородного греха. Боттичелли разделял идеи флорентийских неоплатоников, ратовавших за синтез античной мудрости и христианской морали. Поэтому для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было абсолютно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Античная богиня становится аллегорией христианского откровения, через которое спасается душа.
Пьеро ди Козимо. Портрет Симонетты Веспуччи, до 1520. (wikipedia.org)
Точно не известно, кто позировал Боттичелли. По самой распространенной версии, это была Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи. Красоту ее воспевали, богачи и сильные мира добивались ее благосклонности. Симонетта умерла в 23 года от чахотки, но благодаря Боттичелли, который повторял ее лицо из картины в картину и при ее жизни, и уже после ее смерти, Симонетта стала «лицом» флорентийского Ренессанса.
Судьба художника
Боттичелли был человеком странным, по мнению его современников. Он не гнался за богатством, жил в мире своих фантазий и образов. У него не было ни семьи, ни дома. Но была красота, воплощенная на полотне, и этого для художника было более чем достаточно. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.
Сандро Боттичелли. (wikipedia.org)
Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Даже папа Сикст IV, решивший расписать капеллу в своём римском дворце, лично выбрал Боттичелли для руководства работами.
Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».
В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Причин тому было несколько, как это обычно и бывает. Силы художника подтачивала болезнь ног. Мода на искусство менялась. Ко всему прочему против Боттичелли сыграло его следование заветам Джироламо Савонаролы — монаха, призывавшего отказаться от прелестей земной жизни. Обвинение монаха в ереси, признание виновным и сожжение на костре в какой-то мере сломили дух живописца.
Скончался Боттичелли на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня покоится его прах на кладбище церкви Всех Святых.
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.
Афродита, греч., лат. Венера — богиня любви и красоты, прекраснейшая из богинь античных мифов.
Ее происхождение не совсем ясно. По Гомеру, Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы; по Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной богом неба Ураном, и вышла из моря на острове Кипр (отсюда одно из ее прозвищ: Киприда).
Так или иначе, но в любом случае благодаря своей красоте и всевозможным чарам Афродита стала одной из могущественнейших богинь, перед которой не могли устоять ни боги, ни люди.
К тому же у нее был целый отряд помощников и помощниц: богини женской прелести и красоты — хариты, богини времен года — горы, богиня убеждения (и лести) Пейто, бог страстного влечения Гимер, бог любовного влечения Пот, бог брака Гименей и юный бог любви Эрот, от стрел которого нет спасения.
Так как любовь играет в жизни богов и людей огромную роль, Афродита всегда была в большом почете. Кто выказывал уважение к ней и не скупился на жертвы, мог рассчитывать на ее благоволение. Правда, она была божеством довольно непостоянным, и счастье, которым она одаряла, часто бывало мимолетным. Иногда она творила подлинные чудеса, на которые способна только любовь. Например, кипрскому скульптору Пигмалиону Афродита оживила мраморную статую женщины, в которую он влюбился. Своих любимцев Афродита защищала повсюду, где могла, но она умела и ненавидеть, ведь ненависть—родная сестра любви. Так, робкого юношу Нарцисса, на которого ревнивые нимфы донесли, что он пренебрегает их прелестями, Афродита заставила влюбиться в самого себя и лишить себя жизни.
Как ни странно, самой Афродите не очень везло в любви, так как она не сумела удержать ни одного из возлюбленных; не было ей счастья и в браке. Зевс дал ей в мужья самого невзрачного из всех богов, хромого, всегда потного бога-кузнеца Гефеста. Чтобы утешиться, Афродита сблизилась с богом войны Аресом и родила ему пятерых детей: Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса и Гармонию, затем с богом вина Дионисом (ему она родила сына Приапа), а также, в числе прочих, с богом торговли Гермесом. Она даже утешалась с простым смертным, дарданским царем Анхисом, от которого у нее родился Эней.
В мире мифов жизнь всегда была богата событиями, и Афродита часто принимала в них самое живое участие; но самые далекоидущие последствия имела ее благосклонность к троянскому царевичу Парису. В благодарность за то, что Парис назвал Афродиту более красивой, чем Гера и Афина, она обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Ею оказалась Елена — жена спартанского царя Менелая, и Афродита помогла Парису похитить ее и увезти в Трою. Так началась троянская война, о которой вы можете прочесть в статьях «Менелай», «Агамемнон» и многих других. Естественно, в этой истории Афродита помогала троянцам, но война была не по ее части. Например, едва ее оцарапало копье ахейского предводителя Диомеда, как она с плачем сбежала с поля боя. В итоге десятилетней войны, в которой участвовали все герои того времени и почти все боги, Парис погиб, а Троя была стерта с лица земли.
Афродита явно была богиней малоазиатского происхождения и, по-видимому, восходит к финикийско-сирийской богине Астарте, а та, в свою очередь, — к ассиро-вавилонской богине любви Иштар. Греки переняли этот культ уже в древнейшие времена, скорее всего через острова Кипр и Киферу, где Афродите поклонялись особенно ревностно. Отсюда такие прозвища богини, как Киприда, Пафия, Пафосская богиня — от города Пафос на Кипре, где был один из великолепнейших храмов Афродиты (см. также статью «Пигмалион»), от Киферы (Цитера) — Киферея. Ей были посвящены мирта, роза, яблоко, мак, голуби, дельфин, ласточка и липа, а также множество великолепных храмов — не только в Пафосе, но и в Книде, Коринфе, Алабанде, на острове Кос и в других местах. Из греческих колоний в Южной Италии ее культ распространился и на Рим, где ее отождествили с древней италийской богиней весны Венерой. Самыми большими из римских храмов Афродиты-Венеры были храмы на форуме Цезаря (храм Венеры-Родоначальницы) и у Виа Сакре (Священной дороги) к Римскому форуму (храм Венеры и Ромы). Культ Афродиты пришел в упадок только после победы христианства. Однако благодаря поэтам, скульпторам, художникам и астрономам ее имя сохранилось до сегодняшнего дня.
Красота и любовь влекут к себе художников всех времен, поэтому Афродиту изображали, пожалуй, чаще всех других персонажей античных мифов, в том числе в вазописи, фресках Помпеи; к сожалению, о фреске «Афродита, выходящая из волн», созданной в кон. 4 в. до н. э. Апеллесом для храма Асклепия на Косе, мы знаем лишь со слов античных авторов, которые называют ее «непревзойденной». Самый знаменитый из рельефов — так называемая Афродита Лудовизи греческой работы 460-х гг. до н. э. (Рим, Национальный музей в Термах).
Статуи Афродиты относятся к шедеврам античной пластики. Это прежде всего «Афродита Книдская», созданная, вероятно, Праксителем для Книдского храма в 350-х гг. до н. э. (ее копии имеются в Ватиканских музеях, в парижском Лувре, в нью-йоркском Метрополитен-музее и в других собраниях), «Афродита Киренская» — римская копия эллинистической статуи 2—1 вв. до н. э. (Рим, национальный музей в Термах), «Афродита Капитолийская» — римская копия эллинистической статуи сер. 3 в. до н. э. (Рим, Капитолийские музеи), «Венера Медицейская» — римская копия статуи Клеомена 2 в. до н. э. (Галерея Уффици, Флоренция) и др. О высочайшем уровне мастерства греческих скульпторов, ваявших Афродиту, свидетельствуют находки нескольких греческих статуй, о которых античные авторы вообще не упоминают, например «Афродита из Сол» (2 в. до н. э., Кипрский музей в Никосии) или прославленная «Афродита Мелосская» (кон. 2 в. до н. э., найденная в 1820 г., Париж, Лувр).
Художники нового времени увлекались Афродитой не меньше античных: их картины и скульптуры практически невозможно перечесть. К числу самых знаменитых картин относятся: «Рождение Венеры» и «Венера и Марс» Боттичелли (1483—1484 и 1483, Флоренция, Галерея Уффици, и Лондон, Национальная галерея), «Спящая Венера» Джорджоне, дописанная после 1510 г. Тицианом (Дрезденская галерея), «Венера и Амур» Кранаха Старшего (ок. 1526, Рим, вилла Боргезе), «Венера и Амур» Пальмы Старшего (1517, Бухарест, Национальная галерея), «Спящая Венера» и «Венера и лютнист» (Дрезденская галерея), «Рождение Венеры», «Торжество Венеры» и «Венера и Марс» Рубенса (Лон-дон, Национальная галерея, Вена, Художественно-исторический музей, Генуя, Палаццо Бьянко), «Спящая Венера» Рени (после 1605) и Пуссена (1630, обе картины в Дрезденской галерее), «Венера с зеркалом» Веласкеса (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), «Туалет Венеры» и «Венера, утешающая Амура» Буше (1746, Стокгольм, Национальный музей, и 1751, Вашингтон, Национальная галерея). Из современных работ назовем хотя бы «Афродита» Р. Дюфи (ок. 1930, Прага, Национальная галерея), «Венеру с фонарем» Павлович-Барилли (1938, Белград, Музей современного искусства), «Спящую Венеру» Дельво (1944, Лондон, Национальная галерея) и гравюру «Рождение Венеры» М. Швабинского (1930).
Из области пластики нужно, как минимум, упомянуть «Венеру» Г. Р. Доннера, созданную во время его пребывания в Братиславе в 1739—1740 гг., «Венеру и Марса» Кановы (1816) и, пожалуй, также его портретную скульптуру «Паолина Боргезе в виде Венеры» (1807, Рим, вилла Боргезе), «Афродиту» Б. Торвальдсена (ок. 1835, Копенгаген, музей Торвальдсена), «Венеру-Победительницу» О. Ренуара (1914), «Венеру с жемчужным ожерельем» А. Майоля (1918, в Лондонской галерее Тейт), «Венеру» М. Марини (1940, США, частное собрание). В собрании пражской Национальной галереи — «Венера» Хорейца (1914) и «Венера плодородных полей» Обровского (1930); скульптуру «Венера, выходящая из волн» создал в 1930 г. В. Маковский. В этой связи любопытно отметить, что известная статуя Й. В. Мысльбека «Музыка» (1892—1912) является творческой переработкой античного образца. Как выяснилось из его творческого наследия, он создал ее на основе тщательного изучения «Венеры Эсквилинской» (1 в. до н. э.). Конечно, воспевали Афродиту и композиторы. На рубеже 18 и 19 вв. Враницкий написал программную симфонию «Афродита», в начале 20 в. оркестровый «Гимн Венере» создал Маньяр, Орф написал в 1950—1951 гг. сценический концерт «Триумф Афродиты».
Из множества поэтических произведений, посвященных Афродите, древнее всех, по-видимому, три «Гимна Афродите», которые традиция приписывает Гомеру. В поэзии Афродита часто именуется Цитерой (Кифереей), Пафосской царицей, Пафией:
«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!..»
— А. С. Пушкин, «Вольность» (1817);
«У пафосския царицы
Свежий выпросим венок…»
— А. С. Пушкин, «Кривцову» (1817);
«Как верный сын пафосской веры…»
— А. С. Пушкин, «К Щербинину» (1819). Здесь пафосская вера — любовь.
Здесь вышла из пены морской Афродита
Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Добавить комментарий